Взаимосвязь и целостность современного мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь и целостность современного мира.



Человечество как социальная общность развивается сейчас под влиянием двух определяющих тенденций. Первая – это многообразие человечества. Современный мир многолик. Более 6 млрд. землян принадлежат к одному биологическому виду, но к разным расам, нациям и народам. Представители более чем 1 000 этносов говорят на различных языках, сохраняют культурные традиции и особенности, исповедывают разные взгляды или являются атеистами. Главной основой непреходящего многообразия мира людей является сам человек - уникальный и неповторимый.

Вторая тенденция развития человечества – это нарастание взаимосвязи и целостности современного мира. Целостность мира означает, что социальные связи охватили всю планету, в рамках мирового сообщества резко возросла взаимозависимость. Эту усилившуюся взаимозависимость стран и народов называют глобализацией.

Глобализация – новейший этап общественного развития, характеризующийся политической, социальной и экономической интернационализацией всех стран мира.

Основные факторы, способствовавшие глобализации мира:

1) рост мировых экономических и финансовых связей;

2) развитие средств транспорта и коммуникаций, в частности, создание всемирной компьютерной сети;

3) обострение глобальных проблем человечества, требующих сплочения усилий людей для их разрешения.

Ведущая роль в процессе глобализации принадлежит ТНК и ТНБ, государствам и региональным блокам государств, МВФ, Всемирному банку и ВТО. Однако и неправительственные организации (религиозные, экологические и другие движения) сегодня выходят за рамки государственных границ и, используя современные информационные технологии, начинают взаимодействовать в глобальном масштабе. Нельзя забывать и о глобализации преступности, создании международных сетей наркобизнеса, использовании международных финансовых институтов для отмывания "грязных" денег. Особое место по той угрозе, которую он несет для мирового сообщества, занимает международный терроризм, также формирующий свои глобальные сети.

Глобальные проблемы – совокупность социо-природных проблем, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Возникают как объективный фактор развития общества и требуют объединенных усилий всего человечества для их решения.

Три группы проблем:

1) Суперглобальные проблемы (общемировые). Предотвращение мировой ракетно-ядерной войны. Развитие экономической интеграции. Новый международный порядок на условиях взаимовыгодного сотрудничества.

2) Ресурсные (общепланетарные). Общество и природа. Экология во всех проявлениях. Демографическая проблема. Энергетическая проблема, продовольственная. Использование космоса.

3) Общечеловеческие (субглобальные) проблемы гуманитарного ряда. Общество и человек. Проблемы ликвидации эксплуатации, нищеты. Образование, здравоохранение, права человека и т.д.

 

Многообразие наук о человеке.

можно насчитать до 200 дисциплин, которые представляют собой науки, изучающие человека.Их можно сгруппировать в несколько блоков:

науки о человеке как биологической субстанции (анатомия, биохимия, физиология, приматология, генетика, палеонтология и др.);

науки о человечестве (демография, социология, этнография,политология, экономика и др.);

наука о человеке и его взаимодействии с природой и космосом (экология, биогеохимия, космическая медицина и др.);

науки о человеке как личности (педагогика, этика, психология, эстетика и др.);

науки, рассматривающие человека как субъект деятельности (эргономика, инженерная психология, эвристика и др.).-

 

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

Антропогенез – процесс становления и развития человека. Связан с социогенезом – становлением общества.

Современный тип человека появился 50 – 40 тыс. лет назад.

Природные факторы, повлиявшие на выделение человека:

1) Изменение климата.

2) Исчезновение тропических лесов.

Социальные факторы:

1) Трудовая деятельность (человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями).

2) Развитие речевого общения в процессе труда (развитие мозга и гортани).

3) Регулирование семейно-брачных отношений (экзогамия).

4) Неолитическая революция (переход от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию, от присваивающего к производящему).

Человек, по своей сути – существо биосоциальное (био – часть природы, социо – часть общества). Как часть природы, принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид. Проявляется биологическая природа в анатомии и физиологии. Человек, как социальное существо, неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком только вступая в контакт с другими людьми.

Отличия человека от животных:

1) Способность изготавливать орудия труда и использовать их, как способ производства материальных благ.

2) Человек способен к социальной целенаправленной творческой деятельности.

3) Человек преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные ценности.

4) Человек обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью.

5) Человек обладает самосознанием.

Биологическое Человек принадлежит высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жёстко не запрограммированы, что даёт возможность приспосабливаться к различным условиям существования

Социальное Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Индивид и индивидуальность.

Индивид – один из людей, человек как единица общества.

Индивидуальность (биолог.) – специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.

психология) – целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.

Способности – индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Формирование способностей происходит на основе задатков.

Характер (от греч. «печать», «чеканка») – индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения.

Индивидуальность (философия) – неповторимое своеобразие индивида, включая и природные и общественные черты.

 

Личность как субъект общественной жизни. Сущностные характеристики

Личности.

 

Личность – понятие, обозначающее человека в системе общественных отношений.

Личность – субъект социальной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, свойств, качеств и т.д.

Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации.

В науке существуют два подхода к характеристике личности:

1) Сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Личность – активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных способностей.

2) Рассматривает личность через набор функций и ролей. Человек проявляет себя в самых разных обстоятельствах

Личностные качества — такие наши качества, которые позволяют нам быть членами обще­ства. Личность общественна по своей природе. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности и природные задатки, но определяющими являются все же иные фак­торы — социальные: взгляды, убеждения, ценности и идеалы, интересы, потребности, представ­ления о добре и зле, слагаемые духовного мира человека. Это целый комплекс умственных, мо­рально-волевых, культурных, коммуникативных качеств человека. На формирование подобных качеств больше всего влияют два процесса — образование и воспитание. Посредством их человек усваивает знания, правила, нормы поведения, навыки общения и деятельности, накопленные пре­дыдущими поколениями. Эти процессы социально значимы, так как и от образования, и от вос­питания зависит, какую личность, какого человека получит общество: будет ли он положительно влиять на окружающих или же, наоборот, займет позицию разрушительную, отрицательную.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 3225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.012 с.)