Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тест «Выявление уровня развития словесно-логической памяти»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ход выполнения задания: медленно зачитывается 10 пар слов, между которыми есть смысловая связь: шум – вода дуб - желудь стол – обед дичь - выстрел мост – река рой - пчела рубль – копейка час - время лес - медведь гвоздь – доска Затем через небольшой перерыв читается лишь первое из слов каждой пары, а испытуемые должны припомнить эти слова и записать второе слово на листке бумаги. Обработка полученных данных: Подсчитывается число правильно воспроизведенных пар. Отношение этого числа к 10 является показателем уровня развития словесно-логической памяти. Если результат больше 0,6, то можно считать, что логическая память развита удовлетворительно.
Тема 4: ТЕМПЕРАМЕНТ В теоретической части должны быть рассмотрены следующие вопросы: 1. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. 2. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента. 3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. 4. Проявление психологических свойств темперамента в познавательных процессах человека. 5. Зависимость стиля общения от свойств темперамента. 6. Темперамент и способности. 7. Темперамент и характер человека.
Литература: 1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. Пятигорск, 1990. 2. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. 3. Климов Е.А. Психология профессионала. Москва - Воронеж, 1996. 4. Мерлин B.C. Очерк: теории темперамента. М., 1964. Очерки теории темперамента. - 2-е изд. / Под ред. B.C. Мерлина. Пермь, 1973. 5. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985. - № 11. 6. Стеляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. М., 1982. 7. Фулъе А. Темперамент и характер. М., 1996. 8. Ширкова Л. Дети с разным типом нервной системы // Дошкольное воспитание. 1976. - № 12; 1977. - № 1. Практическое задание: проведите тестирование и сделайте выводы.
Тест на определение типа темперамента (по Гиппократу): Из 4 предложенных под каждым номером утверждений, выберите наиболее Вам свойственное: 1.а) неусидчивы, суетливы, б) веселы и жизнерадостны, в) спокойны и хладнокровны, г) стеснительны и застенчивы; 2.а) невыдержанны и вспыльчивы, б) энергичны и деловиты, в) последовательны и обстоятельны, г) теряетесь в новой обстановке; 3.а) нетерпеливы, б) не доводите начатое дело до конца, в) осторожны и рассудительны, г) затрудняетесь установить контакт с новыми людьми; 4.а) резки и прямолинейны в отношениях с людьми, б) склонны переоценивать себя, в) умеете ждать, г) не верите в свои силы; 5.а) решительны и инициативны, б) способны быстро схватывать новое, в) молчаливы и не любите попусту болтать, г) легко переносите одиночество; 6.а) упрямы, б) неустойчивы в интересах и склонностях, в) обладаете спокойной ровной речью, с остановками, г) чувствуете подавленность и растерянность при неудачах; 7.а) находчивы в спорах, б) легко переживаете неудачи и неприятности, в) сдержанны и терпеливы. г) склонны уходить в себя; 8.а) склонны к риску, б) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам, в) доводите начатое до конца, г) быстро утомляетесь; 9.а) работаете рывками, б) с увлечением беретесь за любое новое дело, в) не растрачиваете попусту сил, г) обладаете слабой тихой речью, иногда снижающейся; 10.а) незлопамятны и боязливы, б) быстро остываете, если что-то перестает Вас интересовать, в) строго придерживаетесь выработанного распорядка дня, системы в работе, г) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника; 11.а) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью, б) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь на другую, в) легко сдерживаете порыв, г) впечатлительны до слезливости; 12.а) неуравновешенны и склонны к горячности, б) тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы, в) мало восприимчивы к одобрению и порицанию, г) предъявляете высокие требования к себе и окружающим; 13.а) бываете агрессивным забиякой, б) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности, в) незлобны, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес, г) склонны к подозрительности, мнительны; 14.а) нетерпимы к недостаткам, б) выносливы и работоспособны, в) постоянны в своих интересах, г) болезненно чувствительны и легко ранимы; 15.а) обладаете выразительной мимикой, б) обладаете громкой, быстрой отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами и выразительной мимикой, в) медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое, г) чрезмерно обидчивы; 16.а) способны быстро действовать и решать, б) сохраняете самообладание в неожиданной и сложной обстановке, в) ровны в отношениях со всеми, г) скрытны и необщительны; 17.а) неустанно стремитесь к новому, б) обладаете всегда бодрым настроением, в) любите аккуратность во всем, г) малоактивны и робки; 18.а) обладаете резкими, порывистыми движениями, б) быстро просыпаетесь и пробуждаетесь, в) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке, г) безропотны, покорны; 19.а) несобранны, проявляете поспешность в решениях, б) настойчивы в достижении поставленной цели, в) инертны, малоподвижны, вялы, г) стремитесь вызвать сочувствие и помощь других; 20.а) склонны к резким сменам настроения, б) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться, в) обладаете выдержкой, г) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.
Подсчитайте, сколько раз выбран вариант а, сколько б, сколько в и г. Каждую из сумм умножьте на 5. Например: а) 6 раз х 5 = 30, б) 3 раза х 5 = 15, в) 10 раз х 5 = 50, г) 1раз х 5 = 5. Таким образом, Вы получаете процентное содержание ответов, например: а) 30% б) 15%, в) 50%, г) 5%. В сумме должно получиться 100%. Четыре варианта ответов соответствуют 4 типам темперамента: а) холерический тип темперамента, б) тип сангвиника, в) тип флегматика, г) тип меланхолика. Если процентное содержание какого-либо типа темперамента составляет 40% - этот тип доминирует (в примере тип меланхолика - 50%), 30-35% - этот тип темперамента ярко выражен, 20-29% - тип достаточно выражен и необходимо его учитывать, 20% - слабо выражено, 10% - не в счет.
Задание 1. Исследование силы нервной системы Цель исследования:определить тип нервной системы при помощи темпинг-теста. Материалы и оборудование: бланки, представляющие собой стандартные листы бумаги, разделенные на шесть расположенных по три в два ряда квадратов, карандаш, секундомер, протокол исследования. Процедура исследования. Исследование состоит из двух этапов. Его проводят в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом, взять бланк и карандаш. Первый этап. На первом этапе испытуемому предлагают проставлять карандашом точки в бланке правой рукой. По сигналу экспериментатора он должен переходить к расстановке точек из одного квадрата в другой. Инструкция испытуемому: «По моему сигналу начинайте проставлять карандашом точки в каждом квадрате данного бланка. Старайтесь проставить как можно больше точек и переходите с одного квадрата на другой только по моей команде и только по направлению часовой стрелки. Теперь возьмите в правую руку карандаш и по сигналу «Начали!» проставляйте точки». Проверив правильность понимания инструкции, экспериментатор дает сигнал «Начали!» и через каждые 5 секунд командует: «Перейти в другой квадрат!» По истечении 5 секунд работы в шестом квадрате он говорит: «Стоп!» Второй этап. Он начинается вслед за первым после прочтения инструкции с предложением взять карандаш в левую руку и проставлять точки на новом бланке левой рукой. Инструкция и порядок проведения исследования на втором этапе такие же, как и на первом. Обработка результатов. Цель обработки результатов — определить характер работоспособности испытуемого во время выполнения задания темпинг-теста. Для этого необходимо подсчитать количество точек, расставленных испытуемым за каждые 5 секунд в квадратах первого и второго бланков, и записать результаты в виде таблицы. Затем строятся графики работоспособности отдельно для правой и левой рук. Для этого на оси абсцисс нужно отложить пятисекундные промежутки времени, а на оси ординат — количество точек в каждом квадрате. Анализ результатов. Сила нервной системы диагностируется на основании анализа графика работоспособности по форме кривой согласно нижеуказанным критериям. 1. График работоспособности по типу выпуклый: темп работоспособности испытуемого нарастает в первые 10-15 секунд работы, а в последующем к 25-30 секундам он может снизиться ниже исходного уровня. Тип нервной системы испытуемого — сильный. 2. График работоспособности по типу ровный, максимальный: темп удерживается испытуемым примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Тип нервной системы у испытуемого средней силы. 3. График работоспособности по типу нисходящий: максимальный темп снижается уже со второго 5-ти секундного отрезка времени и остается на сниженном уровне в течение всей остальной работы. Это свидетельствует о слабости типа нервной системыиспытуемого. 4. График работоспособности по типу промежуточный: темп работы снижается в этом случае после первых 10-15 секунд; или по типу вогнутый: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Тип нервной системы в этом случае средне слабый. При анализе результатов сначала сопоставляются графики работоспособности левой и правой рук. В большинстве случаев по характеру они одинаковы. У правшей — работоспособность правой руки выше работоспособности левшей, а у левшей — наоборот. В случае значительных расхождений графиков опыты желательно повторить через некоторые промежутки времени. Важно сравнить силу нервной системы с особенностями темперамента испытуемого. На этом основании можно дать диагноз работоспособности и продумать рекомендации по ее повышению.
Задание 2. Исследование типов темперамента Цель исследования:определить уровни экстраверсии, эмоциональной устойчивости и тип темперамента. Материал и оборудование:тест-опросник Г.Айзенка, состоящий из 60 вопросов, бланк для ответов, ручка или карандаш. Процедура исследования. Исследование типа темперамента можно проводить и с одним испытуемым, и с небольшой группой. В последнем случае должна быть строгая самостоятельность ответов участников тестирования. Инструкция:«Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «-». Отвечайте на вопрос быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция». Тест-опросник Г.Айзенка: 1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя? 2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить? 3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке? 4. Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься? 5. Часто ли у тебя меняется настроение? 6. Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами? 7. Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли? 8. Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят? 9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь? 10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины? 11. Ты веселый человек? 12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе? 13. Многое ли раздражает тебя? 14. Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро? 15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было, не произошли, хотя все окончилось хорошо? 16. Тебе можно доверить любую тайну? 17. Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят? 18. Бывает ли так иногда, что без всякой причины сильно бьется сердце? 19. Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться? 20. Ты когда-нибудь говорил неправду? 21. Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал? 22. Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями? 23. Ты часто чувствуешь себя усталым? 24. Ты всегда делаешь сначала уроки, а потом все остальное? 25. Ты обычно весел и всем доволен? 26. Обидчив ли ты? 27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами? 28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству? 29. У тебя бывают головокружения? 30. Бывает ли, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение? 31. Ты часто чувствуешь, что тебе все надоело? 32. Любишь ли ты хвастаться? 33. Ты часто сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей? 34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте. 35. Ты обычно быстро принимаешь решение? 36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя? 37. Тебе часто снятся страшные сны? 38. Можешь ли ты дать волю своим чувствам и повеселиться в обществе друзей? 39. Легко тебя огорчить? 40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь? 41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно для обдумывания? 42. Если ты оказываешься в глупом положении, долго ли потом переживаешь? 43. Тебе очень нравятся веселые игры? 44. Ты всегда ешь то, что тебе подают? 45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-то просят? 46. Ты любишь часто ходить в гости? 47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить? 48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями? 49. Считают ли тебя веселым и живым человеком? 50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки? 51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие? 52. Тебе обычно бывает трудно из-за разных мыслей? 53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить? 54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким? 55. Ты стесняешься заговаривать с незнакомыми людьми? 56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять? 57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ? 58. Бывает ли, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины? 59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании? 60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что сделал что-нибудь, не подумав?
Код опросника. За каждый ответ, совпадающий с кодом опросника, начисляется один балл. Обработка начинается со шкалы лжи, так как она используется для определения искренности испытуемого. Если по шкале испытуемый набирает 5-6 баллов, его протокол считается недействительным. Айзенк считал, что показатели данной шкалы могут быть использованы для характеристики личности (пример: уровень самооценки). Экстраверсия-интроверсия: Ответы «да» («+») на вопросы 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57. Ответы «нет» («-») на вопросы 6, 33, 51, 55, 59. Нейротизм-стабильность: Ответы «да» на вопросы 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60. Шкала лжи: Ответы «да» (+») на вопросы 8, 16, 24, 28, 44. Ответы «нет» («-») на вопросы 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48. По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический.
Оценочная таблица для шкал экстра-интроверсии:
Оценочная таблица для шкалы нейротизма:
Тема 5: ХАРАКТЕР
В теоретической части должны быть рассмотрены следующие вопросы: 1. Понятие характера. 2. Структура характера. 3. Психологические типы акцентуированных характеров.
Литература: 1. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. С.-Пб., 2002. 2. Личко А.И. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. 3. Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969. 4. Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. 5. Норакиев В.Т. Методы исследования характера. Тбилиси, 1989. 6. Орлов Ю.М. Самосознание и самовоспитание характера. М., 1987. 7. Петровский А.В. От поступка к характеру. М.,1987. 8. Психология и психоанализ характера // Хрестоматия по психологии и типологии характера. Самара, 1997. 9. Рогинский ЯЛ. Можно ли связать строение тела с характером // Природа. 1972. - № 2. 10. Рувинский Л.И., Хохлов СИ. Как воспитать волю и характер. М., 1986. 11. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. М., 1984. 12. Страхов И.В. Психология характера. Саратов, 1970.
Практические задания (на выбор):
Задание 1. Из числа нижеприведенных положений о характере выберите те, которые наиболее правильно раскрывают это понятие. Дайте обоснование своего ответа. 1) Черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях. 2) Черты характера проявляются лишь в соответствующих им типичных обстоятельствах. 3) Свойства характера есть не что иное, как отношения личности к определенным сторонам действительности. 4) Свойства характера есть не что иное, как определенные способы действий. 5) В характере проявляются и отношения личности, и способы действий, при помощи которых эти отношения осуществляются. 6) Характер индивидуально своеобразен. 7) Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны. 8) Характер - отражение социальных отношений.
Задание 2: Составление психологического портрета на человека (план – ориентир): 1. Краткие данные о человеке: пол, имя, возраст, статус, здоровье. 2. Отношение к себе, людям, миру, жизни. 3. Какой характер носит мышление (т.е., умеет ли рассуждать, аргументировать, доказывать, отстаивать свои взгляды и убеждения, критически относиться к познавательным фактам и поступкам людей и во всех случаях делать самостоятельные выводы)? 4. Какие свойства внимания преобладают? 5. Какая преобладает память? 6. Познавательные интересы, хобби, увлечения. 7. Задатки, способности и их развитие. 8. Каков характер речи (достаточен или нет словарный запас, выразительность, образность, эмоциональность, убедительность; умеет ли ясно выражать свои мысли; засорена ли речь излюбленными словечками, словами - «паразитами», вульгаризмом и т.д.)? 9. Чувства и эмоции. (Какое чаще преобладает настроение: повышенное, пониженное, устойчивое, часто меняющееся? Каким чаще бывает: веселым, невозмутимым, безразличным, вялым? Умеет ли контролировать свои чувства и эмоции? Умеет ли бороться с отрицательными эмоциями?). 10. Особенности темперамента (подвижность, медлительность, быстрый, неуравновешенный, уравновешенный, спокойный или порывистый). Быстро или замедленно реагирует на различные явления и факты? Сильная или слабая эта реакция? Определите тип темперамента. 11. Какие черты характера преобладают (инициативность, распорядительность, предприимчивость, отзывчивость доброжелательность, предупредительность, сочувствие, правдивость, организованность, настойчивость, решительность, выдержка, самостоятельность, самокритичность, требовательность к себе и к другим, прямота, принципиальность, скромность и др.)? Смотрите приложение 3. Определите тип характера. 12. Волевые качества личности. 13. Положение и общение в группе. 14. Отношение к труду. Какой вид труда предпочитает (учебный, физический, общественно-полезный)? 15. Можно ли этого человека назвать личностью, индивидуальностью и почему? 16. Интеллект и духовно-нравственная сторона личности. 17. Выводы.
Задание 3: Исследование акцентуации характера Цель исследования:установить тип акцентуации характера личности. Материал и оборудование:тест-опросник Леонгарда-Шмишека, состоящий из 88 вопросов, бланк ответов, ручка или карандаш. Методика исследования. Инструкция:«Вам предлагается тест, позволяющий установить акцентуации характера личности на основе выделенных К. Леонгардом 10-ти типов акцентуированных личностей (в отличие от А. Личко, который, как известно, выделил 11 типов). Тест содержит 88 вопросов. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если согласны, или «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь». Тест-опросник Леонгарда-Шмишека: 1. Является ли Ваше настроение в общем веселым и беззаботным? 2. Восприимчивы ли Вы к обидам? 3. Случалось ли Вам иногда быстро заплакать? 4. Всегда ли Вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и Вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом? 5. Считаете ли Вы себя более смелым, чем в детском возрасте? 6. Считаете ли, что Ваше настроение может меняться от глубокой радости до глубокой печали? 7. Находитесь ли Вы в компании в центре внимания? 8. Бывают ли у Вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать? 9. Серьезный ли Вы человек? 10. Можете ли Вы сильно воодушевиться? 11. Предприимчивы ли Вы? 12. Быстро ли Вы забываете, если Вас кто-нибудь обидел? 13. Мягкосердечный ли Вы человек? 14. Пытаетесь ли Вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези? 15. Всегда ли Вы стараетесь быть добросовестным в работе? 16. Испытывали ли Вы в детстве страх перед грозой или собакой? 17. Считаете ли Вы других людей достаточно требовательными друг к другу? 18. Сильно ли зависит Ваше настроение от жизненных событий и переживаний? 19. Всегда ли Вы прямодушны со своими знакомыми? 20. Часто ли Ваше настроение бывает подавленным? 21. Был ли у Вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы? 22. Склонны ли Вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления? 23. Трудно ли Вам длительное время просидеть на стуле? 24. Боретесь ли Вы за свои интересы, если кто-то поступает с Вами несправедливо? 25. Смогли бы Вы убить человека? 26. Сильно ли Вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что Вам хочется немедленно устранить эти недостатки? 27. Испытывали ли Вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире? 28. Часто ли у Вас без причины меняется настроение? 29. Всегда ли Вы старательно относитесь к своей деятельности? 30. Быстро ли Вы можете разгневаться? 31. Можете ли Вы быть бесшабашно веселым? 32. Можете ли Вы иногда целиком проникнуться чувством радости? 33. Подходите ли Вы для проведения увеселительных мероприятий? 34. Высказываете ли Вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу? 35. Влияет ли на Вас вид крови? 36. Охотно ли Вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью? 37. Склонны ли Вы заступиться за человека, с которым поступили несправедливо? 38. Трудно ли Вам входить в темный подвал? 39. Выполняете ли Вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое Вами дело? 40. Являетесь ли Вы общительным человеком? 41. Охотно ли Вы декламировали в школе стихи? 42. Убегали ли Вы ребенком из дома? 43. Тяжело ли Вы воспринимаете жизнь? 44. Бывали ли у Вас конфликты, неприятности, которые так изматывали Вам нервы, что Вы не выходили на работу? 45. Можно ли сказать, что при неудачах Вы не теряете чувство юмора? 46. Сделаете ли Вы первым шаг к примирению, если Вас кто-то оскорбит? 47. Любите ли Вы животных? 48. Уйдете ли Вы с работы или из дома, если у Вас там что-то не в порядке? 49. Мучают ли Вас неопределенные мысли, что с Вами или Вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье? 50. Считаете ли Вы, что настроение зависит от погоды? 51. Затруднит ли Вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей? 52. Можете ли Вы выйти из себя и дать волю рукам, если Вас кто-то умышленно грубо рассердит? 53. Много ли Вы общаетесь? 54. Если Вы будете чем-либо разочарованы, то придете в отчаяние? 55. Нравится ли Вам работа организаторского характера? 56. Упорно ли Вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий? 57. Может ли Вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах? 58. Трудно ли Вам будет заснуть, если Вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой? 59. Приходилось ли Вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание? 60. Трудно ли Вам ночью пойти на кладбище? 61. Следите ли Вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте? 62. Приходилось ли Вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем? 63. Можете ли Вы с легкостью приспособиться к новой ситуации? 64. Есть ли у Вас предрасположение к головной боли? 65. Часто ли Вы смеетесь? 66. Можете ли Вы быть приветливыми с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним? 67. Можно ли Вас назвать оживленным и бойким человеком? 68. Сильно ли Вы страдаете от несправедливости? 69. Можно ли Вас назвать страстным любителем природы? 70. Есть ли у Вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь? 71. Пугливы ли Вы? 72. Бывает ли, что Вы чувствуете себя на «седьмом небе», хотя объективных причин для этого нет? 73. Охотно ли Вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке? 74. Тянет ли Вас иногда смотреть вдаль? 75. Смотрите ли Вы на будущее пессимистически? 76. Может ли Ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий промежуток времени? 77. Легко ли поднимается Ваше настроение в дружеской компании? 78. Переносите ли Вы злость длительное время? 79. Сильно ли Вы переживаете, если горе случилось у другого человека? 80. Была ли у Вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если Вы поставили на него кляксу? 81. Можно ли сказать, что Вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы? 82. Часто ли Вы видите страшные сны? 83. Возникала ли у Вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд? 84. Становитесь ли Вы радостным и веселым в окружении? 85. Легко ли Вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них? 86. Трудно ли Вам сдержать себя, если Вы разозлитесь? 87. Предпочитаете ли Вы молчать (да) или вы словоохотливы (нет)? 88. Могли ли Вы, если пришлось участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе? Обработка результатов. При совпадении ответа с ключом ответу присваивается один балл. Ключ: 1. Демонстративность / демонстративный тип: «+»: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88; «-»: 51. Сумму ответов умножить на 2. 2. Застревание / застревающий тип: «+»: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81; «-»: 12,46,59. Сумму ответов умножить на 2. 3. Педантичность / педантичный тип: «+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83; «-»: 36. Сумму ответов умножить на 2. 4. Возбудимость / возбудимый тип: «+»: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74,. 86. Сумму ответов умножить на 3. 5. Гипертимность / гипертимный тип: «+»: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77. Сумму ответов умножить на 3. 6. Дистимность / дистимический тип: «+»: 9, 21, 43, 75, 87. Сумму ответов умножить на 3. 7. Тревожность / тревожно-боязливый тип: «+»: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82; «-»: 5. Сумму ответов умножить на 3. 8. Экзальтированность / аффективно-экзальтированный тип: «+»: 10, 32, 54, 76. Сумму ответов умножить на 6. 9. Эмотивность / эмотивный тип: «+»: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79; «-»: 25. Сумму ответов умножить на 3. 10. Циклотимность / циклотимный тип: «+»: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84. Сумму ответов умножить на 3. Максимальная сумма баллов после умножения — 24. По некоторым источникам признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же, на основании практического применения опросника, считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации». Профиль характера (личностной акцентуации)
Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимистический, аффективный, эмотивный). 1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений), склонен к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков. 2. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим и подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен «легко отходить» от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводит к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике. 3. Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной стороной, чем активной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям. 4. Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него ни какой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающие реакции возбуждения гасятся с трудом, и они могут быть властными, выбирая для общения наиболее слабых. 5. Гипертимический тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество. 6. Дистимический тип. Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиняться, обладают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления. 7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственна низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных, бойких сверстник
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.193 (0.017 с.) |