Заворачивание умершего (такфин) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заворачивание умершего (такфин)



Обычай заворачивания покойного восходит к указанию Пророка, мир ему: «Одевайтесь в белую одежду, это лучшая из ваших одежд, и заворачивайте в нее своих покойников».

Джабир б. ‘Абдуллах аль-Ансари приводит слова Пророка, мир ему, «Самая любимая одежда для Аллаха белая. Пусть одевают ее живые, а также заворачивайте в нее ваших покойников» (Ат-Тирмизи). После смерти Адама ангелы, совершив обряд обмывания, завернули и похоронили его. Их завет сыновьям Адама – заворачивание – это сунна (в значении ваджиб) для всех умерших, дань уважения и почтительного отношения к покинувшим этот мир.

 

Установление (хукум) относительно заворачивания умершего

Аналогично обряду обмывания, заворачивание покойного является фард кифайя, т.е. обязанностью нескольких представителей общины.

 

Число кафанов

Одежда, предназначенная для покойного, должна состоять из трех вещей: покрывало (изар), плащ (рида’), рубашка (камис). И это количество одеяний признается всеми ханафитскими учеными. Имам аш-Шафи‘и полагает, что рубашка не входит в сунну.

Он считает, что кафан оборачивается трижды, и ссылается на то, что было поведано от ‘Аиши: «Пророк, мир ему, был завернут в три белые одежды, и среди них не было ни рубахи, ни чалмы» (Аль-Бухари; Муслим).

Ханафитские же ученые ссылаются на то, что привел ‘Абдуллах б. Мугаффаль (да будет доволен им Аллах): «Оберните меня в моей рубашке. Поистине, Пророк, мир ему, был завернут в своей рубашке, в которой умер». Как свидетельствует Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) на Пророке, мир ему, было три одеяния, и одно из них – рубашка, в которой он умер. Предпочтительнее придерживаться риваята Ибн ‘Аббаса, а не риваята ‘Аиши, так как Ибн ‘Аббас, в отличие от ‘Аиши, присутствовал при заворачивании Пророка, мир ему, и при его захоронении. А ее слова «не было там рубашки» могут означать, что на него не надевалась новая рубашка.

‘Али (да будет доволен им Аллах) считает верным следующее мнение: женщину нужно оборачивать в пять одеяний, а мужчину в три. При жизни оба носили именно такое число одеяний. То же самое делается после смерти, так как в Коране сказано: «Не преступайте, поистине, Аллах не любит преступающих».

При оборачивании покойного не упомянута чалма, так как это порицалось (макрух) некоторыми учеными (если будет упомянута еще и чалма, число одежд при оборачивании станет четным, а количество одежд должно быть нечетным). Другие ученые сочли это возможным, например, сообщается об Ибн ‘Умаре (да будет доволен им Аллах), который одевал чалму покойнику и возлагал конец чалмы ему на лицо. При жизни же конец чалмы заправляется на затылок и служит украшением. Заворачиванию умершего мужчины в три одеяния мы научились у Пророка, мир ему, который заворачивал покойника в два покрывала (изар и рида’), а также в плащ. Два покрывала – наименьшее число одежд при заворачивании. Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Оберните меня в эти две одежды, так как самое малое, во что одевается мужчина при жизни, – это две одежды (изар и рида’)» (Аль-Бухари).

Как порицается читать намаз в одном одеянии, так же порицается и заворачивание покойного в одно покрывало, но при крайней необходимости (например, если есть только одно покрывало) это допускается. Известно, что когда Мус‘аб б. ‘Умайр умер на поле боя, у сподвижников ничего не нашлось в качестве кафана кроме его плаща, и когда они покрывали им голову погибшего, не прикрытыми оставались ноги, когда же они покрывали им ноги, то неприкрытой оставалась голова, и тогда Пророк, мир ему, велел им прикрыть его голову, а на ноги положить душистый тростник (Аль-Бухари). Также известно, что когда Хамза (да будет доволен им Аллах) погиб на поле боя, он был завернут в одно одеяние (Аль-Байхаки), поскольку больше ничего не было. Поэтому в силу необходимости разрешается заворачивать покойного в одну одежду. Подросток заворачивается так же, как и взрослый мужчина, подобно тому, как при жизни он одевался как мужчина. Если же умирает маленький ребенок, лучше завернуть его в два куска материи, но можно и в один, поскольку так делалось и при его жизни.

Что касается женщины, то, как уже было упомянуто, максимальное количество одежд, в которые она заворачивается, –
пять: рубаха (дир‘), вуаль (химар), покрывало, кусок ткани (лифафа), повязка (хирка). И эти пять одежд – сунна в оборачивании женщины. От Умм ‘Атыйя известно, что Пророк, мир ему, вручал тем, кто обмывал его дочь, одну одежду за другой, пока не вручил пять одежд, и последней был кусок ткани, которым обвязали ей грудь. По свидетельству ‘Али (да будет доволен им Аллах), женщина после смерти заворачивается в пять одежд подобно тому, как было при жизни, когда она обычно носила пять одежд: рубаху, вуаль, покрывало, накидку, верхнюю одежду. Но после смерти одежда перевязывается на груди куском ткани для того, чтобы она не развернулась, когда тело будут нести. Правильным будет мнение ханафитских ученых, опирающееся на хадис Умм ‘Атыйя (да будет доволен ею Аллах), в котором последней из одежд считается повязка, которой завязывают женщине грудь. А наименьшим числом одежд, в которые заворачивают женщину, являются три (верхнее и нижнее одеяние, а также покрывало). При жизни ‘аврат женщины закрывают три одежды, в которых ей можно читать намаз. Точно так же разрешено заворачивать ее в три одежды, и порицается заворачивать в две.

Маленькую девочку можно заворачивать в две одежды, девушка-подросток заворачивается как взрослая женщина. Выкидыш заворачивается в одно одеяние.

Если была найдена часть тела с головой, как упомянул аль-Кадый в комментариях к книге «Мухтасар ат-Тахави», то она заворачивается в кафан. Аль-Кудури в комментариях к книге «Мухтасар аль-Кархи» пишет, что в этом случае ее нужно оборачивать в ткань, как уже было упомянуто в разделе «Обмывание». Если была найдена большая часть человека, она оборачивается, ибо большая часть считается целым. Если умер неверный (кяфир), и у него есть родственник-мусульманин, то он его обмывает и оборачивает, но только в ткань, поскольку заворачивание в кафан – это сунна почтения к покойнику-мусульманину. Шахид не заворачивается в новый кафан, а только в свою одежду, как сказал Пророк, мир ему: «Оберните их в их одежды и с их ранами» (Аль-Бухари).

 

Описание кафана

Цвет кафана по возможности должен быть белым. Как указано Пророком, мир ему, в хадисе, который передает Джабир б. ‘Абдуллах аль-Ансари (да будет доволен им Аллах): «Самая любимая одежда перед Аллахом – белая. Пусть одевают ее живые, а также заворачивайте в нее ваших покойников» (Ат-Тирмизи), материалом для кафана может служить льняное полотно или парча. Для оборачивания покойного в равной мере подходит как новая одежда, так и старая (но непременно выстиранная); помните слова Абу Бакра «… живой человек, в отличие от умершего, больше нуждается в новой одежде». Следовательно, умершего допустимо оборачивать в те одежды, которые он носил при жизни[25], но при этом для мужчин исключается шелк и цветная ткань. Однако этот запрет не распространяется на женщин, т.к. одежду из этих тканей они могли носить при жизни.

 

Способ оборачивания

Число кафанов должно быть нечетным, но не превышающим пяти (т.е. один, три или пять). Пророк, мир ему, сказал: «Если оборачиваете покойника, то оборачивайте его нечетным количеством одеяний» (Аль-Хаким). Кроме того, Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Поистине Аллах Единственный (т.е. Один) и любит нечетность».

Сначала расстилается одно покрывало по всей длине, поверх него – другое (изар). На покойного надевают рубаху (камис), если она есть у него. Не надевают только брюки, как уже было сказано в главе «Число кафанов». При жизни покрывало (изар) надевается под рубаху, а после смерти –
наоборот и покрывает тело человека от плеча до стоп. После того как на умершего надели рубаху, на голову и на бороду умершего наносят благовония, ведь известно, что когда умер Адам (мир ему), ангелы обмывали его и наносили благовония. После этого одним из видов благовоний смазываются места, на которые умерший при жизни опирался во время земного поклона (саджда), то есть лоб, нос, ладони рук, колени и стопы. Приводится от Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах): «Наносятся благовония на те места, которыми он делал саджда». Приводится от Зуфара, что смазываются благовониями глаза, нос и рот умершего, но нет ничего страшного в том, если не сделать этого из-за отсутствия благовоний. Все это делается из почтения к умершему, а также для того, чтобы уберечь тело от быстрой порчи и устранить неприятный запах.

При оборачивании мужчин разрешено использовать все виды благовоний, кроме шафрана и желтого дерева, так как сообщается, что Пророк, мир ему, запретил мужчинам пользоваться шафраном (Муслим). Нет упоминания о том, нужно ли закрывать рот и нос умершего, но некоторые ученые считают, что можно их закрыть во избежание выхода нечистот. Если же нет опасения, что нечистоты запачкают одежду, рот и нос не закрывают. Затем последовательно тело обворачивается двумя полотнищами ткани, сначала с левой, а потом с правой стороны. Предпочтительнее использовать ткань, превышающую рост человека, чтобы закрыть все тело умершего вместе с головой.

Если есть опасение, что кафаны могут развернуться, пока тело будут нести, их связывают, но после того, как опустят тело в могилу, их развязывают.

Что касается заворачивания женщины, то для нее расстилают два полотна ткани, одним из которых тело оборачивается поверх накидки (для лица). Тканью перевязывают грудь поверх кафанов, чтобы они не развернулись, когда тело будут нести. В риваяте Мухаммада говорится, что тканью перевязывается и живот умершей женщины. Волосы (если при жизни у нее были длинные волосы) распускаются с двух сторон между грудей под накидкой.

Аш-Шафи‘и же считает, что волосы умершей женщины распускают за ее спиной, и мотивирует это словами Умм ‘Атыйя о том, что когда умерла Рукайя, дочь Посланника Аллаха, мир ему, ей заплели три косы – одну на темени и две по бокам – и убрали их под спину. Но в ее словах не говорится, что Пророк, мир ему, знал об этом.

Ханафитские ученые считают, что волосы убираются под спину для красоты, а умерший человек в этом уже не нуждается. Что касается человека в состоянии ихрама (мухрим), то он заворачивается так же, как и человек, не находящийся в состоянии ихрама, то есть ему покрывают голову, лицо и наносят благовония. Аш-Шафи‘и считает, что голова умершего мухрима не покрывается, и на нее не наносятся благовония. В доказательство он приводит слова Ибн ‘Аббаса о том, что Пророку, мир ему, был задан вопрос о человеке в состоянии ихрама, который упал с верблюда и умер и о котором Пророк, мир ему, сказал: «Омойте его водой с сидром, заверните в его ихрам, но не покрывайте ему голову; поистине он будет воскрешен в Судный день со словами: «Вот я перед Тобой, о Аллах (Ляббайк-Аллахумма ляббайк)». В другом риваяте говорится: «Не употребляйте благовоний» (Муслим).

Ханафитские ученые придерживаются приведенных от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) слов Пророка, мир ему, который сказал: «Если умрет мухрим, то покройте его (покройте ему голову), и не уподобляйтесь иудеям».

‘Али (да будет доволен им Аллах) сказал о мухриме, который умер: «Состояние ихрама аннулируется, так как Пророк, мир ему, сказал: «Если умер человек, то все его дела прекращаются, кроме трех: праведный ребенок, который будет молиться за него (ду‘а) после смерти, садака джария[26] и знания, которые он оставил после себя людям» (Муслим).

Ихрам не входит в это число. То, что было приведено выше, по смыслу противоречит взглядам ханафитских ученых по отношению к мухриму. Может быть, хадис, приведенный шафиитскими учеными, относится исключительно к конкретному умершему мухриму. Все известно только одному Аллаху.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.147 (0.009 с.)