Понятие, объект, предмет, структура и функции общей теории государства и права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, объект, предмет, структура и функции общей теории государства и права.



Понятие, объект, предмет, структура и функции общей теории государства и права.

ТГиП - это система знаний об объективных законах общ-го развития, отраженных в гос-венно-правовых явлениях, их социально-политических целях, механизме гос-венно-правового регулирования общ-х отн-й и тенденциях его развития.

ТГиП как наука и как учебная дисциплина изучает два объекта – право как сис-му норм и гос-во как политико-правовую организ-ю, политико-правовые институты.

Объектом ТГП явл. явления и институты, достоверные сведения о гос-правовых, соц-х явлениях и институтах. (отчет Прав-ва РФ за год, з-ны Хамураппи, НПА, офиц.отчет госстата о проведенной переписи населения). Объект всегда шире предмета.

Предметом ТГи П явл.– это основные наиболее общие закономерности формирования, функционирования развития государства и права, их сущность, содержание, формы, функции, а также юр-кие связи и отношение к обществу, особенности правосознания и правовой культуры. (Закономерности – это повторяющиеся в различных исторических эпохах и на различных территориях свойства государственно-правовых явлений; закономерности как предмет, их можно выявлять, сопоставлять, пользуясь данными из других дисциплин).

Предмет ТГиП постоянно меняется в силу сл. причин: 1 – многообразие развивающихся гос-в и прав-х систем; 2 – в виду развития новых теоретических концепций; 3 – в силу изменения геополит-й обстановки; 4 – гос-во и право все большей степени представляют собой единую надстройку в общ-ве.

ТГиП образуют две самостоятельные теории: теор-я гос-ва и теория права (самостоятельность их относительна). В каждую истор-ю эпоху гос-во и право существуют совместно, опосредствуя друг друга.

Особенности предмета ТГП:

1.Теория изучает государственно-правовую надстройку в целом, обобщает весь опыт человеческого развития, а не конкретного государства.

2.Содержанием теории являются только основные, общие закономерности, где проявляется сущность и социальное назначение государства и права. Сущность отличает теорию государства и права от других дисциплин. Социальное назначение подразумевает понимание, для чего государство и право нужны людям.

3.Единство государства и права. В ХIХ в. преподавалась общая теория права (Шершеневич, Коркунов). Тогда появились первые юристы по квалификации. Общая теория права имела первичной основой философию права (ХVII-XVIII вв.), которая изучала вопрос о закономерностях возникновения и функционирования права. Эта дисциплина базировалась на философии права по Гегелю.

Также общая теория права базировалась на энциклопедии права. Энциклопедия – это наука о понятиях, условиях их формирования. В этом она соприкасается с историей государства и права зарубежных стран и историей государства и права России. Первым российским профессором-юристом был Десницкий.

В начале ХХ в. появляется социология права, наука о месте права в системе общественных отношений, о взаимодействии общества, права и государства. Широко используется опыт французской, немецкой, американской социологий права.

Структура теории государства и права как науки многообразна и ориентирована на различные стороны правовых явлений. Теория может изучать систему сдержек и противовесов, структуру различных государственных органов, и т.д.

Структура есть каркас любого явления, совокупность взаимосвязанных элементов, связанных как одно целое и взятых во взаимодействии между собой и внешней средой.

Функции ТГП — основные направления науки воздействия на сознания и поведение, участвующих в государственно-правовых явлениях.

Функции ТГП: 1) Познавательная. 2) Эвристическая (открывает перспективы для развития государства и права). 3) Прогностическая (определение тенденций в развитии изучаемых явлений). 4) Критическая. (Постановлением Верховного Суда 1997 года было закреплено следующее правило: конкуренция правовых норм должна разрешаться судами путем критики законодательства, сопоставление, выявление недостатков, определение путей преодоления недостатков).

Коллизия норм – это столкновение норм разной юридической силы. Коллизия отношений должна разрешаться поиском нормы более высокой юридической силы.

Специальная норма имеет приоритет над общей нормой.

Конкуренция норм – это столкновение норм равной юридической силы, но различной отрасли.

5)Координирующая. Координация – это вид управления, основанный на учете и согласования интересов и воли управляемых субъектов. 6) Идеологическая. 7)Политическая. 8)Экономическая. 9)Социальная.

 

 

Теократическая и патриархальная теории о происхождении государства.

1. Теологическая. Представитель - Ф. Аквинский. Широкое распространение получила при феодализме. Составила основу формирования теократических государств. Однако и в настоящее время эта кон­цепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, гос-во является результатом проявления божественной воли, практическим воплоще­нием власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организ-й. А народ, должен беспрекословно повиноваться всем велениям гос-ной воли как продолжению воли божественной. Теологическая теория не разграничивает процесс возникновения общ-ва, гос-ва и права.

Достоинства: 1. Доступность большому кругу лиц.2. Проповедует правомерное поведение3. Способствует стабильности. 4. Провозглашает целью государства всеобщее благо.

Недостатки: 1. Отрыв от реальной действительности.2. Игнорирование политических и экономических факторов в развитии государства.

2. Патриархальная ( Аристотель, Филмер, Михайловский, 3-2 век до нашей эры). По утверждению Аристотеля, гос-во — наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. По мнению Аристотеля разрастание семьи ведет в начале к появлению поселений которые за тем преобразуются в гос-во. Согласно этой теории глава семьи – патриарх, становится главой гос-ва – монархом. Причём власть монарха является естественным продолжением власти над своими детьми – своими подчиненными. Патриархальная теория имела распространение в 17, 18 века. Русский философ – Михайловский. В настоящее время эта теория рассматривается как не вполне научная.

Условия появления: слабый уровень развития науки и образования, малограмотность населения.

Достоинства: Способствовала доступности в понимании, стабильности и порядку в обществе, преемственности права и власти; неразрывная связь семьи и государства. Недостатки: Односторонность, игнорирование фактов, слабый уровень научной обеспеченности. Актуальность: Понятие о единстве семьи и государства.

 

Теория насилия, органическая и договорная теории о происхождении государства.

Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что гос-во возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации порабощения одних народов другими.

По мнению представителей данной теории, гос-во более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инстру­ментом организации и управленческого воздействия завоевате­лей, гос-во становится мощным средством защиты завое­ванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общ-ва гос-во трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Гер­манией в качестве официальной идеологии.

Соц назначение гос-ва.

Для субъекта, существующего в обществе в котором есть государство, последнее выступает как особый политический институт, организация, осуществляющая публичную политическую власть, или аппарат этой власти. Рассматривая государство в таком виде, можно понять его социальное назначение, его функции в обществе, выявить его связи с другими политическими (политизированными) институтами в обществе — партиями, общественными организациями и т. д.

В этом контексте можно говорить о первичных (по отношению к законоустановленным) правах и обязанностях, связывающих человека (гражданина) и государство (аппарат власти). С одной стороны, у человека есть обязанность подчиняться государственной власти, быть законопослушным; соответственно у государства есть право принуждать к повиновению. Это «право» вытекает из самого факта существования государственной власти. С другой стороны, гражданин или свободный член общества (несвободные исключаются из государственно-правового общения) обладает первичными правами по отношению к государству, известными в Новое время как естественные права человека, — правами, гарантирующими человеку минимум свободы в обществе и отношениях с государством. Если у подвластных нет прав по отношению к власти, то это власть не государственная, а деспотическая.

Суверенитет народа и нации.

Нация – общность, связанная некоторыми признаками.

Формы проявления суверенитета нации:

1. Образование национального гос-ва (в Германии 99% немцев).

2. Образование национального гос-ного субъекта федерации или автономии.

3. Национально – культурная автономия.

СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДА. — в РФ прин-п конституционного строя, характеризующий полновластие многонационального народа, признание его единственным источником власти в РФ, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ — единственный источник власти и обладает исключительным правом распоряжения ею. Народ на определенных условиях передает полномочия на распоряжение властью (не саму власть) и на определенное время (до новых выборов) своим представителям. Индивид самостоятельно или через институты гр-нского общества может в той или мере влиять на осуществление такой власти. Народовластие предполагает, что общ-во в целом (народ) или его часть реализует власть, т.е. осуществляет непосредственно или через своих представителей управление делами общества и гос-ва, добиваясь таким образом удовлетворения общих и не противоречащих им частных интересов.

Если гос. суверенитет предполагает независимость и верховенство внутри и вовне, неделимость, неограниченность (условный признак), юридическую прерогативу (право на принятие властных решений, применение принуждения только государством).

То Суверенитет народа включает в себя все, кроме юридической прерогативы, осуществляемой опосредованно через юридический и организационные формы.

Суверенитет гос-ва не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет гос-ва может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. Как правило (но не всегда), отсутствие внешнего суверенитета гос-ва влечет за собой утрату суверенитета народа как внутренней свободы его полит-го положения. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей явл-ся учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа явл-ся источником гос-ного суверенитета.

Суверенитет личности -независимость гражданина в своих отношениях, в использовании предоставляемых прав и свобод. Свобода личности. Право личности на свободу это право индивида вести подобающий ему образ жизни, то есть выбирать в жизни то, что ему представляется наиболее подходящим. Это право можно разложить по его составным частям, каждая из которых имеет соответствующее подкрепление в КРФ.

Нация – синоним термина народ. Все население находится под юрисдикцией данного государства.

Есть многонациональные государства, есть государства, где большинство населения составляет титульная нация (Эстония, Латвия, Литва), здесь актуально действие международной Конвенции О Защите Прав Национальных Меньшинств.

Многонациональный народ России – несовпадение терминов.

Многонациональность – в контексте культуры и самобытности языка, народ – общность под юрисдикцией государства.

Народ – исторически сложившаяся общность одного государства, население которого взаимодействует между собой, имеет особенности самобытности, культуры, языка, имеет общий исторический опыт, выраженный в воле, которая является источником политической власти в целом.

Народность – общность, основанная на личных, кровных связях.

Монархия.

Основные признаки монархии:

1) существование единоличного главы гос-ва, пользующегося своей властью пожизненно;

2) наследственный порядок преемственности гос-ной власти;

3) монарх представляет гос-во по своему усмотрению, ему не нужно мандатов и полномочий;

4) юр безответственность монарха.

 

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общ-ва, а при феодализме стала основной формой правления.

Виды монархий:

Абсолютная монархия: Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Саудовская Аравия – возникновение абсолютизма связано с зарождением буржуазных отн-й. Существенная черта – ликвидация или полный упадок сословных представ-х учреждений. В подчинении монарха – армия, полиция, весь демократический аппарат. На этом этапе власть в центре и на местах принадлежит чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Гос-венное вмешательство в частную жизнь получает юридическое закрепление. На рубеже XVII – XVIII веков Россия – абсолютная монархия, до революции была Франция.

Конституционная монархия – такая форма правления, при которой власть монарха ограничена законом и представительным органом. Обычно это ограничение опред-ся в конституции, которая утверждается парламентом. Монарх не имеет права менять конституцию (Англия, Дания, Испания, Норвегия).

Конституционная монархия бывает:

- парламентарной

- дуалистической (власть разделена между парламентом и правительством)- Германия с 1871 по 1918, сейчас в Марокко.

В некоторых гос-вах монарх возглавляет религиозное управление страной – теократическая гос-во. (ОАЭ, Иран, Ирак).

Парламентарная монархия (Бельгия, Канада):

1. Правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент.

2. Лидер партии, обладающий наибольшим количеством мест, становится во главе правительства.

3. Власть монарха отсутствует в испол-й, закон-й и судебной сферах. Законодательные акты принимаются парламентом и лишь подписываются монархом.

4. Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед монархом.

Республика.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

— существование единоличного и коллегиального главы гос-ва.

— выборность на определенный срок главы гос-ва и других верховных органов гос-ной власти.

— осуществление гос-ной власти не по своему велению, а по поручению народа.

— юр ответственность главы гос-ва в случаях, предусмотренных законом.

— обязательность решений верховной гос-ной власти на территории всей страны.

Республиканская форма правления оформилась в Афинском гос-ве. По мере дальнейшего развития она насыщалась демократическими процедурами.

Виды республик:

1. Республика Советов (принцип разделения гос-ной власти).

2. Парламентская республика (правительство несет ответственность перед парламентом).

3. Президентская республика.

Высшей формой парламентского контроля над испол-й властью является избрание или назначение главы гос-ва парламентом. Процедура избрания главы гос-ва в современных парламентских республиках неодинакова. В Германии президент избирается федеральным собранием, входящим в Бундестаг. В Италии президент республики избирается членами обеих палат на их общем заседании. При этом в выборах президента участвуют по три депутата от каждой области (их избирают местные советы). В Австралии – всеобщее, прямое избирательное право.

Глава гос-ва в парламентской республике обладает следующими полномочиями:

- обнародует законы;

- издает декреты;

- верховный главнокомандующий.

Парламентские республики: ФРГ, Австрия, Индия, Италия, Швейцария, Испания, Ирландия.

Черты президентской республики:

1. Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства.

2. Ответственность правительства не перед парламентом, а перед президентом.

3. Более широкие полномочия главы гос-ва по сравнению с парламентской республикой.

Президентские республики: США, Франция.

Разнообразие президентских республик в том, что в одних странах президент совмещает полномочия главы гос-ва и главы правительства (Франция, Россия).

 

 

Теория естественного права

Согласно естественно-правовому подходу (юснатурализм) право по своей природе, смыслу, сущности и понятию является естественным и принадлежит человеку от рождения. Представители данной теории (например, Кант, Гегель) утверждают, что существуют высшие, не зависимые от государства нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективный порядок.

Естественное право - это право, переданное человечеству извне и имеющее приоритетное значение по отношению к человеческим установлениям. Оно является первичным по отношению к нормам позитивного права. Представители этого направления в теории права считают, что в нем наиболее полно нашли воплощение объективные свойства и ценности "настоящего права". Оно наделяется соответствующей абсолютной ценностью и предназначено выступать в качестве образца и критерия качества действующего позитивного права.

В сод-ную хар-ку естественного права наряду с объективными свойствами права включаются и различные моральные характеристики. В результате такого смешения естественное право представляет собой симбиоз различных социальных норм, образующих ценностно-содержательный и нравственно-правовой комплекс. Совокупность подобных свойств и содержательных характеристик естественного права в обобщенном виде трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости права вообще. Нормы позитивного права и сама практическая деятельность государства должны соответствовать основным положениям естественного права.

В современных условиях нормы естественного права наиболее полно отражены в нормах международного права. Чем демократичнее и стабильнее общественно-политический строй государства, тем ближе его позитивное право к положениям естественного права. Однако равенства между ними никогда не будет.

Идеи и основные положения естественного права в определенной степени отражены в конституционном и текущем законодательстве большинства современных государств. Например, в Конституции России (ч. 2 ст. 17) отмечается, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения".

Социологическая теория

Возникла в XVIII в. в рамках школы "свободного права". Ее сущность заключается в том, что нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию в условиях развития капитализма, перестали удовлетворять потребностям общества. По мнению представителей данной теории, право состоит из отдельных норм, которые устанавливают непосредственно судьи в процессе разрешения конкретных дел. При этом важная роль отводится их психическим и эмоциональным переживаниям.

В данном случае суды начинают трактовать законы и заниматься правотворчеством. Иными словами, суды и администраторы сами устанавливают право. Суть данного реалистического подхода сводится к тому, что в определенной степени проявляется недоверие к закону и законности.

Согласно социологическому подходу, закон - собрание во многом "волевых", но далеко не всегда обоснованных и справедливых норм вчерашнего дня. Следовательно, право надо искать не столько в юридических источниках, сколько в самой жизни, хотя и с учетом действующего законодательства. Главное - не "буква", а "дух" закона. Высшее благо - не формальная законность, а благо и справедливость. Важно знать не только закон, но и право.

Данный подход выражает стремление преодолеть, в том числе посредством судебных прецедентов и суда присяжных, формализм и чрезмерную консервативность нормативного подхода.

 

Функции права.

Функции права – это основные направления воздействия правовых норм на общественные отношения, обусловленные сущностью и социальным назначением права.

В зависимости от сферы воздействия функции права делятся на:

· собственно юридические или внутренние, т.е. те, которые осуществляются в отношениях непосредственно регулируемых или охраняемых правом, т.е. тех отношениях, которые вне права существовать не могут (правоотношения). Внутренние функции классифицируются на:

1.Регулятивную – обеспечивает установление определенных связей между субъектами и порядок общественных отношений. Функции реализуются в процессе использования участниками своих субъективных прав и выполнения ими юридических обязанностей.

2.Охранительную – направлена на установление мер защиты субъективных прав, определенного общественного порядка и юридической ответственности за его нарушение. Реализуется:

А) воздержание от запрещенного поведения участниками отношений.

Б) принудительные меры воздействия к правонарушителям со стороны государства.

· внешние, то есть производные от тех видов общественных отношений, на которые право может и призвано воздействовать. Право может и призвано воздействовать на пять основных видов общественных отношений:

1. политические;

2. экономические;

3. социальные;

4. финансовые;

5. информационно-коммуникативные.

Внешние функции права: воспитательная, идеологическая, организационная, политическая, экономическая, социальная, информационная.

 

 

Защита прав и свобод.

наиб. эффективна – судебная.

В РФ действ. законы, согл. которым люди м. обращ. за защитой таких прав, о кот. в законе не говорится

Совр. росс. законы разреш. обращ. за защитой своих прав в м/н орг-ции – если исчерпаны внутригос. способы.

Лекция Лясковского (установочная):

Права и свободы в законном смысле – мера возможного поведения, закрепленная в нормах права и гарантированная гос-вом.

Сфера свободы – предполагает социальное значение. Человек не м/б социально свободен в обществе (если только он не находится на необитаемом острове – там может быть свободным).

Свобода в юридическом смысле имеет субъективное начало.

Принцип собственности – субъективный, т.к. разная степень эффективности собственника: один владеет механизмом защиты, другой – нет.

Свобода – гарантируется гос-вом, как вид возможного поведения, закрепленного в нормах права.

Человек не может помешать другим людям, если понимает, что его свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Права и свободы в разных сферах: права человека; права гражданина; права личности.

Права и свободы человека – есть возможность проявления личности.

Классификация – начало 20 в., после организации ООН, в м/народных пактах 1966 г.: права гражданские (политические); права социально-экономические (на культуру, информацию, здоровье, экологию); права личные; права социально-культурные.

Механизм защиты:

- юрисдикционный (административно-судебный);

- неюрисдикционный (профилактика несовершеннолетней преступности (виктимология).

Способы защиты (по ГК РФ): - признания права;- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;- признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;- признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;- самозащиты права;- присуждения к исполнению обязанности в натуре;- возмещения убытков;- взыскания неустойки;- компенсации морального вреда;- прекращения или изменения правоотношения;- неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;- иными способами, предусмотренными законом.

Неюрисдикционные способы: - самозащита;- гарантия права на необходимую оборону;- обоснованный риск;- крайняя необходимость.

Механизм защиты распространен в реалистической школе права. (на-ер: сообщить о п/нарушении с целью его пресечения).

Субъективное право – законный интерес любого субъекта права (праву корреспондируется юридическая обязанность в конкретном п/отношении).

Законный интерес – производная от стимула вступать в отн-ния – это неконкретизированное дозволение общего характера. (т.е. может привести к тому, что лицо вступает в п/отношения, а если п/отношения не реализуют его интерес, то лицо просто входит в отн-ния).

Законный интерес складывается из 4-х элементов:

1) благо материальное;

2) стремление к этому благу;

3) возможность достижения блага в средствах защиты;

4) постоянная обеспеченность при признании законного интереса.

(на-ер: получить и сдать экзамен; быть оцененным; повышение в должности; повышение з/платы).

В законном интересе нет обязанности других лиц. Каждому надо доказать, что нарушается стремление к благу.

Субъективный закон может не обладать правосубъектностью. (на-ер: появляется представитель недееспособного лица: опекун, попечитель).

Законное право – жить в достойных условиях.

Защищая законное право надо обосновать мотивированно, что нарушается стремление к общему благу. (реализация принципа гласности, законное право на сохранение персональных данных).

 

Структура системы права.

В рамках системы права исторически сложились такие структурные образования как:

1) публичное и частное;

2) материальное и процессуальное;

3) международное и внутригосударственное;

4) коллизионное.

Коллизионное – совокупность норм права, предусматривающих порядок разрешения противоречий между нормами различной юридической силы.

Виды коллизий:

1)между центральными и региональными нормами;

2)международная и внутригосударственная норма (ратифицированные акты);

3)между федеральными нормами, субъектов федерации и местного самоуправления (по вопросам совместного ведения);

4)между нормами одинаковой юридической силы.

Публичное право – совокупность правовых норм, регулирующих или охраняющих отношение по поводу интересов и потребностей всех и каждого (общества в целом), в котором государство выступает как полновластный субъект.

Частное право – это совокупность правовых нор, регулирующих общественные отношения, в которых реализуются интересы и потребности индивидов, социальные групп и организаций, основанных на невмешательстве государства в процесс удовлетворения этих интересов указанными субъектами.

Есть чисто публичные отрасли права: - процессуальные (уголовные, гражданские). Чисто частных отраслей права не существует (они подкрепляются нормами публичного права).

Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное и др .). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. В настоящее время выделяют уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный процесс..

Международное право - это совокупность правовых норм, предусмотренных актами международных сообществ и международными договорами (либо действует непосредственно, либо на основании этих норм создаются и действуют внутригосударственные нормы).

К национальному праву принято относить совокупный массив отраслей, которые регулируют отношения внутри данного государства.

Наряду с понятием система права используется понятие правовая система. В состав правовой системы включают систему права, систему законодательства, правосознание, правотворчество, правовую культуру, толкование и реализацию права, и юридическую практику.

Частное и публичное право

Для публичного права характерен императивный (авторитарный) метод правового регулирования общественных отношений. В частном праве действует диспозитивный (автономный) метод, который характеризуется относительной свободой поведения сторон, их равным положением в правовых отношениях.

Разделение права на частное и публичное генетически связано с развитым товарным производством, существованием обменных отношений.

К частному праву относят те правовые нормы и отношения, которые регулируют негосударственную деятельность. Это могут быть правоотношения между гражданами в области имущественных отношений, семейных отношений, авторских прав, отношения между общественными организациями, кооперативными организациями, иными объединениями, т.е. такие отношения, в которых выражен частный интерес. Частное право - это все то, во что не вмешивается государство. Частноправовые отношения - это не отношения соподчиненности, а договорные отношения. В них самим участникам предоставлена возможность автономно, по своей воле и в своих интересах определять свои права и обязанности.

Частноправовые отношения характеризуются:

- равенством сторон правоотношений;

- относительной свободой и самостоятельностью участников правоотношений;

- взаимными субъективными правами и обязанностями;

- свободой выбора воли поведения субъектов, обусловленного индивидуальным ("частным") интересом, совмещенного с коллективным и всеобщим ("публичным") интересом, защита которого передана с согласия общества и по общей договоренности государству, в первую очередь - суду, осуществляющему правосудие по закону и непременно по справедливости.

Все субъекты частноправовых отношений одинаково равны перед законом и судом и не имеют никаких преимуществ по отношению друг другу. В частном праве действует принцип: "Не запрещенное законом - дозволено".

Сфера действия частного права - область творческой инициативы личности, использования своих уникальных способностей и удовлетворения потребностей.

Сфера действия публичного права не должна быть главенствующей по отношению к частному, так как в гражданском обществе публичная власть является одним из его институтов. Государство является институтом политической власти, который призван удовлетворять и охранять личные и общественные интересы.

Деятельность государства, государственных организаций, отношений между гражданами и государственными организациями, между самими государственными органами - область публичного права.

Публичное право - это правовые нормы и отношения, регулирующие государственную деятельность в публично-правовой сфере (государственное право, административное право, уголовное право, суд и судопроизводство), т.е. такие отношения, в которых выражен государственный интерес. Публичное право регулирует отношения по вертикали, а не по горизонтали, т.е. отношения подчиненности. В области публичного права должен действовать не принцип: "Что не запрещено, то дозволено", а принцип: "Разрешено то, что дозволено правом".

Хотя публичное право и связано напрямую с государством и его властной деятельностью, но в нем вместе с тем должны быть выражены принципы, закрепляющие основные права и свободы личности, их защиту, а также принципы, ограничивающие произвол власти.

Генетически корни публичного права, как и частного права, кроются в развивающихся общественных отношениях. Это такие общественные отношения, интересы, потребности, без обеспечения которых невозможно удовлетворение как личных интересов, так и общезначимых, публичных интересов общества в целом. Устойчивость общества и его жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической, социальной сфер служат своего рода условием и гарантией реализации частного права.

Вывод: публичное и частное право органически связаны и взаимодействуют между собой.

 

Эффективность права

Эффективность права в юридической науке обычно рас­сматривается как отношение цели, с которой принята юри­дическая норма, к результату ее действия.

Конкретизируя, можно сказать, что эффективность права представляет собой не что иное, как количественную харак­теристику степени соответствия реальных поступков и от­ношений типовой мере, содержащейся в» правовой норме.

Действие правовой нормы проявляется в том, что она:

» определяет субъектов правоотношений,

» устанавливает, после каких фактов они действуют,

» указывает на определенные образцы поведения,

» устанавливает средства, обеспечивающие должное поведение вплоть до санкций за его отклонение.

Виды правонарушений.

Преступления отличаются максимальной степенью общест­венной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значи­мые, существенные интересы общества, охраняемые от посяга­тельств уголовным законодательством. Объектами преступного деяния являются общественный и государственный строй, суще­ствующая система хозяйства, разнообразные формы собствен­ности, личность, политические, трудовые, имущественные и дру­гие права граждан. Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности (вредности), совершаются в различных сферах обще­ственной жизни, имеют разные объекты посягательства и право­вые последствия. В этой связи они классифицируются на граж­данские, административные, дисциплинарные правонарушения. Иногда выделяют также процессуальные правонарушения (неяв­ка свидетеля в суд). Гражданские правонарушения (проступки) отличаются от иных проступков специфическим объектом посягательства. Это иму­щественные и связанные с ними личные неимущественные отно­шения, регулируемые нормами гражданского права, а также не­которыми нормами трудового, семейного, земельного права. Административные правонарушения (проступки) представляют собой предусмотренные нормами административного, финансо­вого, земельного, процессуального и иных отраслей права пося­гательства на установленный порядок государственного управле­ния, собственность, права и законные интересы граждан. Сюда относятся и мелкое хищение, и нарушение правил уличного дви­жения, правил финансовой отчетности, правил противопожар­ной безопасности и др. Дисциплинарные правонарушения (проступки) представляют собой противоправные деяния, нарушающие внутренний распо­рядок деятельности предприятий, учреждений и организаций. Совершая дисциплинарный проступок, правонарушитель дезор­ганизует нормальную деятельность трудовых коллективов, нару­шает трудовую, учебную, служебную, производственную, воин­скую дисциплину (прогулы, опоздания на работу, пропуски учеб­ных занятий, невыполнение распоряжений администрации и т.д.). Меры ответственности фиксируются в санкциях право­вых норм и выражаются в замечании, выговоре, строгом выгово­ре, переводе на низшую должность, отчислении из учебного за­ведения и т.д.

 

 

Правовая культура



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.131 с.)