Взаимодействие человека со средой обитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие человека со средой обитания



Отметим, что естественная природная среда обитания самодостаточна и может существовать и развиваться без участия человека, а все иные среды обитания, созданные человеком, самостоятельно развиваться не могут и без участия человека обречены на старение и разрушение.

Современную структуру Вселенной можно представить в виде четырех взаимодействующих систем, схематически показанных на рис. 1.3.

Рис. 1.3. Современная схема воздействия человека со средой обитания

Взаимодействие человека со средой обитания, как было показано во введении, основано на передаче между элементами системы потоков масс веществ и их соединений, энергий всех видов и информаций.

Человеку эти потоки необходимы для удовлетворения своих потребностей в пище, воде, воздухе, солнечной энергии, информации об окружающей среде и для выделения в жизненное пространство потоков механической и интеллектуальной энергии, потоков масс в виде отходов биологического процесса, потоков тепловой энергии и др.

Обмен потоками вещества и энергии характерен и для процессов, происходящих без участия человека. Естественная среда обеспечивает поступление на нашу планету потоков солнечной энергии, что создает, в свою очередь, потоки растительной и животной массы в биосфере, потоки абиотических веществ (воздух, вода и др.), потоки энергии различных видов, в том числе и при стихийных явлениях.

Для техносферы характерны потоки всех видов сырья и энергии, многообразие потоков продукции; потоки отходов (выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы, жидкие и твердые отбросы, различные энергетические воздействия). Отходы возникают в соответствии с Законом о неустранимости отходов и побочных воздействий производств: «В любом хозяйственном цикле образуются отходы и побочные эффекты, они не устранимы и могут быть переведены из одной физико-химической формы в другую или перемещены
в пространстве». Техносфера способна также создавать спонтанно значительные потоки масс и энергий при взрывах и пожарах, при разрушении строительных конструкций, авариях на транспорте и т. п.

Социальная среда потребляет и генерирует все виды потоков, характерные для человека как личности; кроме того, социум создает информационные потоки при передаче знаний, управлении обществом, сотрудничестве с другими общественными формациями. Социальная среда создает потоки всех видов, направленные на преобразование естественного и техногенного миров, формирует негативные явления в обществе, связанные с курением, потреблением алкоголя, наркотиков и т. п.

Характерные потоки масс, энергий и информации жизненного пространства следующие:

Потоки в естественной среде:

· солнечное излучение, излучение звезд и планет;

· космические лучи, пыль, астероиды;

· электрическое и магнитное поля Земли;

· круговороты веществ в биосфере в экосистемах, в биогеоценозах;

· потоки, связанные с атмосферными, гидросферными и литосферными явлениями,
в том числе и со стихийными;

· другие.

Потоки в техносфере:

· потоки сырья, энергии;

· потоки продукции отраслей экономики;

· отходы экономики;

· информационные;

· транспортные;

· световые (искусственное освещение);

· потоки при техногенных авариях;

· другие.

Потоки в социальной среде:

· информационные (обучение, государственное управление, международное сотрудничество и т. п.);

· людские (демографический взрыв, урбанизация населения);

· потоки наркотических средств, алкоголя и др.;

· другие.

Потоки, потребляемые и выделяемые человеком в процессе жизнедеятельности:

· потоки кислорода, воды, пищи и иных веществ (алкоголь, табак, наркотики и т. п.);

· потоки энергии (механической, тепловой, солнечной и др.);

· информации;

· потоки отходов процесса жизнедеятельности;

· другие.

В настоящее время (по Белову С. В, 2011) принято считать, что на человека воздействуют четыре вида потоков:

1. Потоки в естественной природной среде (солнечное излучение, электромагнитное излучение Земли, круговорот веществ в биосфере, экосистемах, потоки, связанные с атмосферными, гидросферными и литосферными явлениями).

2. Потоки в техносфере (сырье, энергия, отходы экономики).

3. Потоки в социальной среде (информационные потоки (обучение, государственное управление, международное сотрудничество), людские потоки).

4. Потоки, потребляемые и восполняемые человеком в процессе жизнедеятельности.


1.3. Место и роль безопасности в предметной области
и профессиональной деятельности

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» – обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата) и специалитета. Основной целью образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Основными обобщенными задачами дисциплины (компетенциями) являются:

1) приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;

2) овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

3) формирование:

· культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

· культуры профессиональной безопасности, способностей идентифицикации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

· готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

· мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;

· способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;

· способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.

Центральным изучаемым понятием дисциплины является опасность – потенциальное свойство среды обитания, ее отдельных компонентов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности.

В предметной области изучаются основные виды и характеристики опасностей, условия их реализации, характер их проявления и влияния на объекты защиты, прежде всего, на человека и природу. Вред – это утрата, повреждение или ухудшение состояния объекта защиты.

В дисциплине изучаются основные источники опасности, которые характеризуются набором факторов, способных нанести вред, и степенью их опасности – риском и уровнем (количественным значением) вредных факторов при реализации опасности.

Риск рассматривается как вероятность проявления опасности с учетом возможных размеров вреда. Изучаются следующие виды риска: индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный и немотивированный, приемлемый.

Другое центральное изучаемое понятие – безопасность (состояние объекта защиты и системы «человек-среда обитания», при котором риск не превышает приемлемое обществом значение, а уровни вредных факторов потоков вещества, энергии и информации – допустимых величин, при превышении которых ухудшаются условия существования человека и компонентов природной среды). В дисциплине изучаются виды систем безопасности, методы и средства ее обеспечения.

При изучении дисциплины рассматриваются: современное состояние и негативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, рациональные с точки зрения безопасности условия деятельности; последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере; методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях; мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе в условиях ведения военных действий, и при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; правовые, нормативные, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности; методы контроля и управления условиями жизнедеятельности.

Выводы: необходимо формировать культуру безопасности человека, включающую уровень потребности личности в получении и применении знаний для обеспечения безопасности, в постоянном совершенствовании умений и навыков при реализации человеко- и природозащитной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 880; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.009 с.)