Государство и личность: взаимодействие и взаимная ответственность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство и личность: взаимодействие и взаимная ответственность.



Человек как личность оказывается включенным в разные социальные группы и в общ-во в целом, находится в неизбежной связи с государством.

Прошли столетия, прежде чем гос-во стало относиться ко всем личностям как к равным. Связь личности и государства проявляется во взаимном влиянии и в конечном счете во взаимных правах и обязанностях. Влияние личности на государства проявляется как в опосредствованных формах, через институты гражданского общ-ва (партии, движения, общ-ые объединения), так и непосредственно. В последнем случае личность, обладая политическими правами, участвует в формировании путем выборов органов государства, контроле и критике деятельности государства в СМИ, обжаловании действий и решений должностных лиц в суд-ых органах. Здесь степень воздействия на государства зависит от политической, гражданской активности самой личности.

государство обладает большими возможностями влияния на личность, чем отдельная личность — на государство. Здесь роль государства может проявляться в признании и юр-ом закреплении прав и свобод личности, в их охране, возложении на нее определенных тягот (обязанностей). Демократическое правовое государство, исходя из принципа равенства, должно закреплять не только равные права, но и равные обязанности.

Государство призвано обеспечить не только правовую, но и социальную защищенность личности. Имеется в виду обеспечение хотя бы минимума социальных благ, необходимых для нормального существования личности. Последнее имеет место в так называемых социальных государствах или в государствах с рыночной, социально ориентированной экономикой. В этом случае речь идет об осуществлении государством социальной функции. Связь и соотношение личности и Г находят выражение в правовом статусе личности.

Правовой статус личности — это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во вза­имоотношениях с обществом и государством.

Различают общий (международный), конститу­ционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, сво­боды, обязанности и гарантии, выработанные международ­ным сообществом и закрепленные в международно-право­вых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом.

Конституционный (базовый) статус личности объе­диняет главные права, свободы, обязанности и их гаран­тии, закрепленные в основном законе страны.

Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комп­лексной отраслью правовой системы — гражданским, тру­довым, административным правом и др.

Родовой (специальный) статус личности отражает спе­цифику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъектив­ные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

Индивидуальный статус характеризует особенности по­ложения конкретного человека в зависимости от его возра­ста, пола, профессии, участия в управлении государствен­ными делами и т.п.

Структура правового статуса личности:

1) правовые нормы; 2) правосубъектность личности; 3) основные субъективные права и юридические обязанности личности; 4) законные интересы личности; 5) гражданство; 6) юридическая ответственность; 7) правовые принципы и отношения;

Основные права личности:

1) гражданские (личные) права:а) право на жизнь;б) право на достоинство личности;в) право на свободу и личную неприкосновенность;г) право на неприкосновенность частной жизни;д) право на личную и семейную тайну;е) право на свободное передвижение, выбора местопребывания и местожительства и др.;

2) экономические права:а) право частной собственности;б) право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности;в) право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т. д.;

3) политические права:а) право на гражданство;б) право определять и указывать свою национальную принадлежность; в) право на объединение; г) право на проведение собраний, митингов и демонстраций;д) право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;е) право избирать и быть избранным;ж) право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

4) социальные права:а) право на труд;б) право на социальное обеспечение;в) право на жилище;г) право на отдых; д) право на охрану здоровья и медицинскую помощь и т. д.;

5) культурные права:а) право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества;б) право на свободу совести и вероисповедания;в) право на образование;г) право на свободу творчества, преподавания;д) право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям и т. д.;

6) экологические права:а) право на благоприятную окружающую среду;б) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; в) право на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями;

7) иные предусмотренные Конституцией и международными актами права.

Основные обязанности личности:1) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;2) обязанность защищать Отечество;3) уважать и обеспечивать права других лиц;4) платить законно установленные налоги и сборы;5) охранять памятники истории и культуры; 6) воспитывать детей и т. д.

Взаимная ответственность государства и личности — самостоятельный принцип правового государства.

- Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», — закреплено в ст. 2 Конституции РФ.

Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей.

Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол.

К ним относятся:

1)Ответственность правительства перед представительными организациями (дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность);

2) ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.

3) импичмент

Импичмент — процедура отстранения от должности высокопоставленного государственного чиновника, вплоть до главы государства, судом парламента по тяжкому уголовному обвинению.

Мерами контроля со стороны общественности за выполнением решений правительственных государственных структур могли бы быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.

На тех же правовых началах строится и ответственность лиц, нести перед государством ответственность. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободу личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

22. Разделение властей: понятие и сущность. Правовые механизмы взаимного сдерживания ветвей государственной власти.

Государственная власть состоит из трех относительно самостоятельных ветвей, каждая из которых имеет свое юридическое обоснование— законодательная, исполнительная и судебная.

Обособление именно этих ветвей власти и соответствующих им форм не есть просто проявление некой целесообразности, упорядочивающей управление обществом. Это проявление правовой природы государственности в целом и естественных различий трех направлений и правовых форм публично-властной деятельности.

Глава государства Глава государства призван обеспечивать согласо­ванное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей.

1. Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов государственной власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исполнительной власти. Важным инструментом влияния на них является возможность постановки вопроса о доверии Правительству. Федеральное Собрание в той или иной степени участвует в формировании Правительства и судебных органов РФ.

2. Исполнительный орган – принадлежит Правительству РФ – реализует исполнительную власть в государстве. Правительство обычно состоит из главы пра­вительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглав­ляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются ми­нистрами, секретарями, статс-секретарями.

Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодательными органами различными способами, влияет на законодательный процесс в государстве. Например, оно обладает правом законодательной инициативы. Если законопроекты требуют для исполнения привлечения дополнительных федеральных средств, то они должны получить обязательное заключение Правительства. Президент РФ имеет возможность распустить законодательный орган государства, что является противовесом, при наличии права постановки вопроса о недоверии Правительству со стороны Федерального Собрания.

3. Судебные органы – образуют довольно сложную систе­му, состоящую из гражданских, уголовных, административ­ных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ – обладают правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Судебные органы реализуют правосудие посредством регу­лируемого процессуальным правом судопроизводства. В стра­нах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

Государственные органы, не относимые к одной из основных ветвей власти - Президент, Администрация Президента РФ - обеспечивает деятельность Президента РФ; Полномочные представители Президента РФ в регионах; Органы прокуратуры РФ; Центральный банк РФ (основная функция- защита и обеспечение устойчивости рубля; Центризбирком РФ; Счётная палата РФ - осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета; Уполномоченный по правам человека в РФ - рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;

Принцип разделения государственной власти на три ветви реализуется двумя путями:

1) при образовании системы необходимо сделать так, чтобы одна из ветвей власти была зависима от двух других;

2) важно не только разделить полномочия, но и обеспечить то, чтобы каждая из ветвей власти участвовала в образовании органов другой ветви власти.

Разделение властей – есть способ существования государственной власти».

Способы разделения государственной власти:

1.Институциональный способ: создание органов, институтов путем издания актов.

Осуществление функций законодательной, исполнительной и судебной не должно быть соединено в одном лице или учреждении. Разделение властей означает отделение инстанций, обладающих принудительной силой, от инстанций, принимающих решение о применении силы. Иначе говоря, нужно разделить государственные органы, компетентные применять силу и компетентные принимать решения о применении силы.

2.Функциональное разделение: определение компетенции и структуры соответствующих органов и институтов власти, чтобы не было дублирования структуры.

Ради обеспечения свободы необходимо установить раздельно функцию принятия решений о принуждении (применении силы) и функцию осуществления государственного принуждения. Законодательная власть устанавливает правила применения силы, судебная власть допускает или предписывает конкретные меры применения силы. Следовательно, эти ветви власти не должны обладать принудительной силой, не должны осуществлять государственное принуждение. Поскольку такой силой обладает исполнительная власть, она сама не должна принимать нормативные или индивидуальные решения о применении силы. Следовательно, исполнительная власть должна действовать на основании и во исполнение законов и судебных решений.

3.Персональный способ: состоит в определении круга необходимых специалистов, квалификационных требований к ним, подбор и расстановка кадров с целью персональной ответственности. Представитель одной ветви не должен включаться в органы другой ветви. В РФ эта схема гипертрофирована. В США совмещение должностей разных органов управления разрешено, на местном уровне можно совмещать абсолютно другие должности.

4.Система сдержек и противовесов: в этой системе стержнем (устойчивым звеном, приводящим систему в действие) является глава государства. Он необходим для того, чтобы обеспечить устойчивость государственной власти, иначе полномочия одной ветви власти будут расширяться. В РФ эта система развита в КРФ.

Реализация системы сдержек и противовесов в РФ.

Различные ветви власти взаимно уравновешивают друг друга. Государственная Дума принимает законы, но Совет Федерации может не утвердить закон, наложить вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством Думы. Закон, принятый Думой и одобренный Советом Федерации, требует его подписания и обнародования Президентом, который в свою очередь может отказаться от его подписания. Вето Президента может быть преодолено квалифицированным большинством обеих палат Федерального Собрания.

К числу механизмов, уравновешивающих ветви власти, относится право Президента при определенных условиях распустить Государственную Думу.

Со своей стороны Федеральное собрание при определенных условиях и с соблюдением установленной процедуры может отстранить Президента от власти.

Назначение Председателя Правительства - прерогатива Президента, но Государственная Дума может дать или не дать на это согласие.

Ряд высших должностных лиц назначаются на должность только Советом Федерации (Генеральный прокурор РФ, судьи Конституционного, Верховного, и Арбитражного Судов), но представляет эти кандидатуры только Президент.

23. Понятие и признаки правового государства.

Правовое государство – это форма организации деятельности государственной и политической власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правовое государство – это демократическое государство, в котором государственная власть ограничивается правом.

Признаки правового государства:

1) наличие народного суверенитета;

2) господство права, т. е. правовая организация государственной власти, которая предполагает:

а) связанность, ограниченность государственной власти нормами права, основанными на общественной воле;

б) прямое действие закона в качестве основополагающего юридического акта, который может быть создан и представительными органами, и населением непосредственно;

3) правовая защита личности от произвола должностных лиц и т. д.

Основы правового государства:

1) политическая – основа, которая характеризуется наличием суверенитета, координирующего интересы субъектов политической системы общества и обеспечивающего справедливое правовое равновесие и свободное развитие этих интересов;

2) экономическая – основа, представляющая собой производственные отношения, которым присущи многоукладность, наличие различных форм собственности (частной, государственной, коллективной и т. д.);

3) социальная – основа, которая характеризуется созданием саморегулирующегося гражданского общества для реализации каждым гражданином государства своих творческих, трудовых возможностей, одновременно обеспечивая многообразие мнений, личных прав и свобод личности;

4) нравственная – основа, которую образуют общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности.

Принципы правового государства:

1) верховенство закона – принцип, который распространяется во всех сферах общественной жизни и является высшей формой организации и защиты свободы личности;

2) разделение властей – принцип, закрепляющий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, каждая из которых относительно самостоятельна, взаимно ограничивается с помощью законодательно закрепленной системы «сдержек и противовесов»;

3) реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина – принцип, который закрепляет обеспечение свободного развития личности, признание за личностью определенной свободы;

4) взаимная ответственность государства и личности – принцип, закрепляющий равенство и справедливость в отношениях между государством, являющимся носителем политической власти, и личностью, являющейся участницей формирования и осуществления политической власти;

5) соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.120 (0.026 с.)