Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение учений о безопасности жизнедеятельностиСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Известны причины возникновения и формирования учения о БЖД в России – это потребности общества и человека в защите от опасностей. Потребности общества: · сохранение здоровья и трудоспособности членов общества; · защита членов общества от естественных опасностей; · сохранение или рациональный рост численности членов общества в условиях воздействия опасностей от внешних причин. Потребности человека: · употребление качественных продуктов, питьевой воды, атмосферного воздуха; · защита жизни и здоровья от внешних опасностей среды обитания; · стремление к повышению СПЖ: Действительно, стремление к сохранению здоровья, активной деятельности и долгой жизни является одной из важнейших потребностей и функций человека на всех этапах его эволюции. Цицерон утверждал: «Прежде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь». По значимости потребность в обеспечении безопасности всегда занимала и занимает ведущее место после первоочередной потребности человека в обеспечении себя и своих близких пищей, водой и воздухом. На рис. 1.1 показана классификация потребностей человека, предложенная А. Маслоу (1954). На схеме все потребности размещены в иерархическом порядке, причем потребность в безопасности, следуя непосредственно за физиологическими потребностями, присущими всему живому, является первой потребностью, удовлетворение которой требует чисто человеческого качества – разума. Разум нужен для предвидения развития событий и последствий своих действий, без чего обеспечение безопасности просто невозможно.
Рис. 1.1. Классификация потребностей человека по А. Маслоу (1954) Многие человеческие потребности выросли из потребности в безопасности, и прежде всего потребность в социальных связях, в объединении людей в сообщество, которое повышает безопасность каждого его участника. При этом возникает общий интерес участников в безопасности самого сообщества, повышающий исходную личную потребность каждого в безопасности. Побудительными причинами возникновения в России учения о БЖД человека в техносфере являются: · высокая смертность населения от внешних причин, в том числе высокая смертность населения (особенно мужчин) репродуктивного возраста; · низкие показатели средней продолжительности жизни, прежде всего характерные для мужской части населения; · значительное ежегодное снижение общей численности населения России в настоящий период и на перспективу. Основная цель учения о БЖД – формирование и широкая пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешних причин. Создатели учения о безопасности жизнедеятельности человека в техносфере считают, что значительную роль, если не сказать определяющую, в рациональном использовании личных и коллективных мер защиты в создании качественной среды обитания играет уровень владения каждым человеком знаниями об опасностях окружающего нас мира и способах защиты от них, что и составляет основу понятия «культура безопасности». Эффективное использование этих знаний позволяет существенно сократить людские потери от нарушения здорового образа жизни, пренебрежения опасностями, нерационального выбора условий проживания и т. п. Умелое использование этих знаний даже при наличии экономических трудностей в стране позволяет создавать для человека малоопасные жизненные условия, гарантирующие ему сохранение здоровья и максимально возможную продолжительность жизни. Знания в области безопасности необходимы всем членам общества на всех По Белову С. В. (2007), безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой. Понятие «безопасность жизнедеятельности» формализовано впервые в России в 1990г. По Русаку О. Н. (2010), БЖД – это область научных знаний, изучающая опасности, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека. Цель науки о БЖД – создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Объектомзащиты от опасности является человек. Предмет исследований в науке о БЖД – это опасности и их совокупность (после опасностей), действующие в системах «человек – источник опасности», а также методы и средства защиты от опасностей. Белов С. В. выделяет следующие этапы развития человекозащитной деятельности а) защита от пожаров (середина XVII в.); б) техника безопасности (середина XIX в.); в) обеспечение безопасности и охрана труда (середина XX в.); г) создание Госгортехнадзора (конец XIX в.); д) гражданская оборона (1938); е) охрана окружающей природной среды (1972); ж) безопасность жизнедеятельности человека в техносфере (1990); з) защита в чрезвычайных ситуациях (1992). Эволюция человека и среды его обитания связана с увеличением плотности населения (табл. 1.1). Таблица 1.1
Перечислим другие признаки эволюции человека и среды его обитания: · урбанизация (переселение из сельской местности в города); · повышение производства электроэнергии; · каждые 12 – 15 лет во 2-й половине XX в. возрастание в два раза объема промышленного производства; · развитие транспорта; · увеличение затрат на военные цели; · интенсификация сельскохозяйственного производства; · создание среды обитания нового типа – техносферы. Мир опасностей также изменяется (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Эволюция мира опасностей Ученые выделяют различные этапы и показатели развития техносферы (табл. 1.2). Таблица 1.2
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.127 (0.01 с.) |