Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Альберт Павлович Ненароков Василий Владимирович Сухов Валерий Васильевич Журавлев Олег Владимирович Волобуев↑ Стр 1 из 39Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Альберт Павлович Ненароков Василий Владимирович Сухов Валерий Васильевич Журавлев Олег Владимирович Волобуев История. История России. 11 класс. Углублённый уровень. Часть 1
«История: История России. Углубленный уровень. 11 класс. Часть 1. Учебник»: Дрофа; Москва; 2013 Аннотация
Учебник предназначен для изучения истории на углубленном уровне в 11 классе. Содержит обширный фактический и теоретический материал по истории России XX – начала XXI в. – сложного, насыщенного событиями, трагического и судьбоносного для страны времени. В части 1(гл. I—V) отражены события отечественной истории с начала XX в. до окончания Великой Отечественной войны. Учебник написан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, одобрен РАО и РАН, включен в Федеральный перечень.
Волобуев О. В История: История России. Углубленный уровень. 11 класс. Часть 1. Учебник
Содержание
Предисловие Глава I. РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ В.: МОДЕРНИЗАЦИЯ И КРИЗИСНЫЕ ПРОЦЕССЫ § 1. Россия на рубеже XIX – XX вв.: территория, население, общество § 2. Индустриализация: достижения и противоречия § 3. Аграрный вопрос § 4. Самодержавие и оппозиция в начале XX в § 5. Русско-японская война § 6. 1905 год: самодержавие под натиском революции § 7. От Всероссийской политической стачки до Основных законов 1906 г § 8. Политические партии в революции 1905 – 1907 гг § 9. I и II Государственные думы. Последний период первой российской революции § 10. Народные требования и Основные законы 1906 г. Материалы к уроку-практикуму Глава II. ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ИМПЕРИИ § 11. Реформы П. А. Столыпина § 12. Просвещение и наука § 13. Повседневная жизнь горожан и крестьян § 14. Художественная культура § 15. Думская монархия накануне Первой мировой войны § 16. Участие России в Первой мировой войне § 17. Война и общество § 18. Идеологии и партии. Материалы к уроку-практикуму Глава III. РЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ: 1917 – 1921 ГГ § 19. Февральская революция: падение монархии § 20. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства § 21. Октябрьское вооружённое восстание: приход большевиков к власти § 22. Становление новой государственности § 23. Классовые инстинкты и ратное противоборство § 24. Гражданская война: создание РККА, поражения, победы и итоги § 25. Экономический и политический кризис конца 1920 – 1921 г § 26. Революция и культура § 27. Красные и белые. Материалы и задания к уроку-практикуму Глава IV. СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА В ОДНОЙ СТРАНЕ: 1922 – 1940 ГГ § 28. Образование союзного государства § 29. Нэп: достижения, противоречия и свёртывание § 30. Обострение внутрипартийных разногласий § 31. Сталинская формула социализма: теория и практика § 32. Образование, наука, художественная культура и быт § 33. Победа социализма: «полная, но не окончательная» § 34 – 35. Внешняя политика СССР § 36. Советская экономическая политика: планы, трудности, результаты. Материалы к уроку-практикуму Глава V. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА § 37 – 38. От 22 июня 1941 г. до срыва плана «молниеносной войны» § 39. Оккупационный режим и народное сопротивление § 40. 1943 год: коренной перелом в ходе войны § 41. 1944 год: изгнание оккупантов с территории СССР § 42. Тыл – фронту § 43. Год Победы: капитуляция Германии и Японии § 44. Антигитлеровская коалиция: сотрудничество великих держав. Материалы к уроку-практикуму Дополнительные источники информации
Предисловие
Данный учебник, состоящий из двух частей, предназначен для изучения российской истории ХХ – начала XXI в. в 11 классе на углублённом уровне. Его отличия от базового состоят в следующем. Во-первых, существенно расширен круг исследуемых фактов, среди которых важно различать наиболее значимые и факты уточняющие и детализирующие. Но само по себе знание фактов недостаточно для понимания исторического процесса. Фактический материал требует осмысления, т. е. анализа и обобщения. Углублённое изучение – это и углублённое понимание, умение раскрыть причинно-следственные связи, установить общие черты и отличия в событиях и явлениях, дать им историческую оценку. Во-вторых, речь идёт о приобретении и постепенном накоплении историографических и источниковедческих знаний. Историографические предполагают умение сопоставить существующие в исторической науке различные точки зрения на одни и те же события, оценки тех или иных политических деятелей, аргументированно обосновать свой выбор в разноголосице мнений и суждений. Источниковедческие – способность анализировать документ, определить, в какой исторический период и представителями каких взглядов и убеждений он был создан. В-третьих, углублённое изучение истории предусматривает умение видеть прошлое в его связи с современностью, применять исторические знания для более глубокого понимания событий и процессов последних десятилетий. Если быть лаконичным, то ученик, выбравший углублённый курс обучения, должен больше знать, больше уметь, больше понимать. Исходя из этого, авторы и ставили перед собой цель – создать учебник, обеспечивающий условия и возможности для углублённого изучения предмета и успешной сдачи ЕГЭ. Этому в первую очередь служит система вопросов и заданий к параграфам и главам, способствующих развитию исторического мышления. По своему типу многие задания или совпадают, или приближаются к тем, которые входят в самую сложную часть «С» контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Чем больше заданий вы выполните, тем выше будут ваши учебные и экзаменационные результаты, а также успехи на разных этапах всероссийской олимпиады по истории. Учебник содержит разнообразные исторические источники (документы, статистические данные, мемуарные фрагменты и др.). Особо следует отметить специальные уроки-практикумы, к которым даны тематические подборки документов, требующие самостоятельной познавательной деятельности: определения исследовательской задачи, поэтапных выводов, обобщающего заключения. Это, по существу, учебные проекты, выполнение которых завершается коллективным обсуждением результатов самостоятельной работы и дискуссионных проблем. Основные термины выделены в тексте полужирным курсивом. Они объясняются в словаре, приведённом в конце книги. Определение ряда терминов и понятий, выделенных светлым курсивом, можно найти непосредственно в тексте учебника. Основные даты и события включены в хронологическую таблицу. Историческое знание включает не только умение оперировать понятиями, но и наличие представлений о событиях и жизни людей в разные эпохи, об их взглядах и видении мира. Формированию и расширению этих представлений способствуют научная, научно-популярная и художественная литература, интернет-ресурсы, а также кинофильмы, краткий перечень которых приведён в конце учебника. История России – это часть глобального исторического процесса. Вектор его развития включает также гуманистическую систему ценностей и достижений, которая становится достоянием всего человечества. Помните, стать активной творческой личностью вряд ли возможно без знания накопленного человечеством исторического опыта и понимания путей развития общества. Условные обозначения ? ! Вопросы и задания
Исследуем документы
Глава I Исследуем документы
Исследуем документы
Доля России и других стран в мировом промышленном производстве (в %)
⦁ Сравните темпы роста промышленного производства в России и других странах. О чём свидетельствует доля России в мировом промышленном производстве?
§ 3. Аграрный вопрос
Противоречия в развитии сельского хозяйства. В начале XX в. Россия являлась аграрно-промышленной страной. Половину её экспорта составляла продукция сельского хозяйства. Вывоз зерна постоянно возрастал. За первое десятилетие XX в. он увеличился вдвое. На Россию приходилось около четверти мирового производства пшеницы, половина – ржи, более трети – ячменя. При этом урожайность зерновых была ниже, чем в странах Западной Европы, что было связано с общей отсталостью сельского хозяйства, малоземельем и бедностью крестьян. Основную часть применявшегося в деревне инвентаря составляли примитивные орудия труда, в том числе сохи, деревянные плуги, косы и серпы. Всё это при неблагоприятных погодных условиях приводило к неурожаям и голоду. По количеству крупного рогатого скота в расчёте на 100 душ населения Россия занимала одно из последних мест среди европейских государств.
Хлебная биржа в Москве. Начало XX в.
Вместе с тем сельское хозяйство не стояло на месте. За период с 1900 по 1913 г. аграрное производство выросло на одну треть. Всё большее значение приобретало возделывание технических культур – сахарной свёклы, льна, хлопка, табака и др. В Европейской России в начале XX в. насчитывалось около 600 «образцовых» помещичьих хозяйств, которым принадлежало 6 млн десятин земли. В них использовалась передовая агротехника, развивалась перерабатывающая промышленность, в том числе винокуренные, сахароваренные, маслобойные и другие предприятия. Внедрением передовой агротехники в крестьянские хозяйства занимались земства. Они распространяли агрономические знания, выдавали крестьянам ссуды на приобретение сортовых семян и породистого скота, создавали «опытные поля», ветеринарные службы, учреждали должности уездных и участковых агрономов. Однако товарное производство с применением машин и минеральных удобрений охватывало меньшую часть помещичьих и крестьянских земель. И крупные помещичьи хозяйства, и индивидуальные крестьянские с большим трудом адаптировались к рыночным отношениям. Крестьянское малоземелье. В Европейской России крестьянам принадлежало более трети земли, находившейся в сельскохозяйственном пользовании. Причём большую её часть составляли наделы, полученные по реформе 1861 г. Крестьяне могли на них трудиться, передавать по наследству, сдавать в аренду, но не имели права продавать, пока не выплатили выкуп. Количество земли, находившейся в собственности помещиков, за пореформенный период значительно сократилось. В 1905 г. более 60 % дворянских семей не являлись землевладельцами. Но остальные дворяне продолжали оставаться собственниками, владея в целом 53 млн десятин земли. Это было примерно столько же, сколько крестьяне брали в аренду. Рост сельского населения приводил к уменьшению наделов в рамках крестьянской общинной собственности, что особенно четко проявилось в крестьянских наказах и приговорах 1905 – 1907 гг. Для примера сошлёмся на два таких документа: от крестьян деревни Дубки Нижегородского уезда и крестьян Сокольской волости (57 селений) Макарьевского уезда. При отмене крепостного права в них на каждую ревизскую душу пришлось по 4 или 4,5 десятины земли. Но население Дубков за 45 лет со времени проведения реформы увеличилось в 1,5 раза, а сёл Сокольской волости в 2 раза. Не лучше было положение с наделами и в других губерниях. Выступая на заседании Государственной думы, один из депутатов отмечал, что «в многих областях империи имеется налицо поразительное несоответствие числа сельскохозяйственного населения и размера той площади земли, на которой это население живёт и работает». К 1905 г. надел ниже среднего по губерниям имела уже почти половина крестьян (49,9 %), а выше среднего только 21,8 %. Если в 1861 г. средний крестьянский надел равнялся 4,8 десятины, то к 1905 г. он уменьшился до 2,6 десятины. К этому времени общее число лиц без земли доходило до 30,8 % крестьянского сословия (28 млн). Одновременно росли цены на землю и на её аренду. Развивался процесс обезземеливания крестьянства. Увеличивалось число безлошадных и однолошадных хозяйств. В средней полосе России корова-кормилица имелась только в каждом втором крестьянском дворе. Всё меньше полей оставляли под паром, и земля истощалась из-за её чрезмерной эксплуатации. Расширение пашни приводило к сокращению площадей, занятых сенокосно-пастбищными угодьями.
Плуги
Серп
Цеп
Борона Крестьянские орудия труда. Начало XX в.
Крестьянское хозяйство. Основная масса крестьянской земли находилась в общинном владении. Земля делилась либо по мужским душам, либо по едокам (срок переделов – один раз в 12 лет). Община (мир) была и организацией крестьянского самоуправления. На сельских сходах решались важнейшие вопросы: производственные, о податях и повинностях, о «сирых и убогих». Община обеспечивала взаимопомощь и взаимовыживание. Вместе с тем она являлась сельской административной единицей. Как признавал Витте, селянин «перестал быть крепостным помещика, но сделался крепостным крестьянского управления, находившегося под попечительским оком земского начальника». И с «административно-полицейской точки зрения» община была очень удобна: «Легче пасти стадо, – пояснял он, – нежели каждого члена стада в отдельности». Однако в начале XX в. община стала тормозить развитие производительных сил в сельском хозяйстве, препятствовать созданию рынка свободной рабочей силы и купли-продажи земли. В семейном хозяйстве всем, включая чуть подросших детей, находилось дело. Взрослые и подростки трудились с утра до вечера. Поставщик хлеба на мировой рынок, труженик, сложивший пословицу «От крестьянской работы не будешь богат, а будешь горбат», часть доходов тратил на аренду земли, так как своей не хватало. Подлинным бедствием являлось постоянное возрастание арендной платы. Значительная часть денег уходила на поддержание хозяйства, на покупку нового и ремонт имеющегося инвентаря, аренду лошади для вспашки поля и т. д. Остававшиеся средства шли на содержание семьи. Они были невелики. Так, на личные потребности воронежских крестьян оставалось только 20 % их доходов.
Сеялка
Веялка Новая сельскохозяйственная техника. Начало XX в.
Бывшие помещичьи крестьяне выплатили до октября 1905 г. вместо первоначальных 900 млн руб. более 1,5 млрд, а за государственные земли заплатили вместо первоначальных 650 млн руб. более 1,5 млрд. У многих крестьянских семей не было денег на грабительские платежи и подати. В ряде губерний недоимки в несколько раз превышали годовые доходы крестьян. Огромные суммы были выкачаны из деревни и не использованы на развитие сельскохозяйственного производства, прикуп земель, укрепление хозяйств. Индустриализация страны осуществлялась за счёт обнищания российского крестьянства.
Отбивка косы
Происходило социальное расслоение крестьянства. Одни – трудолюбивые и предприимчивые – приумножили богатство, другие с трудом сводили концы с концами. Третьи – так называемые середняки – по крестьянским меркам не нуждались, но и излишков не имели. Та или иная участь крестьянской семьи не была жёстко предопределена. Середняк мог выбиться в зажиточный слой крестьянства, богатые крестьяне могли разориться, а бедняки при благоприятных обстоятельствах стать зажиточными. Многие крестьянские семьи не могли существовать без приработков. В нечернозёмной полосе широкое распространение получили «отходничество» в города, работа в мелкой кустарной промышленности, а также на предприятиях, расположенных в сельской местности. От покорности к бунту. В 1900 – 1904 гг. крестьянские волнения охватили ряд губерний, произошло 670 выступлений. «Отцы и деды обрабатывали барскую землю, значит, всё добро наше» – так считали многие. На сельских сходах крестьяне принимали решения об изъятии зерна, муки, картофеля у помещиков. Они вывозили из имений хлеб, распределяли его по крестьянским семьям. Нередко они громили усадьбы, сжигали амбары, стога сена и т. д. Раздавались призывы к захвату и разделу помещичьих земель. На усмирение крестьян посылали войска. Сельские общины должны были возмещать причинённый помещикам ущерб. «Земля – ничья, земля – Божья, она должна принадлежать тем, кто её обрабатывает» – таковы были убеждения российских крестьян. В период революции 1905 – 1907 гг. в наказах и приговорах сельских и волостных сходов крестьянское житьё характеризовалось как «безвыходное», «скудное», «убогое», «отчаянное», «скотское», «тяжелое и бесправное» и т. п. И выход из сложившегося положения крестьяне в первую очередь видели в увеличении своих наделов за счёт помещичьих земель. ? ! 1. Что мешало повышению урожайности в сельском хозяйстве? 2. Почему, несмотря на периодически повторявшиеся голодные годы, Россия вывозила продовольствие за границу? 3. Расскажите, что собой представляло помещичье хозяйство в начале XX в. 4. Какие социальные противоречия раздирали российскую деревню? 5. В чём видели крестьяне решение своих проблем? 6. Что делало аграрный вопрос наиболее острым в жизни страны? Исследуем документы
Урожайность зерновых и картофеля в России и странах Европы в 1913 г. (пудов с десятины)
⦁ Проанализируйте таблицу. Какие показатели особенно должны были встревожить российских экономистов и правительство? Что нужно было срочно делать для исправления ситуации?
§ 4. Самодержавие и оппозиция в начале XX в
«Охранять начала самодержавия». Николай II, вступивший на престол в 1894 г., был убеждён в том, что он Божий помазанник, что Россия и монархия неразделимы. Император и его супруга Александра Фёдоровна были глубоко религиозными людьми. Идеалом монарха в российской истории, по представлениям Николая II, был Алексей Михайлович. Николай II владел английским, французским, датским, немецким языками. Был прекрасным семьянином. Любил пешие прогулки, увлекался охотой и фотографией. На снимках император нередко запечатлён в гимнастерке с полковничьими погонами. Это была его повседневная одежда, подчёркивавшая присущую всем Романовым любовь к армии. Называвший себя «хозяином земли Русской», Николай II отличался консервативными взглядами и не очень ориентировался в складывающейся в стране ситуации, но к государственным обязанностям относился добросовестно.
Николай II (1868 – 1918)
Император управлял Россией, опираясь на огромный по тем временам чиновничий аппарат. Административный и полицейский произвол был характерной чертой жизни страны. Каждый гражданин при поступлении на государственную службу представлял справку о политической благонадёжности, выдававшуюся Департаментом полиции или его местными отделениями. Бо́льшая часть чиновников и офицеров – этой опоры самодержавной государственности – принадлежала к дворянскому сословию. Около половины потомственных дворян не считали своим родным языком русский. Наиболее многочисленными национальными группами были польская, немецкая и грузинская. Среди дворян было много мелкопоместных и беспоместных (дворянский земельный фонд постоянно уменьшался), основным источником их благосостояния была государственная служба. Более половины дворян жили в городах. Сильное самодержавие рассматривалось дворянами как гарантия сохранения их земельной собственности и привилегированного положения в обществе. Нарастание антисамодержавных настроений. Прогрессивно мыслящие люди из разных сословий и социальных групп выступали за введение в России конституционных порядков и политических свобод. Они помогали голодающим крестьянам, высказывались за проведение аграрной реформы, выражали сочувствие бастовавшим рабочим. Интеллигенция воздействовала на общество своим творчеством, гражданской позицией, разоблачением социальной несправедливости, протестами против беззакония и насилия. Ряды этой российской интеллигенции в значительной степени пополнялись за счёт высокообразованного дворянства.
Алексей Николаевич (1904 – 1918) – наследник российского престола
На рубеже XIX – XX вв. студенческое движение за демократизацию порядков в учебных заведениях начало приобретать антиправительственную направленность. В ответ на выступления мятежных студентов начали «забривать» в солдаты. В феврале 1901 г. студент П. А. Карпович в знак протеста против репрессий совершил покушение на министра просвещения Н. П. Боголепова и смертельно ранил его. Осенью того же года студенческие демонстрации проходили уже под лозунгами «Долой самодержавие!» и «Да здравствует политическая свобода!». Втягивалась в политическую борьбу и молодёжь средних учебных заведений. В 1902 г. состоялась большая сходка учащихся высших учебных заведений Москвы. Её инициатором и автором принятой резолюции был председатель исполкома объединённых студенчеств, землячеств и организаций И. Г. Церетели, в будущем видный деятель российской социал-демократии. Возникновение революционных партий. На рубеже XIX – ХХ вв. российская социал-демократия была представлена рядом более или менее влиятельных местных кружков. Их идейное и организационное сплочение осуществила марксистская газета «Искра», основателями которой были к тому времени уже профессиональные революционеры В. И. Ленин, Л. Мартов и А. Н. Потресов. В редакцию газеты входили и первые российские марксисты – П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич, Г. В. Плеханов, создатели социал-демократической группы «Освобождение труда». Пропагандистская деятельность газеты «Искра» подготовила созыв II съезда Российской социал - демократической рабочей партии (РСДРП). На съезде в 1903 г. были приняты программа и устав партии. Программа состояла из двух частей. В первой – программе-минимум – были поставлены задачи, которые предстояло решить в период буржуазной революции: свержение самодержавия и провозглашение демократической республики. Во второй – программе-максимум – сформулированы перспективные цели: осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата. Острую дискуссию вызвал устав, особенно пункт о членстве в партии. Ленин стремился создать жестко централизованную, по-военному дисциплинированную партию, ядро которой должны были составить профессиональные революционеры. Его противники отстаивали более демократическую модель партийной организации, основанную на самодеятельности сознательных рабочих.
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924)
При выборе в руководящие органы партии в большинстве оказались сторонники Ленина, получившие название «большевики». Таким образом, недавно созданная партия раскололась на две фракции – большевиков и меньшевиков. Лидером большевиков стал В. И. Ленин, меньшевиков – Л. Мартов. Владимир Ильич Ленин – основатель, вождь и теоретик большевистской партии (вначале фракции Российской социал-демократической рабочей партии, в дальнейшем Российской коммунистической партии), профессиональный революционер, публицист, первый глава Советского государства. Участник революционного движения со времени учебы в Казанском университете, за что и был из него исключён. На формирование мировоззрения молодого Ленина, кроме марксизма, повлияли также традиции крайне радикального народничества (П. Н. Ткачёв) и народовольчества. Последние привели к убеждению в необходимости сильной конспиративной партийной организации. Но Ленин, будучи марксистом, уповал на массовые выступления рабочего класса. Теорию, разработанную К. Марксом для передовых капиталистических государств, Ленин, создавая свой вариант марксистской идеологии, преобразовал в теорию революции и прогресса для стран, не прошедших до конца стадию индустриального развития, не завершивших модернизацию. Он преувеличивал степень капиталистического развития России, особенно в сельском хозяйстве, и по этому вопросу яростно полемизировал с народниками. Конкретный ход истории, убежден был Ленин, всецело определяется классовой борьбой. Центральное место в его концепции революции занимало учение о партии. Без марксистской революционной партии, считал он, невозможна ни победа над самодержавием, ни социалистическая революция. Меньшевики Аксельрод, Мартов, Плеханов, Потресов главным в деятельности социал-демократии считали содействие самоорганизации пролетариата. По их мнению, партия должна строиться на основе рабочего движения, снизу, а её первичные организации – обладать значительной самостоятельностью по отношению к центральному руководству. Л. Мартов – один из создателей РСДРП, один из лидеров и теоретиков меньшевизма, публицист, профессиональный революционер. В революционном движении со времени учёбы в Петербургском университете, из которого был исключен за политическую деятельность. Как и Ленин, страстно ненавидел самодержавие и династию Романовых. С 1903 г. и до конца жизни самый последовательный борец за меньшевистские идеи, постоянный оппонент Ленина и, в отличие от него, ортодоксальный марксист. Мартов был убеждён в том, что Россия переживает период буржуазной революции, такой же, какая произошла во Франции в конце XVIII в. Что касается социалистической революции, то по уровню своего капиталистического развития Россия до неё ещё не созрела. РСДРП, полагал Мартов, не должна была превращаться в партию профессиональных революционеров, максимально облегчая вступление новых членов, особенно рабочих. Как и все марксисты, Мартов верил в историческую миссию пролетариата, призванного создать справедливое общество (т. е. коммунистическое). Именно эта вера заставляла сохранять единство РСДРП, несмотря на разногласия в её рядах.
Мартов Л. (Цедербаум Юлий Осипович, 1873 – 1923)
Наряду с Мартовым ведущую роль в руководстве меньшевистской фракцией РСДРП играли Аксельрод и Плеханов. Они также являлись видными представителями марксистской общественной мысли и теоретиками меньшевизма. Оба, будучи членами группы «Освобождение труда», положили начало марксистской критике народнических идей, в дальнейшем развитой Лениным. Оба стали принципиальными критиками того направления в российской социал-демократии, которое получило название ленинизма. Аксельрод первым обратил внимание на тенденцию превращения рабочей социал-демократической партии в партию якобинского и заговорщического типа. На рубеже XIX – XX вв. последователи революционного народничества предприняли попытки его организационного возрождения, создавая народнические кружки во многих крупных городах России. Это возрождённое движение, или, как его называют историки, неонародничество, восприняло от своих предшественников представление об особом русском пути к социализму, но уже с поправкой на реальность капиталистических отношений в российской промышленности. Признавая вслед за марксистами классовую борьбу, неонародники, в отличие от марксистов, рассматривали крестьянство, пролетариат и трудовую интеллигенцию как триединый рабочий класс. В результате объединения кружков была создана политическая организация неонародников – Партия социалистов-революционеров (ПСР), или эсеров. Ведущим теоретиком нового поколения народников и лидером партии эсеров являлся В. М. Чернов. Эсеры выступали за социализацию земли, т. е. её изъятие из частной собственности, запрещение купли-продажи и превращение в общенародное достояние. Пользование землей должно было осуществляться на уравнительно-трудовых началах. Семья получала столько земли, сколько могла обработать собственными силами. Продолжая народовольческую традицию индивидуального террора, эсеры создали строго законспирированную боевую организацию. В июле 1904 г. она успешно осуществила отозвавшийся эхом по всей России террористический акт: взрывом бомбы был убит министр внутренних дел В. К. Плеве. Каждый террористический акт, по убеждению эсеров, являлся не столько возмездием, сколько действием, направленным на пробуждение революционного сознания масс. Журнал «Освобождение» и политические объединения либералов. В 1902 г. за рубежом начал нелегально выходить журнал «Освобождение», ставший рупором либерального движения в России. Редактором журнала был популярный экономист и публицист П. Б. Струве, внук основателя Пулковской обсерватории В. Я. Струве и сын пермского губернатора. На страницах журнала он развивал мысль о том, что главной силой освободительного движения в России должны стать либералы. Другим активным участником журнала являлся П. Н. Милюков. Павел Николаевич Милюков – один из создателей в 1905 г. конституционно-демократической партии, талантливый историк. Был временно исключён из Московского университета за участие в студенческой сходке. Позже, став профессором этого учебного заведения, был уволен за чтение вольнодумных лекций и выслан в Рязань. Некоторое время преподавал в Софийском университете, но был уволен по требованию русского посла. По возвращении в Россию приговорён к тюремному заключению. Отбыв его, читал лекции в Англии, во Франции и в США. В 1905 г. вернулся в Россию. Общественная деятельность Милюкова всегда была направлена на превращение России в конституционное государство. Средство достижения этой цели он видел в создании коалиции всех оппозиционных сил страны. Как историк известен рядом выдающихся работ, в том числе трёхтомного издания «Очерки по истории русской культуры». Деятельность журнала «Освобождение» способствовала возникновению первых либеральных политических организаций – «Союза освобождения» и «Союза земцев-конституционалистов». Своей целью «Союз земцев-конституционалистов» ставил подготовку обращения земств к царю с призывом дать России конституцию. «Союз освобождения» был объединением автономных организаций, боровшихся за установление конституционной монархии и введение правовых свобод. ? ! 1. На какие размышления вас наводят личные качества Николая II? 2. Перечислите силы, на которые продолжало опираться российское самодержавие. 3. Что способствовало возникновению и укреплению оппозиционных тенденций в российском обществе? 4. Почему начали создаваться революционные партии в России? 5. Что нового принесли эсеры в народническое движение? 6. Почему терроризм становится средством борьбы за власть в России? Исследуем документы
Исследуем документы
Исследуем документы
Исследуем документы
Исследуем документы
Основные политические партии в России начала ХХ в.
⦁ Расположите партии в хронологической последовательности их образования. Чем вы объясните разницу в численности партий? Назовите лидеров партий и фракций. Дайте им краткую характеристику.
§ 9. I и II Государственные думы. Последний период первой российской революции
Закон о выборах в Государственную думу. Подготовленный правительством Витте закон был издан ещё в декабре 1905 г., в разгар Московского вооружённого восстания. Согласно ему Дума избиралась сроком на пять лет и могла быть распущена императором одновременно с назначением новых выборов и определением времени её созыва. Выборы были куриальными, многостепенными и неравными. Все избиратели делились на 4 разряда (курии): землевладельцы, горожане, крестьяне, рабочие. По куриям избирались губернские выборщики. При этом один выборщик приходился на 2 тыс. землевладельцев, 4 тыс. горожан, 30 тыс. крестьян, 90 тыс. рабочих. Выборщики губернских собраний выдвигали депутатов в Думу. Женщины и половина мужского населения страны из-за ряда цензовых ограничений не получили избирательных прав. «Дума народных надежд». Так называли либеральные публицисты I Государственную думу (27 апреля – 8 июля 1906 г.). Она известна также под названием кадетской Думы, так как более трети её депутатов представляли партию кадетов. Второй по численности депутатской группой была крестьянская, образовавшая самостоятельную фракцию трудовиков (Трудовая группа). Большевики и эсеры выборы в Думу бойкотировали. В Таврическом дворце, сидя под огромным портретом Николая II, вёл заседания председатель Думы кадет С. А. Муромцев, известный учёный-юрист, профессор Московского университета. В центре обсуждений находился аграрный вопрос. Кадеты предлагали создать государственный земельный фонд из казённых, монастырских, удельных и части помещичьих земель, подлежащих принудительному отчуждению за «справедливое вознаграждение». Распоряжаться землёй должны были специальные комитеты с равным представительством от властей, помещиков и крестьян.
Муромцев Сергей Андреевич (1850 – 1910)
Трудовики требовали ликвидации помещичьего землевладения и передачи всех земель (за исключением наделов, не превышающих трудовую норму) в общенародный фонд. Они не отрицали возможности выкупа земли, но за счёт государства и по минимальной цене. Членов земельных комитетов трудовики предлагали выбирать на основе всеобщего избирательного права. Обсуждение аграрного вопроса всколыхнуло страну, и это вызвало страх у консервативных кругов. В ночь на 9 июля Дума была распущена императорским манифестом, в котором подчёркивалось, что она вместо законодательной деятельности «разжигает смуту». I Государственная дума просуществовала 72 дня. Революционное движение 1906 – 1907 гг. Дважды – весной 1906 и весной 1907 г. – наблюдался новый подъём стачечного движения. Горячим было лето 1906 г. Крестьянские волнения по своему масштабу были сравнимы с осенними выступлениями 1905 г. Крестьяне возмущались выкупными платежами и настаивали на их отмене. Наряду с требованием «Земли!» выдвигалось требование «Воли!», т. е. уничтожения крестьянской сословности и создания бессословного земства. Крестьяне выступали за введение всеобщего начального обучения. Раздавались голоса и за ограничение торговли крепкими спиртными напитками. «Человек, борющийся за правду и землю, не должен быть пьян», – заявлялось в наказе крестьян Звенигородского уезда Московской губернии. Во многих крестьянских наказах содержались и политические требования «государственного перестроения».
Столыпин Петр Аркадьевич (1862 – 1911)
В августе 1906 г. одновременно с роспуском Думы на председателя Совета министров П. А. Столыпина было совершено эсерами одно из самых дерзких покушений. Мощный взрыв почти полностью разрушил дачу Столыпина. Погибло 27 человек (среди них охранники и террористы), ранено было свыше 30, в том числе дети премьера. Сам Столыпин от взрыва не пострадал. После покушения на Столыпина в стране для расправы с революционера
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.119.162 (0.015 с.) |