Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 7. Квантово-полевая теория сознанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Естественно, что физики не дремали не только в России. Вероятнее всего, как раз обратное — Запад затеял какое-то модное научное действо, а наши не захотели остаться в стороне. Этим модным физическим направлением была квантовая физика. Именно ее сложности и повели к тому, что физики начали искать за границами допустимого для естественной Науки. Ко времени основания «Journal of Consciousness Studies» попытки объяснять сознание квантовой теорией, очевидно, были на Западе уже так привычны, что составители сборника помещают в первом номере вовсе не общий рассказ о том, что такое квантовое сознание, а узконаправленную статью Стюарта Хамерова о квантовой связи в нейтронах. Статья Хамерова очень показательна для понимания того, как нейро-психологи пытаются использовать предположения физиков о том, что у сознания может быть полевая природа. В сущности, они никак не могут допустить, что Физика могла предать свою дочь и наследницу, Физиологию, и заявить что-то такое, чего не было в их изначальном договоре о есте- Глава 7. Квантово-полевая теория сознания ственнонаучном разделе мира. Поэтому они делают все, чтобы увязать квантовое понимание сознания с привычной работой мозга. Статьи подобного рода будут публиковаться из номера в номер и являются основным подходом нейрофизиологов к использованию современной физики. Хамеров начинает с перечисления основных взглядов на сознание, правивших в Америке в последние десятилетия. Одна точка зрения, которую можно назвать редукционализмом, запросто сводит сознание к теории искусственного интеллекта и даже счетному алгоритму (Деннетт, Минский). На другом полюсе — дуалисты, такие как Поппер и Экклз, считающие, что мозг и ум — это отдельные, самостоятельные сущности, а «сознание существует в отдельной реальности». Сам Хамеров и большинство сторонников квантовой психологии придерживаются третьей точки зрения: «Это противоречие редукционализма/дуализма потенциально может быть разрешено, если рассматривать сознание имеющим определенное качество, но возникающее из мозговых процессов, которые можно изучать методами естественных наук» (Hameroff. Quantum coherence in microtubules // Journal of Consciousness Studies № 1, 1994, с 91). Иными словами, квантовая теория Хамерова оказывается основанием для столь же модной «эмерджентной» теории, то есть теории, считающей, что все явления сознания возникают при работе ума и, в сущности, являются возникающей и исчезающей электрической активностью мозга. Вся остальная статья является попыткой описать устройство такой электрической машины, состоящей из нейронов, которая могла бы вызвать видения нашего сознания. Квантовая теория оказывается ему нужна затем, чтобы объяснить то, что из теории электрических машин уже не объясняется и, в сущности, играет роль Бога из машины. Ведь там у них, у квантовых физиков, все так неопределенно, что можно объяснить все, что угодно! Сами «квантовые объяснения» Хамерова так сложно написаны, что я даже не стал в них разбираться. Тем более, что для очищения это все равно неприменимо. Я позволяю себе жестко обойтись со статьей Хамерова, потому что уже в следующем номере появляется статья Иона Сквайерса «Квантовая теория и потребность в сознании», которая говорит о квантовой физике просто и понятно, что для меня означает, что автор не хотел ничего спрятать за наукообразными терминами. Исходная мысль Сквайерса полностью переворачивает подход к квантовой физике, в сущности, ставя его с головы на ноги. Дело в том, что квантовая механика — это не механика Ньютона и не может использоваться как Ньютоновская механика. А основная масса психологов, хватающая ее для своих целей, непроизвольно исходит из привычного, со школы внедрившегося в сознание представления, что раз это Механика, так ею можно объяснить все. И вообще, ею можно объяснять. А дело-то как раз обстоит наоборот — это относительно новое учение само нуждается в помощи. Основное — Море сознания— Прибрежные воды «...главная причина, почему квантовая теория не применима к сознанию, заключается в том, что эта теория не может быть полностью определена без введения определенных черт сознания» (Squires. Quantum Theory // Journal of Consciousness Studies № 2, 1994, с 201). Квантовая теория — это не всеобщая затычка для научных дыр. Если назвать все вещи своими именами, то, по существу, квантовая теория свидетельствует о том, что сознание является еще одной физической средой нашей Вселенной. Сквайерс говорит, что квантовая теория стала применяться для разговора о сознании по нескольким причинам, но главная «лежит не в успехах квантовой теории, а, скорее, в ее недостатках» (Там же). Квантовая теория плохо способна измерять описываемые ею процессы. «Она не может объяснить, как этот именно результат возникает из просчитываемого выражения, которое обычно допускает несколько возможных ответов» (Там же). Из этого можно сделать вывод, что либо квантовая теория неверна, либо «принять, что "мир"квантовой физики не содержит внутри себя результатов эксперимента <... > тогда становится ясно, что нужно что-то еще, что снаружи устройства квантовой физики, что-то, что будет содержать "события", которые мы испытываем, и в этом что-то будут найдены неповторимые результаты наблюдений» (Там же). Этим рассуждением Сквайерс подводит к модели квантовой физики Дэвида Бома (Bohm), о которой говорит: «В контексте этой статьи стоит заметить, что модель Бома неполна без учета сознания» (Там же). Необходимо привести одно пояснение Сквайерса, чтобы стало ясно, почему нельзя использовать квантовую теорию так же, как использовалась старая Физика. «Книги по классической механике говорят о том, что есть, и о взаимодействии вещей, книги по квантовой механике говорят о том, что наблюдается» (Там же, с. 202). Отсюда делается естественный вывод: «Квантовая теория, в противоположность классической механике, похоже, вынуждает нас силой ввести понятие сознания» (Там же). Эта мысль Сквайерса перекликается с заключительным выводом всей статьи, который, безусловно, прозвучит неожиданно: «Подводя итоги этой статьи, я заявляю, что независимо от того, нуждается ли сознание в квантовой теории, есть изрядные причины верить, что квантовая теория нуждается в сознании. Поэтому все надежды на то, что можно будет объяснить сознание на языке физики, скорее всего, разрушаются тем фактом, что мы не можем понять физику без сознания» (Там же, с. 204). Это пишет физик. И это значит, что думающие физики с первых же номеров журнала, поставившего задачей возродить изучение сознания, сделали заказ Психологии и Философии на разработку такого понятия сознания, которое было бы действенно и внутри физических задач. Глава 7. Квантово-полевая теория сознания Я не буду утомлять ни себя, ни вас рассказом о том, как целое десятилетие после этой статьи западные ученые пытались приткнуть к сознанию квантовую теорию. На мой взгляд, единственная польза от этих игр была в том, что ученые обретают более широкое видение собственных возможностей говорить о сознании, а с тем и ощущение, что привычное научное понятие о сознании стало узко, как детские штанишки, поэтому потребовалось разработать какие-то особые понимания сознания. Но что такое особые понимания сознания, если приглядеться к ним с точки зрения строгого рассуждения? Например, современное физическое понимание сознания как лептонного облака. Если вдуматься, то здесь речь идет совсем не о сознании. Сначала физики находят какие-то лептонные поля, а потом как-то «понимают», что это — сознание. Это «как-то понимают» означает, что они не исследовали сознание. И не шли от какого-то начального понятия сознания, а по общенаучной привычке хамски обращаться с языком использовали старое слово для обозначения того, что нашли. Тут получается как бы игра с двумя неизвестными — неизвестно, что такое сознание, и неизвестно, что нашли, а в сумме — наша Наука самая передовая, потому что вы ее не понимаете! Как говорит молодежь: вы в нее не въезжаете и не догоняете! Физическое понимание сознания является вероятностным. С тем же успехом это может быть не сознание, а душа, или «астральное тело», или что-то еще. Для того, чтобы дать этим полевым образованиям имя сознание, надо не просто нащупать приборами какие-то «поля». Кстати, что такое «поля» современной Физики — это тоже еще тот вопрос! Физические методы тут выглядят детством человечества — мальчику подарили особые очки. Сначала надо осознанно и намеренно взять имя «сознание» и сделать описание того, что ты под этим именем понимаешь. Затем это описание, живущее в твоем сознании почти бессознательно, стоит сравнить с тем, что определяется как сознание живым языком. После того, как станет ясно, что вы говорите на одном языке с человечеством, можно перейти к выведению понятия и определить его существенные черты. Так мы приготовили одну составную часть исследования, без которой оно будет изначально неполноценным. Только после этого можно переходить к физике, чтобы исследовать обнаруженное полевое «нечто» и описать его в том же языке, каким определяли сознание. И вот если описание явления совпадет с определением «сознания», можно считать, что это сознание здесь не случайное имя, выбранное по прихоти ученого, как для обозначения вновь открытого пятна на снимке поверхности Марса или облака космической пыли ученые используют собственные имена. То есть имена, которые ничего не говорят о природе названного ими явления или вещи. Если описание поля совпадет с определением сознания, можно считать, что слово «сознание» больше не имя, а понятие... Вот с этого мига возможно исследование. Основное — Море сознания — Прибрежные воды Глава 8. Последняя капля науки В 1994 году учредители «Journal of Consciousness Studies» писали: «Без сомнения, сознание после почти векового изгнания снова в академической повестке дня. Количество публикаций, посвященных именно сознанию, постоянно растет...» (Journal of Consciousness Studies, № 1, 1994, с. 4). Это означает не только то, что скоро возродится наука сознания, но и то, что рассказывая о современных западных представлениях о сознании, надо показывать, что они состоят из двух частей разного качества. Первую я показал в начале книги, как общепринятые, установившиеся в академической среде взгляды, которые давно приняты и в России, поскольку соответствуют и нашим научным традициям. Это, так сказать, Наука о сознании, которую получит неискушенный новичок. И она пуста и почти мертва. Вторая часть — то, что кипит и бурлит сейчас в западных научных кругах, — в сущности, еще не стало наукой, которую можно изучать. Это еще наука, которую можно только делать. А для этого необходимо находиться в непосредственном общении с ее творцами. Очевидно, что это живая, здоровая, но малодоступная нам пока часть западной науки о сознании, которой, по существу, еще нет. Она только рождается. При этом у нее уже есть свои минусы, потому что она — модное направление мысли и великолепный способ посверкать умом и образованностью. Мне уже доводилось не только налетать на пустые и хвастливые публикации — не более, чем игру модными терминами, — но даже подвергнуться обработке заезжих из Америки прохвостов, которые теперь продают не серебряные ситечки, а кволии и синестезии (без перевода). Сумела ли эта Новая Волна науки о сознании действительно получить какие-то плоды? Думаю, нет. Единственным, хотя и очень важным достижением этого штурма двух последних десятилетий можно считать появление больших итоговых монографий, вроде «Введения в Сознание» (Consciousness. An Introduction) английского психолога Сюзанны Блэкмор. Это великолепная книга, рассказывающая в 27 очерках о всех основных мыслителях, начиная с Декарта, чьи труды можно считать шагами науки о сознании... Точнее, об англо-американском штурме сознания, потому что кроме Декарта, Джеймса и Будды все остальные — современные англоязычные исследователи. Если приглядеться к этому списку, то становится понятно, почему Сюзанна Блэкмор говорит: «Другая проблема в том, что изучение сознания — новый и междисциплинарный предмет» (S.Blackmore. Consciousness: an introduction, Hodder e Stoughton, 2003, с 2). Новая волна имперских идеологов не очень хочет помнить корни, потому что если оторвать мысль современных исследователей от корней, мы будем зависимы от англоамериканской подачи всей Науки. Ничего личного, Глава 8. Последняя капля науки только бизнес. И если за истину платят, то она тоже бизнес. А бизнес лучше всего идет в условиях монополии. И тем не менее, книга начинается с предуведомления: «Если вы хотите думать о сознании, необходимо замешательство. <...> По этой причине большая часть этой книги имеет целью скорее увеличить ваше замешательство, чем уменьшить его» (Там же, с. 1). Почему? Потому, что ответов нет: «Если вы думаете, что знаете решение проблемы сознания, вы не понимаете проблему» (Там же). Стена. Тупик. Изначальная уверенность в непознаваемости сознания. Поэтому книга кончается рассказом о Будде и дзенской медитации. Что же дал этот мозговой штурм нескольких тысяч исследователей, длившийся не менее пятнадцати лет? Описание изучаемого явления. Сейчас совместными усилиями Западной Науки создана культура размышления о сознании. Эта культура, как всякая научная культура, принадлежит определенному сообществу людей. Границы его размыты, но есть ядро, состоящее не столько из людей, сколько из авторов определенных работ, ставших основополагающими. Иначе говоря, такими, которые нельзя не учитывать, если ты берешься говорить о сознании, потому что в них закреплены какие-то из таких черт сознания, неучитывание которых разрушит все твои построения. Ничего особенно нового, никаких откровений по сравнению с Метафизикой сознания это сообщество не нашло. Просто они хотят, чтобы Наука делалась модно и по-американски, поэтому высказывают все старые истины современным языком. От того, что ты говоришь в терминах искусственного интеллекта, коммутации или машинной памяти, сознание понятнее не становится, хотя продать свое сочинение проще. Тем не менее, чем современнее описание, тем понятнее оно современному уму, а значит, тем проще кому-то из исследователей перейти от описания к построению гипотез о том, что же такое сознание. Об одном из таких построений я хочу рассказать подробнее. Сделал его известный американский исследователь, в прошлом нейро-лог и психиатр, Джон Смитис (Smithies). В сущности, он сделал первую попытку увидеть сознание по-новому еще в 1994 году, в книге «Стены Платоновской пещеры». После этого ему потребовалось десять лет, чтобы опубликовать краткое изложение своего понимания в статье «Пространство, Время и Сознание» в третьем номере «Journal of Consciousness Studies» за 2003 год. Я хочу рассказать об этой статье подробнее. Во Введении Смитис дает предысторию предмета. Что для меня особенно важно — это то, что он, как признанный знаток науки о сознании, относит все предшествовавшие его собственным взглядам взгляды к двум традиционным направлениям и никого не поминает особо. Это значит, что я не ошибаюсь, когда заявляю, что пока Западная наука о сознании лишь переводит на современный язык уже известные данные. Итак: Основное— Море сознания— Прибрежные воды «Взаимоотношение между сознанием и мозгом традиционно были предметом двух соревнующихся теорий. Старшая — дуализм. Она заявляет, что человеческое существо состоит не просто из физического тела с его мозгом, но обладает и чем-то сверх этого, бытийно независимым от тела. Другая — монизм, который утверждает, что личность состоит только из физического тела с его мозгом, и что сознание каким-то еще не совсем определенным образом является продуктом мозга» (Smithies. Space, Time and Consciousness // Journal of Consciousness Studies, № 3, 2003, с 47). Смитис много усилий положил на исследование монизма, как нейрофизиолог, поэтому его отходу от него можно доверять. «К концу прошлого столетия, однако, была разработана третья теория. Она предполагает, что человеческое существо состоит из физического тела, сделанного из обычной материи, протяженной в физическом пространстве, и, в дополнение, из модуля сознания, сделанного из материи другого рода, протяженной в ином пространстве снаружи физического пространства. Значение этого "снаружи " будет объяснено позже. <...> Толчок новой теории пришел частично от таких философов как С. Д. Бро-уд и X. X. Прайс, частично из успехов интроспективной психологии, частично как развитие понимания определенных находок клинической нейрологии, а частью из последних продвижений теоретической физики» (Там же, с. 48). Отрывок, переполненный значимыми вещами. Связующим звеном, что я особо хочу подчеркнуть, всего этого междисциплинарного синтеза, оказывается интроспективная психология! Хуже того, давно забытая и выкинутая у нас психология самонаблюдения, оказывается, не только тайком от наших психологов возрождена на подлом Западе, но еще и сделала успехи за последнее время! Ладно, пусть это будет камушек в окно нашей спящей красавицы-психологии: пора вставать, любимая! Самонаблюдение снова востребовано, поскольку возрождается наука о сознании! Но вернемся к Смитису. «Физик-теоретик Андрей Линде (1990) предположил, что мир состоит из трех различных фундаментальных составляющих — пространства-времени, материи и сознания, с их собственными степенями свободы. Моя цель в этой статье развить это предположение дальше» (Там же). После такого заявления я действительно согласен считать взгляды Сми-тиса третьей теорией сознания и первым шагом за привычный круг вопросов и ответов. Самое главное, это попытка вырваться из пут картезианской философии, четыре века заставлявшей западных мыслителей путать сознание с умом. «Декарт использовал "протяженность пространства " как критерий различения между сущностями умственными (непротяженными) и физическими (протяженными). Однако, как я это уже доказывал раньше (в "Стенах Платоновской пещеры ") это, возможно, было ошибкой. Сознание имеет содержания — преимущественно ощущения, образы и мысли— которые мы можем созерцать при самонаблюдении, как это делается при Глава 8. Последняя капля науки психологических экспериментах. Некоторые из этих содержаний, как зрительные и телесные ощущения и образы, явно протяженны в (феноменальном) пространстве. <...> Таким образом, Декартовский критерий изначально вводит различие между разными содержаниями сознания, а не между всеми такими содержаниями и материальными вещами» (Там же, с. 48—49). Вот из этого исходного утверждения или наблюдения и рождается предположение о том, что сознание имеет иную природу или хотя бы иное устройство, по сравнению с тем, как его представляли себе европейские мыслители. Исходные представления таковы: «Сегодня многие философы придерживаются Прямой Реалистической теории восприятия. Ее можно показать как утверждение, что в сознании мы прямо сознаем внешние физические предметы. Феноменальные предметы, таким образом, есть те же физические предметы (или их аспекты, поверхности и т. д.). В противоположность этому, научная теория представлений утверждает, что феноменальные предметы, вместе с пространством, в котором они находятся, есть создания центральной нервной системы и ни в коем смысле они не являются прямым видением тех внешних предметов, которые они представляют. Это противоречие за последнее время было решено в результате большого числа психофизических экспериментов. Они, без всякого сомнения, показали, что в видении мы не имеем мира таким, каков он есть в действительности, но таким, каким мозг воссоздает его, творя наиболее вероятную картину» (Там же, с. 49). Именно из этого рассуждения Теории Прямого Реализма научными исследованиями и делается вывод, позволяющий увидеть сознание иначе: «Теория Прямого Реализма позволяла нам рассчитывать на бытие феноменального пространства (то есть пространства явлений сознания — АШ), отождествляя его с внешним, физическим пространством. Но если феноменальные предметы (то есть явления предметов в сознании — АШ) являются конечными результатами основанных на вероятности нейрорасчетов, то это мнение больше не держится. Тогда феноменальному сознанию необходимо придать свое собственное действительное пространство — феноменальное пространство. Оно может совпадать с каким-то аспектом мозгового пространства (хотя это еще надо найти, а не принимать как данность), но ни с каким из аспектов внешнего физического пространства» (Там же). А дальше Смитис переходит к разговору об этом собственном пространстве сознания. Ведь вводя это понятие, мы тем самым вынуждены будем считать, что существуют два мира — физический мир и мир сознания. И это притом, что, как ученые и враги религии, мы не допускаем, что существуют Небеса и Мир Богов. Но даже не признавая его, мы должны будем принять, что теперь для многих будут существовать три мира. И если для Смити-са и прочих ученых встает вопрос о том, как соотносятся между собой первые два, то меня занимает и вопрос о том, как соотносятся мир сознания с миром Богов. Основное — Море сознания— Прибрежные воды Но пока — исследование Джона Смитиса. «...Решением этой проблемы может быть то, что феноменальное пространство и физическое пространство есть просто разные пространства, разные параллельные вселенные, чьи содержания случайно находятся во взаимоотношении. Здесь "разные пространства " не означает, что одно действительное, а другое абстрактное, но что оба действительны, но топологически внешние друг другу. Действительное пространство может быть определено как пространство, в котором движутся предметы. При таком подходе физическое тело движется в физическом пространстве, а образ тела (как и образы снов и тому подобное) движется в пространстве явлений» (Там же, с. 51). Эти мысли Смитис подкрепляет научными гипотезами об иной физике нашего мира. «Предположение, что Вселенная может иметь более трех пространственных (или четырех пространственно-временных) измерений, родилось в 1917году, когда Питер Калуца (Kaluza) предположил, что электромагнетизм в действительности является расширением гравитационного поля в пятое измерение пространства. Эта теория была поддержана Эйнштейном и Бергманном» (Там же, с. 51). Развивая эти взгляды физиков, Смитис приходит к выводу: «Как бы там ни было, но если теория сознания, представленная в этой статье, верна, тогда все содержания сознания — включая наши зрительные ощущения — лежат в своем собственном пространстве вне физической Вселенной» (Там же, с. 52). Соответственно, там находятся и сны, и галлюцинации, очевидно, туда же путешествуют шаманы и исследователи измененных состояний сознания. В сущности, на этом утверждении исследование Смитиса и заканчивается. Все остальное лишь попытки его освоить. Тем не менее, новое понимание сознания высказано. Сумеют ли ученые его развить и извлечь из него пользу? Лично я, во всяком случае, буду считать, что эта последняя капля Науки была выплеснута волной на берег и, возможно, окажется переходом на твердую почву. Во всяком случае, она позволяет двигаться дальше, а не крутить бесконечно чье-то чужое колесо.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.152 (0.011 с.) |