Этап 5. Психологический анализ урока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап 5. Психологический анализ урока



(4 урока)

Психологический анализ структурных компонентов урока

Цель: анализ урока с точки зрения структурных компонентов.

Задание 1. Запишите в дневнике основные структурные компоненты традиционного урока.

Задание 2. В качестве гипотезы предположите, как может изменяться структура урока в зависимости от целей учителя и выбора форм и технологий обучения

Задание. 3. Предварительно ознакомьтесь с содержанием Таблицы 1, 2. Посетите урок. В ходе урока отмечайте в таблице результаты наблюдения.

Задание 4. Опираясь на содержание урока и работу учащихся на уроке, ответьте на следующие вопросы, ответы запишите в дневнике.

1. Определите насколько эффективно распределение времени и работы учителя на уроке, сформулируйте предложения и пожелания по его совершенствованию.

2. Оцените роль вводной части урока и ее эффективность в данном, наблюдаемом случае.

3. Укажите статистику оценок за урок, отметьте основные проблемы в оценивании учащихся на данном уроке, а так же способы повышения эффективности проверки домашнего задания.

4. Опишите способы повышения эффективности объяснения нового материала относительно проанализированного урока.

5. Опишите собственные соображения относительно повышения эффективности домашней работы учащихся.

6. Оцените необходимость завершающей части урока с точки зрения законов восприятия.

 

1. Общие сведения:

дата проведения_______________________________ класс______________________ учебный предмет_______________________________________________________________

Тема урока____________________________________________________________________

 

Таблица 1. – Распределение времени между разными формами работы на уроке

  Наблюдаемый параметр Общее время, затраченное на этап
1. Начало урока: Организационный момент, объяснение целей, задач урока.  
2. Проверка домашнего задания, актуализация прежних знаний, повторение ранее изученного.    
3. Объяснение нового материала, показ образца применения теории.  
4. Проверка усвоения учащимися нового материала.    
5. Закрепление (упражнения, творческие задачи, повторение нового материала).    
6. Домашнее задание (инструктаж, дозировка, индивидуализация).  
7. Подведение итогов урока.  
8. Комментирование и оценка успехов и неудач учащихся на уроке: анализ того, в какой мере достигнуты цели урока.  

 

Таблица 2. – План анализа структуры урока

Начало урока
№ п/п Наблюдаемый параметр Непосредственное содержание деятельности учителя и учащихся (действия и слова) Время
1. Наличие вводной, организационной части    
2. Постановка цели учителем.    
3. Принятие цели учащимися.    
4. Наличие учащихся, не включившихся в работу.    
5. Использование учителем методов для мобилизации внимания учеников.    
Проверка знаний учащихся
Форма проверки знаний  
№ п/п Наблюдаемый параметр Непосредственное содержание деятельности учителя и учащихся (действия и слова) Время
1. Индивидуальные формы работы    
2. Групповые формы работы    
3. Устный опрос    
4. Письменные задания (самостоятельная работа)    
5. Доклады, рефераты    
6. Количество опрошенных учащихся    
7. Наличие открытых вопросов и вопросов к размышлению.    
8. Наличие вопросов, предполагающих репродуктивные ответы.    
Оценка знаний
№ п/п Наблюдаемый параметр Непосредственное содержание деятельности учителя и учащихся (действия и слова) Время
9. Дифференцированность оценок    
10. Позитивный психологический настрой в ходе опроса    
11. Наличие наводящих вопросов    
12. Позитивное отношение учителя к учащимся    
13. Наличие комментариев к оценке    
14. Саркастические замечания    
15. Одобрение    
16. Отсутствие оценок    

 

Объяснение нового материала
№ п/п Наблюдаемый параметр Непосредственное содержание деятельности учителя и учащихся (действия и слова) Время
1. Наличие перехода к объяснению нового материала    
2. Постановка проблемы    
3. Частично-поисковый метод изучения    
4. Репродуктивный способ подачи нового материала    
5. Целостность изложения    
6. Наличие межпредметных связей    
7. Наличие связи с ранее изученными темами    
8. Опора на субъектный опыт учащихся    
9. Ориентация на осмысление нового материала    
10. Соответствие возрастным особенностям стиля изложения нового материала    
11. Использование наглядности    
12. Разнообразие форм работы    
13. Соответствие содержания программным требованиям    
Домашнее задание
№ п/п Наблюдаемый параметр Непосредственное содержание деятельности учителя и учащихся (действия и слова) Время
1. Точность формулировки домашнего задания    
2. Пояснение требований к выполнению домашнего задания    
3. Наличие дифференцированного домашнего задания    
4. Наличие больших объемов домашнего задания с тенденцией к перегрузке    
Обобщение и подведение итогов
№ п/п Наблюдаемый параметр Непосредственное содержание деятельности учителя и учащихся (действия и слова) Время
1. Соблюдение временного лимита    
2. Наличие обобщения новой информации    
3. Наличие обобщения итогов работы учащихся    
4. Наличие вопросов у учащихся    
         

 

Оценочная деятельность учителя на уроке

Цель: анализ оценочной деятельности учителя на уроке.

Задание 1. Запишите в дневнике виды педагогической оценки и функции.

Задание 2. В качестве гипотезы предположите, какие долгосрочные и краткосрочные эффекты имеет педагогическая оценка.

Задание. 3. Предварительно ознакомьтесь с содержанием Таблицы 1. Посетите урок. В ходе урока наблюдайте за оценочной деятельностью учителя, подробно записывайте оценочные суждения и оценочные действия учителя в таблицу.

Задание 4. Опишите, какие из видов педагогической оценки вы сегодня увидели в ходе урока, а какие – нет. Как вы думаете, как должно изменяться соотношение видов педагогической оценки с возрастом учащихся?

Задание 5. Опираясь на содержание урока и работу учащихся на уроке, напишите 20 возможных положительных оценочных суждений (формы похвалы).

Задание 6. Сформулируйте 20 возможных оценочных суждений, позволяющих скорректировать и направить деятельность учащегося, обязательным условием является доброжелательный тон, ориентация на сильные стороны учащегося и анализ ошибок.

 

 

1. Общие сведения:

дата проведения__________________________________класс________________________ учебный предмет_______________________________________________________________

Тема урока____________________________________________________________________

 

Таблица 1. – Оценочная деятельность учителя на уроке

№ п/п Наблюдаемый параметр Примеры действия учителя
1. Наличие четких критериев оценивания  
2. Знание учащимися критериев оценивания  
3. Опора на критерии оценивания ЗУН (знаний, умений и навыков)  
4. Наличие дифференцированных заданий (заданий разного уровня сложности) и дифференцированной системы оценки  
5. Единство системы требований и системы оценивания по отношению ко всем учащимся  
6. Преобладание развернутых оценочных суждений  
7. Преобладание кратких оценочных суждений  
8. Констатация оценки без дополнительных комментариев.  
9. Преобладание положительного тона оценочных суждений  
10. Преобладание негативных формулировок оценочных суждений  
11. Отсутствие оценок после ответов  
12. Указание только на положительные стороны ответа  
13. Указание только на отрицательные стороны ответа  
14. Анализ положительных и отрицательных сторон ответа  
15. Указание на возможность повышения эффективности учебной деятельности учащегося  
16. Разнообразие оценочных суждений учителя (похвала, поддержка, порицание и т.д.)  
17. Наличие невербальных методов оценивания (мимика, жесты и др.)  
18. Сравнение различных учащихся по результатам ответа  
19. Сравнение учащихся по особенностям поведения  
20. Сравнение учащегося с самим собой  
21. Наличие дисциплинарных замечаний  
22. Наличие негативных оценок личности учащегося  
23. Наличие поддержки в высказываниях учителя  
24. Наличие самостоятельной оценки собственных ответов  
25. Привлечение учащихся к оцениванию ответов  
26. Наличие корректировки оценок учащихся  
27. Отметки за урок выставляются по ходу занятия  
28. Отметки за урок выставляются в конце занятия  
29. Отметки за урок выставляются на перерыве  
30. Отметки за урок учащимся не сообщаются  

 

Наблюдение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.007 с.)