Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

Поиск

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном “Я”, а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяется два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила.

В многолетнем исследовании, проведенном американскими психологами под руководством Б.Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование - подчининие, дружелюбность- недружелюбность, эмоциональность- аналитичность.

Для представления основных социальных ориентаций Т.Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь- соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октаны, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т.Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминирует вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность межличностного поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуется 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположенного не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т.Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведение в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответсвии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла - низкая адаптивное поведение

5-8 баллов - умеренная

9-12 баллов - высокая экстремальное поведение

13 - 16 баллов - экстремальная до патологии

Разные направления диагностики позволяют определить тип лично­сти, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я", "мои партнеры" и т. д.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его пред­ставлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

В результате производится подсчет баллов по. каждой октанте с по­мощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы перено­сятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединя­ются и образуют личностный профиль.

 

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - IV - VI).

Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI).

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениям» разных людей. Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

Типы отношения к окружающим

I. Авторитарный

13 - 16 - диктаторский, властный, деспотический характер, тип силь­ной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту власт­ность, но признают ее.

9 - 12 - доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный ли­дер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0 - 8 - уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистический

13 - 16 - стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Труд­ности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно. Хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0 - 12 - эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к со­перничеству.

III. Агрессивный

13 - 16 - жесткий и враждебный по отношению к окружающим, рез­кий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9 - 12 - требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0 - 8 - упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13 - 16 - отчужденный по отношению к враждебному и злобному ми­ру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопа­мятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).

9 - 12 - критичный, испытывает трудности в межличностных контак­тах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм про­являет в вербальной агрессии.

0 - 8 - критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13 - 16 - покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9 - 12 - застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0 - 8 - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

VI. Зависимый

13 - 16 - резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасе­ния, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужо­го мнения.

9 - 12 - послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить со­противление, искренне считает, что другие всегда правы.

0 - 8 - конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающих, вежливый.

VII. Дружелюбный

9 - 16 - дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на приня­тие людьми и социальное одобрение, стремится удовлетворить требова­ния всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к це­лям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0 - 8 - склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компро­миссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9 - 16 - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интере­сы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно прини­мает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).

0 - 8 - ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подобрать и успокоить окружающих, бес­корыстный и отзывчивый.

Текст опросника

Поставьте знак "+" против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности знак "+" не ставьте).

1. Другие думают о нем благосклонно

| 2. Производит впечатление на окружающих

3. Умеет распоряжаться, приказывать

4. Умеет настоять на своем

 

5. Обладает чувством собственного достоинства

|| 6. Независимый

7. Способен сам позаботиться о себе

8. Может проявить безразличие

 

9. Способен быть суровым

Строгий, но справедливый 11.Может быть искренним 12.Критичен к другим   13. Любит поплакаться IV 14. Часто печален 15. Способен проявить недоверие 16. Часто разочаровывается   17. Способен быть критичным к себе V 18. Способен признать свою неправоту 19. Охотно подчиняется 20. Уступчивый     21. Благодарный VI 22. Восхищающийся и склонный к подражанию 23. Уважительный 24. Ищущий одобрения   25. Способен к сотрудничеству VII 26. Стремится ужиться с другими 27. Дружелюбный, доброжелательный 28. Внимательный и ласковый   29. Деликатный VIII 30. Одобряющий 31. Отзывчивый к призывам о помощи 32. Бескорыстный   33. Способен вызвать восхищение | 34. Пользуется уважением у других 35. Обладает талантом руководителя 36. Любит ответственность   37. Уверен в себе || 38. Самоуверен и напорист 39. Деловит и практичен 40. Любит соревноваться   41. Строгий и крутой, где надо

Неумолимый, но беспристрастный 43. Раздражительный 44. Открытый и прямолинейный   45. Не терпит, чтобы им командовали IV 46. Скептичен 47. На него трудно произвести впечатление 48. Обидчивый, щепетильный   49. Легко смущается V 50. Неуверен в себе 51. Уступчивый 52. Скромный   53. Часто прибегает к помощи других VI 54. Очень почитает авторитеты 55. Охотно принимает советы 56. Доверчив и стремится радовать других   57. Всегда любезен в обхождении VII 58. Дорожит мнением окружающих 59. Общительный и уживчивый 60. Добросердечный   61. Добрый, вселяющий уверенность VIII 62. Нежный и мягкосердечный 63. Любит заботиться о других 64. Бескорыстный, щедрый   65. Любит давать советы | 66. Производит впечатление значимости 67. Начальственно-повелительный 68. Властный   69. Хвастливый II 70. Надменный и самодовольный 71. Думает только о себе 72. Хитрый и расчетливый 73. Нетерпим к ошибкам других 74. Своекорыстный 75. Откровенный 76. Часто недружелюбен   77. Озлобленный IV 78. Жалобщик 79. Ревнивый 80. Долго помнит обиды   81. Склонный к самобичеванию V 82. Застенчивый 83. Безынициативный 84. Кроткий   VI 85. Зависимый, несамостоятельный 86. Любит подчиниться 87. Предоставляет возможность другим принимать решения 88. Легко попадает впросак     89. Легко попадает под влияние друзей VII 90. Готов довериться любому 91. Благорасположен ко всем без разбору 92. Всем симпатизирует   93. Прощает все VIII 94. Переполнен чрезмерным сочувствием 95. Великодушен и терпим к недостаткам 96. Стремится покровительствовать   97. Стремится к успеху | 98. Ожидает восхищения от каждого 99. Распоряжается другими 100. Деспотичный   101. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам) || 102. Тщеславный 103. Эгоистичный 104. Холодный, черствый   105. Язвительный, насмешливый

Злобный, жестокий 107. Часто гневливый 108. Бесчувственный, равнодушный   109. Злопамятный IV 110. Проникнут духом противоречия 111. Упрямый 112. Недоверчивый и подозрительный   113. Робкий V 114. Стыдливый 115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться 116. Мягкотелый   117. Почти никогда и никому не возражает VI 118. Ненавязчивый 119. Любит, чтобы его опекали 120. Чрезмерно доверчив   121.Стремится снискать расположение каждого VII 122. Со всеми соглашается 123. Всегда дружелюбен 124. Всех любит   125. Слишком снисходителен к окружающим VIII 126. Старается утешить каждого 127. Заботится о других в ущерб себе 128. Портит людей чрезмерной добротой

Литература

  1. Диагностика эмоционально-нравственного развития. / Ред. И сост. И.Б.Дерманова. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 176с.
  2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб: Питер, 2001. – 560с.
  3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед.учеб.заведений: в 3 книгах. Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое с элементами математической статистики. – М.: Издательство ВЛАДОС, 1998. – 632с.
  4. Новые тесты IQ. / Серия «Психологические этюды». – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003. – 352с.
  5. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 694с.
  6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. / под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2003. – 560с.
  7. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.129.8 (0.009 с.)