Чтение Корана по покойному и дарование ему награды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтение Корана по покойному и дарование ему награды



Большинство ученых говорят, что покойник получает пользу, если ему делать ду‘а и просить за него прощение у Аллаха («Аллахуммаг-фир ля-ху, Аллахуммар-хам-ху»), а также если подать за него милостыню (садака) и совершить некоторые виды поклонения (‘ибадат) (например, паломничество). Как сказал Аллах: «Те, которые пришли после них, говорят: «Господи, прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в Вере!» (59:10), а также: «...и проси прощения твоему греху и для верующих – мужчин и женщин» (47:19).

Один из сподвижников спросил Пророка, мир ему: «О, Посланник Аллаха, поистине, моя мать умерла, будет ли ей польза, если я дам милостыню (садака) за нее?». Он сказал: «Да» (Абу Дауд). Пришла женщина к Пророку, мир ему, и сказала: «О, Посланник Аллаха, поистине обязанность перед Аллахом в хадже настигла моего отца, старого человека, но он не может удержаться на верблюдице, можно я за него совершу хадж?». Он сказал: «Если бы у твоего отца был долг, ты бы отдала за него?». Она сказала: «Да». Он сказал: «Выполнение долга перед Аллахом важнее» (Ахмад; ан-Наса’и).

Один человек спросил Пророка, мир ему: «Поистине, моя мать умерла и у нее остался невыполненный долг – месяц поста, могу ли я держать пост за нее?». Он ответил: «Да». Ибн Кудама сказал, что это все достоверные хадисы, и в них доказательства того, что покойный получает пользу от всех благодеяний, так как пост, ду‘а, просьба о прощении –
это все физические поклонения, и Аллах дарует награду покойному.

Существуют между учеными расхождения, доходит ли награда покойному при совершении за него конкретных видов поклонения (намаз, чтение Корана), если он сам этого не выполнял. Здесь есть два мнения. Мнение ханафитов, ханбалитов, и более поздних шафиитов и маликитов такова: награда за чтение Корана доходит до покойного, если он еще находится рядом, так же как и ду‘а после чтения в случае, если человека уже похоронили, т.к. на место чтения спускается милость и благословение (баракат). По мнению первых ученых маликитов и известных ученых шафиитов, награда физических видов поклонений не доходит до тех, кто сам этого не совершает.

Ханафиты считают, что не порицается посадить читающих Коран возле могилы, и что человек может совершать за других такие виды поклонения как пост, милостыня (садака) и т.д., то есть дарить награду покойному, и не убавится из-за этого из его наград.

Ибн Салях приводит форму мольбы (ду‘а): «Аллахумма авсыль саваба ма кара’на ли...» («О Господь, даруй награду за чтение...(имя умершего)»). Нет разницы, находится ли читающий Коран рядом с покойным, или далеко. Также нужно иметь уверенность в пользе чтения, чтобы молитва помогла и принесла пользу.

 

Задания и вопросы для самопроверки

1. Что означает внушение взрослому покойному?

2. Объясните, в каком напоминании нуждается усопший?

3. Как вы считаете, когда напоминание считается более действенным – до или после смерти? Почему?

4. Расскажите о том, какие мнения существуют относительно способа захоронения покойного. Какого придерживаетесь вы и почему?

5. Кому разрешается посещать могилы на кладбище? Почему?

6. В чем причина порицания посещения могил женщинами? Согласны ли вы с этим?

7. Какие дни наиболее предпочтительны для посещения кладбищ? Почему?

8. Как нужно вести себя на кладбище при посещении родных могил?

9. Расскажите об этике выражения соболезнования семье покойного мусульманина.

10. Как предписывается в Исламе выражать горе и скорбь по покойному?

11. Почему порицается громкое оплакивание покойного? Что об этом говорится в хадисах?

12. Что означает джаз‘?

13. Объясните, что значит терпение человека, потерявшего близкого и за что он получает награду от Всевышнего.

14. Расскажите правила поведения семьи покойного?

15. Существует практика совершения (или завершения) благих дел родственниками покойного за него. Что об этом говорится в различных мазхабах?

16. Получает ли умерший награду за те деяния, которые делали близкие за него после его смерти? Почему?

[1] В арабском языке существуют две формы этого слова: «аль-джаназа» и «аль-джиназа», имеющие, в зависимости от контекста, значения: а) покойник; б) погребальные носилки; в) похоронный обряд в Исламе.

[2] Кибла – направление на Каабу*, которому надо следовать при совершении молитв (намазов).

* Кааба — главная святыня Ислама, храм в Мекке, в сторону которого все мусульмане обращаются во время молитвы.

[3] Слова Свидетельства являются первой и главной из пяти основ Ислама: «Ашхаду алля иляха илляллаху ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулюху» («Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник»). Человек, уверовавший и произнесший эти слова, считается мусульманином.

[4] Передаваемое со слов очевидца сообщение о том, что сказал, сделал или одобрил Пророк, мир ему.

[5] Джаназа-намаз или салят аль-джаназа – молитва, которая читается по покойному.

[6] Ду‘а – молитва-мольба.

[7] Джахилийя – доисламская эпоха, период язычества.

[8] Наджас – нечистоты (экскременты, кровь, гной и т.  п.).

[9] Имам – духовный руководитель, глава мусульманской общины.

[10] Фард – ритуальные нормы, выполнение которых строго обязательно для каждого мусульманина. Невыполнение фарда является большим грехом

[11] Тахта – специальные носилки, на которые кладут умерших во время обмывания.

[12] ‘Аврат — части тела, которые должны быть закрыты от чужого взора.

[13] Очищение от нечистот после справления малой либо большой нужд с помощью определенных средств, таких как: камней, туалетной бумаги, как в сочетании с водой (что считается лучшим), так и без нее.

[14] Кафан – саван, одеяние из белой ткани для покойников.

[15] Ихрам – состояние паломника, совершающего большое паломничество (хадж) или малое паломничество (‘умра), когда он должен соблюдать ряд запретов, от которых свободны все остальные мусульмане.

[16] Шариат — комплекс предписаний, установлений и запретов, закрепленных Кораном и Сунной, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.

[17] Шам – старое название территорий, на которых ныне расположены такие страны, как Сирия, Ливан, Иордания и Палестина.

[18] Мазхаб – дословно «путь», богословско-правовая школа.

[19] Шейх – ученый (старец, духовный наставник).

[20] Мушрик – идолопоклонник, многобожник, язычник.

[21] Шахид – воин, павший в сражении за веру, мученник.

[22] Джунуб – мусульманин(ка), находящийся в состоянии большого осквернения.

[23] Никах – мусульманский обряд бракосочетания.

[24] Умма – сообщество людей, объединенных по религиозному, национальному или иному признаку. Умма Мухаммада, мир ему, – мусульмане.

[25] Одежда которую обычно надевали в прошлом и надевают сейчас жители мусульманского Востока, напоминает кафан (имеет сходство с кафаном) и сильно отличается от той, что принята на Западе.

[26] Садака джария — милостыня, вознаграждение, за которое человек, получает и после смерти, до Судного дня (например, построенная мечеть, выкопанный колодец и т.д.).

[27] Сейчас в таких случаях расходы берет на себя религиозная организация мусульман.

[28] Также и с помощью любого вида транспорта, если же на это нет веских причин (плохая погода, большое расстояние до кладбища).

[29] Зикр – поминание Аллаха Всевышнего сердцем и языком.

[30] Иджма‘ – единодушное решение общины или же религиозных авторитетов.

[31] Ар-рафида (шииты) – течение в Исламе.

[32] Рака‘ат – цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением строго определенных молитвенных формул и чтением различных аятов из Корана по желанию молящегося. Единственным исключением является первая сура Корана «аль-Фатиха», которая читается в обязательном (ваджиб) порядке.

[33] Ухуд – название горы севернее г. Медины.

[34] В нашем случае муфтий, глава Духовного управления мусульман.

[35] Ахл аз-зимма – иудеи и христиане, живущие на мусульманской территории и находящиеся под защитой мусульман.

 

 

ХАДИСЫ ПРОРОКА МУХАММАДА, МИР ЕМУ, О ПРАВИЛАХ ПОХОРОН

 

Нельзя желать себе смерти

Ислам не одобряет поведение человека, который желает себе смерти или призывает ее, когда на его долю выпадают лишения, болезнь или другое испытание. Анас б. Малик рассказывал, что Пророк, мир ему, сказал: «Не желайте себе смерти, потому что она приносит зло. Если же кто-либо из вас непременно хочет пожелать себе этого, то пусть скажет: «О Аллах, продли мне жизнь, если жизнь принесет мне добро, и упокой меня, если кончина принесет мне добро»» («Аллахумма ахйини ма кянатиль-хайату хайран ли ва таваффини иза кянатиль-вафату хайран ли») (Аль-Бухари; Муслим и другие[1]).

Мудрость этого запрета раскрывается в словах Посланника Аллаха, мир ему: «Не желайте себе смерти. Если человек творит благие дела, то, может быть, (со временем) он станет еще лучше. Если же он совершает грехи, то, может быть, (со временем) он раскается в них» (Аль-Бухари).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.016 с.)