Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективное и неэффективное поощрение

Поиск

(по П. Массену, Дж. Конджеру)

 

Цель: определение характеристик эффективного и неэффективного поощрения на уроке.

Задание 1. Предварительно ознакомьтесь с содержанием Таблицы 1. Посетите урок. В ходе урока наблюдайте за деятельностью учителя, подробно отмечайте интенсивность действий учителя по использованию поощрения в таблицу.

Задание 2. Опишите, какие вы увидели пути способствующие повышению эффективности поощрений учащихся на уроке.

 

 

Таблица 1. – Эффективное и неэффективное поощрение

Эффективное поощрение Проявление Неэффективное поощрение Проявление
Осуществляется постоянно   Осуществляется от случая к случаю  
Сопровождается объяснением того, что именно достойно поощрения   Учитель проявляет минимальное, формальное внимание к успехам учащихся  
Учитель проявляет заинтересованность в успехах учащихся   Учитель проявляет минимальное, формальное внимание к успехам учащихся  
Учитель поощряет достижение определенных результатов   Учитель отмечает участие в работе вообще  
Учитель сообщает учащемуся о значимости достигнутых результатов   Дает учащемуся сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимости  
Учитель ориентирует учащегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов   Учитель ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование  
Учитель дает сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося   Достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других  
Поощрение для данного учащегося соразмерно затраченным этим учащимся усилиям   Поощрение независимо от усилий, затраченных на учащегося  
Учитель связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь   Учитель связывает достигнутый результат только с наличием способностей или благополучных обстоятельств  
Учитель воздействует на мотивационную сферу личности учащегося, опираясь на внутренние стимулы: учащийся с удовольствием выполняет задание, либо потому, что оно интересно, либо потому, что хочет развить соответствующее умение и получать удовлетворение от самого процесса обучения   Учитель опирается на внешние стимулы: учащийся старается лучше выполнить задание, чтобы заслужить похвалу учителя или победить в соревновании, получить награду  

Обработка данных: По окончании урока оценивающий проставляет суммарный балл, определяющий количественный показатель эффективного и неэффективного поощрения учителя. Анализирует, какое поощрение чаще использует учитель, какие характеристики наиболее предпочитаемы учителем.

Личные склонности педагога в выборе способа оценивания

Цель: определить личные склонности педагога в выборе способа оценивания учащихся на уроке.

Задание 1. Студентам предлагается в процессе наблюдения на уроке выделить и отразить в таблице 1 примеры высказываний и действий педагога, характеризующих склонности в выборе способа оценивания учащихся.

Задание 2. Определите доминирующую склонность педагога в выборе способа оценивания.

Задание 3. Предложите рекомендации по коррекции ситуации.

Таблица 1. – Склонности в выборе способа оценивания

Признаки Тип оценочных высказываний Тип прогноза Интерпретация причин Кого чаще оценивают За что оценивают Тип заданий
Индивидуальная нормативная ориентация Сравнение с прошлыми успехами Осторожные прогнозы успехов учеников Внутренние, изменчивые. И ученик и учитель «источник». Задаются вопросом «Что я сделал не так?» Любого за улучшение, особенно слабых. Сильных учеников – за ухудшение Поощряются старания в ходе работы Чаще дает индивидуальные задания, помогает достичь успеха каждому
Примеры высказываний и действий учителя            
Социальная нормативная ориентация Сравнение учеников друг с другом Долговременные прогнозы успехов учеников Внешние, стабильные: плохие способности, плохое финансирование и пр. Сильных хвалят часто, у остальных улучшения не замечают. Оценивается результат Педагог выбирает одинаковые задания
Примеры высказываний и действий учителя            

 

*Индивидуальная нормативная ориентация – проявляется в ситуации оценивания индивидуальных норм, а именно – в сравнении результата деятельности каждого учащегося с его же предшествующими достижениями: «Сегодня ты работаешь хуже, чем всегда», «Посмотри, вчера еще не мог, а как хорошо решил сегодня!»

*Социальная нормативная ориентация – проявляется в ситуации оценивания социальных норм, т.е. сравнении детей друг с другом, и отражает ранговое место ученика в классе: «Саша опять не справляется, посмотри на остальных, как они хорошо решают», «Миша, ты опять опередил своих соседей».

 

Проявление типа темперамента учащегося на уроке

(методика А. Белова)

Цель: определить особенности проявления типа темперамента учащегося на уроке.

Задание 1. Предварительно ознакомьтесь с содержанием Таблицы 1. Посетите урок. В ходе урока отмечайте в таблице результаты наблюдения за внешними проявлениями тира темперамента учащегося. Определите тип темперамента.

Задание 2. Опираясь на результаты наблюдения, предложите психолого-педагогические рекомендации для учителя по организации эффективного взаимодействия с данным учащимся.

Таблица 1. – Проявление типа темперамента

№ п/п Проявления типа темперамента Интенсивность проявлений
Часто Редко Никогда
Паспорт сангвиника
  Веселый и жизнерадостный.      
  Деловит.      
  Часто не доводит дело до конца.      
  Склонен переоценивать себя, свои возможности.      
  Способен быстро схватывать новое.      
  Неустойчив в интересах и склонностях.      
  Легко переживает неудачи и неприятности.      
  Легко приспосабливается к разным обстоятельствам.      
  С увлечением берется за любое дело.      
  Быстро остывает, если дело перестает интересовать.      
  Быстро включается в новую работу и быстро переключается с одной работы на другую.      
  Тяготится однообразием, будничной кропотливой работой.      
  Общителен и отзывчив, не чувствует скованности в общении с новыми людьми.      
  Работает быстро, увлеченно, ровно, нуждается в перерывах реже других.      
  Вынослив и работоспособен.      
  Обладает громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.      
  Сохраняет самообладание в неожиданной, сложной обстановке.      
  Обладает всегда бодрым настроением.      
  Часто не собран, проявляет поспешность в решениях.      
  Количество проявлений      
Паспорт холерика
  Неусидчив, суетлив.      
  Невыдержан, вспыльчив.      
  Нетерпелив, реактивен.      
  Резок прямолинеен во взаимоотношениях с людьми.      
  Решителен и инициативен      
  Энергичный.      
  Находчивый в споре.      
  Работает рывками.      
  Склонный к риску      
  Злопамятный и обидчивый.      
  Обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.      
  Неуравновешен и склонен к горячности      
  Агрессивный.      
  Нетерпим к недостаткам.      
  Обладает выразительной мимикой.      
  Способен быстро действовать и решать жизненные задачи.      
  Неустанно стремится к новому.      
  Обладает резкими порывистыми движениями.      
  Настойчивый в достижении поставленной цели.      
  Склонный к резким сменам настроений.      
  Количество проявлений      
Паспорт флегматика
  Спокойный и хладнокровный.      
  Последовательный и обстоятельный в делах.      
  Осторожный и рассудительный.      
  Работает спокойно, медленно, редко отдыхаете.      
  Молчалив и не любит попусту болтать.      
  Обладает спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.      
  Сдержан и терпелив      
  Как правило, доводит начатое дело до конца.      
  Не тратит попусту сил.      
  Строго придерживается выработанного распорядка жизни, системы в работе      
  Легко сдерживает свои желания.      
  Маловосприимчивый к одобрению и порицанию.      
  Незлобивый, проявляет снисходительное отношение к колкостям в свой адрес.      
  Постоянный в своих отношениях и интересах, умеет ждать, ладить с другими.      
  Медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое.      
  Ровный в отношениях со всеми.      
  Любит аккуратность и порядок во всем.      
  С трудом приспосабливается к новой обстановке      
  Инертный, малоподвижный, вялый.      
  Обладает выдержкой      
  Количество проявлений      
Паспорт меланхолика
  Стеснительный и застенчивый.      
  Теряется в новой обстановке.      
  Затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми.      
  Легко переносит одиночество.      
  Не верит в свои силы, падает духом при невзгодах.      
  Чувствует подавленность и растерянность при неудачах.      
  Склонный уходить в себя.      
  Быстро утомляется, нуждается в более частых для отдыха перерывах.      
  Обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота.      
  Невольно приспосабливается к характеру собеседника.      
  Впечатлительный до слезливости, тревожности.      
  Чрезвычайно восприимчивый к одобрению и порицанию.      
  Предъявляет высокие требования к себе и к окружающим.      
  Склонный к подозрительности, мнительности.      
  Болезненно чувствительный и легкоранимый.      
  Чрезмерно обидчивый.      
  Скрытный и необщительный, не делится ни с кем своими мыслями.      
  Малоактивный в работе.      
  Безропотно покорный      
  Стремится вызывать сочувствие и помощь у окружающих.      
  Количество проявлений      


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.88 (0.011 с.)