Характерные черты фикха в этом периоде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты фикха в этом периоде



Отслеживая историческое развитие фикха и эволюцию мазхабов, мы видим, что фикху в разные периоды политического и социально-экономического развития были присущи различные типичные особенности.

Во-первых, от нашего внимания не скрывается то, что яркой характерной чертой фикха периода праведных халифов был его реализм, т.е. он был основан на действительных, а не гипотетических или воображаемых проблемах. Такая реалистическая форма фикха позже стала называться по-арабски аль-фикх аль-уакиʿи (реалистический фикх) в целях разграничения его с гипотетическим фикхом, отстаиваемым «приверженцами суждений» («последователи рассуждения», «люди мнения», ахль ар-раʿи), снискавшими известность в Куфе (Ирак) во времена правления династии Омейядов.

Во-вторых, как мы уже отмечали, хотя праведные халифы и стремились придерживаться определенных процедур принятия решений, однако ни они, ни сахабы в целом не предписывали жестких процедур, которым должно было бы следовать все исламское сообщество (умма) [27]. Они также не фиксировали в письменном виде обязательные нормы, возникавшие как результат выведенных ими фетв. Такая непредубежденность в сферах, не определенных четко в шариате, в первую очередь свидетельствует об уважении всеми сахабами свободы мнений в этих делах. И подобная позиция представляет собой полную противоположность косности некоторых ученых более позднего периода[28]. Эта позиция сообразовывалась с линией сахабов, заключавшейся в рекомендации широким массам мусульман тщательно изучать Коран в целом, а не для поиска ответа на конкретный вопрос, на который в Коране нет конкретного ответа.

Третья характерная особенность фикха этого периода касается использования личного мнения в процессе выведения фетв. Большинство сахабов предпочитали строго придерживаться буквального смысла[29] текстов Корана и Сунны. Они, как правило, избегали личных толкований этих текстов. Такой практике следовал Ибн ʿУмар, один из ведущих правоведов среди сахабов, который прожил в Медине всю жизнь. Однако были другие сподвижники, предпочитавшие широко использовать личное мнение в тех областях, которые не были определены в Коране или Сунне. При этом они целиком и полностью брали на себя ответственность за все те ошибки, которые могли возникнуть в результате такого подхода, чтобы не дискредитировать исламский закон. Одним из представителей этой школы был Абдулла ибн Масʿуд, позже поселившийся в Ираке.

Четвертая особенность фикха периода праведных халифов касается видоизменения некоторых законов шариата в силу одного из двух факторов: исчезновение причины для существования закона или изменение социальных условий. Одним из примеров первого является запрет халифом ʿУмаром практики выдачи наличных денег из центральной казны (байт аль-маль) новообращенным мусульманам, а также тем, кто склонялся к принятию ислама. ʿУмар обосновал это тем, что такой практике следовал Пророк ﷺ на ранних этапах ислама, когда существовала настоятельная потребность в поддержке ислама всеми возможными средствами, но теперь уже нет никакой нужды «вербовать» сторонников. Второй упомянутый выше фактор (эволюция социальных условий) вызвал изменение правил о разводе. Благодаря огромному наплыву богатства из вновь присоединенных территорий исламского государства заключение брака (как с одной женщиной, так и с несколькими), стало более легким и число разводов стремительно пошло вверх. Чтобы отбить охоту к злоупотреблению разводами, ʿУмар внес изменение в один из аспектов этого закона. Во времена Пророка ﷺ провозглашение о разводе трижды за один раз (одномоментное провозглашение о разводе трижды) рассматривалось как одно, а также имело обратимый характер. Халиф Умар объявил такие одновременные неоднократные провозглашения имеющими силу обязательства, а, следовательно, и необратимый характер.

В-пятых, мазхаб периода праведных халифов был един и неотделим от государства, как и при жизни Пророка ﷺ. Мазхабом при каждом из халифов был мазхаб самого халифа[30], ибо в каждом случае за халифом оставалось последнее слово во всех правовых вопросах, когда применялись иджтихад или иджма. Следовательно, вынесенные халифом таким способом фетвы никогда не встречали открытого сопротивления со стороны его будущих преемников, пока он был жив. Но когда к власти приходил следующий халиф, то мазхаб последнего получал преимущество над мазхабом предшественника и фетвы, выведенные прежним халифом, изменялись сообразно взглядам и мнениям нового халифа[31].

Примечание редакции:

Ради большей ясности необходимо сказать, что по мнению ученых фетвы конкретного халифа не обязательны для всех времен, а были обязательными лишь для периода его правления. Но и в другие времена мусульмане могут использовать мудрость, на основе которой были вынесены эти фетвы, если имеют место подобные обстоятельства.

Резюме раздела

1. Основание дедуктивных принципов фикха – иджма и кыяса (иджтихада), было заложено во времена праведных халифов[32].

2. Быстрое расширение территории исламского государства привело к тому, что мусульмане неожиданно соприкоснулись с новыми культурами, а это породило огромное множество новых вопросов, не имевших конкретного урегулирования в нормах шариата.

3. Потребность в фетвах неуклонно возрастала, и праведные халифы постепенно установили определенный порядок (процедуру) для достижения решений при минимальных разногласиях в ходе применения иджтихада.

4. Сахабы, как правило, тоже придерживались процедур принятия решений, которые помогали им избежать жестких, неизменных правовых норм.

5. Единогласие праведных халифов и сахабов по вопросу о принятии правовых решений, фетв, способствовало единству и не оставляло никакого или практически никакого места для фракционности внутри исламского сообщества.

6. В период праведных халифов существовал только один мазхаб[33]. Такой единый подход к фикху предотвращал зарождение мазхабов, оторванных от государства, и так было вплоть до самого конца этого периода.

7. Особый акцент делался на изучении Корана широкими массами, а чрезмерное цитирование хадисов не поощрялось.

8. Несмотря на существование различий в подходе некоторых из сахабов к вопросу использования личного мнения, это различие в действительности не привело к фракционности в рассматриваемый период.

9. Что касается фикха, то в данном отношении сохранялся один общий подход, т.е. продолжал существовать один-единственный Мазхаб. Однако разная практика таких сахабов, как Ибн ʿУмар в Медине и Абдулла Ибн Масʿуд в Куфе (Ирак) в отношении использования личного мнения может рассматриваться как самое начало, или предвестники, разделения
исламских ученых на различные мазхабы.


ТРЕТИЙ ЭТАП: ПОСТРОЕНИЕ

Этот период охватывает правление династии Омейядов. Они пребывали у власти в течение приблизительно одного века, начиная со смерти последнего из праведных халифов, Али ибн Абу Талиба, в 661 г., и восхождения основателя династии Омейядов, халифа Муавии ибн Абу Суфьяна, до самого последнего халифа этой династии – приблизительно в середине VIII в.

Этот период был отмечен огромным общественным волнением; умма раскололась на различные секты и фракции; халифат был превращен в наследственную монархию; было введено множество традиций, некоторые из которых являлись запретными (харам); ученые не хотели оставаться при дворе халифов и фактически сбежали в отдаленные области от конфликтов и неразберихи («Аль-Мадхаль», стр. 121 – 122).

Что касается исламского права и эволюции мазхабов, этот период примечателен тремя основными тенденциями.

Первая: заметное возрастание количества решений на основе иджтихада, осуществляемых отдельными учеными, ибо после того, как ученые рассеялись по отдаленным областям халифата, реализовывать иджма на практике становилось все труднее.

Вторая: широкий размах цитирования хадисов и усиление тенденции к их фабрикации[34].

Третья: первые попытки составления сборников фикха с целью сберечь иджтихад сподвижников Пророка ﷺ. Именно в этот период ученые-правоведы впервые разделились на достаточно четко обособленные школы юридической мысли (мазхабы), количество которых в последующие периоды сократилось до четырех основных школ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.005 с.)