Сунна Пророка, мир ему, О картине смерти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сунна Пророка, мир ему, О картине смерти



Один из сподвижников Посланника Аллаха, мир ему, аль-Бара’ б. ‘Азиб рассказывал: «Однажды мы отправились вместе с Пророком хоронить одного из мусульман Медины. Мы подошли к могиле, когда ее еще рыли. Посланник Аллаха, мир ему, сел лицом к Мекке, и мы уселись вокруг него, боясь даже шелохнуться. Он держал в руке веточку и разгребал ею землю. Затем он вдруг посмотрел на небо, затем на землю. Трижды он поднимал и опускал взор, а затем сказал: «Ищите у Аллаха защиты от наказания в могиле!» он повторил это два или три раза, после чего продолжил: «Когда правоверный раб расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы со светлыми, точно солнце, лицами. Они приносят с собой саван и благовония из Рая, и садятся неподалеку от него. Затем к нему подходит ангел смерти (мир ему) и усаживается у его головы. И говорит: «О благая душа! (в другой версии этого хадиса говорится: «О умиротворенная душа!»). Выходи навстречу прощению и благосклонности Аллаха».

Душа правоверного покидает его тело, подобно тому, как капля вытекает из горлышка сосуда, и тогда все ангелы, находящиеся между небесами и землей и на небесах, благословляют ее. Пред ней открываются все врата небес, и все хранители небесных врат молят Аллаха о том, чтобы эта душа взошла на небеса через них. Ангел смерти прибирает душу, и не проходит и мгновения ока, как другие ангелы принимают ее и облекают в саван с благовониями. Об этом сказал Всевышний: «Упокоят его Наши посланцы, – а они ни в чем не делают упущений» (6:61).

После этого душа начинает благоухать, словно испуская самый прекрасный аромат мускуса, который только можно найти на земле. Затем ангелы возносят душу на небеса. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают:

– Чья это прекрасная душа?

Им отвечают:

– Такого-то, сына такого-то.

Они называют верующего самыми красивыми именами, которыми его звали при жизни. Наконец они добираются до первого неба и просят открыть врата, и врата отворяются. Ангелы каждого неба провожают душу до следующего неба, пока она не достигнет седьмого неба.

Тогда Великий и Могучий Аллах говорит:

– Впишите весть о Моем рабе в верховьях Рая (‘иллиййун).

Затем Пророк, мир ему, прочел аяты Корана: «И откуда тебе знать, что такое ‘иллиййун? Это – книга начертанная. Свидетельствуют про нее приближенные» (83:19–21).

– И продолжил. – Тогда ангелы вписывают весть о нем в ‘иллиййун, и им велят:

– Верните его на землю, ибо Я обещал им, что из нее создал их, в нее же их возвращу и из нее их изведу еще раз.

Ангелы возвращают душу верующего на землю, так что она возвращается в тело и слышит шаги удаляющихся от нее людей. Затем к верующему приходят два ангела, которые грубо пробуждают его. Они садятся и спрашивают его:

– Кто твой Господь?

Он отвечает:

– Мой Господь – Аллах.

– Какова твоя религия?

– Моя религия – Ислам.

– Что за человек был послан к вам?

– Это был Посланник Аллаха, мир ему.

– Как же ты поступал?

– Я читал Книгу Аллаха, уверовал в нее и был верен этому.

Это последнее испытание, которое постигает правоверного. О нем сказал Великий и Могучий Аллах: «Аллах поддерживает верующих словом твердым в мирской жизни...» (14:27).

Благодаря этому верующий отвечает, что его Господь –
Аллах, его религия – Ислам, и его Пророк – Мухаммад, мир ему.

Тогда голос с небес возвещает:

– Правдив Мой раб. Расстелите для него райские красоты, оденьте его в райские наряды, откройте для него врата в Рай.

Ему приносят райские милости и благоухания, и его могила расширяется до просторов, которые только может объять его взор.

Пред ним предстает мужчина с прекрасным ликом, в восхитительном одеянии, благоухающий приятным ароматом и говорит:

– Я сообщу тебе нечто, что осчастливит тебя. Возрадуйся благосклонности Аллаха и райским садам с вечными прелестями. Этот день был обещан тебе.

Верующий вопрошает:

– Кто же ты, да облагодетельствует тебя Аллах? Твой лик несет добро, кто ты?

– Я – твои благодеяния. Клянусь Аллахом, я всегда видел, как ты спешишь быть покорным Аллаху и избегаешь Его ослушания. И вот, Аллах воздал тебе добром.

Затем для верующего открываются врата в Рай и врата в Ад. Ему говорят:

– Он был бы твоей обителью, если бы ты ослушался Аллаха, но Аллах заменил тебе его этим.

Когда же он увидит то, что есть в Раю, то скажет:

– Господи, ускорь наступление Часа, чтобы я смог вернуться к моей семье и вновь обрести свое богатство.

Тогда ему скажут:

– Будь спокоен!

Когда же неверный раб (в другой версии этого хадиса говорится: «грешник») расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы с грубыми черными лицами. Они приносят с собой дерюгу из Ада и садятся неподалеку от него. Затем к нему подходит ангел смерти и усаживается у его головы и говорит:

– О скверная душа! Выходи навстречу гневу и негодованию Аллаха.

В этот миг душа неверного расползается по его телу, и ангел смерти вырывает ее, разрывая при этом сосуды и нервы, подобно тому как вертел, на котором много зубцов, проходит сквозь мокрую шерсть.

Все ангелы, находящиеся между небесами и землей и на небесах, проклинают ее. Для нее закрываются врата небес, и все хранители небесных врат молят Аллаха о том, чтобы эта душа не проходила мимо них. Ангел смерти прибирает ее, и не проходит даже мгновения ока, как ангелы облекают ее в дерюгу.

Душа неверного начинает извергать самое скверное зловоние, которое только можно встретить на земле. Затем ангелы уносят ее на небо. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают:

– Чья это скверная душа?

Им отвечают:

– Такого-то, сына такого-то.

Они называют неверного самыми позорными именами, которыми его звали при жизни. Наконец они добираются до первого неба и просят открыть врата, но они не отворяются.

Затем Посланник Аллах, мир ему, прочел аят Корана: «Поистине, не откроются врата небесные пред ними, и они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко» (7:40).

– И продолжил. – Тогда Великий и Могучий Аллах скажет: «Впишите весть о нем в сиджжин, что находится в земле низшей».

Затем ангелам велят:

– Верните Моего раба на землю, ибо Я обещал им, что из нее создал их, в нее же их возвращу и из нее их изведу еще раз.

Ангелы бросают душу верующего на землю, так что она попадает в его тело.

Тут Пророк, мир ему, прочел аят Корана: «Тот, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, словно падал с неба, и птицы подхватили его или же ветер занес его на край света» (22:31).

– И сказал. – Его душа возвращается в тело, так что слышит шаги удаляющихся от нее людей.

Затем к неверному приходят два ангела, которые грубо пробуждают его. Они садятся и спрашивают его:

– Кто твой Господь?

Он бормочет:

– М-ммм... Я не знаю...

– Какова твоя религия?

– М-ммм... Я не знаю...

– Что ты знаешь о человеке, который был послан к вам?

Но неверный не может назвать имени, и тогда ангелы восклицают:

– Это Мухаммад!

Он же лишь бормочет:

– М-мм... Я не знаю. Я лишь слышал, что люди говорили так.

– Ты не знал и не последовал за ним.

Тогда глас с небес возвещает:

– Он лжет! Расстелите для него огненные ложа, откройте для него врата в Ад.

К нему подступают адский жар и огненный ветер самум, и его могила сужается настолько, что его ребра входят одно в другое.

Тут перед ним предстает мужчина с отвратительным ликом, в омерзительном одеянии, от которого исходит неприятный запах, и говорит:

– Я сообщу тебе нечто, что огорчит тебя. Этот день был обещан тебе.

Неверный спрашивает его:

– Да обратит Аллах против тебя зло, кто же ты? Кто ты? О, зло несет лик твой.

– Я – твои скверные деяния. Клянусь Аллахом, я всегда видел, как ты не торопишься быть покорным Аллаху и спешишь ослушаться Его. И вот, Аллах воздал тебе злом. Затем к нему посылают слепого, глухого и немого палача, держащего в руках кувалду. Если он ударит ею по горе, то она рассыплется в прах. Но он бьет ею мученика, и тот превращается в прах, и Аллах вновь воссоздает его таким же, каким он был. Тут он бьет его еще раз, и он издает вопль, который слышат все твари, кроме людей и джиннов. Затем для неверного открываются врата в Ад, для него расстилают огненные ложа, а он восклицает:

– Господи, не позволяй Часу настать!» (Абу Дауд; ан-Насаи; Ибн Маджа, хадис достоверный).

 

 

ДЖАНАЗА[1]

 

Когда человек находится в предсмертном состоянии (мухтадар), желательно (мустахабб) положить его на правый бок, лицом в сторону киблы[2] (в этом же положении он будет покоиться в могиле (кабр)). Важно убедить (талкин) умирающего (майит) произнести слова Свидетельства[3] (шахада), облегчающие его физические и духовные страдания, ибо Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Внушайте своим умирающим, чтобы они произносили слова: «Ля иляха илляллах» (Нет бога кроме Аллаха)» (Муслим; Абу Дауд; ат-Тирмизи).

После наступления смерти (маут) следует закрыть покойному глаза и подвязать подбородок, чтобы придать его облику благообразие. О необходимости этого свидетельствует хадис[4], в котором сказано, что Пророк, мир ему, зайдя в дом Абу Саляма, увидел, что глаза покойного открыты, и он закрыл их (Муслим; Абу Дауд).

Желательно известить о смерти человека его родных, близких, друзей для того, чтобы они с ним простились, прочитали джаназа-намаз[5] и вознесли мольбы (ду‘а[6]) Всевышнему, чтобы Он смилостивился над ним. Помни же, что Пророк, мир ему, сказал об одной женщине, которая жила на окраине города Медина: «Если она умрет, сообщите мне». Помочь человеку достойно покинуть этот мир – дело богоугодное. Оно учит помнить о неизбежном конце земного пути и побуждает достойно пройти его. Аллах Всевышний сказал нам: «Помогайте друг другу в благодеянии и богобоязненности» (5:2).

А также вспомним слова Пророка, мир ему: «Способствующий богоугодному делу приравнивается к совершающему его» (Муслим; ат-Тирмизи; Абу Дауд).

Но порицается (макрух) извещать о смерти среди житейской суеты, среди торгующих, в местах увеселений, так как это противоречит уважению к умершему и возвращает нас к временам джахилийи[7]. Следует по возможности в короткие сроки совершить обряд погребения, как сказал Посланник Аллаха, мир ему:
«Торопитесь похоронить умершего, если он был благочестивым, этим вы даруете ему благость, а если он был грешным, и ему предназначено быть в Аду, то пусть он будет подальше от нас» (Аль-Бухари).

Мудрость этого наказа – в милосердии к умершему и в заботе о живых, совершающих благое дело по отношению к праведно жившему и отторгающих от себя согрешившего.

 

Обмывание (гусль) умершего

Хадис Пророка, мир ему, напоминает нам: «У каждого мусульманина по отношению к другому мусульманину есть шесть обязательств…» (Муслим).

...

Среди них упомянута обязанность (ваджиб) обмывания умершего. Этот обычай восходит к следующей традиции: когда умер Пророк Адам (мир ему), его обмыли ангелы и возвестили: «Теперь это будет обязательным для вас». Нарушить этот завет – значит, осквернить себя (стать фасиком). Зачем нужно обмывание? Можно ли считать человека оскверненным самим фактом смерти? Мухаммад б. Шуджа‘ ас-Салджи считает, что сама по себе смерть не является осквернением человека, в отличие от животных, которые считаются нечистыми (наджас[8]) после смерти.

Ханафитские ученые считают смерть осквернением человека, так как после смерти кровь остается в его теле, а кровь является наджасом. Более того, смерть связана с нечистотами, вызванными страданиями умирающего. Обмывание покойного считается и очищением его от скверны смерти и данью уважения к нему. Имам[9] Мухаммад приводит пример: если в силу каких-то обстоятельств покойник перед обмыванием упал в колодец, то вода в нем считается оскверненной и требует очищения, если же падение мертвого совершилось после его обмывания, колодец не нуждается в очищении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.064 с.)