Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Извержение на острове Санторини

Поиск

Мы еще вернемся к хурритам и хеттам, а пока продолжим хронологический рассказ. Одним из самых значительных исторических событий в период 2000—200 годов до РХ было, несомненно, колоссальное извержение на острове Санторини. Когда взорвался этот вулканический греческий остров, на востоке выпало в виде кислотных осадков 190 миллионов тонн серно-кислотной золы. Это было самое крупное вулканическое извержение за период более 4 тысяч лет. Специалисты полагают, что результатом извержения на Санторини было всеобщее похолодание и засуха на восточных землях, продолжагшаяся по крайней мере семь лет. Эти бедствия затронули Египет, Анатолию и Левант, практически весь древний мир, за исключением Месопотамии.

Когда именно произошло извержение на Санторини? Были применены самые совершенные научные методы, включая подсчет слоев на срезе стволов деревьев и радиоуглеродные пробы, и ныне установлено, что извержение произошло приблизительно в 1628 году до РХ, то есть значительно раньше, чем считали до сих пор. Эта датировка превосходно увязывается с событиями, происходившими в это время на древнем Ближнем Востоке.

Климатические изменения, вызванные извержением на Санторини, объясняют, почему египтяне при фараоне Аменемхете III (1660—1615 НХ) начали так тщательно делать замеры ежегодных уровней паводков Нила — как об этом свидетельствуют так называемые "надписи Верхнего Нила". Извержение в Санторини может также служить объяснением слов Геродота, что Аменемхет III был тем самым легендарным царем Мерисом, который создал в районе Фаюма гидравлическую отводную систему для предотвращения наводнений. В "надписях Верхнего Нила" выражается обеспокоенность, вскоре подтвердившаяся событиями, тем, что уровень паводков поднялся почти вдвое по сравнению с идеальным уровнем последних 12 лет. Результатом этого был катастрофический ущерб и длительные неурожаи. Неудивительно, что, согласно новой хронологии Дэвида Рола, в эпоху XII династии Египет переживал упадок, и вскоре начался Второй Промежуточный период хаоса. Именно в это время Нубия, наконец, сбросила 300-летнее иго Египта.

Извержение Санторини объясняет также загадочное возникновение в 1600 году до РХ новой мировой державы — Микен. Микены находились вне пораженной извержением зоны. В Микенах существовал культ матери-богини с голой грудью, каковой несомненно являлась Инанна. Благодаря ее содействию, Микены внезапно превратились в сильную торговую державу и смогли создать мощную военную организацию.

Наконец, согласно новой хронологии, дата извержения на Санторини приходится на эру Хаммурапи — 1565—1522 годы до РХ. Если исходить из старой хронологии, то этот знаменитый вавилонский царь без всяких видимых причин безжалостно расправился со своими бывшими союзниками. Предполагалось, что его завоевания означали начало образования Вавилонской империи. Согласно новой хронологии, связанной с извержением на острове Санторини, его действия были необходимы, чтобы овладеть положением в условиях всеобщего хаоса, когда из-за голода масса беженцев направлялась на восток — в Месопотамию. Знаменитая стела "Свод законов", которую Хаммурапи воздвиг в Сиппуре, к северу от Вавилона, возможно, служила предупреждением этим беженцам, чтобы они вели себя подобающим образом(10). Такая версия проливает также свет на упоминание в Своде законов о трех классах общества — свободных людей, рабов и особой категории, именовавшейся mushkenu. Этот термин, смысл которого неясен, как предполагается, подразумевал слой людей, живущих на содержании государства, и, вероятно, включал новых иммигрантов.

Огромный приток мигрантов оказывал сильнейшее давление на административную структуру Вавилона. В этих обстоятельствах у многих городов появилась возможность потребовать независимости от центральной власти в Вавилоне. Угроза была настолько сильна, что Мардук решил вооружить Хаммурапи мощным оружием, дабы восстановить единство империи:

"С помощью этого могучего оружия, с которым Мардук одерживал свои победы, герой [Хаммурапи] разгромил в сражении армии Эшнуна, Субарту и Гутиума...

При помощи "Великой Силы Мардука" он разбил армии Сутиума, Шурукку, Каму..."

Одной из первых целей Хаммурапи был город Мари, который был полностью уничтожен в 1531 году до РХ (НХ). Масштабы разрушения города подтверждаются письменными свидетельствами о силе оружия Мардука. Здесь же содержатся намеки на силы, которые стояли за движением независимости, поскольку Мари был из тех городов, у которых были длительные связи с Инанной. Таким образом, имеются признаки, что Мардук вновь столкнулся с угрозой со стороны Инанны, и эта угроза исходила не столько от Мари, но и от ее нового царства на севере — Микен.

КАТАСТРОФА НА КРИТЕ

Приблизительно в 1450 году до РХ крупная катастрофа обрушилась одновременно на все города острова Крит. Были полностью разрушены прекрасные дворцы в Кноссе, Фаистосе и Като Закро. Города, в течение пятисот лет служившие мощными центрами международной торговли, сгорели дотла.

Масштабы разрушений были настолько велики и охватили такую обширную территорию, что археологи тщетно пытались найти причину в каком-то стихийном бедствии.

Однако некоторые ученые пришли к заключению, что разрушение Крита было делом рук человеческих. Как признает Национальное географическое общество, "ныне имеются свидетельства, указывающие на то, что эти разрушения были вызваны набегами воинственных микенцев с греческого материка".

Такая неуклюжая попытка взвалить вину на Микены представляет собой очевидное свидетельство той неуверенности, которая окружает этот темный период истории человечества. Разумеется, это были Микены, но никто не может объяснить, почему они совершили такой вопиющий акт государственного вандализма.


Не сможем ли мы найти недостающие факты в истории богов? Как мы уже говорили выше, микенцы поклонялись богине Инанне. Она выступала на стороне Энлиля и была противницей богов из партии Энки. Возможно, Крит был прежде опорным пунктом сторонников Энки? В пользу такого предположения говорит новая религия Крита: ее символом является изображение богини с обнаженной грудью, держащей двух змей. На рис. 39 представлена статуя из Кносса, изображающая богиню, которая одержала победу на Крите над змеиными богами — сторонниками Энки. Что касается мотивов, которыми руководствовалась Инанна, то разрушение города Мари войском Хаммурапи явно было эпизодом междоусобицы, но, может быть, для этого был еще какой-нибудь непосредственный мотив? Крито-минойская культура оставила нам возможный вариант решения этого вопроса в одной из самых впечатляющих легенд древнего мира — в легенде о Минотавре. Минотавр, получеловек-полубык, был будто бы зачат женой царя Миноса от быка. Но если мы сочтем быка символом одного из богов партии Энлиля, то тогда станет ясно, что в этой легенде речь идет о заточении в лабиринте не Минотавра, а обычного бога из плоти и крови. В греческом повествовании о Тесее и Минотавре содержится упоминание о том, что тогда был сожжен царский дворец, и в связи с этим возникает предположение, что этот рассказ был навеян эпизодом с разрушением дворцов в 1450 году до РХ. Повествование было украшено описанием мифического животного, но в действительности оно могло основываться на реальном факте — попытке Инанны вторгнуться, чтобы выручить плененного бога.

ПОБОИЩЕ В МОХЕНДЖО-ДАРО

Примерно в это же самое время, когда Крит был разрушен Инанной, в Мохенджо-Даро — столице ее цивилизации в долине Инда — произошла таинственная катастрофа.

Семьдесят лет археологических раскопок не раскрыли загадку истории Мохенджо-Даро. Все согласны в том, что этот город, как и другие города долины Инда, после 2000 года до РХ переживал упадок из-за ряда наводнений. Но окончательное падение города произошло внезапно. Согласно публикации Национального географического общества:

"Судя по валяющимся на улицах скелетам — последний удар был нанесен вторгшимся в город неприятелем".

Величайший авторитет в области индийской цивилизации, сэр Мортимер Уилер, приходит к тому же заключению:

"При виде этого ужасного зрелища мы, вероятно, можем заключить, что так как семнадцать скелетов определенно принадлежат к числу последних его обитателей, а остальные, по всей вероятности, также из их числа... то здесь налицо следы последнего побоища, после которого Мохенджо-Даро перестал существовать".

Но кто же учинил это побоище? Уилер считает, что это были арийцы, но, с моей точки зрения, арийцами стали сами жители равнины Инда! А кроме того, все археологи подтверждают, что никакого вторжения чужеземцев в Мохенджо-Даро не было, как не было и нападения на лежащий в 350 милях к северу город Хараппа.

В 1979 году Дэвид Девенпорт и Этторе Винченти опубликовали новые данные о загадке Мохенджо-Даро. Они заинтересовались тысячами так называемых "черных камней", которыми были усеяны улицы города. Когда они обследовали эти "камни"(11), оказалось, что это осколки глиняной посуды, спекшейся при очень высокой температуре. Согласно их расчетам, эта посуда подверглась мгновенному нагреву до температуры 1400—1600 градусов по Цельсию! Затем Девенпорт и Винченти изучили Мохенджо-Даро и установили, что там некогда имели место три разрушительные волны, распространившиеся на расстояние до 1 мили от эпицентра взрыва. И вот их вывод: единственная причина, по которой археологи не находили больше скелетов в Мохенджо-Даро, заключалась в том, что температура была настолько высока, что все, кто находился вблизи эпицентра мгновенно испарились.

Когда был разрушен Мохенджо-Даро? По самым точным оценкам археологов, это произошло приблизительно в 1500 году до РХ, то есть тогда же, когда окончательно опустел город Хараппа. К тому времени города долины Инда уже сильно деградировали(12), и, казалось бы, зачем кому-то понадобилось разрушать Мохенджо-Даро? Единственное логическое объяснение — это вражда между Инанной и Мардуком и события на Крите. Очень похоже, что избирательный удар по Мохенджо-Даро был нанесен в качестве ограниченного тактического ответного удара. Подобно тому, как в наше время современным супердержавам, так и священным державам древних времен, не было смысла обрушивать на противника всю мощь своего оружия.

НОВАЯ ВОЛНА МИГРАЦИЙ

Завоевания Хаммурапи, пожары на Крите и уничтожение Мохенджо-Даро — все это привело в движение невероятную цепь событий, которую, насколько мне известно, пока еще никто не сумел раскрыть. Все эти события приходятся приблизительно на 1500 год до РХ и совпадают с освобождением ольмеков с острова Пасхи, с появлением различных культур в Андах и, вероятно, с прибытием майя в Центральную Америку.

Прежде всего, я рассмотрю самую простую миграцию с Крита на побережье Леванта.

В еврейских Писаниях говорится, что филистимляне — заклятые враги Израиля — прибыли с берегов Кафтора(13). Ученые обычно считают, что Кафтор — это Крит, а критян в Египте называли keftiou. Таким образом, филистимляне эмигрировали с Крита и селились в прибрежных долинах Ханаана, и, как полагают, эта миграция происходила в 1500 году до РХ, совпав по времени с пожарами на Крите.

Кто были эти филистимляне, и какую роль они играли на Крите? То, что они прибыли с Крита означает, что они критяне лишь в географическом, но не в расовом смысле. Подобным же образом, когда их называют филистимлянами, это тоже может иметь чисто географическое значение, поскольку в Книге Бытия 10 упоминается о каком-то древнем народе, называвшемся филистимлянами, по имени которого была названа Палестина. Исходя из этих соображений, обычно полагают, что филистимляне происходят от индоевропейского, а не хамитского корня. Если это так, то филистимляне были связаны с хурритами, и мы можем думать, что они выполняли на Крите роль купцов. Археологические и письменные свидетельства указывают на то, что филистимляне, приезжавшие в Ханаан, были хорошо организованы, сильны в военном отношении и искусны в торговле — все это были черты характерные для индоевропейской элиты(14).

Считается, что финикийцы также происходили с Крита. Название этого народа произошло от phoi-nix, что означает "финиковая пальма". Так называли их греки, чтобы отличить эпос испытанных мореходов от прочих хананейцев(15). Финикийцы селились к северу от филистимлян, вдоль побережья современного Ливана, и основали там крупные торговые города — как например Сидон и Тир. Сидон был первым из городов финикийцев, и его название свидетельствует об их хамитском племенном происхождение от Сидона — перворожденного сына Ханаана(16).

Теперь рассмотрим движения иммиграции на Американском континенте, происходившие тогда же — в 1500 году до РХ. Все волны иммиграции оседали на западном побережье, и следовательно, мы должны искать их источники в долине Инда или в областях Месопотамии. Первые из этих миграционных движений были вызваны разрушением Мохенджо-Даро, а вторые — либо завоеваниями Хаммурапи, либо добровольным отъездом людей, желавших избавиться от неудобств, связанных с перенаселенностью.

Где оседали мигранты в Америке? Археологи установили, что 1500 год до РХ был решающим этапом для Южной Америки — именно тогда там стали как будто из пустоты возникать развитые поселения. Алан Колата отмечает в это время "взрыв" в культуре Титикака. На перуанском побережье в Сечине в это время был воздвигнут огромный дворец в стиле прежде неизвестной культуры. Археологи относят к этому времени также возникновение Чавин-де-Уантар в Перу и появление ольмеков в Центральной Америке. Тайну этих внезапных и широко распространенных сдвигов отметил и профессор Вальтер Крикеберг:

"Древнейшая высокоразвитая американская цивилизация возникала внезапно, без всяких явных корней или предварительных этапов, как, например, возникла ольмекская культура в Центральной Америке и культура Чавин в Андах. Такое необычайное явление может быть удовлетворительным образом объяснено, лишь если мы допустим существование одного или нескольких внешних импульсов, которые оказали воздействие на древнюю Америку" (курсив мой. — А.Э.).

Как я объяснил в последней главе, ольмекская культура и культура Чавин были результатом освобождения людей с острова Пасхи и, таким образом, были побочным продуктом волны миграции. Кто же были эти таинственные спасители людей с острова Пасхи? Среди множества интересных южноамериканских легенд имеется одна, которая подтверждает слова Адана Колата о культурном взрыве в Титикака. В этой легенде рассказывается о царе Атау, который прибыл по морю с двумя сотнями мужчин и женщин и прошел пешком от Римака до озера Титикака. В аналогичной легенде говорится, что чужеземцы пришли в Титикака и перебили всех белых людей, которых они там нашли. А индейцы уру, живущие возле озера Титикака, еще хранят легенды о том, что пришельцы хватали их предков и приносили их в жертву своим богам. Согласно рассказам индейцев, это призошло незадолго до того, как "скрылось Солнце", то есть незадолго до 1390 года до РХ.

Наконец, мы не должны игнорировать и то, что подобный же внешний импульс затронул, приблизительно в 1500 году доРХ,также и Австралазию. Поскольку этот континент был расположен на восточном морском пути в Южную Америку (откуда дальше нужно было плыть через Тихий океан), то явно не могло быть простым совпадением, что на нем в это время также сказалось влияние колонизации народом с высоким уровнем развития.

ТАЙНОЕ ЛИЦО ЯХВЕ

То, что мы датировали катастрофы на Крите и в Мохенджо-Даро 1450 годом доРХ, а время Исхода израильтян из Египта — 1433 годом до РХ (см. Приложение А), теперь обретает для нас новое значение. Не можем ли мы, основываясь на рассмотрении истории богов, попытаться понять, почему один из богов по имени Яхве пришел на помощь евреям?

Значение имени Яхве (которое иногда произносится как Иегова) в течение тысяч лет ставило в тупик теологов, и до такой степени, что и до сих пор Еврейское издательское общество оставляет это имя без перевода, делая сноску: "Перевод с еврейского неясен". В действительности это не так, потому что значение еврейского "ehyeh asher ehyeh" в действительности совершенно ясно — это означает буквально — "я есмь тот, кто я есмь". Как утверждает Карен Армстронг, в разговорной речи это означает "не твое дело"!

Почему это Яхве так старается уклониться от опознания, и каковы были его побуждения, когда он выводил израильтян из плена в Синайскую пустыню? Рассмотрение ближневосточной политики 1433 года до РХ дает ответы на оба эти вопроса.

Вскоре после разрушения Крита на побережье Леванта образовалась сильная перенаселенность, в связи с иммиграцией финикийцев и филистимлян. Археологические раскопки в Библе подтвердили сильные разрушения, произошедшие в этом городе приблизительно в 1450 году до РХ (НХ) вследствие перенаселенности. То же самое наблюдалось во всех городах побережья и вызвало продвижение в Египет таинственного народа гиксосов, которые правили Северным Египтом 200 лет. Израильтяне были едва не втянуты во всеобщую войну за господство над дельтой Нила.

Поэтому Яхве так поспешно увел израильтян в единственное безопасное место — в Синайскую пустыню. Этот район обычно считался закрытым, поскольку еще существовало мнение, что он опасен из-за радиоактивного отравления. Была ли эта эвакуация частью прежней договоренности яхве с Авраамом — плата за его шпионскую деятельность, или здесь было еще что-то?

Разумеется, план Яхве далеко не ограничивался желанием спасти израильтян. Из его Десяти Заповедей и изложения новых законов, содержащихся в Книге Исхода 20—23, можно прийти к заключению, что он был разочарован человечеством. В частности, по-видимому, Яхве был раздражен тем, что люди поклоняются идолам, а также широко распространенной у них практикой гадания. Судя по его действиям, он желал вернуть человечество к традиционным ценностям первых дней Шумера. Но времена переменились. Древние шумеры были совершенно невинны и верили богам, которые всегда защищали их. Теперь же, после тысячи лет хаоса и войны, люди находились в смятении, были неуверенны и суеверны. Единственная возможность для Яхве заключалась в том, чтобы создать новый договор доверия и верности одному-единотвенному богу. Именно поэтому он подверг израильтян 40-летней изоляции в Синайской пустыне. Лишь таким образом можно было получить новое поколение, не испорченное многобожием египтян. Только через посредство монотеизма люди могли вернуться в давно утраченный ими "золотой век".

Теперь давайте вернемся к рассмотрению имен Яхве, со всеми их двусмысленными значениями. При внимательном прочтении Книги Исхода видно, что Яхве следовал тщательно разработанному плану, имея в виду, помимо просто освобождения израильтян, три далеко идущие цели. Первая из этих целей заключалась в том, чтобы радикально ослабить Египет как мировую державу, чтобы он не мог подняться вновь и угрожать новому монотеистическому царству. Вторая цель, как признавал сам Яхве, — завоевать Израилю такую репутацию, которая заставила бы бояться его врагов". И третья цель — заставить египетский народ — по дружбе или из страха — продавать Израилю серебро и золото. Ценные металлы были нужны ему для создания Ковчега и Скинии — средств связи, при помощи которых Яхве мог общаться со своим избранным народом(18).

Для того чтобы достичь всех этих целей, было необходимо постепенно наращивать масштаб нависших над Египтом бедствий(19). А чтобы успешно вести эту психологическую игру, египетский фараон не должен был знать имя действующего против него бога.

Из-за того, что фараон не знал священного имени Яхве, он отверг угрозы израильтян(20). Если бы он знал, кто его настоящий враг, то было бы невозможно разыграть эту игру до конца. Фараон не замечал, что положение в его стране все ухудшается. К тому времени, когда эта психологическая игра закончилась, Египет потерял большую часть поголовья скота, большую часть урожая и фруктовых деревьев, погибли многие перворожденные дети(21). Египтяне были так разгневаны, что пустились в погоню за бежавшими израильтянами и потеряли шестьсот своих лучших колесниц, затонувших в море(22).

Была и другая сильная причина, почему Яхве не желал открыть свое настоящее имя. Предположим, что Яхве действительно был одним из высших богов, хорошо известным на Ближнем Востоке. Если этот бог намеревался начать с восстановления традиционных ценностей, создавая монотеистическое царство, то самое худшее, что он мог сделать, — это сохранить свое прежнее имя, в особенности, если ему под этим именем уже поклонились соседние народы. Представьте себе, что подумали бы возвратившиеся в Ханаан израилитяне, узнав, что их единственному богу, наряду с другими богами, поклоняются также их враги! И кто же из этих врагов будет бояться израильтян, если еврейский бог был одним из их собственных богов?!

Как же звали наиболее почитаемого бога в Ханаане? Здесь поклонялись Инанне под именем Астарты и какому-то неизвестному богу по имени Датой, но самым главным богом, безусловно, был Хадад, он же, как полагают многие, Ваал. О популярности Хадада говорит хотя бы то, что многие цари носили его имя — так, например, Бен-Хадад — царь арамейский, Адад Эдомитский и Хададезер — враг Давида. Кроме того, главным богом хурритов, занимавших сильные позиции в Ливане, был Хадад под именем Тешуб. И наконец, хетты, которых было немало среди населения Ханаана, также были большими поклонниками Тешуба.Самым могущественным божеством на Земле Обетованной израильтян был, несомненно, Бог Бурь.

Продолжим расследование свидетельств подлинной личности Яхве. В Библии, в Исходе 6, говорится:

Тогда Господь сказал Моисею: "Я, Господь, явившийся Аврааму, Исааку и Иакову. Не зная его имени Иегова, они назвали Меня Эль-Шаддаи"(23).

Этот отрывок подтверждается библейским рассказом о предшествующей встрече с Авраамом:

"Когда Аврааму было 99 лет, Господь явился ему и сказал:

"Я Эль-Шаддаи [Бог Всемогущий], повинуйся Мне и живи праведно, и Я подготовлю соглашение между нами, и сделаю твой народ великим"(24).

Эти цитаты не оставляют сомнений в том, что имя Яхве было впервые употреблено во время Исхода. Нет никаких оснований для утверждений, будто имя Яхве существовало уже во время соглашения с Авраамом, во время Потопа, во времена Адама и Евы или даже в момент сотворения Неба и Земли. Таким образом, это была очевидная попытка задним числом ввести монотеистический принцип.

Каково же значение прежнего имени Яхве Эль-Шаддаи? Слово shaddai обычно переводится как "всемогущий", применительно к уровню божественной силы, а во множественном числе оно выражается словом Элохим. Однако недавно выяснилось, что корень этого слова в аккадском shadu, что означает "горы". Таким образом, Эль-Шаддаи следует переводить не Господь Всемогущий, но более точно — "Бог Гор". Помогает ли это раскрыть лицо подлинного Яхве?

В шумерском пантеоне действительно был один бог, известный как бог гор. Его имя было ISH.KUR — он был младшим сыном Энлиля, и его имя в буквальном переводе означало "Тот — из дальних горных стран". Как уже говорилось в главе 14, Ишкур был известен также под именем Адад, или, по-еврейски, Хадад. Так как Хадад/Тешуб был очень популярным богом в Ханаане, вводить здесь новую монотеистическую религию под именем Ишкура или Адада было бессмысленно. Ишкур таким образом перевоплощается в бога гор Эль-Шаддаи, а тот, в силу необходимости, выступает анонимно под всевдонимом бога Яхве.

В предыдущей главе мы установили, что горные земли Ишкура — это Тавр, а позже — Анды, и отметили, что он вернулся из Тиауанако на Ближний Восток примерно в 2200 году до РХ. Таким образом, он оказался в нужном месте в нужное время, чтобы появиться под именем Эль-Шаддаи в Содоме и Гоморре в 2024 году до РХ. В это время его старший брат Ниннар/Син был богом, управляющим III династией Ура.

В какой мере совпадают характеры библейского Яхве и Ишкура? Во-первых,как бог — сторонник Энлиля, Ишкур сближается с образом библейского Бога — ведь он был враждебен Вавилону, Египту и Мардуку. Во-вторых, Ишкур, во многих его ипостасях, всегда представлялся в качестве Бога Бурь с его знаменитыми символами молний и трезубца. Эта символика явственно проявляется в том, как Яхве заставляет Египет отпустить израильтян:

"И вот Моисей поднял к небу свой дорожный посох, и Господь послал гром и молнию, и град стал падать на землю по всему Египту. Град падал, а сквозь него сверкала молния".(25)

Это была не обычная буря, но такая сильная, какой еще не бывало в Египте, и она была вызвана на определенное время. Такая же буря была вызвана, когда нужно было дать Самуилу возможность одержать победу над филистимлянами:

"Но Господь разразился сильным громом над филистимлянами и привел их в ужас и смятение".(26)

Во-вторых, как Ишкур, так и Яхве были эмоциональны и скяонны к вспышкам насилия. В главе 14 Ишкур был опознана в лице плачущего бога Тиауанако. Яхве также был в высшей степени эмоциональным Богом; судя по его собственным словам, он был очень завистлив(27), и часто выходил из себя. Во время Исхода Яхве часто грозился уничтожить собственный народ:

"Вы народ не податливый. Я могу погубить вас, если проведу с вами в пути, хотя бы короткое время"(28).

И Яхве и Ишкур порой оказываются готовы к насилию. В некоторых случаях Яхве приказывал предать смерти своих непокорных последователей(29), а иногда он насылал огонь и мор на ропщущих израильтян(30). Ишкур тоже был склонен предаваться насилию. Символом его культа был бык, и он наводил ужас на всю Южную Америку как знак смерти и разрушения. В некоторых южноамериканских легендах описывается день, когда с неба снизошел ужас, когда "дикие животные" убивали людей. Этот случай я также связываю с Ишкуром и расскажу об этом позже.

Короче говоря, мы видим полное совпадение образов Ишкура и Яхве. Теперь мы также понимаем (после нескольких тысяч лет), в чем были причины необходимости псевдонима "Я Есмь Тот, кто Я Есмь"! И более того, мы теперь можем понять, чем руководствовался Яхве. Вот младший сын Энлиля, сторонники которого в Тиауанако разбрелись по свету, возвращается на родину и видит, что принадлежавшие ему ранее земли в Анатолии захвачены хеттами. Это бог, у которого никогда не было постоянного собственного города и народа, который он мог бы назвать своим. Он возвращается и обнаруживает, что его имя называется всуе и его треплет шайка подхалимов и идолопоклонников.

И наконец, дабы устранить последнюю тень сомнения, мы можем теперь объяснить, почему Господь сказал Моисею: "Никто, увидев меня, не сможет остаться в живых"(31), и почему можно было видеть только "славу" Яхве. Первая причина того, что лица Яхве нельзя было видеть, состояла в том, что израильтяне могли его узнать и выдать тайну его врагам, а другая причина в том, что он в это время отсутствовал и был занят в другом месте.

Ишкур был прежде всего богом двух Америк, и присутствие его в образе Бога Бурь в Теотиуакане (1390 год до РХ) свидетельствует о том, что во время Исхода он постоянно находился именно там. Его отсутствие объясняет, для чего был построен Ковчег Завета, который использовался с 1433 по 1393 год до РХ для поддержания связи с Синайской пустыней. Настало время взглянуть на вещи глазами XX века и признать, что Яхве говорил с Моисеем при помощи радиопередатчика. Ведь в отличие от Вездесущего Бога-Духа боги из крови и плоти не могли находиться одновременно в двух разных местах.

ОТСУТСТВУЮЩИЕ БОГИ

То, что мы рассказали выше, со всей очевидностью свидетельствует о постоянном присутствии богов на Земле в 1500 году до РХ. Разрушение городов на Крите и катастрофа Мохенджо-Даро относятся примерно к 1450 году до РХ. Первое разрушение Мари войском Хаммурапи (1531 год НХ) также, очевидно, должно быть включено в этот список катастроф, вызванных богами. Некоторое время спустя, в 1433 году до РХ, вмешательство богов снова проявляется в некоторых технических аспектах Исхода. Вмешательство Яхве в это время проявляется в упоминаниях об "огненных столбах", которые указывали путь израильтянам(32), об огне и дыме, поднимавшемся при посадке на гору Синай, и о мощном средстве связи, известным под названием Ковчег Завета.

Но очень важно, что Яхве собственной персоной не появлялся ни разу во врем Исхода и продолжал отсутствовать, когда израильтяне пришли в Землю Обетованную — Ханаан. В это время, в XIV веке до РХ, Яхве неизменно передавал свои приказы через посредство Ковчега, и все распоряжения передавались через его эмиссаров, которые в Библии именуются "ангелами". Эти ангелы были совсем не мистическими или эфирными существами, а созданиями из плоти и крови, способными ходить и разговаривать. Это были помощники высших богов. Крылья, с которыми они стали позже изображаться, представляли собой лишь художественную интерпретацию их средств сообщения.

Эти "ангелы" помогали израильтянам, возглавлявшимся Иисусом Навином в завоевании земли Ханаана, начиная с взятия Иерихона в 1390 году до РХ. Падение стен Иерихонских — это реальный факт, подтвержденный ныне археологией. Вполне возможно, что стены развалились благодаря какой-то новой технологии, которая была описана нетехническим языком как "звуки труб".

Яхве велел израильтянам беспощадно истреблять все население захваченных земель(33). Такая беспощадная расправа, по-видимому, объяснялась теми проблемами, которые стали возникать вскоре после смерти Иисуса Навина, когда израильтяне начали жениться на женщинах своих врагов. Такая практика быстро привела к поклонению другим богам, при явном нарушении первой и второй заповедей Яхве. Все это означало преждевременное окончание монотеистического эксперимента Ишкура/Яхве. Земли филистимлян, хананейцев, сидонцев и хивитов остались незавоеванными.

Следует отметить, что в это время, когда Яхве/Ишкур выступал как отсутствующий бог израильтян, другие боги также не вмешивались непосредственно в дела людей.

Так, например, богиня Инанна, которая обычно, куда бы она ни отправлялась, передавала свои функции изображениям богини с голой грудью, после катастрофы на Крите как будто вовсе исчезла.

Подобным же образом ее противник Мардук, по-видимому, также сошел со сцены. Родина Мардука Египет, который когда-то был могучей державой, после ряда инспирированных Яхве "бедствий", стал слабым и уязвимым, а дельта Нила вскоре была занята вторгшимися туда войсками гиксосов. Мы знаем очень мало об этих гиксосах. Единственное, что нам известно о них, это то, что их название означает "вожди чужой холмистой страны". Но согласно моим исследованиям, гиксосы были наверняка хурритами индоевропейского происхождения, вытесненными на юг в результате перенаселенности Леванта. Самым решающим обстоятельством является то, что цари гиксосов держали Египет в подчинении почти 200 лет, и это, по-видимому, означает, что Мардука и его приближенных здесь не было и они не могли выгнать захватчиков.

А тем временем город Мардука Вавилон в Месопотамии также оставался удивительно беззащитным. В то же самое время, когда египетские земли были захвачены гиксосами, сам великий город Вавилон, за который Мардук так жестоко сражался, подвергся неожиданному нападению со стороны хеттов. Хеттский царь Мурсилис вывез из города сокровища, в том числе золотые статуи Мардука и его супруги Сарпанит. В ответ на это богохульство последовало, по-видимому, косвенное вмешательство Мардука, ибо Вавилон был сразу же захвачен касситами. Это был таинственный народ, который внезапно спустился с гор Сагрос. Согласно традиционной хронологии, это произошло в 1595 году до РХ, и касситы господствовали на Ближнем Востоке в течение длительного периода — 438 лет. Такое длительное господство находится в явном противоречии с ничтожным культурным влиянием касситов. Однако если принять новую хронологию Дэвида Рола, то недоумение ученых должно исчезнуть, так как тогда получается, что это событие произошло в 1250 году до РХ и в действительности касситы господствовали менее века.

Происхождение и цели касситов всегда вызывали смущение у историков, так как они не внесли никаких изменений в культуру Вавилонии (которую будто бы завоевали), а просто сохранили все, как было. Но как мы уже видели, касситы были почти наверняка бывшие шахтеры из Тиауанако, а негроидные элементы, как правило, были лояльны к Мардуку. Таким образом, касситы не захватили Вавилон, а скорее заняли его, возможно, по приказу самого отсутствующего Мардука.

Ослабление Вавилона повлекло за собой крупные сдвиги в политическом равновесии восточных земель. Начала нарастать угроза со стороны ассирийцев, которые при Шалменезере I создали свою новую столицу в Нимруде и основали военный пост в разрушенном городе Мари в 1250 году до РХ. Эламиты также оправились от поражения, которое нанес им Хаммурапи. Об этом свидетельствует сооружение великолепного зиккурата в Чога Замбил, посвященного их божеству Иншушинак, что также относится к 1250 году до РХ. Эламиты начали совершать успешные рейды на территорию Вавилонии, а в 1170 году до РХ разграбили сам Вавилон, так же как и город Акар Куф, который был выстроен касситами немного севернее.

Тем временем Египет начал вступать в эпоху ренесанса. XVIII династия фараонов успешно изгнала гиксосов в 1183 году до РХ (НХ). Первым фараоном этой династии был Яхмос — это имя означало "порожденный богом Яхом". Вслед за Яхмосом царствовал ряд фараонов по имени Тутмосы, что означает "порожденный богом Тотом". Это два имени одного и того же бога, ибо Ях означает бог Луны, а Тот тоже, наверняка, был богом Луны.

Хотя веских оснований считать, что такое возрождение Египта объяснялось физическим вмешательством Тота, у нас нет, но все же не исключено, что это было именно так. И действительно, нужно помнить, что Тот был миролюбивым богом — богом компромиссов, он не принимал участие в спорах между богами. Если бы Тоту было позволено вмешаться с тем, чтобы возместить ущерб, вызванный Ишкуром в 1433 году до РХ, то это несомненно случилось бы значительно раньше XII века до РХ. Более вероятно, что XVIII династия фараонов воспользовалась отсутствием бога и изгнала гиксосов своими собственными силами.

Общее заключение, опирающееся на доступные свидетельства, заключаются в следующем: в период с 1450 по 1000 году до РХ боги покинули Ближний Восток (Старый мир) и перебрались в Америку (Новый мир), где мы обнаруживаем следы деятельности богов в Теотиуакане примерно в 1390 году до РХ. Отсутствие прямого вмешательства богов в Старом мире заставляет предположить, что Мардук, Инанна и Яхве (Ишкур) — все были оттеснены на задний план принятием политики невмешательства. Могло ли получиться так, что сразу же после эскалации конфликта, в результате которого были разрушены дворцы на Крите и уничтожен Мохенджо-Даро, старшие боги сумели обуздать молодых воинственных богов?

ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ

После 50-летнего поклонения Тоту египетские фараоны снова начали почитать Амона (Мардука). Однако нет никаких оснований думать, что сам Амон физически присутствовал здесь. Напротив, в 1022 году до РХ (НХ) случилось нечто из ряда вон выходящее. Просидев три года на троне, фараон Аменхотеп IV внезапно переменил свое имя на Эхнатон и сделал революционный поворот в сторону монотеизма. Во время правления Эхнатона всякие упоминания о боге Амоне прекратились и были заменены словом "DIN.GIR.A", что должно было, по-видимому, означать поклонение Атону — Солнечному диску.

Понимание этого замечательного периода истории облегчают так называемые "Письма Амарна" — это переписка Эхнатона с его союзниками в Гафете, Ашкелоне, Газе, Ашдоде, Экроне, Иерусалиме и касситском городе Кар-Дуняш. Это были города филистимлян — индоевропейцев, которые правили Левантом из своей конфедерации городов-государств. О том, насколько прочен был этот союз, свидетельствует то, что Эхнатон взял себе в жены как женщи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.214 (0.018 с.)