Социальные нормы: понятие и виды. Право в системе социальных норм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные нормы: понятие и виды. Право в системе социальных норм.



Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, которые регулируют отношения между людьми.

Основные виды социальных норм:

1) обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые исторически сложились в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются посредством общественного мнения;

2) религиозные нормы – это совокупность правил поведения, которые отражают определенное мировоззрение и мироощущение, основанная на вере в существование Бога и сверхъестественных сил;

3) корпоративные нормы – это система правил поведения, устанавливаемые определенной корпоративной организацией с целью регулирования отношений между ее членами, но только в пределах установленных государством полномочий;

4) политические нормы – это совокупность правил поведения общего характера, которые устанавливаются и санкционируются субъектами политической системы по поводу формирования и использования государственной власти;

5) организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с производственными и организационными вопросами.

Также социальные нормы делят на следующие виды: 1) нормы морали;2) этические нормы;3) семейные нормы;4) нормы традиций и привычек;5) деловые обыкновения;6) правила этикета.

Особенности социальных норм: 1) в качестве предмета регулирования выступают общественные отношения;

2) субъектами социальных норм выступают люди, являющиеся представителями социальной сферы.

Второй вид норм, действующих в обществе, – технические нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании.

Право в системе социального регулирования.

Конкретный социальный порядок устанавливается в ре­зультате действия множества самых разнообразных факто­ров.

В их числе выделяют следующие.

1. Так называемые стихийные регуляторы как непос­редственное проявление естественных законов природы общества. Факторы стихийного регулирования носят есте­ственный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономичес­кого порядка, феноменов массового поведения и т.п. Это, например, увеличение продолжительности жизни людей массовые сезонные заболевания, демографические процес­сы, миграция населения, инфляционные ожидания и т.д. В своем стремлении к порядку общество и государство стре­мятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удается далеко не всегда.

2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с во­лей и сознанием людей.

3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга.

3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм.

4. Правила поведения, содержание которых определя­ется не столько естественной нормативностью, сколько це­лями и задачами, стоящими перед обществом, или потреб­ностями конкретной его сферы. Это некоторые юридичес­кие процессуальные нормы, ритуалы и т.п.

При обсуждении роли права в системе социального нор­мативного регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы. Они не просто суще­ствуют и действуют в обществе, а регулируют обществен­ные отношения, поведение людей, нормируют жизнь обще­ства.

Социальным нормам присущи следующие признаки.

1. Они являются общими правилами. Это означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в об­ществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во време­ни, обладают многократностью действия и обращены к нео­пределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).

2. Данные нормы возникают в связи с волевой, созна­тельной деятельностью людей. Одни социальные нормы со­здаются в процессе целевой деятельности, другие возника­ют в многократно повторяющихся актах поведения, не от­деляются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, зак­репляющихся в общественном сознании и т.д.

3. Названные нормы регламентируют формы социально­го взаимодействия людей, т.е. направлены на регулирова­ние общественных отношений, поведения в обществе.

4. Они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, от­ражают процессы его развития, влияют на их темпы и ха­рактер, словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую судьбу.

5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества.

Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие привила рег­ламентации формы их социального взаимодействия, возни­кающие в процессе исторического развития и функциони­рования общества, соответствующие типу культуры и ха­рактеру его организации.

Можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм.

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие.

Оценочная. Социальные нормы выступают в обществе ной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культуры отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства.

Классифицировать социальные нормы можно по раз­личным критериям, однако наиболее распространенной яв­ляется их систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям).

По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др.

По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.

26. Право как социально-культурная ценность. Основные типы правопонимания.

Право – это система общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают интересы общества, регулируют социально значимые общественные интересы, предоставляя субъективные права и возлагая юридические обязанности.

Признаки права:

1) государственно–волевой характер, т. е. выражение государственной воли общества, которая обусловлена различными условиями общественной жизни;

2) нормативность, т. е. выражение в правовых предписаниях;

3) взаимосвязь права и государства, которая проявляется либо при применении мер государственного принуждения в указанных правом случаях, либо при создании, санкционировании и охраны правовых норм государством;

4) общеобязательность;

5) формальная определенность, т. е. выражение общественной воли в форме официальных юридических актов, которые устанавливаются государственной властью и содержат предписания, определяющие границы свободы субъектов права;

6) системность и иерархичность, так как все нормативные предписания применяются не изолированно, а в совокупности, в которой предписания взаимодействуют и дополняют друг друга;

7) регулирующее воздействие, осуществляемое с помощью предоставления субъектам определенных субъективных прав и возложения на них юридических обязанностей;

8) установление и обеспечение государством, так как оно обладает монополией на правотворчество, а все другие субъекты правоотношений могут принимать участие в правотворческой деятельности только с санкции государства.

Право – есть продукт истор.развития гос-ва и входит в систему ценностей. Право в силу своих объективных свойств может фиксировать систему ценностей в обществе.

Социальная ценность права определяется:

1) общесоциальной востребованностью – состоянием права в качестве определенного достижения цивилизации, проявления культуры и развития мысли отдельного человека;

2) инструментальной востребованностью – использованием права в качестве инструмента особого механизма, который посредством юридических средств осуществляет регулятивное воздействие и обеспечивает точность и определенность в общественных отношениях.

3) Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов согласования их специфических интересов.

4) Ценность права определяется и тем, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом ценность права состоит в том, что оно не свободу обозначает вообще, а определяет границы, меру этой свободы.5) Ценность права состоит также в его способности быть выразителем идеи справедливости. Право выступает критерием правильного (справедливого) распределения материальных благ, оно утверждает равенство всех граждан перед законом независимо от их происхождения, материального положения, социального статуса и пр.

6) Ценность права заключается и в том, что оно выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных механизмов. Право в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности.7) Правовые подходы права являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера.

Обладая качествами общесоциального регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряжённости в обществе.

Право -действенный рычаг решения экологических проблем как внутри отдельно взятого отдельно взятого государства, так и в рамках мирового сообщества.

Тип правопонимания — определенное направление в познании сущности и социального назначения права.

В любом типе правопонимания встречается три элемента в понятии права - это норма права, правосознание и правоотношение.

Существует четыре типа правопонимания: нормативный, философский (нравственный), социологический и интегративный.

1.Право в нормативном правопонимании

Право - совокупность охраняемых государством норм, приведенная в иерархическую систему, которая представляется в виде лестницы, где каждая верхняя ступенька обуславливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется.

Т.е. правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.

2. Право в социологическом правопонимании

Право - реальное поведение людей, удовлетворяющее их интересам и потребностям, это то, что реально удовлетворяет потребности, что должно "наполнять" законы своим реалистичным содержанием.

Основная идея: "Право следует искать не в нормах, а в самой жизни".

3. Право в философском правопонимании

Право - это совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, условий, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих прямо, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. (По Канту)

4. Право в интегративном правопонимании

Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.019 с.)