Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Эффективное и неэффективное поощрение
Похожие статьи вашей тематики
(по П. Массену, Дж. Конджеру)
Цель: определение характеристик эффективного и неэффективного поощрения на уроке.
Задание 1. Предварительно ознакомьтесь с содержанием Таблицы 1. Посетите урок. В ходе урока наблюдайте за деятельностью учителя, подробно отмечайте интенсивность действий учителя по использованию поощрения в таблицу.
Задание 2. Опишите, какие вы увидели пути способствующие повышению эффективности поощрений учащихся на уроке.
Таблица 1. – Эффективное и неэффективное поощрение
Эффективное поощрение
| Проявление
| Неэффективное поощрение
| Проявление
| Осуществляется постоянно
|
| Осуществляется от случая к случаю
|
| Сопровождается объяснением того, что именно достойно поощрения
|
| Учитель проявляет минимальное, формальное внимание к успехам учащихся
|
| Учитель проявляет заинтересованность в успехах учащихся
|
| Учитель проявляет минимальное, формальное внимание к успехам учащихся
|
| Учитель поощряет достижение определенных результатов
|
| Учитель отмечает участие в работе вообще
|
| Учитель сообщает учащемуся о значимости достигнутых результатов
|
| Дает учащемуся сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимости
|
| Учитель ориентирует учащегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов
|
| Учитель ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование
|
| Учитель дает сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося
|
| Достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других
|
| Поощрение для данного учащегося соразмерно затраченным этим учащимся усилиям
|
| Поощрение независимо от усилий, затраченных на учащегося
|
| Учитель связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь
|
| Учитель связывает достигнутый результат только с наличием способностей или благополучных обстоятельств
|
| Учитель воздействует на мотивационную сферу личности учащегося, опираясь на внутренние стимулы: учащийся с удовольствием выполняет задание, либо потому, что оно интересно, либо потому, что хочет развить соответствующее умение и получать удовлетворение от самого процесса обучения
|
| Учитель опирается на внешние стимулы: учащийся старается лучше выполнить задание, чтобы заслужить похвалу учителя или победить в соревновании, получить награду
|
| Обработка данных: По окончании урока оценивающий проставляет суммарный балл, определяющий количественный показатель эффективного и неэффективного поощрения учителя. Анализирует, какое поощрение чаще использует учитель, какие характеристики наиболее предпочитаемы учителем.
Личные склонности педагога в выборе способа оценивания
Цель: определить личные склонности педагога в выборе способа оценивания учащихся на уроке.
Задание 1. Студентам предлагается в процессе наблюдения на уроке выделить и отразить в таблице 1 примеры высказываний и действий педагога, характеризующих склонности в выборе способа оценивания учащихся.
Задание 2. Определите доминирующую склонность педагога в выборе способа оценивания.
Задание 3. Предложите рекомендации по коррекции ситуации.
Таблица 1. – Склонности в выборе способа оценивания
Признаки
| Тип оценочных высказываний
| Тип прогноза
| Интерпретация причин
| Кого
чаще оценивают
| За что оценивают
| Тип заданий
| Индивидуальная нормативная ориентация
| Сравнение с прошлыми успехами
| Осторожные прогнозы успехов учеников
| Внутренние, изменчивые. И ученик и учитель «источник». Задаются вопросом «Что я сделал не так?»
| Любого за улучшение, особенно слабых. Сильных учеников – за ухудшение
| Поощряются старания в ходе работы
| Чаще дает индивидуальные задания, помогает достичь успеха каждому
| Примеры высказываний и действий учителя
|
|
|
|
|
|
| Социальная нормативная ориентация
| Сравнение учеников друг с другом
| Долговременные прогнозы успехов учеников
| Внешние, стабильные: плохие способности, плохое финансирование и пр.
| Сильных хвалят часто, у остальных улучшения не замечают.
| Оценивается результат
| Педагог выбирает одинаковые задания
| Примеры высказываний и действий учителя
|
|
|
|
|
|
|
*Индивидуальная нормативная ориентация – проявляется в ситуации оценивания индивидуальных норм, а именно – в сравнении результата деятельности каждого учащегося с его же предшествующими достижениями: «Сегодня ты работаешь хуже, чем всегда», «Посмотри, вчера еще не мог, а как хорошо решил сегодня!»
*Социальная нормативная ориентация – проявляется в ситуации оценивания социальных норм, т.е. сравнении детей друг с другом, и отражает ранговое место ученика в классе: «Саша опять не справляется, посмотри на остальных, как они хорошо решают», «Миша, ты опять опередил своих соседей».
Проявление типа темперамента учащегося на уроке
(методика А. Белова)
Цель: определить особенности проявления типа темперамента учащегося на уроке.
Задание 1. Предварительно ознакомьтесь с содержанием Таблицы 1. Посетите урок. В ходе урока отмечайте в таблице результаты наблюдения за внешними проявлениями тира темперамента учащегося. Определите тип темперамента.
Задание 2. Опираясь на результаты наблюдения, предложите психолого-педагогические рекомендации для учителя по организации эффективного взаимодействия с данным учащимся.
Таблица 1. – Проявление типа темперамента
№
п/п
| Проявления типа темперамента
| Интенсивность проявлений
| Часто
| Редко
| Никогда
| Паспорт сангвиника
|
| Веселый и жизнерадостный.
| | | |
| Деловит.
| | | |
| Часто не доводит дело до конца.
| | | |
| Склонен переоценивать себя, свои возможности.
| | | |
| Способен быстро схватывать новое.
| | | |
| Неустойчив в интересах и склонностях.
| | | |
| Легко переживает неудачи и неприятности.
| | | |
| Легко приспосабливается к разным обстоятельствам.
| | | |
| С увлечением берется за любое дело.
| | | |
| Быстро остывает, если дело перестает интересовать.
| | | |
| Быстро включается в новую работу и быстро переключается с одной работы на другую.
| | | |
| Тяготится однообразием, будничной кропотливой работой.
| | | |
| Общителен и отзывчив, не чувствует скованности в общении с новыми людьми.
| | | |
| Работает быстро, увлеченно, ровно, нуждается в перерывах реже других.
| | | |
| Вынослив и работоспособен.
| | | |
| Обладает громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.
| | | |
| Сохраняет самообладание в неожиданной, сложной обстановке.
| | | |
| Обладает всегда бодрым настроением.
| | | |
| Часто не собран, проявляет поспешность в решениях.
| | | | | Количество проявлений
| | | | Паспорт холерика
|
| Неусидчив, суетлив.
| | | |
| Невыдержан, вспыльчив.
| | | |
| Нетерпелив, реактивен.
| | | |
| Резок прямолинеен во взаимоотношениях с людьми.
| | | |
| Решителен и инициативен
| | | |
| Энергичный.
| | | |
| Находчивый в споре.
| | | |
| Работает рывками.
| | | |
| Склонный к риску
| | | |
| Злопамятный и обидчивый.
| | | |
| Обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.
| | | |
| Неуравновешен и склонен к горячности
| | | |
| Агрессивный.
| | | |
| Нетерпим к недостаткам.
| | | |
| Обладает выразительной мимикой.
| | | |
| Способен быстро действовать и решать жизненные задачи.
| | | |
| Неустанно стремится к новому.
| | | |
| Обладает резкими порывистыми движениями.
| | | |
| Настойчивый в достижении поставленной цели.
| | | |
| Склонный к резким сменам настроений.
| | | | | Количество проявлений
| | | | Паспорт флегматика
|
| Спокойный и хладнокровный.
| | | |
| Последовательный и обстоятельный в делах.
| | | |
| Осторожный и рассудительный.
| | | |
| Работает спокойно, медленно, редко отдыхаете.
| | | |
| Молчалив и не любит попусту болтать.
| | | |
| Обладает спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.
| | | |
| Сдержан и терпелив
| | | |
| Как правило, доводит начатое дело до конца.
| | | |
| Не тратит попусту сил.
| | | |
| Строго придерживается выработанного распорядка жизни, системы в работе
| | | |
| Легко сдерживает свои желания.
| | | |
| Маловосприимчивый к одобрению и порицанию.
| | | |
| Незлобивый, проявляет снисходительное отношение к колкостям в свой адрес.
| | | |
| Постоянный в своих отношениях и интересах, умеет ждать, ладить с другими.
| | | |
| Медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое.
| | | |
| Ровный в отношениях со всеми.
| | | |
| Любит аккуратность и порядок во всем.
| | | |
| С трудом приспосабливается к новой обстановке
| | | |
| Инертный, малоподвижный, вялый.
| | | |
| Обладает выдержкой
| | | |
| Количество проявлений
| | | | Паспорт меланхолика
|
| Стеснительный и застенчивый.
| | | |
| Теряется в новой обстановке.
| | | |
| Затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми.
| | | |
| Легко переносит одиночество.
| | | |
| Не верит в свои силы, падает духом при невзгодах.
| | | |
| Чувствует подавленность и растерянность при неудачах.
| | | |
| Склонный уходить в себя.
| | | |
| Быстро утомляется, нуждается в более частых для отдыха перерывах.
| | | |
| Обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота.
| | | |
| Невольно приспосабливается к характеру собеседника.
| | | |
| Впечатлительный до слезливости, тревожности.
| | | |
| Чрезвычайно восприимчивый к одобрению и порицанию.
| | | |
| Предъявляет высокие требования к себе и к окружающим.
| | | |
| Склонный к подозрительности, мнительности.
| | | |
| Болезненно чувствительный и легкоранимый.
| | | |
| Чрезмерно обидчивый.
| | | |
| Скрытный и необщительный, не делится ни с кем своими мыслями.
| | | |
| Малоактивный в работе.
| | | |
| Безропотно покорный
| | | |
| Стремится вызывать сочувствие и помощь у окружающих.
| | | | | Количество проявлений
| | | |
|