Источники права, используемые маликитами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники права, используемые маликитами



Имам Малик выводил правовые нормы из следующих источников:

1. Коран

Как и всех остальныых имамы, Коран для Малика – первостепенный источник исламского права и его использование безоговорочно и безусловно.

2. Сунна

Сунна использовалась имамом Маликом в качестве второго важнейшего источника права, но как и Абу Ханифа, он ввел некоторые ограничения на ее использование. Если какой-либо хадис противоречил повседневной практике жителей Медины, он отвергал его. Хотя в отличие от Абу Ханифы он не настаивал на том, чтобы применяемый хадис непременно относился к категории машхур (хорошо известных). Он использовал любой из известных ему хадисов только в том случае, если их рассказчики не были известны как лгуны и не страдали слабой памятью.

3. ʿАмаль – практика жителей Медины

Имам Малик полагал, что многие из жителей Медины его времени являются прямыми потомками сподвижников Пророка ﷺ и это место, где Пророк ﷺ провел последние десять лет своей жизни. Посему традиции, бытовавшие у мединцев, хотя и могли не поощряться Пророком ﷺ лично, обязательно должны обрести статус дозволенных. Таким образом, Малик считал обычаи жителей Медины одним из видов достоверной Сунны, передаваемой делами, а не словами.

4. Иджма сподвижников Пророка ﷺ

Малик считал иджма сподвижников, а также иджма ученых важным источником права.

5. Личные мнения сахабов

Имам Малик придавал большое значение мнениям сахабов вне зависимости от их противоречивости или совпадения, и включал их в свой свод «Муватта». Однако единогласным коллективным мнениям Сахаба отдавалось предпочтение по сравнению с их личными мнениями. Если единогласного решения сподвижников по какому-либо вопросу не было, но существовали их отдельные мнения, то им Малик отдавал превосходство над своими собственными взглядами.

6. Кыяс

Малик применял свой собственный метод дедуктивного рассуждения по вопросам, не упомянутым в вышеназванных источниках. Однако он делал это с большой осторожностью из-за субъективности подобных форм рассуждения.

7. Обычаи и привычки жителей Медины

Имам Малик придавал некоторый вес и более редким обычаям, бытовавшим среди немногих мединцев, при условии, что они не противоречили известным хадисам. Он рассуждал, что хотя подобные обычаи имеют место лишь изредка, они, будучи передаваемыми от первых поколений мусульман, также должны иметь право на существование, поскольку их наличие уже само по себе свидетельствует об их одобрении со стороны сахабов или даже самого Пророка ﷺ.

8. Истислях (благосостояние)

Принцип истихсана, развитый Абу Ханифой, применялся также Маликом и его учениками, хотя они называли его истислях (стремление к тому, что более удобно или более уместно). Он касается всего, что относится к сфере человеческого благосостояния, но не получило конкретного рассмотрения в шариате. Один из примеров истисляха – фетва халифа Али, гласящая, что виновным считается каждый из группы людей, совершившей убийство, даже при том, что в действительности убийство было совершено кем-то одним из этой группы. Правовые положения шариата касались только фактического убийцы. Другим примером является право мусульманского правителя собирать от богатых не только закят, но и другие подати, если того требуют интересы государства, хотя в шариате конкретно оговорен лишь закят. Имам Малик также применял истислях для выведения норм, в большей степени тех, необходимость в которых диктовалась текущими потребностями, чем тех, которые выводились по методу кыяс.

9. Урф (обычай)

Вслед за Абу Ханифой Малик считал различные обычаи и привычки людей во всем мусульманском мире потенциальными второстепенными источниками права, если только они не противоречили букве или духу шариата.

К примеру, по обычаю в Сирии слово дабба означает лошадь, в то время как его общий смысл в арабском языке – четвероногое животное. Следовательно, заключавшиеся в Сирии договоры, по которым требовалась оплата в форме дабба, юридически означали лошадь (лошадь в уплату), в то время как во всех других уголках арабского мира лошадь как форма оплаты должна была оговариваться более конкретным словом.

Основные ученики маликитского мазхаба

Самыми заметными из учеников Малика, которые впоследствии не создали свои собственные мазхабы, были аль-Касим и Ибн Вахб.[70]

Абу Абдуррахман ибн аль-Касим (745 – 813 гг.) родился в Египте, но приехал в Медину, где обучался у своего учителя и наставника более двадцати лет. Он написал обширную книгу по маликитскому фикху, затмившую собой даже «Муватту» его учителя, которую он назвал «Аль-Мудаввана».

Абу Абдуллах Ибн Вахб (742 – 819 гг.) также приехал из Египта в Медину, чтобы учиться у имама Малика. Он отличился своими способностями к дедукции Фетв в такой степени, что Малик присвоил ему титул муфтия – толкователь исламского права (букв. «издающий фетвы»). Ибн Вахбу предложили пост судьи Египта, но он отказался от него, чтобы остаться независимым ученым.

У имама Малика были и другие знаменитые ученики, в том числе и из других мазхабов. Причем некоторые из них привнесли изменения в свои собственные мазхабы на основании знаний, полученных у Малика. К ним относился, например, Мухаммад аш-Шайбани, один из первейших учеников Абу Ханифы. Были и такие, которые создали свои собственные мазхабы, объединив учение Малика с учениями других. Например, Мухаммад ибн Идрис аш-Шафиʿи, который многие годы учился у имама Малика и у ученика Абу Ханифы Мухаммада аш-Шайбани.

Последователи маликитского мазхаба

В наши дни последователей этого мазхаба можно найти преимущественно в Верхнем Египте, Судане, Северной Африке (Тунис, Алжир и Марокко), Западной Африке (Мали, Нигерия, Чад и др), а также в государствах Персидского залива (Кувейт, Катар и Бахрейн).[71]

ЗАЙДИТСКИЙ МАЗХАБ

Основатель: Имам Заид (700-740 гг.)

Происхождение этого мазхаба берёт своё начало от одного из внуков Али ибн Абу Талиба по линии его сына Хусейна. Отец имама Зайда, Али Зайн аль-Абидин, был широко известен как великий знаток права и повествователь хадисов. Заид ибн Али, родившийся в Медине в 700 г., вскоре стал одним из крупнейших ученых рода Алидов. Он рассказывал хадисы, услышанные им из уст своих родичей, в том числе и своего старшего брата Мухаммада аль-Бакыра[72]. Зайд расширил свои познания, странствуя по крупным научным центрам в Ираке – Куфа, Басра и Васит, где он встречался со своими знаменитыми современниками – Абу Ханифой и Суфьяном ас-Саури.

Халиф Омейядов Хишам ибн ʿАбдуль-Малик (правил в 724 – 743 гг.) никогда не упускал возможности унизить семейство Алидов, и Зайд ибн Али часто бывал объектом для этого. Ему не позволяли покидать Медину без разрешения правителя города, а его просьбы о таком разрешении неуклонно отвергались. В конце концов Зайд стал первым из потомков Али, который попытался силой избавиться от Омейядов после катастрофы при Кербеле. Он тайно прибыл в Куфу, где к нему присоединились шииты Ирака, Васита и других регионов, и стал готовиться к битве с Омейядами. Многие из его родственников предупреждали его, чтобы он не полагался на жителей Куфы, поскольку именно их предательство имама Хусейна привело к его смерти. Но он не прислушался к их предостережениям. До того, как он успел закончить подготовку к битве, его новые последователи повздорили между собой, как только узнали, что он не считает первых халифов, Абу Бакра и ʿУмара, отступниками, укравшими власть у его деда. Большинство его последователей порвали с ним и объявили его племянника Джафара ас-Садика имамом вместо Зайда. Армия Хишама, воспользовавшись этой сумятицей в их рядах, предприняла неожиданное нападение на Куфу. На сторону Зайда встали лишь немногим более четырех сотен его приверженцев, и он был убит во время последовавшего сражения («Тарих аль-мазахиб аль-ислямийя», т. 2, стр. 749 – 793).

Образование мазхаба зайдитов

Имам Зайд был одним из тех ученых, которые занимались главным образом повествованием хадисов и чтением Корана. Он преподавал в учебных кружках Медины, Басры, Куфы и Васита, поэтому имел огромное количество учеников. Методом, который использовал Зайд, было преподавание хадисов и обучение искусству чтения Корана. Если поднимались правовые вопросы, он решал их сам или склонялся к мнению одного из своих современников, таких например, как правовед Абдуррахман ибн Абу Лейла. Фетвы этого мазхаба диктовались и записывались не самим Зайдом, а его учениками.

Источники права у зайдитов

Руководствуясь фетвами имама Зайда, специалисты-правоведы этого мазхаба определили следующие источники, из которых они выводили исламские нормы.

1. Коран

Коран рассматривался ими как первостепенный источник исламского права. Существующий экземпляр Корана считается зайдитами полным, а утверждения представителей многих крайних шиитов о якобы «вычеркнутых» из него аятах не признавались верными.

2. Сунна

Высказывания и действия Пророка ﷺ, а также одобрения с его стороны считались вторым важнейшим источником исламского права. Сунна не сводилась ими к повествованиям из уст семейства Алидов и их последователей, а включала все достоверные сообщения.

3. Акваль (высказывания Али)

Фетвы и заявления Али ибн Абу Талиба, представлявшие собой не только его личное мнение по различным вопросам, считались имамом Зайдом одним из компонентов Сунны. Это значит, что если ʿАли не говорил устно или не подразумевал в иной форме, что это его собственное мнение, тогда Заид полагал, что оно исходило от самого Пророка ﷺ. Однако Зайд не принимал ничего из того, что приписывалось Али другими, а также иногда составлял фетвы, вступавшие в противоречие с теми, автором которых якобы являлся Али. Так, сообщается, что Али постановил, что закят может собираться от сирот, а Зайд считал, что не может.

4. Иджма сподвижников Пророка ﷺ

Зайд признавал иджма сахабов одним из источников права. Поэтому, хотя ему и думалось, что его дед лучше подходил на роль халифа, чем Абу Бакр, ʿУмар и Усман, единогласное принятие их халифата сподвижниками Пророка ﷺ сделало этот халифат, по его мнению, законным.

5. Кыяс

Согласно мнению ученых этого мазхаба и принципы истихсан, и принцип истислях включают в себя дедукцию по аналогии. Следовательно, они фактически считали их частью того, что было известно в других мазхабах как кыяс.

6. Акль

Человеческий разум считался одним из источников права в тех случаях, когда ни один из предыдущих источников не мог помочь решить тот или иной вопрос. В юношеские годы Зайд встретил Ва́сыля ибн ʿАта́, основателя мутазилизма, и учился у него. Мутазилиты были первыми, кто вынес на обсуждение принцип ʿакль. Согласно этому принципу, все, что человеческий разум считает хорошим – хорошо, а все, что он считает плохим – плохо. Однако, по мнению мутазилитов, ʿакль идет сразу же после Корана и Сунны, и, таким образом, они отвергали кыяс, а также мнения сахабов («Тарих аль-мазахиб аль-ислямийя», т. 2, стр. 516), в то время как имам Зайд ставил принцип ʿакль последним и признавал кыяс.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.013 с.)