Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение учений о безопасности жизнедеятельности

Поиск

Известны причины возникновения и формирования учения о БЖД в России – это потребности общества и человека в защите от опасностей.

Потребности общества:

· сохранение здоровья и трудоспособности членов общества;

· защита членов общества от естественных опасностей;

· сохранение или рациональный рост численности членов общества в условиях воздействия опасностей от внешних причин.

Потребности человека:

· употребление качественных продуктов, питьевой воды, атмосферного воздуха;

· защита жизни и здоровья от внешних опасностей среды обитания;

· стремление к повышению СПЖ:

Действительно, стремление к сохранению здоровья, активной деятельности и долгой жизни является одной из важнейших потребностей и функций человека на всех этапах его эволюции. Цицерон утверждал: «Прежде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь».

По значимости потребность в обеспечении безопасности всегда занимала и занимает ведущее место после первоочередной потребности человека в обеспечении себя и своих близких пищей, водой и воздухом.

На рис. 1.1 показана классификация потребностей человека, предложенная А. Маслоу (1954). На схеме все потребности размещены в иерархическом порядке, причем потребность в безопасности, следуя непосредственно за физиологическими потребностями, присущими всему живому, является первой потребностью, удовлетворение которой требует чисто человеческого качества – разума. Разум нужен для предвидения развития событий и последствий своих действий, без чего обеспечение безопасности просто невозможно.

Рис. 1.1. Классификация потребностей человека по А. Маслоу (1954)

Многие человеческие потребности выросли из потребности в безопасности, и прежде всего потребность в социальных связях, в объединении людей в сообщество, которое повышает безопасность каждого его участника. При этом возникает общий интерес участников в безопасности самого сообщества, повышающий исходную личную потребность каждого в безопасности.

Побудительными причинами возникновения в России учения о БЖД человека в техносфере являются:

· высокая смертность населения от внешних причин, в том числе высокая смертность населения (особенно мужчин) репродуктивного возраста;

· низкие показатели средней продолжительности жизни, прежде всего характерные для мужской части населения;

· значительное ежегодное снижение общей численности населения России в настоящий период и на перспективу.

Основная цель учения о БЖД – формирование и широкая пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешних причин.

Создатели учения о безопасности жизнедеятельности человека в техносфере считают, что значительную роль, если не сказать определяющую, в рациональном использовании личных и коллективных мер защиты в создании качественной среды обитания играет уровень владения каждым человеком знаниями об опасностях окружающего нас мира и способах защиты от них, что и составляет основу понятия «культура безопасности». Эффективное использование этих знаний позволяет существенно сократить людские потери от нарушения здорового образа жизни, пренебрежения опасностями, нерационального выбора условий проживания и т. п. Умелое использование этих знаний даже при наличии экономических трудностей в стране позволяет создавать для человека малоопасные жизненные условия, гарантирующие ему сохранение здоровья и максимально возможную продолжительность жизни.

Знания в области безопасности необходимы всем членам общества на всех
этапах жизни.

По Белову С. В. (2007), безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой. Понятие «безопасность жизнедеятельности» формализовано впервые в России в 1990г.

По Русаку О. Н. (2010), БЖД – это область научных знаний, изучающая опасности, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Цель науки о БЖД – создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Объектомзащиты от опасности является человек.

Предмет исследований в науке о БЖД – это опасности и их совокупность (после опасностей), действующие в системах «человек – источник опасности», а также методы и средства защиты от опасностей.

Белов С. В. выделяет следующие этапы развития человекозащитной деятельности
в России:

а) защита от пожаров (середина XVII в.);

б) техника безопасности (середина XIX в.);

в) обеспечение безопасности и охрана труда (середина XX в.);

г) создание Госгортехнадзора (конец XIX в.);

д) гражданская оборона (1938);

е) охрана окружающей природной среды (1972);

ж) безопасность жизнедеятельности человека в техносфере (1990);

з) защита в чрезвычайных ситуациях (1992).

Эволюция человека и среды его обитания связана с увеличением плотности населения (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Год Плотность населения (чел/км2)
  3,7
   
   
  43,6

Перечислим другие признаки эволюции человека и среды его обитания:

· урбанизация (переселение из сельской местности в города);

· повышение производства электроэнергии;

· каждые 12 – 15 лет во 2-й половине XX в. возрастание в два раза объема промышленного производства;

· развитие транспорта;

· увеличение затрат на военные цели;

· интенсификация сельскохозяйственного производства;

· создание среды обитания нового типа – техносферы.

Мир опасностей также изменяется (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Эволюция мира опасностей

Ученые выделяют различные этапы и показатели развития техносферы (табл. 1.2).

Таблица 1.2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.127 (0.01 с.)