ТОП 10:

ВСТРЕЧА С РУМЫНСКИМИ ДРУЗЬЯМИ



 

Спектаклем «Потерянное письмо» начал в Москве свои, к сожалению, очень кратковременные гастроли Румынский Национальный театр имени Караджале.

Когда в 1953 году театр имени Моссовета был в Румынии, я видел этот спектакль в Бухаресте, и тогда уже он произвел на меня и на всех актеров нашего театра, присутствовавших на спектакле, сильное впечатление.

И вот мы снова смотрим его в Москве. Спектакль поставлен с такой режиссерской дерзостью, точностью и остротой, что кажется — перед вами не актеры, а те самые мелкие, смешные людишки, обыватели маленького румынского городка глухой провинции 80-х годов, о которых рассказывает Караджале.

Пьеса «Потерянное письмо» ставилась нашим Московским театром сатиры. Постановка Н. Петрова и В. Плучека была

 

 

острой, задорной, великолепно разыгранной. Особенно запомнились мне П. Поль в роли Траханаке и В. Хенкин в роли подвыпившего гражданина. Но только после спектакля театра имени Караджале я почувствовал ту неповторимую особенность стиля — и во всем решении спектакля, и в игре актеров, — которая доступна только художнику-румыну, что оказалось великолепным средством в руках такого умного и топкого мастера, как Сикэ Александреску. Это так же закономерно, как и то, что ни в одной стране не сыграют Островского, как у нас в Малом театре. Мне кажется, что постановка Александреску может быть названа классически традиционной интерпретацией классика румынской драматургии Иона Караджале на румынской сцене.

Я не собираюсь рассказывать здесь содержание пьесы: театр издал подробно аннотированную программу. Должен лишь подчеркнуть, что «Потерянное письмо» — произведение выдающееся, очень румынское и в то же время помятое и близкое зрителям всех стран. Автор сумел сквозь национальное увидеть общечеловеческое. В некоторых своих частях несколько водевильная, почти фарсовая, в иных сценах, особенно во втором акте, где показано собрание избирателей, пьеса приближается к гоголевским по своей остроте и силе. Это прекрасно понял постановщик спектакля. Тут каждая фигура найдена. Тут все характерно, ритмически разнообразно и жизненно убедительно и в то же время полно сатирического юмора.

Разыгрывает пьесу великолепная труппа театра. Вот перед вами Марчел Ангелеску в роли начальника городской полиции Гица Приетанда: седеющий, крепко сколоченный маленький человечек с пышными усами, ловкач, подхалим и лукавим простачок в полицейской форме. Ангелеску — великолепным актер, способный к яркому перевоплощению.

Ал. Джугару играет роль Траханаке. Пожалуй, в этой роли мне больше нравился наш П. Поль в Театре сатиры. Он был по-детски наивен и трогательно смешон. Но решение Джугару в своем роде точно и закономерно и очень органично для его актерской индивидуальности. Я видел Джугару и других ролях. Это актер сочный, обладающий темпераментом и юмором и, конечно, превосходный мастер.

Эльвира Годяну, играющая Зою Траханаке, может быть, несколько выбивается из общего стиля спектакля — менее остра, чего-то недобирает по части юмора. Но это, несомненно,

 

 

актриса с исключительным сценическим обаянием, великолепно владеющая тонкими сценическими приемами.

Костаке Антониу в роли подвыпившего гражданина создает целостный, живой и трогательный образ. Это один из старейших и наиболее почитаемых артистов театра имени Ка-раджале. Антониу воспитывает театральную молодежь, являясь в течение многих лет художественным руководителем Национального института Румынии. И можно быть уверенным, что он передаст своим воспитанникам великолепные традиции реалистической игры румынского театра.

Адвокат, редактор-издатель Кацавейку в интерпретации Н. Атанасиу достоверен и выразителен. Особенно хорош артист в сценах гражданско-ораторского вдохновения.

Рядом с ним его соперники и враги — адвокаты Фарфуриди и Брынзовенеску. Их играют два великолепных актера — Ион Финтештяну и Гр. Василиу-Бирлик. О Бирлике хочется сказать особо. Это — явление исключительное. Он от природы наделен поражающей выразительности юмором. Когда он находится на сцене, даже очень недолго, зритель все время следит за ним, восхищается им, запоминает его. За последние годы в результате упорного труда талант Бирлика вырос в настоящее мастерство. Я видел его в нескольких ролях — это, конечно, выдающийся актер.

Наконец, Раду Белиган. Он играет учителя (главную мужскую роль) в спектакле «Безымянная звезда» и Хлестакова в «Ревизоре». Белиган — один из самых талантливых и значительных молодых артистов румынского театра; вдумчивый, страстный, ищущий, он является крупным, принципиальным, передовым художником. Свою крохотную роль Данданаке в «Потерянном письме» он играет необычайно мягко, хотя тут легко переиграть (кстати сказать, в первой редакции спектакля он играл излишне гротескно).

О постановщике спектакля я уже говорил, но мне хочется еще раз подчеркнуть, что в этой постановке им все необычайно точно и тонко продумано. Это по-настоящему талантливая работа. Александреску — крупнейший режиссер Румынии, человек большого размаха и умного проверенного мастерства. Он широко известен в европейских театрах. Спектакль «Потерянное письмо» имел большой и заслуженный успех на сцене Театра Наций во время гастролей в Париже.

 

 

В краткой заметке нельзя дать исчерпывающую оценку спектакля, тем более театра в целом. Его пребывание в Москве, хотя и недолгое, дало возможность театральной общественности и зрителям разносторонне ознакомиться с его артистами и их приемами игры. И это знакомство оказалось, несомненно, полезным и для нас, и для наших гостей. Встречи еще больше сблизили нас, укрепили нашу дружбу.

Приветствуя Национальный театр имени Караджале, мы приветствуем талантливый румынский народ, строящий сегодня в одном строю с нами новую, социалистическую действительность.

 

 

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

о статьях, опубликованных в сборнике

 

 

Путь в искусство. — Страницы автобиографии, 1960. (Публикуется впервые).

 

Станиславский сегодня. 1947. (Публикуется впервые).

Система Станиславского — путь к созданию типического образа.— «Типический образ на сцепе». Сборник высказываний мастеров театра, «Искусство», Москва, 1953.

 

К вопросу о наследии Станиславского. — «Советская культура», 1955, 8 марта. (Печатается в сокращенном виде).

 

О Вл. И. Немировиче – Данченко. Беседа с коллективом театра им. Моссовета 25 апреля 1944 г. (Публикуется впервые).

 

Вахтангов — режиссер. 1962. (Публикуется впервые).

 

О воспитании актера. Беседа с труппой театра имени Моссовета 1954 г. (Публикуется впервые).

 

О творческом режиме. — «Советская культура», 1954, 20 ноября.

 

О точном рисунке роли. Две беседы с коллективом Театра-студии п/р Ю. А. Завадского 26 марта и 2 апреля 1934 г. (Публикуется впервые).

 

О композиции сценического пространства. — «Театральный альманах», кн. 2 (4), ВTO, 1946.

 

О целях и задачах современного советского театра. Доклад на Художественном совете Министерства культуры СССР 15 апреля 1958 г. (Публикуется впервые).

 

Традиции и новаторство в советском театре. Выступление на Первой всесоюзной театральной конференции, 1958, октябрь. (Публикуется впервые).

 

Думая о главном. — «Советская культура», 1959, 10 марта.

 

Радующее и беспокоющее. — «Литературная газета», 1959, 7 июля.

 

Из опыта работы над советской пьесой. — Сб. «Работа режиссера над советской пьесой», «Искусство», 1950. (Печатается с некоторыми сокращениями).

 

«Чайка» А. П. Чехова. Обработка записи бесед с коллективом исполнителей в период подготовки спектакля. 1944 — 1945. (Публикуется впервые).

 

 

Моя работа над «Отелло». Доклад на заседании в кабинете Шекспира ВТО, 4 апреля 1944 г. (Публикуется впервые).

 

Театр и зритель. 1962 (Публикуется впервые).

 

Устремление вперед. —«Правда», 1960, 16 сентября.

 

Неповторимый художник и мыслитель. Предисловие к книге «С. М. Михоэлс. Статьи. Беседы. Речи», «Искусство», 1960.

 

Вдохновенный строитель советского театра.— Сб. «Василий Васильевич Ванин», «Искусство», 1955.

 

Встречи с А. Н. Афиногеновым. — Сб. «А. П. Афииогенов. Статьи, дневники, письма», «Искусство», 1957.

 

Заметки о польском театре. — «Театр», 1953, № 3.

 

В Болгарии. — «Советская культура», 1954, 18 марта.

 

На румынской земле. —«Советская культура», 1954, 8 апреля.

 

Мы видели Индию. — «Советская культура», 1955, 11 июня.

 

Искусство индийских друзей. — «Известия», 1956, 26 января.

 

Двадцать дней во Франции. —«Известия», 1956, 10 мая.

 

Заметки о театральном искусстве Франции. — «Советская культура», 1956, 4 и 7 августа.

 

Пять недель в Нью-Йорке. 1962. (Публикуется впервые).

 

Вечно живой Мольер. Гастроли театра «Комеди Франсэз».— «Литературная газета», 1954, 10 апреля.

 

Размышления после спектакля. Гастроли театра «Комеди Франсаз».— «Советская культура», 1954, 13 апреля.

 

Душа Индии. — «Литературная газета», 1954, 2 сентября.

 

Первый спектакль. Гастроли «Театра Польского». «Правда», 1954, 27 сентября.

 

Тонкое мастерство. Гастроли «Театра Польского». «Советская культура», 1954, 26 сентября.

 

Английский «Гамлет» в Москве.— «Бюллетень ВОКС», 1955.

 

Письмо гостям. «Дундо – Марое» в Югославском драматическом театре.— «Литературная газета», 1956, 24 мая.

 

Интересный спектакль. Гастроли Югославского драматического театра.— «Известия», 1956, 24 мая.

 

Французский Национальный Народный театр. — «Советская культура», 1956, 2 октября.

 

Матушка Кураж и ее дети. Гастроли театра «Берлинер ансамбль».— «Правда», 1957, 22 мая.

 

Бравый солдат Швейк. Гастроли чехословацкого театра «Д-34».—«Правда», 1958, 14 мая.

 

Встречи с румынскими друзьями. — «Правда», 1958, 11 октябри.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

П. Марков. Предисловие 3

Путь в искусство (страницы автобиографии) 9

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.38.146 (0.011 с.)