Медицинская помощь, определение понятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медицинская помощь, определение понятия.



Медицинская помощь, определение понятия.

Общее понятие "медицинская помощь" лицу, находящемуся в опасном для жизни и здоровья состоянии" обозначает лечебные и профилактические мероприятия, проводимые в целях сохранения жизни раненому или больному, а также для быстрейшего восстановления их здоровья.

Медицинская помощь- совокупность лечебных и профилактических мероприятий, проводимых при заболеваниях, травмах, беременности и родах, а также в целях предупреждения заболеваний и травм.

Виды медицинской помощи: первая помощь, первая доврачебная, первая врачебная, квалифицированная, специализированная.

По своему характеру медицинская помощь может быть:

-внебольничной (включая помощь на дому, скорая и неотложная медпомощь).

-стационарной;

-санаторно-курортной.

Виды мед.помощи:

Первая медицинская помощь - комплекс простейших медицинских мероприятий, выполняемых непосредственно на месте происшествия или вблизи него в порядке само - и взаимопомощи. Осуществляется людьми, не обязательно имеющими специальное медицинское образование. Уровень первой медицинской помощи не предполагает использования каких-либо специальных медицинских инструментов, лекарств или оборудования. Первая помощь направлена на поддержание жизни пострадавшего (больного) и предупреждение развития осложнений

Доврачебная (первая) помощь - комплекс лечебно-профилактических мероприятий, проводимых до вмешательства врача, главным образом, силами средних медработников (фельдшер, медицинская сестра провизор, фармацевт). Это простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавшим при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях. Имеет своей целью устранение и предупреждение расстройств (кровотечения, асфиксии, судорог и др.), угрожающих жизни пораженных (больных) и подготовку их к дальнейшей эвакуации. Доврачебная помощь оказывается на месте происшествия до прибытия врача или доставки пострадавшего в больницу.

Первая врачебная помощь - вид медицинской помощи, включающий комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами (как правило, на этапе медицинской эвакуации) и направленных на устранение последствий поражений (заболевания), непосредственно угрожающих жизни пораженных (больных), а также профилактику осложнений и подготовку пораженных (больных) при необходимости к дальнейшей эвакуации.

Квалифицированная медицинская помощь - вид медицинской помощи, включающий комплекс исчерпывающих лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами-специалистами различного профиля, в специализированных лечебных учреждениях с использованием специального оснащения, основными видами специализированной медицинской помощи, оказываемой при различных чрезвычайных ситуациях, является нейрохирургическая, офтальмологическая, травмотологическая, токсикологическая, педиатрическая и др. Бывает терапевтическая и хирургическая.

Специализированная медицинская помощь - может быть оказана на самом высоком уровне в условиях специализированных клиник, институтов и академий. Вид медицинской помощи, включающий комплекс исчерпывающих лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами-специалистами различного профиля в специализированных лечебных учреждениях с использованием специального оснащения больным с определенной патологией.

Правовые основы оказания первичной медицинской помощи в Российской Федерации.

1. Конституция РФ ст.38-41

2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

3. Национальный проект «Здоровье»

4. МЗРФ №237 от 1992 г «О поэтапном переходе к оказанию первичной медикосанитарной помощи по принципу ВОП»

5. Приказ № 350 от 20 ноября 2002г«О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации

6. ПРИКАЗ №84 от 17.01.2005 г.

«О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача)»

Первичная медицинская помощь: «первичная медицинская помощь», «первичная медико-санитарная помощь», «амбулаторно-поликлиническая помощь».

Первая медицинская помощь - комплекс простейших медицинских мероприятий, выполняемых непосредственно на месте происшествия или вблизи него в порядке само - и взаимопомощи. Осуществляется людьми, не обязательно имеющими специальное медицинское образование. Уровень первой медицинской помощи не предполагает использования каких-либо специальных медицинских инструментов, лекарств или оборудования. Первая помощь направлена на поддержание жизни пострадавшего (больного) и предупреждение развития осложнений

Первичная медико-санитарная помощь(ПМСП) - это ступень первого профессионального контакта, в который индивид или семья вступают при возникновении у них необходимости в помощи или совете. Является первым уровнем контакта населения с национальной системой здравоохранения; она максимально приближена к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны их здоровья. Совокупность медико-социальных и санитарно-гигиенических мероприятий, осуществляемых на первичном уровне контакта отдельных лиц, семьи и групп населения со службами здравоохранения.

Функции ПСМП:

1. Наблюдение за здоровьем человека и общества

2. Наблюдение человека в течении всей жизни, а не только во время болезни

3. Координация усилий всех служб здравоохранения.

Амбулато́рно-поликлини́ческая по́мощь - внебольничная медицинская помощь, оказываемая лицам, приходящим на прием к врачу, и на дому. Является наиболее массовой и общедоступной, имеет первостепенное значение для медпомощи населению. Амбулаторно-поликлинические учреждения — ведущее звено в системе организации медико-санитарной помощи; они включают амбулатории и поликлиники,входящие в состав больниц и медико-санитарных частей, самостоятельные городские поликлиники, в т.ч. диспансеры), женские консультации, сельские врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты.

Организация первичной медицинской помощи по участковому принципу. Учреждения, оказывающие первичную медицинскую помощь.

Организация оказания ПМСП осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность. В основе организации ее оказания лежит территориально-участковый принцип, предусматривающий формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом права пациента на выбор врача и медицинской организации.

Первичная медико-санитарная помощь предполагает ее оказание в следующих условиях:

1. Амбулаторно, в том числе:

- В медицинской организации, оказывающей данный вид медицинской помощи, или ее подразделении;

- По месту жительства (пребывания) пациента - при острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний в случае вызова медицинского работника или при посещении им пациента с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение), при патронаже отдельных групп населения при выявлении или угрозе возникновения эпидемии инфекционного заболевания, больных инфекционным заболеванием, контактных с ними лиц и лиц, подозрительных на инфекционное заболевание, в том числе путем подворных (поквартирных) обходов, осмотров работников и учащихся;

- По месту выезда мобильной медицинской бригады, в том числе для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий;

2.В условиях дневного стационара, в том числе стационара на дому.

Организация первичной медицинской помощи по участковому принципу.

В медицинских организациях могут быть организованы участки:

- фельдшерский;

- терапевтический (в том числе цеховой);

- врача общей практики (семейного врача);

-комплексный (участок формируется из населения участка медицинской организации с недостаточной численностью прикрепленного населения (малокомплектный участок) или населения, обслуживаемого врачом-терапевтом врачебной амбулатории, и населения, обслуживаемого фельдшерско-акушерскими пунктами (фельдшерскими здравпунктами);

- акушерский;

- приписной.

Обслуживание населения на участках осуществляется:

- фельдшером фельдшерского здравпункта, фельдшерско-акушерского пункта;

- врачом-терапевтом участковым, врачом-терапевтом участковым цехового врачебного участка, медицинской сестрой участковой на терапевтическом (в том числе цеховом) участке;

- врачом общей практики (семейным врачом), помощником врача общей практики, медицинской сестрой врача общей практики на участке врача общей практики (семейного врача).

Типы учреждений, оказывающие ПМСП (в перспективе):

I. внебольничную помощь:

1.ФАП, сельские врачебные амбулатории; городские врачебные амбулатории;

2.территориальные поликлиники (в городах);

3.станции и подстанции скорой медицинской помощи;

4.другие типы учреждений: медико-социальные центры для обслуживания лиц пожилого и старческого возраста, поликлинические реабилитационные центры (одно- и многопрофильные), медико-генетические консультации, консультации "Брак и семья", центры психического здоровья и др.

II. больничную помощь.

Система больничной ПМСП, в т.ч. социальной, должна включать:

- участковые, районные, городские общепрофильные больницы;

- стационарные реабилитационные центры;

- больницы для хронических больных;

- дома сестринского ухода;

- пансионаты.

 

Издательская деятельность

материалы для медицинских работников, в т.ч. разработанные самостоятельно Центром медицинской профилактики;

пропагандистские материалы для населения, в т.ч. по профилактике вредных привычек, неинфекционных/инфекционных заболеваний, охране здоровья матери и ребенка, здоровому образу жизни и пр.;

газеты и приложения к газетам, издаваемые с участием центра медицинской профилактики.

Массовая работа

участие в передачах по телевидению/радиопередачах

публикации в прессе

организация кино-видеодемонстраций, пресс-конференций и круглых столов, тематических вечеров и выставок, конкурсов и викторин

работа «телефонов доверия»

Структура центра здоровья

кабинеты врачей, прошедших тематическое усовершенствование по формированию здорового образа жизни и медицинской профилактике;

кабинет медицинской профилактики;

кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе;

кабинеты инструментального и лабораторного обследования;

кабинет (зал) лечебной физкультуры;

школы здоровья.

Функции центра здоровья

информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах;

оценка функциональных и адаптивных резервов организма, прогноз состояния здоровья;

формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких;

формирование у населения принципов «ответственного родительства»;

обучение граждан, в том числе детей, гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включающих помощь в отказе от потребления алкоголя и табака;

обучение граждан эффективным методам профилактики заболеваний;

консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха;

разработка индивидуальных рекомендаций сохранения здоровья;

организация в зоне своей ответственности, в том числе в сельской местности, мероприятий по формированию здорового образа жизни;

мониторинг показателей в области профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни.

Категории граждан, которым оказываются медицинские услуги в центре здоровья

впервые самостоятельно обратившиеся граждане для проведения комплексного обследования;

направленные врачами амбулаторно-поликлинических учреждений;

направленные врачами после дополнительной диспансеризации (I - II группы здоровья);

направленные врачами из стационаров после острого заболевания;

направленные работодателем по заключению врача, ответственного за проведение периодических медицинских осмотров и углубленных медицинских осмотров с I и II группами здоровья;

дети 15-17 лет, обратившиеся самостоятельно;

дети (с рождения до 17 лет), у которых решение о посещении Центра здоровья принято родителями (или другим законным представителем).

Признаки (индикаторы) предболезни: общее недомогание, снижение аппетита, переедание, изжога, запор/понос, отрыжка, тошнота, нарушение менструального цикла, спазмы, головные боли, неприятные ощущения в области сердца, мышечные судороги, обмороки, повышенная потливость, нервный тик, подергивания, слезливость без видимой причины, боль в спине, ощущение общей слабости, головокружения, тревожность, беспокойство, постоянное чувство усталости, бессонница, сонливость, хроническая раздражительность и др.

В этот период третьего состояния у человека есть все ресурсы, чтобы выйти из предболезненной фазы с помощью пересмотра своего образа жизни. Если и дальше из-за невежества человека давление на нормативные границы адаптации продолжает усиливаться, то резервные возможности защитных систем оказываются исчерпанными. При истощении адаптационных резервов здоровья наступает переход от количественных накоплений к качественному изменению, которое называется болезнью.

Болезнь — это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов. Болезнь характеризуется снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного.

Согласно другому определению болезнь — это жизнедеятельность организма, которая выражается в изменении функции, а также в нарушении строения органов и тканей и возникающая под влиянием чрезвычайных для данного организма раздражителей внешней и внутренней среды организма.

Если здоровье и болезнь организмов животного мира имеют исключительно биологическую природу, то здоровье и болезнь человека включает в себя и социальный аспект. Социальный аспект здоровья и болезни человека проявляется в нарушении саморегуляции поведения.

Болезнь — манифестационный процесс в виде клинических (патологических) проявлений в состоянии организма, отражающийся на социально-экономическом статусе человека. Таким образом, болеть не только вредно для здоровья, но и дорого с точки зрения экономики. «Болезнь — стесненная в своей свободе жизнь» (К.Маркс).

По продолжительности течения болезни разделяются на острые и хронические. Первые продолжаются недолго, а хронические занимают более продолжительный промежуток времени и затягиваются на многие месяцы, годы, десятилетия. Иногда острое заболевание переходит в хроническое. Этому способствует недостаточно активное лечение. Выявление и изучение причин болезней служат основой профилактики. Все болезни также подразделяются на инфекционные (заразные) и неинфекционные (незаразные).

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность ухудшения состояния здоровья населения, возникновения и развития заболеваний: Курение.Избыточная масса тела, Структура и характер питания расценивается как несбалансированное по белкам, жирам, углеводам – соотношение их в питании населения края: 1:1:1,3., Высокий уровень холестерина крови, Повышенное артериальное давление, Потребление алкоголя, Распространенность наркотиков, Низкая физическая активность, Психосоциальные расстройства, Экологическое состояние.

Школы здоровья

Деятельность Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях

Школы здоровья, являются организационной формой обучения целевых групп населения по приоритетным проблемам укрепления и сохранения здоровья. – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель создания Школ — научить пациента сохранить здоровье, уменьшить проявления уже имеющегося заболевания и снизить риск развития осложнений Основной целью подобных школ является формирование определенной культуры отношения к укреплению здоровья, профилактике заболеваний с учетом потенциальных и имеющихся проблем. К приоритетным задачам школ здоровья относятся: · повышение информированности отдельных групп населения в вопросах общественного и собственного здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков; · формирование ответственности за здоровье и определение степени участия системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья; · повышение уровня знаний, умений и навыков по самоконтролю за здоровьем и оказанию помощи самому себе в случаях, не требующих медицинского вмешательства; · создание мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и осложнений в состоянии здоровья, утраты трудоспособности и дезадаптации в обществе; · формирование адекватных состоянию здоровья поведенческих реакций и здоровьесберегающих технологий; · привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья и иных заинтересованных организаций и специалистов; · снижение непрофильной нагрузки на учреждения и специалистов первичной медико-санитарной помощи.

Требования к составлению памяток и инструкций для пациентов.

Памятка содержит краткую информацию конкретной тематики, предназначенную для определенной группы населения. Основная направленность памятки – п р о ф и л а к т и ч е с к а я.

Тематика памятки определяется с учетом основных целевых групп, эпидситуации, сезонности и т. д.

Целевые группы, которым предназначается информация, определяются с учетом следующих особенностей:

возраст, пол, социальный статус;

состояние здоровья;

профессиональные особенности.

Название памятки должно быть простым, привлекать внимание, отражать

содержание.

Текст должен быть ясным по смыслу, составлен простым и понятным языком. Специальные медицинские термины и понятия употреблять не желательно. Если они необходимы, то должны быть расшифрованы.

В памятке необходимо отразить:

причины заболеваний, факторы риска;

основные симптомы;

последствия заболевания и возможные осложнения;

профилактика (конкретные советы) – советы должны быть расположены по мере значимости.

С о в е т ы п о л е ч е н и ю н е д о п у с т и м ы!

В конце памятки желательно указать адрес, телефон ЛПУ, где можно

получить медицинскую помощь или консультацию.

Текст памятки должен быть рецензирован Главным (ведущим) специалистом, курирующим данный раздел медицины.

47.Социальное партнерство. Привлечение к сотрудничеству в части укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний:

• государственных и негосударственных организаций

• общественных организаций

• физических лиц

Социальное партнерство– это отношения между образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения, основанные на взаимной заинтересованности и конечном результате. Главная задача социальных партнёров – создать условия и убедить население сделать здоровый образ жизни неотъемлемой частью их существования, побудить их более внимательно относ организацийиться к своему здоровью.

Привлечение к сотрудничеству в части укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний государственных и негосударственных - В основе этой деятельности лежит разумное сочетание санитарно-просветительной, профилактической работы, оздоровительных мероприятий, формирование у каждого человека индивидуального сознательного отношения к своему здоровью, здоровью всех членов семьи.

Медицинская помощь, определение понятия.

Общее понятие "медицинская помощь" лицу, находящемуся в опасном для жизни и здоровья состоянии" обозначает лечебные и профилактические мероприятия, проводимые в целях сохранения жизни раненому или больному, а также для быстрейшего восстановления их здоровья.

Медицинская помощь- совокупность лечебных и профилактических мероприятий, проводимых при заболеваниях, травмах, беременности и родах, а также в целях предупреждения заболеваний и травм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 14500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.053 с.)