Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Адание 2: Самооценка экстравертности, ригидности и тревожности

Поиск

Инструкция. Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Бывает ли у Вас так, что Вы настолько взволнованы какими-то мыслями, что не можете усидеть на одном месте?

2. Вас когда-нибудь тревожила «бесполезная мысль», которая все время вертелась в голове?

3. Быстро ли Вас можно переубедить в чем-либо?

4. Считаете ли Вы, что на Ваше слово можно положиться?

5. Можете ли Вы забыть обо всех делах и пойти повеселиться в хорошей компании?

6. Бывает ли у Вас часто так, что Вы приняли решение слишком поздно?

7. Считаете ли Вы свою работу чем-то «само собой разумеющимся»?

8. Любите ли Вы работу, требующую значительной сосредоточенности внимания?

9. Любите ли Вы вести разговоры о Вашем прошлом?

10. Трудно ли Вам забыть о Ваших делах, обо всем даже на оживленной вечеринке?

11. Преследуют ли Вас иногда мысли и образы так, что Вы не можете спать?

12. Когда Вы заняты своей основной работой, то интересуетесь ли в то же время и работой своих товарищей?

13. Часто ли бывают случаи, когда Вам необходимо остаться одному?

14. Считаете ли Вы себя счастливым человеком?

15. Смущаетесь ли Вы в присутствии лиц другого пола?

16. Тревожит ли Вас чувство вины?

17. Вы опаздывали когда-нибудь на занятия или свидание?

18. Трудно ли Вам переключится с одного экзамена на другой?

19. Часто ли Вы ощущаете свое одиночество?

20. Много ли времени Вы проводите в воспоминаниях о лучших днях своего прошлого?

21. Предпочитаете ли Вы оставаться незаметным на вечерах, в гостях?

22. Верно ли, что Вас довольно трудно задеть?

23. Часто ли Вы чувствуете неудовлетворенность?

24. Склонны ли Вы довести до конца предыдущую работу, если Вам предстоит другая, более интересная?

25. Бывает ли у Вас такое ощущение, что Ваша работа для Вас — дело жизни и смерти?

26. Трудно ли Вам отказаться от привычек, которые Вам не по душе?

27. Любите ли Вы размышлять о своем прошлом?

28. Считаете ли Вы себя счастливчиком, человеком, которому в жизни все легко удается?

29. Легко ли Вас задеть за живое по различным поводам?

30. Склонны ли Вы к быстрым и решительным действиям?

31. Всегда ли Вам думается после какого-либо поступка, что Вам следовало сделать иначе?

32. Легко ли Вы переходите от одного дела к другому?

33. Бывает ли у Вас время от времени ощущение одиночества?

34. Работаете ли Вы иногда так, будто от этого зависит Ваша жизнь?

35. Можете ли Вы быстро прервать начатое дело и тут же приступить к выполнению другого задания?

 

Обработка результатов.

Тревожность определяется суммой баллов за ответы «да» на вопросы 1, 2, 4, 10, 11, 16, 23, 25, 29, 31, 34 и за ответы «нет» на вопросы 5, 7, 14, 15, 17, 22, 28.

ЛТз = (сумма «да» + сумма «нет») х 60/18 + 20.

За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл.

Ригидность определяется суммой баллов за ответы «да» на вопросы 18, 24, 26 и за ответы «нет» на вопросы 3, 12, 32, 35.

Р = (сумма «да» + «нет») х 60/14 + 20.

За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 2 балла.

Экстравертность определяется суммой баллов за ответы «да» на вопросы 6, 8, 9,13, 19, 20, 21, 27, 33 и за ответ «нет» на вопрос 30.

 

Э = (сумма «да» + сумма «нет») х 60/20+ 20.

За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 2 балла.

Максимальное количество баллов — 80, и поэтому интерпретация результатов в связи с характером активности будет следующей: низкий — 20-30; средний — 31-45; высокий — 46 и выше.

 

 

Задание 3: Самооценка депрессии

Инструкция. Отвечая на вопросы, зачеркните наиболее подходящую для Вас цифру справа в зависимости от соответствия приводимых суждений Вашему обычному состоянию.

1. Я склонен верить в свое лучшее будущее 2. В последнее время меня многое раздражает 3. Даже незначительные усилия вызывают у меня усталость 4. Я легко нахожу решения очередных проблем 5. Из-за необъяснимого беспокойства мне иногда трудно усидеть на месте 6. Если мне придется умереть, это принесет только облегчение окружающим меня людям 7. Я убежден в своей необходимости для моих близких 8. Моя сообразительность мне не изменяет 9. Прежние радости так же сильно для меня привлекательны 10. Иногда мне так легко плачется 11. Меня беспокоят боли в животе 12. Моя судьба вполне меня удовлетворяет 13. Отсутствием аппетита я не страдаю 14. Мне часто бывает довольно тоскливо 15. Только по утрам (по вечерам) я чувствую себя лучше 16. Я часто испытываю бессонницу 17. В последнее время я худею 18. То, что я умею, у меня всегда получается легко 19. Мне нравится рассматривать фотографии симпатичных незнакомок 20. Иногда мое сердце начинает биться быстрее без особой на то причины 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4

Обработка результатов.

АД = [(2,3,5,6,10,11,14,16,17, 20) - (1,4, 7, 8,9,12,13,15,18,19) + 50] х К.

(По шкале 20-80 баллов К = 60/80.)

По нашим данным, повышенная депрессивная акцентуация характера наблюдается лишь для диапазона 61-70 баллов, а собственно депрессия — при значениях 71-80 баллов.

Иное количество баллов может быть отнесено к следующим диапазонам: 20-30 (полное отсутствие депрессии, низкая тревожность); 31-45 (средняя тревожность); 46 и выше - элементы депрессии, высокая тревожность.

Преодоление депрессивных переживаний требует мобилизации известных функций самооценки: психологической защиты, регулятивной, а также когнитивной (познавательной). Все эти функции взаимосвязано обеспечивают самопознание и самовоспитание, но наибольшее значение для сознательного выхода из критической ситуации имеет познавательная функция, имеющая соответствующую познавательную форму самооценки.

 

 

Тема 7: ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ

 

Литература:

1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.– М., 1982.

2. Бодалев А.А. Личность и общение.- М.: Педагогика, 1983.

3. Попов С.В. Визуальное наблюдение.- СПб., 2002.

4.Феномен человека: антология. - М., 1993.

5. Харрис Т. Я хороший, ты хороший. Рус. пер., - М., 1993.

6.Человек и общество: основы современной цивилизации. -М., 1992.

7. Эллен Дмитриус, Марк Мазарелла. Читать человека как книгу.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

 

Практическое задание: проведите тест:«Нравишься ли ты людям?» (с тремя респондентами) и сделайте соответствующие выводы.

Чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо выразить свое отношение к каждому из двадцати суждений, содержащихся в тесте. Если ты соглашаешься с каким-либо из этих суждений, поставь около него знак «+», а если нет, то «-». Ответы типа «не знаю», «не уверен» не допускаются.

1. Я должен помнить, что почти ежеминутно в течение дня меня пристально оценивают те, с кем приходится общаться.

2. У человека должно быть достаточно развито чувство независимости, чтобы обсуждать с друзьями свое хобби, несмотря на то, разделяют они или нет его увлечение.

3. Самое мудрое — это сохранять достоинство даже тогда, когда это представляется невозможным.

4. Если человек замечает ошибки в речи других, он должен их поправлять.

5. Когда ты встречаешься с незнакомыми людьми, ты должен быть достаточно остроумным, общительным и привлекательным, чтобы произвести на них впечатление.

6. Когда тебя знакомят с незнакомым человеком, и ты не расслышал его имя, ты должен попросить его повторить.

7. Ты уверен, что тебя уважают за то, что ты никогда не позволяешь другим подшучивать над собой.

8. Ты должен быть всегда настороже, не то окружающие начнут подшучивать над тобой и выставлять тебя в смешном виде.

9. Если ты общаешься с интересным и остроумным человеком, лучше не ввязываться в соревнование, а отдать ему должное и уклониться от разговора.

10. Человек всегда должен стремиться, чтобы его поведение соответствовало настроению компании, в которой он находится.

11. Ты должен всегда помогать своим друзьям, потому что может наступить время, когда тебе понадобится их помощь.

12. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что, в конце концов, очень немногие оценивают эти услуги по достоинству.

13. Лучше, если другие зависят от тебя, чем ты зависишь от других.

14. Настоящий друг старается помогать своим друзьям.

15. Человек должен демонстрировать свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству и одобрили.

16. Если в компании рассказывают анекдот, который ты уже слышал, ты должен остановить рассказчика.

17. Если в компании рассказывают анекдот, который ты уже слышал, ты должен быть достаточно вежлив, чтобы от всего сердца посмеяться над анекдотом.

18. Если тебя пригласили к другу, а ты предпочитаешь пойти в кино, ты должен сказать, что болит голова, или придумать какое-то другое объяснение, но не рисковать возможностью обидеть друга, сообщая ему действительную причину.

19. Настоящий друг требует, чтобы его друзья поступали с ним всегда наилучшим образом, даже если они и не хотят этого.

20. Люди не должны упрямо и настойчиво защищать свои убеждения всякий раз, когда кто-нибудь выразит противоположное мнение.

За каждый ответ, который совпадает с правильным, начисли себе 5 очков. Правильные ответы: «+» относится к суждениям с номерами 6, 13, 14, 20; «-» относится к суждениям с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 19.

Вычисли общую сумму очков за все совпавшие с правильными ответы.

85-100 очков: отличный результат. Большинство людей в тебе души не чает. 75-85 очков: хороший результат. Ты умеешь быть любезным, обаятельным и симпатичным в общении, но иногда допускаешь срывы. Надолго тебя иногда не хватает. 60-75 очков: результат весьма удовлетворительный. Умение общаться с разными людьми, не теряя собственного достоинства, ты еще сможешь продемонстрировать, а вот общаться так, чтобы сохранять достоинство собеседника, - в этом твои успехи значительно скромнее. 0-60 очков: откровенно плохой результат, даже похвалить не за что. Но НЕ СТОИТ терять надежды, что в деле овладения искусством общения у тебя все впереди. Будь внимателен к людям, это — самое главное и самое трудное. Остальное придет в процессе общения.

 

 

Тема 8: ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ.

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

 

Литература:

1. Денис Постл. Гимназия для ума. - М.: Эксмо, 2003.

2. Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. - М., 1977.

3. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979.

4. Лей Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей. Хрестоматия по психологии - М.: Просвещение, 1987.

5. Линдсей Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1991.

6. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - М.: Изд-во МГУ, 1981.

7. Яковлева Е.Л. и др. Психология развития творческого потенциала. - М., 1997.

 

Творческое задание: Считается, что поиск аналогий – одно из эффективных средств расширения креативного поля. Найдите максимум свойств или качеств, объединяющих:

- зебру и матрац

- авторучку и ракету

- мужчину и кофе

- любовь и Интернет

- солнце и электричку

- осень и балет

 

 

Тема 9: ПСИХОЛОГИЯ И ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА. ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. ЦВЕТОТЕРАПИЯ

 

Литература:

1. Базыма Б.А. Цвет и психика: Монография. – Х.: ХДАК, 2001. – 165 с.

2. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб: Издательство БК, 2000. – 211 с.

3. Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета. – М.: Изд. «Питер», 1998. – 94с.

4. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. – М.: Изд. «ЭКСМО Пресс», 1998. -156с.

5. Люшер М. Цвет вашего характера / Сара Д. Тайны почерка. – М.: Изд. «Вече: Персей», 1996. – 394 с.

6. Погосова Н.М. Световой игротренинг. СПб: Изд. «Речь», 2002. – 152с.

7. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство. – М., Изд. «Питер», 1995.- 76с.

 

Практическое задание: проведите тест «Какой цвет у Вас на первом месте?»с тремя респондентами и сделайте соответствующие выводы.

Предлагаемый тест опирается на научные разработки профессора Макса Люшера. Прежде, чем начать чтение, подумайте, какой цвет Вы поставите на первое место, а какой отодвинете на последнее: серый, голубой, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный.

Серый

Серый цвет — нейтральный, он не образует никаких психологических реакций: не успокаивает и не возбуждает. Если всем цветам Вы предпочитаете серый, значит, Вы сознательно отгораживаетесь от внешних воздействий, чтобы сохранить идеальный покой и внутреннюю стабильность. Вы принадлежите к категории скрытных людей, не склонных афишировать свои чувства.

Если серый цвет для Вас на последнем месте, Вы — особа скорее агрессивная, очень деятельная и увлеченная. Вы считаете серость олицетворением скуки, отсутствием интереса к жизни. Вы же стремитесь к ярким впечатлениям и вовсе не хотите, чтобы жизнь оставила Вас на обочине. Но осторожно! Жажда новых ощущений и скрытый страх перед одиночеством могут привести к связям с недостойными партнерами. Старайтесь контролировать свои поступки, потому что только полная откровенность, искренность и безоговорочная преданность друг другу могут обеспечить тесный контакт.

Голубой

Этот цвет символизирует стремление к психическому равновесию. Каждый человек в состоянии расслабления и внутренней гармонии чувствует свою связь со всем, что его окружает, полную безопасность. Голубой цвет — это символ впечатлительности, привязанности, верности. Те, кто поставил голубой цвет на первое место, в минуты неудач легко впадают в уныние.

Если Вы решительно отбрасываете голубой цвет, то это означает внутреннее беспокойство и желание перемен, которые помогут избавиться от депрессии и пассивности, охватывающих Вас время от времени. Однако остерегайтесь действовать поспешно; относитесь к окружающим людям и проблемам с большим, чем до сих пор, терпением и пониманием, доброжелательностью. Тогда будет легче найти друзей, а также обрести внутреннее равновесие.

Зеленый

Этот цвет, с добавлением голубизны, является выражением постоянства, но вместе с тем и нежелания каких-либо перемен. Зелень — символ стабильности и инстинкта обладания, которые призваны обеспечить чувство уверенности в себе.

Выбор зеленого цвета обнаруживает потребность в самоутверждении, желание убедиться в собственной полноценности либо посредством реализации каких-то намерений, либо, стараясь разными способами понравиться другим. Зелень — это и символ жажды власти. Те, кто поставил этот цвет на первое место, в большинстве своем прямолинейны, бескомпромиссно стремятся к выполнению собственных решений, обнаруживают тенденцию к идеализации самих себя, одновременно имея склонность насильно «улучшать других».

Человек, решительно отбросивший зеленый цвет, часто жалуется, что окружающие слишком много от него требуют, чувствует себя обиженным и потерянным. Он хотел бы освободиться от тягостной апатии, но ему не хватает смелости для принятия решения. Значит, пора дать самому себе отчет о причинах этого положения вещей и либо примириться с собственной пассивностью и отсутствием стремлений, либо, что гораздо выгоднее, отважиться на принятие решений и конкретные действия.

Красный

Красный цвет с примесью желтого — это выражение жизненной силы. Красный символизирует безудержное стремление к успеху, драматизации переживаний, ощущению полноты жизни. Это — стимул ко всякой деятельности, активности во всевозможных сферах.

Если Вы помещаете красный цвет на первое место, значит, хотите интенсифицировать свои эмоциональные ощущения, действовать энергично. Однако старайтесь в каждой ситуации сохранять уравновешенность, спокойно рассматривать все «за» и «против», чтобы избежать риска бессмысленных приключений. Все, кто исключает красный цвет, делают это в основном потому, что попросту ощущают неприязнь к агрессивности.

Желтый

Характерной чертой этого цвета является прозрачность, он создает хорошее настроение. Этот цвет также символизирует пространство, а, следовательно, освобождение от всего, что стесняет и гнетет.

Те, кто помещает желтый цвет на первое место, обнаруживают стремление к независимости и надежду на счастливую жизнь, не отказываясь при этом от активного участия в реализации своих планов. Таким людям необходимо следить, чтобы жажда перемен не привела к погоне за иллюзорными целями, которые либо недостижимы, либо не стоят затрачиваемых усилий.

Тот, кто помещает желтый цвет на последнее место, считает его выражением поверхностности. В таком случае желтый кажется слишком ярким, кричащим и неприятным. Противникам этого цвета не хватает определенной стабильности и психологической самостоятельности. Они часто поддаются нажиму окружения, все время чувствуют себя в опасности, нередко впадают в депрессию.

Фиолетовый

Этот цвет соединяет две противоположные краски: красную — символ импульсивной жизненной силы и захватнического инстинкта и синюю — выражение нежной преданности, верности и т.д. Все, кто любит фиолетовый цвет, легко поддаются влиянию других людей, но и сами хотели бы оказать влияние на окружающих. Чаще всего они создают вокруг себя атмосферу гармонии и согласия, однако нередкоколеблются, принимая решения. Тот, кто помещает фиолетовый цвет на последнее место, высказывает, может быть, бессознательную тоску по чувственным, эмоциональным переживаниям, а также необоснованное стремление выковывать из самого близкого человека идеал. Однако вместо того, чтобы эгоистически выдвигать на первый план собственную особу и собственные потребности, лучше подойти к партнеру более объективно и терпимо. Постарайтесь узнать его как можно лучше, понять его реакцию и манеру поведения.

Коричневый

Коричневый — смесь красного и желтого — обозначает чувственную впечатлительность. Люди здоровые, энергичные чаще всего помещают коричневый цвет ближе к концу. Как любимый цвет он означает сильную потребность в отдыхе и расслаблении, так как коричневый — символ беспроблемной и бесконфликтной, приятной атмосферы.

Если Вы считаете коричневый наименее соответствующим цветом, значит, Вы решительно отбрасываете всяческую повседневность и рутину, банальные решения. Коричневый в таком случае — это выражение повседневности и определенной унификации, от которой Вы стараетесь отделиться, подчеркивая собственную индивидуальность.

Черный

Черный цвет отражает процесс торможения, ограничения внешних воздействий, а поэтому служит символом отречения. Те, кто помещают черный цвет на первое место, часто терпят поражения в поединках с судьбой, но все же пытаются противостоять тому, что приносит жизнь.

Если Вы помещаете черный цвет на последнее место, значит, Вы не собираетесь ни от чего отказываться, но тем самым рискуете, ожидая от жизни слишком многого.

Нужно стремиться сохранять не только формальную независимость, но и полную внутреннюю свободу, а для этого надо уметь от чего-то отказываться и всегда быть готовым достойно принять то, что неизбежно.

 

 

Тема 10: ЗАДАТКИ И СПОСОБНОСТИ, ТАЛАНТ И ГЕНИАЛЬНОСТЬ. ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ИХ СУЩНОСТЬ. ПРОБЛЕМА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Литература:

1. Гальтон Ф. Наследственность таланта: законы и последствия. Рус. пер. - М., 1996.

2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1991.

3. Доровский А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. - М., 1997.

4. Клименко В.В. Как воспитать вундеркинда. - Харьков. - СПб., 1996.

5. Лейтис Н.Н. Об умственной одаренности. - М., 1960.

6. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. - М., 1993.

7. Психология одаренности детей и подростков. /Под ред. Н.С. Лейтеса. - М., 1996.

 

Практическое задание: проведите тест «Не прозевайте вундеркинда!» в трех семьях и сделайте соответствующие выводы.

Каждый ребенок имеет свои, только ему присущие черты, которые распознаются в самом раннем возрасте, и долг родителей — заметить и развить скрытые способности и задатки. Вот тут-то и может оказать родителям услугу предлагаемый тест.

1. Ваш ребенок научился читать рано, до шестилетнего возраста: самостоятельно — 7 очков, с помощью кого-то — 5 очков.

2. Читает много книг, причем быстро — 2 очка.

3. Сам или с чьей-то помощью заинтересовался словарями и энциклопедиями — 2 очка.

4. Легко научился читать, но испытывает трудности при чтении — 1 очко.

5. Занимается за закрытыми дверями, а друзья у него, как правило, старше его — 2 очка.

6. Предпочитает беседовать со старшими как равный с равным — 2 очка.

7. Задает много разных каверзных вопросов, ставя под-час взрослых в тупик — 2 очка.

8. У него готовы ответы даже, казалось бы, на самые неожиданные вопросы — 1 очко.

9. Иногда рассеян, но всегда умеет сделать удивительно находчивые обобщения (скажем, после просмотра кинофильма, телевизионной передачи или наблюдая за чем-то) — 2 очка.

10. С удовольствием вступает в беседу об окружающем нас Мире, дает свою оценку явлениям — 1 очко.

11. Со скукой относится к однообразным, ставшими привычными делами — мытье полов, посуды, выполнение учебных упражнений, не требующих больших усилий — 1 очко.

12. Весьма чувствителен к любой несправедливости, если даже это не касается его самого — 2 очка.

13. Любит шутить и обладает чувством юмора — 2 очка.

14. Имеет богатый словарный запас и умело использует в разговоре различные термины — 2 очка.

15. Любит сложные игры (шахматы и другие), требующие определенной смекалки — 2 очка.

16. В раннем возрасте интересуется тем, что изучают старшеклассники — 1 очко.

17. Предпочитает различные занятия, причем хочет делать все самостоятельно — 2 очка.

18. Его занимает Вселенная, он интересуется вопросами Мироздания и всем, что касается праистории, то есть нашего изначального бытия — 2 очка.

19. В школе учится без особых усилий, быстро схватывает материал и имеет свое мнение по многим вопросам — 2 очка.

20. Весьма развито чувство восприятия музыки, прикладного искусства, окружающей среды и во всем ищет гармонию — 2 очка.

Вот и весь вопросник Вашего «вундеркинда», если он таковым является. А это зависит от того, сколько очков получится при подсчете. Следует учесть, что объективность тестирования зависит от точных ответов на вопросы.

Итак, приступаем к самому трудному — подсчету очков. Суммируйте полученные очки. Если Вы их набрали от 10 до 13 — это говорит о том, что Ваш ребенок обладает определенными способностями, следовательно, Вам надо позаботиться о том, чтобы организовать его обучение и развить их.

 

Тема 11: РЕЧЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

 

Литература:

1. Войскунский А. Е. Я говорю, мы говорим: Очерки о человеческом общении.- М: Знание, 1990.

2. Крижановская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990.

3. Кузин В. С. Психология. Учебник - М.: Высшая школа, 1974.

4. Общая психология. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. /Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова - М.: Просвещение, 1981.

5. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. - М.: Русский язык, 1988.

6. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.- М.: Рус.пер, 1994.

7. Психология. Словарь. /Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М: Политиздат, 1990.

8. Энциклопедический словарь филолога. /Сост. М. В. Панов - М.: Педагогика,1984.

Практическое задание: понаблюдайте за своей речью, а так же своих друзей, близких и коллег. Какие слова-«паразиты» чаще всего у Вас и у них встречаются? Объясните причину, сделайте выводы.

 

 

Тема 12: ИЗУЧЕНИЕ СЕБЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Литература:

1. Как построить свое «Я». - М., 1991.

2. Кон И.С. В поисках себя. - М., 1984.

3. Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1984.

4. Симоненко Ю.А. Искусство разбираться в себе и других. - Л., 1990.

5. Флоренская Т.А. «Я» - против «Я». - М., 1985.

6. Фромм Э. Человек для себя: исследование психологических проблем этики. - Минск, 1992.

7. Ясперс К. Феномен человека. - М., 1993.

 

Творческое задание: составьте на себя характеристику: 100 «Я». (Напишите 100 своих положительных и отрицательных качеств). Используйте приложение 2 и 3. Сделайте для себя выводы.

 

Тема 13: ЛИДЕР И ЛИДЕРСТВО

 

Литература:

1. Берн Эрик. Игры, в которые играют люди, которые играют в игры. - Л., 1992.

2. Берн Эрик. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп.- Екатеринбург: Лидерство, 2000.

3. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. - М., 1991.

4. Майерс Д. Социальная психология. - М., НОРМА,.2001.

5. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: В трех кн. – 4-ое изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. кн. 1: Общие основы психологии.

6. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология. 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: Март, 2000.

7. Ярошевский М.Г., Петровский А.В. Психология. - М., 2000.

 

Практическое задание: проведите тест «Лидер ли Вы?» с тремя респондентами и подведите итоги.

Чтобы узнать,лидер ли Вы, попробуйте ответить на наши вопросы («да», «нет» или «не знаю»), не раздумывая.

1. Еще в детстве необходимость подчиняться другим была для меня проблемой.

2. Считаю, что прогресс в науке и культуре немыслим без людей с развитыми потребностями властвовать над другими.

3. Думаю, что настоящий мужчина умеет подчинять своей воле женщин.

4. Честно говоря, не люблю, когда близкие опекают.

5. Согласен(на) с утверждением, что истинная натура женщины — покорность.

6. Не все, возможно, догадываются, что брать все на себя мне приходится из-за постоянных опасений за благополучие родных.

7. По-моему, большинство проблем возникает из-за недостатка лидеров с «железной рукой».

8. В трудных ситуациях, требующих быстрого решения, мне обычно не надо много времени, чтобы поступить правильно.

9. Знаю, что могу и люблю руководить другими людьми.

10. Не умею и не хочу открываться до конца ни перед кем.

11. Мне приятны мечты о «тихой пристани».

12. Думаю, что подчиненному необходимо уметь выполнять любые приказы начальника.

13. Возможно, это странно, но в отношениях с близкими мне людьми испытываю внутреннее сопротивление, когда вынужден(а) просить о чем-то.

14. Часто бывают ситуации, когда кто-то ждет от меня объяснений, хотя, на мой взгляд, все и так ясно.

15. Мне кажется, что мой характер похож на характер отца (матери), который(ая) был(а) опорой в семье.

Подсчитываем очки: за каждый ответ «да» Вы получаете по 10 очков. За каждое «не знаю» — по 5 очков. Отрицательные ответы — 0 очков.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

150-100 очков: Ваши ответы рисуют образ великого диктатора, который считает, что знает, как есть и как должно быть. И такому поведению Вы легко находите оправдание. Вы умеете убеждать и руководить другими, заставить выполнить работу в срок. Но иногда что-то в тоне, взгляде, жесте Ваших «подчиненных» говорит: дай передохнуть!

99-50 очков: гармония и решительность, мудрость и расчет, умение дать добрый совет — вот Ваши главные достоинства. Если необходимо — руководите, если нужно — уступаете, всегда принимая во внимание чужое мнение и желание. Но только Вам известно, всегда ли Вы добиваетесь цели достойными средствами.

49-0 очков: Ваши ответы характерны для «психологического ужа». Вы способны проглотить любой упрек, даже если это и необязательно, всем пожертвовать, хотя этого никто не требует. Часто, чувствуя собственное бессилие, Вы способны на решительный поступок. Испытывая беспомощность, ищете в других недостающие Вам черты характера. И в этом находите смысл и надежду на лучшую для Вас жизнь.

Тема 14: ЛИЧНОСТЬ. УСЛОВИЯ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

 

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания.- СПб.,2001.

2. Андреева Л.М. Социальная психология.- М.,1996.

3. Бехтерев В.М. Объективное изучение личности.- СПб.: Изд-во «Алетейя»,1999.

4. Ведин И. Теорема личности.- М., 1988.

5. Маслоу Абрахим Г. Мотивация и личность.- СПб., Евразия, 1999.

6. Психология/Под. ред. А.А. Крилова.- М.,1998.

7. Харламов И.Ф. Педагогика.- М., 1997.

 

Практическое задание: приведите пример известного всем человека, которого, на Ваш взгляд, нельзя назвать личностью. Ответ обоснуйте.

 

 

Тема 15: СОВРЕМЕННАЯ ДЕЛОВАЯ ЖЕНЩИНА: ОСОБЕННОСТИ ИМИДЖА, МЫШЛЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ

 

Литература:

1. Бодалев А.А. Психология межличностного общения.- Рязань,1994.

2. Браун Л. Имидж - путь к успеху.- СПб.,1993.

3 .Весельницкая Е. Женщина в мужском мире.- СП.,1993.

4. Коротеева Л.Н. Золушка становится принцессой.- М.,1995.

5. Менделл А. Игры, в которые играют мужчины.- СПб.,1997.

6. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века.- М.,2000.

7 .Рябоконь О.Н. Деловая женщина в российском обществе. - Брянск,1994.

 

Практическое задание:определите возможность стать лидером для каждого из трех респондентов при помощи теста «Насколько властный у Вас характер? Ведете ли Вы за собой людей или являетесь ведомым?»

1. Умеете ли Вы отказывать другим в их просьбах?

2. Избегаете ли разногласий, даже если думаете, что правы?

3. Легко ли подчиняетесь правилам и предписаниям?

4. Вы часто извиняетесь?

5. Вы перестанете носить одежду, если кто-то посмеется над ней?

6. Стараетесь ли модно одеваться?

7. Если одежда неудобная, но к лицу, будете ли Вы носить ее?

8. Приходилось ли Вам когда-нибудь грозить водителям или пешеходам?

9. Вы нетерпеливы клюдям, которые не сразу понимают, чего от них хотят?

10. Ругаетесь нецензурными выражениями?

11. Демонстрируете ли Вы превосходство над другими людьми?

12. Мнения, высказываемые по телевизору, раздражают Вас?

13. Можете ли честно сказать другому, что Вас не устраивает качество выполненной работы?

14. Вы всегда говорите то, что думаете, невзирая на последствия?

15. Считаете ли Вы себя нетерпимым человеком?

16. Раздражаетесь, если проигрываете в споре?

17. Важные решения в жизни принимают за Вас другие, не так ли?

18. Вы тратите деньги только на себя и свои удовольствия?

19. Одеваетесь ли Вы так, чтобы привлечь внимание?

20. Нормально ли чувствуете себя в толпе?

Подсчитайте очки. Каждый положительный ответ приносит 1 очко, отрицательный — ноль. Однако с 9 по 16, также 17, 18 и 20 вопросы оцениваются наоборот: «нет» — 1 очко, «да» — 0.

14-20 очков: Вы не лидер. Вы предпочитаете чужие подсказки, нежели собственные решения. В трудных случаях Вам бы хотелось полагаться на руководство и выполнять их приказания.

7-13 очков: у Вас характер непостоянный, однако можете руководить и организовывать. Вам нравится советовать другим, что делать. Но, вероятно, Вам не хватает того грамма агрессивности, который превращает человека в настоящего лидера.

6 очков или меньше: Вы родились лидером, имеете властный характер и, вероятно, болезненно воспринимаете, когда Вам указывают, что делать. Если не удается занять важный пост, то Вы можете стать бунтарем.

 

 

Тема 16: СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТСКИЕ И МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

 

Литература:

1. Детское движение в вопросах и ответах. - Кострома, 1994.

2. Запесоцкий А.С., Файн А. Эта неформальная молодежь. - М., 1990

3. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. - М., 1990.

4. Левачева В.Ф. Молодежный Вавилон. Размышления о неформальном движении. - М., 1989.

5. Лицом к лицу: Неформальные творческие объединения: размышления, поиски, находки. - М., 1989.

6. Негосударственные образовательные учреждения г. Москвы. Вып. 1. - М., 1997.

7. Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. - М., 1990.

 

Практическое задание: ознакомьтесь с деятельностью любого детского или молодежного движения, объединения и выясните: цели, задачи, направления работы. Сделайте анализ и определитесь в своем отношении.

Тема 17: НАРКОТИКИ И ИХ ДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

 

Литература:

1. Кабаков В.Л., Илюшина В.В. и др. Наркомания у подростков. – Архангельск, 2000.

2. Левин Б.М., Левин М.П. Наркомания и наркоманы. - М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 1995.

3. Миронов Е. Прощайте, наркотики! – СПб.: Питер, 2001.

4. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления. /Под ред. А.Н. Гаранского. – М.: Владос пресс, 2003.

5. Предупреждение наркомании несовершеннолетних. - М., 1989.

6. Сидоров П.И., Юзефович Г.Я. Дорога в один конец. – Архангельск: АГМА, 1998.

7. Угрожающая реальность. /Сост. Протоирей А. Денисов, Галимова Е.Ш., Утюгова В.Н. – Архангельск, 2002.

 

Практическое задание: проведите тест с тремя респондентами и сделайте соответствующие выводы.

Тест «Предрасположен ли ты к наркотикам?»

1.К сожалению, табак, сигареты в нашей жизни очень распространены среди молодежи, а ведь никотин «атакует» не только легкие, но и сердце, кровообращение. А как ты относишься к «голубому дымку» и к курильщикам?

а) я полагаю, что курильщики отравляют любое помещение и превращают всех окружающих в пассивных курильщиков;

б) каждый должен сам решать, где курить, всякие ограничения излишни;

в) курить можно не везде.

2. Скоро экзамен. Все твои товарищи нервничают, волнение достигло наивысшего накала. Кто-то принес успокаивающие таблетки и предлагает их тебе. Возьмешь?

а) да, я возьму таблетку, но только в том случае, если я уже совсем «в ауте»;

б) нет, мне лень думать о том, где брать эту таблетку в следующий раз, когда ее не предложат;

в) нет, я не нуждаюсь в искусственном успокаивании.

3.На вечеринке по кругу идет сигарета «с травкой». Все твои друзья один за другим затягиваются, и вот настала твоя очередь. Как ты поступишь?

а) я в любом случае хоть разок да попробую;

б) нет, я не стану этого делать, лучше уйду с такой вечеринки;

в) я сам не возьму сигарету, а над этими дураками вдоволь посмеюсь.

4.Собралась веселая компания, гости смеются, танцуют. Ты приходишь с опозданием, когда другие уже немного выпили. Как ты поведешь себя?

а) выпью две-три рюмки, чтобы догнать других;

б) терпеть не могу, когда в компании хорошее настроение зависит только от выпивки, я лучше побуду немного и уйду;

в) мне безразлично, если другие пьют, у меня самого настроение хорошее и без того.

5.Некоторые говорят: «Наркотики вовсе не опасны, нужно лишь правильно обращаться с ними». А ты тоже в это веришь?

а) тот, кто так считает, обманывает самого себя;

б) да, это соответствует действительности, за исключением особо сильных наркотиков.

6.Существует мнение, что «крутую» музыкуи наркотики нельзя разделить. А ты как считаешь?

а) можно делать прекрасную музыку, не прибегая кнаркотикам;

б) приняв наркотики, вообще нельзя воспринимать музыку;

в) все музыканты что-нибудь принимают.

7.Твой приятель настоятельно просит тебя срочно достать ему некоторую сумму в долг. Ты знаешь, что он регулярно принимает наркотики. Одолжишь ли ты ему деньги?

а) да;

б) нет;

в) только в том, случае, если буду знать, зачем они ему.

8.Ты ужасно влюбился! С твоей новой пассией вы проводите вечера вместе в ее компании. Ты замечаешь, что все в этой компании, включая твою возлюбленную, не прочь пропустить рюмку-другую, а то и принять что-нибудь похлеще. Будешь ли ты чувствовать себя в своей тарелке?

а) если там весело, почему бы и нет?

б) не обязательно часто проводить время в компании;

в) эта компания вредит моей любви.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА

Поставь крестик возле того ответа, который тебе боль



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.157 (0.016 с.)