Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Портсмутский мирный договор между Россией и Японией. 25 августа (5 сентября) 1905 гСодержание книги
Поиск на нашем сайте
…Статья III Россия и Япония взаимно обязуются: 1) эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова… 2) возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объёме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории… <…> Статья V Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод… Статья VI Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству, без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чунь (Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей права- ми, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной дороге и разрабатываемые в ее пользу… Статья IX Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории… ⦁ Как поражение России в этой войне отразилось в статьях договора? Почему и Россия, и Япония должны были вывести свои войска из Маньчжурии? Какую статью договора и сегодня использует Япония в споре о «северных территориях»?
§ 6. 1905 год: самодержавие под натиском революции
Расстрельное начало. События 9 января 1905 г., вошедшие в историю под названием Кровавое воскресенье, стали началом первой российской революции. Им предшествовала забастовка на предприятиях Петербурга, вызванная увольнением четырёх рабочих Путиловского завода. Путиловцы обратились за содействием к «Собранию русских фабрично-заводских рабочих» – легальной организации, созданной священником Георгием Гапоном. В возглавляемую им организацию, имевшую кассы взаимопомощи и курсы по ликвидации неграмотности, рабочие записывались охотно. Гапон предложил пойти крестным ходом к Зимнему дворцу и передать Николаю II петицию (коллективное прошение) с изложением требований рабочих: восстановление уволенных, повышение заработной платы, отмена сверхурочных работ, введение 8-часового рабочего дня. Под влиянием социал-демократов и эсеров в петицию, кроме экономических, были внесены и политические требования: прекращение русско-японской войны, дарование свобод, объявление амнистии, созыв Учредительного собрания, которое должно было принять конституцию. Утром 9 января колонны демонстрантов двинулись к центру Петербурга вручать царю петицию. Люди были празднично одеты, шли семьями, несли иконы, портреты Николая II и императрицы, пели молитвы и государственный гимн. Солдаты, получившие приказ не пропускать демонстрантов к Зимнему дворцу, встретили их ружейными залпами. Кавалеристы и казаки пустили в ход нагайки и шашки. В газетах сообщалось о тысячах убитых, по официальным данным погибло 130 человек. В разных местах столицы стали стихийно возникать митинги. Выступавшие восклицали: «У нас нет больше царя!» Раздавались призывы: «Долой самодержавие!», «Да здравствует свобода!», «Да здравствует революция!». Строились баррикады, над которыми развевались красные флаги. Позже инициатор крестного хода 9 января 1905 г. Гапон был тайно повешен революционерами по обвинению в сотрудничестве с полицией. Стачечное движение. События 9 января потрясли всю страну. Один из руководителей Боевой организации эсеров Б. И. Савинков писал: «Я был под обаянием 9 января, видел в Кровавом воскресенье зарю русской революции и, как ни скептически относился к революционной готовности масс, должен был признать значение и силу только что совершившегося исторического события».
Расстрел демонстрантов у Зимнего дворца. 9 января 1905 г.
Забастовка, начавшаяся в Петербурге после событий 9 января, приняла всеобщий затяжной характер. Всего за первые три месяца 1905 г. в стачечном движении приняло участие 800 тыс. рабочих. Стачки носи ли как экономический, так и политический характер. Забастовочное движение сопровождалось демонстрациями и митингами, на которых не раз звучали призывы к приобретению оружия. Рабочий класс, выступавший прежде всего с экономическими требованиями, оказался инициатором общероссийского революционного движения.
Гапон Георгий Аполлонович (1870 – 1906)
Не прошло и месяца после Кровавого воскресенья, как при выезде из Кремля эсером-террористом был убит московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович. В этой обстановке была создана специальная комиссия для «выяснения причин недовольства рабочих г. Санкт-Петербурга» и расследования обстоятельств кровавых событий 9 января. В состав комиссии были включены как промышленники, так и выборные от рабочих. Но попытки власти внести «успокоение» в рабочее движение ни к чему не привели. Новая волна стачек охватила страну в связи с празднованием Дня солидарности трудящихся – 1 Мая. Выступления произошли в 200 крупных промышленных городах, в них участвовало свыше 200 тыс. рабочих. На базе стачечных комитетов возникали массовые рабочие организации, выполнявшие функции профсоюзов. Их особенностью была связь с социалистическими партиями – РСДРП и Партией социалистов-революционеров (ПСР). В ходе 72-дневной стачки текстильщиков в ИвановоВознесенске (май – июль 1905 г.) было принято решение создать Совет уполномоченных для переговоров с фабрикантами и городскими властями. Депутаты избирались открытым голосованием (один депутат от 200 – 250 рабочих). Постепенно Совет начал вмешиваться в городскую жизнь, минуя местную администрацию и предпринимателей. Для охраны порядка на фабриках и в городе была создана рабочая милиция, при Совете – боевая рабочая дружина. Манифестанты и казаки стали привычными фигурами на городских улицах и площадях. Газеты с описанием революционных событий, с антиправительственными статьями и фельетонами раскупались нарасхват. Распространялись листовки и революционные брошюры.
Восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический»
В обстановке рабочих волнений произошло восстание моряков Черноморского флота. Недовольство матросов пренебрежением к их нуждам (питание, быт), унижением со стороны некоторых офицеров привело к восстанию на броненосце «Князь Потёмкин Таврический». С поднятым красным флагом он прибыл в Одессу, где в это время проходила всеобщая забастовка. Против восставшего броненосца была направлена эскадра из 13 кораблей. «Потёмкин» решительно двинулся к эскадре, матросы которой встретили его сочувственными выкриками. На сторону восставших перешёл броненосец «Георгий Победоносец» (правда, ненадолго), а эскадра, так и не открыв огонь, была уведена командованием в Севастополь. Исчерпав запасы топлива и продовольствия, команда мятежного корабля вынуждена была взять курс на Румынию, где многие из матросов получили политическое убежище. Крестьянская война: в борьбе за землю. Вместе с рабочими в революцию втянулись крестьяне, многие десятилетия жившие мечтой о «чёрном переделе», о захвате помещичьих земель. Крестьянские волнения были направлены на массовое выживание помещиков из «дворянских гнезд» – барских усадеб. После крестьянского набега оставались только пустые конюшни и хлева, а после пуска «красного петуха» пепелища. Весной 1905 г. каждый пятый уезд европейской части России, а осенью уже каждый второй были охвачены крестьянскими волнениями. Существовали и более мирные способы сведения счетов с помещиками: уничтожение долговых записок, отказ от уплаты аренды, порубки в принадлежащих дворянам лесах. Крестьяне собирались на сходы и не только решали вопросы о «расправе с помещиками», но и составляли обращённые к властям «приговоры». В них отразились экономические чаянья крестьян: прирезки земли на основе справедливого передела, облегчение податных платежей, ликвидация надельной чересполосицы. Выдвигались и социальные требования – доступного и бесплатного образования и здравоохранения. Нередко в приговоры включались политические требования – гражданских свобод, уравнения в правах с другими сословиями, ликвидации земских начальников и даже созыва Учредительного собрания на основе всеобщего и равного избирательного права.
Противостояние демонстрантов и казаков. Санкт-Петербург. Октябрь 1905 г.
Наряду со стихийными действиями крестьяне пытались перейти и к организованному объединению своих сил. Летом 1905 г. был учреждён Всероссийский крестьянский союз. В отдельных сёлах крестьяне создавали собственные органы местной власти. В революционной печати их высокопарно именовали крестьянскими республиками. Особенно известной стала «республика» в селе Марково Волоколамского уезда, Московской губернии, существовавшая с осени 1905 г. до января 1906 г. Опубликованный в московских газетах «Приговор крестьян села Марково» вызвал такой интерес, что его напечатали отдельным изданием в 500 тыс. экземпляров. Марковские крестьяне отказались выполнять распоряжения местных властей, прекратили погашение любых платежей – выкупных, налоговых, арендных, освободили себя от воинской повинности, начали делить помещичью землю и рубить деревья в лесах. Знаменательно звучали слова «Приговора»: «Народ хочет не только повиноваться, но и приказывать, народ хочет сам вести государственное и общественное хозяйство, народ хочет зорко следить, как выполняют его волю министры и другие чиновники». Крестьяне поддержали бастовавших рабочих на местной фабрике и батраков в соседнем имении. По примеру марковцев в окрестных сёлах собирались сходки и выносили постановления: брать помещичью землю. Власть расправилась с непокорными: число арестованных по уезду превысило 300 человек. На репрессии ответили поджогами. Крестьяне затихли, но не смирились. Общедемократическая борьба за конституцию. Если рабочее и крестьянское революционное движение носило сугубо классовый характер, то в борьбе за конституцию, за гражданские права и свободы приняли участие самые разные общественные силы. Это и значительная часть горожан, представленная интеллигенцией, и средние городские слои (по имущественному положению), и различные группы служащих, учащихся высших и средних учебных заведений. После 9 января интеллигенция активно включилась в движение протеста. Первые три месяца революции даже называли бунтом просветительских обществ. Среди них было немало авторитетных объединений, например Русское техническое общество (инженеры), Московское общество сельского хозяйства, Вольное экономическое общество, Московское юридическое общество. К 1905 г. большинство из них возглавляли члены «Союза освобождения». В ходе революции произошло сближение этих обществ на идейной, либеральной основе. В феврале 1905 г. 13 столичных союзов интеллигенции образовали петербургский «Союз Союзов», позже был создан всероссийский «Союз Союзов». Бунт просветительских обществ хорошо прослеживается на примере деятельности Педагогического общества при Московском университете. За несколько месяцев оно проделало путь от критики царской школы к критике царского режима. «Даже чисто педагогические и даже с педагогической точки зрения слабые доклады, – вспоминал его председатель Н. А. Рожков, – использовались нами для политической агитации». Места проведения заседаний общества превратились в зал для митингов. Так по показаниям швейцаров Московского университета, 12 марта там присутствовали «до 700 лиц, в числе которых членов было до 300 лиц, а остальные 400 составляли студенты, курсистки, немного гимназисты и реалисты и человек 50 чернорабочих в измызганных костюмах». Испуганные власти запретили любые собрания Педагогического общества, Московского общества сельского хозяйства, а также открытые для публики заседания отделов и комиссий Московского отделения Русского технического общества. В ответ Советы этих обществ 16 мая приняли постановление, в котором правительственный запрет на собрание расценивался как незаконный акт «административного произвола» и выносилось предупреждение о том, «что подобная политика правительства неминуемо должна повести к общенародному взрыву». Более того, в постановлении содержался прямой призыв к неповиновению властям: «В сознании своего гражданского долга соединенное собрание Советов решило вопреки распоряжениям администрации продолжать деятельность этих Обществ в прежнем направлении и выразило полную уверенность, что все общественные учреждения и организации в России будут неустанно работать над делом политического освобождения страны». Это постановление свидетельствует не только о противостоянии демократически настроенной интеллигенции и власти, но и об её радикализме. Не менее революционно вели себя студенты высших учебных заведений. В знак протеста против расстрела рабочих 9 января молодёжь стала бойкотировать учебные занятия. В 1905 г. студенты не столько учились, сколько участвовали в митингах и демонстрациях. В сентябре с началом нового учебного года они «открыли» аудитории высших учебных заведений для всенародных митингов. ? ! 1. Почему для передачи требований царю 9 января 1905 г. было организовано столь масштабное шествие? 2. Подумайте, что могло помешать царю принять требования рабочих. 3. Почему расстрел рабочих стал началом революции? 4. Что нового в борьбу за свои права внесли рабочие Иваново-Вознесенска? 5. Почему черноморская эскадра отказалась выполнить приказ и подавить восстание на броненосце «Князь Потёмкин Таврический»? 6. Что нового появилось в борьбе крестьян за землю и свободу? 7. Почему после событий 9 января либеральная интеллигенция приняла активное участие в движении протеста? 8. Каким образом власть пыталась успокоить рабочее движение? Исследуем документы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.238 (0.012 с.) |