Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из стенограммы речи П. А. Столыпина в Государственной думе 16 ноября 1907 гСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По пути искоренения преступных выступлений шло правительство до настоящего времени – этим путём пойдёт оно и впредь.<…> Сознавая настоятельность возвращения государства от положения законов исключительных к обыденному порядку, правительство решило всеми мерами укрепить в стране возможность быстрого и правильного судебного возмездия. <…> При этих условиях правительство надеется обеспечить спокойствие страны, что даст возможность все силы законодательных собраний и правительства обратить к внутреннему её устроению. Устроение это требует крупных преобразований, но все улучшения в местных распорядках в суде и администрации останутся поверхностными, не проникнут вглубь, пока не будет достигнуто поднятие благосостояния основного земледельческого класса государства. (В центре и справа возгласы «браво».) <…> Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности и как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности (рукоплескания …), реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия Русской державы (рукоплескания …). ⦁ Почему П. А. Столыпин считал перечисленные в его речи задачи «вопросами бытия» русской державы?
§ 12. Просвещение и наука
Просвещение. Модернизация России включала не только индустриализацию, социально-экономические и агротехнические преобразования в сельском хозяйстве, реформы политического строя, но и глубокие перемены в культурном облике страны. Если в 1897 г. из каждых 100 человек грамотным был 21, то к 1917 г. их насчитывалось уже 30. Шла подготовка к введению всеобщего начального образования. Соответствующий закон приняла III Дума, но он так и не был утверждён Государственным советом. Росло количество тех, кто заканчивал среднюю школу и высшие учебные заведения.
Урок в сельской школе дореволюционной России
Начальное образование крестьянские дети получали в одноклассных (с 3-летним курсом обучения) и двух-классных (с 4– и 5-летним) церковно-приходских школах и земских сельских училищах. В них преподавали русский язык, арифметику, Закон Божий, историю, географию, естествоведение и черчение. Более основательным было начальное образование в городских училищах. Общее среднее образование можно было получить в мужских и женских гимназиях, реальных и коммерческих училищах. Существовали также ремесленные, низшие и средние технические училища. Быстро шла демократизация среднего и высшего образования. Накануне Первой мировой войны в России было 63 государcтвенных высших учебных заведения (в том числе 10 университетов) и 54 частных. Возникали и новые формы просвещения: школы и курсы дополнительного образования для взрослых. Они ставили своей задачей преодоление неграмотности части населения и повышение уровня образования окончивших только начальную школу. Создавались добровольные общества по народному школьному и внешкольному образованию. Многие рабочие занимались в воскресных и вечерних школах, на образовательных курсах. Грамотных рабочих (64 %) было более чем в 2 раза больше, чем крестьян.
Высшие женские курсы. Москва. Малая Пироговка, 1
В столицах, губернских и даже в отдельных уездных городах открывались народные университеты. Наиболее известным из них был народный университет в Москве, носивший имя либерального общественного деятеля А. Л. Шанявского, на средства которого строился и первое время функционировал. В нём практиковалось вечернее обучение для всех желающих получить среднее или высшее образование. Читающая Россия. В России начала XX в. получил распространение массовый интерес к чтению. Он формировался под влиянием развития образования и активизации общественной жизни. Рос спрос на газеты, журналы, книги. Наиболее популярными газетами были «Новое время», «Русские ведомости», «Биржевые ведомости», «Русское слово». Выходили также партийные газеты. После первой российской революции газета в руках крестьянина или солдата перестала быть редкостью. Редактором одного из самых популярных журналов народнического направления «Русское богатство» был писатель В. Г. Короленко. Его статья «Бытовое явление», направленная против смертной казни, имела такое же общественное звучание, как и статья Л. Н. Толстого «Не могу молчать». В 1913 г. Россия по выпуску книг занимала третье место в мире после Германии и Японии. Большой спрос имели дешёвые (в бумажных обложках) издания классиков русской литературы и популярных писателей того времени. Выходило огромное количество научно-популярных изданий. До настоящего времени мы пользуемся энциклопедическими словарями Брокгауза и Ефрона, братьев Гранат, статьи для которых писали видные учёные начала XX в. Развитие естественно-научной мысли. Новые открытия и достижения науки на рубеже XIX – XX вв. оказывали всё большее влияние на развитие общества, меняли научную картину мира.
Короленко Владимир Галактионович (1853 – 1921)
Учёный-энциклопедист, блестящий естествоиспытатель В. И. Вернадский стал одним из основоположников новых научных направлений. Его отличал новаторский подход к изучению Земли как планеты, который характеризовался, во-первых, стремлением рассматривать науки о Земле в их взаимосвязи и, во-вторых, в создании учения о биосфере и её планетарной роли. Вернадский разрабатывал новые направления в науках о Земле – радиогеологию, геохимию, биогеохимию. Рост научных знаний и технический прогресс учёный рассматривал как планетарное явление. С его точки зрения, духовное творчество человека – это особый этап в развитии биосферы, превращающейся в ноосферу (сферу разума). Другим выдающимся учёным был К. Э. Циолковский – один из основоположников современной теории космонавтики. Его творчество – яркий пример развития научной мысли вне академических и университетских стен. Почти полностью потеряв в детстве слух, с 14 лет Циолковский учился самостоятельно. В 1879 г. он сдал экстерном экзамен на звание учителя. Именно Циолковский, простой гимназический учитель физики и математики из Калуги, в самом начале XX в., ставшего веком космонавтики, опубликовал труд «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В работе были приведены математические и технические доказательства возможности космических полётов человека на Луну и около-солнечные планеты. Циолковскому принадлежат идеи по конструированию ракет с двигателем на жидком топливе и идеи-прогнозы о создании космических станций и заселении людьми планет Солнечной системы. Российские учёные достигли больших, получивших мировое признание успехов в развитии естественных наук – физики, химии, биологии. Глава первой русской научной школы физиков И. Н. Лебедев измерил давление света на газы и твёрдые тела, что явилось подтверждением электромагнитной природы света. Его имя было присвоено впоследствии Физическому инсти-туту Российской академии наук. Научные исследования Д. И. Менделеева продолжили русские химики. Основателем одной из научных школ в области органической химии стал изобретатель угольного противогаза Н. Д. Зелинский.
Вернадский Владимир Иванович (1863 – 1945)
Нобелевскими премиями были отмечены достижения российских учёных-биологов. Их лауреатами стали И. П. Павлов (1904) и И. И. Мечников (1908). Первый прославился исследованиями по физиологии кровообращения, пищеварения и мозга, а также разработкой учения о безусловных и условных рефлексах; второй – исследованиями по иммунологии (защитным реакциям организма при заболеваниях). Видными учёными была представлена петербургская математическая школа, основанная в XIX в. П. Л. Чебышевым. Среди них академики А. А. Марков, внёсший весомый вклад в теорию вероятности и в математический анализ, и В. А. Стеклов, который занимался математической физикой. О заслугах Стеклова свидетельствует присвоение его имени Математическому институту Российской академии наук.
Павлов Иван Петрович (1849 – 1936)
Мечников Илья Ильич (1845 – 1916)
Характерной чертой развития русской науки начала XX в. стала её тесная связь с техническим прогрессом, потребностями экономического развития страны. Так, Д. И. Менделеев был организатором и первым директором Главной палаты мер и весов, предложил точнейшие приёмы взвешивания, был инициатором введения в России метрической системы мер. Менделеев наметил программу освоения природных богатств России; разрабатывая планы промышленного районирования, уделял большое внимание развитию производительных сил Урала, Сибири и Донбасса. В. И. Вернадский работал в академической Радиевой комиссии, создал постоянную экспедицию для поиска и использования радиоактивных минералов, стал одним из основателей и первым председателем крупнейшего учреждения Академии наук – Комиссии по изучению естественных производительных сил России. И. И. Мечников, возглавлявший с 1905 г. знаменитый Пастеровский институт в Париже, не раз лично руководил медицинскими экспедициями в очаги холеры, брюшного тифа, туберкулёза. Мечников и Н. Ф. Гамалея, специалист по профилактике инфекционных заболеваний, основали первую в России бактериологическую станцию. В 1911 г. учёный Б. Л. Розинг осуществил первую в мире передачу телевизионного изображения, пользуясь изобретённой им электронно-лучевой трубкой. Его дело продолжил русский инженер В. К. Зворыкин, который в 1931 г., уже работая в США, создал иконоскоп – передающую телевизионную трубку и этим положил начало появлению массового телевидения. Исследование Арктики. Велик вклад российских учёных в географические исследования, прежде всего Арктики. На поиски расположенной севернее Новосибирских островов неведомой «Земли Санникова» (по имени промысловика Якова Санникова, который высказал предположение о её существовании), Академией наук в 1902 г. было отправлено судно под командованием Э.В.Толля. Из этого похода он не вернулся. Некоторое время спустя экспедиция, возглавляемая будущим адмиралом, а в то время лейтенантом А. В. Колчаком, обнаружила на самом северном из Новосибирских островов стоянки и научные материалы погибшей исследовательской группы Толля. Столь же трагически закончилась экспедиция к Северному полюсу Г. Я. Седова, скончавшегося зимой 1914 г. от цинги на одном из островов Земли Франца-Иосифа. Участники экспедиции вернулись в Россию с ценным научным материалом о северном архипелаге и о движении льдов.
Первый в мире ледокол «Ермак». Построен в 1899 г. В эксплуатации до 1963 г.
Все эти экспедиции показали, как трудно осваивать Арктику без специальных судов. В 1901 г. впервые в арктических водах появился ледокол под российским флагом. Им командовал адмирал С. О. Макаров. Он верил, что будущее в Арктике принадлежит ледокольному флоту. Гуманитарные научные знания. В условиях модернизации и обострения социальных противоречий в стране бурно развивалась общественно-научная мысль. Активно изучались проблемы экономического развития, правоведения, истории России, в том числе крестьянской жизни и культуры. Был издан знаменитый «Курс русской истории» В. О. Ключевского. Отличавшийся ясным и образным изложением, этот курс стал самым значительным явлением в отечественной исторической науке после выхода многотомной «Истории России с древнейших времён» С. М. Соловьёва. Учеником Ключевского был П. Н. Милюков. Большим успехом пользовался его труд «Очерки по истории русской культуры». Эту книгу называли первым опытом истории русского самосознания. Рубеж XIX – XX вв. ознаменовался началом нового этапа в развитии русской философии. Широкое распространение получили религиозно-философские искания (В.С.Соловьёв, Н. А. Бердяев, Е. Н. и С.Н. Трубецкие). Ведущие позиции в материалистическом направлении занял марксизм (Г. В. Плеханов, А. А. Богданов). И религиозные философы, и марксисты выступали за преобразование несправедливого общества. Философы религиозного направления полагали, что достичь справедливого общественного устройства можно только путём индивидуального нравственного совершенствования. Марксисты видели путь в создании коллективистского социалистического общества. Не менее остро, чем на философию, идеологическая борьба влияла на развитие экономической науки. Хотя большинство ученых-экономистов представляли те или иные направления политической мысли, ими были созданы фундаментальные труды по экономической истории России (П. Б. Струве), развитию про-мышленности (М. И. Туган-Барановский), развитию капиталистических отношений в сельском хозяйстве (В. И. Ленин). Экономисты-аграрники народнического направления уделяли много внимания теории и практике кооперативного движения (А. В. Чаянов). Проблемы и методы теории статистики разрабатывал получивший международное признание учёный А. А. Чупров. Больших успехов отечественные учёные добились в развитии языкознания. В последней трети XIX в. сложилась московская лингвистическая школа, известная трудами по сравнительно-историческому языкознанию и генезису индоевропейских языков. Среди учеников ее основателя Ф. Ф. Фортунатова было много выдающихся филологов. Академик А. А. Шахматов внёс огромный вклад в изучение древнерусского языка и письменности. Шахматов первым дал цельную историю русского летописания ХI – ХVI вв., был редактором фундаментального «Словаря русского языка» (1891 – 1916). По инициативе Шахматова была создана Московская диалектологическая комиссия. Ее участники (А. И. Соболевский, Д. Н. Ушаков и др.) разрабатывали теоретические проблемы лингвистической географии и составили диалектологические карты русского, украинского и белорусского языков. ? ! 1. Что можно сказать о темпах роста грамотного населения в России? 2. Как пресса участвовала в общественной жизни страны? 3. Какие достижения российских ученых были отмечены Нобелевской премией? 4. Назовите имена и работы выдающихся российских историков конца ХIХ – начала XX в. 5. Заполните следующую таблицу:
6. В чем заслуга российских мореплавателей и учёных, осваивавших Арктику? Работаем с документами
Сословный состав студентов университетов (на 1 января каждого года)
⦁ Проанализируйте таблицу и сделайте вывод, как изменился сословный состав студентов к 1914 г. О каких тенденциях в развитии общества свидетельствуют эти изменения?
§ 13. Повседневная жизнь горожан и крестьян
Урбанизация. Конец XIX – начало XX в. – время стремительной урбанизации в России. Рост городов и городского населения был вызван прежде всего развитием крупной фабрично-заводской промышленности и коммуникационных сетей (железных дорог, паровых конок, трамваев, телеграфно-почтовых отделений и др.). В промышленных зонах городов возводились не только корпуса заводов, но и казармы-общежития для рабочих. Большинство из них покинули родные деревни и сёла ради возможности заработать на жизнь, скопить деньжат для семейного обустройства или своего будущего дела (ремесленного, торгового, извозчичье-го и т. д.). По меткому выражению одного географа, «деревня Центрального района сформировала население Москвы». То же можно сказать и о других крупных городах страны. За почти два десятилетия (с 1897 по 1916 г.) городское население в России увеличилось вдвое – с 12,5 млн человек до 26 млн. К Первой мировой войне в стране насчитывалось 29 городов, в каждом из которых проживали свыше 100 тыс. жителей, в Петербурге и в Москве – более миллиона. Горожане составляли 15 % российского населения. Градостроительство. Конец XIX – начало XX в. – время бурного градостроительства. На центральных улицах и площадях крупных городов каменные дома вытесняли деревянные, хотя последние по-прежнему преобладали в застройке. Складывались новые архитектурные ансамбли деловых и торговых кварталов, привокзальных площадей, индустриальных окраин. Многоэтажные дома заполняли пространство между старыми дворянскими особняками, меняя архитектурный облик города, привычными стали здания синематографа, почтамта, телеграфа.
Дом «Московского страхового от огня общества»на Старой площади
Города благоустраивались. Улицы мостили брус-чаткой, а в столицах и асфальтировали. Строились водопроводы, проводилась канализация. Первые автомобили обгоняли извозчиков, а трамвайные линии соседствовали с линиями конки. Электрическое освещение приходило на смену освещению газовыми рожками. И всё же из 862 городов Европейской России, по данным на 1910 год, электрическое освещение имели только 115, водопровод – 168, трамваи – 39 городов. Сразу за административным и торговым центром располагались преимущественно деревянные, иногда с кирпичным нижним этажом, частные дома. Хотя Москва начала XX в. продолжала оставаться преимущественно городом одно– и двухэтажной застройки (90 % зданий), в пределах Садового кольца она разительно преобразилась. Разностилье архитектурных веяний того времени запечатлелось в зданиях вокзалов. В модном тогда неорусском стиле архитектором А. В. Щусевым был оформлен фасад Казанского вокзала. Здание как бы составлено из переходящих друг в друга «хоро́м»; их кровли, наличники, карнизы выполнены в архитектурном стиле XVII в. В центре композиции – уходящая вверх ярусная башня (её прототип – башня в ансамбле Казанского кремля). В архитектуре Ярославского вокзала, перестроенного в начале века известным архитектором Ф. О. Шехтелем, мотивы северорусского зодчества (навершия, шатры, килевидные арки) сочетаются со сложно декорированным, характерным для модерна фасадом. Настоящим переворотом в жизни состоятельных петербуржцев и москвичей стало появление многоквартирных доходных домов, рассчитанных на сдачу жилья внаём. Многие из них имели свои котельные, лифты, бытовые удобства, редкие в то время. Однако такие комфортабельные, но дорогие квартиры были недоступны для учителя или рядового инженера. Большинство горожан отдельных квартир не имели и снимали комнаты у хозяев, которые, в свою очередь, тоже являлись квартиросъёмщиками.
Казанский вокзал в Москве. Архитектор А. В. Щусев
Один из доходных домов в Санкт-Петербурге. Начало XX в.
Жизнь горожан. По возможностям заработка, благоустройству быта, обилию товаров и развлечений городская жизнь превосходила деревенскую. Города манили не только крестьянскую бедноту, но и помещиков, сдававших свои земли в аренду или нанимавших управляющих имениями. Усадебная Россия так же, как и крестьянско-общинная, безвозвратно уходила в прошлое. Можно условно выделить несколько категорий горожан: образованная и состоятельная часть общества; мещане – ремесленники, мелкие торговцы и торговые служащие, «рабочая интеллигенция» (высококвалифицированные рабочие); простой рабочий люд (от фабричных рабочих до домашней прислуги). Разумеется, имелись и маргинальные группы населения, столь красочно описанные в книгах В. А. Гиляровского «Трущобные люди» и «Москва и москвичи». О материальном положении различных групп городского населения можно судить по величине их заработков. Кроме предпринимателей и домовладельцев, достаточно высокие доходы в виде заработной платы имели многие чиновники, старшие офицеры, инженеры, преподаватели вузов, лицеев и частных гимназий. Накануне Первой мировой войны штатный профессор получал жалованье 3600 руб. в год. Даже преподаватели гимназий по выслуге лет могли достичь уровня 2000 руб. в год. Врачи на государственной службе зарабатывали 75 – 125 руб. в месяц, городовой – 30 руб., учителя начальных школ – от 10 до 60 руб. в месяц, сторожа и дворники – от 10 до 25 руб. Небольшие заработки в 9 руб. в месяц были у чернорабочих. Рабочие промышленных предприятий в 1913 г. зарабатывали в среднем 264 руб. в год. А теперь соотнесём заработки с примерными ценами тех лет. В 1913 г. 1 кг белого хлеба стоил 12 коп., картофеля – 2 коп.,1литрмолока – 8 коп.Цена1фунта (400 гр.) говядины равнялась 16 – 20 коп., масла сливочного и масла подсолнечного – по 15 коп. Мужские ботинки стоили 3 руб., женские – 4 руб. Арендовать квартиру в Москве можно было за 3,5 – 4 руб. в месяц (минимальная плата). Поэтому многие рабочие вынуждены были снимать «угол», т. е. коечное место. Перебравшиеся в город крестьяне стремились и одеться по-городскому. Городская и сельская одежда различалась и по способу изготовления (фабричная, выполненная на заказ или сшитая дома своими руками), и по внешнему виду (например, пиджак и жилет горожанина или типичное крестьянское платье). Существовало даже выражения: одет по-городскому или по-деревенски. Но и в городе одежда отражала тот или иной статус её владельца. Образованные и состоятельные люди одевались модно: женщины – по парижской, мужчины – по английской моде. Своя мода была у мастеровых, т. е. рабочих, имеющих хорошо оплачиваемую специальность. Широкое распространение, например, получили рубашки-косоворотки, картузы с блестящими лакированными козырьками, сапоги с галошами. Имелись и выходные костюмы, т. е. для выхода «на люди»: женщины наряжались в свои самые лучшие платья, мужчины щеголяли в белых рубашках, галстуках и шляпах. В центре городов открывались разнообразные по ассортименту товаров магазины. Например, в Москве про-дукты самого высокого качества можно было приобрести в Елисеевском магазине, хлеб – в булочных Филиппова, чай и кофе в магазине колониальных товаров, оформленном в китайском стиле. Простой люд пользовался фабричными, кооперативными и другими дешевыми лавками. Многие рабочие питались в трактирах и чайных. Что касается досуга развлечений, то, наряду с традиционными праздниками (Масленица и др.) и народными гуляниями, появилась возможность наслаждаться музыкой и пением любимых артистов, записанными на граммофонные пластинки, ходить в синематограф, посещать просветительские кружки. Изменения в жизни села. Усиление связей между городом и селом, проникновение товарно-денежных отношений в крестьянский мир, появление массовых фабричных изделий вносили изменения в жизнь села. Постепенно менялись его внешний вид и убранство жилищ. В Центральной России крыши домов покрывали уже не только соломой, но и дранкой и тёсом, а иногда даже железом. В начале XX в. вместо изб в одну комнату возводили двух– и даже трёхкомнатные с широкими большими окнами. Уходило в прошлое отопление «по-чёрному», избы стали светлее и чище, на окнах висели занавески, на подоконниках красовались горшки с цветами. В некоторых домах появились кровати, сначала деревянные, а затем и железные. Это была первая мебель после лавок, стола и прикреплённых к стене ларцов. В обиход вошли табуретки и стулья. Фабричная посуда вытесняла глиняную, металлические ложки – деревянные, входили в употребление вилки. Стены украшали семейными фотографиями, лубочными картинками, репродукциями полотен известных художников. В крестьянской избе можно было уже полюбоваться своим отражением в зеркале и прочесть книгу при свете керосиновой лампы. По церковным праздникам и в дни других торжеств уже мало кто появлялся на улице в домотканых штанах и таких же верхних рубахах. В некоторых домах имелись швейные машинки. Одежду, как правило, шили сами и нередко из фабричных тканей, хотя иногда покупали и готовые изделия. Женщины сменили сарафаны на платья, жакетки и кофточки городского покроя. Мужчины, особенно молодые, щеголяли в сапогах, плисовых шароварах, сюртуках поверх красной кумачовой рубахи, в картузах с лакированными козырьками. В ряде деревень по-прежнему ходили в лаптях, но зимой стали носить валенки. Традиционный крестьянский быт. Питались крестьяне скудно. В плодородных чернозёмных губерниях на обед готовили постный или заправленный салом борщ, щи, крупяные или картофельные супы. На завтрак и ужин ели каши и картофель. На втором месте после растительной пищи находились молоко и молочные продукты. Яйца добавляли в тесто, а яичница считалась праздничным блюдом. Свиней и овец забивали к Рождеству или Пасхе. Бо́льшую часть мяса продавали. Солонину приберегали к торжествам и ко времени напряжённых полевых работ (вспашка, сенокос, страда). Состоятельные крестьяне потребляли втрое больше мяса и в полтора раза больше продуктов питания, чем бедняки. Самым главным из них и в деревне, и в городских рабочих семьях был хлеб. «Хлеб – всему голова», «Хлеб да каша – пища наша», «Хлеб да квас – вот и пища у нас» – гласили народные поговорки. В 1913 г. на душу населения в год приходилось по 8 кг сахара, по 29 кг мяса и сала, по 114 кг картофеля и по 200 кг хлебопродуктов. В семьях богатых крестьян расходовалось в год на мыло около 4 руб., в бедных – 77 коп.
Русская печь
? ! 1. В чём проявлялся процесс урбанизации? 2. Как изменялся облик городов? По сохранившимся памятникам архитектуры, фотографиям и художественным иллюстрациям представьте, как мог выглядеть ваш город в начале XX в. Опишите его. 3. Дайте характеристику неорусского стиля на примере Казанского собора в Москве. Какие ещё стили появились в архитектуре? 4. В каких условиях жила, как питалась и одевалась основная масса крестьян? Исследуем документы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.73.221 (0.012 с.) |