Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мифы о рождении и возрождении.

Поиск

Обычно связанные с ритуалами инициации мифы о рождении и возрождении рассказывают о том, как жизнь может быть обновлена, время повернуто вспять, а люди трансформированы в новые существа — как в реинкарнации.

Мессия.

В мифах о приходе идеального общества (тысячелетние мифы) или Спасителя (мессианские мифы) эсхатологические темы сочетаются с темами возрождения и обновления. Тысячелетние и мессианские мифы обнаружены в племенных культурах Африки и Меланезии, а также в мировых религиях иудаизма и ислама.

Мифы о Мессии, Помазаннике, Христе встречаются в теологии. «Мессия» — европейское имя обещанного избавителя человеческого рода, приписываемое Иисусу и данное ему христианами, хотя вера евреев утверждает, что Мессия еще только должен прийти.

Изначально используемый в теологии термин «Мессия» стал применяться более свободно для обозначения любого ожидаемого освободителя страны или народа или предполагаемого спасителя в любой нехристианской религии.

Предопределение и судьба.

В некоторых мифах божественная власть отмечена господством бога над роком. Таким образом, моделируется решение конфликта субъективного и объективного.

Воспоминание и забывчивость.

Мифы о памяти могут принимать форму коллективных воспоминаний. Решающая часть праздника христианского причащения — воспоминание. (Также мифологизируются поминальные молитвы по усопшему.)

Высшие существа и небесные боги.

Небо везде считается священным и соотносится или идентифицируется с высшими богами. (В язычестве происходит идентификация и символический перенос также на природные явления, предметы, животных.)

Короли и святые.

Мифы о королях можно найти только в традициях, которые знают форму освященной королевской власти. Считалось, что короли имеют союз с богинями. Это был «священный брак». (Вспомним также роль самодержца как «помазанника божьего».)

Трансформация.

Эти мифы включают в себя ритуалы инициации и «ритуалы превращения» (рождение, достижении зрелости, брак, смерть), а также космическую трансформацию. Крещение — это трансформация ритуала превращения.

Другие известные мифы включают в себя историю о Райском саде, о Потопе, об ангелах-хранителях, Змее как соблазнителе, Древе познания и Древе вечной жизни, о радуге, о Валькириях.

 

 

Приложение 2. Сочетание креативного и логического мышления

Обычно под креативностью понимается возможность человека конструировать нечто, используя свое воображение. В нашей концепции воображение это процесс создания новых образов, в отличие от памяти, которая воскрешает, воссоздает уже полученную информацию — старое.

Воображаемые образы и переживания обычно не подтверждаются и не повторяются. И может, поэтому в целом в обществе люди с развитым воображением или креативностью воспринимаются с недоверием и непониманием. Общественный конформизм с раннего детства гасит творческую искру в большинстве из нас, препятствует самовыражению.

Но актуализация личности возможна лишь в условиях творческого подхода к себе и к миру, а также свободы от гипертрофированного навыка самосохранения и защиты, привитого воспитанием и моральными нормами.

Мощным антикреативным барьером является привычка подчиняться иррациональным идеям в виде общественных правил и нормативов, страх совершить ошибку. В таких случаях происходит массовая интроекция ограничивающих убеждений и установок, например таких как «Делай как все», «Тише едешь — дальше будешь», «Как бы чего не вышло!» и пр.

Анализируя, мы используем привычное, знакомое, разбивая нечто сложное на узнаваемые компоненты. Затем находим приемлемые альтернативы и синтезируем их в новые конструкции.

Креативность — это способность слышать старые мысли по-новому и конструировать из старых связей как из затертых нитей новое полотно — карту других возможностей.

Применительно к бизнесу или любой другой групповой деятельности можно отметить, что успешной бывает лишь та группа, в которой ее участникам позволяется «мечтать», «креативить», «витать в облаках» идей и возможностей. Мечтатели всегда в меньшинстве и воспринимаются они обычно как странные чудаки, возмутители спокойствия. А уж желающих осадить и «оценить» их идеи всегда «подавляющее» большинство. Потому что привычнее воспринимать мир со стабильного уровня «безопасности».

«Логичность» или «креативность» нашей деятельности зависит от соответствующей работы левого и правого полушария мозга. Левое, систематическое полушарие контролирует правую сторону тела и отвечает за конкретику, частности, активность, закрепление и структурирование старого. Правое, интуитивное полушарие контролирует левую сторону тела и занимается обобщениями, целым, осваиванием и прогнозированием нового.

В алгоритме успешности лежит равновесие между двумя полушариями: проницательность и интуиция добывают образы, которые затем анализируются, обосновываются и адаптируются.

Как показывают многочисленные исследования и собственная практика, наиболее актуальной в консультационном обучении является развитие и тренировка функций правого полушария, так как у большинства левое полушарие доминирует и пытается все задачи решать при помощи логики и анализа, подавляя интуицию, чувства, спонтанность. И именно в этом особенность и преимущества модели КРК (креативно-ролевой коррекции).

 

 

Приложение 3. Особенности типологии

Предлагаемая к рассмотрению типология основана на разработках Карла Густава Юнга и соционики. Сразу замечу, что работа с данными тестами обычно вызывает много вопросов, связанных с применением новых знаний на практике. Учитывая формат Приложения, я, тем не менее, постарался делать адаптационные привязки. (В более полном объеме особенности соотношения типов, их возможности реализации, сильные и слабые стороны, внутренние и внешние ограничения будут рассмотрены в моей новой книге, рабочее название которой «Типология личности. Шаги к идентификации».)

Тест для определения психологических типов

Каждый ответ в тесте оценивается баллами от 0 до 2. Суммировав баллы в каждой колонке, вы приблизительно установите, каково у вас соотношение того или иного признака. Отвечать на вопросы, желательно, не задумываясь, как бы автоматически, не зная заранее, к какому результату это приведет. Ответив, просуммируйте каждую колонку. У вас должно получиться 8 цифр, оценивающих преимущество одного из признаков пары. Наиболее сильный признак в паре обведите/подчеркните для дальнейшей работы с таблицей.

Экстраверсия — Интроверсия

 

В гостях вы с большим удовольствием общаетесь:

Экстраверт:

со всеми присутствующими — 1

Интроверт:

только с теми, кого хорошо знаете — 2

 

Вам более свойственно:

Экстраверт:

демонстрировать свои чувства — 1

Интроверт:

свои настоящие чувства скрывать — 0

 

В гостях на празднике:

Экстраверт:

вам всегда хорошо — 2

Интроверт:

иногда скучаете — 1

 

Когда предстоит встреча с незнакомыми людьми, вы это воспринимаете:

Экстраверт:

как приятное или, по крайней мере, не обременительное — 1

Интроверт:

как что-то, требующее достаточно много усилий — 1

 

Вас:

Экстраверт:

легко познать — 1

Интроверт:

трудно познать — 2

 

Среди своих вы тот, кто:

Экстраверт:

всегда в курсе всех дел — 2

Интроверт:

новости узнает последним — 1

 

В неприятных ситуациях вы обычно стараетесь:

Экстраверт:

все обратить в шутку — 1

Интроверт:

на следующий день думаете о том, что следовало сказать — 2

 

По своей натуре вы:

Экстраверт:

общительный — 2

Интроверт:

скорее тихий и сдержанный — 2

 

В дружбе вы ищете:

Экстраверт:

контакта с большим количеством разных людей — 2

Интроверт:

глубокой связи с узким кругом людей — 1

 

Про себя могли бы сказать, что:

Экстраверт:

воодушевляетесь больше, чем большинство людей — 1

Интроверт:

являетесь менее впечатлительным, чем большинство — 1

 

Способны ли вы, если нужно:

Экстраверт:

беседовать почти с каждым так долго, как это нужно, без особых трудностей — 2

Интроверт:

находите темы для разговора только с определенными людьми или в определенных условиях — 2

 

Среди своих близких вы:

Экстраверт:

один из тех, кто что-то новое пробует первым — 0

Интроверт:

включаетесь одним из последних — 2

 

Какую роль предпочитаете для себя на празднике?

Экстраверт:

помочь раскручивать его ход — 1

Интроверт:

оставляете всех общаться на свой собственный лад — 2

 

О ваших интересах новые знакомые получают представление:

Экстраверт:

скоро — 1

Интроверт:

только после того, как вы этих людей по-настоящему узнаете — 1

 

В большой группе чаще всего:

Экстраверт:

вы кого-то кому-то представляете — 2

Интроверт:

вас представляет кто-то другим — 2

 

Думаете ли вы, что близкие вам люди:

Экстраверт:

знают, что вы думаете про большинство вещей — 1

Интроверт:

знают лишь то, что вы им по каким-то причинам сообщили — 1

 

Какое слово в каждой из этих пар больше соответствует вашему духовному складу?

 

Экстраверт:

праздник — 1

Интроверт:

театр — 0

 

Экстраверт:

разговорчивый — 2

Интроверт:

сдержанный — 1

 

Экстраверт:

отважный — 1

Интроверт:

хладнокровный — 2

 

Экстраверт:

разговаривать — 0

Интроверт:

писать — 1

 

Экстраверт:

оживленный — 1

Интроверт:

спокойный — 1

 

Экстраверт:

общительность — 1

Интроверт:

замкнутость — 1

 

Сенсорика — Интуиция

С кем легче общаетесь?

Сенсорный тип:

с реалистами — 1

Интуитивный тип:

с людьми, не лишенными фантазии — 2

 

Когда делаете то, что делают многие, вам более приятно:

Сенсорный тип:

действовать уже известными способами — 1

Интуитивный тип:

искать свои собственные методы — 1

 

В художественной литературе предпочитаете:

Сенсорный тип:

чтобы автор высказывал бы близкие вам мысли — 1

Интуитивный тип:

вас удовлетворяют и непривычные, оригинальные способы самовыражения — 0

 

Какими людьми вы больше восхищаетесь?

Сенсорный тип:

теми, кто так приспосабливается, что становится незаметным — 1

Интуитивный тип:

настолько оригинальными и индивидуальными, что это бросается в глаза и беспокоит их самих — 2

 

Что вас больше раздражает?

Сенсорный тип:

необычные теории — 1

Интуитивный тип:

люди, которые их не любят — 1

 

Вам больше нравится:

Сенсорный тип:

традиционным способом делать добро — 2

Интуитивный тип:

анализировать, нет ли еще каких-то ошибок и нерешенных проблем — 0

 

Что для человека является большей похвалой?

Сенсорный тип:

сказать, что он имеет здравый смысл — 1

Интуитивный тип:

сказать, что способен фантазировать — 2

 

Будучи учителем, вы предпочли бы читать:

Сенсорный тип:

курс о конкретных вещах — 2

Интуитивный тип:

теоретический курс — 2

 

Что более важно:

Сенсорный тип:

разобраться в фактическом положении — 1

Интуитивный тип:

увидеть возможности, которые таит ситуация — 0

 

Кем приятнее слыть:

Сенсорный тип:

практичным человеком — 2

Интуитивный тип:

находчивым и изобретательным — 2

 

Какого человека хотите иметь в друзьях?

Сенсорный тип:

того, кто обеими ногами стоит на земле — 2

Интуитивный тип:

постоянно появляется с новыми идеями — 1

 

Какой жизненный стиль предпочитаете для себя?

Сенсорный тип:

общепринятый — 1

Интуитивный тип:

оригинальный — 0

 

Какое слово в каждой из этих пар больше соответствует вашему духовному складу?

 

Сенсорный тип:

реалист — 2

Интуитивный тип:

мечтатель — 0

 

Сенсорный тип:

практика — 1

Интуитивный тип:

теория — 2

 

Сенсорный тип:

строительство — 2

Интуитивный тип:

изобретение — 1

 

Сенсорный тип:

правило — 2

Интуитивный тип:

концепция — 1

 

Сенсорный тип:

завершенность — 1

Интуитивный тип:

эскиз — 0

 

Сенсорный тип:

рассудительный — 2

Интуитивный тип:

удивительный — 0

 

Сенсорный тип:

факты — 2

Интуитивный тип:

идеи — 1

 

Сенсорный тип:

конкретный — 1

Интуитивный тип:

абстрактный — 2

 

Сенсорный тип:

сделать — 2

Интуитивный тип:

изобрести — 0

 

Сенсорный тип:

фундамент — 0

Интуитивный тип:

шпиль — 2

 

Сенсорный тип:

опыт — 0

Интуитивный тип:

теории — 2

 

Сенсорный тип:

конкретный признак — 1

Интуитивный тип:

символ — 0

 

Сенсорный тип:

буквальный — 1

Интуитивный тип:

иносказательный — 1

 

Сенсорный тип:

принимать — 1

Интуитивный тип:

изменять — 0

 

Этика — Логика

Что вы больше учитываете?

Этический тип:

чувства других людей — 0

Логический тип:

или их права — 2

 

У вас склонность:

Этический тип:

эмоции оценивать выше, чем логику — 2

Логический тип:

логику ценить больше, чем чувства — 2

 

Что для вас является большим комплиментом?

Этический тип:

это человек с настоящими чувствами — 1

Логический тип:

он всегда благоразумен — 2

 

Что является большей ошибкой?

Этический тип:

быть недостаточно теплым — 0

Логический тип:

проявлять слишком много теплоты — 1

 

Какого руководителя вы предпочитаете?

Этический тип:

всегда любезного — 1

Логический тип:

всегда точного — 0

 

Что происходит чаще:

Этический тип:

вы позволяете своему разуму идти за чувствами — 1

Логический тип:

вашими чувствами руководит разум — 1

 

Что является большим недостатком:

Этический тип:

быть несопереживающим — 1

Логический тип:

быть неблагоразумным — 0

 

Какое слово в каждой из этих пар больше соответствует вашему духовному складу?

Этический тип:

участливый — 0

Логический тип:

решительный — 2

 

Этический тип:

симпатизировать- 2

Логический тип:

анализировать — 1

 

Этический тип:

удача — 1

Логический тип:

преимущество — 1

 

Этический тип:

некритичный — 1

Логический тип:

критичный — 1

 

Этический тип:

трогательный — 2

Логический тип:

убедительный — 2

 

Этический тип:

кроткий — 0

Логический тип:

упорный — 2

 

Этический тип:

простить — 0

Логический тип:

вытерпеть молча — 2

 

Этический тип:

кто сказал — 1

Логический тип:

что сказал — 1

 

Этический тип:

преданный — 1

Логический тип:

решительный — 1

 

Этический тип:

сочувствующий — 1

Логический тип:

предусмотрительный — 2

 

Этический тип:

пощада — 2

Логический тип:

справедливость — 2

 

Этический тип:

доверчивый — 0

Логический тип:

осторожный — 2

 

Этический тип:

нежный — 1

Логический тип:

непоколебимый — 2

 

Этический тип:

переживать — 2

Логический тип:

думать — 2

 

Этический тип:

миротворец — 0

Логический тип:

судья — 2

 

Этический тип:

согласиться — 0

Логический тип:

спорить — 0

Рациональность — Иррациональность

Когда вам приходится придерживаться почасового плана:

Рациональный тип:

это вам помогает — 2

Иррациональный тип:

это вас стесняет — 2

 

Если вас в субботу утром спросить, что вы делаете в этот день:

Рациональный тип:

ответите на это достаточно точно — 1

Иррациональный тип:

перечислите в два раза больше возможного или задумаетесь — 1

 

Свои дела вы улаживаете так, чтобы:

Рациональный тип:

не отложить на последнюю минуту — 1

Иррациональный тип:

охотнее всего в последнюю минуту — 1

 

К чему вам труднее привыкнуть:

Рациональный тип:

к постоянным переменам — 1

Иррациональный тип:

к рутине — 1

 

Что вам приятнее:

Рациональный тип:

события своей жизни планировать заранее — 2

Иррациональный тип:

оставаться свободным от обязательств и делать то, что предлагает случай — 1

 

Когда приходится начинать работу, с которой нужно справиться за неделю, вы:

Рациональный тип:

начинаете с того, что устанавливаете отдельные этапы работы и порядок их выполнения — 2

Иррациональный тип:

бросаетесь в дело просто так — 1

 

Более дельным вы оказываетесь:

Рациональный тип:

подчиняясь добросовестно разработанному плану — 1

Иррациональный тип:

столкнувшись с неожиданностью — 2

 

Постоянный режим дня для вас:

Рациональный тип:

удобный способ исполнения дел — 0

Иррациональный тип:

тягостен и обременителен, даже когда необходим — 2

 

Когда собираетесь в однодневную вылазку, вам приятнее:

Рациональный тип:

спланировать, что и когда нужно делать — 2

Иррациональный тип:

ехать прямо так — 2

 

Идея о том, чтобы составить список дел, которые следует выполнить в выходные:

Рациональный тип:

может вам понравиться — 1

Иррациональный тип:

не воодушевит или будет даже удручать — 1

 

Свою ежедневную работу организуете так:

Рациональный тип:

что никакой диктат не будет мешать — 1

Иррациональный тип:

работу под диктат вы ненавидите — 1

 

Какое слово из каждой пары вам более привлекательно?

 

Рациональный тип:

систематический — 2

Иррациональный тип:

спонтанный — 2

 

Рациональный тип:

планомерный — 2

Иррациональный тип:

непланомерный — 2

 

Рациональный тип:

решение — 1

Иррациональный тип:

импульс — 2

 

Рациональный тип:

пунктуальный — 1

Иррациональный тип:

безмятежный — 1

 

Рациональный тип:

аккуратность — 2

Иррациональный тип:

непринужденность — 1

 

Рациональный тип:

осторожность — 0

Иррациональный тип:

быстрота — 1

 

Рациональный тип:

систематичность — 2

Иррациональный тип:

случайность — 2

 

В рутине повседневности вы находите:

Рациональный тип:

спокойствие — 1

Иррациональный тип:

скуку — 0

 

Если вам придется заняться каким-то непривычным делом, вы:

Рациональный тип:

подготовитесь еще до того, как начинать — 2

Иррациональный тип:

нужное найдете в процессе самой работы — 2

 

При исполнении любой работы больше надежд возлагаете:

Рациональный тип:

на своевременное начало — 0

Иррациональный тип:

на порыв, который вас, в конце концов, все равно охватит — 1

 

Если задолго до начала срока становится известным, что конкретное в какое-то время вам придется делать:

Рациональный тип:

вам это приятно, так как дает возможность планирования — 1

Иррациональный тип:

немного неприятно, как будто вы уже чем-то связаны — 1

 

Если вас вдруг осенит какую-то мелочь купить или сделать:

Рациональный тип:

обычно сразу записываете, чтобы не забыть — 1

Иррациональный тип:

позже об этом чаще всего забываете — 1

 

После тестирования при помощи таблицы нужно подсчитать баллы и определить сильную функцию в паре. Затем поочередно слева направо выбирать в таблице свою функцию. В результате у вас получится три буквы, обозначающие ваш тип.

У Ирины были определены следующие функции: Интроверсия — Рациональность — Логика — Сенсорика. Получилось — ЛСИ. Это значит, что Ирина логико-сенсорный интроверт.

 

Таблица определения социотипов

 

1:Экстраверт

2:Рациональные

3:Логики

4:Интуиты

5:ЛИЭ

1:Экстраверт

2:Рациональные

3:Логики

4:Сенсорики

5:ЛСЭ

1:Экстраверт

2:Рациональные

3:Этики

4:Интуиты

5:ЭИЭ

1:Экстраверт

2:Рациональные

3:Этики

4:Сенсорики

5:ЭСЭ

1:Экстраверт

2:Иррационалы

3:Интуиты

4:Логики

5:ИЛЭ

1:Экстраверт

2:Иррационалы

3:Интуиты

4:Этики

5:ИЭЭ

1:Экстраверт

2:Иррационалы

3:Сенсорики

4:Логики

5:СЛЭ

1:Экстраверт

2:Иррационалы

3:Сенсорики

4:Этики

5:СЭЭ

1:Интроверт

2:Рациональные

3:Логики

4:Интуиты

5:ЛИИ

1:Интроверт

2:Рациональные

3:Логики

4:Сенсорики

5:ЛСИ

1:Интроверт

2:Рациональные

3:Этики

4:Интуиты

5:ЭИИ

1:Интроверт

2:Рациональные

3:Этики

4:Сенсорики

5:ЭСИ

1:Интроверт

2:Иррационалы

3:Интуиты

4:Логики

5:ИЛИ

1:Интроверт

2:Иррационалы

3:Интуиты

4:Этики

5:ИЭИ

1:Интроверт

2:Иррационалы

3:Сенсорики

4:Логики

5:СЛИ

1:Интроверт

2:Иррационалы

3:Сенсорики

4:Этики

5:СЭИ

Теперь посмотрим, какие социотипы стоят за аббревиатурой ЛСИ. Как видим, это Систематик, Инспектор, Опекун.

 

Социотипы

 

1:ИЛЭ,ENTP,Изобретатель, Новатор

2:СЭИ,ISFP,Посредник, Художник

3:ЭСЭ,ESFJ,Энтузиаст, Продавец, Коммуникатор

4:ЛИИ,INTJ,Аналитик, Ученый

5:ЭИЭ,ENFJ,Артист, Наставник, Педагог

6:ЛСИ,ISTJ,Систематик, Инспектор, Опекун

 

А теперь предлагаем краткую характеристику социотипов, которые были приведены в таблице.

Новатор: предрасположен к творческой деятельности, связанной с новыми, перспективными идеями. Везде, где работает, вносит атмосферу оживления и новизны. По складу ума больше теоретик, чем практик.

Посредник: ориентируется на создание хороших условий для работы и приятной атмосферы общения. Сторонник компромиссов во всем. Старается со всеми найти общий язык.

Аналитик: настроен на конкретную цель и очень последовательно ее добивается. Требователен к себе. В отношениях с другими ему недостает гибкости. Надежный партнер.

Коммуникатор: постоянно стремится к активной деятельности. Очень эмоционален и подвижен. Старается быть всем полезным, особенно если кто-то рядом нуждается в помощи.

Наставник: человек творческого плана. Ему необходима положительная оценка своих способностей. Думает, что способен на многое, но не каждый может оценить это.

Инспектор: жизнь для него должна быть устроена правильно. Без порядка во всем нет морального удовлетворения. Каждый должен быть на своем месте и честно выполнять свой долг, без пустой болтовни и фантазий.

Лидер: специалист по нахождению нужных и эффективных методов для выполнения своего дела. Имеет хорошую реакцию на изменение ситуации. Не теряется ни при каких ситуациях.

Лирик: верит, что всегда найдутся люди, на которых можно опереться в трудную минуту. Жизнь — не только быт и рутина, в ней всегда есть место празднику, и этот праздник он умеет создавать.

Экспериментатор: считает, что только благородная цель и самоотверженный труд могут дать удовлетворение. При этом никогда не упускает из виду, что человек — главная ценность, ради которой стоит идти на жертвы.

Хранитель: для него мир хорош сам по себе, но для полного счастья нужно, чтобы люди совершенствовали себя в нем. В том, что нам плохо, виноваты мы сами. Нужно больше работать и не распускать себя.

Политик: его энергия постоянно ищет выхода. Он стремится организовать что-либо, найти для этого новые возможности, новых людей, но не сидеть сложа руки.

Критик: главное — не торопиться и не наломать дров. Во всем нужна продуманность и осторожность, по принципу: «семь раз отмерь, один — отрежь».

Управляющий: жизнь ради ближних — вот главная цель. Знает, что может рассчитывать только на собственные силы. Работать качественно, не покладая рук, выполнять свой долг честно, до конца — его девиз.

Гуманист: люди часто несчастны и нуждаются в помощи. И если он не поможет, то кто же? Главное, чтобы люди не теряли чувства справедливости.

Вдохновитель: если он нужен людям, то жизнь имеет смысл. А главное лекарство от скуки — это новые впечатления. Каждый человек по-своему талантлив, нужно только помочь ему в это поверить.

Мастер: пессимист в душе, но при любых обстоятельствах не теряет своей практичности. Упрямо идет к цели, если она того стоит. И никакой уравниловки: иначе зачем стараться?

В идеале, социотипы должны совпадать с теми ролями, которые человек определяет для самореализации и достижения цели. Деятельность финансового директора во многом совпадает с функциями Систематик, Инспектор, Опекун. Так что функциональной коррекции для Ирины не потребовалось. Но нередко случается так, что у человека типические функции, например Лирик, Искатель, Романтик (социотип — интуитивно-этический интроверт), а он пытается делать карьеру главбуха и жалуется на дискомфорт, отсутствие интереса к работе и депрессию. И тогда приходится удивляться, как его вообще занесло в бухгалтерию, и объяснять, что его Этика противоречит требованиям деятельности бухгалтера, для которой необходима Логика. И хотя он — интроверт, который предпочитает «камерный» стиль деятельности, но сила его не в структурировании цифр, а в анализе, выстраивании или описывании отношений между людьми.

Но вернемся к ситуации с Ириной. Для ее будущей деятельности важным компонентом являются лидерские качества. Но лидер лидеру — рознь, и в зависимости от социотипа каждому лидеру присущ свой стиль лидерства.

Стили лидерства

Итак, для начала нужно определить свой лидерский стиль. Зачем? Правильный выбор стиля позволяет создать комфортную и деловую атмосферу в команде, сочетая и концентрацию на задаче, и развитие взаимоотношений. Выбор стиля зависит и от того, с кем работаешь, и от того, какой проект и с какими задачами нужно реализовать. Индикатором правильно выбранного стиля является хорошая мотивация, готовность к действиям, и конструктивные отношения между всеми участниками проекта, включая и самого лидера.

Действия лидера к задаче выражается в распределении обязанностей и ответственности в команде: как, что, когда и кто именно должен делать.

Действия лидера к отношениям выражаются как установление многосторонней коммуникации с другими: слушание, поощрение, помощь, прояснение и оказание социальной и эмоциональной поддержки, обратная связь.

Готовность определяется как степень способности и желания сотрудников выполнять определенную задачу, где способности — это знания, опыт и навыки, используемые индивидом или группой при выполнении определенной задачи. Желание — это уверенность, обязательства и мотивация выполнить определенную задачу.

Какие же стили лидерства соответствуют уровню готовности?

1. «Приказывающий» стиль — производственники. Ему свойственна односторонняя коммуникация, когда лидер определяет роли подчиненных и говорит им, что, как, кем, когда и где должно выполняться при разных задачах.

2. «Продающий» стиль — социалы. Лидер вырабатывает большинство указаний. Он стремится путем двухсторонней связи, а также социального и эмоционального поощрения заставить подчиненных психологически «закупать» те решения, которые должны быть выполнены.

3. «Участвующий» стиль — исследователи. Лидер и команда участвуют в процессе принятия решений через двухстороннюю коммуникацию и оказание помощи (поддержка, поощрение). Подчиненные, с точки зрения руководства, обладают способностями и знаниями для выполнения поставленных задач.

4. «Делегирующий» стиль — гуманитарии. Команда может работать по своему усмотрению. Лидер делегирует им свои полномочия, поскольку уровень компетентности команды высокий, и они готовы и способны принимать ответственность за свою деятельность.

В каких случаях эффективен «приказывающий» стиль? В случае недостатка у команды как способностей, так и желания.

«Продающий» стиль эффективен при наличии у команды некоторых способностей и большего желания.

Если у сотрудников есть способности, но нет желания — эффективен «участвующий» стиль.

«Делегирующий» стиль для сотрудников с хорошими способностями и сильным желанием.

По Херси, стиль лидерства есть «паттерн поведения (слов и действий) лидера, как он воспринимается другими людьми. Стиль лидерства всегда описывает действия лидера с точки зрения наблюдателя. Это не то, как человек воспринимает себя по существу, но то, как его воспринимают другие люди, на кого он пытается повлиять».

Соответственно, стиль — это в первую очередь вопрос отношений, который в меньшей степени определяется выполняемой задачей и в большей — отношениями и атмосферой в команде. В субъективной реакции команды на лидера.

Как определить свой стиль лидерства?

Предлагаю сделать это несколькими способами.

Во-первых, каждый стиль лидерства соответствует определенной психоформе.

Для определения своей психоформы нужно сделать следующее.

Нарисуйте четыре фигуры: круг, зигзаг, треугольник и квадрат. А теперь закройте глаза и мысленно поместите себя поочередно в каждую из фигур. Сравните ощущения комфортности. Та фигура, в которой вам наиболее комфортно, является — вашей.

Если не хотите рисовать, тогда внимательно посмотрите на нарисованные внизу фигуры и выберите ту, которая больше всего вам понравилась.

Психоформы

1. Квадрат. Соответствует функции логики (мышлению, объективности оценок) и присущ нормирующей форме личности, наделяющей людей способностью к объективному анализу фактов.

2. Круг. Соответствует функции этики, чувства (эмоциональности и субъективности оценок) и присущ гармонизирующей форме личности, которая связана с развитыми чувствами, предопределяет способность к проникновению во внутренний мир людей, к сочувствию, сопереживанию.

3. Треугольник. Соответствует функции сенсорики (конкретике). Он адекватен доминантной форме личности и дает реализм, практичность и лидерские качества.

4. Зигзаг. Соответствует функции интуиции (ассоциативному восприятию) и творческой (креативной) форме личности, предрасполагающей к отвлеченному, абстрактно-образному мышлению, сопоставлениям и догадкам, не идущим от опыта — ни своего, ни чужого. Поэтому большинство новых открытий — следствие интуитивных озарений людей, обладающих не просто смекалкой, предчувствием и живым воображением, а фантазией, отрывающей от реальности, за пределами которой они находят ответы на загадки окружающего мира.

Нормирующая личность (квадрат)

Наиболее выражена нормативность у социотипов с относительным преобладанием логического, аналитического мышления. Человек, имеющий такую форму проявления своего социотипа, несколько консервативен по натуре, не любит перемен, неожиданностей, нестабильности в любом виде. Но он умеет как никто другой убеждать собеседника фактами и цифрами, приводить неоспоримые доказательства.

Стремится к порядку во всем, к систематизации, структуризации и категоризации. Умело планирует свои дела, составляет планы и графики. Очень добросовестен, скрупулезен и педантичен в работе. Ко всему предпочитает готовиться заранее. Ему необходима спокойная, уединенная обстановка для раздумий и анализа.

Довольно негибок в отношениях. Обычно не склонен к компромиссам, но еще больше он не выносит конфликтов, поэтому, в крайнем случае, может поступиться своими убеждениями или пойти на компромисс в отношениях. Такому человеку часто приходится доделывать чужую работу, стремясь к качеству и порядку. На него во всем можно положиться. В общении нуждается в определенной дистанции и часто кажется сухим или холодным человеком. Это происходит потому, что ему трудно выразить свои чувства.

Гармонизирующая личность (круг)

Самые яркие представители — социотипы с этической доминантой в поведении. Главное их достоинство — умение сплотить людей, создать атмосферу непринужденности, искренности, доброжелательности. Такие люди болеют душой за свой коллектив и, несмотря на стремление к душевному покою, могут стать активными защитниками обиженных. Крайне щепетильны в вопросах соблюдения этических норм, высоко ценят гуманизм и справедливость.

Такой человек добр и уступчив. Он хорошо разбирается в людях, но довольно снисходителен к их слабостям. Его легко узнать по мягкой, тактичной манере поведения. Его проблемы — склонность к компромиссам ради сохранения хороших отношений, недостаток воли, настойчивости, инициативы.

Разновидность такой личности — приветливый, эмоциональный человек. Он может оказывать сильное влияние на окружающих, но, в отличие от доминантной личности, такое поведение не является продуманной тактикой целеустремленного и практичного человека. Его характеризует естественный эмоциональный подъем, цель которого — поднять дух и настроение других или увлечь какой-либо идеей. Это происходит потому, что гармонизирующая лично



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.47 (0.017 с.)