Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К различным сферам профессиональной деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(методика Йовайши в адаптации Л.А.Верещагиной) Цель: изучение склонностей к различным сферам профессиональной деятельности; используется в условиях индивидуального или группового исследования в целях профессионального самоопределения. Инструкция: Вам будет предложен перечень положений или вопросов, имеющих два варианта ответа. Определите, какому из вариантов вы отдаёте предпочтение, и зафиксируйте это в бланке для ответов. Если вы полностью согласны с вариантом «а» и совершенно не согласны с вариантом «б», то в клетку с цифрой, соответствующей номеру вопроса или утверждения, и с буквой «а» поставьте 3, а в клетку «б» - 0. Если вы не согласны с обоими вариантами, то выберите из них наиболее предпочтительный для вас и оцените его в 2 балла, менее предпочтительный вариант оценивается в 1 балл. Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них. Текст опросника 1.Представьте, что вы на выставке. Что вас больше привлекает в экспонатах: А) цвет, совершенство форм; Б) их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны). 2. Какие черты характера в человеке вам больше всего нравятся: А) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти; Б) мужество, смелость, выносливость. 3. Служба быта оказывает людям разные услуги. Считаете ли вы необходимым: А) дальше развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей; Б) создавать такую технику, которой можно было бы самим пользоваться в быту. 4. Какое вознаграждение вас больше бы обрадовало: А) за общественную деятельность; Б) за научное изобретение. 5. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание: А) слаженность ходьбы, грациозность участников парада; Б) внешнее оформление колонн (знамёна, одежда и т.д.). 6. Представьте, что у вас много свободного времени. Чем бы вы охотнее занялись: А) чем-либо практическим (ручным трудом); Б) общественной работой (на добровольных началах). 7. Какую выставку вы бы с большим удовольствием посмотрели: А) новинок научной аппаратуры (в области химии, физики, биологии); Б) новых продовольственных товаров. 8. Если бы в школе было два кружка, какой бы вы выбрали: А) музыкальный; Б) технический. 9. Если бы вам предоставили пост директора школы, на что бы вы обратили больше внимания: А) на сплочённость коллектива; Б) на создание необходимых удобств. 10. Какие журналы вы бы с большим удовольствием читали: А) литературно-художественные; Б) научно-популярные. 11. Что важнее для человека: А) создавать себе благополучный, удобный быт; Б) жить без некоторых удобств, но меть возможность пользоваться сокровищницей искусства. 12. Для благополучия общества необходимо: А) техника; Б) правосудие. 13. Какую из двух книг вы бы с большим удовольствием читали: А) о развитии науки; Б) о достижениях спортсменов. 14. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас большую заинтересованность: А) о машине нового типа; Б) о новой научной теории. 15. Какая из двух работ на свежем воздухе вас больше бы привлекла: А) работа, связанная с постоянными передвижениями (агроном, лесничий, дорожный мастер); Б) работа с машинами. 16. Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее: А) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим создавать материальные блага; Б) подготовить учащихся к практической деятельности, к умению самим создавать материальные блага. 17. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности: А) то, что они несут людям искусство и красоту; Б) то, что они выполняют общественно полезную работу. 18. Какая, на ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет иметь доминирующее значение: А) физика; Б) физическая культура. 19. Что принесёт больше пользы обществу: А) забота о благосостоянии граждан; Б) изучение поведения людей. 20. Какого характера научную работу вы бы выбрали: А) работу с книгами в библиотеке; Б) работу на свежем воздухе в экспедиции. 21. Представьте, что вы профессор университета. Чему вы бы отдали предпочтение в свободное от работы время: А) занятиям по литературе; Б) опытам по физике, химии. 22. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы охотнее бы поехали: А) как известный спортсмен на международные соревнования; Б) как известный специалист по внешней торговле с целью закупки необходимых товаров для нашей страны. 23. Какие лекции вы слушали бы с большим удовольствием: А) о выдающихся художниках; Б) о выдающихся учёных. 24. Что вас больше привлекает при чтении книг: А) яркое изображение смелости и храбрости героев; Б) прекрасный литературный стиль. 25. Вам предоставляется возможность выбора профессии. Какой из них вы бы отдали предпочтение: А) работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники; Б) физической культуре или другой работе, связанной с движением.
26. Какими выдающимися учёными вы больше интересуетесь: А) Поповым и Циолковским; Б) Менделеевым и Павловым. 27. Как вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание: А) на спорт, так как это нужно для укрепления здоровья; Б) на успеваемость учащихся, так как это необходимо для их будущего. 28. Что вас больше заинтересовало бы в печати: А) сообщение о состоявшейся художественной выставке; Б) извести о прошедшем митинге в защиту прав человека. 29. Если бы вам представилась возможность занять определённый пост, какой бы вы выбрали: А) главного инженера завода; Б) директора универмага. 30. Как вы считаете, что важнее: А) много знать; Б) создавать материальные блага.
Обработка результатов. В заполненном листе ответов подсчитывается количество баллов в каждом столбце. Анализируя полученные данные, необходимо выделять столбцы, содержащие наибольшее количество баллов, и эти сферы деятельности можно считать предпочитаемыми оптантом. Столбцы, содержащие наименьшее количество баллов, отражают сферы деятельности, отвергаемые оптантом.
Карта интересов (А.Е Голомшток) В основу данной методики положен принцип самооценки учащимися своих интересов к различным видам обучения и деятельности. Методика позволяет уточнить основную направленность профессиональных интересов испытуемого. Интересы представляют собой важную часть направленности личности, её мотивационной сферы и являются формой проявления потребностей. Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интерес в динамике своего развития может перерастать в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес. Профессиональный интерес – избирательная направленность личности на профессию как на социально-психологическую роль. «Карта интересов», состоящая из 40 вопросов, рекомендуется для работы с учащимися 12-14 лет (6-7 класс), «Карта интересов» на 78 вопросов – для работы с детьми 14-15 лет (8-9 класс), «Карта интересов» на 145-174 вопроса эффективна в работе с учащимися 15-17 лет (9-11 класс). Кроме того, «Карта интересов» на 174 вопроса может также применяться в целях профориентации взрослых людей до 35 лет, желающих изменить свою профессию. Методика «Карта интересов» даёт возможность получать в достаточной мере достоверную информацию о наличии и отсутствии определённых интересов, взаимном сочетании групп интересов, что позволяет на основе этих данных судить о степени готовности оптанта к самоопределению в различных областях профессиональной деятельности. Инструкция. Вам необходимо ответить на все вопросы анкеты, не пропуская ни одного. Ответы на вопросы нужно проставлять в клетках бланка ответов и следить за тем, чтобы номер клетки не расходился с номером вопроса. Отвечая на вопросы, ставьте следующие знаки: «++» - если указанная деятельность очень нравится (2); «+» - если указанная деятельность нравится (1); «0» - если не знаете, как ответить или есть сомнения (0); «-«- если указанная деятельность не нравится (-1); «- -«- если указанная деятельность очень не нравится (-2). Если на один и тот же вопрос у Вас возникает два противоположных ответа, поставьте тот знак, который соответствует, по Вашему мнению, ответу, более близкому к истине. Вопросы КИ – 145. Любите ли Вы? Нравится ли Вам? Хотели бы Вы? 1. Знакомиться с жизнью растений или животных. Читать книги, смотреть фильмы о животных и растениях. 2. Читать о географических открытиях, о странах и континентах, работать с географическими картами. 3. Читать художественную и научно-популярную литературу о геологических экспедициях, о жизни и деятельности знаменитых геологов. 4. Читать книги о врачах, о достижениях в области медицины. Смотреть передачи и читать журналы по теме: «Здоровье». 5. Заниматься домашним хозяйством, собирать рецепты блюд, выкройки, образцы вязания, кройки, макраме. 6. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности знаменитых физиков. 7. Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков. 8. Читать технические журналы, знакомиться с достижениями современной техники. 9. Читать о радиоэлектронике и электротехнике. 10. Знакомиться с различными материалами и их свойствами. 11. Узнавать о разных породах древесины и её практическом применении. 12. Читать о строителях. Знакомиться с достижениями в области строительства. 13. Читать книги, смотреть фильмы о водителях, различных видах транспорта, правилах передвижения. 14. Читать книги, смотреть фильмы о лётчиках и космонавтах, о речниках-моряках. 15. Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей войн, крупных сражений и судьбой выдающихся полководцев, знакомиться с военной техникой. 16. Вступать в полемику, обсуждать политические проблемы, события, читать книги об исторических событиях и исторических деятелях. 17. Читать художественную литературу, критические статьи. 18. Читать газетно-журнальные статьи, очерки, слушать тематические радиопередачи. 19. Обсуждать текущие дела и события в коллективе, узнавать и обсуждать события, происходящие в городе, республике, стране. 20. Читать о работе воспитателя, учителя, пионерского вожатого. 21. Читать книги и смотреть фильмы о работе милиции. 22. Заботиться о порядке в вещах, о красивом виде помещения, в котором вы учитесь, живёте, работаете. 23. Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о жизни и деятельности великих математиков. 24. Интересоваться в печати ходом выполнения плана экономического развития государства. 25. Заниматься иностранным языком. 26. Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей развития изобразительного искусства. 27. Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, встречаться с артистами, ходить в кино, театр. 28. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства. Слушать оперную и симфоническую музыку. 29. Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах. Смотреть телепередачи, слушать радио, посещать спортивные соревнования. 30. Иметь дома кошку, собаку, рыбок и т.д. 31. Изучать природу и жизнь родного края. Быть активным членом географического кружка. 32. Составлять и собирать описания, изображения географических объектов (минералов, слоёв земли и т.д.). 33. Изучать функции организма человека, причины возникновения болезней и пути их лечения. 34. Посещать кружок кулинарии, готовить дома обеды. 35. Заниматься в физическом кружке. Участвовать в олимпиадах по физике. 36. Готовить растворы, взвешивать реактивы. 37. Разбирать и ремонтировать, собирать различные механизмы (часы, утюг, велосипед и т.д.). 38. Пользоваться точными измерительными приборами (вольтметр, амперметр, осциллограф и т.д.) и производить расчёты. 39. Изучать инструменты и способы обработки материалов. 40. Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать готовые образцы мебели. 41. Набрасывать строительный эскиз или выполнять чертежи различных построек. 42. Обучаться вождению мотоцикла, велосипеда, автомобиля. 43. Заниматься в секции парашютистов, в кружке авиамоделистов. 44. Заниматься стрелковым спортом. 45. Изучать историю возникновения различных народов и государств. 46. Описывать происходящие события, писать сочинения на свободную тему. 47. Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей, анализировать явления и события жизни. 48. Выполнять общественную работу (организовывать, сплачивать товарищей на какое-нибудь дело). 49. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-либо рассказывать, помогать им в чём-нибудь). 50. Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших. 51. Обеспечивать семью продуктами, рассчитывать запасы, делать покупки. 52. Играть в шахматы. 53. Изучать вопросы развития промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования и учёта на промышленном предприятии. 54. Работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах речи малознакомого языка. 55. Посещать музеи, художественные выставки. 56. Выступать на сцене перед зрителями. 57. Играть на одном из музыкальных инструментов. 58. Играть в спортивные игры. 59. Быть активным членом обществ, объединяющих собаководов, любителей аквариумных рыб, цветоводов и т.д. 60. Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы. 61. Собирать коллекции минералов, собирать экспонаты для геологического музея. 62. Помогать домашним и соседям выполнять назначения врача (ставить горчичники, банки, компрессы, дозировать лекарства, делать инъекции). 63. Посещать кружок кройки и шитья, шить себе и членам семьи. 64. Изучать физические теории, разбираться в них. 65. Заниматься в химическом кружке. 66. Моделировать самолёты, корабли, машины и т.д. 67. Знакомиться с устройством электроприборов, электроаппаратуры, электрических машин, собрать, конструировать, ремонтировать приборы и радиоаппаратуру. 68. Мастерить различные детали и предметы из металла. 69. Художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, вырезать, полировать). 70. Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отделочными работами. 71. Изучать правила дорожного движения. Разбирать сложные ситуации и случаи различного поведения на дорогах. 72. Заниматься в секции гребцов, парусников, аквалангистов, в бригаде по спасению утопающих. 73. Принимать участие в учениях гражданской обороны, военизированных играх, соревнованиях. 74. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры народа. 75. Быть активным членом литературного клуба, общества, кружка. 76. Вести личный дневник. 77. Выступать с сообщениями о политических событиях, беседами и докладами на различные темы. 78. Выполнять работу пионерского вожатого. 79. Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотели бы скрыть. 80. Помогать покупателю в магазине выбирать покупку, которая ему нужна. 81. Решать сложные задачи по математике. 82. Точно вести подсчёты своих денежных доходов и расходов. 83. Читать художественную литературу на иностранном языке. 84. Заниматься в художественном кружке или студии. 85. Участвовать в смотрах художественной самодеятельности. 86. Заниматься в хоре или в одном из музыкальных кружков. 87. Заниматься в какой-либо спортивной секции. 88. Выращивать в саду ли на огороде растения, заниматься опытничеством, выращивать наиболее интересные и сложные сорта растений. 89. Участвовать в географических экспедициях. 90. Участвовать в геологических экспедициях. 91. Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь, облегчать их состояние. 92. Участвовать в выставках кулинарных и кондитерских работ (или посещать их). 93. Работать в физической лаборатории. 94. Решать сложные задачи по химии. 95. Разбираться в технических чертежах и схемах, чертить или составлять чертежи самому. 96. Разбираться в сложных радиосхемах. 97. Знакомиться с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом. 98. Мастерить что-нибудь из дерева своими руками. 99. Принимать посильное участие в строительных работах. 100. Ремонтировать имеющееся или конструировать новое транспортное средство. 101. Летать в любую погоду на самолётах скорой помощи или управлять сверхскоростными самолётами. 102. Жить по жёстко установленному режиму, строго выполнять распорядок дня. 103. Работать в архивах, собирать и сообщать материалы на исторические темы, выступать с докладами, лекциями по истории. 104. Работать с литературными источниками, библиографическими справочниками, вести дневник впечатлений о прочитанном. 105. Участвовать в диспутах и читательских конференциях. 106. Подготавливать и проводить собрания. 107. Шествовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков. 108. Помогать в работе милиции, быть членом оперативного отряда. 109. Постоянно общаться со многими и разными людьми. 110. Решать задачи, предлагаемые в сборниках типа «Занимательная математика», «Математический досуг». 111. Интересоваться стоимостью товаров, пытаться понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда. 112. Беседовать на иностранном языке. 113. Заниматься оформлением стендов, стенных газет, помещений. 114. Заниматься в театральной студии, театральном кружке. 115. Участвовать в музыкальных смотрах-конкурсах. 116. Принимать личное или командное участие в спортивных соревнованиях. 117. Воспитывать животных, ухаживать за ними. 118. Производить топографическую съёмку местности. 119. Совершать длительные походы, во время которых приходится напряжённо работать по заданной программе. 120. Работать в больнице, поликлинике или аптеке. 121. Работать специалистом на предприятии лёгкой или пищевой промышленности (швеёй, закройщицей, поваром, кондитером, технологом). 122. Решать сложные задачи по физике. 123. Работать на химическом производстве или в химической лаборатории. 124. Участвовать в выставках технического творчества. 125. Работать в области электроэнергетики или радиоэлектроники. 126. Работать у станка, изготовлять разные металлические детали и изделия. 127. Выполнять по чертежам столярные и мебельные работы. 128. Работать в строительной бригаде. 129. Возить грузы или пассажиров, соблюдать правила дорожного движения. 130. Работать в штормовую погоду на реке или в открытом море. 131. Работать военным инженером или командиром. 132. Ходить в походы по историческим местам родного края, в археологические экспедиции. 133. Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т.д. 134. Писать заметки или очерки в стенгазеты или в периодическую печать. 135. Руководить бригадой или небольшим коллективом на время выполнения трудового задания. 136. Организовывать игры и праздники для детей, руководить кружком, детским клубом, сводным отрядом. 137. Работать в юридическом учреждении (в суде, адвокатуре, прокуратуре, юридической консультации). 138. Оказывать людям различные, большие и малые услуги. 139. Выполнять работу, требующую постоянного применения математических знаний. 140. Работать в области экономики, планирования, финансирования предприятий народного хозяйства. 141. Делать доклады, проводить занятия на иностранном языке. 142. Участвовать в выставках изобразительного искусства. 143. Играть на сцене или сниматься в кино. 144. Работать музыкантом, музыкальным режиссёром или преподавать музыку. 145. Работать преподавателем физкультуры или тренером. Обработка и интерпретация Оценка степени выраженности интересов имеет пять градаций: высшая степень отрицания – от –12 до –6; интерес отрицается – от –5 до –1; интерес выражен слабо – от+1 до +4; выраженный интерес – от +5 до +7; ярко выраженный интерес – от +8 до +10 (+12). Дешифратор Все вопросы и ответы на них располагают по столбцам, в каждом из которых 29 пунктов. По каждой строке подсчитывается количество баллов. Каждая строка отражает ту ли иную сферу интересов и профессиональной деятельности. Наибольшее количество баллов показывает сферу доминирующих интересов испытуемого. 1 – биология; 2 – география; 3 – геология; 4 – медицина; 5 – лёгкая и пищевая промышленность; 6 – физика; 7 – химия; 8 – техника; 9 - электро-радиотехника; 10 – металлообработка; 11 – деревообработка; 12 – строительство; 13 - транспорт; 14 - авиация, морское (речное) дело; 15 – военные специальности; 16 – история; 17 – литература; 18 – журналистика; 19 – общественная деятельность; 20 – педагогика; 21 – право, юриспруденция; 22 – сфера обслуживания, торговля; 23 – математика; 24 – экономика; 25 – иностранные языки; 26 – изобразительное искусство; 27 – сценическое искусство, театр, кино; 28 – музыка; 29 – физкультура и спорт
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.140 (0.016 с.) |