Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Одобрено Методическим советом филиала↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «ПЕДАГОГИКА» для студентов специальности 040101.65 «Социальная работа»
очной и заочной формы обучения
Тольятти 2010
Рабочая программа разработана на основании Государственного образовательного стандарта по специальности «Cоциальная работа».
Составил к.п.н. Шингаркина Д.А.
Рассмотрена на заседании кафедры теории и практики социальной работы
Протокол № от 200 г.
Зав. кафедрой теории и практики социальной работы, к.с.н., доцент Закомолдина Т.О.
Одобрено Методическим советом филиала
Протокол № от 200 г.
Председатель Методического совета филиала Демченкова Н.А.
Дополнительные изменения к рабочей программе на 2009/2010 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. Произведено добавление следующих разделов: - методические материалы для преподавателя; - методические указания для студентов; - материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций; - темы контрольных работ.
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры
«______» __________________200____г. Протокол № ________________
Зав. кафедрой теории и практики социальной работы, к.с.н., доцент Закомолдина Т.О.
Внесенные изменения утверждаю.
Зам. директора по УР Муртаева И.И.
«_______» ________________________________200___г. I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Педагогика – это наука о педагогических закономерностях, сущности, принципах, методах и формах обучения, воспитания и развития конкретного человека, коллектива в интересах успешной деятельности. В системе человекознания педагогика представляет собой отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи–получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы. Этот курс способствует формированию гуманистического мировоззрения, развивает способности ориентироваться в сложных ситуациях общения, нравственного и идейного взаимоотношения поколений, межличностных отношениях в коллективе. Целью курса является общетеоретическая подготовка специалиста, осмысление студентами сущности и содержания педагогических проблем, современных дидактических принципов, методов обучения и воспитания, приобретение навыков самообучения, формирование целостного представления о педагогических аспектах образовательной деятельности. Задачи курса: - познакомиться с наиболее значительными педагогическими идеями и теориями прошлого и настоящего; - формирование у студентов системных знаний о методологии и теории педагогической науки, их прикладном характере; - формирование целостного представления о факторах и закономерностях развития личности в ходе педагогического взаимодействия, получение знаний о закономерностях обучения и воспитания; - научиться теоретически и обоснованно объяснять педагогические ситуации, вычленяя в них педагогические задачи, и овладение алгоритмом их решения; - освоить умения самостоятельной работы с педагогической литературой; - приобретать первоначальные умения рефлексировать свою интеллектуальную деятельность, деятельность в кооперации с коллегами; - развитие у студентов творческого мышления, потребности в гуманистическом, творческом подходе к взаимодействию с человеком, его изучению и формированию; - формирование и укрепление у студентов устойчивого интереса к педагогике; - формирование общей педагогической культуры личности. В результате изучения курса «Педагогика» студенты должны Знать: - основные понятия и категории педагогической науки; - соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании; - основные закономерности, принципы, формы, средства и методы педагогической деятельности; - объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме; - основные теории, концепции, законы и закономерности теории воспитания и дидактики; - методы, проблемы и перспективы развития методологии педагогики. Уметь: - применять в своей профессиональной деятельности современные принципы обучения; - применять индивидуальный подход в обучении, воспитании; - обновлять и реализовывать в педагогическом процессе свои представления о методических основах образования и современных концепциях, теориях обучения; - изучать и накапливать профессионально-педагогический опыт; - организовывать и осуществлять собственный эксперимент, обобщать и оценивать его результат, - творчески решать педагогические задачи. Владеть: - методами, приемами и средствами организации и управления педагогическим процессом. - методами педагогической диагностики и проектирования педагогической ситуации, рационального выбора оптимальных форм, методов, средств обучения, Быть компетентным - в вопросах воспитания, обучения, педагогической деятельности, педагогического взаимодействия, - в педагогических основах социальной работы. Изучение дисциплины производится в ходе лекционных, практических занятий, а также во время самостоятельной работы. На лекции выносятся центральные, стержневые вопросы, дающие студентам возможность ориентироваться в содержании данного раздела. Для самостоятельной работы представляются домашние задания, контрольные вопросы, методические рекомендации, списки обязательной и дополнительной литературы. Учебная программа по дисциплине «Педагогика» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебным планом по специальности «Социальная работа». Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности «Социальная работа» по дисциплине «Педагогика»
II. СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ Для студентов очной формы обучения, имеющих среднее полное (общее) образование, со сроком обучения 5 лет курс состоит из: лекций - 32 часа, практических занятий - 32 часа. В шестом семестре 3 курса изучение дисциплины рассчитано на 26 часов лекционных занятий и 26 часов практических занятий. Общее количество часов, предусмотренных на самостоятельную работу, в течение всего учебного года составляет 154 часа. Общее время, отводимое на изучение курса, составляет 270 часов. Курс завершается сдачей зачета в пятом семестре, экзаменом в шестом семестре.
СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ по очной форме обучения НА ПЯТЫЙ СЕМЕСТР 3 курса
СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ по очной форме обучения НА ШЕСТОЙ СЕМЕСТР 3 курса (лекций - 26 часов, практических занятий - 26 часов)
Для студентов заочной формы обучения, имеющих среднее полное (общее) образование, со сроком обучения 6 лет, курс состоит из: лекций в объеме 28 часов, практических занятий - 4 часа, самостоятельной работы в объеме – 238 часов. Общее время, отводимое на изучение курса, составляет - 270 часов. Обучение дисциплине осуществляется на 3 курсе. Курс завершается зачетом и экзаменом. СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ по ЗАочной форме обучения
III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 5. Образование как общественное явление и педагогический процесс Сущность образования как педагогической категории. Генезис образования как социального явления. Образование как процесс и результат педагогической деятельности. Российские и международные документы по образованию. Цели и содержание современного образования. Современные тенденции развития образования. Тема 6. Содержание образования как средство развития личности и формирование ее базовой культуры Сущность содержания образования и его исторический характер. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования. Государственный образовательный стандарт и его функции. Стратегия развития вариативного образования в России. Тема 7. Система образования в России и ее характеристика Принципы государственной политики в области образования. Система образования в РФ и органы управления образованием. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура. Тенденции развития системы образования за рубежом и в России. Непрерывное образование. Дополнительное образование. Детские и молодежные общественные объединения. Тема 8. Образование и культура Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры. Возрастная динамика развития человека в процессе образования. Тема 9. Проблема гуманизации и гуманитаризации образования Гуманизация и гуманитаризация образования. Педагогика ненасилия. Проблема гуманизма российской педагогики на современном этапе. Тема 24. Факторы обучения Дидактические причины и факторы. Факторный анализ в дидактике. Комплексное влияние факторов. Тема 25. Законы, закономерности, принципы и правила обучения История проблемы. Понятие закона, закономерности и принципы обучения. Классификация закономерностей обучения. Соотношение принципов и правил. Система дидактических принципов. Принцип сознательности и активности. Принцип наглядности обучения. Принцип систематичности и последовательности. Принцип прочности. Принцип доступности. Принцип научности. Принцип связи теории с практикой.
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Образование как общественное явление и педагогический процесс Цель занятия: рассмотреть сущность образования как педагогической категории и как социального явления. Определить этапы развития образования как социального института. Содержание занятия: определить, в чем проявляется многогранность образования как педагогической категории. Каковы основные проблемы образования на современном этапе? Охарактеризовать образование как общечеловеческую и личностную ценность. Определить положения российских и международных документов по образованию. Какие тенденции в современном образовании в них закреплены? Назовите основные социокультурные функции современного образования.
6. По теме 6 - 2 часа Содержание образования как средство развития личности и формирование ее базовой культуры Цель занятия: рассмотреть содержание и особенности педагогической антропологии и позицию человека в ней. Проанализировать современные подходы к определению сущности содержания образования, его компоненты. Рассмотреть понятие «мировое образовательное пространство». Рассмотреть уровни государственного образовательного стандарта. Содержание занятия: определить факторы, влияющие на развитие содержания образования. Проанализировать теории формирования содержания образования (энциклопедизм, дидактический формализм, дидактический утилитаризм, функциональный материализм, теория операциональной структуризации). Проанализировать структуру базисного учебного плана, его вариативную и инвариативную части, компоненты, имеющие социальный и педагогический смысл. 7. По теме 9 - 2 часа Проблема гуманизации и гуманитаризации образования Цель занятия: определить роль гуманизации в развитии системы образования. Выделить закономерности данного процесса. Определить принципы гуманитаризации образования. Выделить пути осуществления гуманизации образования. Содержание занятия: проанализировать модели гуманизации образования. Сделать подборку статей и составить аннотации к ним в периодических изданиях по данной проблеме. 8.По теме 10 – 2 часа Педагогические инновации Цель занятия: рассмотреть этапы инновационного процесса, классификацию педагогических инноваций, критерии инновации учебного заведения. Содержание занятия: определить факторы распространения педагогических инноваций. Определить инновационные тенденции зарубежного образования. Определить условия, при которых инновации в образовании могут дать полноценный педагогический эффект. Сконструируйте модель инновационного образовательного учреждения. 11. По теме 14 - 2 часа Сущность воспитания Цель занятия: рассмотреть категорию «воспитание», его функции, задачи и особенности. Изучить понятие воспитательного процесса, критерии его оценки. Рассмотреть понятие, структуру и этапы развития воспитательной системы. Проанализировать зарубежные и отечественные воспитательные системы. Содержание занятия: выделить черты воспитания как общественного явления. Проанализировать прогрессивные идеи современного процесса воспитания. Определить признаки воспитательной системы. Разработка моделей воспитательной системы. Определить содержание категории «воспитание» на житейско-обыденном и научном уровне, выделив общее и различное. Определить, как история общества и его современное состояние повиляли на понимание сущности воспитания. 12. По теме 15 - 2 часа Технологии воспитания Цель занятия: изучить содержание понятия «технология воспитания». Рассмотреть комплексный подход современных технологий воспитания. Содержание занятия: разработать содержание социально-ориентированных воспитательных дел. 16. По теме 22 - 2 часа СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Сущность процесса обучения Цель занятия: рассмотреть понятие дидактика, основные дидактические категории. Проанализировать цели, движущие силы и закономерности процесса обучения. Его функции и структуру. Содержание занятия: выделить противоречия процесса обучения. Дать характеристику обученности и ее основные составляющие. Назовите особенности формирования знаний, умений и навыков. Определить, в чем заключается сущность традиционной дидактики И.Гербарта, дидактики Дж.Дьюи. В схеме представить место принципов в процессе обучения. 18. По теме 24 - 2 часа Факторы обучения Цель занятия: рассмотреть дидактические причины и фактор обучения. Содержание занятия: определить факторы продуктивности дидактического процесса. Какие факторы относятся к общим, комплексным, генеральным? Определить задачи факторного анализа в педагогике.
19. По теме 25 - 2 часа Диагностика обучения Цель занятия: рассмотреть понятие «диагностика», диагностика обученности и обучаемости. Содержание занятия: определить, для каких целей используются результаты диагностирования обучаемости. В чем заключатся тестирование обученности, достижений, развития? Определить формы тестового контроля. В чем заключаете оценка и оценивание? 23. По теме 29 - 2 часа Управление образовательными системами Цель занятия: рассмотреть основные понятие и принципы общей теории социального управления, а также принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Содержание занятия: выявить особенности социального управления. Определите принципы, методы, особенности управления образовательными системами. 24. По теме 30 - 4 часа СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ По ЗАочной форме обучения 1. По теме 2 - 1 час V. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ
VI. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.176 (0.014 с.) |