Социологическое исследование, его сущность и функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологическое исследование, его сущность и функции.



Сразу предупреждаю – я не знаю, что именно нужно рассказывать про социальные исследования. По сути, все эти методы опросов, наблюдений и т.п. и являются социальными исследованиями, так что, по всей видимости, рассказывать надо всё-таки то, что мы проходили, а не всю эту чушь, написанную ниже.

В общем, думайте сами, решайте сами, читать или не читать… Учить или не учить…

 

Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

В широком смысле социологическое исследование — это специфический вид

систематической познавательной деятельности, направленной на исследование

социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой

информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий,

методов и процедур, принятых в социологии.

В более узком смысле социологическое исследование представляет собой систему

логически последовательных методологических, методических и организационно-

технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные

данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.

Социология, как самостоятельная отрасль научного знания, использует для изучения своего предмета совокупность специфических методов. Все методы социологии можно подразделить на теоретические и эмпирические.

 

В качестве инструмента теоретического исследования в социологии, как и в философии, используется рефлексия - процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения. Исходным материалом для производства нового научного знания служат уже существующие теории, идеи различных ученых, которые синтезируются с собственными научными воззрениями исследователя при помощи различных логических схем, на основе той или иной теоретической парадигмы. В процессе исследований социологи, как правило, используют такие теоретические методы, как системный, структурно-функциональный, синергетический, методы логической интерпретации, моделирования и ряд других.

 

Особую группу методов, широко применяющихся в социологических исследованиях, составляют методы математической статистики. Они позволяют осуществлять анализ и интерпретацию первичной социологической информации, а также верифицировать уже полученные данные.

 

Наряду с теоретическими методами, социология использует методы эмпирические. Исходным материалом эмпирического исследования служат различные мнения, суждения, социальные факты, смысловые индикаторы, явления или процессы, которые социолог пытается получить и систематизировать с использованием специальных методов сбора и обработки первичной социологической информации.

 

Эмпирические методы подразделяются на количественные (классические) и качественные. Одна из основных задач количественного социологического исследования - в сочетании с теоретическим анализом - состоит в определении причин и следствий

Количественные социологические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.

 

Цель фундаментального исследования - развитие и совершенствование самой науки, т.е. получение нового научного знания, а цель прикладного исследования - решение конкретной социальной проблемы. Таким образом, если фундаментальное исследование позволяет открыть законы того или иного явления, то прикладное - выработать конкретные способы преобразования социальной ситуации.

Результаты фундаментальных исследований адресованы научному сообществу, а прикладных - конкретному заказчику, который с их помощью предполагает решить конкретную проблему. Прикладные исследования проводятся по запросам руководства и касаются проблем, требующих последовательных, часто долгосрочных управленческих воздействий

Ко второй группе методов получения социологической информации относятся качественные методы исследования. Объектом социологического анализа здесь выступают индивиды как исполнители социальных ролей. Основная цель качественных методов - изучение социальных явлений и процессов с точки зрения действующего индивида как начала любой социальности.

 

Характеристики социологического исследования:

– Социологическое исследование носит научный характер, т.е. строится в соответствии с требованиями науки.

– Следовательно, оно должно быть объективным, максимально приближенным к истине.

– Социологическое исследование носит достоверный характер, т.е. его данные можно перепроверить.

– Наконец, результаты исследования должны быть репрезентативными (представительными) – способными отражать реальную ситуацию в объекте исследования.

В соответствии со своим назначением программа социологического исследования выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

ü Методологическая функция программы социологического исследования состоит в том, что программа позволяет: определить научную проблему, для решения которой проводится исследование; сформулировать цели и задачи исследования; зафиксировать исходное представление об изучаемом объекте; установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.

ü Методическая функция программы состоит в том, что программа позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория - факты - теория. Кроме того, методическая функция показывает, как использовать методы сбора и анализа информации, позволяет разработать процедуру исследования, проводить сравнительный анализ полученных результатов аналогичных исследований.

ü Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, облегчает контроль за ходом исследования.

 

1. Познавательная - получение новых знаний об изучаемых объектах. Она выражается в том, что наряду с общей социологией помогает обществу глубже понять сущность социальных процессов и явлений, раскрыть динамику, тенденции и перспективы их развития.

2. Практическая – выработка практических рекомендаций с целью совершенствования изучаемых явлений и процессов.

3. Нормативно-ценностная – выражение целей, норм, ценностей, соответствующих потребностям общества на данном этапе его развития.

4. Гносеологическая – конкретизация основных вопросов теории познания, применительно к данному познавательному процессу. Выражающаяся в том, что она позволяет установить и изучить признаки, характеризующие состояние изучаемых социальных объектов, в том числе признаки социальной напряженности, экстремальных ситуаций, конфликтов, а это содействует своевременному принятию необходимых управленческих решений, способствующих поддержанию социальной системы в динамичном и устойчивом состоянии.

5. Информационная – сбор и обработка информации, ознакомление общественности с результатами исследования, заключается в том, что она на основе познания социальных процессов и явлений предоставляет в распоряжение общества, его обучающих и управляющих структур, предпринимательских, коммерческих и иных организаций информацию об интересующих их социальных объектах, особенностях их изменения и развития в современном обществе. Эта функция позволяет прикладной социологии стать важным фактором информатизации социологического пространства, в рамках которого происходят все явления и процессы общественной жизни.

6. Логическая – последовательное выполнение основных этапов и отдельных исследовательских процедур. Заключается в том, что она способна выполнять технологизацию социального пространства, т.е. разрабатывать и применять в практике управления социальные технологии, методы выявления и использования скрытых резервов и потенциалов социальной системы, помогать управляющим структурам получать оптимальные социальные результаты при наименьших материальных и организационных издержках.

7. Организационная – регулирование деятельности исследовательского коллектива, созидательно преобразующую, инновационную,воплощающуюся в активном воздействии на социальные процессы и явления, их прогнозировании и проектировании в целях создания более благополучных условий для развития социальных объектов и систем.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 992; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.214 (0.006 с.)