Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На кого возлагаются затраты на КафанСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Покойного заворачивают в одеяния, купленные за счет его средств, и это делается в первую очередь потому, что это важнее раздачи его долгов (дайн), дележа наследства (мирас) и выполнения завещания (васийат). Если же покойный не нажил имущества, то расходы переходят на его наследников или на тех, кого умерший одевал и содержал при жизни. Если же умерла женщина, то, по мнению Мухаммада, муж не берет на себя расходы по ее оборачиванию, поскольку брачные узы разрываются после смерти жены. Но Абу Юсуф считает, что мужу обязательно (ваджиб) нести расходы по оборачиванию жены точно так же, как при жизни жены он одевал ее. По мнению всех ученых, для жены не является обязательным нести расходы по оборачиванию мужа, поскольку она не одевала его при жизни. Если же умерший человек не нажил имущества, и нет человека, согласного взять на себя расходы по его оборачиванию, то это делается за счет средств, выделяемых специальными фондами в помощь нуждающимся мусульманам. Если имущество покойного было разделено, то расходы по оборачиванию берет на себя наследник, если у него есть возможность. Если же таковой нет, и нет того, кто взял бы на себя все расходы, то покойного заворачивают за счет фондов помощи, как было упомянуто выше[27]. Если разрушена могила (стихийное бедствие, необходимость эксгумации и т.д.), покойника извлекают из могилы. Если труп не разложился, то его заворачивают в кафан второй раз. Когда же извлекли уже разложившийся труп, то второй раз его уже не оборачивают и намаз ему не читают.
Как нести носилки После заворачивания в кафан, покойного кладут на носилки. По мнению ханафитских ученых, носилки должны нести четыре человека с четырех сторон. Аш-Шафи‘и же считает, допустимым (сунна), чтобы носилки несли два человека: один впереди кладет себе на плечи ручки носилки, другой сзади делает точно так же. В доказательство аш-Шафи‘и приводит действия Пророка, мир ему, Ханафитские ученые придерживаются слов ‘Абдуллаха б. Мас‘уда, который говорил, что предпочтительно, когда тахту несут с 4-х сторон. Кроме того, известно, что Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) был в числе четырех носильщиков и менялся с ними местами. Такой способ несения тахты гарантирует, что тело при переносе не упадет, а носильщикам будет легче, и они смогут сменять друг друга. Также порицается нести тело покойного на спине или перевозить на спине животных[28]. Что же касается хадиса, в котором говорится о том, что носилки могут нести два человека, то это только в том случае, если нет достаточного места, чтобы прошли четыре человека, или же не было найдено необходимое число носильщиков. Порядок несения носилок установлен следующим образом: тот, кто стоит впереди с левой стороны, кладет носилки на правое плечо, точно так же поступает и стоящий за ним. А тот, кто стоит впереди с правой стороны, кладет носилки на левое плечо, так же поступает и стоящий за ним. Об этом было упомянуто в книге «Аль-Джами‘ ас-Сагир». Если хоронят ребенка, лучше, если его будут нести мужчины, и порицается класть его носилки на животное, поскольку ребенок уважаем и почитаем, как и взрослый человек. Уважение и почитание оказывается несением его на руках, а перевоз тела на животных уподобляется перевозке вещей, что является пренебрежением, а это порицается (макрух). Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах) считает, что умершего грудного младенца можно нести на носилках, которые носильщики возлагают на плечи поочередно. Нести носилки лучше быстро – так, как наставлял Пророк, мир ему: «Торопитесь похоронить умершего; если он был благочестивым, этим вы даруете ему благость, а если он был грешным, и ему предназначено быть в аду, то пусть он будет подальше от нас» (Аль-Бухари). Нужно идти быстро, но не бежать, об этом сказано в хадисе, приведенном со слов Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах): «Спросили мы Пророка, мир ему, о том, в каком темпе нужно нести покойника. Он ответил, что в любом случае нельзя быстро бежать». Нести покойного нужно головой вперед, потому что голова – одна из самых благородных частей тела. Ханафитские ученые придерживаются того мнения, что провожающие должны идти позади носилок. Аш-Шафи‘и же считает, что провожающим лучше идти впереди носилок, основываясь на том, что аз-Зухри привел слова Салима, который, в свою очередь, передал слова Абдуллаха б. ‘Умара (да будет доволен ими Аллах) о том, что Пророк, мир ему, Абу Бакр и ‘Умар шли впереди носилок. Ханафитские ученые придерживаются слов Пророка, мир ему, которые привел Ибн Мас‘уд: «За носилками идут следом, а не наоборот, и нет никого, кто бы мог идти впереди них» (Абу Дауд; Ибн Маджа). Также есть свидетельство, что Пророк, мир ему, шел за носилками с телом Са‘да б. Му‘аза. Му‘аммар б. Таус привел слова своего отца о том, что Посланник Аллаха, мир ему, на похоронах всегда шел за носилками. Ибн Мас‘уд считает, что следовать за носилками с телом покойного лучше, чем идти перед ними. Видя носилки с телом покойного, идущие вслед люди помнят о значении и неизбежности смерти. Сообщается, что Пророк, мир ему, разрешил идти провожающим впереди тахты лишь в том случае, если людей слишком много. Точно так же поступали Абу Бакр и ‘Умар. Доказательством служат слова ‘Абд ар-Рахмана б. Аба Ляйли: «Однажды я шел вместе с ‘Али за тахтой, а Абу Бакр и ‘Умар шли перед ней. И я спросил ‘Али: «Почему Абу Бакр и ‘Умар идут впереди?». ‘Али ответил, что они идут впереди, чтобы не толпиться и не мешать людям, идущим за ней. Что же касается аш-Шафи‘и, то его мнение о том, что провожающие покойного являются его заступниками и поэтому должны идти впереди тахты, противоречит совершению обряда намаза, поскольку намаз – уже является заступничеством. И тот, кто читает намаз, стоит позади покойного, а не перед ним (имам стоит перед телом, а все остальные находятся за имамом – никто не может быть впереди). Допускается в определенной ситуации ехать за носилками, но из уважения к умершему лучше идти пешком. Порицается ехать перед носилками, а также следовать с огнем. Однажды Пророк, мир ему, шел за носилками и увидел женщину с кадильницей в руке, и он резко пресек эти действия. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не носите со мной кадильницу, потому что она напоминает о наказании, и поэтому не стоит нести ее за телом покойного» (Малик). А вот что сказал Ибрахим аль-Наха‘и: «Порицается провожать ваших покойных с огнем; это делают христиане и иудеи, поэтому порицается (макрух) уподобляться им». Тому, кто идет за носилками с телом покойного, нельзя покидать место погребения, не прочитав намаз, поскольку целью следования за покойным является именно джаназа-намаз. Женщины не должны провожать покойного, так как Пророк, мир ему, запретил им делать это, сказав: «Вернитесь, ибо вы не получите награды за это» (Ибн Маджа). Следует вставать, когда проносят носилки с покойником, только в том случае, если есть желание присоединиться к похоронной процессии. Пророк, мир ему, запретил пение и рыдания при прощании с умершим (Ат-Тахави). Мусульманский обряд погребения покойного обязывает всех, кто провожает, быть сдержанными в выражении скорби. Известно, что Пророк, мир ему, плакал, когда умер его сын Ибрахим, и сказал: «Глаза льют слезы, сердце смиряется, и не надо говорить того, что приводит в гнев Аллаха. Поистине, Ибрахим, мы скорбим о тебе» (Аль-Бухари; Муслим). Во время похорон нельзя повышать голос, а еще лучше соблюдать молчание. Кайс б. ‘Убада сказал: «Сподвижники Пророка, мир ему, порицали повышение голоса в трех случаях: во время сражения, во время джаназы и когда делаешь зикр[29], поскольку это является уподоблением иудеям и христианам». Люди, следующие за носилками, из уважения к покойному не должны садиться до того, как тахту поставят на землю или тело покойного опустят в могилу. ‘Убада б. Самит (да будет доволен им Аллах) приводит факт: Пророк, мир ему, не садился, пока покойника не положат в могилу, и он стоял со своими сподвижниками у изголовья могилы. Бывший там иудей сказал, что и они поступают со своими покойниками точно так же. Затем Пророк, мир ему, сел и сказал своим сподвижникам: «Не уподобляйтесь им» (Муслим). Покойника кладут лицом, обращенным к Каабе, а затем читают джаназа-намаз.
Задания и вопросы для самопроверки 1. Объясните, почему обряд заворачивания усопшего в кафан является проявлением уважения и почтения к нему? 2. Приведите доказательства необходимости неоднократного заворачивания покойного в кафан. 3. Одинаково ли количество одеяния при заворачивании умершего мусульманина и мусульманки? Почему? 4. Насколько важен цвет кафана при соблюдении погребального обряда? Можно ли использовать одинаковую ткань для оборачивания умершего мужчины и женщины? 5. Объясните, с какой целью наносятся благовония на определенные места (какие?) тела покойного. 6. Опишите обряд оборачивания в кафан умершего мусульманина (мусульманки), отмечая общие черты и различия. 7. Объясните, почему заворачивание покойника важнее раздачи его долгов, дележа наследства и выполнения завещания. 8. Кто должен позаботиться о одеянии умершей жены? Мужа? Бедного человека, сироты? 9. Расскажите, как и кто провожает усопшего в последний путь от дома до могилы. 10. Почему порицается перевозка покойного на животных? 11. Как Вы понимаете слова: «торопитесь похоронить умершего»? 12. Объясните, почему следовать за носилками с телом покойного правильнее, чем идти перед ними. 13. Назовите тех, кто может следовать за телом покойного в похоронной процессии. 14. Можно ли громко оплакивать покойного?
Джаназа-намаз по покойному Читать намаз покойному – обязанность (фард) каждого мусульманина. Так повелел Пророк, мир ему, так поступали его сподвижники, так должна поступать и исламская умма в наши дни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.18.135 (0.007 с.) |