Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гос-венный орган: понятие, признаки и классификация.

Поиск

Первичным и важнейшим структурным элементом ме­ханизма гос-ва является орган гос-ва.

Гос-венный орган — это звено (элемент) меха­низма гос-ва, участвующее в осуществлении функ­ций гос-ва и наделенное для этого властными полно­мочиями.

Признаки гос-го органа:

1. Хотя орган гос-ва и обладает определенной са­мостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма гос-ва, занимает в гос-ной маши­не свое место и прочно связан с другими ее частями.

2. Орган гос-ва состоит из гос-х слу­жащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. К числу гос-х служащих относятся и долж­ностные лица, которые обладают властными полномочия­ми, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

3. Органы гос-ва имеют внутреннее строение (стр-ру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

4. Важнейшим признаком органа гос-ва является наличие у него компетенции — властных правомочий (сово­купности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет гос-венный орган. Компетенция обычно юри­дически закреплена (в конституции или текущем законода­тельстве). Реализация органом гос-ва своей компетен­ции — это не только его право, но и обязанность.

5. Согласно своей компетенции орган гос-ва обла­дает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению право­вые акты. Эти акты могут быть нормативными или индиви­дуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов гос-ва путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осущ-я своей компетенции орган гос-ва наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финан­сирования (из бюджета).

7. Орган гос-ва активно участвует в реа­лизации функций гос-ва, используя для этого соот­ветствующие формы и методы.

Органы гос-ва классифицируются по различным основаниям

По способу возникновения они подразделяются на пер­вичные и производные. По объему властных полномочий органы гос-ва классифицируются на высшие и местные. По широте компетенции выделяются органы гос-ва общей и специальной компетенции.

Признаки гос-х органов:

1) наличие гос-венно - властных полномочий

2) порядок формирования и деятельности, стр-ра и компетенции предусмотрены нормами права

3) наделен правом издания юридических актов

4) опирается на материальное обеспечение своих предписаний, благодаря возможности распоряжаться частью средств

5) может обладать статусом юридического лица, а может и не обладать

6) гос-венный орган способен осуществлять свою компетенцию только во взаимодействии с другими органами или организ-ями

7) физическим воплощением гос-го органа является отдельное лицо или группа иерархически связанных между собой лиц.

Классификация гос-х органов:

1) по компетенции (Конституция РФ, закон, подзаконный акт)

2) по ветвям власти (закон-я, испол-я, судебная)

3) по территориальному принципу (центральные, местные, региональные)

4) по времени действия (постоянные, чрезвычайные, временные)

5) по характеру компетенции (общие, отраслевые,специальные)

6) по порядку образования (выборные, назначаемые)

7) по количеству работающих (единоличные, коллегиальные).

 

Форма гос-ва: понятие, элементы, виды и факторы влияния.

Форма – внешнее выражение сущности и содержания гос-ва.

ФОРМА ГОС-ВА - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму гос-го устройства и форму гос-го режима. Форма гос-ва показывает особенности устранения и функционирования гос-в. Она включает в себя три института: форма правления, форма гос-го устройства и гос-венный режим. Под формой гос-ва понимают организ-ю гос-ной власти и её устройство. Форма гос-ва проливает свет на то, как организованна власть в гос-ве, какими органами представлена, порядок образования органов. От того, как организованна власть, зависит эффективность гос-го руководства. Форма гос-ва выступает в разных аспектах:

- порядок образования и организ-я высших органов гос-ной власти

- это способ территориального устройства

- это приёмы и методы осущ-я гос-ной власти

Различают монархии, парламентарные и президентские республики, унитарные и федеративные гос-ва, демократические и антидемократические политические режимы.

Все формы гос-ва - это внешнее выражение системы органов гос-ва, их деятельности, взаимоотн-й между основными элементами этой системы, в первую очередь между ее высшими и местными звеньями.

Гос-ва одного истор-го типа имеют многообразие форм, так как один и тот же господствующий класс в различных странах, на разных этапах может использовать разнообразные формы гос-ва. Обобщенно соотн-е типа гос-ва и его форм может быть выражено в двух вариантах: 1) один тип гос-ва не исключает многообразие форм; 2) одна форма гос-ва используется в гос-вах разных исторических типов. Сохранение одной формы гос-ва при смене его типа не означает, что в этой форме не происходит никаких изменений. Рабовладельческие, феодальные и буржуазные республики - это одна форма правления с весьма значительными различиями, ибо используются разными социальными силами и в разных условиях.

Вопрос выбора форм гос-ва существенно важен не только для тех сил, которые с помощью гос-ва организуют свое господство (лидерство), осущ-ют гос-венную власть. Он важен для всех социальных слоев общ-ва. Монархия или республика, их конкретные разновидности, унитарное или федеративное гос-венное устройство, демократические или антидемократические методы осуществление власти - выбор конкретных форм гос-ва предопределяет сис-му гос-х органов, принципы их организации и деятельности, а тем самым отражаются в жизни общ-ва в правовом и фактическом положении граждан, затрагивают их интересы.

На выбор новых и изменение существующих форм гос-ва оказывают влияние разные внутренние и внешние факторы, включая ступень и своеобразие экономического развития, уровень культуры, особенно полит-й, опыт других стран, их влияние и даже вмешательство во внутренние дела других гос-в.

Влияние внешних факторов на формы гос-ва может ослабевать или возрастать в конкретных исторических условиях.

Фактором влияния на формы гос-ва может быть и географическое положение страны, ее размеры, национальный состав населения, особенности соц-ной структуры общ-ва, религия.

 

Форма правления: понятие и классификация.

Форма правления представляет собой стр-ру высших органов гос-ной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.

Формы правления дает возможность уяснить, что:

1. как создаются высшие органы гос-ва, и каково их строение.

2. как строятся взаимоотношения между высшими и другими органами.

3. как строятся отношения между высшими органами и гражданами страны.

4. в какой мере организ-я высших органов гос-ва позволяет обеспечить права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы гос-го правления подразделяются на:

- монархические

1. абсолютные

2. конституционные

3. наследственные

- республиканские (высший орган власти избирается)

- смешанные.

Монархия.

Основные признаки монархии:

1) существование единоличного главы гос-ва, пользующегося своей властью пожизненно;

2) наследственный порядок преемственности гос-ной власти;

3) монарх представляет гос-во по своему усмотрению, ему не нужно мандатов и полномочий;

4) юр безответственность монарха.

 

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общ-ва, а при феодализме стала основной формой правления.

Виды монархий:

Абсолютная монархия: Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Саудовская Аравия – возникновение абсолютизма связано с зарождением буржуазных отн-й. Существенная черта – ликвидация или полный упадок сословных представ-х учреждений. В подчинении монарха – армия, полиция, весь демократический аппарат. На этом этапе власть в центре и на местах принадлежит чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Гос-венное вмешательство в частную жизнь получает юридическое закрепление. На рубеже XVII – XVIII веков Россия – абсолютная монархия, до революции была Франция.

Конституционная монархия – такая форма правления, при которой власть монарха ограничена законом и представительным органом. Обычно это ограничение опред-ся в конституции, которая утверждается парламентом. Монарх не имеет права менять конституцию (Англия, Дания, Испания, Норвегия).

Конституционная монархия бывает:

- парламентарной

- дуалистической (власть разделена между парламентом и правительством)- Германия с 1871 по 1918, сейчас в Марокко.

В некоторых гос-вах монарх возглавляет религиозное управление страной – теократическая гос-во. (ОАЭ, Иран, Ирак).

Парламентарная монархия (Бельгия, Канада):

1. Правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент.

2. Лидер партии, обладающий наибольшим количеством мест, становится во главе правительства.

3. Власть монарха отсутствует в испол-й, закон-й и судебной сферах. Законодательные акты принимаются парламентом и лишь подписываются монархом.

4. Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед монархом.

Республика.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

— существование единоличного и коллегиального главы гос-ва.

— выборность на определенный срок главы гос-ва и других верховных органов гос-ной власти.

— осуществление гос-ной власти не по своему велению, а по поручению народа.

— юр ответственность главы гос-ва в случаях, предусмотренных законом.

— обязательность решений верховной гос-ной власти на территории всей страны.

Республиканская форма правления оформилась в Афинском гос-ве. По мере дальнейшего развития она насыщалась демократическими процедурами.

Виды республик:

1. Республика Советов (принцип разделения гос-ной власти).

2. Парламентская республика (правительство несет ответственность перед парламентом).

3. Президентская республика.

Высшей формой парламентского контроля над испол-й властью является избрание или назначение главы гос-ва парламентом. Процедура избрания главы гос-ва в современных парламентских республиках неодинакова. В Германии президент избирается федеральным собранием, входящим в Бундестаг. В Италии президент республики избирается членами обеих палат на их общем заседании. При этом в выборах президента участвуют по три депутата от каждой области (их избирают местные советы). В Австралии – всеобщее, прямое избирательное право.

Глава гос-ва в парламентской республике обладает следующими полномочиями:

- обнародует законы;

- издает декреты;

- верховный главнокомандующий.

Парламентские республики: ФРГ, Австрия, Индия, Италия, Швейцария, Испания, Ирландия.

Черты президентской республики:

1. Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства.

2. Ответственность правительства не перед парламентом, а перед президентом.

3. Более широкие полномочия главы гос-ва по сравнению с парламентской республикой.

Президентские республики: США, Франция.

Разнообразие президентских республик в том, что в одних странах президент совмещает полномочия главы гос-ва и главы правительства (Франция, Россия).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.99.18 (0.01 с.)