Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРИНЯТИЕ ситуации, предлагаемой шефом

Поиск

(Сергей — финансовый директор, Ирина — заместитель).

ЗА:

· не могу настаивать на прежних договоренностях, так как испытываю чувство вины перед шефом;

· неуверенность в своих способностях руководителя;

· Сергей «блатной», за ним стоит значимое лицо из правительства, который может помочь компании (правда, не совсем понятно — чем?), а может и навредить;

· не придется уходить из компании — перспектива занять место финансового директора «чуть позже»;

· жалко два года, которые отдала компании и шефу;

· хочется стабильности — у меня растет сын;

· мне скоро 40 лет.

ПРОТИВ:

· не уверена, что Сергей уйдет быстро;

· буду работать за двоих;

· у компании сейчас благоприятный момент для оптимизации и реструктуризации всей финансовой политики, поскольку я целый год разрабатывала план;

· жалко отдавать другому свои наработки и собственноручно возвести конкурента на «свою» должность;

· будет сложно работать под началом человека, который мне неприятен, который меня подставил; досадно, что сама рассказала Сергею о недоработках направления и о возможностях по улучшению, и он этим воспользовался;

· назначение Сергея восприму как обиду и унижение;

· убеждена, что он мало соответствует этой должности и по квалификации, и по мотивации, и по опыту и по знанию «темы» (в компании всего три месяца);

· в случае успеха: молодец — Сергей; в случае неудач — «что ж Вы не подсказали, Ира??!»

Сделайте и вы, уважаемый клиент-читатель, собственную раскладку. Желательно продолжать чтение только после того, как закончите это задание.

Обсуждая будущие действия Ирины, мы пришли к мнению, что Сергея нужно перевести в позицию защищающегося.

Была разработана следующая стратегия репозиционирования конкурента. Ирина должна «помочь» ему проявить свою профессиональную «компетентность», воспользовавшись его желанием понравиться шефу и казаться лучше, профессиональнее, чем он есть на самом деле.

В данной ситуации это будет хитростью во спасение. Ведь показав профессиональное дилетантство Сергея, Ира спасает компанию, предостерегает руководство от ошибочного кадрового решения, которое в итоге может обернуться для бизнеса серьезными проблемами в дальнейшем.

Главная цель Иры — доказать шефу, что она — объективно полезнее и будущее с ней — лучше, чем с ее конкурентом, несмотря на его связи и коммуникабельность. Переведя свое отношение к Сергею с эмоционального на логический, деловой уровень, она сможет убедительно раскрыть его слабости, объяснить причины его выступления на совещании и последствия его назначения на должность финансового директора.

— А теперь найдите ролевое состояние, с помощью которого вы можете эффективно достичь ближайшей цели.

— Ничего особенного в голову не приходит.

— Давайте начнем с неособенного… Смотрите на свой образ желаемого состояния и представьте, что это финальный кадр фильма. И теперь ваша задача нарисовать самый выразительный кадр предыдущего эпизода, в котором вы еще только на полпути к цели.

Ирина задумчиво прикрыла глаза, но затем с извиняющейся улыбкой развела руками.

— Хорошо, Ирина! Представьте, КАК вы достигаете цели. Попробуйте сравнить себя с каким-то известным вам персонажем из книжки, фильма, спектакля, картины. А может быть это будет реальный человек — ваш знакомый…

Она долго перебирала различные образы, но они мало соответствовали тому состоянию, которое ей было необходимо. И когда она уже совсем было отчаялась, я предложил ей выписать ключевые слова, которые бы выражали эмоциональное состояние этой роли. Написав довольно внушительный список, Ирина неожиданно для меня назвала образ графа Монте-Кристо, как символ, по словам Иры, восстановления справедливости и мести. Меня смутило слово месть, но поскольку в тот момент это ее хорошо мотивировало и помогло найти в себе ресурс для противодействия, я решил проработать это позже.

Потом мы стали искать характерный жест (триггер), который мог бы быстро и точно запустить найденное ролевое состояние. Наконец, перебрав различные позы, она почувствовала нужное состояние, когда встала подбоченясь, слегка кивая головой и приговаривая как бы про себя «Ладно, ладно!..», при этом едва заметно постукивая носком правой ноги. Ирина объяснила, что вспомнила это состояние, которое испытала много лет назад, когда готовилась идти «разбираться» с подругой, слишком активно строившей глазки ее молодому человеку. Общение с подругой прошло удачно. И хотя с молодым человеком Ира вскоре рассталась, подруга с тех пор не позволяла себе подобных поползновений.

«Логико-сенсорные интроверты всегда отличаются обостренным чувством собственности, — отметил я про себя в подтверждение правильно определенного социотипа Ирины».

— А в какой вы будете роли, после того как восстановите справедливость?

— А что, «после того как» должна быть какая-то другая роль?

— Конечно. Ведь бойцовские качества уже будут малоактуальны. Закончится время «ломать», начнется время «строить»…

— Ну, тогда следующая моя роль — Добрая Фея, Василиса Премудрая, а может быть и Мать Тереза…

— Какое чувство будет основным в этой роли?

— Наверное, заботиться, опекать…

— То есть это будет то самое желаемое состояние, о котором мы вчера говорили: заботиться и опекать тогда и того, кого захочется?

— Да, наверное, мне от этого никуда не деться…

— Таким образом, в терминах транзактного анализа вы займете вашу излюбленную позицию Родителя, архетипическую Мать.

После этого я рассказал Ирине про транзактный анализ и особенности позиционного взаимодействия. (Подробнее о транзактном анализе в Приложении.)

Мы определили, что в присутствии шефа роль Ирины меняется на противоположную, и в отличие от взаимоотношений с близкими и сослуживцами, в кабинете шефа она традиционно встраивается в типичную трансакцию «Шеф — Подчиненный» (с манипулятивным оттенком), что соответствует позициям Родитель — Дитя. «В присутствии шефа я чувствую себя школьницей, а теперь еще и провинившейся…»

Занимая позицию осуждения и разочарования (Родитель) и обращаясь к чувству зависимости и неловкости (Дитя), он пристроился сверху. А Ирина, приняв этот позиционный расклад («Извините, была неправа»), поддержала его игру. Это позволило шефу манипулировать чувством вины и стыда Ирины («Думал, Вы — лучше!», «Почему не помогли компании?», «Почему Вы оскорбили Сергея?»).

Главный выигрыш шефа был в том, что он перевел внешний открытый конфликт между Сергеем и Ириной и скрытый между Ириной и компанией в своем лице в еевнутренний конфликт (желание стать финансовым директором сталкивалось с желанием сгладить вину перед шефом). Тем самым ослабил ее изначальные позиции (право на ожидаемое назначение) и перевел акценты от своих прежних обязательств к «вновь открывшимся обстоятельствам».

Наша задача была — перевести их взаимоотношения в позицию Взрослый — Взрослый.

Затем мы перешли к этапу планирования. Основные пункты нашего плана были следующие:

1. Рискнуть и изложить на совещании свои идеи и наработки. Все равно, только Ира сможет их реализовать.

2. На совещании одновременно раскрыть слабые стороны Сергея и «его» проекта и, как следствие, раскрыть его непорядочность.

3. Предварительно подготовиться еще и психоэмоционально. Наработать навыки «правильного» поведения и отношения к другим участникам: не испугаться возможного недовольства шефа, не сорваться, поддавшись на возможные провокации, не уйти в эмоции.

Думаю, что вы, уважаемый клиент-читатель, уже приступили к составлению своего плана. Просто решил поинтересоваться… из любопытства.

Навыки «правильного» поведения — не что иное, как адаптация к новой роли, контуры которой мы уже определили и которую я планировал закрепить и «отрепетировать» в заключительном блоке модели СЭК (адаптационно-ролевом или мотивационно-исполнительском).

После этого мы перешли к анализу плана. Ведь для успеха всегда очень важно предвидеть или просчитать обратную связь от намеченных действий. Так что известные строчки: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…», — это все же не про коучинг…

Критика «Анализ»

· Каковы ваши опасения, связанные с целью, и насколько они сильны? Основание. Почему вы уверены в этом?

· Что не позволило вам сделать большее?

· Какие препятствия потребуется преодолеть в достижении цели?

· Какие имеются (если они есть) внутренние препятствия или внешнее сопротивление?

· Каковы достоинства и недостатки каждой из внесенных в список возможностей?

Я понимаю, что вы уже начали отвечать на вопросы. Просто хочу обратить внимание, что лучше отвечать на вопросы «Критика», приняв описанную ниже позу из описанных состояний Р. Дилтса:

Критик «Изменить на»

Уровень фокуса внимания: почему, как бы чего не вышло.

Когнитивный стиль: логика — избежать проблем, выясняя, что упущено.

Установка: рассуждение — «что если» возникнут проблемы, лучше перебдеть.

Основная микростратегия: взгляд с позиции аудитории.

Физиология (поза): глаза смотрят вниз. Голова наклонена вниз и немного повернута; осанка угловатая.

· Получение гарантии, что план сохраняет любые позитивные побочные продукты текущего способа достижения цели.

· На кого может повлиять эта идея, и кто может повысить или понизить ее эффективность?

· Каковы их потребности и выгоды?

· По каким причинам кто-либо может возражать против этого плана или идеи?

· В чем преимущества существующего на сегодняшний день способа действий?

· Как вы можете сохранить эти преимущества, когда реализуете новую идею?

· Когда и где вы могли бы не захотеть реализовать этот план или идею?

Критик «Почему»

Оценка и обратная связь относительно этого состояния — наблюдатель, тестирование, анализ, отдаление, диссоциация. Поиск потенциальных источников проблем.

Взгляд со стороны с точки зрения потребителей. Адаптация.

Оценка проекта в целом: нет ли в нем противоречий.

Оценка действующих субъектов и отношений: правильно ли подобраны и структурированы, мотивация.

Оценка конкретных действий: будут ли они эффективны.

Критерии состояния критика — проблема, ошибки (негатив, недостатки). Обобщения. Худший вариант — переход на личностный уровень вместо оценки действий или результата (контекст).

Если сопоставить три состояния: «Мечтатель», «Реалист», «Критик», то можно выделить следующие особенности:

«Мечтатели» — «как если бы».

«Реалисты» — результат.

«Критики» — обратная связь.

Критик-советчик

Очень важно уметь превращать своего Критика в Советчика — самый желательный вариант во взаимодействии. Становясь Критиком-советчиком, мы не должны ограничиваться замечаниями или возражениями типа: «Это предложение слишком слабое, поверхностное и не подходит нам!» Подобные фразы обычно характерны для неконструктивного Критика.

Критик-советчик должен ответить для себя на следующие вопросы:

1. Какое позитивное намерение скрыто за моим замечанием? Чего я хочу достичь с помощью критики?

Например: «Радикальных и основательных изменений в проекте, при которых не пострадают прежние наработки и ресурсы».

2. Каким будет вопрос со словами КАК или КАКИЕ, раскрывающий это намерение?

Например: «Как гарантировать, что принятие этого предложения создаст предпосылки, необходимые для радикальных и основательных изменений? Какие ресурсы необходимы для этого? В какие сроки это будет реализовано?»

«В чем суть твоего замечания или возражения?»

Вместо: «Это предложение слишком поверхностно!»

«Как можно реализовать эту идею более простым и легким путем?»

Вместо: «Это потребует слишком больших усилий!»

Я поинтересовался, каким она видит тот решающий разговор. Ирина представила, что Сергей будет вначале ее провоцировать — иронией и насмешками, а потом, когда она выскажется, станет раздраженным и злым. С ним отношения испортятся окончательно.

Шеф, наверное, тоже не обрадуется. Возможно, отложит принятие решения. Вызовет к себе Иру и будет уговаривать потерпеть немного.

Я спросил, как она будет на это реагировать? Ирина ответила, что, несмотря на первоначальную неловкость, она будет твердо отстаивать свои интересы.

— Каковы Ваши ощущения? Как бы Вы себя чувствовали, если бы нужно было действовать прямо сейчас? Вы готовы к этому?

— Боюсь, что нет…

— Что вам мешает?

— Я совсем запуталась. Мы много говорили о целях, о задачах, но сейчас не уверена, та ли это цель, которая мне нужна…

— Хорошо, давайте разберемся, что есть Ваша цель?

— Не знаю…

— Обычно в желаемой цели воплощается идеальная модель для подражания, приносящая удовольствие, так как идеал обычно вызывает бессознательное желание быть похожим на него. В детстве и в юношестве большинство из нас имеют такие идеалы и ролевые сценарии. Для одних — Золушки, для других — космонавты, для третьих — мафиози и т. д. Как вы думаете, почему для Вас идеальной моделью, образом стала хозяйка Медной горы?

— Для меня самой это загадка.

— Знали ли Вы женщин, ситуация которых была похожа на ту, что была описана в сказке «Каменный цветок»?

Ира не смогла вспомнить похожую ситуацию. Тогда мы проанализировали отношения в ее семье. И получили привет от Фрейда: мать Иры всю жизнь помогала отцу, авиаконструктору, заниматься «его» любимым делом — ваять свой «каменный цветок». Он называл ее «боевой подругой», но в итоге бросил, забрал с собой «каменный цветок» и подарил его плоды молодой сотруднице своего КБ, на которой женился. Эта ситуация выработала у Ирины убеждение, что боевая подруга — хорошо, но женщине нужны гарантии и рычаги управления, а значит нужно быть хозяйкой положения.

Я опять решил проверить мотивацию Ирины и снова поинтересовался ее готовностью сделать тот самый первый шаг. И она вновь ответила, что не готова к этому, что-то мешает, какие-то внутренние сомнения. Тогда я попросил ее закрыть глаза и проверять свои ощущения, слушая, как я буду описывать ее ситуацию. И когда что-то в моем описании ее встревожит, тут же назвать мне — что или кто именно является тем самым стрессором (ограничителем или раздражителем). В результате она несколько раз среагировала на шефа. После чего я предложил Ирине поработать в формате СЭК-драмы и пообщаться с шефом из разных ролей.

Вначале она нарисовала на листе простыми линиями лица-символы: свое, шефа и Сергея. Затем поговорила с каждым из них. После этого они поменялись местами. И Ира получила от них обратную связь. Она услышала от шефа то, что он думает, но не говорит ей. «Я понимаю, почему вы не стали раньше времени рассказывать о своих предложениях. Я знаю, что вы справитесь с этой должностью. Но если Сергей станет финансовым директором, то у компании появятся серьезные возможности, ведь он родственник N! А таких людей лучше иметь в друзьях, а не среди врагов».

После этого у нее был инсайд: «Так ему просто нужен был повод! И после совещания у него появились формальные основания. Мой срыв был для него подарком! Вот почему он оттягивал мое назначение! Вот почему последнее время он очень сухо и холодно общался со мной!»

Появилось разочарование в нем. Что вызвало желание пересмотреть картину желаемого будущего и характер их взаимоотношений.

— Я готова быть преданной шефу, но не хочу стать преданой шефом. В понедельник у меня появится возможность проверить: насколько он дорожит мной. Ведь я собираюсь отдать ему, можно сказать, свои лучшие годы!

Я попросил Ирину описать ее новое состояние в новой метафоре. И теперь уже Ира представила, как белка выскакивает из колеса, но не в руки Гвидона, а на дерево и ловко карабкается наверх. Карлик подпрыгивает и падает на землю. Гвидон его поднимает, отряхивает. И вот уже карлик не на руках Гвидона, а на его шее. Причем он стал больше и будто погоняет им.

Герда же спасла Кая, но в хрустальном дворце с ним не осталась, а вскоре нашла свою «Медную гору».

А еще Ирина, выслушав Сергея, представила его новый образ в виде троянского коня…

В ролевой схеме произошли также кардинальные изменения. Ирина теперь воспринимала себя уже как Героя, Спасителя, который защитит шефа — Жертву от Злодея — Сергея.

Я отметил, что в этой роли она чувствует себя очень комфортно, что и неудивительно, учитывая ее социотип — Опекун.

«Ну, вот и славно, — подумал я, — вот они плоды сценарного кодирования: Ира переходит из Жертвы в Героя, шеф из Спасителя окончательно — в потенциальную Жертву, а Сергей теперь — Злодей. Сейчас, похоже, определилась транзакция Ирины: Родитель (она) — Дитя (шеф). И теперь перед ней стоит второй выбор: Избегание (уход) или Противодействие. Посмотрим, что она предпочтет».

Тема стабильности была трактована следующим образом: «Сохраню стабильность сейчас, но будет ли она в будущем?»

Затем Ира составила список аргументов, которые могли бы убедить шефа в ее правоте.

Приводить ее аргументы не буду, дабы не утомлять вас повторами.

Окончательный план был следующий.

Ира постарается пообщаться с шефом до совещания и обсудит с ним ситуацию. Расскажет про карлика на шее, про «свое» дерево, про троянского коня (!), да еще напомнит о недавнем скандале с «оборотнями» в погонах, которые, внедрившись в бизнес, «доили» или вовсе выкидывали из него прежних владельцев.

Презентует свой проект, и объяснит, какие выгоды будут у фирмы (терем с горой золотых орехов вместо колеса).

Вместе с тем даст понять, что реализация проекта возможна только при условии ее назначения на должность финансового директора. А значит ей нужно твердо настаивать на том, чтобы шеф сделал выбор — Сергей или Ирина.

Если все же совещание состоится, то она будет готова и к этому, так как на следующий день мы планировали тренировать ее навыки стрессоустойчивости и коммуникативности, включая провокационные ролевые игры в формате жестких переговоров (граф Монте-Кристо).

Параллельно нужно проработать варианты ухода. Но так как профессионализм и компетентность Ирины востребованы на рынке труда, для нее это не проблема. И все же Ирина должна быть готова к риску — к тому, что шеф может не согласиться с ее условиями. А значит, ей придется уйти.

Главная психологическая задача Ирины была — расширить сферу применения тех лидерских качеств, которые, к сожалению, в последнее время не проявлялись в офисе. И поскольку она вспомнила, что на прошлой должности, да и в самом начале работы в этой компании она еще не была такой нерешительной и осторожной, Ирине нужно было вернуться к себе, прежней: принципиальной, энергичной, радеющей и за дело, и за свои интересы.

Мы начали работать с ее личностной историей, чтобы Ирина смогла вспомнить и воссоздать в себе то состояние, когда она только пришла в компанию: что думала, что чувствовала, чего хотела, как общалась с окружающими. Когда я понял, что того ресурсного состояния, до которого мы добрались, исследуя начало ее работы в компании, недостаточно, мы расширили рамки поиска и вышли на более яркие эпизоды ее жизни (детство, юность), побывав в которых, Ирина почерпнула много уверенности, целеустремленности, зарядилась энергией и энтузиазмом.

Вернувшись в настоящее, она проверила свои ощущения. Шеф теперь вызывал у нее жалость, сочувствие и легкое разочарование, конкурент — снисходительное презрение.

«Выстраивается психоэмоциональный алгоритм расставания с жертвенностью, — подумал я. — Боль, гнев, обида — разочарование — светлая печаль — воля к жизни — уверенность!»

— А теперь, Ира, я вам расскажу ваш план, а вы найдите в моем изложении слабые стороны, противоречия. Может, что-то необходимо добавить, если мы что-то упустили?

Я повторил Ирине все намеченные нами шаги, и она, выслушав, добавила кое-какие детали. В результате мы выработали новый образ ситуации и ролевых установок Иры.

Возвращаться к образам белки и Герды она не захотела, сказала, что сейчас она по-новому ощущает и ситуацию, и себя. Соответственно, появились новые действующие лица: Ира — фея, шеф — Золушка, конкурент — мачеха со связями.

Я спросил про Принца. Ира после некоторой паузы сказала, что Принц — успех, а ее проект — туфелька, которая будет впору только Золушке, и то, если она получит ее от феи. Причем туфельки еще нужно заслужить хорошим поведением и порядочностью…

Потом мы решили, что все же образ феи — роль стратегическая и подойдет для разговора с шефом один на один. Однако не хватает энергетики, которая может проявиться лишь в присутствии Сергея, на совещании, если оно все же состоится. Ведь без волшебной палочки фея мало что может, а на создание дополнительного ресурса — волшебной палочки — у нас уже не оставалось времени. Поэтому в качестве тактической роли мы вернулись к графу Монте-Кристо с характерным многозначительным кивком головы «Ладно, ладно!..»

Затем Ира рассказала мне окончательный сценарий своей новой роли.

И вновь, уважаемый читатель, я воздержусь от описания этого сценария. Вообразите его себе, пожалуйста, сами…

«Да, это уже похоже не на описание пути Жертвы, как в начале, а на путь Героя, — подумал я, слушая Ирину, — вместо стратегии избегания — стратегия достижения! Хотим мы того или нет, но нам самим приходится писать свой жизненный сценарий, а потом самим же его режиссировать и исполнять. И от того, какую роль и предлагаемые обстоятельства мы для себя выбираем, будет зависеть развитие сюжета, жанр и характер финала каждого периода нашей жизни. Кого-то ждет happy end, а кого-то — наоборот, нечто грустное, тоскливое и беспросветное, то, что называется безнадега».

— А сейчас что-то мешает вам сделать первый шаг на пути к цели?

— Сейчас нет!

— Опишите свое состояние.

— Я готова к любому развитию событий. Исчезла тревога, страх нестабильности. Правда, злость еще осталась…

— Чего вы сейчас хотите?

— Хочу работать с человеком, который меня ценит, которому я доверяю. Хочу быть востребованной. Хочу иметь возможность реализовывать свои идеи. Хочу независимости, насколько это возможно.

— Взвесив все «за» и «против», решите, так ли уж вам необходима эта должность, которая наверняка потребует вначале риска, а затем серьезных изменений в Вас, в Ваших взглядах, в Ваших отношениях с окружающими?

— Да, это очень важно для меня, это шанс приобрести не только стабильность, надежность, статус, но и реализовать мои знания, возможности, способности…

— А как насчет того, чтобы стать «правой рукой»?

— И это тоже… если он будет достоин этой руки…

— Цели поставлены, задачи определены. За работу, товарищи! Вы готовы к труду и, для начала, к обороне?

— Всегда готова!

— Предлагаю обмыть окончание этапа планирования чаем или кофе…

— Кофе.

— А я, пожалуй, выпью чаю…

Обмывая завершившийся этап планирования, я рассказал Ирине о следующем этапе нашей работы.

— Благодаря прорыву вашей спонтанности, креативности и интуиции мы увидели образ желаемого будущего и ваши роли на различных этапах его достижения. Теперь мы дополним и усилим креативность теми самыми секретнымитехнологиями, о которых вы говорили на первой консультации. Помните?

— Да, что-то такое я говорила…

— Так вот теперь мы будем моделировать и якорить нужные состояния и стратегии, нарабатывать необходимые навыки и выстраивать систему критериев. Это понятно?

— Несколько наукообразно, но, в общем-то, понятно.

Третий день

В последний день коучинга нам предстояло адаптировать наши наработки к новому ролевому состоянию. Этот блок я еще называю мотивационно-исполнительским, потому что в театре под названием «ЖИЗНЬ» актеру, исполнителю мало выучить свою роль, войти в состояние, актуальное для этой роли, но нужно еще вдохновенно и убедительно ее исполнить, а значит быть хорошо мотивированным.

О мотивации

Пожалуй, мотивацию можно сравнить с рычагами управления какой-либо деятельностью, в основе которой лежат актуализированные потребности и интересы. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, планов. Потребность — во влечениях, желаниях, воле. Потребность вызывает желание обладать предметом. Интерес — ознакомиться с ним.

Иерархия мотивов строится от простого к сложному: удовлетворив или обесценив первичные (физические) потребности, мы повышаем планку актуальных потребностей (самореализация):

· Физические потребности.

· Стремление к безопасности.

· Стремление к коммуникациям, принадлежности.

· Положение в коллективе (престиж, уважение других).

· Стремление к самоуважению.

· Стремление к самовыражению, самореализации.

Потребности отражают объективные нужды, обеспечивающие жизнь и развитие (физическое, духовное).

Интересы способствуют мотивации в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.

А теперь для тех, кто уже познакомился с типологией в Приложении, привожу особенности мотивации в зависимости от социотипа.

Для экстравертных сенсориков (КОММУНИКАТОР, ЛИДЕР, ПОЛИТИК, УПРАВЛЯЮЩИЙ) общий побудительный мотив — статус.

Для интровертных сенсориков (ПОСРЕДНИК, ИНСПЕКТОР, ХРАНИТЕЛЬ, МАСТЕР) стимул — благосостояние, материальные ценности, обеспечивающие стабильное положение и хороший уровень жизни.

Для экстравертных интуитов (НОВАТОР, НАСТАВНИК, ЭКСПЕРИМЕНТАТОР, ВДОХНОВИТЕЛЬ) жизненный мотив — уникальность, признание окружающими их приоритетности в той сфере деятельности, где они трудятся, а также продуктов их творчества — материальных, интеллектуальных.

Для интровертных интуитов (АНАЛИТИК, ЛИРИК, КРИТИК, ГУМАНИСТ) ведущий мотив — самоценность — личная убежденность в важности своей деятельности, независимо от мнений и оценок окружающих — как положительных, так и отрицательных.

Прежде чем мы рассмотрим работу с Ириной на последнем этапе реализации модели СЭК, хочу заметить, что на этой завершающей стадии производится коррекция первоначальной дисфункциональности в ресурсный архетип, который соответствует будущей ситуации. Надеюсь, выразился понятно? Если же нет, то да простит меня читатель за очередной наукообразный оборот, но я и так стараюсь изъясняться попроще…

На всякий случай поясню, что я имел в виду. Если вы посмотрите Приложение, в котором описаны категориальные типы Виржинии Сатир, то заметите, что в них (в типах) систематизированы основные проблемные модели нашего поведения. Так вот, в таких состояниях мы становимся неэффективными, разбалансированными, а значит — дисфункциональными.

Следовательно, наша задача — найти тот образ, в котором нам будет комфортно, в котором мы будем действовать успешно, а значит, сможем добиться своих целей. Тогда и произойдет то самое попадание в социальную роль, которая, словно ключ, откроет для нас кладовые с запасами силы, уверенности и креативности. Соответственно, роль, ключ — это архетип, а кладовые с запасами — ресурсы.

В нашем плане действий первым пунктом значилось: изменить ролевую установку.

Хочу обратить ваше внимание, что в ролевой установке отражается состояние психики человека и связанные с этим типы поведения. Поэтому коррекция любых стратегий, а значит и способов реагирования на действия окружающих должна начинаться с прояснения установок в различных контекстах человека.

Одна из распространенных установок человека, не умеющего или не желающего общаться, выглядит примерно так: Я — хороший (сложный), Другие — плохие (простые), потому что мне с ними ПЛОХО (некомфортно/неуютно/неинтересно/противно/страшно и пр.). Это ПЛОХАЯ установка, которую нужно изменить и научиться смотреть на других как на ХОРОШИХ.

«…Ирина, можно легко проверить, какая именно установка у вас: попробуйте охарактеризовать тех, с кем вы общаетесь. Выпишите на бумаге те качества и характеристики, которыми вы наделили каждого знакомого. И если окажется, что плохого вы заметили в других намного больше, чем хорошего, то ваша нынешняя установка, скорее всего, следующая: „Ну, что я могу сказать о нем ПЛОХОГО?“ Более продуктивна была бы установка: „Ну, что я могу сказать о нем ХОРОШЕГО?“ Спросите себя, будет ли вам хорошо с человеком, который видит в вас в первую очередь плохое?…»

Следующим пунктом было: наработка навыков подстройки и коммуникативности.

«Комплименты, Ира, вещь очень сильная. Ведь они удовлетворяют у человека потребность в положительных эмоциях. А значит, общение с вами будет для него приятным и желанным. Имейте в виду, что критика, оценка других — это проявление пристройки сверху. Комплимент же — пристройка снизу. Но эта пристройка нередко бывает манипулятивной. Иногда нелишне сделать психологический полупоклон и приподнять тем самым значимость другого. Ведь полупоклон принципиально отличается от прогибания. Когда артист кланяется зрителю, он, казалось бы, пристраивается снизу, но стоит-то он на сцене и смотрит на зал сверху вниз…

Улыбка — завуалированный комплимент, в котором скрыто послание: „Я рада вам. Мне приятно вас слушать. Я к вам хорошо отношусь“. Ведь улыбаются обычно люди оптимистичные, либо в хорошем настроении. А к таким тянутся…

Занижение статуса нередко используется как тактический шаг, чтобы собрать нужную информацию. Ведь вас не воспринимают как опасность, как соперника, а значит, могут позволить себе большую степень откровенности, раскрыться. А еще это выгодно, когда нужно переждать проблемные для вас моменты, чтобы потом, дождавшись благоприятных перемен, восстановить статусный баланс…

Более низкий статус делает нас более восприимчивыми к отношениям, мы развиваем в себе способность тоньше чувствовать настроения других, становимся гибче. А это повышает нашу конкурентоспособность в сфере общения…

Активноеслушание. Слушая, кивайте. Этим вы поддерживаете партнера, выражаете свое понимание, согласие…

Старайтесь отзеркаливатьпозы шефа, говорить в том же темпе и ритме, и, по возможности, теми же словами (если, конечно, в них нет негатива). А еще мы поучимся подстраиваться к дыханию. Когда человек вдыхает, он — напряжен, на выдохе же — расслаблен. И если вы будете говорить, когда ваш оппонент выдыхает воздух, он лучше воспримет ваши слова. Если вы позой, дыханием и речью подстроитесь к шефу, то он бессознательно будет воспринимать вас как „своего“…

Вспомните Сергея, его манеру общения, пластику, речь и, как советовал ваш шеф, поучитесь у него умению общаться, зеркаля его непринужденность и открытость…»

Обычно на этом этапе я помогаю достичь психоэмоциональной сбалансированности.

Но! Случается, что, уравновесив и умиротворив клиента, я одновременно замечаю потухший взгляд и отсутствие мотивации к достижению предварительно намеченных нами целей. И тогда мы возвращаемся к прежней спонтанности, невротичности и еще больше усиливаем то состояние, которое было движущей силой в его действиях.

Но при этом клиент обучается технике быстрого выхода из этой гиперэнергетики. Отныне он знает, что есть «страховочная кнопка», нажав на которую, он словно рубильником переключит в режим нормы избыточную энергию, которая, не найдя выхода вовне, может стать разрушительной внутри человека. Такой «кнопкой» может быть какой-то участок тела, который мы заякорили на моментальную релаксацию, это может быть какая-то ключевая фраза или слово, наконец, это может быть аксессуар, который клиент всегда носит с собой и который достаточно лишь взять в нужный момент в руку.

Также мы провели мини-тренинг по жесткому формату возможного общения.

Для роли графа Монте-Кристо мы наработали в Ирине смелость, решительность, готовность противостоять давлению или провокациям партнеров, не пытаясь понравиться или избежать столкновения.

«…Вы тогда проиграли из-за того, что не успели переключать сценарий: когда, будучи объектом манипуляции, все еще находились под влиянием стереотипов прошлого „дружеского общения“ с Сергеем и понимающе-доброжелательного отношения шефа…»

«…Если вы не будете внутренне готовы противодействовать — вы уже проиграли. Если у вас есть установка: „А вдруг мне повезет!“ — вы уже проиграли, так как это „вдруг“ еще до встречи высосет весь энергетический ресурс из „мне повезет“. А во время встречи может „вдруг“ исчезнуть…»

«…Каждое пропущенное вами недружественное действие или реплика противника имеет тенденцию к усилению. Если вас ударили „по щеке“, ожидайте, что по другой щеке это пойдет с еще большей силой…»

«…Фиксируйте свою речь, слушайте себя и свои интонации. Если заметили, что ваша речь звучит громче или тише, тембр голоса стал выше обычного, темп речи заметно изменился или появились обычно несвойственные вам паузы, запинки — это сигнал для немедленной диссоциации. Вспомните, как в известном рождественском советском фильме один из героев приговаривал: „Спокойно, Ипполит, спокойно…“»

«…Утром в понедельник, как только проснетесь, начинайте проговаривать про себя следующую фразу — аффирмацию: „Я восстанавливаю справедливость и помогаю себе и своей компании!“ Эти слова будут укреплять ваше нынешнее состояние борца, героя, спасителя. И каждый раз, проговаривая их, вы автоматически будете запускать дополнительные энергетические ресурсы. И они будут работать сами по себе, без вашего участия…»

Роль графа Монте-Кристо мы параллельно продублировали ролью феи, на случай мирного развития событий. Жеста для феи Ирина найти не смогла. Ничего, кроме взмаха воображаемой волшебной палочкой у Ирины не получалось… Тогда мы поэкспериментировали с мимикой, выражением лица, глядя в зеркало, и одно из них — загадочно-понимающая многозначительная улыбка — отозвалось у нее. Затем зафиксировали тембр и темп голоса, сочетающийся с мимикой. И, наконец, Ира вошла в ощущения, мысли Иры-феи.

Найденное состояние мы закрепили в игре (СЭК-драма, диалог с другими через символическое изображение лица оппонента).

В образе графа Монте-Кристо пластика и интонации голоса Иры были жесткими, отрывистыми, взгляд — вызывающе-зловещим. У Иры-феи все было мягче, округлее…

И потом в процессе работы я еще несколько раз неожиданно просил Иру воспроизвести поочередно эти состояния через мимику, пластику. И с каждым разом она все быстрее и лучше входила в них.

Как помните, в одном из состояний Ирины ключевой эмоцией была месть. И для того, чтобы снять ее излишнюю агрессию, я использовал технику катарсического переноса с листком, на котором Ирина нарисовала Сергея. После того как она с упоением вначале тщательно скомкала этот лист, а затем порвала его на мелкие кусочки, ее отношение к Сергею стало более спокойным и ей в какой-то момент даже стало жаль его, ведь он еще «молодой и многого в жизни не понимает». Но потом Ирина решила, что в его же интересах получить урок порядочности и деловой этики. И при его «обучении» она была готова использовать участвующий, но все же твердый стиль…

— Как насчет образа хозяйки Медной горы, — отзывается?

— Как ни странно — отзывается.

— А кто у нас мастер-ваятель?

Ирина удивленно улыбнулась и покачала головой.

— Неужели это ваш шеф?

— Вы как будто читаете мои мысли…

— Вы можете это объяснить?

— Нет.

Тогда я высказал предположение, что если в первый день коучинга в отношении Ирины к шефу была обида, укор, сомнения и ощущение несправедливости, то сейчас она осознала свои ощущения. Что-то приняла, что-то отвергла, что-то скорректировала. И в результате пришла к пониманию, что шеф вписывается в ее долгосрочную стратегию, и это отразилось в ее образном в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.251 (0.016 с.)