Кто имеет право быть имамом в джаназа-намазе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто имеет право быть имамом в джаназа-намазе

Поиск

При решении вопроса о том, кто имеет право читать джаназа-намаз, чаще всего в житейской практике предпочтение отдается местному имаму.

Аль-Хасан передает слова Абу Ханифы о том, что если глава государства (султан)[34] присутствует на похоронах, у него больше прав быть имамом. Если же его нет, подобным правом обладает мэр города (амир). При отсутствии амира, молитву совершает местный имам; если же и его нет, то близкий родственник. Такого порядка придерживаются в ханафитском мазхабе. Противоречий между двумя этими мнениями нет. Но предпочтение отдается все-таки местному имаму, поскольку он лучше остальных знал умершего. Если покойный еще при жизни завещал кому-то совершить по нему джаназа-намаз, его воля выполняется, даже если выбранный им человек не его родственник. Такого же мнения придерживается и Мухаммад.

По мнению же Абу Юсуфа и аш-Шафи‘и, предпочтительнее, если именно родственник станет имамом, поскольку на родственников покойного возлагается организация похорон и принятие всех решений. Кроме того, сердечная мольба о близком человеке будет более искренней и достигнет Всевышнего.

В противовес этому мнению Абу Ханифа и Мухаммад опираются на то, что передается от аль-Хусейна б. ‘Али, который после смерти аль-Хасана б. ‘Али разрешил прочитать джаназа-намаз Саиду б. аль-Аса, который был амиром города Медины, сказав при этом: «Если бы не сунна, я бы тебе этого не разрешил» (т.е. стать имамом для его брата). В другом же риваяте приводятся такие слова аль-Хусейна б. ‘Али: «Если бы Пророк, мир ему не запретил, я бы тебе этого не разрешил» (т.е. если бы Пророк не запретил кому-либо быть имамом, когда есть амир). Если амир присутствует, то обязательно он проводит джаназа-намаз (точно так же, как он проводит и обязательную пятничную и праздничные молитвы). Чтение намаза посторонним человеком не мешает родственникам молиться за своих близких, и кроме того, мольба имама будет принята, на что указывает переданное от Посланника Аллаха, мир ему: «Для мольбы трех человек нет преград…. И среди этих трех был упомянут имам». Что же касается султана то, если он есть, в силу своего высокого положения джаназа-намаз должен читать он, чтобы избежать раздоров.

Исходя из сунны Пророка, мир ему, если у покойного остались два родственника, имеющие равные права на то, чтобы быть имамом во время джаназа-намаза, выбирается старший из них.

Также Абу Ханифа и Мухаммад считают, что эти родственники могут выбрать другого имама, и предпочтительнее будет имам, выбранный старшим из родственников. Но при этом необходимо согласие второго родственника, поскольку оба они равноправны, хотя предпочтение и отдается старшему по возрасту. Если же по каким-либо причинам джаназа-намаз по покойному начал читать посторонний человек и родственники прочитали джаназа-намаз вместе с ним, то молитву не следует перечитывать. В ситуации, когда один из родственников близкий, а другой дальний, право выбора имама переходит первому из них. При отсутствии близкого родственника это право остается за дальним даже в том случае, когда он передал кому-либо свои полномочия. Если же дальний родственник болен, за ним остается право быть имамом или назначить кого-либо на свое место.

Женщины и дети не имеют права быть имамом во время джаназа-намаза. Кроме того, этого права лишаются психически нездоровые люди. Если у умершей женщины остались муж и взрослый сын, право быть имамом получает сын. На это указывают слова ‘Умара (да будет доволен им Аллах), обращенные к родственникам его умершей жены: «Мы были ближе к ней при жизни, и после смерти вы ближе к ней …». Это значит, что после смерти жены, брачные узы расторгаются, а родство остается в силе. Однако, с точки зрения шариата, порицается, чтобы сын стал имамом по отношению к матери. Из-за сыновнего почтения он должен уступить это право отцу. Этого же мнения придерживается Абу Юсуф, но добавляет, что хотя сын и обладает правом выбрать для чтения джаназа-намаза кого-либо кроме отца, это порицается из-за уважения к нему. Но это не распространяется на сына, оставшегося у умершей женщины от прежнего брака. Ведь после смерти женщины права ее родственников стоят выше прав мужа. По мнению Мухаммада, если у умершей остались отец и сын, предпочтение отдается отцу. Абу Юсуф же считает, что большими правами обладает сын, но из-за уважения он должен уступить это право своему деду. Если у умершего человека остались отец и дед, право читать джаназа-намаз принадлежит отцу, но он уступает его деду из-за уважения к нему.

 

Задания и вопросы для самопроверки

1. Верно ли утверждение, что джаназа-намаз читается каждому умершему мусульманину.

2. Сколько раз читается джаназа-намаз? Всегда ли соблюдается это правило шариата?

3. Объясните различие между джаназа-намазом и ду‘а.

4. Будет ли грехом прочтение повторного джаназа-намаза по покойному? Почему?

5. Можно ли прочитать джаназа-намаз по человеку, который умер вдали от вас? Почему?

6. Какие люди, согласно шариату, не заслуживают джаназа-намаза после своей смерти?

7. Объясните, где должен стоять имам, читающий джаназа-намаз.

8. Сколько такбиров необходимо произнести при совершении джаназа-намаза? Подтвердите свой ответ ссылками на священный источник.

9. Перечислите последовательность совершения джаназа-намаза.

10. Как поступать человеку, если он пришел на чтение джаназа-намаза:

- когда имам завершил молитву;

- когда имам прочитал первый такбир;

- когда имам прочитал второй такбир;

- когда имам прочитал четвертый такбир.

11. Назовите условия правильного совершения джаназа-намаза.

12. Является ли чтение джаназа-намаза по покойному стоя обязательным условием?

13. Как следует поступать в ситуациях, когда выяснилось, что тело похороненного не было обмыто?

14. В каких случаях допускается чтение джаназа-намаза над могилой покойного?

15. Как проводится джаназа-намаз в случае группового захоронения? От чего зависит расположение носилок с покойниками перед имамом?

16. Укажите на действия, которые нарушают джаназа-намаз.

17. Назовите порицаемые действия во время джаназа-намаза.

18. Объясните, кто имеет предпочтительное право читать джаназа-намаз по усопшему.

19. По какому принципу выбирается имам для чтения джаназа-намаза, если есть выбор, между:

- дальним и близким родственником;

- старшим и младшим;

- сыном и мужем;

- сыном и отцом;

- женщиной и мужчиной?

 

Похороны

Похороны умершего человека являются обязательным действием (фард кифайя), которое люди унаследовали со времен Адама (мир ему), и грех на том, кто пренебрегает этим.

 

Приготовление могилы

По ханафитскому мазхабу, делать боковую выемку (ляхд) в могиле со стороны киблы является сунной. Имам аш-Шафи‘и считает сунной, если выемка будет сделана посередине могилы (шакк). В этом аш-Шафи‘и опирается на то, что жители Медины роют могилы по форме шакк. Ханафитские же ученые опираются на слова Пророка, мир ему: «Могила с ляхдом для нас, а с шакк для других» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Наса’и).

А в другом риваяте сказано: «Могила с ляхдом для нас, а с шакк для людей Писания».

Передается, что когда Пророк, мир ему, умер, люди разошлись во мнении о том, делать ли в могиле Пророка ляхд или шакк. В то время один из сподвижников Пророка, мир ему, Абу Талха аль-Ансари, делал в могиле ляхд, а другой сподвижник – Абу ‘Убайда б. аль-Джаррах – шакк. Тогда к каждому из них послали человека, и ‘Аббас б. ‘Абд аль-Мутталиб взмолился: «О, Аллах! Выбери для Своего Пророка наилучшего из этих двух!». Первый из посланных людей нашел Абу Талху, второй же не нашел Абу ‘Убайду. «Мольба ‘Аббаса всегда принималась Господом, и в этот раз она была услышана» (Ибн Маджа, аль-Байхаки).

Жители же Медины делали могилы в форме шакк, потому что земля в этой местности была очень рыхлой. По этой же причине и жители Бухары рыли могилы в форме шакк.

Когда в могиле делают ляхд, ее закрывают необожженными кирпичами из глины и тростником, ибо, когда хоронили Пророка, мир ему, закрыли ляхд глиняными необожженными кирпичами и вязанками из тростника. Также передается следующее наставление Пророка Мухаммада, мир ему. Однажды он увидел отверстие в могиле и, взяв кирпич, вручил его могильщику, сказав: «Закрой этим отверстие, поистине Аллах любит мастера, который хорошо делает свое дело». Сообщается, что Са‘ид б. аль-‘Ас сказал: «Закройте ляхд моей могилы необожженными кирпичами и тростником, как это было сделано в могиле Пророка, мир ему, а также в могилах Абу Бакра и ‘Умара (да будет доволен ими Аллах)». Все это необходимо для того, чтобы земля не падала на покойного. Исходя из слов Ибрахима ан-Наха‘и, порицается закрывать ляхд обожженными кирпичами и досками. Это основано на наставлении Пророка, мир ему, который говорил о том, что могилы не должны походить на строения. Обожженные кирпичи и доски используют при строительстве для красоты, а умершие уже не нуждаются в этом. Хотя по мнению Абу Бакра Мухаммада б. аль-Фадла из Бухары, возможно использование обожженных кирпичей. Кроме того, он рекомендует закрывать ляхд досками и хоронить умерших в гробах, (они могут быть сделаны и из железа). Это необходимо в том случае, если в местах захоронения земля рыхлая.

 

Способ похорон

По ханафитскому мазхабу нужно опустить тело покойного в могилу со стороны киблы, а потом положить в ляхд. Имам аш-Шафи‘и считает, что следует сперва опускать покойного ногами в могилу, с правой стороны. В этом аш-Шафи‘и опирается на утверждение Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Пророка, мир ему, опускали в могилу именно таким образом.

Ханафитские ученые основываются на том, что Пророк, мир ему, во время похорон Абу Дуджана опустил его тело в могилу со стороны киблы. Также приводится риваят от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) о том, что точно так же поступали и во время похорон Посланника Аллаха, мир ему. И это противоречит тому, что утверждает аш-Шафи‘и. В этом случае его мнение кажется более достоверным, поскольку Пророк, мир ему, был опущен в могилу подобным образом из-за ограниченного места для традиционного захоронения. Ведь Посланник Аллаха, мир ему, умер в комнате ‘Аиши возле самой стены, а сунна предусматривает хоронить пророков там, где они скончались. Таким образом, могила получилась рядом со стеной, и положить Пророка, мир ему, в нее со стороны киблы оказалось невозможным.

По мнению Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара (да будет доволен ими Аллах), покойника нужно опускать в могилу со стороны киблы, поскольку это предпочитаемое направление. Передается (от Абу Ханифы, от Хаммада), что Ибрахим ан-Наха‘и сказал: «Мне рассказал тот, кто видел, как первые мусульмане в Медине клали своих покойников со стороны киблы, но потом из-за рыхлости земли на кладбище аль-Баки‘ перешли на другой способ захоронения (сначала опускали покойного ногами в могилу)».

По нашему мазхабу, не имеет значения, какое количество людей должно спуститься в могилу, чтобы положить тело покойного в ляхд – четное или нечетное. Аш-Шафи‘и считает, что по сунне предпочтительно нечетное количество, и ссылается на то, что число кафанов, омовений и камней для истиджмара также нечетное. Доказательством же для нас является то, что во время похорон Пророка, мир ему, его тело укладывали: ‘Аббас, Фадл б. ‘Аббас, ‘Али и Сухайб. Также известно, что четвертым был аль-Мугира б. Шу‘ба или Абу Рафи‘. Из этого можно сделать вывод, что четное число – это сунна. Однако количество человек, спускающихся в могилу, зависит от ситуации. Порицается, если среди спускающихся в могилу будет неверный, даже если он родственник покойного. Чтобы похоронить покойного по сунне, нужно, чтобы в могилу спускались только мусульмане.

Когда тело опускают в могилу и когда кладут в ляхд, произносят «Бисмилляхи ва ‘аля милляти Расулилляхи».

(«С именем Аллаха и на пути Его Посланника»). Аль-Хасан передает от Абу Ханифы, что нужно говорить: «Бисмилляхи ва фи сабилилляхи ва ‘аля милляти Расулилляхи».

(«С именем Аллаха, на пути Аллаха и на пути Его Посланника»). Приводится от ‘Абдуллаха б. ‘Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк, мир ему, когда опускал покойника в могилу или клал его в ляхд, говорил: «Бисмилляхи ва билляхи ва ‘аля милляти расулилляхи» (ат-Тирмизи).

Шейх Абу Мансур аль-Матрудий так объясняет эти слова: «С именем Аллаха мы тебя предали земле, а также с религией Посланника Аллаха» – это не является мольбой для покойника и не повлияет на его жизнь после смерти». Это последнее напутствие усопшему подтверждает, что он умер будучи мусульманином. Передается от ‘Али, что Пророк, мир ему, во время похорон одного человека сказал ему: «О ‘Али, поверни покойного к кибле и скажите все: «С именем Аллаха и с религией Посланника Аллаха». Положите его на бок, и не закрывайте ему лицо» (Ибн Маджа). Затем развязывают веревки, которые скрепляли одежды покойного. Если до того, как могилу засыпали землей, выяснилось, что покойного положили лицом не в сторону киблы, нужно разобрать кирпичи и все исправить, и это не будет считаться раскапыванием могилы.

Запрещается закапывать двух или более человек в одной могиле. Это традиция, унаследованная от Адама (мир ему) до наших дней. Но в крайних ситуациях шариат разрешает подобное, тогда первым в могилу опускается самый почитаемый из умерших, а между всеми телами делаются преграды из земли. Сообщается, что Пророк, мир ему, велел хоронить в одной могиле по двое или по трое воинов, погибших во время битвы у горы Ухуд. Он сказал: «Сперва кладите того, кто знает больше из Корана». Если вместе хоронят мужчину и женщину, то в могиле ближе к кибле кладется тело мужчины. Когда хоронят мужчину, женщину, мальчика, девочку и гермафродита, их кладут в такой последовательности: мужчина, мальчик, гермафродит, женщина, девочка.

Во время похорон носилки с телом женщины необходимо укрыть покрывалом. Сообщается, что на похоронах Фатимы (да будет доволен ей Аллах) носилки с ее телом были укрыты покрывалом. Покрывало сможет прикрыть ‘аврат женщины в том случае, если кафан по какой-либо причине раскроется. По этой же причине необходимо, чтобы в могилу тело женщины клал ее ближайший родственник. Но если родственников не окажется, то сделать это может и посторонний человек, поэтому нет необходимости звать женщин на помощь.

По ханафитскому мазхабу, носилки с телом мужчины не покрываются. Имам аш-Шафи‘и считает, что их следует покрывать. В этом он опирается на тот факт, что Пророк, мир ему, когда был вместе с Усамой б. Зайдом на похоронах Са‘да б. Му‘аза, закрыл покрывалом тело покойного. Ханафитские ученые основываются на том, что ‘Али (да будет доволен им Аллах), увидев, как во время похорон тело мужчины укрывают покрывалом, снял покрывало и сказал: «Он мужчина!». В другом риваяте приводятся его слова: «Не уподобляйте его женщинам».

Что касается похорон Са‘да б. Му‘аза, то считается, что его тело прикрыли покрывалом из-за того, что кафан не закрывал все тело. Возможно также, что тело покойного нужно было укрыть от дождя или солнца. Поэтому в случае необходимости, тело умершего мужчины можно дополнительно укрывать покрывалом.

По ханафитскому мазхабу, над могилой делается возвышение, но только не в виде прямоугольника, а дугообразно. Имам аш-Шафи‘и считал, что могила должна быть прямоугольной, но без возвышения. Аль-Музани свидетельствует, что когда умер сын Пророка, мир ему, Ибрахим, он не делал над его могилой возвышения. Ханафитские ученые основываются на том, что передает Ибрахим ан-Наха‘и, которому рассказали те, кто видел могилы Посланника Аллаха, мир ему, Абу Бакра и ‘Умара (да будет доволен ими Аллах), – над ними есть дугообразные возвышения. Сообщается, что во время похорон ‘Абдуллы б. ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах) в Таифе, Мухаммад б. аль-Ханафия читал по нему джаназа-намаз и произнес четыре такбира. После этого опустил покойного в могилу со стороны киблы и положил его в ляхд, а над могилой сделал возвышение.

Делать могилу прямоугольной порицается, поскольку так поступают люди Писания (христиане и иудеи). Высота возвышения над могилой должна быть равной одной пяди или чуть выше. Порицается ставить на могилы каменные плиты. Абу Ханифа порицает любые постройки и обозначения над могилой. Абу Юсуф порицает и любые надписи на могиле. Аль-Кархи упомянул приведенные Джабиром б. ‘Абдуллахом слова Пророка, мир ему: «Не ставьте на могилы каменные плиты, не стройте над ними ничего, не сидите на ней и не делайте никаких надписей» (Муслим). Ведь все это делается ради внешней красоты, а покойник уже не нуждается в ней (кроме того, это бесполезная трата денег). Можно побрызгать (полить) водой на могилу, так как это уплотняет землю, хотя Абу Юсуф с этим не согласен. Кроме того, Абу Ханифа порицает утрамбовывать могилу, сидеть или спать на ней и т.д. В этом он опирается на запрет Посланника Аллаха, мир ему, сидеть на могилах (Муслим). Абу Ханифа запрещает читать намаз над могилой. Сообщается, что Пророк, мир ему, запретил совершать молитву над могилой. Кроме того, не следует читать намаз по покойному на кладбище между могилами. Этого же мнения придерживаются ‘Али и Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими Аллах). Но если джаназа-намаз все же был прочитан на кладбище, он считается совершенным, поскольку есть свидетельства, что они совершили джаназа-намаз ‘Аише и Умм Саляма среди могил на кладбище аль-Баки‘. Имамом тогда был Абу Хурайра, а среди присутствующих находился Ибн ‘Умар (да будет доволен ими Аллах).

Разрешается посещать могилы и читать ду‘а покойным, если они верующие. Как сказал Посланник Аллаха, мир ему: «Я запрещал вам посещать могилы, но теперь посещайте. Поистине, они напоминают вам о загробной жизни» (Муслим).

 

Задания и вопросы для самопроверки

1. Расскажите историю возникновения двух подходов к вопросу о типе захоронения умерших (шакк и ляхд).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.181 (0.013 с.)