Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое мазхаб и почему нужно его придерживаться. (ха мим нух келлер)
Слово «мазхаб» образовано от арабского глагола «идти» или «следовать своим путем» и относится к выбору муджтахидом одной интерпретации из всех возможных при выведении законов Аллаха из первоисточников (Корана и хадисов) по определенному вопросу. В более широком смысле мазхаб представляет собой целую школу научной мысли во главе с имамом-муджтахидом, например, Абу Ханифой, имамом Маликом, имамом Шафии или имамом Ахмадом. Мазхаб – это не плод усилий одного муджтахида, а целой группы ученых высокого уровня, которые трудились после имамов, много раз выверяя и подтверждая основы и доказательства, дополнив и усовершенствовав то, что сделали имамы. Таким образом, имамы-муджтахиды – это толкователи, которые из Корана и Сунны вывели шариатские законы повседневной жизни, называемые собирательно «фикхом» или «правом». Фикх – это лишь часть религии, потому что религиозные знания делятся на три вида. Первый вид знаний – это общие положения исламской веры: вера в единство, единственность и неподобие Аллаха, вера в Его ангелов, Его книги, пророков, пророчество Пророка Мухаммада ﷺ и так далее. Каждый из нас может сам вывести эти знания из Корана и хадиса. Это касается и второго вида знаний – знаний об общих этических принципах Ислама: совершать благое, избегать дурного, помогать другим в хороших деяниях и так далее. Любой мусульманин может вывести эти общие принципы, которые оставляют наибольшую и наиважнейшую часть религии, из Корана и хадисов. Третий же вид знания – это конкретное понимание определенных божественных велений и запретов, которые в совокупности и составляют Шариат. И здесь, поскольку дело касается большого числа аятов и хадисов по одному и тому же вопросу, люди различаются по квалификации, необходимой для интерпретации и выведения хукмов из первоисточников. Однако нам всем предписано жить по этим законам, в соответствии с Волей Аллаха. Поэтому мусульмане делятся на две группы: - те, кто может сам выводить эти законы. Это имамы-муджтахиды; - и те, кто должен жить по Шариату с помощью других, – а это значит следовать за муджтахидом, в соответствии со словом Аллаха в суре ан-Нахль: «Спросите тех, кто знает, если вы не знаете» (16:43) и в суре ан-Ниса:
«Если бы они обратились с этим на суд Посланника Аллаха и тех, кто обладает властью, тогда те из них, чья задача – разобраться в вопросе, – знали бы о нем лучше» (4:83). В этом аяте тех, чья задача состоит в том, чтобы решить вопрос, называют «аллязина йастанбитунаху минхум». Речь идет о тех, кто способен выносить суждения прямо из источника (из свидетельства), – по-арабски это называется «истинбат». Эти и другие аяты, а также хадисы обязывают верующего, не находящегося на уровне истинбата, то есть неспособного выносить хукмы из Корана и хадиса, спрашивать тех, кто достиг этого уровня, и следовать за ними в этих хукмах (шариатских заключениях). Несложно понять, почему Всевышний Аллах обязал нас спрашивать у знающих: если бы каждый из нас был обязан оценить тексты-первоисточники по каждому из множества вопросов, то даже всей жизни не хватило бы для изучения всего этого. Пришлось бы бросить работу и все свои занятия (кормящие человека) или даже бросить свою религию (ибадат). Всевышний Аллах говорит в суре «ат-Тавба» («Покаяние»): «Не все верующие должны идти к Пророку (за знаниями) или идти в поход (воевать). Пусть группа из каждой общины приходит к нему, чтобы учиться у него и узнать основы религии, понять её наставления, передать другим людям эти поучения и увещевать их, чтобы они держались за Истину Аллаха и остерегались неверия и заблуждения» (9:122). Призывы, которые мы слышим повсюду, что «надо следовать Корану и Сунне, а не мазхабам», звучат совершенно неуместно. Ведь никто не спорит с тем, что мы должны следовать Корану и Сунне Пророка ﷺ. Проблема в том, что его нет рядом с нами, чтобы лично научить нас религии и все, что мы получили от него, будь то Коран или хадисы, доходит до нас через исламских ученых. В общем, нет вопроса, надо ли изучать религию у ученых. Вопрос только в том, у КАКИХ ученых её изучать. Поэтому у нас есть мазхабы: совершенство и превосходство имамов-муджтахидов вкупе с целой армией ученых-традиционалистов, последовавших за ними, совершенствуя и подтверждая их работу, прошло проверку неоднократными исследованиями и снискало доверие размышляющих и соблюдающих мусульман на протяжении всего времени исламского величия. Мазхабы существуют и приносят пользу прошлому, настоящему и будущему, так как обеспечивают мусульман достоверными, основанными на знаниях ответами, как быть покорными Аллаху.
Мусульмане понимали и понимают, что следовать мазхабу – значит следовать за ученым высшего класса, имеющим не только всеобъемлющее знание Корана и хадисов по каждому из вопросов, по которому они выносит суждение. Это также значит следовать за учеными, которые жили на тысячелетие ближе к Пророку ﷺ и его сподвижникам, а значит, к тем временам, когда таква (богобоязненность) была нормой. Разве может кто-то в наши дни превзойти их в этих двух качествах – знаниях и богобоязненности? Призыв в наши дни следовать Корану и Сунне – очень привлекательный лозунг, но в действительности за этим призывом – огромный шаг назад. Это призыв оставить века подробнейшего, тщательного, кропотливого труда исламских ученых по обнаружению, расшифровке и изложению указаний Корана и Сунны; наитончайшего мастерства, вовлекающего разные спектры знания и разные науки; усилия муджтахидов, мухаддисов, муфассиров и других специалистов исламских знаний. Это призыв оставить плоды их трудов, оставить Шариат и последовать за современными «шейхами», которые, несмотря на все их амбиции, не могут соперничать с предшественниками. Это сродни отказу от чего-то проверенного и надежного ради того, чтобы попробовать что-то новое. Тот, кто предлагает следовать Шариату и не следовать при этом мазхабу, похож на человека, который, придя в автосалон покупать машину, настаивает, что ему нужна ПРОСТО МАШИНА, а не автомобиль какой-то определённой марки. Он не хочет, чтобы это была какая то известная марка. Он не хочет ни Фольксваген, ни Роллс-Ройс, ни Мерседес. Он хочет «просто машину» безо всяких признаков марки. На самом деле, он просто сам не знает, чего хочет: машины не приезжают в салон из ниоткуда, сами по себе, в салоне есть только определенные машины определенных марок. И можно понять невольную снисходительную улыбку консультанта салона, которому приходится разговаривать с таким клиентом и объяснять, что такие тщательно разрабатываемые вещи, как автомобили, – это плод не менее тщательно разрабатываемых средств производства на фабриках, со строгим разделением труда, где одни тестируют, другие производят детали, третьи заняты сборкой. Это естественный результат объединенных усилий: вместе люди производят что-то куда более качественное, чем каждый из них мог бы сделать в отдельности из лома, дай ему инструменты, цех и пятьдесят лет, да даже если и тысячу. Так же дело обстоит и с шариатом, за исключением того, что шариат гораздо сложнее автомобиля, потому что он охватывает целую вселенную человеческих действий и широкий спектр возможных интерпретаций священных текстов. Именно поэтому следовать некоторым современным «шейхам» и пренебречь мазхабами в следовании Корану и Сунне – это не просто ошибка. Это все равно, что выбросить Мерседес на свалку и взамен смастерить себе что-то, что ездит кое-как, или (в лучшем случае) купить самокат.
Итак, эта книга завершена. Каждый, кто обладает разумом и непредвзято рассмотрит все вопросы из нее, сделает верные выводы и получит пользу.
Пусть Аллах помилует и наставит на прямой путь всех, кто писал, читал и изучал эту работу. Мир вам, милость и благословение Аллаха! [1] Первоначально запущенная в 2001 году программа была закрыта из-за технических трудностей. В апреле 2007 года Исламский онлайн-университет (IOU) возобновил деятельность с большим предложением полностью бесплатных краткосрочных курсов. IOU распространяет ярко выраженную ваххабитскую/салафитскую идеологию. В интернете появилась масса клонов этого проекта, которые чаще всего без смущения берут плату за обучение. Распространяют с их помощью преимущественно ту же салафитскую идеологию. Уровень знаний в таких «университетах» сомнителен ввиду их ангажированности и однобокости. [2] Мазха́б (араб. مذهب) – школа шариатского права в исламе. К настоящему времени среди мусульман-суннитов распространение имеют четыре мазхаба: ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Ряд суннитских мазхабов ныне почти полностью исчезли, хотя и оставили после себя массу правоведческой литературы. У шиитов широко распространён джафаритский мазхаб. Несмотря на то, что основа исламского законодательства – Коран, тем не менее, между мазхабами существуют некоторые разногласия по второстепенным вопросам. Эти разногласия в основном исходят из второго по важности источника исламского права – хадисов пророка Мухаммада ﷺ. Так как мазхаб является мнением одного или группы учёных-богословов, до них могли не дойти некоторые из хадисов, на основе которых представители другого мазхаба могут вынести свое решение, либо (чаще) они эти хадисы рассматривают в качестве недостоверных. Однако следует отметить то, что в основах между мазхабами нет никаких разногласий, с чем Филипс в этой книге полемизирует. Слово «мазхаб» относится к арабскому корню «захаба» – пойти, направиться. Поэтому любое направление в религии, основанное на чьем-либо мнении, стало называться «мазхаб». Аль-Файюми в «Мисбах аль-мунир» (т. 1, стр. 211) сказал: «В арабском языке „пойти по мазхабу такого-то“ значит пойти по его пути и направлению, а „пойти по мазхабу такого-то человека в религии“ значит последовать за его мнением в религиозных вопросах». [3] Данное мнение доктора есть ошибка и в дальнейшем мы это объясним. В сущности, редакция уже начала делать это. [4] Собственно, уже здесь можно начать задавать вопросы автору. Почему он считает, что деление на мазхабы – плохо? И что вкладывается в понятие «фракционность»? Означает ли это деление некую разделенность уммы? А что, деление уммы по кыраату Корана (а их, как известно 10 + 20 разновидностей кыраата) – не «фракционность»? Или деление на богатых и бедных, образованных и безграмотных – не «фракционность»? Почему бы автору не бороться с бедностью и невежеством? Почему мишенью выбраны мазхабы? Эти вопросы мы попытаемся задавать и дальше, чтобы читатель не отключал мозг.
[5] Довод о том, что-де новообращенному трудно разобраться, кто есть кто в мазхабах и какому из них следовать, впервые был озвучен в брошюре «Подарок Мухаммад-султана мусульманам Японии» за подписью некоего шейха Ма’суми (в которой угадывается почерк известного безмазхабника, мухаддиса-самоучки Насыра аль-Альбани). Это ложный довод, поскольку новообращенному вообще многое трудно адекватно оценить: например, быть ему суннитом, шиитом или хариджитом, читать Коран по Хафсу или по Варшу, наконец? Если исходить из этой порочной посылки, получается, что сунниты обязаны объединиться с шиитами и хариджитами в один джамаат с одним общим халифом или все мусульмане должны читать Коран одновременно десятью способами? Ясно, что это абсурд в силу исторических и логических причин. Но, разумеется, автор, будучи сам новообращенным мусульманином, который, судя по взглядам, вырос на салафитской почве (получил образование в Саудовской Аравии и перенял взгляды недждийской школы), пропитанной отвращением к вековым традициям уммы, восходящим ко временам праведных предков, и стремлением игнорировать эти корни во имя абстрактной идеи «возвращения к истокам», действительно может задаваться таким вопросам. [6] В сущности, такие вещи возможны в мусульманском праве. Они вытекают из шариатских доказательств, Корана и Сунны, а также их понимания, поэтому имеющий претензии к разногласиям между мазхабами неизбежно придет к претензиям к сподвижникам и их пониманию, а через них – и к самому Пророку ﷺ и принесенной им религии. [7] ﷺ– сокращение от арабского «солляллаху алейхи ва саллям». Перевод: «да благословит его Аллах и приветствует».
[8] Расхождения в оценках шариата предопределяют и характер взглядов исламских мыслителей на соотношение этого понятия с исламской юриспруденцией (фикхом). В исламской традиции нет единой позиции по данному вопросу. В начальный период становления и развития ислама под фикхом иногда понималось овладение всем комплексом религиозных положений, знание предписаний Корана и Сунны, регулирующих поведение и образ мысли последователей ислама. Под шариатом понимался предначертанный Аллахом путь праведной жизни мусульман. В дальнейшем трактовка содержания шариата и фикха изменилась и шариат выступал как совокупность всех регулирующих внешнее поведение норм, прямо установленных в Коране и сунне или введённые с помощью иджтихада. Поэтому фикх-юриспруденция выступает как наука, знание шариата, фикх-право включает все нормы шариата. В таком соотношении шариат и фикх часто употребляются как синонимы.
Представители фикха-юриспруденции и усуль аль-фикха — общей теории фикха считают, что шариат включают в себя положения относительно религиозной догматики (акыда), этики (ахлак), а также «практические» нормы, регулирующие ибадат и муамалят (поклонение и взаимоотношения). Сторонники данной позиции относят к таким нормам не только конкретные предписания Корана и Сунны, но и нормы, сформулированные факихами путём толкования неоднозначных положений или с помощью иных рациональных аргументов (иджтихад). Эти нормы и составляют фикх-право, который включается в шариат в качестве его составной части. Отсюда делается вывод, что шариат является более широким понятием, чем фикх. Такой подход к соотношению шариата и фикха отличается формализмом и стремлением охватить реальные процессы их становления и развития. Он не в полной мере удовлетворяет потребностям практики, так как не учитывает важные особенности действия фикха-права. В исламской правовой теории широкое признание получило решение, в соответствии с которым шариат, включающий религиозную догматику, этику и «практические» нормы, исчерпывается положениями Корана и Сунны. Все его элементы имеют священный характер и олицетворяют божественное Откровение (вахью). «Практические» нормы, несущие очевидный смысл, одновременно входят в фикх-право, занимая в его составе скромное место. Преобладающую часть фикха-права составляют правила поведения, которые введены исламскими правоведами на основе иджтихада. Таким образом, шариат и фикх совпадают лишь в части бесспорных и ясных предписаний Корана и сунны. Те положения, которые допускают различное понимание положений Корана и сунны включаются в неизменной форме, а фикх-право отражает их в виде решений муджтахидов. Толкуя их по-своему, различные правовые школы (мазхабы) могут приходить к разным решениям и формулировать несовпадающие правила поведения. Таким образом, положения шариата вечны и абсолютно обязательны, а большинство норм фикха-права изменчивы. Поэтому шариат лишён противоречий и ошибок, характерных для отдельных норм фикха-права и выводов фикха-юриспруденции. Из этого можно сделать вывод, что с точки зрения божественного откровения воплощенного в «практических» нормах, шариат шире фикха-права, а по количеству включаемых в него норм уступает ему. Современное понимание фикха и шариата. Современные факихи опираются на указанный взгляд в своем толковании статей конституций ряда мусульманских стран, основанных на принципах шариата. Они часто включают в понятие шариата и общие правила, сформулированные муджтахидами на основе изучения всех источников фикха. В 1869 – 1877 годах в Османской империи были приняты 99 таких норм-принципов (танзимат) игравшем роль гражданского и процессуального кодексов. Такой взгляд учитывает потребности правовой практики. В современной исламской идеологии получил развитие подход, нацеленный преимущественно на общетеоретическое осмысление шариата в его соотношении с фикхом, согласно которому фикх-право не выступает элементом шариата и вообще не совпадает с ним. Их соотношение представляется как связь между источником фикха (шариатом) и нормативной интерпретацией положений шариата (фикха). С позиций исторического и социологического подходов шариат можно понимать как комплекс обязательных для исполнения предписаний и учение об исламском образе жизни, в котором затрагиваются вопросы догматики и этики, убеждения и религиозную совесть мусульманина. Поступки и внешнее поведение человека регламентируются шариатом путём конкретизации в определенных нормах, функцию которых выполняет фикх-юриспруденция. Фикх занимается выведением из шариата конкретных правил поведения. Посредством фикха происходит перевод шариатских положений в плоскость практических правил поведения, а шариат играет роль общего идейного источника, религиозно-этической основы фикха (права и юриспруденции). [9] Основое различие таково: шариат – это, так сказать, совокупность правовых, этических и идеологических (вероубежденческих) норм, в рамках которой протекает жизнь мусульманина, а фикх – это правовое регулирование, юриспруденция в рамках шариата. [10] Т.е., потратив приличный участок текста, автор все же сознает нераздельность этих понятий. [11] Мы не согласны с последними этапами, усматривая в этом определенное принижение статуса исламского правоведения поздних веков. Причем мы полагаем, что автор умышленно представляет картину именно в таком свете, учитывая его идейную ориентацию. [12] С таким же успехом можно было бы заявить, что и Коран, и Сунна, будучи отдельно взяты, не могут представлять весь ислам целиком. Это утверждение автора как минимум странное, как максимум провокационное. Ведь мазхабы представляют собой школы юридической мысли, которые основаны на определенной методологии. И именно наличие у мазхаба своей методологии позволяет достаточно компетентному правоведу вывести решение для любой юридической проблемы – в любом вопросе религии. В этом смысле любой мазхаб, при условии достаточной гибкости и широты его методологии может представить всю религию. Но, разумеется, это не значит, что решение другого мазхаба неверно или противоречит религии. Оно будет следствием другой методологии, и это будет узаконенным решением фикха в рамках шариата. [13] Еще одна красивая фраза, которая, однако, весьма противоречива. Абзацем выше автор доказывал, что ни один мазхаб не включает в себя всего фикха. Даже предложением ранее он говорит о том, что мазхабы «сделали свой вклад в развитие фикха». Но вот незадача – оказывается, собственный вклад мазхабов противоречил задачам фикха! Ведь, по автору, фикх един, а мазхабы – «фракционны». Не разумнее ли было бы сразу сказать прямо: шариат по сути один, а его правовые интерпретации (в фикхе, разработанном разными мазхабами) – различны, и это есть неизбежная норма. Норма, ибо сама постановка вопроса о «единстве фикха» провоцирует ученого на вопросы. Вопрос №1: а что предлагается взамен «неразберихи в мазхабах»? Ответ, который не понравится автору, но который будет единственно правильным по сути – вслед четырем ныне сохранившимся мазхабам появится пятый мазхаб, который точь-в-точь как его собратья, будет претендовать на звание самого достоверного и опровергать конкуретные мнения (а значит, усугубит имеющуюся неразбериху еще больше). И сразу же вопрос №2: если у истоков четырех мазхабов стояли ученые-саляфы, сподвижники Пророка ﷺ, то как может претендовать на звание самого достоверного и единственно правильного мазхаб, который появится через 1400 лет после зарождения фикха??? [14] Это еще одна цитата из «Подарка мусульманам Японии», которая соблазнительно хороша, но вот проблема – основатели всех мазхабов будто и не догадывались о таком простом ответе? А так ли прост этот ответ? Еще Саид Рамадан аль-Буты в своей книге «Путь размечен» отмечал нелепость этого аргумента безмазхабников. [15] Но почему тогда остальные, «ошибочные» мазхабы, вообще возникли, если все так просто, как видится автору? [16] Гм, в сноске объяснили так, что автор сам себе противоречит. То «мазхаб Пророка ﷺ единственно верен», то вдруг оказывается, «в Сунне нет достаточно четких указаний». Чуете подвох, дорогие друзья? В «единственно верном мазхабе», оказывается, нет достаточно четких указаний и он НУЖДАЕТСЯ в неких дополнительных уточняющих фетвах. Мы согласны с тем, что путь Пророка ﷺ безошибочен, но он действительно имеет нужду в том, чтобы его разъясняли и уточняли – чем и занимаются мазхабы. [17] И вновь к вопросу о том, «а судьи кто?». Кто проверяет на достоверность хадисы? Альбани, «мухаддис»-самоучка, имам безмазхабников своего времени выступает в качестве критерия достоверности хадисов настоящих мухаддисов. [18] Первоначально его статус был, скорее, судейским. [19] Комплекс вероубежденческих, догматических положений ислама не ограничивается одной только верой в Аллаха, но и в ряд сопутствующих элементов (вера в Его ангелов, Писания, пророков, предопределенность Богом благого и дурного, а также веру в Судный день и воскресение из мертвых) [20] Подробнее об этом можно прочитать в книге М.Самбо и М.Хигаба "Коран и его Тафсир" (Киев: "Ансар Фаундейшн", 2001 г. – Прим. ред. [21] Чтобы иметь представление о степени познаний Альбани, нужно дать такую иллюстрацию. Шейх шафиитского мазхаба Ха Мим Нух Келлер передает от своего учителя по хадисам, Шуайба аль-Арнаута, что Насыр аль-Альбани получал свое знание по хадису из книг и рукописей в библиотеке Захирия в Дамаске, и долгие годы трудился над книгами по хадису. Он (Альбани) не получил существенных знаний от современных ему ученых хадиса, ибо не было никого в Дамаске в то время, кто бы знал хорошо науку хадиса, а он (Альбани) не ездил куда-либо, чтобы учиться ей. Салафиты говорят, что у него есть иджаза от одного человека в Сирии, но это могло только быть от кого-то с гораздо меньшим знанием чем у него (Альбани). Складывается впечатление, что отец Насыра, шейх Нух аль-Альбани, был столь строгим ханафитом, и этим вызвал некоторую реакцию у Насыра не только против Абу Ханифы и его мазхаба, но и против остальных традиционных исламских шейхов также. Согласно шейху Шуайбу, Насыр изучил таджвид или науку «декламации Корана» и, возможно, учебник по ханафитскому фикху для начинающих Маракы аль-фалях [Подъемы к успеху] с его отцом, и возможно, получил другие уроки по ханафитскоу фикху от шейха Мухаммада Са'ида аль-Бурхани, который преподавал в Мечети Тауба, около магазина отца шейха Насыра. Шейх Насыр счел, что его время может быть с большей пользой проведено с книгами и рукописями в библиотеке Захирия и в чтении работ студентам, и он не посещал чьи-либо уроки. Что касается его иджазы или «ордера учености», что это случилось, когда ученый хадиса из Алеппо, шейх Раджиб аль-Таббах, посетил библиотеку Захирия в Дамаске, и на Насыра указали ему как на многообещающего студента хадиса. Они встретились и говорили, шейх (ат-Таббах) уполномочил его “во всех цепях передачи, которую я был уполномочен связать” - то есть дал общую иджазу, хотя Насыр не посещал уроки ат-Таббаха и не читал книги хадиса с ним. Шейх Раджиб аль-Таббах имел цепи шейхов, уходящих назад к главным работам по хадису, таким как Сахих аль-Бухари, Сунан Абу Давуда, и следовательно имел непрерывную цепь восходящую к Пророку ﷺ через эти книги. Но это было разрешением (иджазой) табаррука («благословением чего-либо»), а не «ордер учености» для Насыра, который не отправлялся в Алеппо для учебы у шейха Таббаха, и шейх Таббах не приезжал в Дамаск, чтобы преподавать ему. Этот вид разрешения (иджазы), то есть (иджазы) табаррука, является практикой некоторых традиционных ученых: дать разрешение, чтобы поощрить студента, с которым они встретились и, кого они сочли просвещенным, или подающим надежды, что он станет ученым. Я знаю о таких иджазах, потому что я имею одну такую от мекканского ученого мухаддиса (хадисоведа) шейха Мухаммада Аляви аль-Малики который уполномочил меня связывать “все цепи передачи, которую я [Мухаммад ‘Алави аль-Малики] был уполномочен связать моими шейхами”, включая цепи передачи, уходящие назад к имамам хадиса Малику, аль-Бухари, Муслиму, Абу Дауду, аль-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Мадже (Мекка: Мухамад ‘Алави аль-Малики, 1412/1992).
Хотя я получил иджазу, и это подписано шейхом, это не делает меня ученым хадиса, таким, как он, потому что кроме некоторых из его публичных уроков, мое знание науки хадиса не от него, а от Шейха Шу'айба, у которого я фактически учился. Скорее Шейх аль-Малики знает моих шейхов в Дамаске, что я - переводчик «Умдат ас-Салик» [Уверенность путешественника] по шафиитскому фикху, и что мы знали друг друга в течение некоторого времени, и он одобряет мой путь. Академическая ценность такой иджазы должна просто установить, что мы встречались.
Что касается Ибн База, я не знаю, с кем он учился, хотя если судить по его передачам на радио, я буду больше всего удивлен, если он учился когда-либо у кого-то нейтрального к тому, что он и его коллеги просто называют даъватом или распросранением, то есть, пересмотром Ислама, который защищает Мухаммад ибн Абдуль-Вахаб.
(далее идет разъяснение о фитне уаххабия/салафия, словах алимов о них и их убеждениях – прим. пер.)
http://answeringwhabismandsalafism.wordpress.com/2008/03/02/the-ijazas-of-ibn-baz-and-al-albani-do-they-have-any-ijazas-at-all-to-teach-hadith/ ] [22] Для тех мусульман, которые были или находятся в браке (для незамужних и неженатых – только порка). К слову, применение данного наказания затруднено рядом серьезных препятствий, часто настолько непреодолимых, что возможность применить их представляется малореальной: так, необходимо свидетельство четверых человек, каждый из которых ясно видел непосредственно половой акт, что возможно лишь в случае неприкрытого и разнузданного распутства (данное деяние уже оскорбляет достоинство людей, попирает общественную мораль-и нарушает общественный порядок). А если доказательств оказалось недостаточно, и/или свидетели расходятся в показаниях – то обвиняемых признают невиновными, а свидетелей подвергают публичной порке и впредь их свидетельства по многим вопросам во внимание приниматься не будет, т.к. обвинение в прелюбодеянии невиновного – само по себе тяжкий грех. [23] В данном хадисе, по мнению некоторых ученых, его начало противоречит его концу, т.к., верблюд как раз-таки склоняет вначале передние ноги (что соответствует рукам у человека). Т.о., правильнее, по их мнению, опускать именно колени прежде рук. О разногласиях в этом вопросе можно судить по фетве видного ханбалитского ученого из Саудовской Аравии: «Разошлись мнения ученых в вопросе формы суджуда: надо класть сначала руки или колени? По мнению школ имамов Абу Ханифы, аш-Шафии и Ахмада в одном из его мнений, что колени надо класть первыми. Более того, ат-Тирмизи относит это мнение к мнению большинства ученых, в своем “Сунане” (2/57): «Большинство ученых считают в этом деянии, что сначала надо класть колени, а когда встаешь, надо в первую очередь поднимать руки, а затем колени». И обосновывают свое мнение хадисом, который рассказал Ваил ибн Хаджар: «Я видел посланника Аллаха ﷺ, когда он делал саджда, то сначала клал колени, и затем руки, а когда поднимался, то в первую очередь поднимал руки, а затем колени». Этот хадис приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, а Даракутни сказал: «Язид бин Харун – единственный, кто рассказал его от Шарика, и кроме Шарика никто не рассказывал его от Асима ибн Калиба, а Шарик не был сильным (чтобы считать его хадисы достоверными)» (1/345). Байхаки в «Сунан» назвал этот хадис слабым (2/101), также счел его слабым аль-Албани в Мишкат (898) и в Ирва (2/75), но другие, из числа ученых сочли этот хадис достоверным, как Ибн Каййим в «Заад аль-Маад». Также выбрали мнение ставить колени сначала [из числа ханбалитов], – Ибн Таймия, а из числа современных ученых – Ибн Баз и аль-Усаймин. В мазхабах Малика, аль-Авзаи и хадисоведов считают, что сперва надо класть руки и обосновывают это хадисом от Абу Хурайры: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: когда кто-нибудь из вас будет делать саджду, то пусть не делает так, как делает верблюд, когда становится на колени, пусть кладет на землю сначала руки, а затем колени». Хадис передали Ахмад (2/381), Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, а ан-Навави сказал в Мажму’ (3/421): «Привели его Абу Дауд и ан-Насаи с хорошим иснадом». <…> Ибн Таймия сказал очень ценное слово в этом вопросе, в сборнике своих фетв (22/449): «Что касается действительности молитвы в обоих случаях, то ученые сошлись во мнении, что она действительна. Если молящийся хочет, пусть кладет сначала руки, а затем колени; а если хочет, пусть кладет сначала колени, а затем руки – в любом случае его молитва действительна, в чем нет разногласий среди ученых, но спор ученых в том, что лучше». Ищущий знания делает то, что для него ближе к истине, а простой следует мнению того, кто сильнее его в знаниях, и Аллах знает истину. Мухаммад Солих аль-Мунаджид, фетва №2108». Наиболее предпочтительным все же является первое мнение, т.к. оно имеет ряд своих сильных сторон: к хадису от Абу Хурайры, где говорится «сначала опускаются руки, а затем – ноги» были претензии как у хадисоведов (мухаддисов), например у ат-Тирмизи, который сказал, что данный хадис «гари́б» (странный), так и у факы́хов, например у Ибн Кайима аль-Джавзии, который высказался, что этот хадис является «недостоверным по своему смыслу». У Ибн Кайима в книге «Задуль-маад» (т.1, сс. 223 – 231) по данному вопросу есть очень подробное, аргументированное и взвешенное исследование, в конце которого он подходит к упомянутому заключению. [24] Особая форма развода, распространенная у арабов в то время. Она заключалась в отказе мужа поддерживать брачные отношения с женой, объявив ее подобной спине его матери. Жена при этом не получала обычный развод и не продолжая нормальную супружескую жизнь. [25] Поясним, что племя курайза – племя мединских иудеев, которые во время битвы у Рва, когда Медина была осаждена войсками язычников, пошли на сговор с осаждавшими против мусульман. За военную измену их было решено судить, и судьей с их согласия стал Саад. Поэтому, решение Саада, несмотря на свою жестокость, вполне соотносится с жестокими решениями правительств США и СССР, которые депортировали и насильственно переселяли целые народы. [26] Иджтиха́д (اجْتِهَادٌ араб. стараться, прилагать усилия) – понятие относится к сфере исламской юриспруденции (фикха) и означает способность и право компетентного факыха выносить решение по важным вопросам общественной и религиозной жизни, основываясь на методах фикха, а также на знании текстов Корана и Сунны и умении их комментировать и интерпретировать. Факых, чьи заключения признаются всей мусульманской общиной или значительной группой мусульман, называется муджтахидом. [27] Здесь уместно внести ясность. Окончательные и категоричные приказы и решения халифов подлежали безусловному исполнению. Однако до вынесения решения сподвижники имели право повлиять на халифа. С другой стороны, сам халиф, даже после отданного приказа, мог под влиянием различных обстоятельств пересмотреть свое решение. Т.е., умма в целом халифам подчинялась и повеления правителей не могли быть оспорены любым желающим. [28] Автор не учитывает один простой факт – сподвижники наслеляли один город, или, по крайней мере, небольшую территорию, так что их решения не вступали в серьезные противоречия. Другое дело, что в поздние времена ученые, жившие подчас по разные стороны континентов, не могли согласовать свои решения в силу естественных причин. К тому же, каждый «косный» ученый (если он все же не такой уж косный и фанатичный) опирался не на фантазии и выдумку, а на Коран, Сунну и фетвы тех же сподвижников. Так что же дурного в том, чтобы настаивать на своем мнении, если оно обосновано и приемлемо с точки зрения шариата? [29] О буквальном и переносном смысле в Коране и Сунне сказано немало. Ограничимся лишь тем, что существует два основных мнения об этом: что все в Коране и Сунне следует понимать в прямом смысле, буквально, и что в них есть иносказания, которые можно истолковать аллегорически, в переносном смысле. Приведем цитату из книги по методологии фикха, написанную шейхом Мухаммадом ибн Аляви аль-Малики «аль-Каваид аль-асасийя фи усуль-аль-фикх» («Базовые правила в методологии фикха»): «Значения слов делятся на буквальные (хакыка) и переносные (маджаз). Буквальное значение (хакика) передает то, что слово значило изначально, то есть оно сохранило первичное лексическое значение. А часть ученых дают такое определение: [буквальное значение] – это значение, которое установлено в языке по общему соглашению между людьми относительно конкретного значения данного слова, даже если оно уже потеряло первичное лексическое значение (например, слово «салят» в шариатской терминологии означает молитву, исполняемую определенным образом, в то время как лексически это слово изначально значит мольбу (дуʿа); а слово «даббат», которым в языке изначально обозначают четвероногое животное, например, осла, приобрело значение «любое животное, которое ходит по земле»). И буквальные значения делятся на три вида: 1) Буквальное шариатское значение (хакика шар'ийя) – то, что установлено в шариате (н-р, слово «салят» значит «вид поклонения»). 2) Буквальное лексическое значение (хакика люгавийя) – то, что установлено изначально в языке (н-р, словом «лев» обозначают конкретного хищника). 3) Буквальное приобретенное значение (хакика ʿурфийя) – то, что принято среди людей одного времени и одной местности (например, арабским словом «даббат» обозначают четвероногое животное)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.048 с.) |