Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общество и природа. Влияние человека на окружающую среду.↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общество и природа. Влияние человека на окружающую среду. Человек – часть природы, т.е. общество, как часть природы, неразрывно с ней связано. Значение «природа» употребимо для обозначения не только естественных, но и созданных человеком условий для существования. Во время развития общества менялись и представления людей о природе и взаимосвязь человека с природой: 1) Античность: Философы трактуют природу, как совершенный космос, т.е. противоположность хаосу. Человек и природа выступают как единое целое. 2) Средневековье: С утверждением Христианства природа мыслится как результат творения бога. Природа занимает более низкое место, чем человек. 3) Возрождение: Природа – источник радости. Возрождается античный идеал гармонии и совершенства природы, единения человека с природой. 4) Новое время: Природа – объект экспериментирования человека. Природа инертна, человек должен ее покорить и подчинить. Укрепляется идея, высказанная Бэконом: «Знание – сила». Природа становится объектом технологической эксплуатации, она утрачивает священный характер, происходит разрыв связей между человеком и природой. На современном этапе возникает необходимость в новом мировоззрении, объединяющем лучшие традиции европейских и восточных культур. Необходимо понимание природы как уникального целостного организма. Отношение к природе необходимо строить с позиции сотрудничества.
Общество как целостная динамическая система. Системе (греч.) – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство. Общество – понятие многогранное (филателисты, охрана природы и т.п.); общество как противопоставление природе; общество – устойчивое объединение людей, не механическое, а имеющее определенную структуру. В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни: Экономическая (материально – производственная): производство, собственность, распределение благ, денежное обращение и т.д. Правовая политика. Социальная (классы, социальные группы, нации). Духовно – нравственная (религия, наука, искусство). Существует тесная взаимосвязь всех сфер человеческой жизни. Общественные отношения – совокупность различных связей, контактов, зависимостей, возникающих между людьми (отношение собственности, власти и подчинения, отношение прав и свобод). Общество – сложная система, которая объединяет людей. Они находятся в тесном единстве и взаимосвязи. Субъекты исторического процесса. Исторический процесс - последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Субъект исторического процесса - участник исторического процесса, который осознает свое место в обществе, имеет социально-значимые цели. Народные массы – социальные общности, сложившиеся на определенной территории, имеющие единый менталитет и культуру, сообща создающие материальные и духовные ценности. Роль народных масс в истории: создают материальные ценности создают культурные ценности борются за улучшение жизни защищают Отечество Маркс - народ- творец истории Ключевский - этнографическое и этническое содержание, единство судеб Герцен -консерватор по инстинкту Бердяев - не может иметь демократических убеждений Ортега-и-Гасет - масса людей без особых достоинств Ясперс – народ осознает себя в культуре, отличал народ от толпы Элита - наиболее активные люди, имеющие в обществе высокий статус, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массами. Историческая личность - личность, деятельность которой оказывает существенное воздействие на ход и исход крупных исторических событий. Роль личности в истории. Личность оказывает влияние на историю, деятельность исторического деятеля может быть оценена с учетом особенности событий эпохи, его морального выбора. Цивилизационный подход к истории человечества. Цивилизации прошлого и современные цивилизации. Происходит от латинского civil – гражданский./ Понятие стало употребляться с XVIII века. Значения: 1) Синоним «культурный» 2) «Ступень исторического развития человечества, следующая за варварством» 3) Определенная стадия в развитии локальных культур. По Вальтеру: Цивилизованным называется общество, основанное на началах разума и справедливости (цивилизация = культура). В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось для характеристики капиталистического общества. А с конца века появляются новые теории цивилизационного развития. Автором одной из них был Данилевский, обосновавший теорию, согласно которой не существует Всемирной Истории, есть лишь теория локальных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их развития, по которым каждая цивилизация имеет циклический характер: 1) Стадия зарождения 2) Период оформления культурной и политической независимости 3) Стадия расцвета 4) Период упадка. Шпенглер: («Закон Европы»): Цивилизация проходит рождение, рост и развитие. Цивилизация – отрицание культуры. Признаки цивилизации: 1) Развитие индустрии и техники. 2) Деградация искусства и литературы. 3) Огромное сплочение людей в больших городах. 4) Превращение народов в безликие массы. Тойнби: Выделяет 21 локальную цивилизацию и пытается выделить связи различных цивилизаций друг с другом. В них он выделяет меньшинство людей, не вовлеченное в экономическую деятельность (творческое меньшинство, или элита): профессиональные солдаты; администраторы; священники; они – носители основных ценностей цивилизации. При начале разложения она характеризуется недостатком творческих сил у меньшинства, отказом большинства от подражания меньшинству. Связующим звеном в истории, обеспечивающим новый творческий импульс в цивилизационном развитии, является универсальная церковь.
Питирим Сорокин: Цивилизация – система взглядов по поводу истины, красоты, добра и объединяющей их пользы. Выделяет три типа культур: 1) Культура, основанная на системе ценностей, связанных с представлением о боге. Вся жизнь человека связана с его приближением к богу. 2) Культурная система, основанная на рациональных и чувственных аспектах. 3) Чувственный тип культуры, основанной на идее о том, что объективная реальность и ее смысл чувственны. Цивилизация - это устойчивое культурно–историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием общих этнических признаков и соответствующих географических и временных рамок.
Выделяемы цивилизации: Западная Восточно – Европейская Мусульманская Индийская Китайская Латиноамериканская Многообразие наук о человеке. можно насчитать до 200 дисциплин, которые представляют собой науки, изучающие человека.Их можно сгруппировать в несколько блоков: науки о человеке как биологической субстанции (анатомия, биохимия, физиология, приматология, генетика, палеонтология и др.); науки о человечестве (демография, социология, этнография,политология, экономика и др.); наука о человеке и его взаимодействии с природой и космосом (экология, биогеохимия, космическая медицина и др.); науки о человеке как личности (педагогика, этика, психология, эстетика и др.); науки, рассматривающие человека как субъект деятельности (эргономика, инженерная психология, эвристика и др.).-
Индивид и индивидуальность. Индивид – один из людей, человек как единица общества. Индивидуальность (биолог.) – специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств. психология) – целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности. Способности – индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Формирование способностей происходит на основе задатков. Характер (от греч. «печать», «чеканка») – индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения. Индивидуальность (философия) – неповторимое своеобразие индивида, включая и природные и общественные черты.
Личности.
Личность – понятие, обозначающее человека в системе общественных отношений. Личность – субъект социальной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, свойств, качеств и т.д. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации. В науке существуют два подхода к характеристике личности: 1) Сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Личность – активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных способностей. 2) Рассматривает личность через набор функций и ролей. Человек проявляет себя в самых разных обстоятельствах Личностные качества — такие наши качества, которые позволяют нам быть членами общества. Личность общественна по своей природе. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности и природные задатки, но определяющими являются все же иные факторы — социальные: взгляды, убеждения, ценности и идеалы, интересы, потребности, представления о добре и зле, слагаемые духовного мира человека. Это целый комплекс умственных, морально-волевых, культурных, коммуникативных качеств человека. На формирование подобных качеств больше всего влияют два процесса — образование и воспитание. Посредством их человек усваивает знания, правила, нормы поведения, навыки общения и деятельности, накопленные предыдущими поколениями. Эти процессы социально значимы, так как и от образования, и от воспитания зависит, какую личность, какого человека получит общество: будет ли он положительно влиять на окружающих или же, наоборот, займет позицию разрушительную, отрицательную.
Структура деятельности. Структура деятельности человека: Субъект, с его целями, мотивами и потребностями, интересами, знаниями и навыками. Объект – то, на что направлена деятельность. В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной дели. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет именно тот результат, к которому стремился субъект.
Мотивы деятельности. Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно — о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и, как следствие, — аналогичную социальную реальность. Виды деятельности. Различают деятельность практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием духовной деятельности является изменение сознания людей. Виды деятельности человека: 1) Материальная деятельность. 2) Социально-преобразовательная деятельность (политическая и правовая деятельность, регулирующая социальную жизнь людей). 3) Духовная. Коммуникативная (процесс общения). Игровая деятельность. Деятельность по обслуживанию людей. Духовная деятельность человека и все другие виды деятельности включают в себя творчество, т.е. конструктивно-продуктивную деятельность по созданию нового, ни когда ранее не бывшего в человеческой культуре. То есть основными видами (способами) деятельности являются учение (учеба), игра и труд. К данной группе можно отнести также общение. Однако четко разделить их не представляется возможным: человек изучает, познает мир и самого себя в процессе общения, а также в труде и в игре.
Деятельность и общение. Общение как вид деятельности. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата необходимо взаимодействовать с другими субъектами, общаться с ними. Общение — это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения: общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми); общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами); общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом); общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей). Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик. Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны, т. к. любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение — противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение во взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением. От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает), а обратная связь между субъектами отсутствует.
Познания. Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания дают возможность человеку ориентироваться в мире людей, вещей, природных явлений, помогают объяснить и предвидеть события. В знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной культуры. Процесс познания предполагает две стороны: одна сторона – познающий человек (субъект познания), вторая – познаваемый предмет (объект познания). Познание бывает чувственное и рациональное: 1) Чувственное познание: Нормальная работа органов чувств, осуществляемая в следующих формах: а) Ощущения – непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов. б) Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета. в) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия.
2) Рациональное познание: /От лат. ratio – разум/ Необходимый этап познавательной деятельности человека. а) Сравнение – выделение общих существенных черт. В результате сравнения формируется понятие. б) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках. в) Суждение – такая форма мысли, в которой через связь понятий или утверждается, или отрицается что-либо. Логически связанные суждения – это умозаключение.
Истина и ее критерии. Истинное и ложное: Истина – достоверное правильное знание. Философы-агностики отрицают возможность получения человеком истинного знания (агностицизм – недоступный познанию). Критерии истины: В XVII – XVIII веках: спор ученых об источниках знаний и о том, разум, или чувства являются определяющими в познавательной деятельности человека. Мнения разделились: 1) Рационалисты (разум): есть некие врожденные идеи, задачи мышления, независимые от чувственного познания. Критерием истины считают разум и за истинные принимают теоретически обоснованные знания. 2) Эмпирики (от греч. эмпирио – опыт): решающая роль в познании – чувственный опыт. Истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то есть в действительности. Цель науки в чистом описании фактов чувственного познания. Критериями истины также могут считаться практика, как материальное производство, опыт и научный эксперимент. Практические нужды вывели к жизни многие отросли научных знаний. Знания о предметах и явлениях могут считаться правильными, если с их помощью можно сделать те или иные вещи. Объективна ли истина (?): Многие ученые считают, что знания субъективны, т.к. зависят от познающего субъекта. Другие философы считают, что существует истина объективная, независимая от произвола людей и их интересов. Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и на всегда установленное знание. Она не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины. Функции 1. Главная функция - гуманистическая функция.
2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной.
3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. 4. Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.
5. Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею.. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.
6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки. Образование в системе духовного производства. Тенденции развития современного образования. Означает обучение, просвещение, совокупность знаний, полученных специальным обучением. «Образование» обозначает процесс возникновения некого идеального образа. В процессе образования человек получает систематизированные знания, навыки и практическую подготовку. В настоящее время обращается внимание на такие ценности образования, как удовлетворение образовательных потребностей личности, становление единого образовательного производства, интеграцию позитивных национальных образовательных программ. Тенденции в развитии современного образования: Демократизация. Рост продолжительности образования. Непрерывность образования. Гуманизация. Гуманитаризация – повышение роли общественных дисциплин. Интернацинализация – создание единой системы образования для различных стран. Экономическая деятельность. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. Определение данного термина тесно связано с определением самой экономики. Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве и полезных или редких. Экономическая деятельность имеет определенную сферу приложения сил: сельскохозяйственную, промышленную, кустарную, деятельность в области импорта, экспорта, деятельность лиц свободных профессий и т.д. Термин употребляется также в общем смысле. Он служит в этом случае для характеристики, объема всей экономической жизни в течение некоторого периода времени и внутри определенной территориальной общности; Здесь деятельность измеряется с помощью таких обобщающих показателей, как валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт. Фирмы в экономике. Фирма в экономике (предприятие) — это коммерческая организация, осуществляющая затраты экономических ресурсов для изготовления товаров и услуг, реализуемых на рынке. Индивидуальное. Создается гражданином, который осуществляет предпринимательскую деятельность, не образовывая юридическое лицо. Отвечает по своим обязательствам своим же имуществом. Имущество, которое по закону не может быть взыскано, сюда не входит. Полное товарищество. Его участники занимаются предпринимательской деятельностью, несут ответственность своим имуществом. Коммандитное товарищество. Участники занимаются предпринимательством, несут ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. При этом есть вкладчики, которые рискуют своими вкладами, но не занимаются предпринимательской деятельностью. Общество с ограниченной ответственностью. Уставный фонд разделен на определенные некоторые доли. Участники организации не отвечают по обязательствам, рискуют только своими вкладами. Общество с дополнительной ответственностью. Ответственность участников такого общества не ограничивается только вкладами, она распространяется на имущество. Акционерное общество. Капитал разделен на некое число акций. Акционеры рискуют в пределах своих вкладов. Производственный кооператив. Граждане объединяются и осуществляют некую хозяйственную деятельность, которая основывается на их трудовом участии и объединении паевых взносов. Унитарное предприятие. Коммерческое предприятие, которое не владеет имуществом, которое за ним закреплено. Имущество неделимо. Концерны. Крупные сверхобъединения монопольного типа. Важнейшим признаком служит единство собственности входящих в него предприятий, фирм, банков. Удерживает контрольный пакет акций холдинговая компания. Холдинг. Осуществляет перераспределение и централизацию финансовых средств участников концерна. Консорциумы. Временное объединение предприятий. Создаются для решения конкретных задач, осуществление больших инвестиционных, социальных и других проектов. Картель. Является договорным объединением предприятий, основывается на договоренности о квотировании объемов производства, условиях продажи, ценах реализации, разграничении рынков сбыта. Каждое предприятие является юридически самостоятельным. Синдикат. Объединение предприятий, предполагает централизацию снабжения участников и сбыта производимого ими продукта. Членами синдиката могут быть предприятия, объединения, концерны, тресты. Трест. Объединение предприятий, при котором они утрачивают любую свою самостоятельность и подчиняются единому управлению. Финансы в экономике. Финансы (в широком смысле) — совокупность экономических отношений в процессе использования денежных средств.
Финансы в экономике выступают экономическим инструментом распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода. Например, доход, получаемый в отраслях материального производства, частично остается на предприятиях (часть прибыли) и у их работников (заработная плата), частично поступает в бюджет (различные налоги). У государства сосредотачиваются денежные ресурсы, которые потом перераспределяются в непроизводственные отрасли хозяйства, на потребности управления и др. Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям (8, с. 19). Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между: • предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг; • предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении; • государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов; • государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; • предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; • отдельными звеньями бюджетной системы; • органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая; • денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий. Государство и экономика.
Рыночная система не может работать без вмешательства гос-ва. Оно берет на себя: - организация денежного обращения в стране; - несет ответственность за удовлетворение потребностей определенных категорий населения; - несет ответственность за компенсацию и ликвидацию отрицательных последствий рыночной экономики; - экономическая политика (совокупность государственных мер по воздействию на экономику для достижения определенных целей); - обеспечение защиты прав производителей и потребителей (законы на право собственности, антимонопольная политика); - расходы на оборону, содержание правоохранительных органов и дорог; - затраты на некоторые виды страхования; - осуществление контроля за состоянием окружающей среды и утилизацией доходов; - субсидирование здравоохранения, образования, благотворительных программ; - устанавливает МРОТ; - обеспечение стратегических прорывов в области науки и технологии, инвестирование средств на проведение фундаментальных научных исследований.
Методы регулирования экономической жизни: 1) Правовые методы 2) Финансово-экономические методы. Финансовая политика – политика гос-ва по урегулированию обращения денег. Она связана со стимулированием производства таким образом, чтобы оно не снижало своего уровня. Это достигается целевым финансированием, в случае необходимости гос-во прибегает к государственным займам, в том числе и иностранным. Государство осуществляет следующие функции: 1) Экономическая (управление государственным сектором в экономике) 2) Социальная (отслеживание за чрезмерным расслоением населения) 3) Поддержание качества окружающей среды 4) Контрольная функция (формирование различных денежных фондов и резервов).
3.20. Государственный бюджет: Это централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Его структура определяется государственным устройством: 1) В унитарном государстве: существуют центральный и местные бюджеты. 2) В федеративном государстве (на примере РФ): существует федеральный правительственный бюджет, региональные бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты городов, районов и пр. Обычно бюджет государства составляется на финансовый год. Доходная часть бюджета формируется за счет налогов.
3.21. Налоговая политика: Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые взимаются государством с доходов и имущества налогоплательщика. Косвенные устанавливаются в виде надбавок к цене товаров и услуг, к ним относятся акцизы, которыми облагаются товары массового производства, таможенные пошлины и пр. В РФ взимаются федеральные налоги: НДС, акцизы, налог на прибыль банков, налог на прибыль от страховой деятельности, биржевой деятельности, операции с ценными бумагами, таможенные пошлины, прибыль предприятий, имущество предприятий, налоги субъектов РФ, лесной налог, плата за воду. Местные налоги: налог на имущество различных физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор, сборы за право торговли, налог на рекламу, местный единый налог.
Расходная часть бюджета показывает на какие цели направляются средства: 1) Содержание государственного аппарата и армии 2) Субсидии, дотации, льготные кредиты в экономику 3) Содержание бюджетных организаций 4) Инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру 5) Государственное потребление.
Государственный долг: Часто государственные расходы превышают доходы, возникает бюджетный дефицит, который покрывается внешними и внутренними займами и денежной эмиссией, что ведет к неконтролируемой инфляции. Государство обязано выполнять социальные задачи при любом состоянии бюджета. Для этого создаются внебюджетные фонды, средства которых планируются отдельно и не включаются в бюджет государства (пенсионный фонд, фонд социального страхования, обязательное медицинское страхование, фонд занятости населения). Средства этих фондов формируются за счет целевых отчислений, а расходы определяются законодательством.
3.21. Денежно-кредитная политика: Предпринимательская деятельность охватывает и денежную сферу, в результате формируется денежный или ссудный капитал и система его обеспечивающая. Кредит – заем в денежной или товарной форме на условиях возвратности, срочности и платности. Существует две основные формы кредита: коммерческий и банковский. При коммерческом кредите предприниматели кредитуют друг друга при покупке и продаже товаров. Инструментом является вексель – долговое обязательство заемщика уплатить определенную сумму денег и процент в указанный срок. Банковский кредит: 1) Потребительский (продажа товара с отсрочкой платежа) 2) Сельскохозяйственный 3) Ипотечный 4) Государственный кредит (заемщиком или кредитором выступает государство по отношению к гражданам и юридическим лицам) 5) Международный кредит.
Существует две основные разновидности банков, образующих двухуровневую систему: Первый уровень: ЦБ, выполняющий функцию регулирования денежной и кредитной системы через выпуск банкнот в соответствии с потребностями национальной экономики. Второй уровень: коммерческие банки. Государство использует ЦБ не только для осуществления денежно-кредитной, но и монетарной политики (меры, проводимые правительством в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого финансирования экономики). Цель монетарной политики в обеспечении наибольшей занятости и отсутствии инфляции. ЦБ продает государственные ценные бумаги, а также он осуществляет контроль за ставкой процента (депозита) в экономике через установление ставки рефинансирования (процентная ставка, по которой ЦБ продает кредиты коммерческим банкам, а они их продают своим клиентам. Резервы коммерческих банков хранятся в ЦБ. Главная функция коммерческих банков в кредитовании промышленности, сельского хозяйства, торговли и пр. Кроме этого они занимаются приемом депозитов, а так же покупкой-продажей ценных бумаг и валюты. Коммерческие банки подразделяются на виды: 1) Инвестиционные (финансирование и долгосрочное кредитование) 2) Ипотечные 3) Инновационные (кредитование нововведений и внедрений научно-технических достижений) 4) Сбербанки (привлекают и хранят свободные денежные средства населения). Одна из важнейших функций – кредитование, как предоставление возможности лицам или организациям, нуждающимся в денежных средствах, осуществлять свои расходы за счет банка при условии гарантированного возвращения банку израсходованных сумм и внесения платы за пользование банковскими средствами. Принципы кредитования: 1) Срочность 2) Платность 3) Возвратность 4) Гарантированность. Отношений. Это торговые, финансовые и другие отношения между правительствами и экономическими субъектами национальных экономик. Существует мировой рынок – совокупность рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда (МРТ). МРТ – это специализация различных стран в производстве отдельных видов продукции, не производимых в других странах. Развитие МРТ приводит к перерастанию мирового рынка в мировое хозяйство, которое представляет собой взаимосвязанное единство стран, различных по степени развития. Для России основой внешнеэкономической деятельности должно стать развитие экспорта. Пока его основой остается топливно-энергетическое сырье, химические продукты, металлы и древесина. Исключение составляют аэрокосмическая и оборонная промышленности, энергетическое машиностроение. Для успешной конкуренции с крупными иностранными корпорациями необходимо образование финансово-промышленных групп и поддержка со стороны правительства. Россия импортирует технологическое оборудование, продовольственные и промышленные товары, лекарства и т.п. Формы международных экономических отношений: 1) Торговля товарами и услугами 2) Движение капиталов из зарубежных инвестиций 3) Миграция труда 4) Межотраслевая кооперация производства 5) Обмен в области науки и техники 6) Валютно-кредитные отношения.
Струк
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 3987; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.241.15 (0.014 с.) |