Научные основы инновационного менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные основы инновационного менеджмента



Лекция 13

Научные основы инновационного менеджмента

 

Сущность основных экономических законов.

Сущность основных законов организации инновационного менеджмента.

Основные принципы управления инновациями и инновационным развитием

4. Научные подходы к инновационному ме­неджменту

 

Улучшение качества управленческих решений за счет использования научных основ инновационного менеджмента позволяет получить весомый экономический эффект при минимальных затратах.

Поэтому инновационный менеджмент предполагает построение управленческой деятельности на основе:

-эко­номических законов функционирования рыночных отношений;

-зако­нов организации;

-применения научных подходов и принципов управления;

-методов и моделей анализа инновационного менеджмента;

-прогнозирования и оптимизации параметров объектов и их окружения.

 

Сущность основных экономических законов

Инновационный менеджмент предполагает учитывать и использовать следующие экономические законы функционирования рыночных отношений:

♦ закон возвышения потребностей;

♦ закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса);

♦ закон зависимости между предложением и ценой (закон предло­жения);

♦ закон зависимости между предложением и спросом;

♦ закон возрастания дополнительных затрат;

♦ закон убывающей доходности;

♦ закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления;

♦ закон эффекта масштаба производства;

♦ закон эффекта опыта;

♦ закон экономии времени;

♦ закон конкуренции.

Рассмотрим сущность перечисленных законов.

 

Закон возвышения потребностей – это объективный закон, в соответ­ствии с которым происходит увеличение видов, разновидностей, изменение структуры и качества товаров и услуг. Количество видов това­ров и услуг удваивается примерно через 10 лет, их объемы в натураль­ном выражении и структура изменяются дифференцированно по каж­дой ассортиментной группе.

 

Закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса) характе­ризует изменение цены товара при изменении спроса на него. Со снижением цены товара спрос на него повышается, а с повышением цены — наоборот, снижается. Закон спроса описывает поведение покупателей при изменении цены товара.

 

Закон зависимости между предложением и ценой (закон предло­жения) характеризует изменение цены товара при изменении его предложения на рынке. Если цены повышаются, то на рынок будет поступать больше товаров данного наименования, рынок стимулирует увеличение объема пред­ложения. Продавцам (изготовителям) выгодно повышать объем про­даж (объем производства). И наоборот, если цена на товар снижается, то продавцам становится невыгодно предлагать его и предложение будет сокращаться.

 

Закон зависимости между предложением и спросом

Предложение качественно новых товаров может сформировать рост спроса. И, наоборот, рост спроса потребует его удовлетворения, роста предложения. При этом следует учитывать, что механизм действия этого законасвязан с количеством предлагаемого товара и ценой его продажи на рынке. Чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность выпускать и продавать товар. И чем ниже цена, тем больше спрос. Этот закон действует в усло­виях совершенной, или чистой, конкуренции.

 

Закон убывающей доходности проявляется на микроуровне: он по­казывает, что на получение каждой последующей единицы эффектив­ности требуется больше единиц затрат, чем на получение предыдущей единицы эффективности, когда закон масштаба уже исчерпал себя. Например, приращение каждой последующей доли рынка требует больше затрат, чем приращение рынка на такую же долю в предыдущий период. Или достижение каж­дого дополнительного приращения безотказности машины требует средств во много раз больше, чем затрачено на достижение предыду­щей такой же доли безотказности.

 

Закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и по­требления Суще­ственное повышение, например, качества объекта влечет за собой рост производственных затрат при снижении доли эксплуатационных за­трат в совокупных затратах. В этом случае оптимальный уровень ка­чества будет достигнут при минимальных совокупных затратах.

Закон эффекта масштаба проявляется в том, что с увеличением выпуска продукции условно-постоянные расходы (общезаводские и общецеховые) на единицу про­дукции уменьшаются, снижая соответственно ее себестоимость. За счет фактора масштаба себестоимость про­дукции можно снизить до двух раз.

 

Закон эффекта опыта выполнения работ или осво­ения новой продукции. Если человек выполняет работу впервые, то он затратит времени в несколько раз больше, чем после полного освоения мето­дов, приемов и навыков выполнения данной работы.

 

Закон экономии времени. Ин­новационная деятельность должна обеспечивать снижение затрат прошлого (овеществленного), живого и будущего (вводит термин Фатхутдинов Р.А.) труда за жизненный цикл данного объекта на единицу его полезного эффекта по сравнению с предыдущей моделью или лучшим мировым аналогом.

 

Закон конкуренциипроцесс постоянного повышения качества продукции и услуг, снижения их цены. Иначе – объективный процесс «вымывания» с рынка некачествен­ной дорогой продукции.

Сущность основных законов организации инновационного менеджмента.

Качество управленческого решения повысится, если руководители и специалисты будут учитывать проявления законов организации, к которым относятся следующие:

♦ закон композиции;

♦ закон пропорциональности;

♦ закон наименьших;

♦ закон онтогенеза;

♦ закон синергии;

♦ закон упорядоченности;

♦ закон единства анализа и синтеза;

♦ закон самосохранения и развития.

Первые четыре закона преимущественно проявляются в статике, остальные — в динамике. Рассмотрим их сущность.

 

Основные принципы управления инновациями и инновационным развитием

Правила применения системного подхода

Системный подход входит в состав научных подходов, которые ре­комендуется применять при разработке управленческого решения. Фатхутдинов Р.А. рассматривает 30 правил применения системного подхода. Приведем несколько примеров.

Правило 1-е

Не компоненты сами по себе составляют суть целого (системы), а наоборот, целое как первичное порождает при своем членении или формировании компоненты системы.

Фирма как целое существует не потому, что в ней работает, допустим, лекальщик, а наоборот, лекальщик рабо­тает потому, что функционирует фирма.

 

Правило 2-е

Сумма свойств (параметров) или отдельное свойство системы не равны сумме свойств ее компонентов.

Все детали как компоненты технической системы техно­логичны, а изделие нетехнологично, так как неудачна его компоновка, сочетание деталей.

 

Правило 3-е

Количество компонентов системы, определяющих ее размер, долж­но быть минимальным, но достаточным для реализации целей си­стемы.

Структура, например, производственной системы представляет со­бой сочетание организационной и производственной структур.

 

Правило 4-е

Для упрощения структуры системы следует сокращать количество уровней управления, количество связей между компонентами систе­мы и параметров модели управления, автоматизировать процессы про­изводства и управления.

Правило 5-е

Структура системы должна быть гибкой, с наименьшим количе­ством жестких связей, способной быстро переналаживаться на вы­полнение новых задач, новых услуг и т. п.

 

Маркетинговый подход

Предусматривает ориентацию менеджмента на по­требителя (повышение качества, экономия ресурсов, снижение цены и др.).

 

Нормативный подход

Установление рационально обоснованных нор­мативов управления по всем подсистемам менеджмента: целевой, обеспечивающей, управляемой, управляющей. Нормати­вы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности применения по масштабу и во вре­мени.

 

Нормирование

Использование элементов раз­работки, согласования и утверждения нормативов и норм расхода сырья, материалов и других элементов на изготовление единицы продукции (работы) установленного качества в планируемых услови­ях производства.

 

Комплексный подход

Учет тех­нических, экологических, экономических, организационных, соци­альных, психологических, политических, демографических и других факторов в их взаимо­связи.

Рис. 4.12. Модель координации выполнения целей инновационной фирмы. Условные обозначения: 1.1 — формирование портфеля новшеств; 1. 2 — формирование портфеля инноваций; 2 .1 — методическое обеспечение; 2.2 — ресурсное обеспечение; 2.3 — информационное обеспечение; 2 .4 — правовое обеспечение; 3 .1 — стратегический маркетинг; 3.2 — НИОКР; 3.3 — ОТПП; 3 .4 — производство новшеств; 3.5 — сервис инноваций

 

Процессный подход

Процесс управления является цепью непрерывных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планиро­ванию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регули­рованию (рис. 4.15). В центре круга — координация работ.

Оптимизационный подход

Сущность заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи инженерных расчетов, матема­тических и статистических методов, экспертных оценок, системы бал­лов и др.

 

Директивный подход

Регламентация функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, рас­поряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т. п.).

 

Поведенческий подход

Оказание помощи работ­нику в осознании своих собственных возможностей, творческих спо­собностей.

 

Глобальный подход

При форму­лировании и решении большинства проблем обеспечения конкурен­тоспособности точка обзора мысленно должна быть в глобальной системе, а не на уровне, где находится анализируемый объект.

Стандартизационный подход

Установление стандарт­ных, единых для системы (организация, регион, страна, мировое сообщество) норм, правил и характеристик с целью обеспе­чения безопасности, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости, единства измерений, экономии ресурсов и по­вышения качества.

 

Эксклюзивный подход

Приобретение субъектом уп­равления исключительного права на пользование по своему усмотре­нию инновацией или конкурентным преимуществом.

 

4.18. Структурный подход

Учет структур при определении значимости приоритетов, факторов, методов, инвестиций, проектов, принципов и других категорий в их совокупности, взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимозависимости.

 

Лекция 13

Научные основы инновационного менеджмента

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.036 с.)