Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обследование текущей ситуации. Что/кто имеется. Что/кто мешает.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Это переходный этап от «Реалиста» к «Критику», когда от планирования стратегии и тактики мы переходим к анализу реальности. И первым делом мы анализируем особенности характера и типа клиента. Если помните, социотип Ирины — логико-сенсорный интроверт. Особенности данного социотипа. Воля. Выдержка. Усидчивость и выносливость. Настойчивость и требовательность в выполнении поручений, а также их проверке. Если нужно — опека и помощь. В оценках трезвый реалист, не любит фантазий. Доказывает свою правоту, приводя многочисленные конкретные факты. Точен и конкретен в деловых отношениях. Подробно прорабатывает детали, тщательно готовит мероприятия. Интересы дела выше настроений и отношений. Учитывает законы и инструкции, аккуратен. На него всегда можно положиться. Стойко переносит жизненные невзгоды. Умеет произвести впечатление интеллигентного и воспитанного человека. Однако в близких отношениях меняется в сторону большей жестокости. Нуждается в уединении. Проявляет склонность к нравоучениям и назидательности. Что умеет делать сам, того же требует и от остальных. Глубоко погружаясь в детали и цифры, рискует утратить широту обзора. Недоверчив к людям, о которых нет точных сведений. Сильные стороны. Хороший организатор и исполнитель. Нетерпим к расхлябанности и безответственности. Последователен в своих делах и решениях, всегда доводит начатое до конца. Любит во всем порядок, точность и конкретность, доверяет только официальным или проверенным источникам информации. Вникает во все детали и не упускает из виду мелочей. Любит уточнять факты, мнения, охотно делится информацией, знаниями. Будучи администратором, умеет наладить и контролировать четкую работу, дисциплину и порядок. Работоспособен, обладает развитым чувством долга, требователен к себе и подчиненным. Знания предпочитает внедрять в практику. Ко всему готовится заранее, не любит экспромтов. Любит все структурировать, упорядочивать. Проблемы. Бескомпромиссен в том, что считает важным. Предпочитает официальный и неприступный формат. Довольно нетерпим к другим точкам зрения. Недостаточно гибок в отношениях с людьми, плохо учитывает их индивидуальные способности. С трудом меняет свои убеждения. Неуступчив. Не любит возражений, навязывает свою волю и понимание ситуации. Скрытен, не любит делиться своими впечатлениями с посторонними. Боится перемен и нестабильности. Плохо разбирается в оценке себя другими. Не умеет генерировать концептуальные идеи. Бескомпромиссен. Данный недостаток компенсирует целенаправленностью и настойчивостью. Свое несогласие открыто не выражает, если ситуация складывается не в его пользу. В интригах применяет метод отщипывания по кусочку ресурса противника. Цели достигает, медленно поглощая, используя тактику удава. Обследуйте, пожалуйста, и вы, уважаемый клиент-читатель, свою ситуацию, да повнимательнее. Мы перешли к анализу ролевых взаимоотношений в их ситуации и определили всех значимых участников: их психотипы, ответственность и установки (либо на поддержку, либо на противодействие Ирине). Поскольку возможности протестировать шефа и Сергея у нас не было, их типы определялись заочно, на основании наблюдений Ирины, которая описывала мне косвенные признаки. В результате шеф был определен как интуитивно-логический экстраверт («Изобретатель», «Новатор»), с Ириной у него были отношения ревизии. Сергей — этико-сенсорный экстраверт («Энтузиаст», «Коммуникатор»), активатор для шефа и полудуал для Иры. Мы выяснили, что в контексте этих взаимоотношений стратегическая роль Иры — Распределитель ресурсов и работ, что включает расстановку приоритетов, сроков выполнения заданий, их последовательность, качество исполнения. Это предполагает наличие волевых качеств, деловой сметки в сочетании с гибкой тактикой при реализации преимущественно задач административно-хозяйственного плана. Тактически Ирина выступает как «Систематизатор»: умеет упорядочивать поступающую информацию. Объективно оценивает качества партнера — как положительные, так и отрицательные; методична и последовательна, все начатое доводит до конца. Особенности взаимодействия социотипов. В данном случае, помимо прочих обстоятельств, характер Сергея, казалось бы, лучше, чем у Ирины, сочетался с характером шефа. Ревизор кажется дотошным, причем в вопросах малокомфортных, проблемных. Из-за чего Ревизуемый обычно чувствует себя крайне неуютно. Отношения активации (шеф — Сергей), напротив, повышают активность друг друга, создают бодрящее, хорошее отношение. Но если в краткосрочной перспективе отношения активации стимулируют, то в долговременной утомляют, происходит «перегрев». И главная опасность — отсутствие тормозов, критичности, осторожности, чего с избытком имеется в отношениях ревизии. Обычно Систематизатор испытывает трудности в общении, так как приоритеты дела важнее отношений, и, чтобы облегчить процесс коммуникации, Систематизатор изначально определяет критерии поведения, социальные нормы. По отношению к нарушителям этих норм ему, мягко выражаясь, недостает толерантности. Так что действия Сергея, даже исходя из социотипических закономерностей, были обречены на неприятие Ириной… А мог ли Сергей «переиграть» Ирину? Мог, если бы встроился в принятые ею критерии общения и формально не нарушал правил «игры». Как? А это, уважаемый клиент-читатель, пусть будет для вас задачей. И если вы найдете решение, дайте знать… Кстати, оптимальным партнером для Ирины (логико-сенсорного интроверта) мог бы стать человек с социотипом этико-интуитивный экстраверт (см. описание этого типа в Приложении). Который был бы ее поддерживающей и дополняющей противоположностью, скрепляемой общей функцией рациональности. Я рассказал Ирине об особенностях взаимоотношений в их ролевом треугольнике. О плюсах и минусах. На что она ответила, что теперь понимает, почему шеф иногда неожиданно для нее замыкался, особенно когда она отмечала проблемы. А главное, она поняла, почему так долго не решалась озвучить ему свои идеи. И еще она признала, что если в изложении Сергея ее мысли звучали привлекательно, то в ее подаче могла бы быть тяжеловесность, давление, излишняя прямолинейность, которая, возможно, не понравилась бы шефу. — А может, шеф прав, и с моими «талантами» к общению я действительно буду плохим финансовым директором? — Аргументируйте… — Я не умею выстраивать правильные отношения, плохо собой владею, и вообще… — Что касается владения собой: если создать соответствующие стрессовые условия, то можно «вывести из себя» даже самого закоренелого флегматика-амебу. — Значит, вы считаете, что это случайность? — А часто ли вы вот так срываетесь? — Таких ситуаций у меня почти не бывает. Я даже не могу припомнить… Нет, было, с моим бывшим мужем, когда я узнала, что он мне изменил. Это был для меня шок. Я не ожидала от него такой подлости!.. — Вот и ответ на ваш вопрос. — Ну, тогда это было слишком важно для меня — разрушились мои надежды на счастливую семейную жизнь. Тем более, я его тогда любила… Но это все лирика… — Ирина неестественно бодро улыбнулась, хмыкнула и едва заметно передернула плечами, словно стряхнув с себя воспоминания. — Но сейчас другая ситуация… Вы обещали объяснить, почему это со мной произошло. — Что именно, предательство? — Нет, я имела в виду свой сегодняшний срыв… Ну, а то, что меня снова предали, — это, наверное, тоже неслучайно? — Вы сами практически уже ответили на свой вопрос. Предательство для вас — один из самых значимых факторов, который влияет на вашу самооценку. И если вас предают, то ваша самооценка резко снижается. Сознательно или неосознанно вы приходите к выводу, что в вас что-то не так, вы в чем-то виноваты, и в вас зарождаются убеждения из категорий бессмысленности и беспомощности. Что же касается вашего срыва, то здесь сработал фактор неожиданности. Наверное, вы очень мило общались раньше с Сергеем. Он, скорее всего, умело подстроился к вам снизу, испрашивая ваших советов, интересуясь вашим мнением и при этом с наивностью, а может быть, и с восхищением выслушивая все, что вы ему говорите. Ведь вам, наверное, доставляло удовольствие наставлять его, учить уму разуму? — Да, было такое… — Так вот, общаясь с вами, Сергей не только хорошо уяснил ситуацию в компании, но и вас изучил и понял, как нужно действовать. В том числе, используя стратегию внезапного нападения. Что, конечно же, нарушило ваше равновесие. Более того, теперь само его присутствие будет вызывать у вас стресс в виде негодования, злости, а может быть страха: не выкинет ли он еще какую-нибудь пакость?! Поэтому мы обязательно потренируем ваши навыки стрессоустойчивости и противодействия всякого рода манипуляциям… Ирина, слушая меня, задумчиво теребила на пальце колечко. И когда я закончил, она еще некоторое время сидела неподвижно, отрешенно наблюдая переливы маленького бриллианта. Вздохнула и перевернула кольцо камнем вовнутрь ладони. — Да, шеф был прав: над коммуникабельностью мне нужно поработать! — Что еще вам нужно? — Счастья… «Если я сейчас подхвачу эту тему, тогда мы надолго уйдем в рефлексию и эмоции, — подумал я, — тем более что на счастье у нас в модели предусмотрен целый блок. Всему свое время. Будем действовать по технологии. Или все же стоит развить тему счастья?… Пожалуй, я все же промолчу, и если она захочет продолжить эту тему, то так тому и быть…» Ирина словно прочитала мои мысли. — Что-то я расчувствовалась, Александр… Давайте все же вернемся к нашим задачам. «Вот и отлично! — подумал я. — Это был ваш выбор, Ира». — А задача у нас простая. Мы сейчас должны определить, какие ресурсы вам еще понадобятся. Каких качеств, знаний, навыков, умений вам не хватает? — Трудно сказать… — Хорошо, давайте наоборот. Какие ресурсы у вас имеются? Ваши сильные стороны? — Наверное, компетентность. Еще у меня имеется план изменений финансовой политики. Есть кредит доверия шефа, правда, теперь уже подорванный конкурентом. Больше ничего в голову не приходит… — Хорошо. Главное, что сейчас необходимо? Какие навыки вам очень нужны? — Как говорил мой шеф, мне нужно приобрести навыки хорошего руководителя. — Это нужно вам или шефу? — Я понимаю ваш вопрос, Александр. Конечно же, это нужно в первую очередь мне… — А что еще нужно, кроме навыков хорошего руководителя? — Нужно вернуть доверие шефа. — Все? — Вроде… — А не хотите ли избавиться от чувства вины? — А разве это возможно? — Как я уже говорил: в коучинге возможно все! Вам мешает это чувство? — Да. — Чем? — Сложно сказать… — Вы раньше часто ощущали себя Жертвой? — Я об этом раньше не задумывалась… — Тогда сейчас мы сделаем следующее: вы очень быстро пройдетесь по своей прошлой жизни. В левой руке у вас будет чаша жертвенности, в правой — независимость, свобода. После того как вы дойдете до младенчества и вернетесь обратно, — проверьте: какая рука потяжелела больше. На экскурс в прошлое у вас есть ровно одна минута. — Так мало?! — А больше и не нужно. Ваше бессознательное может сделать это еще быстрее… Ирина прикрыла глаза, сосредоточилась. Но через несколько секунд удивленно открыла их. — А если я несу ответственность за других, за дело, это жертвенность? — А вы спросите у себя: доставляет вам это удовольствие или нет. Если человеку доставляет удовольствие жертвовать, ограничивать себя чем-то во имя других, ради дела, значимого для него, то он, пожалуй, ощущает себя не Жертвой, а Спасителем. Грань здесь очень условная, но ваше бессознательное, думаю, разберется и даст правильный ответ… Проделав все, о чем мы договорились, Ирина обнаружила, что в целом жертвенности в ней раньше было не так уж и много — ей было приятно поступаться чем-то для других. Но когда ее к этому вынуждали, это состояние усиливалось. И особенно ощутимо это стало сейчас. — Так вы сейчас Жертва? — Скорее да, чем нет… — Какие ваши потребности вылепили из вас Жертву? — Наверное, потребность заботиться, помогать. А еще потребность в стабильности и востребованности… — То есть это именно то, чего вы желаете? — Боюсь, что так… — Как вы это объясняете? — Я не могу это объяснить… — А как вы ощущаете это? Как вы знаете о том, что вы сейчас — Жертва? — У меня есть ощущение беспомощности, а временами и какой-то бессильной злости. А еще я корю себя за то, что сама не рассказала шефу и о проблемах финансового направления и, главное, о своем плане действий. Все ждала, когда меня утвердят в этой должности. Но когда я увидела разочарование шефа, почувствовала себя виноватой. — Итак, ваши ощущения: беспомощность, бессильная злость, чувство вины и, наверное, тот самый стыд, о котором мы раньше говорили? Ирина кивнула головой. — Так вот этот самый стыд, чувство вины заложено в нас еще с детства для облегчения воспитательного процесса. А проще говоря — для скрытого управления. Но парадокс: нередко «воспитанные» дети мало чего добиваются, став взрослыми, и добровольно занимают позиции жертв, ведомых. А вот «трудные», самостоятельные, независимые часто достигают успеха, потому что не боятся пойти против мнения окружающих, взять на себя ответственность. И именно они становятся лидерами, руководителями. Но раз уж вы решились занять руководящую позицию, то вам нужно срочно выйти из позиции Жертвы, которая только защищается, и взять инициативу в свои руки. Вы готовы взять инициативу в свои руки? — Готова! Прямо руки чешутся… Ну а как же насчет совести? — А разве вы собираетесь делать что-то плохое? — Для себя — нет. — А для компании? — Надеюсь, что для компании это тоже не будет плохо. Но уж для Сергея-то точно не будет ничего хорошего. — Хороший вопрос. Запомните его. Но сейчас тему Сергея мы обсуждать не будем. — Я заметила, что вы не очень любите… лирические отступления. — Помните, вы говорили, что я даю нить, по которой вы дойдете к цели? — Помню. — Представьте, что, следуя этой нити, вы проходите мимо красивых и притягательных мест, которыми хотите полюбоваться. И вот вы бросаете нить и останавливаетесь, или отходите. Как тогда насчет достижения цели? — Но я же всегда смогу вернуться к нити и пойти дальше. — А если не найдете, или нить не будет вас ждать? А может быть, эти влекущие вас места — ловушки? И самое главное: у вас для того, чтобы пройти путь, есть лимит по времени — три дня. И каждый отход от маршрута отнимет у вас драгоценное время, которое понадобится для преодоления еще многих препятствий на пути. — Но невозможно же все время идти только по нити? — Вам нужен привал? — И привал тоже. А еще я не хочу слепо идти по нити. — Но вы уже пошли… — А пока я шла, у меня появились вопросы. — В виде лирических отступлений? — В том числе… — А знаете, что случилось с сороконожкой, которая на пути к цели задумалась над тем, какие конкретно ноги ей сейчас следует переместить вперед? — Кажется, она не смогла двигаться дальше… — Вам правильно кажется. Впрочем, на нашем маршруте предусмотрены специальные места для остановок и получения ответов. — Ну, тогда я спокойна… — А теперь вернемся к вашим ресурсам. Нужны ли вам следующие навыки: стрессоустойчивость, решительность, открытость, коммуникативность? — Нужны. — А боевой настрой? — Еще как! — Что-то еще? — Думаю, что мне нужно научиться манипулировать. — Ира, а что вы думаете об этичности манипулирования? — Наверное, это плохо… Так считается. Но это часто выгодно и полезно. А что вы думаете о манипуляции? — Ира хитро посмотрела на меня. — Вначале я хочу оговорить, что манипуляция — это одна из форм воздействия. И в арсенале успешного человека это лишь один из инструментов. В некоторых ситуациях требуются жесткие способы влияния, в других — мягкие, к коим и относится манипуляция. А вообще-то манипуляция, дословно, это движение руками. Представим, что кто-то обучился эффективно двигать руками, например, в школе восточных единоборств. И вот он ходит по улице и избивает всех прохожих. То есть он находится в роли Злодея: хулигана, бандита. — Да, таких сейчас развелось немало… — Но представим, что в этой же школе восточных единоборств обучался другой человек, призвание, задача которого защищать других от Злодея. Соответственно, его роль?… — Герой, спаситель… — Очередная пятерка! А значит, умение манипулировать — это и не хорошо, и не плохо. Это средство, инструмент, навык. И от того, кто и как, в каких целях будет применять его, и зависит, как мы оценим эти действия. — То есть цель оправдывает средства?… — На ваш классический философский вопрос я отвечу многозначительно: смотря какая цель и смотря какие средства. Обобщения очень вредная штука. Ведь иногда вместе с водой выплескивают и ребенка… Влияние. Манипуляции Пожалуй, самое время подробнее поговорить про влияние. И поскольку это достаточно большой раздел, я вынес его в Приложение. Так что если хотите побыстрее прочитать об этом — отправляйтесь в конец книги… А мы пока продолжим… Я заметил задумчивость и неуверенность на лице Ирины. — Что-то вам мешает? Какие-то внутренние ограничения? Как насчет страхов, сомнений? — Есть… Страх испортить отношения с шефом и с конкурентом. А еще… нежелание работать с непорядочным человеком — Сергеем… Сомнения в собственной компетентности — может, и в самом деле я еще не созрела до должности финансового директора? Страх перед нестабильностью, в случае ухода из компании… И еще страх, что родственник Сергея в случае чего на нас нашлет кучу проверяющих, которые будут усердно копать… — Вам есть чего бояться? — При желании можно найти нарушения в самой «белой» компании… Впрочем, ничего серьезного они не найдут. За эти два года мой Инспектор-Опекун сделал все, чтобы фирма не подставилась… — Значит проверки — это для вас не смертельно? — Переживем… — А какие внешние ограничения вы чувствуете, например, в самой компании? — Изменилось отношение шефа. Изменились перспективы… В худшую сторону… — Еще? — Конкурент… Мы разобрали его сильные стороны: гибкость, решительность, общительность, связи. Так во всем. Любая вещь принадлежит не тому, кто наиболее способен ею распорядиться, а тому, кто наиболее способен ею завладеть и удерживать. Поэтому «высокий чин» сплошь и рядом — посредственность и заурядность во всем, кроме одного — он гений захвата и удержания своего поста. Все его помыслы направлены именно на это, а не на свершение дел. И, естественно, он достигнет и сохранит пост с гораздо большей вероятностью, чем тот, кто более умен и несравненно более способен распорядиться высоким положением в компании. Свою энергию он направит на свершение дел, а не сосредоточится единственно на удержании поста. Преимущества карьериста очевидны: каждый его шаг подчинен захвату цели. Любое действие он рассматривает только под углом целесообразности. Все, что способствует захвату цели, — хорошо, что не способствует — не нужно, мешает — плохо. Он будет всем доказывать, что именно он достоин владеть, поэтому часть сил направит на пресекание чужих домогательств, на создание мнения, видимости, положения — таких, что его не сковырнешь. А дело он делает лишь так и лишь настолько, как полезнее для удержания поста, а не для самого дела. Это первое. Теперь второе. Два человека, равно умных и энергичных. Разница: первый порядочен и добр, а второй способен на любой, даже самый отвратительный поступок. Кто вернее достигнет трудной цели? Второй. Почему? — Потому что он в два раза больше вооружен, он сильнее, так как способен и на достойные меры, и на неприемлемые, а первый — только на достойные. Из всех возможных поступков для первого возможна только одна половина сферы, а для второго — вся сфера, весь арсенал. Стратегическийвыигрыш Сергея был в наступательной, критической позиции, тем более что он пришел недавно и, соответственно, не был связан с прошлым компании. Слабости — профессиональная некомпетентность, непорядочность, которые нужно умело разоблачить. Он использовал свою силу против Иры для укрепления своих позиций и ослабления ее. Выступив с критикой, вызвал нервную реакцию, не дал ей ответить на его выпады, что к тому же плохо сказалось на имидже Ирины и взаимоотношениях с шефом. — А теперь давайте рассмотрим текущую ситуацию, если ее представить схематично. Что происходит между действующими лицами? Существует так называемый треугольник Карпмана, в котором наличествуют три фигуры: Жертва, Злодей и Герой, он же — Спаситель. Кто есть кто в вашей ситуации? Как, по-вашему, интерпретируют ситуацию шеф и Сергей? Я нарисовал Ирине схему ролевого взаимодействия и разъяснил функции каждого участника. Приступим к схематизации вашей стрессовой ситуации, уважаемый клиент-читатель. Определите, кто в ней субъект, кто объект, кто конкурент, кто наблюдатели, какой ресурс. Ради чего, собственно, весь сыр-бор? — Думаю, что у них Ира — Злодей, шеф — Жертва, Сергей — Спаситель. — А какая Ваша собственная версия? — Я — жертва, которую подставили, шеф — заблуждающийся герой, который стал теперь практически жертвой, обманутой Сергеем, и, наверное, мной. А сам Сергей — злодей. — А что, спасителя нет? — Нет. — Но должен же кто-то помочь жертве, спасти ее? — Помочь жертве и спасти ее может только один человек, — сказала она после паузы. — И кто же это? — Вы, Александр, — полуторжественно, полуиронично произнесла она. — Отчасти вы правы. — Почему отчасти? — Потому что помочь — да, смогу, разобрав, спланировав ситуацию и обучив вас определенным навыкам. Но спасать вы себя будете сами. — Спасибо и на этом. — Благодарить будете, когда станете финансовым директором. А сейчас вернемся к метафоре. Что будет с белкой, если вы сделаете то, о чем намекает шеф? Ирина ухмыльнулась. — Карлик хватается за колесо и взлетает вверх, прямо в руки Гвидона. А белка по-прежнему — в колесе. Наяривает! — Какой выбор у Вас сейчас из трех возможных мегастратегий: принять, противодействовать, уйти? Она надолго задумалась, и время от времени бросала напряженный взгляд на листок со схемой ролевого взаимодействия. Затем скептически покачала головой. — Все три варианта для меня актуальны и не очень-то устраивают. — Какой вариант вас устроит меньше всего? — Наверное — противодействовать. Я не знаю, как бороться с Сергеем. Боюсь, что опять сорвусь и тогда вообще все испорчу… Хотя и принять все это мне будет сложно… Может, уйти? — Правильно ли я понимаю, что наиболее возможные варианты — принять или уйти? Ирина кивнула головой. - Что ж, на сегодня, пожалуй, все. Объявляю привал на маршруте. Нить поведет вас домой. Но дома вас ждет решение небольшой задачи. Так сказать, домашнее задание. — Прямо как в школе… — Да, в школе — школе жизни. И она же — жизнь — будет ставить вам отметки. Так что: век живи, век учись… Итак, выпишите, пожалуйста, все ваши аргументы ЗА и ПРОТИВ того, чтобы принять предложение шефа. Задание понятно? — Так точно! Второй день На следующий день Ира принесла раскладку, которая выглядела следующим образом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.250.115 (0.017 с.) |