Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расстановка целей. Что хочу.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Пройдя стадию запроса и креативно-символический блок, мы перешли к третьему блоку — «Я»-состояниям. И если до этого мы работали с метафорами, то теперь наша задача — определение конкретной, позитивно сформулированной цели и выгод от ее реализации. Если вы намерены использовать книгу не только как источник знаний, но и как пособие для наработки навыков и умений, тогда отнеситесь к этой части текста повнимательнее. Для того чтобы генерировать и выбирать целевое состояние, в и дение желаемого проекта в целом, все его возможные альтернативы, нужно войти в состояние Мечтателя. Мечтатель должен ясно представить себе, как в идеале следует расположить каждый этап пути или проекта. Взяв за основу разработки Р. Дилтса, можно так описать это состояние. Мечтатель: «Хочу, чтобы». Уровень фокуса внимания: что. Когнитивный стиль: в и дение — определение «большой картины». Установка: все возможно. Основная микростратегия: синтез и сочетание чувств. Физиология: голова и глаза подняты вверх; поза симметричная и свободная. Учитывая то, что пока вы держите в руках эту книгу, мы работаем в формате виртуального коучинга, я прошу вас, уважаемый клиент-читатель, ответить на следующие вопросы. Сначала выберите актуальную для вас стрессовую ситуацию. · На какие результаты вы рассчитываете по завершении этой сессии/проекта? · Насколько далеко и как детально вы хотите продвинуться в ходе этой сессии/проекта? · Какова ваша долгосрочная цель в рассматриваемом контексте? Каковы временные рамки, связанные с ней? · Какие промежуточные шаги мо жно определить, и каковы для них ограничения по времени? Структуризация цели по блокам. Этапы. · Что вы хотите делать (но не чего хотите избежать или не делать)? · Почему вы хотите это сделать? Каково ваше намерение? · Каковы эффекты/выгоды от этого? · Как вы узнаете, что вы их получили? («Доказательством будет ____________________».) · Когда вы ожидаете получить эффект? · К чему эта идея должна/может привести вас в будущем? · Кем вы хотите быть или на кого походить при достижении этой цели? На какую роль вы рассчитываете? — А теперь, Ирина, мы определим ваши цели, ваше желаемое состояние в будущем… — А почему мы начинаем с будущего, с желаний, а не с настоящих проблем из-за которых я, собственно, и пришла к вам? — Потому что, когда знаешь, куда и зачем идешь, появляется желание дойти туда. И становится легче корректировать свой путь и преодолевать временные трудности и препятствия. — А в чем заключается корректировка? — Вы, конечно же, знаете про метод кнута и пряника или хлыста и морковки? — Да, это очень популярный метод, о котором знают все… — Но мало кто умеет правильно применять его. Ирина скептически ухмыльнулась. Но я, как бы не замечая ее реакции, невозмутимо спросил: — Что вы делаете, когда понимаете, что движетесь к цели в правильном направлении? — Просто продолжаю двигаться дальше… — Что вы при этом чувствуете? — Я чувствую, что все в норме, что все идет, как задумано. — А хвалите ли вы себя при этом? — Я хвалю себя, когда достигаю цели. — А бывало ли так, что вам в какой-то момент становилось неинтересно, скучно двигаться дальше и вы останавливались, бросали все на полпути? — Бывало и так. — Возникала ли у вас потребность в том, чтобы кто-то в такой момент подбодрил вас: «Правильно, Ира, ты молодец, у тебя все хорошо получается. У тебя все получится!» Ирина стала вспоминать ситуации, когда бросала начатое. Она рассуждала, из-за чего это случалось и что могло бы помочь ей продолжать двигаться вперед, после чего согласилась, что в те моменты ей очень пригодилась бы поддержка словом. Хотя она, скорее всего, не показала бы вида, что благодарна за это, так как это ее «напрягает»: «Не люблю слышать покровительственные интонации и быть кому-то обязанной». Тем более что Ирина всегда ценила больше поддержку делом, так как это конкретно и ощутимо. Она даже привела свою традиционную в таких случаях шутку: «Если уж хотите меня поддержать, то поддержите материально». Из этого мы сделали вывод, что Ирина все же нуждается в похвале, но лучшая похвала для нее — собственная. — Так вот пряником или морковкой будет ваша собственная похвала? — Мне кажется, более действен кнут! — Для примитивных созданий кнут — веский аргумент, и то не всегда… Нередко позади вьючного животного — кнут, а впереди — морковка или мешок с овсом или сеном. Но что касается человека, то напомню одну притчу. И я рассказал Ирине историю про то, как поспорили Ветер и Солнце, кто сильнее. Ветер решил доказать свою силу и, увидев старика на дороге, принялся срывать с него пальто и шапку. Но чем сильнее он дул, тем плотнее закутывался старик и крепче держал шапку. Ветер так и не смог раздеть старика — сдался. Тогда Солнце, выглянув из-за туч, протянуло свои теплые лучи к старику. И чем больше грело Солнце, тем жарче становилось старику. Наконец, старик снял с себя пальто и шапку… — Александр, допустим, вы доказали, что похвала — дело хорошее. Но я и так знаю, когда действую правильно. Однако хвалить себя при этом считаю чем-то детским. Вроде как конфетка за хорошее поведение. — Если каждый успех, каждую маленькую победу ребенка подкреплять конфеткой, то в итоге ребенок вырастет победителем. На его центр удовольствия будет воздействовать множество взаимосвязанных факторов, внутренних и внешних, и это закрепит желание достигать все больших и больших успехов. — И какой вывод я должна сделать? — А вы его уже сделали. Ну же? — Какой вы хитрый… Ну, ладно… Если двигаться… — Если я двигаюсь… — Если я двигаюсь в правильном направлении и у меня все получается, то я должна… нет, просто обязана себя хвалить! Правильно? — Правильно. А если останавливаетесь или отклоняетесь от правильного пути? — Тогда — ругать? — Да, тогда Вы объявляете себе выговор. — С занесением в личное дело? — Вы очень проницательны. Я рекомендую каждому завести свое личное дело, в которое нужно обязательно вносить в «черный список» выговоры, а в графу «поощрения» похвалы и благодарности. — Вообще-то, насчет личного дела я пошутила. Это раньше в советских учреждениях были такие формулировки… — Раньше было немало полезного, которое сейчас, к сожалению, незаслуженно забыто… Кстати, когда мы решим задачу по вашему назначению финансовым директором, то займемся составлением того самого личного дела, которое всегда будет у вас под рукой и в котором будут отражаться ваши удачные и неудачные действия. Впрочем, там будет еще и много другой интересной и полезной информации. А теперь вернемся к целям и помечтаем о будущем. Расслабьтесь, поднимите глаза вверх и представьте себя — Иру, у которой есть задача. Кстати, как вы ее можете сформулировать? — Моя задача… — она задумалась, — мне сложно ее сформулировать. — Хорошо, я вам помогу. Давайте определим вашу цель. Чего вы хотите? — Я хочу… хочу стать финансовым директором. — Так, и что это для вас? — Для меня это быть значимой для шефа — правой рукой. Правда, теперь эта цель отодвигается. Так что я хочу, чтобы период работы с Сергеем пошел как можно спокойнее и быстрее. — А чего вы хотите по отношению к Сергею? — Хочу понять, как мне себя с ним вести. — У вас есть возможность принять его назначение и сделать то, о чем просил шеф: помочь Сергею стать хорошим финансовым директором. — Да, возможно, мне придется это сделать… хотя я чувствую, что мне будет трудно с ним работать. — Значит, вы не хотите с ним работать? — Да, я не хочу, но, видимо, придется… «Вот он, конфликт долга и чувства, — отметил я про себя. — Обозначилась мегастратегия неприятия, теперь осталось осознать, сделать выбор, взять ответственность и принять это состояние, следующий этап — противодействие злу». — Давайте уточним нашу задачу в части взаимоотношений с конкурентом. Вы хотите, чтобы я помог вам принять ситуацию, в которой Сергей — ваш начальник? — Да… то есть — нет… я хочу, чтобы вы помогли мне… справиться с ним. — Значит, теперь наша задача изменилась? Вы сейчас четче представляете, чего хотите? — Наверное… Хотя мне несколько стыдно за те слова, которые я вам только что сказала… — Тему стыда и вины мы обсудим несколько позже… А пока ответьте, что для вас должность финансового директора? — Я смогу заниматься делом и при этом не буду мучиться комплексами и исходить обидой и злобой, оставаясь заместителем. — А что для вас — заниматься делом? — У меня есть опыт, знания, идеи. Хочу реализовать их. — А еще? — Это, наверное, прозвучит слишком высокопарно, но мне хочется быть востребованной. — Вы боитесь высокопарности? Хотите быть приземленной? — Не хочу!.. — Хорошо, стали вы финансовым директором, что дальше? — Для начала им еще нужно стать… — Но мы же мечтаем. А когда мы мечтаем, мы все можем, нам все подвластно… Итак, что дальше? — Что-то не получается… — Конечно, не получается. Я просил вас расслабиться и воспарить в будущее, а вы все-таки приземлились. Какая у вас напряженная, закрытая поза, и вы смотрите себе под ноги… Ира снова расслабилась, подняла глаза вверх. — Ну, так что будет, после того, как вы станете финансовым директором? Насколько это устроит вас? — Меня вполне устроит эта должность. — Опишите картинку под названием «Я работаю финансовым директором». Как выглядит ваш кабинет, рабочий стол? — Ну, это кабинет нынешнего финансового директора… — Представьте себя в этом кабинете, опишите это состояние и ваши взаимоотношения. В ее описании предстал офис класса «А», в центре, со всеми соответствующими атрибутами. Ирина сидит в мягком удобном кресле, дает кому-то указания по телефону, вносит в компьютер какие-то цифры, к ней в кабинет заходит шеф и за что-то ее благодарит… — А теперь давайте переместимся еще на три года вперед. Кто вы теперь? Ира несколько минут молчала, всматриваясь в свое будущее. Затем удивленно и несколько недоверчиво посмотрела на меня. — У меня сейчас появилась крамольная мысль… — Какая? — Я увидела себя совладельцем компании. — Как вы узнали, что вы — совладелец? — На моем столе… нет, в сейфе, лежат акции компании, принадлежащие мне… Это хорошо или плохо? — А как вы думаете? — Не знаю… — Что в этом плохого? — Ну, все-таки это не моя компания… — Компания будет успешной? — Думаю, да. — Каков будет ваш вклад в ее развитие? — Думаю, немалый… — Могла бы компания стать успешной без вас, без ваших идей? — Не знаю. — А все-таки? — Думаю, что могла бы, но это было бы сложнее. — Так является ли та, будущая компания хотя бы отчасти вашей? — Ну если отчасти — да. — Нужно ли восстановить справедливость и зафиксировать это «отчасти» в виде вашей части, доли в бизнесе? — Может быть… — Докажите мне, что это будет справедливо… — Я не совсем уверена в этом. — Как вы ощущаете свою неуверенность? — Появляются сомнения, чувство вины, страх… — Вы боитесь успеха? Признания своей роли? — Наверное… — Чего именно вы боитесь? — Я боюсь, что у меня ничего не получится… — Как все же парадоксален русский язык! Если «ничего не получится» — это значит плохо, а «ничего! получится!» — это хорошо. Впрочем, из ничего и выйдет ничего… Вы все еще боитесь этого НИЧЕГО? — Нет, не боюсь, хотя я и не до конца поняла смысл того, что вы только что сказали. — Я и сам нередко не понимаю до конца смысл всего, что говорю или слышу… Но давайте вернемся к вашим будущим ощущениям. Что вы будете чувствовать, став совладельцем компании? — Мне будет неудобно перед шефом, ведь это его бизнес. Он его начинал. При нем компания стала успешной. — А какой компания будет с вами, после реализации ваших идей? — Она может стать еще успешней… хотя возможна и неудача. «Кажется, мы зашли в тупик, и Ира вошла в свои привычные шаблоны, — подумал я, — что ж, поработаем в другом формате». — Сейчас я предлагаю на этом листе бумаги нарисовать символ Иры сомневающейся. — Но я плохо рисую. — Графических талантов здесь не требуется. Она нарисовала символ сомневающейся Иры: в овале лица уголки рта опущены вниз, брови сведены. — А теперь поговорите с ней. — Как? Я объяснил. Она вела диалог со своей критической частью. Поговорив о страхах, сомнениях, прояснила, что за этим стоит. — А теперь найдите пять причин, как в песне, почему вы хотите стать совладелицей бизнеса. — Я уже говорила о стабильности, самореализации, востребованности… — Да, правильно, но это не аргументы для совладелицы бизнеса. — Я вижу только одну причину: я много лет работала на дядю. Причем дяди были самые разные: плохие, хорошие, умные, глупые. Так вот, хочется и самой стать тем самым дядей, вернее — тетей. — Что это для вас значит? — Это значит, что у меня не будет начальника. Я сама буду начальником. — То есть вы не будете ни от кого зависеть? — Зависимость будет, но минимальная… Зато у меня будет больше возможностей и, наверное, выбора. — Что ж, убедительно! И что это вам даст, если по большому счету, на уровне миссии? — Я смогу помочь сыну, родителям, знакомым, компании, партнерам… — А что это даст лично вам? — Лично мне будет приятно иметь возможность помочь… — То есть ваша миссия — помочь другим? — А я только этим всю жизнь и занимаюсь. Для родителей я уже давно как мать, да и мой младший брат мало отличается в наших отношениях от моего сына. — Вам нравится опекать? — Приходится… — Если помните, для вашего социотипа свойственно упорядочивать, структурировать, гармонизировать мир вокруг себя. Можно ли считать, что это про вас? — Так получается, что если этого не буду делать я, то этого не сделает никто. Даже если им будет плохо, сами ничего не смогут и будут ждать, пока не появится Ира и не решит все вопросы. — А почему вы оправдываетесь? — Я сейчас подумала, что, наверное, это плохо, что я всех к этому приучила… — Как вы думаете, являетесь ли вы для своих близких лидером? — Пожалуй, они так считают… — Значит, вы — лидер? — Ну если в семье, для близких, то — да. — Теперь осталось проявить свои лидерские качества еще и в бизнесе? — Боюсь, что будет сложно… — Вы все еще боитесь успеха? — Скорее, я боюсь себя. И боюсь, что мы слишком высоко взлетели в мечтах. А чем выше взлетишь, тем больнее падать… — А чтобы не упасть с высоты, мы сейчас построим мостик оттуда — сюда, в реальность, на землю. Список возможностей. КАК? На стадии Реалиста идет работа с настоящим. Мы определяем и мысленно проходим путь, между целевым, желаемым состоянием и проблемным настоящим — выбор, реализация, процедуры и операции, чувства и действия, ассоциированность, движение. Реалисту необходимо прочувствовать это движение, разделить каждый этап в отдельности, сопоставить. Вот описание этого состояния Р. Дилтса: Реалист «Как». Уровень фокуса внимания: как. Когнитивный стиль: действие — определение краткосрочных шагов. Установка: действие «как если бы» мечта была достижима. Основная микростратегия: взаимосвязь, конкретные действия. Физиология: голова ориентирована прямо; глаза смотрят перед собой или слегка вдаль; поза симметричная, тело наклонено немного вперед. Установление временн ы х фреймов и основных вех пути. Подтверждение готовности начать проект силами конкретной команды и получение доказательств в сенсорном опыте. И снова, уважаемый клиент-читатель, прошу ответить на вопросы: · Когда может быть достигнута конечная цель? · Кто конкретно будет в этом участвовать? (Определите ответственность и гарантируйте приверженность делу со стороны людей, которые будут ее реализовывать.) · Как конкретно будет воплощаться проект? Каков будет первый шаг? Второй? Третий? · Какая обратная связь позволит вам узнать, движетесь ли вы к цели или от нее? · Как вы узнаете, что цель достигнута? — Ирина, давайте уточним нашу задачу. Вы все-таки хотите получить возможность помогать и опекать или ваша задача — стать минимально зависимой или почти независимой? Только, пожалуйста, не путайте «я должна» с «я хочу»… Она надолго задумалась. — Наверное, если «хочу», то независимости… почти… а если «должна», то помогать и опекать… Нет, не так! Я «хочу» помогать и опекать, но делать это по своему желанию — кому хочу, как хочу и когда хочу! — Тогда назовите все различные способы, с помощью которых вы можете подойти к решению этой задачи — помогать и опекать по своему желанию. — Ну, способ один — стать для начала финансовым директором. — А кроме этого? — Я не вижу другого способа… — А если открыть свое собственное дело, с нуля? — Я об этом думала, но это не для меня. — Что именно вас смущает? — Я не лидер. По крайней мере, в бизнесе я себя такой не ощущаю. Я не готова к автономности и ответственности. — «Пока» не готовы? — Нет, просто не готова. Несмотря на то, что вы упорно подводите меня к мысли о том, что я смогу стать лидером. «Пожалуй, придется сменить тактику. Не хочется сейчас увязнуть в работе с так называемым сопротивлением клиента. Убеждение, которое формировалось десятилетиями, непросто изменить за десять минут. Но вот десять раз по десять минут — пожалуй, в самый раз!» — Хорошо, Ирина, а что вы сможете? — Я смогу… помочь лидеру. Настоящему лидеру. — А зачем вы нужны настоящему лидеру? Она задумалась. — Со мной он сможет стать более успешным. — А как насчет вашей независимости? Вы все еще хотите этого? — Хочу. Но полная независимость мне не нужна. Да этого и не бывает. Всегда кто-то от кого-то зависит. Даже самые-самые… — И это правильно: все под богом ходим… Есть ли еще какие-то варианты уменьшить зависимость? — Не знаю. — А если минимизировать свои потребности, перейти на хлеб и воду, это даст независимость? — Возможно… — Итак, есть как минимум три варианта приобретения независимости, частичной. Какой из них вы выбираете? Какая из возможностей даст лучший результат? — Ну, третий вариант мне вряд ли подходит: у меня растет сын, и на мне лежит ответственность за то, чтобы он встал на ноги, а не протянул их… от голода. А вот первый и второй вариант вполне подходят, если, конечно, найдется правильный партнер… — Лидер, которому нужна… правая рука? — Нет, с руками у него все будет нормально. Просто мы будем дополнять друг друга и по знаниям, и по характеру, и по опыту, и по интересам. — В какой степени выбранные варианты обеспечат достижение поставленных целей? — Думаю, что именно это поможет мне. Появится стабильность. — Какие промежуточные шаги можно определить, и каковы для них ограничения по времени? Попробуйте структурировать цель по блокам, этапам. Как конкретно будет воплощаться проект? Каков будет первый шаг? Второй? Третий? — Если в первом варианте, то для начала я становлюсь финансовым директором, затем мы реализуем мой проект, затем компания выходит на новый уровень развития, и после этого можно будет подумать над моим новым статусом в компании. — Предложение стать совладельцем будет исходить от вас или от шефа? Опять пауза, размышления. — Боюсь, что мне придется самой проявить инициативу, намеками. — Хорошо, а если рассмотреть второй вариант? — Ну, это будет в случае моего ухода из компании… Александр, а может мне просто устроиться в другую компанию? У меня уже были предложения от этих… хедхантеров (т. е. от рекрутеров). — А как же свое дело? Независимость? — А я сейчас не совсем уверена, что хочу независимости. Скорее, я готова все-таки немного зависеть, но от сильной, неординарной личности. Хотя нет, все-таки лучше — паритет, партнерство. — Какие качества или особенности должны быть у этой личности, вашего партнера? — Надежность, сила, благородство, мудрость, целеустремленность, успешность… Но таких, наверное, не бывает… — Всегда лучше чуть завышать планку, нежели заранее занижать ее. — А если не допрыгнешь? — Во-первых, не надо устанавливать ее на уровне звезд, хотя и в этом случае можно воспользоваться летательным аппаратом. Во-вторых, потом, в конце пути, не будет мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Вы скажете себе «Я сделала все возможное…» Ну и, наконец, те качества партнера, которые вы назвали, не такие уж исключительные. Вот если бы вы сказали, что он должен ходить по потолку, проходить сквозь стены и знать секреты философского камня… — Спасибо, утешили… Добавьте, пожалуйста, в список еще доброту и человечность моего партнера, которого не портит успех! «А она уже основательно вошла в роль партнера компании…» — Тогда ответьте мне, Ирина, каковы ваши критерии и способы измерения успеха? И как вы узнаете, что сами стали успешной? — Если я буду чувствовать себя компетентной. — Сейчас вы чувствуете себя компетентной? — Да. — Значит, вы уже успешны? — Нет. — Попробуйте еще раз сформулировать определение своего успеха… — Когда я буду заниматься только тем, что мне интересно, и полностью этому отдаваться… — А еще? — Еще… Если поведение других не будет влиять на меня. На мое самочувствие, на мои планы. — Уверен, что вы сейчас назовете еще какие-то признаки… — В доме — уют, у сына — все в порядке, рядом со мной — любящий человек… — За это стоит бороться? — Стоит!.. — В какой мере лично вы контролируете результаты деятельности, если оценивать по десятибалльной шкале? — На 4… Нет, на 5… или даже на 6 баллов! — Кто еще контролирует результат и в какой степени? — Я, шеф и теперь — Сергей. — Какие действия вы предпринимали в данном направлении до сих пор? — Два года сгорала на работе… — Что или кто вам может помочь? — Боюсь, что никто, кроме меня…
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.131.51 (0.014 с.) |