Из книги Абу амины билала филипса «эволюция фикха» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из книги Абу амины билала филипса «эволюция фикха»



Аббасиды. Вторая крупная династия мусульманских халифов, начавшаяся со вступлением на престол халифа Абуль-Аббаса ас-Сафа (750 – 754 гг.) и завершившаяся гибелью халифа аль-Мустасима (1242 – 1258 гг.) от рук монголов.

Адаб. Исламский этикет, правила поведения в исламе.

Аз-Зубайр, Абдулла ибн. К концу периода правления халифа Язида ибн Муавийи (680 – 683 гг.) Абдуллах ибн аз-Зубайр был объявлен халифом в Хиджазе. Узнав об этом, Язид послал войско под командованием своего военачальника Муслима ибн Укбы для подавления мятежа. Эти войска разграбили Медину в 683 г. на пути в Мекку. Однако перед прибытием в Мекку Ибн Укба умер и командование принял на себя Хусейн ибн Нумайр. Войско взяло в осаду Мекку и на холмах вокруг города были установлены катапульты. На Запретную мечеть посыпались огромные валуны, в итоге разрушившие некоторые из стен Каабы и расколовшие Черный Камень. Во время осады Язид скончался и войско Омейядов было отозвано. К восстанию Ибн аз-Зубайра против правления Омейядов присоединился Ирак, а Мусʿаб, брат Ибн аз-Зубайра, был назначен там его эмиром (т.е. правителем-губернатором). Вскоре после этого к Ибн аз-Зубайру присоединились также южная часть Аравийского полуострова, Египет, часть Сирии и его попросили покинуть Мекку, чтобы укрепиться в своих владениях, однако Ибн аз-Зубайр не пожелал покинуть священный город. После прихода к власти нового халифа из династии Омейядов, Марвана ибн аль-Хакама (683 – 685 гг.), Дамаск и Сирия вновь перешли под власть Омейядов. Хиджаз оставался под управлением Ибн аз-Зубайра до тех пор, пока сын Марвана и его преемник, Абдуль-Малик (685 – 705 гг.), не послал своего жестокого и деспотичного военачальника Хаджаджа ибн Юсуфа во главе огромного сирийского войска, которое нанесло сокрушительный удар по мятежному халифату. Начиная с 25 марта 692 г. аль-Хаджадж держал Мекку в осаде, которая продолжалась шесть с половиной месяцев. Вдохновленный увещеваниями своей матери Асмы (дочери Абу Бакра сестры Аиши) Ибн аз-Зубайр яростно сопротивлялся до тех пор, пока не был убит. Его голова была отсечена и отправлена в Дамаск, а тело было повешено на всеобщее обозрение. Через некоторое время оно было снято и отдано его престарелой матери.[223]

Акль (мн. число – ʿукуль, букв. разум или ум). Принцип вынесения фетв, основанный на рациональных критериях добра и зла («что разум считает хорошим, есть добро, что дурным – зло»).

Асар. Высказывания или фетвы сподвижников Пророка ﷺ (сахабов), а также их учеников.

Ахль аль-хадис (букв. «приверженцы хадисов»).Имя, данное первым ученым, стремившимся избегать чрезмерных логических рассуждений[224], и вместо этого в огромной мере полагавшихся на буквальные толкования высказываний и действий Пророка ﷺ. В более поздние времена в Индии и Пакистане оно стало унизительным прозвищем, которым называли тех, кто выступал против слепого следования какому-либо одному мазхабу

Ахль ар-раʿи (букв. – приверженцы мнения, рационального, логического рассуждения). Имя, данное первым ученым, чрезмерно применявшим логическое рассуждение[225] в процессе толкования высказываний и действий Пророка ﷺ.

Байʿ. Деловые операции.

Бид’а. Нововведения в религиозных ритуалах и принципах[226].

Даʿиф (букв. – слабый). В терминологии хадисов означает недостоверный хадис из-за пропуска одного и более рассказчиков в цепочке передававших его, или обрыва цепи повествователей.

Джама. [227] Применительно к хадисам – объединение смысла двух явно противоречащих хадисов таким образом, что в результате первый поясняет собой детали второго.

Джанаба. Состояние большой ритуальной нечистоты (т.е. прерывание состояния ритуальной чистоты), вызванное менструацией, совершением полового акта, послеродовым кровотечением или выделением спермы. В таком состоянии нельзя совершать молитву (намаз) и некоторые другие религиозные действия.

Джихад. Усилие, стремление, предпринятое для распространения ислама – физическое, психологическое, или духовное.[228]

Дуʿа (мн. число – адʿия). Просьба, обращенная к Богу, мольба.

Закят. Обязательное пожертвование, которое выплачивает раз в год в исламском государстве каждый мусульманин, имеющий избыток богатства (материальных средств), сверх его основных потребностей, который остается в его владении в течение как минимум одного года, если этот избыток богатства составляет больше установленного минимума (приблизительно 1000 долларов США).

Захир (мн. число – завахир). Очевидный буквальный смысл текста Корана или хадиса.

Иджма. Единодушие сахаба или ученых по тому или иному правовому положению.

Иджтихад (мн. число – иджтихадат). Один из принципов, существующий в исламском правоведении, а также соответствующий ему процесс рассуждения, посредством которого выводятся фетвы (после проведения тщательного исследования первоисточников). Первые иджтихады осуществлялись сахабы, сподвижниками Пророка Мухаммада ﷺ.

Имам (мн. число – аимма). Буквально «лидер, руководитель», в исламе этот термин применяется по отношению к тому, кто ведет коллективную молитву (руководит коллективной молитвой мусульман), или по отношению к какому-либо выдающемуся ученому.

Иман (букв, вера). Правильная (истинная) вера в Аллаха.

Истислях (букв. стремление к улучшению). Принцип истихсан, развитый Абу Ханифой, а также применявшийся Маликом и его учениками в более ограниченной форме, получил название «истислях», что означает «стремление к тому, что более подходит для благосостояния человека (т.е. то, что более идет человеку во благо)». Этот принцип касается тех вопросов, которые шариат детально не регулирует, но они тоже являются целью и неотъемлемой частью Божественного Закона. Наглядный пример истисляха – фетва халифа Али, гласящая, что каждый член группы, участвовавший в убийстве, является виновным, даже если в действительности сам акт убийства был совершен кем-то одним из группы. Тогда как шариат затрагивает только убийство как таковое, без деталей, относящихся к способу его совершения. Другой пример – право мусульманского руководителя собирать налоги с богатых, помимо закята, если того требуют интересы государства; шариат же конкретно оговаривает лишь закят в собственном смысле слова. Имам Малик применял принцип истисляха также для выведения фетв, которые в большей мере сообразуются с потребностями людей, чем те, которые выводятся методом кыяс.

Истисхаб (букв. поиск связи, увязки). Означает процесс выведения фетв путем связывания, или увязки, совокупности обстоятельств последующего периода с предшествующими. В его основе лежит принцип, согласно которому положения фикха, применимые к определенным условиям, остаются в силе до тех пор, пока не становится очевидным, что эти условия изменились. Если, например, из-за длительного отсутствия какого-либо человека возникают сомнения насчет того, жив он или мертв, то согласно истисхабу все правила должны оставаться в силе, как если бы кому-либо было бы известно, что он еще жив.

Истихсан (букв. предпочтение). Предпочтение одного доказательства другому по той причине, что первое оказывается более подходящим для конкретной ситуации, чем последнее, даже в том случае, если доказательство, которому отдано предпочтение, оказывается технически слабее, чем то, которому его предпочли. Это может быть предпочтение одного хадиса, который более конкретен, другому, имеющему более общее содержание, или же предпочтение более подходящего правила тому, которое выведено методом кыяс.

Применение истихсана можно видеть из трактовки договора на производство и продажу. Согласно кыясу на основании хадиса Пророка ﷺ: «Кто торгует пищей, пускай не делает этого, пока не владеет ею» (от Ибн ʿУмара, собрал Малик («Муватта имама Малика» в переводе на английски язык, стр. 296, № 1324), договоры на производство не имеют законной силы, если на время заключения договора предмет, который еще не произведен, естественно, не существует. Но поскольку такие договоры сегодня признаются всеми людьми и потребность в них очевидна, фетва, выведенная методом кыяс, была признана утратившей силу, а подобные договоры разрешены на основе принципа предпочтения (предпочтительности), т.е. истихсана.

Иттиба. Осознанное следование мазхабам, основанное на знаниях и любознательности, без фанатизма.[229]

Кадый (мн. число – кудат). Шариатский судья, назначаемый законным правителем.

Кяззаб (букв. заядлый лжец): В хадисоведении – статус, которым наделяли недобросовестые рассказчики хадисов, известные как лжецы (вруны).

Кыяс. Вынесение решений по аналогии, когда новые фетвы выводятся из фетв предшествующих периодов на основе причинного сходства между ними.

Курʿ (мн. число – куруʿ). Менструация или период чистоты между менструациями.

Мазхаб (мн. число – мазахиб). Школа мысли, правовой или философской.

Масджид (мн. число – масаджид). Мусульманский молитвенный дом, исключительно и постоянно предназначенный для совершения молитв (намазов), мечеть.

Машхур (букв. знаменитый). В хадисоведении – высказывание или действие Пророка ﷺ, которое хорошо известно, и было рассказано многими людьми из разных источников.

Муаххар. Оставшаяся часть махра, брачного дара жениха невесте, выплачиваемая позже, в случае смерти или развода.

Мукаддам. Часть махра, брачного дара жениха невесте, которая выплачивается до заключения брака.

Муназара́т (ед. число – муна́зара). Дебаты между учеными по различным вопросам религии.

Мунафик (мн. число – мунафикун). Тот, кто претендует называться мусульманином, но не обладает верой (т.е. лицемер).

Мурсаль. Хадис, приписываемый Пророку ﷺ тем или иным учеником сахаба, в котором не упомянуто имя его рассказчика (конкретного сподвижника).

Мустахабб. Рекомендуемое деяние, совершение которого влечет вознаграждение, но несовершение которого ненаказуемо. Также известен как сунна (желательное действие).

Мутазилиты (ар. мутазиля). Последователи школы философской мысли, обычно называвшейся радикальным рационализмом. Эту школу основал Ва́сыль ибн Ата Амр ибн Убайда в VIII в. Позже она стала официальной доктриной государства Аббасидов и была учреждена особая тайная канцелярия (михна) с целью принудить всех ученых подчиниться ей. Однако халиф Мутаваккиль (1177 – 1192 гг.) отказался от этой философии и навсегда отменил тайную канцелярию. Среди отличительных принципов этой философии – вера в то, что Аллах присутствует повсюду (вездесущность Аллаха), а также в то, что Коран создан и Божественное начало имеет лишь его смысл, что люди Рая не увидят Аллаха (т.е. что Аллах не явится взору жителей Рая), что человек имеет свободную волю без Божественного вмешательства, а также в то, что всякий совершивший великий грех, обретает состояние, среднее между верой и неверием (манзиль).

Муфтий. Ученый, который способен давать фетвы по ранее существовавшим (старым) или вновь возникающим (новым) проблемным ситуациям.

Нахв. Грамматика, синтаксис.

Салят (мн. число – саляват). Пятикратная ежедневная молитва, намаз, включающая такие элементы, как стояние, поклоны, сидение и касание лбом земли, при которых произносятся суры Корана и определенные фразы молитвы. А также гоноратив (восхваление) имени Пророка Мухаммада ﷺ.

Саум. Соблюдение поста посредством отказа от пищи, питья и половых связей, а также от всех безнравственных поступков (ложь, сквернословие и пр) от рассвета до заката. Другой вариант – сыям.

Сахаба (ед. число – сахаби). Всякий, кто видел Пророка Мухаммада ﷺ и умер мусульманином. Общепринятый перевод этого слова – сподвижники Пророка ﷺ, сахабы.

Сахих (букв. точный, достоверный). В науке хадисов этим термином называют хадис, имеющий непрерывную цепь рассказчиков (когда каждый рассказчик лично встречался с тем человеком, из уст которого он слышал и передал хадис), и каждый повествователь в этой цепи известен своей богобоязненностью и хорошей памятью.

Суджуд (мн.ч. – саджда). Прикосновение лбом земли при совершении намаза.

Сунна. Образ жизни Пророка ﷺ, т.е. его высказывания, действия или молчаливое одобрение им чего-либо. Сунна отражена в различных хадисах Пророка ﷺ. Слово «сунна» используется также в значении «рекомендуемое» в отличие от фард или ваджиб, – «обязательное».

Сунни (более распространенное – суннит). Мусульманин, который следует Сунне Пророка ﷺ, то есть является последователем ортодоксального ислама, его изначальной чистоты. Этот термин обычно используется для разграничения между изначальным посланием ислама и различными отклонившимися сектами.

Табиʿун (ед. число – табиʿи, букв. последователь). Табиины – те, кто встречался с сахабами, учился у них и умерли мусульманами.

Таяммум. Ритуальное, символическое очищение пылью (песком) при отсутствии воды.

Таклид. Слепое следование какому-либо одному мазхабу.[230]

Таква. Защита себя от гнева Божьего через исполнение велений Всевышнего, и отдаление от того, что Он запретил. Также употребляется в значении «богопознание», «богобоязненность».

Талак. Развод. В исламе существуют такие виды развода: таляк-раджиʿ, когда возможно примирение супругов до третьего провозглашения таляка при условии, что женщина не вступила в новый брак, и таляк-ба́ин, когда восстановление семейных отношений возможно лишь в случае, если женщина вступила в брак с другим мужчиной, но развелась с ним в установленном порядке.

Тарджих. Предпочтение одного хадиса или высказывания ученого другому повествованию на ту же тему в силу большей достоверности первого.

Тасхих. Подтверждение на достоверность и классификация высказываний, исходящие от ученых мазхаба или проверка хадисов на достоверность.

Тавассуль. Посредством молитв, обращенных к Богу – поиск посредников, которые могли бы вступиться за молящегося (ходатайствовать за него перед Богом). Такие действия считаются в исламе запрещенными – харам.[231]

Таухид. Вера в единство и единственность Бога, присутствующая только в исламе, по которой Аллах (Бог) считается существом, не имеющим Себе равных в Своей сущности и проявлениях.[232]

Тафсир. Разъяснение смысла, толкование Корана.

Тахарат. Ритуальная читота в исламе, предполагающая очищение тела, одежды и места для молитвы по установленным правилам.

Уляма (ед. число – алим, букв. «знающие, ученые»), улемы, исламские ученые.

Умайяды, Омейяды. Первая династия халифов, существовавшая с 661 по 750 г. от восхождения Муавии до отречения от власти халифа Марвана II (744 – 750 гг.).

Умма (мн. число – уммам). (букв. «нация, народ, сообщество»), но обычно используется в значении мусульманская община, мусульманское сообщество в целом, которое не имеет ни географических границ, ни единого языка.

Урф. Обычаи или традиции, распространенные на какой-либо территории или среди какого-либо народа, соответсвующие исламскому праву. Местный обычай может стать вторичным источником права, если он не противоречит ни одному из основополагающих принципов, установленных исламом, например, местные обычаи вступления в брак. Согласно исламу предбрачый дар жениха невесте (махр) должен согласовываться как часть брачного контракта, но время, в которое он выплачивается, конкретно не оговорено. Однако обычай египтян и некоторых других народов таков, что одна его часть, называемая мукаддам должна быть выплачена до брачной церемонии, а оставшаяся часть, называемая муаххар подлежит уплате только в случае смерти или развода, в зависимости от того, что наступит первым.

Другой пример урфа – обычаи, касающиеся взимания арендной платы. Исламский закон не требует уплаты цены до того момента, как проданный товар поставлен в полном объеме. Однако на практике, и в частности применительно к аренде, общепринятым является порядок, при котором арендная плата вносится до того, как арендуемая площадь или объект поступают в пользование на согласованный сторонами срок. Еще один пример – обычай, существующий в Сирии, где слово дабба означает лошадь, в то время как общее значение слова дабба в арабском языке – четвероногое животное. Отсюда следует, что контракт, заключенный в Сирии, и предполагающий оплату в виде дабба, юридически будет означать лошадь (передаваемую в порядке оплаты по договору), в то время как в остальных частях арабского мира лошадь (как форма оплаты) в подобных случаях должна оговариваться более конкретно.

Усуль (ед. число – асль). Основы, т.е. основные источники и фундаментальные принципы какой-либо науки или научной области. Например, усуль аль-фикх – это основополагающие источники и принципы исламского права: Коран, Сунна, иджма и кыяс.[233]

Уду. Ритуальное состояние чистоты, являющееся обязательным условием совершения определенных актов поклонения в исламе. Обычно переводится как омовение и предполагает в основном мытье рук до локтей, лица и обтирание волос, а также мытье ног от ступней до лодыжек.

Фасик. Мусульманин, который явно, преднамеренно и неоднократно нарушает закон[234].

Фетва, Фатуа, (мн. число – фатава): букв. – разъяснение. Правовое заключение, мнение, суждение, взгляд, оценка, рекомендация, решение, и т.д., по какому-либо важному жизненному вопросу, не получившему конкретного разрешения в шариате. Фетвы выносятся халифами, сподвижниками Пророка Мухаммада ﷺ, а также факыхами (мн. число на арабск. – фукаха), т.е. авторитетными учеными-правоведами, специалистами в области фикха – исламского правоведения.

Фикх. Правильное понимание и применение шариата (Божественного закона). В самом общем смысле – наука об исламском праве (исламское правоведение, юриспруденция).

Фуруʿ. Второстепенные (в порядке их важности) принципы и нормы исламского права, выведенные из первоисточников – Корана и Сунны.

Хадж. Один из столпов ислама – обязанность, возлагаемая на каждого мусульманина, психически и физически здорового, исполняемая хотя бы раз в жизни, если он экономически состоятелен настолько, что имеет для этого необходимые средства и возможности. Представляет собой совершение паломничества к Каабе (Мекка) в месяцы шавваль, зуль-каʿда и зуль-хиджа (10-й, 11-й и 12-й месяцы лунного календаря), с целью совершить там определенные предписанные ритуалы поклонения.

Хадис (мн. число – ахадис): Высказывание, действие Пророка ﷺ, или одобрение им чего-либо, в том числе молчаливое.

Халиф (мн. число – хуляфа). Глава всех мусульман, правитель исламского государства.

Халяль. Название категории вещей, которые разрешены исламским правом. Сюда относятся вещи, классифицируемые как ваджиб (обязательные), мустахабб (рекомендуемые), мубах (дозволенные) и макрух (нежелательные).

Хамр (вино, перебродивший виноградный сок).В исламском праве этим термином обозначаются все вещества-интоксиканты, способные опьянить человека и повредить разум.

Харам. Название, данное категории вещей, запрещенных исламским правом.

Хаваридж (букв. – отколовшиеся). Хариджиты, часть войска халифа Али, внезапно покинувшая поле боя во время подготовки к битве при Сыффине (657 г.) между Али и Муавией ибн Абу Суфьяном, отказавшимся признать Али халифом. Когда между двумя сторонами состоялся третейский суд, чтобы прекратить кровопролитие, значительная группа из последователей Али, главным образом выходцы из племени бану Тамим, перешла в оппозицию и избрала Абдуллу ибн Вахба ар-Расиби своим лидером. Они объявили и Али, и Муавию кяфирами (неверными), ибо по их мнению оба они вынесли на суд человеческий то, что было постановлено Божественным Законом. Они также обвиняли в неверии каждого, кто не принимал их точку зрения, и отреклись как от Али, так и от Муавии. Хариджиты считали, что третейский суд должен исходить непосредственно из Корана. Встав на такую позицию, они учинили кровопролитие выступившим против них мусульманам, а также позволили конфисковать их имущество. Они также запретили своим сторонникам вступать в брак с теми, кто не примкнет к хариджитам, а также наследовать имущество мусульман-нехариджитов. Они считали, что всякий совершивший большой грех (внебрачная половая связь, ложь, употребление алкоголя[235]), является вероотступником. Крайние хариджиты, называвшиеся азракитами, утверждали, что всякий, кто таким образом (т.е. через совершение таких грехов) стал кяфиром, никогда не вернется обратно в ислам и должен быть предан смерти за отступничество вместе со своими женами и детьми. Халиф Али был вынужден атаковать их в их же лагере и нанес им сокрушительное поражение, в котором были убиты и сам Ибн Вахб и большинство его последователей (битва при Нахраване, 657 гг.). Однако, эта победа дорого обошлась Али. Помимо того, что мятеж был подавлен далеко не полностью, он продолжился целым рядом восстаний на местах в последующие два года. Сам Али погиб от кинжала одного из хариджитов, Абдуррахмана ибн Мульджама, женатого на женщине из семьи, большинство членов которой погибли при Нахраване.

Хиджаз. Область на западе Аравийского полуострова, включающее города Мекку и Медину.

Шиʿа (более известное – шииты). В начале правления Язида ибн Муавии сын четвертого халифа, Али, по имени Хусейн, поднял восстание против халифа Язида. До этого последователи халифа Али в Ираке предложили Хусейну возглавить восстание, но позже покинули его, тем самым отправив его на смерть от рук воинов Язида. Это случилось в битве при Кербеле в 680 г. Многие из тех, кто считал себя последователем Али, испытав боль и разочарование, отклонились от главного направления ислама. Они дошли до крайностей в выражении любви к Али и ненависти ко всем тем, кто выступал против него. Они объявили первых трех халифов, т.е. Абу Бакра ʿУмара и Усмана, неверными, укравшими у Али звание имама. Все сахабы были объявлены отступниками по причине принятия ими халифата первых трех халифов, и этого тяжкого обвинения удалось избежать лишь Сальману аль-Фариси, Абу Зарру аль-Гифари и Микдаду ибн аль-Асваду Аль-Кинди (в некоторых документах приводится большее количество имен), ибо они якобы были поборниками права Али на халифат после смерти Пророка ﷺ. В поддержку этого утверждения были вымышлены хадисы в которых Пророк ﷺ заставляет всех своих последователей и сподвижников дать клятву на верность Али в том, что он станет их руководителем после смерти Пророка ﷺ. В них говорится, что это событие якобы случилось при Гадир Хум на обратном пути в Медину из Мекки после совершения прощального паломничества на 18-й день месяца зуль-хиджа 10 года после хиджры. В них также утверждается, что только определенные потомки Пророка Мухаммада ﷺ по линии его двоюродного брата Али и дочери Пророка ﷺ Фатимы имеют право удостаиваться звания руководителя (имама) всех мусульман. Они даже дошли до того, что приписали этим потомкам, которым они присвоили звания имамов, некоторые из уникальных качеств-проявлений Бога, и превознесли их над пророками Бога. Аятолла Рухуллах Хомейни так охарактеризовал эти верования: «Имам имеет возвышенное положение, возвышенное звание и наместничество (халифат), его верховенству и господству подчиняются и повинуются все атомы во Вселенной. А одной из первооснов нашего мазхаба (т.е. шиитов) есть то, что имамы имеют положение, которое не может быть достигнуто ни ангелом, близким (к Богу),208 ни назначенным Пророком. Более того, из имеющихся у нас повествований и хадисов явствует, что величайший Пророк Мухаммад ﷺ и (двенадцать) имамов существовали до (сотворения) этого мира в виде источников света, которыми Аллах окружил Свой трон»[236] (Хомейни, «Аль-Хукома аль-ислямия» (1398 г. Хиджры /1969 г), на арабском языке, опубликовано в Тегеране 1980, стр. 52).

Однако назначение каждого нового имама влекло за собой возникновение новой шиитской секты, в которую входили те ее последователи, которые были недовольны выбором имама и отвергали его. Следовательно, исторически сложилось так, что существовало много шиитских сект, придерживавшихся бесконечного множества верований. И надо отметить, что большинство еретических сект, отколовшихся от ислама, происходили из той или иной шиитской секты.
Таких, например, как секта нусайритов, основанная Мухаммадом ибн Нусайром[237], заявившим в 855 г., что Али – это якобы воплощение Бога; эта секта также известна как секта алавитов. К ней принадлежит правящий клан в Сирии, к ней принадлежал также ныне покойный президент этой страны Хафиз Асад. Секта друзов, основанная Мухаммадом ибн Исмаилом ад-Дурзи[238], заявлявшим, что шиитский халиф Египта из династии Фатимидов аль-Хаким би-амриллях (966 – 1021 гг.) – это якобы последнее воплощение Бога в человеческом облике, или секта бахаи[239], основанная Али Мухаммадом Рида (Бабом)[240], который сам претендовал на пророчество, и его учеником Хусейном Али (Бахауллахом)[241], заявлявшим, что он якобы и есть ожидаемый Христос и что в нем воплощен Аллах.

Ширк. Приравнивание к Богу кого-либо или чего-либо путем приписывания атрибутов Бога созданным Им объектам, или приписывания Богу атрибутов, присущих Его творениям.

Шура. Взаимное совещание, один из методов управления, так называемое совещательное управление.

 

 

Вместо послесловия

Вот и завершается, с Божьей помощью, эта книга. Читатель, который смог пробиться сквозь сложные вопросы, поставленные автором, заслужил небольшой подарок. Предлагаю несколько аргументов по вопросу следования мазхабам.

Для тех, кто не считается со мнениями иных ученых, кроме саудовских, мы приведем фетвы Постоянного комитета (Ляджна-даима) по вынесению фетв Королевства Саудовская Аравия. А в заключение приложим небольшую статью, которую написал еще один современный ученый, шафиит Нух Ха Мим Келлер. В ней вопрос мазхабов и следования им раскрывается с предельной ясностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.055 с.)