Эффективное и неэффективное поощрение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективное и неэффективное поощрение



(по П. Массену, Дж. Конджеру)

 

Цель: определение характеристик эффективного и неэффективного поощрения на уроке.

Задание 1. Предварительно ознакомьтесь с содержанием Таблицы 1. Посетите урок. В ходе урока наблюдайте за деятельностью учителя, подробно отмечайте интенсивность действий учителя по использованию поощрения в таблицу.

Задание 2. Опишите, какие вы увидели пути способствующие повышению эффективности поощрений учащихся на уроке.

 

 

Таблица 1. – Эффективное и неэффективное поощрение

Эффективное поощрение Проявление Неэффективное поощрение Проявление
Осуществляется постоянно   Осуществляется от случая к случаю  
Сопровождается объяснением того, что именно достойно поощрения   Учитель проявляет минимальное, формальное внимание к успехам учащихся  
Учитель проявляет заинтересованность в успехах учащихся   Учитель проявляет минимальное, формальное внимание к успехам учащихся  
Учитель поощряет достижение определенных результатов   Учитель отмечает участие в работе вообще  
Учитель сообщает учащемуся о значимости достигнутых результатов   Дает учащемуся сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимости  
Учитель ориентирует учащегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов   Учитель ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование  
Учитель дает сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося   Достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других  
Поощрение для данного учащегося соразмерно затраченным этим учащимся усилиям   Поощрение независимо от усилий, затраченных на учащегося  
Учитель связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь   Учитель связывает достигнутый результат только с наличием способностей или благополучных обстоятельств  
Учитель воздействует на мотивационную сферу личности учащегося, опираясь на внутренние стимулы: учащийся с удовольствием выполняет задание, либо потому, что оно интересно, либо потому, что хочет развить соответствующее умение и получать удовлетворение от самого процесса обучения   Учитель опирается на внешние стимулы: учащийся старается лучше выполнить задание, чтобы заслужить похвалу учителя или победить в соревновании, получить награду  

Обработка данных: По окончании урока оценивающий проставляет суммарный балл, определяющий количественный показатель эффективного и неэффективного поощрения учителя. Анализирует, какое поощрение чаще использует учитель, какие характеристики наиболее предпочитаемы учителем.

Личные склонности педагога в выборе способа оценивания

Цель: определить личные склонности педагога в выборе способа оценивания учащихся на уроке.

Задание 1. Студентам предлагается в процессе наблюдения на уроке выделить и отразить в таблице 1 примеры высказываний и действий педагога, характеризующих склонности в выборе способа оценивания учащихся.

Задание 2. Определите доминирующую склонность педагога в выборе способа оценивания.

Задание 3. Предложите рекомендации по коррекции ситуации.

Таблица 1. – Склонности в выборе способа оценивания

Признаки Тип оценочных высказываний Тип прогноза Интерпретация причин Кого чаще оценивают За что оценивают Тип заданий
Индивидуальная нормативная ориентация Сравнение с прошлыми успехами Осторожные прогнозы успехов учеников Внутренние, изменчивые. И ученик и учитель «источник». Задаются вопросом «Что я сделал не так?» Любого за улучшение, особенно слабых. Сильных учеников – за ухудшение Поощряются старания в ходе работы Чаще дает индивидуальные задания, помогает достичь успеха каждому
Примеры высказываний и действий учителя            
Социальная нормативная ориентация Сравнение учеников друг с другом Долговременные прогнозы успехов учеников Внешние, стабильные: плохие способности, плохое финансирование и пр. Сильных хвалят часто, у остальных улучшения не замечают. Оценивается результат Педагог выбирает одинаковые задания
Примеры высказываний и действий учителя            

 

*Индивидуальная нормативная ориентация – проявляется в ситуации оценивания индивидуальных норм, а именно – в сравнении результата деятельности каждого учащегося с его же предшествующими достижениями: «Сегодня ты работаешь хуже, чем всегда», «Посмотри, вчера еще не мог, а как хорошо решил сегодня!»

*Социальная нормативная ориентация – проявляется в ситуации оценивания социальных норм, т.е. сравнении детей друг с другом, и отражает ранговое место ученика в классе: «Саша опять не справляется, посмотри на остальных, как они хорошо решают», «Миша, ты опять опередил своих соседей».

 

Проявление типа темперамента учащегося на уроке

(методика А. Белова)

Цель: определить особенности проявления типа темперамента учащегося на уроке.

Задание 1. Предварительно ознакомьтесь с содержанием Таблицы 1. Посетите урок. В ходе урока отмечайте в таблице результаты наблюдения за внешними проявлениями тира темперамента учащегося. Определите тип темперамента.

Задание 2. Опираясь на результаты наблюдения, предложите психолого-педагогические рекомендации для учителя по организации эффективного взаимодействия с данным учащимся.

Таблица 1. – Проявление типа темперамента



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.026 с.)