Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ПРИНЯТИЕ ситуации, предлагаемой шефомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(Сергей — финансовый директор, Ирина — заместитель). ЗА: · не могу настаивать на прежних договоренностях, так как испытываю чувство вины перед шефом; · неуверенность в своих способностях руководителя; · Сергей «блатной», за ним стоит значимое лицо из правительства, который может помочь компании (правда, не совсем понятно — чем?), а может и навредить; · не придется уходить из компании — перспектива занять место финансового директора «чуть позже»; · жалко два года, которые отдала компании и шефу; · хочется стабильности — у меня растет сын; · мне скоро 40 лет. ПРОТИВ: · не уверена, что Сергей уйдет быстро; · буду работать за двоих; · у компании сейчас благоприятный момент для оптимизации и реструктуризации всей финансовой политики, поскольку я целый год разрабатывала план; · жалко отдавать другому свои наработки и собственноручно возвести конкурента на «свою» должность; · будет сложно работать под началом человека, который мне неприятен, который меня подставил; досадно, что сама рассказала Сергею о недоработках направления и о возможностях по улучшению, и он этим воспользовался; · назначение Сергея восприму как обиду и унижение; · убеждена, что он мало соответствует этой должности и по квалификации, и по мотивации, и по опыту и по знанию «темы» (в компании всего три месяца); · в случае успеха: молодец — Сергей; в случае неудач — «что ж Вы не подсказали, Ира??!» Сделайте и вы, уважаемый клиент-читатель, собственную раскладку. Желательно продолжать чтение только после того, как закончите это задание. Обсуждая будущие действия Ирины, мы пришли к мнению, что Сергея нужно перевести в позицию защищающегося. Была разработана следующая стратегия репозиционирования конкурента. Ирина должна «помочь» ему проявить свою профессиональную «компетентность», воспользовавшись его желанием понравиться шефу и казаться лучше, профессиональнее, чем он есть на самом деле. В данной ситуации это будет хитростью во спасение. Ведь показав профессиональное дилетантство Сергея, Ира спасает компанию, предостерегает руководство от ошибочного кадрового решения, которое в итоге может обернуться для бизнеса серьезными проблемами в дальнейшем. Главная цель Иры — доказать шефу, что она — объективно полезнее и будущее с ней — лучше, чем с ее конкурентом, несмотря на его связи и коммуникабельность. Переведя свое отношение к Сергею с эмоционального на логический, деловой уровень, она сможет убедительно раскрыть его слабости, объяснить причины его выступления на совещании и последствия его назначения на должность финансового директора. — А теперь найдите ролевое состояние, с помощью которого вы можете эффективно достичь ближайшей цели. — Ничего особенного в голову не приходит. — Давайте начнем с неособенного… Смотрите на свой образ желаемого состояния и представьте, что это финальный кадр фильма. И теперь ваша задача нарисовать самый выразительный кадр предыдущего эпизода, в котором вы еще только на полпути к цели. Ирина задумчиво прикрыла глаза, но затем с извиняющейся улыбкой развела руками. — Хорошо, Ирина! Представьте, КАК вы достигаете цели. Попробуйте сравнить себя с каким-то известным вам персонажем из книжки, фильма, спектакля, картины. А может быть это будет реальный человек — ваш знакомый… Она долго перебирала различные образы, но они мало соответствовали тому состоянию, которое ей было необходимо. И когда она уже совсем было отчаялась, я предложил ей выписать ключевые слова, которые бы выражали эмоциональное состояние этой роли. Написав довольно внушительный список, Ирина неожиданно для меня назвала образ графа Монте-Кристо, как символ, по словам Иры, восстановления справедливости и мести. Меня смутило слово месть, но поскольку в тот момент это ее хорошо мотивировало и помогло найти в себе ресурс для противодействия, я решил проработать это позже. Потом мы стали искать характерный жест (триггер), который мог бы быстро и точно запустить найденное ролевое состояние. Наконец, перебрав различные позы, она почувствовала нужное состояние, когда встала подбоченясь, слегка кивая головой и приговаривая как бы про себя «Ладно, ладно!..», при этом едва заметно постукивая носком правой ноги. Ирина объяснила, что вспомнила это состояние, которое испытала много лет назад, когда готовилась идти «разбираться» с подругой, слишком активно строившей глазки ее молодому человеку. Общение с подругой прошло удачно. И хотя с молодым человеком Ира вскоре рассталась, подруга с тех пор не позволяла себе подобных поползновений. «Логико-сенсорные интроверты всегда отличаются обостренным чувством собственности, — отметил я про себя в подтверждение правильно определенного социотипа Ирины». — А в какой вы будете роли, после того как восстановите справедливость? — А что, «после того как» должна быть какая-то другая роль? — Конечно. Ведь бойцовские качества уже будут малоактуальны. Закончится время «ломать», начнется время «строить»… — Ну, тогда следующая моя роль — Добрая Фея, Василиса Премудрая, а может быть и Мать Тереза… — Какое чувство будет основным в этой роли? — Наверное, заботиться, опекать… — То есть это будет то самое желаемое состояние, о котором мы вчера говорили: заботиться и опекать тогда и того, кого захочется? — Да, наверное, мне от этого никуда не деться… — Таким образом, в терминах транзактного анализа вы займете вашу излюбленную позицию Родителя, архетипическую Мать. После этого я рассказал Ирине про транзактный анализ и особенности позиционного взаимодействия. (Подробнее о транзактном анализе в Приложении.) Мы определили, что в присутствии шефа роль Ирины меняется на противоположную, и в отличие от взаимоотношений с близкими и сослуживцами, в кабинете шефа она традиционно встраивается в типичную трансакцию «Шеф — Подчиненный» (с манипулятивным оттенком), что соответствует позициям Родитель — Дитя. «В присутствии шефа я чувствую себя школьницей, а теперь еще и провинившейся…» Занимая позицию осуждения и разочарования (Родитель) и обращаясь к чувству зависимости и неловкости (Дитя), он пристроился сверху. А Ирина, приняв этот позиционный расклад («Извините, была неправа»), поддержала его игру. Это позволило шефу манипулировать чувством вины и стыда Ирины («Думал, Вы — лучше!», «Почему не помогли компании?», «Почему Вы оскорбили Сергея?»). Главный выигрыш шефа был в том, что он перевел внешний открытый конфликт между Сергеем и Ириной и скрытый между Ириной и компанией в своем лице в еевнутренний конфликт (желание стать финансовым директором сталкивалось с желанием сгладить вину перед шефом). Тем самым ослабил ее изначальные позиции (право на ожидаемое назначение) и перевел акценты от своих прежних обязательств к «вновь открывшимся обстоятельствам». Наша задача была — перевести их взаимоотношения в позицию Взрослый — Взрослый. Затем мы перешли к этапу планирования. Основные пункты нашего плана были следующие: 1. Рискнуть и изложить на совещании свои идеи и наработки. Все равно, только Ира сможет их реализовать. 2. На совещании одновременно раскрыть слабые стороны Сергея и «его» проекта и, как следствие, раскрыть его непорядочность. 3. Предварительно подготовиться еще и психоэмоционально. Наработать навыки «правильного» поведения и отношения к другим участникам: не испугаться возможного недовольства шефа, не сорваться, поддавшись на возможные провокации, не уйти в эмоции. Думаю, что вы, уважаемый клиент-читатель, уже приступили к составлению своего плана. Просто решил поинтересоваться… из любопытства. Навыки «правильного» поведения — не что иное, как адаптация к новой роли, контуры которой мы уже определили и которую я планировал закрепить и «отрепетировать» в заключительном блоке модели СЭК (адаптационно-ролевом или мотивационно-исполнительском). После этого мы перешли к анализу плана. Ведь для успеха всегда очень важно предвидеть или просчитать обратную связь от намеченных действий. Так что известные строчки: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…», — это все же не про коучинг… Критика «Анализ» · Каковы ваши опасения, связанные с целью, и насколько они сильны? Основание. Почему вы уверены в этом? · Что не позволило вам сделать большее? · Какие препятствия потребуется преодолеть в достижении цели? · Какие имеются (если они есть) внутренние препятствия или внешнее сопротивление? · Каковы достоинства и недостатки каждой из внесенных в список возможностей? Я понимаю, что вы уже начали отвечать на вопросы. Просто хочу обратить внимание, что лучше отвечать на вопросы «Критика», приняв описанную ниже позу из описанных состояний Р. Дилтса: Критик «Изменить на» Уровень фокуса внимания: почему, как бы чего не вышло. Когнитивный стиль: логика — избежать проблем, выясняя, что упущено. Установка: рассуждение — «что если» возникнут проблемы, лучше перебдеть. Основная микростратегия: взгляд с позиции аудитории. Физиология (поза): глаза смотрят вниз. Голова наклонена вниз и немного повернута; осанка угловатая. · Получение гарантии, что план сохраняет любые позитивные побочные продукты текущего способа достижения цели. · На кого может повлиять эта идея, и кто может повысить или понизить ее эффективность? · Каковы их потребности и выгоды? · По каким причинам кто-либо может возражать против этого плана или идеи? · В чем преимущества существующего на сегодняшний день способа действий? · Как вы можете сохранить эти преимущества, когда реализуете новую идею? · Когда и где вы могли бы не захотеть реализовать этот план или идею? Критик «Почему» Оценка и обратная связь относительно этого состояния — наблюдатель, тестирование, анализ, отдаление, диссоциация. Поиск потенциальных источников проблем. Взгляд со стороны с точки зрения потребителей. Адаптация. Оценка проекта в целом: нет ли в нем противоречий. Оценка действующих субъектов и отношений: правильно ли подобраны и структурированы, мотивация. Оценка конкретных действий: будут ли они эффективны. Критерии состояния критика — проблема, ошибки (негатив, недостатки). Обобщения. Худший вариант — переход на личностный уровень вместо оценки действий или результата (контекст). Если сопоставить три состояния: «Мечтатель», «Реалист», «Критик», то можно выделить следующие особенности: «Мечтатели» — «как если бы». «Реалисты» — результат. «Критики» — обратная связь. Критик-советчик Очень важно уметь превращать своего Критика в Советчика — самый желательный вариант во взаимодействии. Становясь Критиком-советчиком, мы не должны ограничиваться замечаниями или возражениями типа: «Это предложение слишком слабое, поверхностное и не подходит нам!» Подобные фразы обычно характерны для неконструктивного Критика. Критик-советчик должен ответить для себя на следующие вопросы: 1. Какое позитивное намерение скрыто за моим замечанием? Чего я хочу достичь с помощью критики? Например: «Радикальных и основательных изменений в проекте, при которых не пострадают прежние наработки и ресурсы». 2. Каким будет вопрос со словами КАК или КАКИЕ, раскрывающий это намерение? Например: «Как гарантировать, что принятие этого предложения создаст предпосылки, необходимые для радикальных и основательных изменений? Какие ресурсы необходимы для этого? В какие сроки это будет реализовано?» «В чем суть твоего замечания или возражения?» Вместо: «Это предложение слишком поверхностно!» «Как можно реализовать эту идею более простым и легким путем?» Вместо: «Это потребует слишком больших усилий!» Я поинтересовался, каким она видит тот решающий разговор. Ирина представила, что Сергей будет вначале ее провоцировать — иронией и насмешками, а потом, когда она выскажется, станет раздраженным и злым. С ним отношения испортятся окончательно. Шеф, наверное, тоже не обрадуется. Возможно, отложит принятие решения. Вызовет к себе Иру и будет уговаривать потерпеть немного. Я спросил, как она будет на это реагировать? Ирина ответила, что, несмотря на первоначальную неловкость, она будет твердо отстаивать свои интересы. — Каковы Ваши ощущения? Как бы Вы себя чувствовали, если бы нужно было действовать прямо сейчас? Вы готовы к этому? — Боюсь, что нет… — Что вам мешает? — Я совсем запуталась. Мы много говорили о целях, о задачах, но сейчас не уверена, та ли это цель, которая мне нужна… — Хорошо, давайте разберемся, что есть Ваша цель? — Не знаю… — Обычно в желаемой цели воплощается идеальная модель для подражания, приносящая удовольствие, так как идеал обычно вызывает бессознательное желание быть похожим на него. В детстве и в юношестве большинство из нас имеют такие идеалы и ролевые сценарии. Для одних — Золушки, для других — космонавты, для третьих — мафиози и т. д. Как вы думаете, почему для Вас идеальной моделью, образом стала хозяйка Медной горы? — Для меня самой это загадка. — Знали ли Вы женщин, ситуация которых была похожа на ту, что была описана в сказке «Каменный цветок»? Ира не смогла вспомнить похожую ситуацию. Тогда мы проанализировали отношения в ее семье. И получили привет от Фрейда: мать Иры всю жизнь помогала отцу, авиаконструктору, заниматься «его» любимым делом — ваять свой «каменный цветок». Он называл ее «боевой подругой», но в итоге бросил, забрал с собой «каменный цветок» и подарил его плоды молодой сотруднице своего КБ, на которой женился. Эта ситуация выработала у Ирины убеждение, что боевая подруга — хорошо, но женщине нужны гарантии и рычаги управления, а значит нужно быть хозяйкой положения. Я опять решил проверить мотивацию Ирины и снова поинтересовался ее готовностью сделать тот самый первый шаг. И она вновь ответила, что не готова к этому, что-то мешает, какие-то внутренние сомнения. Тогда я попросил ее закрыть глаза и проверять свои ощущения, слушая, как я буду описывать ее ситуацию. И когда что-то в моем описании ее встревожит, тут же назвать мне — что или кто именно является тем самым стрессором (ограничителем или раздражителем). В результате она несколько раз среагировала на шефа. После чего я предложил Ирине поработать в формате СЭК-драмы и пообщаться с шефом из разных ролей. Вначале она нарисовала на листе простыми линиями лица-символы: свое, шефа и Сергея. Затем поговорила с каждым из них. После этого они поменялись местами. И Ира получила от них обратную связь. Она услышала от шефа то, что он думает, но не говорит ей. «Я понимаю, почему вы не стали раньше времени рассказывать о своих предложениях. Я знаю, что вы справитесь с этой должностью. Но если Сергей станет финансовым директором, то у компании появятся серьезные возможности, ведь он родственник N! А таких людей лучше иметь в друзьях, а не среди врагов». После этого у нее был инсайд: «Так ему просто нужен был повод! И после совещания у него появились формальные основания. Мой срыв был для него подарком! Вот почему он оттягивал мое назначение! Вот почему последнее время он очень сухо и холодно общался со мной!» Появилось разочарование в нем. Что вызвало желание пересмотреть картину желаемого будущего и характер их взаимоотношений. — Я готова быть преданной шефу, но не хочу стать преданой шефом. В понедельник у меня появится возможность проверить: насколько он дорожит мной. Ведь я собираюсь отдать ему, можно сказать, свои лучшие годы! Я попросил Ирину описать ее новое состояние в новой метафоре. И теперь уже Ира представила, как белка выскакивает из колеса, но не в руки Гвидона, а на дерево и ловко карабкается наверх. Карлик подпрыгивает и падает на землю. Гвидон его поднимает, отряхивает. И вот уже карлик не на руках Гвидона, а на его шее. Причем он стал больше и будто погоняет им. Герда же спасла Кая, но в хрустальном дворце с ним не осталась, а вскоре нашла свою «Медную гору». А еще Ирина, выслушав Сергея, представила его новый образ в виде троянского коня… В ролевой схеме произошли также кардинальные изменения. Ирина теперь воспринимала себя уже как Героя, Спасителя, который защитит шефа — Жертву от Злодея — Сергея. Я отметил, что в этой роли она чувствует себя очень комфортно, что и неудивительно, учитывая ее социотип — Опекун. «Ну, вот и славно, — подумал я, — вот они плоды сценарного кодирования: Ира переходит из Жертвы в Героя, шеф из Спасителя окончательно — в потенциальную Жертву, а Сергей теперь — Злодей. Сейчас, похоже, определилась транзакция Ирины: Родитель (она) — Дитя (шеф). И теперь перед ней стоит второй выбор: Избегание (уход) или Противодействие. Посмотрим, что она предпочтет». Тема стабильности была трактована следующим образом: «Сохраню стабильность сейчас, но будет ли она в будущем?» Затем Ира составила список аргументов, которые могли бы убедить шефа в ее правоте. Приводить ее аргументы не буду, дабы не утомлять вас повторами. Окончательный план был следующий. Ира постарается пообщаться с шефом до совещания и обсудит с ним ситуацию. Расскажет про карлика на шее, про «свое» дерево, про троянского коня (!), да еще напомнит о недавнем скандале с «оборотнями» в погонах, которые, внедрившись в бизнес, «доили» или вовсе выкидывали из него прежних владельцев. Презентует свой проект, и объяснит, какие выгоды будут у фирмы (терем с горой золотых орехов вместо колеса). Вместе с тем даст понять, что реализация проекта возможна только при условии ее назначения на должность финансового директора. А значит ей нужно твердо настаивать на том, чтобы шеф сделал выбор — Сергей или Ирина. Если все же совещание состоится, то она будет готова и к этому, так как на следующий день мы планировали тренировать ее навыки стрессоустойчивости и коммуникативности, включая провокационные ролевые игры в формате жестких переговоров (граф Монте-Кристо). Параллельно нужно проработать варианты ухода. Но так как профессионализм и компетентность Ирины востребованы на рынке труда, для нее это не проблема. И все же Ирина должна быть готова к риску — к тому, что шеф может не согласиться с ее условиями. А значит, ей придется уйти. Главная психологическая задача Ирины была — расширить сферу применения тех лидерских качеств, которые, к сожалению, в последнее время не проявлялись в офисе. И поскольку она вспомнила, что на прошлой должности, да и в самом начале работы в этой компании она еще не была такой нерешительной и осторожной, Ирине нужно было вернуться к себе, прежней: принципиальной, энергичной, радеющей и за дело, и за свои интересы. Мы начали работать с ее личностной историей, чтобы Ирина смогла вспомнить и воссоздать в себе то состояние, когда она только пришла в компанию: что думала, что чувствовала, чего хотела, как общалась с окружающими. Когда я понял, что того ресурсного состояния, до которого мы добрались, исследуя начало ее работы в компании, недостаточно, мы расширили рамки поиска и вышли на более яркие эпизоды ее жизни (детство, юность), побывав в которых, Ирина почерпнула много уверенности, целеустремленности, зарядилась энергией и энтузиазмом. Вернувшись в настоящее, она проверила свои ощущения. Шеф теперь вызывал у нее жалость, сочувствие и легкое разочарование, конкурент — снисходительное презрение. «Выстраивается психоэмоциональный алгоритм расставания с жертвенностью, — подумал я. — Боль, гнев, обида — разочарование — светлая печаль — воля к жизни — уверенность!» — А теперь, Ира, я вам расскажу ваш план, а вы найдите в моем изложении слабые стороны, противоречия. Может, что-то необходимо добавить, если мы что-то упустили? Я повторил Ирине все намеченные нами шаги, и она, выслушав, добавила кое-какие детали. В результате мы выработали новый образ ситуации и ролевых установок Иры. Возвращаться к образам белки и Герды она не захотела, сказала, что сейчас она по-новому ощущает и ситуацию, и себя. Соответственно, появились новые действующие лица: Ира — фея, шеф — Золушка, конкурент — мачеха со связями. Я спросил про Принца. Ира после некоторой паузы сказала, что Принц — успех, а ее проект — туфелька, которая будет впору только Золушке, и то, если она получит ее от феи. Причем туфельки еще нужно заслужить хорошим поведением и порядочностью… Потом мы решили, что все же образ феи — роль стратегическая и подойдет для разговора с шефом один на один. Однако не хватает энергетики, которая может проявиться лишь в присутствии Сергея, на совещании, если оно все же состоится. Ведь без волшебной палочки фея мало что может, а на создание дополнительного ресурса — волшебной палочки — у нас уже не оставалось времени. Поэтому в качестве тактической роли мы вернулись к графу Монте-Кристо с характерным многозначительным кивком головы «Ладно, ладно!..» Затем Ира рассказала мне окончательный сценарий своей новой роли. И вновь, уважаемый читатель, я воздержусь от описания этого сценария. Вообразите его себе, пожалуйста, сами… «Да, это уже похоже не на описание пути Жертвы, как в начале, а на путь Героя, — подумал я, слушая Ирину, — вместо стратегии избегания — стратегия достижения! Хотим мы того или нет, но нам самим приходится писать свой жизненный сценарий, а потом самим же его режиссировать и исполнять. И от того, какую роль и предлагаемые обстоятельства мы для себя выбираем, будет зависеть развитие сюжета, жанр и характер финала каждого периода нашей жизни. Кого-то ждет happy end, а кого-то — наоборот, нечто грустное, тоскливое и беспросветное, то, что называется безнадега». — А сейчас что-то мешает вам сделать первый шаг на пути к цели? — Сейчас нет! — Опишите свое состояние. — Я готова к любому развитию событий. Исчезла тревога, страх нестабильности. Правда, злость еще осталась… — Чего вы сейчас хотите? — Хочу работать с человеком, который меня ценит, которому я доверяю. Хочу быть востребованной. Хочу иметь возможность реализовывать свои идеи. Хочу независимости, насколько это возможно. — Взвесив все «за» и «против», решите, так ли уж вам необходима эта должность, которая наверняка потребует вначале риска, а затем серьезных изменений в Вас, в Ваших взглядах, в Ваших отношениях с окружающими? — Да, это очень важно для меня, это шанс приобрести не только стабильность, надежность, статус, но и реализовать мои знания, возможности, способности… — А как насчет того, чтобы стать «правой рукой»? — И это тоже… если он будет достоин этой руки… — Цели поставлены, задачи определены. За работу, товарищи! Вы готовы к труду и, для начала, к обороне? — Всегда готова! — Предлагаю обмыть окончание этапа планирования чаем или кофе… — Кофе. — А я, пожалуй, выпью чаю… Обмывая завершившийся этап планирования, я рассказал Ирине о следующем этапе нашей работы. — Благодаря прорыву вашей спонтанности, креативности и интуиции мы увидели образ желаемого будущего и ваши роли на различных этапах его достижения. Теперь мы дополним и усилим креативность теми самыми секретнымитехнологиями, о которых вы говорили на первой консультации. Помните? — Да, что-то такое я говорила… — Так вот теперь мы будем моделировать и якорить нужные состояния и стратегии, нарабатывать необходимые навыки и выстраивать систему критериев. Это понятно? — Несколько наукообразно, но, в общем-то, понятно. Третий день В последний день коучинга нам предстояло адаптировать наши наработки к новому ролевому состоянию. Этот блок я еще называю мотивационно-исполнительским, потому что в театре под названием «ЖИЗНЬ» актеру, исполнителю мало выучить свою роль, войти в состояние, актуальное для этой роли, но нужно еще вдохновенно и убедительно ее исполнить, а значит быть хорошо мотивированным. О мотивации Пожалуй, мотивацию можно сравнить с рычагами управления какой-либо деятельностью, в основе которой лежат актуализированные потребности и интересы. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, планов. Потребность — во влечениях, желаниях, воле. Потребность вызывает желание обладать предметом. Интерес — ознакомиться с ним. Иерархия мотивов строится от простого к сложному: удовлетворив или обесценив первичные (физические) потребности, мы повышаем планку актуальных потребностей (самореализация): · Физические потребности. · Стремление к безопасности. · Стремление к коммуникациям, принадлежности. · Положение в коллективе (престиж, уважение других). · Стремление к самоуважению. · Стремление к самовыражению, самореализации. Потребности отражают объективные нужды, обеспечивающие жизнь и развитие (физическое, духовное). Интересы способствуют мотивации в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. А теперь для тех, кто уже познакомился с типологией в Приложении, привожу особенности мотивации в зависимости от социотипа. Для экстравертных сенсориков (КОММУНИКАТОР, ЛИДЕР, ПОЛИТИК, УПРАВЛЯЮЩИЙ) общий побудительный мотив — статус. Для интровертных сенсориков (ПОСРЕДНИК, ИНСПЕКТОР, ХРАНИТЕЛЬ, МАСТЕР) стимул — благосостояние, материальные ценности, обеспечивающие стабильное положение и хороший уровень жизни. Для экстравертных интуитов (НОВАТОР, НАСТАВНИК, ЭКСПЕРИМЕНТАТОР, ВДОХНОВИТЕЛЬ) жизненный мотив — уникальность, признание окружающими их приоритетности в той сфере деятельности, где они трудятся, а также продуктов их творчества — материальных, интеллектуальных. Для интровертных интуитов (АНАЛИТИК, ЛИРИК, КРИТИК, ГУМАНИСТ) ведущий мотив — самоценность — личная убежденность в важности своей деятельности, независимо от мнений и оценок окружающих — как положительных, так и отрицательных. Прежде чем мы рассмотрим работу с Ириной на последнем этапе реализации модели СЭК, хочу заметить, что на этой завершающей стадии производится коррекция первоначальной дисфункциональности в ресурсный архетип, который соответствует будущей ситуации. Надеюсь, выразился понятно? Если же нет, то да простит меня читатель за очередной наукообразный оборот, но я и так стараюсь изъясняться попроще… На всякий случай поясню, что я имел в виду. Если вы посмотрите Приложение, в котором описаны категориальные типы Виржинии Сатир, то заметите, что в них (в типах) систематизированы основные проблемные модели нашего поведения. Так вот, в таких состояниях мы становимся неэффективными, разбалансированными, а значит — дисфункциональными. Следовательно, наша задача — найти тот образ, в котором нам будет комфортно, в котором мы будем действовать успешно, а значит, сможем добиться своих целей. Тогда и произойдет то самое попадание в социальную роль, которая, словно ключ, откроет для нас кладовые с запасами силы, уверенности и креативности. Соответственно, роль, ключ — это архетип, а кладовые с запасами — ресурсы. В нашем плане действий первым пунктом значилось: изменить ролевую установку. Хочу обратить ваше внимание, что в ролевой установке отражается состояние психики человека и связанные с этим типы поведения. Поэтому коррекция любых стратегий, а значит и способов реагирования на действия окружающих должна начинаться с прояснения установок в различных контекстах человека. Одна из распространенных установок человека, не умеющего или не желающего общаться, выглядит примерно так: Я — хороший (сложный), Другие — плохие (простые), потому что мне с ними ПЛОХО (некомфортно/неуютно/неинтересно/противно/страшно и пр.). Это ПЛОХАЯ установка, которую нужно изменить и научиться смотреть на других как на ХОРОШИХ. «…Ирина, можно легко проверить, какая именно установка у вас: попробуйте охарактеризовать тех, с кем вы общаетесь. Выпишите на бумаге те качества и характеристики, которыми вы наделили каждого знакомого. И если окажется, что плохого вы заметили в других намного больше, чем хорошего, то ваша нынешняя установка, скорее всего, следующая: „Ну, что я могу сказать о нем ПЛОХОГО?“ Более продуктивна была бы установка: „Ну, что я могу сказать о нем ХОРОШЕГО?“ Спросите себя, будет ли вам хорошо с человеком, который видит в вас в первую очередь плохое?…» Следующим пунктом было: наработка навыков подстройки и коммуникативности. «Комплименты, Ира, вещь очень сильная. Ведь они удовлетворяют у человека потребность в положительных эмоциях. А значит, общение с вами будет для него приятным и желанным. Имейте в виду, что критика, оценка других — это проявление пристройки сверху. Комплимент же — пристройка снизу. Но эта пристройка нередко бывает манипулятивной. Иногда нелишне сделать психологический полупоклон и приподнять тем самым значимость другого. Ведь полупоклон принципиально отличается от прогибания. Когда артист кланяется зрителю, он, казалось бы, пристраивается снизу, но стоит-то он на сцене и смотрит на зал сверху вниз… Улыбка — завуалированный комплимент, в котором скрыто послание: „Я рада вам. Мне приятно вас слушать. Я к вам хорошо отношусь“. Ведь улыбаются обычно люди оптимистичные, либо в хорошем настроении. А к таким тянутся… Занижение статуса нередко используется как тактический шаг, чтобы собрать нужную информацию. Ведь вас не воспринимают как опасность, как соперника, а значит, могут позволить себе большую степень откровенности, раскрыться. А еще это выгодно, когда нужно переждать проблемные для вас моменты, чтобы потом, дождавшись благоприятных перемен, восстановить статусный баланс… Более низкий статус делает нас более восприимчивыми к отношениям, мы развиваем в себе способность тоньше чувствовать настроения других, становимся гибче. А это повышает нашу конкурентоспособность в сфере общения… Активноеслушание. Слушая, кивайте. Этим вы поддерживаете партнера, выражаете свое понимание, согласие… Старайтесь отзеркаливатьпозы шефа, говорить в том же темпе и ритме, и, по возможности, теми же словами (если, конечно, в них нет негатива). А еще мы поучимся подстраиваться к дыханию. Когда человек вдыхает, он — напряжен, на выдохе же — расслаблен. И если вы будете говорить, когда ваш оппонент выдыхает воздух, он лучше воспримет ваши слова. Если вы позой, дыханием и речью подстроитесь к шефу, то он бессознательно будет воспринимать вас как „своего“… Вспомните Сергея, его манеру общения, пластику, речь и, как советовал ваш шеф, поучитесь у него умению общаться, зеркаля его непринужденность и открытость…» Обычно на этом этапе я помогаю достичь психоэмоциональной сбалансированности. Но! Случается, что, уравновесив и умиротворив клиента, я одновременно замечаю потухший взгляд и отсутствие мотивации к достижению предварительно намеченных нами целей. И тогда мы возвращаемся к прежней спонтанности, невротичности и еще больше усиливаем то состояние, которое было движущей силой в его действиях. Но при этом клиент обучается технике быстрого выхода из этой гиперэнергетики. Отныне он знает, что есть «страховочная кнопка», нажав на которую, он словно рубильником переключит в режим нормы избыточную энергию, которая, не найдя выхода вовне, может стать разрушительной внутри человека. Такой «кнопкой» может быть какой-то участок тела, который мы заякорили на моментальную релаксацию, это может быть какая-то ключевая фраза или слово, наконец, это может быть аксессуар, который клиент всегда носит с собой и который достаточно лишь взять в нужный момент в руку. Также мы провели мини-тренинг по жесткому формату возможного общения. Для роли графа Монте-Кристо мы наработали в Ирине смелость, решительность, готовность противостоять давлению или провокациям партнеров, не пытаясь понравиться или избежать столкновения. «…Вы тогда проиграли из-за того, что не успели переключать сценарий: когда, будучи объектом манипуляции, все еще находились под влиянием стереотипов прошлого „дружеского общения“ с Сергеем и понимающе-доброжелательного отношения шефа…» «…Если вы не будете внутренне готовы противодействовать — вы уже проиграли. Если у вас есть установка: „А вдруг мне повезет!“ — вы уже проиграли, так как это „вдруг“ еще до встречи высосет весь энергетический ресурс из „мне повезет“. А во время встречи может „вдруг“ исчезнуть…» «…Каждое пропущенное вами недружественное действие или реплика противника имеет тенденцию к усилению. Если вас ударили „по щеке“, ожидайте, что по другой щеке это пойдет с еще большей силой…» «…Фиксируйте свою речь, слушайте себя и свои интонации. Если заметили, что ваша речь звучит громче или тише, тембр голоса стал выше обычного, темп речи заметно изменился или появились обычно несвойственные вам паузы, запинки — это сигнал для немедленной диссоциации. Вспомните, как в известном рождественском советском фильме один из героев приговаривал: „Спокойно, Ипполит, спокойно…“» «…Утром в понедельник, как только проснетесь, начинайте проговаривать про себя следующую фразу — аффирмацию: „Я восстанавливаю справедливость и помогаю себе и своей компании!“ Эти слова будут укреплять ваше нынешнее состояние борца, героя, спасителя. И каждый раз, проговаривая их, вы автоматически будете запускать дополнительные энергетические ресурсы. И они будут работать сами по себе, без вашего участия…» Роль графа Монте-Кристо мы параллельно продублировали ролью феи, на случай мирного развития событий. Жеста для феи Ирина найти не смогла. Ничего, кроме взмаха воображаемой волшебной палочкой у Ирины не получалось… Тогда мы поэкспериментировали с мимикой, выражением лица, глядя в зеркало, и одно из них — загадочно-понимающая многозначительная улыбка — отозвалось у нее. Затем зафиксировали тембр и темп голоса, сочетающийся с мимикой. И, наконец, Ира вошла в ощущения, мысли Иры-феи. Найденное состояние мы закрепили в игре (СЭК-драма, диалог с другими через символическое изображение лица оппонента). В образе графа Монте-Кристо пластика и интонации голоса Иры были жесткими, отрывистыми, взгляд — вызывающе-зловещим. У Иры-феи все было мягче, округлее… И потом в процессе работы я еще несколько раз неожиданно просил Иру воспроизвести поочередно эти состояния через мимику, пластику. И с каждым разом она все быстрее и лучше входила в них. Как помните, в одном из состояний Ирины ключевой эмоцией была месть. И для того, чтобы снять ее излишнюю агрессию, я использовал технику катарсического переноса с листком, на котором Ирина нарисовала Сергея. После того как она с упоением вначале тщательно скомкала этот лист, а затем порвала его на мелкие кусочки, ее отношение к Сергею стало более спокойным и ей в какой-то момент даже стало жаль его, ведь он еще «молодой и многого в жизни не понимает». Но потом Ирина решила, что в его же интересах получить урок порядочности и деловой этики. И при его «обучении» она была готова использовать участвующий, но все же твердый стиль… — Как насчет образа хозяйки Медной горы, — отзывается? — Как ни странно — отзывается. — А кто у нас мастер-ваятель? Ирина удивленно улыбнулась и покачала головой. — Неужели это ваш шеф? — Вы как будто читаете мои мысли… — Вы можете это объяснить? — Нет. Тогда я высказал предположение, что если в первый день коучинга в отношении Ирины к шефу была обида, укор, сомнения и ощущение несправедливости, то сейчас она осознала свои ощущения. Что-то приняла, что-то отвергла, что-то скорректировала. И в результате пришла к пониманию, что шеф вписывается в ее долгосрочную стратегию, и это отразилось в ее образном в
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.251 (0.016 с.) |