Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ждет ли Вас блестящая карьера?

Поиск

Тест позволяет оценить, насколько Вы готовы к тому, чтобы добиться большого личного успеха в жизни, сделать блестящую карьеру. Тест предназначен для глубокого, содержательного осмысления и требует сложных развернутых ответов на вопросы. Тест содержит вопросы Маркса Эггерта, которые являются критериями успешной карьеры. Тест наиболее целесообразно применять в целях правдивой самооценки.

Инструкция:

Вашему вниманию предлагается тест "Ждет ли Вас блестящая карьера?". Вам будет предложено 65 вопросов по различным аспектам карьеры. Работа с тестом требует глубокого, содержательного осмысления и сложного развернутого ответа самому себе, желательно в письменной форме. На данные вопросы ответьте только ДА или НЕТ в зависимости от того, знаете или не знаете ответ на каждый вопрос. Если действительно хотите узнать, ждет ли Вас блестящая карьера, то не торопитесь ответить ДА или НЕТ, а глубоко и детально опишите на отдельном листе бумаги свой ответ.

Итак: Если Вы не знаете ответа на вопрос, то ответьте - НЕТ, если можете подробно ответить — ДА.

Вопросы:

1. Чего я жду от жизни?

2. В каких ситуациях я добиваюсь успеха? Почему?

3. Каковы мои конкретные цели в области карьеры: в этом году, на ближайшие 3 года (5, 10)?

4. Что нового я узнал (а) сегодня, что может мне пригодиться для карьеры?

5. Какие возможности личного роста имеются в моей работе?

6. Как получили свои должности вышестоящие руководители?

7. Как я могу произвести наилучшее впечатление о себе?

8. Кто в нашем коллективе пользуется наибольшим уважением, и чем я от него отличаюсь?

9. Как люди здесь получают повышение?

10. Как мне следует работать, чтобы добиться большего успеха и авторитета в глазах руководства?

11. У кого в нашей организации реальная власть?

12. Кто имеет серьезное влияние на руководство?

13. Какие качества мне надо в себе улучшать и развивать для карьеры?

14. Каков типичный путь продвижения к желаемой должности в этой области деятельности и в данной организации?

15. В чем особенность моей работы? Почему меня сюда взяли? Каковы мои перспективы?

16. Как котируется моя работа на рынке труда?

17. Что нравится и не нравится моему начальнику в том, как я работаю?

18. Чем я могу способствовать карьере моего начальника?

19. Какие организации являются флагманами нашей отрасли и как могут туда попасть?

20. Что читает по специальности мой начальник, и стоит ли мне читать это же?

21. Как одевается руководство организации?

22. Как сделать, чтобы руководство заметило мои заслуги?

23. Как долго мне стоит оставаться на этой работе?

24. Что я должен(на) делать, чтобы поддерживать и повышать свою квалификацию: на этой неделе, в этом месяце, ежегодно?

25. На каких областях моей деятельности я должен(на) сосредоточить свои усилия, чтобы получить желаемую работу и сделать карьеру?

26. Какие ближайшие производственные планы у руководства, и что я должен(на) сделать, чтобы оказаться "в струе"?

27. Имею ли я преуспевающий вид? Что я делаю, чтобы выгля­деть бодрым и здоровым?

28. С кем мне необходимо наладить контакты и как этого добиться с помощью друзей и знакомых?

29. Каковы критерии успеха в работе: в организации, у моего начальника, у меня?

30. Достаточно ли хорошим и полным является мое резюме?

31. Какие контакты, клубы и ассоциации принесут мне наибольшую пользу в деле развития карьеры?

32. Какие профессиональные знания и навыки потребуются в дальнейшем в моей работе?

33. Что нужно знать и уметь на той работе, куда я хочу перейти?

34. Кто может дать мне наилучшие советы в области карьеры?

35. Какие профессиональные объединения представляют для меня интерес?

36. От чего следует отказаться в интересах карьеры?

37. О каком месте работы я мечтаю, о каком начальнике, о каком коллективе?

38. Какая зарплата меня устроит на этом месте, на новой работе?

39. Как я могу более эффективно использовать свое рабочее место?

40. Как мне следует организовать свое рабочее место?

41. Когда я должен (на) провести следующую подобную оценку своего успеха в работе?

42. Когда мне следует заново пересмотреть свои главные цели?

43. Как мне следует вознаграждать самого себя за старания и успехи в карьере?

44. Какие ошибки в области карьеры я совершил(а) и чему научился(ась)?

45. Если меня завтра повысят, кто из моих подчиненных займет мое место? Хорошо ли я его для этого подготовил(а)?

46. Почему я до сих пор выполняю эту работу?

47. Какая следующая должность является естественным продолжением данной, и хочу ли я ее занять?

48. Кто является моим конкурентом при ближайшем повышении, и как я могу поставить себя в более выгодное положение?

49. Что является для меня наиболее важным стимулом в работе?

50. Какой стиль своего руководства я предпочитаю и как его наилучшим образом использовать?

51. Какую роль я предпочитаю в коллективной работе, и как я могу ее использовать наилучшим образом?

52. Какие этапы карьеры мною намечены, и достигаю ли я их в установленные сроки?

53. Как мне обрести большую уверенность в себе, в своей работе, в своем начальнике, в результатах своего труда, в своей организации?

54. Что я демонстрирую на работе своей манерой одеваться?

55. Что я демонстрирую тем, как организовано мое рабочее место?

56. В чем я добился(лась) успеха и благодаря чему?

57. Чем из того, что делаю сам(а) или узнаю от других, из книг, мне следует поделиться с членами моей команды?

58. С кем у меня сложные взаимоотношения, и как я могу их улучшить?

59. Какие газеты и журналы мне нужны для достижения целей карьеры?

60. Какова культура моей организации, и насколько я ей соответствую?

61. Когда и чем я рисковал(а) в работе, к чему это приводило (к выгоде или поражению)?

62. Если бы начинал(а) свою карьеру сначала, то что бы я изменил(а) и почему?

63. Какие значительные ошибки я допустил(а) и чему научился(лась) при этом?

64. Что оказало наибольшее влияние на мою карьеру?

65. Достаточно ли усилий я прилагаю для достижения своих целей?

 

Ключ: Ответ ДА более 90% - отличный результат. Вы знаете ответы более чем на 90% вопросов. У Вас есть все шансы сделать блестящую карьеру.

Ответ ДА от 80% до 89% - хороший, но не наилучший результат. Вы знаете ответы более чем на 80%, но менее чем на 90% вопросов. У Вас есть шансы сделать блестящую карьеру, если Вы будете знать ответы на те вопросы, на которые пока не знаете.

Ответ ДА от 60% до 79% — посредственный результат. Вы знаете ответы менее чем на 80% вопросов, что свидетельствует о значительных проблемах в понимании основных слагаемых успеха.

Ответ ДА менее 60% - плохой результат. Вы упускаете из виду слишком многие слагаемые профессионального успеха и карьеры.

Ответ ДА менее 39% - у Вас небольшие шансы сделать блестящую карьеру.

Тема 32: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТИРИСТИКА ЖЕНСКОЙ И МУЖСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Литература:

1. Вислуцкая Мехалина. Искусство любви.- М., 1990.

2. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды. - М.- Воронеж, 1995.

3. Рогов Е.Н. Психология отношений мужчины и женщины.- М., 2002.

4. Самоукина Г. Мужчина глазами женщины.- СПб., 2002.

5. Фромм Э. Искусство любить: исследование природы любви. Рус. пер. - М., 1995.

6. Эбадентер. Мужская сущность.- М., 1998.

7. Язык взаимоотношений: Мужчина-женщина. /Под.ред. А.Пиз, Б.Пиз – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

 

Практическое задание: опишите и проанализируйте особенности поведения мужчины и женщины в трех сходных ситуациях.

Тема 24: ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ И АНАЛИЗ МАССОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1999.

2. Ле Бон Г. Психология народных масс. - СПб., ЗАО Питер. -М., 1999

3. Ле Бон Г. Толпотворение. //Новое время. - №3.- 1994. с. 63.

4. Лебон Г., Тард Г. Психология толп. - М., 1999.

5. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. Перевод с фр. – М., 1998.

6. Райх В. Психология масс и фашизм. Рус. пер. - М. – СПб., 1997.

7. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. Психологические этюды. - Минск, Беларусь, 1991.

Практическое задание: составьте психологический портрет на «человека – массу».

Тема 25: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ И МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССА

 

Литература:

1. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека.- Л., 1988.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984.

3. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. - М., МГУ, 1991.

4. Психология «Я» и защитные механизмы. Рус. Пер. - М., 1993.

5. Психология. Справочник – словарь. /Под ред. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – М., 1998.

6. Стресс жизни: Сборник. /Составители: Л.М. Попова, И.В.Соколов. (О.Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней.) – СПб., ТОО «Лейла», 1994. – 384 с.

7. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. - М., 1981.

 

Практическое задание: проведите тест с тремя респондентами и сделайте соответствующие выводы.

Современный человек подвержен многим факторам риска, которые снижают сопротивляемость организма. Он постоянно испытывает повышенные психические нагрузки, отрицательно сказывающиеся на его нервной и сердечно-сосудистой системах. Ученые многих стран пытаются измерить воздействие этих стрессов в условных единицах, определить их количество.

Предлагаемая таблица основывается на научных данных и выгодно отличается тем, что определяет влияние факторов риска не одномоментно, а на протяжении недельного цикла, что позволяет составить представление о правильности образа жизни. Таблица заполняется ежедневно в течение недели по вечерам. Необходимо поставить галочку против тех пунктов, где приходится давать утвердительный ответ. Каждая галочка дает одно очко. В конце недели итоги суммируются.

 

Фактор риска Очки
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1. Сон недостаточный или плохой              
2. Испорченное настроение по дороге на работу или домой              
3. Испорченное настроение на работе              
4. Неприятная работа              
5. Чрезмерный шум              
6. Более 3 чашек крепкого кофе              
7. Выкурено более 10 сигарет              
8. Слишком много выпито спиртного              
9. Слишком мало физической активности              
10. Слишком много съедено              
11. Слишком много сладостей              
12. Личные проблемы              
13. Сверхурочная работа              
14. Испорченное настроение дома              
15. Сомнения в качестве своей работы              
16. Головная боль              
17. Сердечная слабость              
18. Боли в желудке              

1-20 очков. Положение нормальное. На всякий случай проверьте себя в течение еще одной недели, так как Ваше субъективное восприятие «слишком много» или «слишком мало» может оказаться несамокритичным.

21-40 очков. Пока ситуация не слишком тревожная, но уже необходимо обратить внимание на пункты, давшие очки. В скором времени они могут перерасти в серьезную угрозу.

41-60 очков. Угроза налицо. Если в самое ближайшее время Вы не предпримете решительных шагов к изменению своего образа жизни, то Вас ожидают, к сожалению, крупные неприятности.

Свыше 60 очков. Ваше здоровье в серьезнейшей опасности. Необходимо пункт за пунктом проанализировать заполненную Вами таблицу и постараться немедленно заняться своим здоровьем.

 

 

Тема 26: ЗИГМУНД ФРЕЙД И ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

 

Литература:

1. Виттельс Ф. Фрейд (его личность, учение и школа). - М., 1991.

2. Жолибер Б. Зигмунд Фрейд. //Мыслители образования. - М., 1995. Т.2.

3. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. - М., 1976.

4. Немов Р.С. Психология. 2 тома. - М., 1994.

5. Осухова Н.Г. Зигмунд Фрейд и психоаналитическая педагогика. //Педагогика. -1993.- №2.

6. Фрейд З. Психоанализ и русская мысль. - М., 1994.

7. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1990.

 

Творческое задание: напишите психологический портрет на себя или друга, родственника или знакомого человека (см. приложение 2 и 3).

 

 

Тема 27: ВОСПИТАНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

 

Литература:

1. Акимова М.К. и др. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М., 1992.

2. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М., 1991.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1993.

4. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М., 1987.

5. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.

6. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

7. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990.

Практическое задание: напишите пять изречений великих психологов и педагогов, в которых говорится о воспитании с учетом индивидуальных особенностей человека.

 

 

Тема 28: ПСИХОЛОГИИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

 

Литература:

1. Битинас Б. Процесс воспитания: приобщение к ценностям. - М., 1997.

2. Богданова О.С. и др. Нравственное воспитание старшеклассников. – М., 1998.

3. Иванов В.И. Родное и вселенское. - М., 1994.

4. Кобалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М., 1981.

5. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.

6. Флейн-Хобсон К. и др. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношение с окружающим миром. - М., 1992.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1991.

 

Творческое задание: написать психологический портрет Человека Будущего.

 

 

Тема 29: КАТЕГОРИЯ «ВОСПИТАНИЕ» В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ

 

Литература:

1. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы. //Новое педагогическое мышление. /Под ред. А.В.Петровского. -М., 1989.

2. Готт В.С. и др. Категории современной науки. - М., 1984.

3. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М., 1995.

4. Лихачев Д.С. Раздумья. - М., 1991.

5. Педагогические термины. Учебно-методические материалы для студентов. - Архангельск: ПГУ, 2001.

6. Шварцман К.А. Философия и воспитание. - М., 1989.

7. Шубинский В.С. Человека как цель воспитания. //Педагогика. – 1992. - №3,4.

 

Практическое задание: напишите десять афоризмов или изречений великих философов и педагогов разных эпох (от античных времен до современности), в которых говорится о воспитании.

 

 

Тема 30: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Литература:

1. Декларация и конвекция о правах ребенка (последние издания).

2. Защити меня: Сборник материалов, иллюстрирующих положения Конвекции ООН о правах ребенка. - М., 1995.

3. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.

4. Кузнецова Л.В. Положение детей в мире и современные международные документы в защиту их здоровья, прав и развития. - М., 1991.

5. Медведева И. Дети России в опасности. //Народное образование. - 1997.- № 4.

6. Рыбинский Е.М. Детство в России: реальность и проблемы. - М., 1996.

7. Яковлев Ю.Я. Ваши права, дети. - М., 1992.

 

Практическое задание: подобрать три ситуации из жизни, газетных и журнальных материалов, доказывающих нарушение образовательных прав человека.

 

 

Тема 31: Воспитание гражданственности современного человека

 

Литература:

1. Азбука гражданина. - М., 1987.

2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 416 с.

3. Волков Ю.Г. Идеология в жизни современного российского общества //Социально-гуманитарные знания. - 1999. - №6. - С. 6-7.

4. Крысько В.Г. Психология и педагогика. - М.: Владос-Пресс, 2001. – 368 с.

5. Лазарев Л.В. Быть гражданином. - М., 1981.

6. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян //СОЦИС. - 1996. - №5.

7. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. центр Владос, 2002. - Кн. 1. - 576 с.

 

Практическое задание (на выбор):

1. Продолжите фразу:

· Архангельск - город, в котором…

· Наш город станет еще краше, если…

· Если бы я был губернатором, то…

 

2. Проведите анкетирование с тремя респондентами и сделайте соответствующие выводы.

Анкета для учащихся или студентов

«Показатели демократического климата школы (вуза)».

Подчеркните то, что Вы считаете характерным для Вашего образовательного учреждения:

· Учителя относятся к ученику (студенту) как к личности.

· К слабоуспевающим учащимся тоже относятся с уважением.

· Ученики доверяют учителям свои секреты.

· Важнейшие решения принимаются с участием учеников (студентов) в обсуждении.

· В школе (вузе) есть дух "Мы".

· Новые ученики принимаются доброжелательно.

· Ученики и учителя знают о правах детей (студентов).

· Учащиеся не боятся заходить в кабинет к директору.

· Школа (вуз) поощряет скорее независимое и творческое поведение, нежели конформное.

· Группы учащихся имеют возможность разрабатывать новые уставы.

· Учащиеся с проблемами получают дополнительную помощь.

· При возможности выбора учащиеся выберут именно эту школу (вуз).

· Учителя советуются с учениками по поводу изменений в обучении.

· Ученики могут попросить учителя выслушать их внимательней и быть непредвзятым.

 

Тема 32: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

 

Литература:

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. (Педагогика твоего тысячелетия). - М.: Изд-во Психолого-соц. института, 2002. – 352 с.

2. Вильясис Р., Мокшин К. Компьютеры в школе. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1988. – 336 с.

3. Дистанционное обучение: Уч. пособие /Под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманит. Изд. центр «Владос», 1998. -192 с.

4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Уч. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

5. Информатика 10-11 класс. /Под. ред. Макаровой. СПб.: Питер, 2002. -304 с.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Уч. пособ. для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. /Под. ред. В.С. Полат, - М.: Академия - 2002.

7. Ширшов Е.В. и др. Основы информации.- Архангельск, АГТУ, 2003. - 144 с.

Практическое задание: с помощью программы Power Point создать презентацию одной учебной темы.

 

Тема 33: ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

 

Литература:

1. Бестужев- Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога. - М., 1998.

2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. - М., 1999.

3. Кулебс 3.Ф. Кризис образования в современном мире. /Пер. с англ. - М., 1970.

4. Отечественное образование: тенденции и перспективы развития. //Педагогика.-1998.-№8.

5. Тхангасаев Х.Г. О новой парадигме образования. //Педагогика. -1999. -№1.

6. Философско-психологические проблемы развития образования. - М., 1981.

 

Практическое задание (на выбор):

1.Напишите эссе на тему: «Каким Я вижу образование XXI века».

2.Опросите трех родителей об их отношении к современной школе, к типам школ, уровню их работы, что они хотят от современного образования, какие проблемы в воспитании детей их больше всего волнуют. Проанализируйте полученные результаты. Сделайте выводы.

3.О минусах платного образования сейчас говорится и пишется много. Вам предстоит более трудная задача: напишите плюсы платного образования. Выводы обоснуйте.

Тема 34: ОТ ГЛИНЯНОЙ ТАБЛИЧКИ К УНИВЕРСИТЕТУ: МИРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

 

Литература:

1. Андреева И.Н. Философия и история образования. - М., 1999.

2. Корнетов Г.Б. История педагогики (введение в курс «История образования и педагогической мысли») - М., Изд-во УРАО, 2002.

3. Корнетов Г.Б. Школа, воспитание и педагогика цивилизации Ближнего Востока (Древность и Средние века). - М., 1993.

4. Педагогика народов мира: История и современность. /Под. ред. К.И. Салимовой. - М., 2001.

5. Розов Н. Ценности и образование (вехи истории Европейской мысли) //ALMA MATER. - 1991.- №12.

6. Российская педагогика: В 2-х т. /Гл. ред. В.В. Давыдов. Т.1. - М., 1993, Т.2. 1999.

7. Цирюльников А.М. История образования в портретах и документах. - М., 2001.

 

Творческое задание: напишите эссе на тему: «Каким я вижу С(А)ФУчерез 25-30 лет?»

Тема 35: УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ. ВИДЫ ЛОЖНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО АВТОРИТЕТА. ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Литература:

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: МГУ, 1990.

2. Анзорт Л. Дети и семейный конфликт. - М., 1988.

3. Басов М.Я. Методика психологического наблюдения над детьми //Избранные психологические произведения, - М., 1975.

4. Гардин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. - М., 1971.

5. Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка: Уч. пособие. - М., 1997.

6. Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. - М., 1989.

7. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981.

 

Практическое задание: напишите эссе о ребенке из знакомой Вам семьи, где уже четко прослеживаются результаты ошибок семейного воспитания.

Тема 36: ДЕТСТВО И РЕБЕНОК В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

Литература:

1. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону, 1991.

2. Детство: Краткий словарь-справочник. - М., 1996.

3. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. - М., 1988.

4. Мир детства: дошкольник. - М., 1987.

5. Мир детства: младший школьник. - М., 1988.

6. Мир детства: подросток. - М., 1989.

7. Мир детства: юность. - М., 1991.

 

Практическое задание: написать отзыв о художественной книге или фильме о детях.

Тема 37: РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

 

Литература:

1. Акивис Д.С. Отцовская любовь.- М.,1989.

2. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. – М., - 1975. - 204с.

3. Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок.- М.,1990.

4. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание - М.: Просвещение, 1990.

5. Овчинникова И.Г. Отцовство.- М.,1981.

6. Отец в современной семье. - Вильнюс,1998.

7. Руководство по предотвращению насилия над детьми. /Под ред. Н.К.Асановой. – М.: Владос, 1997.

 

Практическое задание: проведите тест «Какие мы родители?» с тремя испытуемыми и сделайте соответствующие выводы.

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? Проверьте себя, ответив на вопросы: «да», «нет», «иногда». Этот тест предлагают чешские специалисты.

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему о воспитании? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

2. Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

3. Единодушны ли Вы с супругом в воспитании детей?

4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли вы, что последовательность есть один их основных педагогических принципов?

7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

9. Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?

10. Неприятно ли Вам «отделываться» от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?

За каждый положительный ответ напишите 2 очка, за ответ «иногда» — 1, за отрицательный — 0.

Менее 6 очков: о настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и, не мешкая, заняться своим образованием в этой области.

7-14 очков: вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены — дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков: вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И, тем не менее, не удастся ли еще кое-что немного улучшить?

 

 

Тема 38: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КЛИМАТ СЕМЬИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ

НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ

 

Литература:

1. Афанасьева Т.М. Семья. - М., 1985.

2. Баркан А.И. Его Величество ребенок, какой он есть. - М., 1996.

3. Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. - М., 1986.

4. Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт. - М., 1985.

5. Добсон Дж. Непослушный ребенок. - М., 1992.

6. Кручинка М. Ребенок с характером. - СПб., 1996.

7. Миронова А.И. Критические периоды детства. - М., 1979.

 

Практическое задание: предложите респондентам (от 5 до 15 лет) нарисовать идеальную семью (или написать, какой они представляют идеальную семью). Побеседуйте после выполнения задания. Проанализируйте полученные результаты и сделайте выводы.

Тема 39: ПОЛОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: ПРЕДЕЛЫ ДОПУСТИМОГО И НЕОБХОДИМОГО

 

Литература:

1. Блонский П.П. Очерки детской сексуальности. //Избр. психол. произ. - М., 1979.

2. Борман Р, Шиле Г. Родителям о половом воспитании. О подготовке подростков к браку и формированию семьи. -М., 1979.

3. Гадакина А.Д. Плоды запретов: Подросток и секс. - М., 1991.

4. Добрович А.Б. Беседы о половом воспитании.- М., 1982.

5. Каган В.Е. Половое воспитание девочки в семье. - М., 1991.

6. Колосов Д.В. Беседы о половом воспитании. - М., 1986.

7. Кон И.С. Введение в сексологию. - М., 1989.

 

Практическое задание: проанализируйте и покажите плюсы и минусы средств массовой информации в освещении данного вопроса.

 

 

Тема 40: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

НА АРХАНГЕЛЬСКОМ СЕВЕРЕ

 

Литература:

1. Буторина Т.С. Образовательные традиции Русского Севера //Образование и культура Северо-Запада России. Вып. 4. Университет: единство науки, образования и культуры: Вестник Северо-Западного отделения РАО – СПб.: 1999. – с. 264 –272.

2. Буторина Т.С. Педагогическая регионология. – Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2000, - 68 с.

3. Киприянов В. Архангельск. – Архангельск: Родина Ломоносова, 1994. – 240 с.

4. Куратов А.А. Архангельский Север в истории России: Уч. книга для школьников и студентов - Архангельск: ПГУ, 2003. –212 с.

5. Поморская энциклопедия: В 5-ти томах./Под ред. Н.П.Лаверова. т.1. История Архангельского Севера /Под ред. В.Н.Булатова. Сост. А.А. Куратов. – Архангельск: ПГУ им. М.В.Ломоносова, 2001. – 483 с.

6. Синицина П.Т. Развитие народного образования на Европейском Севере (досоветский период): Учебное пособие. – Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова, - 1996. – 142 с.

7. Сковородкина И.З. Национальное образование на Архангельском Севере. /Под ред. Т.С. Буториной, В.А.Мясникова. – Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова, - 1999. – 194 с.

Практическое задание: подберите материалы северных ученых, историков, писателей, публицистов, поэтов, в которых говорится о воспитании и образовании.

 

Тема 41: М.В.ЛОМОНОСОВ КАК УЧЕНЫЙ И ПЕДАГОГ

 

Литература:

1. Буторина Т.С. М.В.Ломоносов и педагогика. – Архангельск: Изд-во ПМПУ им. М.В.Ломоносова, 1994, - 223 с.

2. Буторина Т.С. М.В. Ломоносов и Русская педагогическая культура. //Ломоносовские чтения. – Архангельск: Изд-во АГПИ им. М.В. Ломоносова. – 1991.

3. Буторина Т.С. Врата учености // Родина Ломоносова. Вып. 2 - Архангельск, 1991. – С. 87 - 89.

4. Буторина Т.С. М.В. Ломоносов и педагогическая мысль России ХYIII века. - Вологда: Изд-во ВГПИ, 1990, - 93 с.

5. Буторина Т.С. Национально - региональный компонент в воспитании и образовании в условиях Архангельской области. Статья из сб. научных трудов //Национально - региональный компонент в образовании. /Под ред. Буториной Т.С. – Архангельск: Изд-во ПМПУ им. М.В. Ломоносова, 1994.– С. 3- 8.

6. Буторина Т.С. Педагогическая регионология. – Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2000, - 68 с.

Практическое задание: составьте кроссворд на тему: «Развитие М.В. Ломоносовым русской педагогической терминологии».

Тема 42: НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

В ОБРАЗОВАНИИ

 

Литература:

1. Буторина Т.С. Национально - региональный компонент в воспитании и образовании в условиях Архангельской области. //Национально - региональный компонент в образовании. /Под ред. Т.С. Буториной – Архангельск: ПМПУ им. М.В. Ломоносова, 1994. – С. 3 – 8.

2. Буторина Т.С. Педагогическая регионология. – Архангельск: АО ИППК РО, 2000, - 68 с.

3. Буторина Т.С. Региональные особенности воспитательной среды Архангельского Севера. Сб. научных трудов // Социально - педагогические аспекты развития современной школы на Севере. – Вологда: ВГПИ, 1988. С. 5-15.

4. Буторина Т.С. Своеобразие народной педагогики поморцев. //Советская педагогика. – 1987. - № 7.

5. Буторина Т.С., Волков Г.Н. Статьи о народной педагогике. //Советская педагогика. – 1989. - № 7. – С. 98 – 126.

6. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – Хабаровск: Хабаровское кн.изд., 1989, - 141 с.

7. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1974.

8. Максимов Ю.В. Родник творчества. - М.: Просвещение, 1988. – 124с.

Практическое задание: опишите народный поморский обряд, праздник, ритуал или игру.

Тема 43: СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

В теоретической части должны быть рассмотрены следующие вопросы:

1. Понятия семейной педагогики, семейного воспитания.

2. Семья, типы семей.

3. Методы воспитания.

4. Ошибки семейного воспитания.

5. Виды ложного родительского авторитета.

6. Условия успешного воспитания ребенка в семье.

7. Роль отца в воспитании ребенка.

 

Литература:

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: МГУ, 1990.

2. Акивис Д.С. Отцовская любовь.- М.,1989.

3 .Анзорт Л. Дети и семейный конфликт. - М., 1988.

4 .Басов М.Я. Методика психологического наблюдения над детьми // Избранные психологические произведения, - М., 1975.

5 .Гардин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. - М., 1971.

6 .Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. – М., - 1975. - 204с.

7. Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок.- М.,1990.

8. Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка: Уч. пособие. - М., 1997.

9. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание - М.: Просвещение, 1990.

10. Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. - М., 1989.

11. Овчинникова И.Г. Отцовство.- М.,1981.

12. Отец в современной семье. - Вильнюс,1998.

13. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981.

14. Руководство по предотвращению насилия над детьми. /Под ред. Н.К.Асановой. – М.: Владос, 1997.

 

Практическое задание (на выбор):

Задание 1. Составьте эссе о ребенке из знакомой Вам семьи, где уже четко прослеживаются результаты ошибок семейного воспитания.

Задание 2. Подготовьте отзыв о художественной книге или фильме о детях.

Задание 3. Предложите респондентам (от 5 до 15 лет) нарисовать идеальную семью (или написать, какой они представляют идеальную семью). Проанализируйте полученные результаты и сделайте выводы.

Задание 4. Покажите плюсы и минусы средств массовой информации в освещении полового воспитания.

 

 

ТЕМА 44: О ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА В ПОМОРСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Литература:

1. Буторина Т.С. М.В. Ломоносов и педагогика. - Архангельск, 2001.

2. Буторина Т.С. М.В. Ломоносов о воспитании и образовании. - М.: Педагогика, 1994.

3. Буторина Т.С., Щекина С.С. Поморская семья – основа народной педагогики. - Архангельск, 1999.

4. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Мысль, 1983.

5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: ACADEMA, 1999.

6. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. - М., 1991.

7. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. - М., 1992.

 

Практическое задание: подготовьте и запишите пословицы, поговорки, былины, сказки, образные выражения из Северного и Поморского фольклора, в которых отражено понятие «воспитание».

 

 

ДОПОЛЬНИТЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ:

 

1. Философия воспитания: проблемы, пути поиска.

2. Патриотическое и интернациональное воспитание.

3. Религия и атеизм в современной системе образования.

4. Основные тенденции развития высшей школы.

5. Воспитание гражданского долга и ответственности.

6. Проблемы современной российской семьи.

7. Методы воспитания и обучения в XXI веке.

8. Формирование здорового образа жизни как основа предупреждения негативных явлений в образовательной среде.

9. Психолого-педагогические основы использования компьютера в процессе обучения.

10. Нравственная культура личности: сущность и содержание.

11. Особенности экологического воспитания людей разного возраста.

12. Проблема наказания и поощрения в истории педагогики.

13. Элитарное образование: исторический опыт и современность.

14. Традиции православной педагогики.

15. Воспитание у детей установки на здоровый образ жизни.

16. Воспитание культуры межнационального общения.

17. Воспитание толерантности ка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.178 (0.017 с.)