Методы изучения межличностных отношений в коллективе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы изучения межличностных отношений в коллективе



 

В качестве объекта воспитательного воздействия обычно выступает не столько отдельный ребенок, сколько различные группы ребят, объединенных по разнообразным признакам (с педагогический коллективом, семьей, родительским комитетом и т.д.). Человек как личность формируется в группе, является непосредственным и опосредованным выразителем внутри групповых отношений. Значимость группы для личности прежде всего в том, что группа - это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного распределения труда. Группа сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. В связи с этим группа выступает как наиболее полное отражение коренных особенностей социального строя, в рамках которого она образована и функционирует.

Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у младшего школьника реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. Это побуждает ребенка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей. Младший школьник стремится к выполнению должных норм, которые предлагают ему взрослые, у него велико желание быть положительно оцененным, одобренным взрослым (Я хорошо себя вел? А вы мне поставите пятерку? Можно я переделаю работу?).

Для исследования межличностных отношений можно использовать модифицированный вариант социометрической методики Р. Желя.

Вариант 1. Ребенку дают бланк с изображением стола и стульев и предлагают посадить за праздничный стол тех одноклассников, которых он пригласил бы на свой день рождения, а отдельно – тех, кого бы не хотел пригласить.

Целесообразно не ограничивать детей в числе выборов, это поможет глубже выявить социовалентность, т.е. потребность в общении, но в тоже время необходимо подробно разъяснить, что нужно выбирать только самых близких, хороших друзей и отсаживать самых неприятных, тем самым предупредить эмоциональную экспансивность и исполнительность.

Вариант 2. Кому из детей в классе ты написал бы поздравительную открытку? Кому не написал бы?

Вариант 3. Ты переходишь в новый класс. Кого возьмешь с собой? Кого оставишь?

Вариант 4. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой и с кем бы не хотел? По данным опросных бланков (листов) заполняется социоматрица. Социоматрица – таблица, в которой отражены данные социометрического опроса. В ней положительные выборы (“Посажу за стол”, “Хочу пригласить”) обозначают по горизонтали “плюсом”, отрицательные – “минусом”. Взаимные выборы обводят кружком (О). Далее подсчитывают сумму выборов.

Предложенная методика дает возможность определить следующие психологические характеристики межличностных отношений: социовалентность (степень включенности во взаимоотношения); статус детей и статусную структуру группы – сплочённость группы и взаимность контактов – уровень конфликтности (агрессивности) группы – детей, которые являются объектами групповой агрессии. Целесообразно начинать анализ социометрических данных социовалентности детей, свидетельствующей о степени и характере включенности школьника в систему взаимоотношений в классе. По социовалентности можно судить о потребности ребёнка в общении и о его установке на удовлетворение этой потребности именно в данной группе, что, в свою очередь, позволит опосредованно судить о привлекательности коллектива для ребенка. Определяется социовалентность по количеству и характеру сделанных учащимися выборов. Социовалентность будет положительной, если у ребенка преобладают положительные выборы, и отрицательной – если преобладают негативные выборы.

Для изучения привлекательности классного коллектива можно использовать “ Методику оценки привлекательности классного коллектива” (7-10 лет).

 

Психологические особенности воспитание школьников в коллективе

 

Школьный класс после семьи — ближайшая среда, которая оказывает существенное влияние на развитие учащегося. Это влияние идет по многим линиям: в одних случаях оно позитивное, в других — может быть негативным. По мере развития группы, какой является любой класс, в ней формируются такие важные в воспитательном отношении феномены, как традиции, общественное мнение, взаимопомощь, взаимная требовательность, внутригрупповое соревнование, социальная идентификация, социально-психологический климат и др. Высокий уровень организации, преобладание позитивных процессов над негативными делают группу коллективом. Среди психологов нет единого мнения о том, как влияет коллектив на личность. Ряд зарубежных психологов это влияние оценивают только отрицательно, считая, что в нем ограничиваются свобода человека, возможности удовлетворения потребности в самореализации, что при этом утрачивается личная ответственность.

Американский психолог У.Бронфенбреннер считает, что поведение индивидов в коллективе определяется только принуждением, давлением на него других лиц, что коллектив формирует лишь внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с его позицией. Конечно, такие случаи вполне возможны, но они обусловливаются не сущностью самого коллектива, а применением авторитарных методов воспитания.

Психологи, игнорирующие роль коллектива как инструмента воспитания, по существу недооценивают роль воспитания и социальной среды и переоценивают значение внутренних психических факторов в развитии личности. Хорошо известно, что происходит с группой детей, предоставленной самой себе. Без воспитания эта группа становится ватагой, где воцаряется культ насилия, развиваются асоциальные наклонности.

Опыт воспитания в нашей стране и многочисленные исследования показывают, что коллектив является важным средством формирования личности. В коллективе личность быстрее изживает свои недостатки и приобретает ценные качества, необходимые ей для вхождения в общество, для участия в совместной деятельности. Под влиянием коллектива происходит обогащение личного нравственного опыта.

Каждый член коллектива получает удовлетворение от своей причастности к коллективу, у него формируется чувство защищенности, которое А.С.Макаренко считал важным признаком общего тона коллектива. В работе психолога А.Н.Лутошкина "Эмоциональные потенциалы коллектива" приведены примеры коллективов, в которых взаимоотношения личностей не оставляли никаких надежд на их согласие, но в общей деятельности это согласие проявлялось: Люди за работой как бы забывали о своих расхождениях, антипатиях и вместе делали дело.

При этом проявляются и формируются механизмы так называемого толерантного поведения (мера взаимных уступок, гибкость в отношениях, такт), которые необходимы каждому для вхождения в коллектив и последую­щей жизни в нем.

 

Виды лидерства

 

Так как лидерство тесно связано с решением тех или иных групповых задач, его можно типологизировать в соответствии с видами групповых деятельностей. Различают групповые деятельности инструментального и экспрессивного вида. Инструментальные деятельности направлены на выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана. Экспрессивные деятельности направлены на поддержание группы как единого целого, ее дальнейшее развитие и сплочение. Соответственно инструментальное лидерство имеет целью обеспечение управления группой в процессе решения ее целевых задач, а роль экспрессивного лидерства – в обеспечении позитивного внутреннего климата группы, ее стабильности.

Интересно, что в силу своей направленности на определенную сферу жизнедеятельности группы тот или иной лидер всегда находится как бы в оппозиции либо к членам группы, ориентированным на общение, либо к задачам и целям группы.

Лидер, ориентированный на эффективность выполнения групповой цели, вынужден идти на ухудшение взаимоотношений с членами группы, которыми общегрупповые цели полностью или частично не принимаются.

Лидеру же экспрессивного типа, направленному на интересы отдельных лиц и их взаимоотношения, приходится заниматься улучшением взаимоотношений в ущерб общим целям и задачам. Например, преподаватель, ориентированный на хорошие отношения с учащимися, идет на снижение к ним требований в процессе учебы, выставляя им завышенные оценки.

В любой реальной группе может одновременно существовать несколько разноплановых лидеров, занимая в ней свои собственные "экологические" ниши и не вступая друг с другом в серьезные противоречия. Это тем более возможно, что внутри каждой из двух выделенных сфер может происходить еще более глубокая дифференциация лидерских ролей. Так, внутри инструментального лидерства можно выявить лидера-организатора, лидера-инициатора, лидера-эрудита, лидера-мастера, лидера-скептика и т. д.

А среди экспрессивных лидеров существуют:

лидер эмоционального напряжения (социометрическая "звезда"),

лидер-генератор эмоционального настроя и т. д.

В целом, чем выше уровень развития группы, тем больше в ней может быть различных проявлений процесса лидерского влияния.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.012 с.)