Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, объект, предмет, структура и функции общей теории государства и права.↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие, объект, предмет, структура и функции общей теории государства и права. ТГиП - это система знаний об объективных законах общ-го развития, отраженных в гос-венно-правовых явлениях, их социально-политических целях, механизме гос-венно-правового регулирования общ-х отн-й и тенденциях его развития. ТГиП как наука и как учебная дисциплина изучает два объекта – право как сис-му норм и гос-во как политико-правовую организ-ю, политико-правовые институты. Объектом ТГП явл. явления и институты, достоверные сведения о гос-правовых, соц-х явлениях и институтах. (отчет Прав-ва РФ за год, з-ны Хамураппи, НПА, офиц.отчет госстата о проведенной переписи населения). Объект всегда шире предмета. Предметом ТГи П явл.– это основные наиболее общие закономерности формирования, функционирования развития государства и права, их сущность, содержание, формы, функции, а также юр-кие связи и отношение к обществу, особенности правосознания и правовой культуры. (Закономерности – это повторяющиеся в различных исторических эпохах и на различных территориях свойства государственно-правовых явлений; закономерности как предмет, их можно выявлять, сопоставлять, пользуясь данными из других дисциплин). Предмет ТГиП постоянно меняется в силу сл. причин: 1 – многообразие развивающихся гос-в и прав-х систем; 2 – в виду развития новых теоретических концепций; 3 – в силу изменения геополит-й обстановки; 4 – гос-во и право все большей степени представляют собой единую надстройку в общ-ве. ТГиП образуют две самостоятельные теории: теор-я гос-ва и теория права (самостоятельность их относительна). В каждую истор-ю эпоху гос-во и право существуют совместно, опосредствуя друг друга. Особенности предмета ТГП: 1.Теория изучает государственно-правовую надстройку в целом, обобщает весь опыт человеческого развития, а не конкретного государства. 2.Содержанием теории являются только основные, общие закономерности, где проявляется сущность и социальное назначение государства и права. Сущность отличает теорию государства и права от других дисциплин. Социальное назначение подразумевает понимание, для чего государство и право нужны людям. 3.Единство государства и права. В ХIХ в. преподавалась общая теория права (Шершеневич, Коркунов). Тогда появились первые юристы по квалификации. Общая теория права имела первичной основой философию права (ХVII-XVIII вв.), которая изучала вопрос о закономерностях возникновения и функционирования права. Эта дисциплина базировалась на философии права по Гегелю. Также общая теория права базировалась на энциклопедии права. Энциклопедия – это наука о понятиях, условиях их формирования. В этом она соприкасается с историей государства и права зарубежных стран и историей государства и права России. Первым российским профессором-юристом был Десницкий. В начале ХХ в. появляется социология права, наука о месте права в системе общественных отношений, о взаимодействии общества, права и государства. Широко используется опыт французской, немецкой, американской социологий права. Структура теории государства и права как науки многообразна и ориентирована на различные стороны правовых явлений. Теория может изучать систему сдержек и противовесов, структуру различных государственных органов, и т.д. Структура есть каркас любого явления, совокупность взаимосвязанных элементов, связанных как одно целое и взятых во взаимодействии между собой и внешней средой. Функции ТГП — основные направления науки воздействия на сознания и поведение, участвующих в государственно-правовых явлениях. Функции ТГП: 1) Познавательная. 2) Эвристическая (открывает перспективы для развития государства и права). 3) Прогностическая (определение тенденций в развитии изучаемых явлений). 4) Критическая. (Постановлением Верховного Суда 1997 года было закреплено следующее правило: конкуренция правовых норм должна разрешаться судами путем критики законодательства, сопоставление, выявление недостатков, определение путей преодоления недостатков). Коллизия норм – это столкновение норм разной юридической силы. Коллизия отношений должна разрешаться поиском нормы более высокой юридической силы. Специальная норма имеет приоритет над общей нормой. Конкуренция норм – это столкновение норм равной юридической силы, но различной отрасли. 5)Координирующая. Координация – это вид управления, основанный на учете и согласования интересов и воли управляемых субъектов. 6) Идеологическая. 7)Политическая. 8)Экономическая. 9)Социальная.
Теократическая и патриархальная теории о происхождении государства. 1. Теологическая. Представитель - Ф. Аквинский. Широкое распространение получила при феодализме. Составила основу формирования теократических государств. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана. Согласно данным воззрениям, гос-во является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организ-й. А народ, должен беспрекословно повиноваться всем велениям гос-ной воли как продолжению воли божественной. Теологическая теория не разграничивает процесс возникновения общ-ва, гос-ва и права. Достоинства: 1. Доступность большому кругу лиц.2. Проповедует правомерное поведение3. Способствует стабильности. 4. Провозглашает целью государства всеобщее благо. Недостатки: 1. Отрыв от реальной действительности.2. Игнорирование политических и экономических факторов в развитии государства. 2. Патриархальная ( Аристотель, Филмер, Михайловский, 3-2 век до нашей эры). По утверждению Аристотеля, гос-во — наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. По мнению Аристотеля разрастание семьи ведет в начале к появлению поселений которые за тем преобразуются в гос-во. Согласно этой теории глава семьи – патриарх, становится главой гос-ва – монархом. Причём власть монарха является естественным продолжением власти над своими детьми – своими подчиненными. Патриархальная теория имела распространение в 17, 18 века. Русский философ – Михайловский. В настоящее время эта теория рассматривается как не вполне научная. Условия появления: слабый уровень развития науки и образования, малограмотность населения. Достоинства: Способствовала доступности в понимании, стабильности и порядку в обществе, преемственности права и власти; неразрывная связь семьи и государства. Недостатки: Односторонность, игнорирование фактов, слабый уровень научной обеспеченности. Актуальность: Понятие о единстве семьи и государства.
Теория насилия, органическая и договорная теории о происхождении государства. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что гос-во возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации порабощения одних народов другими. По мнению представителей данной теории, гос-во более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, гос-во становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен. К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общ-ва гос-во трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии. Соц назначение гос-ва. Для субъекта, существующего в обществе в котором есть государство, последнее выступает как особый политический институт, организация, осуществляющая публичную политическую власть, или аппарат этой власти. Рассматривая государство в таком виде, можно понять его социальное назначение, его функции в обществе, выявить его связи с другими политическими (политизированными) институтами в обществе — партиями, общественными организациями и т. д. В этом контексте можно говорить о первичных (по отношению к законоустановленным) правах и обязанностях, связывающих человека (гражданина) и государство (аппарат власти). С одной стороны, у человека есть обязанность подчиняться государственной власти, быть законопослушным; соответственно у государства есть право принуждать к повиновению. Это «право» вытекает из самого факта существования государственной власти. С другой стороны, гражданин или свободный член общества (несвободные исключаются из государственно-правового общения) обладает первичными правами по отношению к государству, известными в Новое время как естественные права человека, — правами, гарантирующими человеку минимум свободы в обществе и отношениях с государством. Если у подвластных нет прав по отношению к власти, то это власть не государственная, а деспотическая. Суверенитет народа и нации. Нация – общность, связанная некоторыми признаками. Формы проявления суверенитета нации: 1. Образование национального гос-ва (в Германии 99% немцев). 2. Образование национального гос-ного субъекта федерации или автономии. 3. Национально – культурная автономия. СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДА. — в РФ прин-п конституционного строя, характеризующий полновластие многонационального народа, признание его единственным источником власти в РФ, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ — единственный источник власти и обладает исключительным правом распоряжения ею. Народ на определенных условиях передает полномочия на распоряжение властью (не саму власть) и на определенное время (до новых выборов) своим представителям. Индивид самостоятельно или через институты гр-нского общества может в той или мере влиять на осуществление такой власти. Народовластие предполагает, что общ-во в целом (народ) или его часть реализует власть, т.е. осуществляет непосредственно или через своих представителей управление делами общества и гос-ва, добиваясь таким образом удовлетворения общих и не противоречащих им частных интересов. Если гос. суверенитет предполагает независимость и верховенство внутри и вовне, неделимость, неограниченность (условный признак), юридическую прерогативу (право на принятие властных решений, применение принуждения только государством). То Суверенитет народа включает в себя все, кроме юридической прерогативы, осуществляемой опосредованно через юридический и организационные формы. Суверенитет гос-ва не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет гос-ва может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. Как правило (но не всегда), отсутствие внешнего суверенитета гос-ва влечет за собой утрату суверенитета народа как внутренней свободы его полит-го положения. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей явл-ся учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа явл-ся источником гос-ного суверенитета. Суверенитет личности -независимость гражданина в своих отношениях, в использовании предоставляемых прав и свобод. Свобода личности. Право личности на свободу это право индивида вести подобающий ему образ жизни, то есть выбирать в жизни то, что ему представляется наиболее подходящим. Это право можно разложить по его составным частям, каждая из которых имеет соответствующее подкрепление в КРФ. Нация – синоним термина народ. Все население находится под юрисдикцией данного государства. Есть многонациональные государства, есть государства, где большинство населения составляет титульная нация (Эстония, Латвия, Литва), здесь актуально действие международной Конвенции О Защите Прав Национальных Меньшинств. Многонациональный народ России – несовпадение терминов. Многонациональность – в контексте культуры и самобытности языка, народ – общность под юрисдикцией государства. Народ – исторически сложившаяся общность одного государства, население которого взаимодействует между собой, имеет особенности самобытности, культуры, языка, имеет общий исторический опыт, выраженный в воле, которая является источником политической власти в целом. Народность – общность, основанная на личных, кровных связях. Монархия. Основные признаки монархии: 1) существование единоличного главы гос-ва, пользующегося своей властью пожизненно; 2) наследственный порядок преемственности гос-ной власти; 3) монарх представляет гос-во по своему усмотрению, ему не нужно мандатов и полномочий; 4) юр безответственность монарха.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общ-ва, а при феодализме стала основной формой правления. Виды монархий: Абсолютная монархия: Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Саудовская Аравия – возникновение абсолютизма связано с зарождением буржуазных отн-й. Существенная черта – ликвидация или полный упадок сословных представ-х учреждений. В подчинении монарха – армия, полиция, весь демократический аппарат. На этом этапе власть в центре и на местах принадлежит чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Гос-венное вмешательство в частную жизнь получает юридическое закрепление. На рубеже XVII – XVIII веков Россия – абсолютная монархия, до революции была Франция. Конституционная монархия – такая форма правления, при которой власть монарха ограничена законом и представительным органом. Обычно это ограничение опред-ся в конституции, которая утверждается парламентом. Монарх не имеет права менять конституцию (Англия, Дания, Испания, Норвегия). Конституционная монархия бывает: - парламентарной - дуалистической (власть разделена между парламентом и правительством)- Германия с 1871 по 1918, сейчас в Марокко. В некоторых гос-вах монарх возглавляет религиозное управление страной – теократическая гос-во. (ОАЭ, Иран, Ирак). Парламентарная монархия (Бельгия, Канада): 1. Правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент. 2. Лидер партии, обладающий наибольшим количеством мест, становится во главе правительства. 3. Власть монарха отсутствует в испол-й, закон-й и судебной сферах. Законодательные акты принимаются парламентом и лишь подписываются монархом. 4. Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед монархом. Республика. Общими признаками республиканской формы правления являются: — существование единоличного и коллегиального главы гос-ва. — выборность на определенный срок главы гос-ва и других верховных органов гос-ной власти. — осуществление гос-ной власти не по своему велению, а по поручению народа. — юр ответственность главы гос-ва в случаях, предусмотренных законом. — обязательность решений верховной гос-ной власти на территории всей страны. Республиканская форма правления оформилась в Афинском гос-ве. По мере дальнейшего развития она насыщалась демократическими процедурами. Виды республик: 1. Республика Советов (принцип разделения гос-ной власти). 2. Парламентская республика (правительство несет ответственность перед парламентом). 3. Президентская республика. Высшей формой парламентского контроля над испол-й властью является избрание или назначение главы гос-ва парламентом. Процедура избрания главы гос-ва в современных парламентских республиках неодинакова. В Германии президент избирается федеральным собранием, входящим в Бундестаг. В Италии президент республики избирается членами обеих палат на их общем заседании. При этом в выборах президента участвуют по три депутата от каждой области (их избирают местные советы). В Австралии – всеобщее, прямое избирательное право. Глава гос-ва в парламентской республике обладает следующими полномочиями: - обнародует законы; - издает декреты; - верховный главнокомандующий. Парламентские республики: ФРГ, Австрия, Индия, Италия, Швейцария, Испания, Ирландия. Черты президентской республики: 1. Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства. 2. Ответственность правительства не перед парламентом, а перед президентом. 3. Более широкие полномочия главы гос-ва по сравнению с парламентской республикой. Президентские республики: США, Франция. Разнообразие президентских республик в том, что в одних странах президент совмещает полномочия главы гос-ва и главы правительства (Франция, Россия).
Теория естественного права Согласно естественно-правовому подходу (юснатурализм) право по своей природе, смыслу, сущности и понятию является естественным и принадлежит человеку от рождения. Представители данной теории (например, Кант, Гегель) утверждают, что существуют высшие, не зависимые от государства нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективный порядок. Естественное право - это право, переданное человечеству извне и имеющее приоритетное значение по отношению к человеческим установлениям. Оно является первичным по отношению к нормам позитивного права. Представители этого направления в теории права считают, что в нем наиболее полно нашли воплощение объективные свойства и ценности "настоящего права". Оно наделяется соответствующей абсолютной ценностью и предназначено выступать в качестве образца и критерия качества действующего позитивного права. В сод-ную хар-ку естественного права наряду с объективными свойствами права включаются и различные моральные характеристики. В результате такого смешения естественное право представляет собой симбиоз различных социальных норм, образующих ценностно-содержательный и нравственно-правовой комплекс. Совокупность подобных свойств и содержательных характеристик естественного права в обобщенном виде трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости права вообще. Нормы позитивного права и сама практическая деятельность государства должны соответствовать основным положениям естественного права. В современных условиях нормы естественного права наиболее полно отражены в нормах международного права. Чем демократичнее и стабильнее общественно-политический строй государства, тем ближе его позитивное право к положениям естественного права. Однако равенства между ними никогда не будет. Идеи и основные положения естественного права в определенной степени отражены в конституционном и текущем законодательстве большинства современных государств. Например, в Конституции России (ч. 2 ст. 17) отмечается, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". Социологическая теория Возникла в XVIII в. в рамках школы "свободного права". Ее сущность заключается в том, что нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию в условиях развития капитализма, перестали удовлетворять потребностям общества. По мнению представителей данной теории, право состоит из отдельных норм, которые устанавливают непосредственно судьи в процессе разрешения конкретных дел. При этом важная роль отводится их психическим и эмоциональным переживаниям. В данном случае суды начинают трактовать законы и заниматься правотворчеством. Иными словами, суды и администраторы сами устанавливают право. Суть данного реалистического подхода сводится к тому, что в определенной степени проявляется недоверие к закону и законности. Согласно социологическому подходу, закон - собрание во многом "волевых", но далеко не всегда обоснованных и справедливых норм вчерашнего дня. Следовательно, право надо искать не столько в юридических источниках, сколько в самой жизни, хотя и с учетом действующего законодательства. Главное - не "буква", а "дух" закона. Высшее благо - не формальная законность, а благо и справедливость. Важно знать не только закон, но и право. Данный подход выражает стремление преодолеть, в том числе посредством судебных прецедентов и суда присяжных, формализм и чрезмерную консервативность нормативного подхода.
Функции права. Функции права – это основные направления воздействия правовых норм на общественные отношения, обусловленные сущностью и социальным назначением права. В зависимости от сферы воздействия функции права делятся на: · собственно юридические или внутренние, т.е. те, которые осуществляются в отношениях непосредственно регулируемых или охраняемых правом, т.е. тех отношениях, которые вне права существовать не могут (правоотношения). Внутренние функции классифицируются на: 1.Регулятивную – обеспечивает установление определенных связей между субъектами и порядок общественных отношений. Функции реализуются в процессе использования участниками своих субъективных прав и выполнения ими юридических обязанностей. 2.Охранительную – направлена на установление мер защиты субъективных прав, определенного общественного порядка и юридической ответственности за его нарушение. Реализуется: А) воздержание от запрещенного поведения участниками отношений. Б) принудительные меры воздействия к правонарушителям со стороны государства. · внешние, то есть производные от тех видов общественных отношений, на которые право может и призвано воздействовать. Право может и призвано воздействовать на пять основных видов общественных отношений: 1. политические; 2. экономические; 3. социальные; 4. финансовые; 5. информационно-коммуникативные. Внешние функции права: воспитательная, идеологическая, организационная, политическая, экономическая, социальная, информационная.
Защита прав и свобод. наиб. эффективна – судебная. В РФ действ. законы, согл. которым люди м. обращ. за защитой таких прав, о кот. в законе не говорится Совр. росс. законы разреш. обращ. за защитой своих прав в м/н орг-ции – если исчерпаны внутригос. способы. Лекция Лясковского (установочная): Права и свободы в законном смысле – мера возможного поведения, закрепленная в нормах права и гарантированная гос-вом. Сфера свободы – предполагает социальное значение. Человек не м/б социально свободен в обществе (если только он не находится на необитаемом острове – там может быть свободным). Свобода в юридическом смысле имеет субъективное начало. Принцип собственности – субъективный, т.к. разная степень эффективности собственника: один владеет механизмом защиты, другой – нет. Свобода – гарантируется гос-вом, как вид возможного поведения, закрепленного в нормах права. Человек не может помешать другим людям, если понимает, что его свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Права и свободы в разных сферах: права человека; права гражданина; права личности. Права и свободы человека – есть возможность проявления личности. Классификация – начало 20 в., после организации ООН, в м/народных пактах 1966 г.: права гражданские (политические); права социально-экономические (на культуру, информацию, здоровье, экологию); права личные; права социально-культурные. Механизм защиты: - юрисдикционный (административно-судебный); - неюрисдикционный (профилактика несовершеннолетней преступности (виктимология). Способы защиты (по ГК РФ): - признания права;- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;- признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;- признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;- самозащиты права;- присуждения к исполнению обязанности в натуре;- возмещения убытков;- взыскания неустойки;- компенсации морального вреда;- прекращения или изменения правоотношения;- неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;- иными способами, предусмотренными законом. Неюрисдикционные способы: - самозащита;- гарантия права на необходимую оборону;- обоснованный риск;- крайняя необходимость. Механизм защиты распространен в реалистической школе права. (на-ер: сообщить о п/нарушении с целью его пресечения). Субъективное право – законный интерес любого субъекта права (праву корреспондируется юридическая обязанность в конкретном п/отношении). Законный интерес – производная от стимула вступать в отн-ния – это неконкретизированное дозволение общего характера. (т.е. может привести к тому, что лицо вступает в п/отношения, а если п/отношения не реализуют его интерес, то лицо просто входит в отн-ния). Законный интерес складывается из 4-х элементов: 1) благо материальное; 2) стремление к этому благу; 3) возможность достижения блага в средствах защиты; 4) постоянная обеспеченность при признании законного интереса. (на-ер: получить и сдать экзамен; быть оцененным; повышение в должности; повышение з/платы). В законном интересе нет обязанности других лиц. Каждому надо доказать, что нарушается стремление к благу. Субъективный закон может не обладать правосубъектностью. (на-ер: появляется представитель недееспособного лица: опекун, попечитель). Законное право – жить в достойных условиях. Защищая законное право надо обосновать мотивированно, что нарушается стремление к общему благу. (реализация принципа гласности, законное право на сохранение персональных данных).
Структура системы права. В рамках системы права исторически сложились такие структурные образования как: 1) публичное и частное; 2) материальное и процессуальное; 3) международное и внутригосударственное; 4) коллизионное. Коллизионное – совокупность норм права, предусматривающих порядок разрешения противоречий между нормами различной юридической силы. Виды коллизий: 1)между центральными и региональными нормами; 2)международная и внутригосударственная норма (ратифицированные акты); 3)между федеральными нормами, субъектов федерации и местного самоуправления (по вопросам совместного ведения); 4)между нормами одинаковой юридической силы. Публичное право – совокупность правовых норм, регулирующих или охраняющих отношение по поводу интересов и потребностей всех и каждого (общества в целом), в котором государство выступает как полновластный субъект. Частное право – это совокупность правовых нор, регулирующих общественные отношения, в которых реализуются интересы и потребности индивидов, социальные групп и организаций, основанных на невмешательстве государства в процесс удовлетворения этих интересов указанными субъектами. Есть чисто публичные отрасли права: - процессуальные (уголовные, гражданские). Чисто частных отраслей права не существует (они подкрепляются нормами публичного права). Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное и др .). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. В настоящее время выделяют уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный процесс.. Международное право - это совокупность правовых норм, предусмотренных актами международных сообществ и международными договорами (либо действует непосредственно, либо на основании этих норм создаются и действуют внутригосударственные нормы). К национальному праву принято относить совокупный массив отраслей, которые регулируют отношения внутри данного государства. Наряду с понятием система права используется понятие правовая система. В состав правовой системы включают систему права, систему законодательства, правосознание, правотворчество, правовую культуру, толкование и реализацию права, и юридическую практику. Частное и публичное право Для публичного права характерен императивный (авторитарный) метод правового регулирования общественных отношений. В частном праве действует диспозитивный (автономный) метод, который характеризуется относительной свободой поведения сторон, их равным положением в правовых отношениях. Разделение права на частное и публичное генетически связано с развитым товарным производством, существованием обменных отношений. К частному праву относят те правовые нормы и отношения, которые регулируют негосударственную деятельность. Это могут быть правоотношения между гражданами в области имущественных отношений, семейных отношений, авторских прав, отношения между общественными организациями, кооперативными организациями, иными объединениями, т.е. такие отношения, в которых выражен частный интерес. Частное право - это все то, во что не вмешивается государство. Частноправовые отношения - это не отношения соподчиненности, а договорные отношения. В них самим участникам предоставлена возможность автономно, по своей воле и в своих интересах определять свои права и обязанности. Частноправовые отношения характеризуются: - равенством сторон правоотношений; - относительной свободой и самостоятельностью участников правоотношений; - взаимными субъективными правами и обязанностями; - свободой выбора воли поведения субъектов, обусловленного индивидуальным ("частным") интересом, совмещенного с коллективным и всеобщим ("публичным") интересом, защита которого передана с согласия общества и по общей договоренности государству, в первую очередь - суду, осуществляющему правосудие по закону и непременно по справедливости. Все субъекты частноправовых отношений одинаково равны перед законом и судом и не имеют никаких преимуществ по отношению друг другу. В частном праве действует принцип: "Не запрещенное законом - дозволено". Сфера действия частного права - область творческой инициативы личности, использования своих уникальных способностей и удовлетворения потребностей. Сфера действия публичного права не должна быть главенствующей по отношению к частному, так как в гражданском обществе публичная власть является одним из его институтов. Государство является институтом политической власти, который призван удовлетворять и охранять личные и общественные интересы. Деятельность государства, государственных организаций, отношений между гражданами и государственными организациями, между самими государственными органами - область публичного права. Публичное право - это правовые нормы и отношения, регулирующие государственную деятельность в публично-правовой сфере (государственное право, административное право, уголовное право, суд и судопроизводство), т.е. такие отношения, в которых выражен государственный интерес. Публичное право регулирует отношения по вертикали, а не по горизонтали, т.е. отношения подчиненности. В области публичного права должен действовать не принцип: "Что не запрещено, то дозволено", а принцип: "Разрешено то, что дозволено правом". Хотя публичное право и связано напрямую с государством и его властной деятельностью, но в нем вместе с тем должны быть выражены принципы, закрепляющие основные права и свободы личности, их защиту, а также принципы, ограничивающие произвол власти. Генетически корни публичного права, как и частного права, кроются в развивающихся общественных отношениях. Это такие общественные отношения, интересы, потребности, без обеспечения которых невозможно удовлетворение как личных интересов, так и общезначимых, публичных интересов общества в целом. Устойчивость общества и его жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической, социальной сфер служат своего рода условием и гарантией реализации частного права. Вывод: публичное и частное право органически связаны и взаимодействуют между собой.
Эффективность права Эффективность права в юридической науке обычно рассматривается как отношение цели, с которой принята юридическая норма, к результату ее действия. Конкретизируя, можно сказать, что эффективность права представляет собой не что иное, как количественную характеристику степени соответствия реальных поступков и отношений типовой мере, содержащейся в» правовой норме. Действие правовой нормы проявляется в том, что она: » определяет субъектов правоотношений, » устанавливает, после каких фактов они действуют, » указывает на определенные образцы поведения, » устанавливает средства, обеспечивающие должное поведение вплоть до санкций за его отклонение. Виды правонарушений. Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Объектами преступного деяния являются общественный и государственный строй, существующая система хозяйства, разнообразные формы собственности, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан. Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и правовые последствия. В этой связи они классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения. Иногда выделяют также процессуальные правонарушения (неявка свидетеля в суд). Гражданские правонарушения (проступки) отличаются от иных проступков специфическим объектом посягательства. Это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, а также некоторыми нормами трудового, семейного, земельного права. Административные правонарушения (проступки) представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на установленный порядок государственного управления, собственность, права и законные интересы граждан. Сюда относятся и мелкое хищение, и нарушение правил уличного движения, правил финансовой отчетности, правил противопожарной безопасности и др. Дисциплинарные правонарушения (проступки) представляют собой противоправные деяния, нарушающие внутренний распорядок деятельности предприятий, учреждений и организаций. Совершая дисциплинарный проступок, правонарушитель дезорганизует нормальную деятельность трудовых коллективов, нарушает трудовую, учебную, служебную, производственную, воинскую дисциплину (прогулы, опоздания на работу, пропуски учебных занятий, невыполнение распоряжений администрации и т.д.). Меры ответственности фиксируются в санкциях правовых норм и выражаются в замечании, выговоре, строгом выговоре, переводе на низшую должность, отчислении из учебного заведения и т.д.
Правовая культура Это –
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.118.7 (0.015 с.) |