Социометрический метод изучения внутригрупповых отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социометрический метод изучения внутригрупповых отношений.



Метод социометрии появился в 30х годах XX века. Предложен ученым Джакоб Морено.

Это была попытка совместить взгляды Конта, Маркса, Фрейда.

Для изучения малых групп (от 3 до 30 человек)

 

Социометрический метод – метод исследования структуры межличностных отношений в малых группах, путём изучения выборов, сделанных членами группы по тому или иному критерию.

Выбор – единица анализа измерения, установка индивида относительно взаимодействия с членами своей группы в определенной ситуации.

Ситуация выбора – конкретная содержательная ситуация, представляемся респондентом в качестве основы выбора других членов группы, в виде предположения о том, кто из членов группы выберет респондента в данной ситуации.

Социометрический критерий – вопрос в социометрии.

 

Значение социометрического опроса – диагностика состояния отношений в малых группах для получения информации о структуре связи между членами группы относительно выделенного критерия.

 

Область применения социометрии:

Ø Используется, как средство управления групповой деятельностью

Ø При изучении малых групп в экстремальных ситуациях

Ø Когда характер отношений оказывает значительное влияние на результаты труда

 

Ограничения при применении социометрии:

ü Применяется только в малых группах (от трех до тридцати человек)

ü Индивиды должны находиться в непосредственном взаимодействии не менее шести месяцев

ü На момент проведения исследования нужна 100%ная репрезентативность группы

ü Данное социометрии нельзя представить, как абсолютно объективную характеристику, есть необходимость перепроверки другими методами

 

Классификация социометрических вопросов:

1) По способу определения предпочтений респондента:

v Бальная оценка – присваивается балл

v Ранжирование – расположение в порядке значимости

v Попарное сравнение

PS: в случаях, когда измерения проводятся по бальной оценке, вопрос называется взвешенным.

Когда респондент выбирает из множества членов группы некоторое количество человек, не упорядочивая их, вопрос называется невзвешенным.

2) По ограничению числа вопросов:

v Вопрос с ограниченным числом выборов – параметрический

v Вопрос без ограничений числа выборов – непараметрический

3) По характеру исследуемой задачи:

v Социометрические (кого выбирает респондент)

v Аудосоциометрические или гностические (кто выбирает респондента)

4) По отношению к точности и конкретности ситуации:

v Сильные (значимые) – глубокие стабильные связи в группе

v Слабые (незначительные) – когда ситуация указывается в общем виде

5) По ситуации:

v Производственная ситуация

v Учебная ситуация

v Бытовая ситуация

6) По предполагаемому отношению с объектом:

v Горизонтальные

v Иерархия (одинарные)

7) По направленности:

v Положительные (прямые)

v Отрицательные (обратные, отклонения)

v Отсутствие выбора

 

Социометрическая анкета или карточка – это опросный лист, который является методическим инструментарием для сбора эмпирической информации.

 

Социограмма - способ изображения структуры взаимоотношений в малой группе.

Правило изображения социограмм – символы членов группы располагаются так, чтобы обеспечить максимальное удобство при рассмотрении социограмм.

Виды социограмм:

Ø Произвольные

Ø Круговые

Ø Концентрические

Элементарные структуры, характерные для социограмм:

ü Индивид (1)

ü Диада – взаимная связь между элементами (2)

ü Триада (3)

ü Тетрада (4)

ü Петрада (5)

ü Звезда (6)

Тут должны были быть рисунки, но так как я художник хреновый, опишу словами – все эти структуры представлены в виде взаимных связей сначала между двумя (диада), а затем между шестью (звезда) элементами. Надеюсь, вы сможете себе это представить. (-:

 

Локограмма – чертеж расположения индивида в пространстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.48 (0.005 с.)