Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История в системе социогуманитарных наук.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
История в системе социогуманитарных наук. “История” в переводе с греческого означает повествование, рассказ о том, что известно. Еще со времен античности наука о прошлом становится самостоятельной. Но сама история сложилась значительно позже (в России – примерно с начала 18 века). В настоящее время история как научная дисциплина делится на две историю Природы и историю Человечества. История человеческого общества – это наука, изучающая развитие цивилизаций и человечества. История включает в себя всемирную историю и историю отдельных стран, народов и цивилизаций. Существуют две концепции рассмотрения исторического процесса: 1. Линейное развитие. Гегель, Маркс. Вся история развивается в одном направлении, проходя целый ряд этапов, единых для всех, по прямой. 2. Цивилизационное развитие. 19 век. Данилевский, Тойнби. Прошлое человечества это совокупность замкнутых цивилизаций, каждая проживает свою историю, проходя стадии рождения, становления, рассвета, упадка и гибели. Но в основе всех исследований лежит изучение исторических фактов. Исторические источники – это все, что отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. такие источники, которые непосредственно связаны с деятельностью человека и дошли до нас в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, устного творчества, элементов нравов, обычаев и языка. Существует 6 видов источников: 1. Письменные: а. Эпиграфические (официальные надписи, законы). б. Граффити (надписи и рисунки, не носящие официального характера). в. Документы, рукописи.г. Печатные материалы (с 15 века). 2. Вещественные (оружие, украшения, посуда, одежда) 3. Этнографические (быт, нравы) 4. Фольклерные (легенды, устное народное творчество) 5. Лингвистические (письмена, названия) 6. Кино-фотодокументы.До сих пор для историков самыми важными являются письменные.
Функции исторического знания. Основные подходы к изучению истории. История выполняет несколько социально значимых функций. Первая – познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества. Вторая функция - практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории. Третья функция – мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность. История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий. Такой подход формирует потребность осмысливать действительность в историческом процессе, в хронологической связи, в диалектике развития. Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. Производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развития общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое. Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции) Цивилизационный подход. О сновным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много разных значений. Сколько авторов - столько и трактовок этого понятия. И следовательно эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по- разному классифицируют государство. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностей Церковный раскол Заметными явлениями политической и духовной жизни России XVII в. стали церковная реформа и последующий за ней церковный раскол. Основные причины его возникновения заключались в противоречиях в церковной среде и психологическом неприятии частью верующих религиозных новшеств. Полемика между церковными деятелями началась еще в 1640-е гг. В это время в Москве собирался «кружок ревнителей древнего благочестия». Многие церковные деятели, участвовавшие в работе кружка, считали, что необходимо производить изменения в церковной службе и вносить коррективы в богослужебные книги. Разногласие возникло по вопросу о выборе образцов, по которым следовало производить эти изменения. Одни считали, что образцами должны стать русские рукописные книги, другие предлагали использовать греческие оригиналы. Сторонником последней точки зрения и был патриарх Никон. В соответствии с идеологической теорией «Москва – Третий Рим» Никон вносил изменения в церковные книги и порядок богослужения, ориентируясь на греческие образцы. Обычай креститься двумя пальцами Никон заменил троеперстием, имя «Иисус» велел писать через две буквы «и» и т. д. Все эти новшества были поддержаны светской властью и утверждены церковным собором 1656 г. Нововведения Никона коснулись, главным образом, обрядовых предписаний и не затронули основы православной догматики и вероучения. Однако значительная часть верующих и духовенства их не приняла. Всякий отказ от древних обычаев воспринимался многими людьми того времени как отступление от веры. Так возникло старообрядчество. Его духовным лидером стал протопоп Аввакум Петров. Долгих одиннадцать лет Аввакум провел в тяжелейшей сибирской ссылке. Затем власти вернули его в Москву и пытались склонить к принятию церковных реформ. Аввакум оставался твердым ревнителем «старой веры». За это он был вновь сослан, осужден церковным собором, посажен в земляную тюрьму и затем сожжен заживо. Жестокие преследования старообрядчества не прекращались. Тысячи противников реформ вынуждены были бежать на окраины страны. Крайней формой протеста были самосожжения – «гари». Крупным очагом сопротивления никоновских нововведениям стал Соловецкий монастырь на Севере России. Монахи и стрельцы 8 лет (1668–1676) обороняли монастырь от царских войск. Сам Никон, которого царь Алексей Михайлович некогда называл своим «собинным другом», стремился поставить свою духовную власть выше царской. Патриарх принял титул великого государя. Власть патриарха он сравнивал с Солнцем, а власть царя – с Луной, лишь отражающей солнечный свет. Все это неизбежно вело к конфликту с царем. Алексей Михайлович демонстративно перестал посещать совершаемые Никоном службы и стал избегать встречи с ним. В 1658 г. Никон объявил, что оставляет патриаршество и покидает Москву. Честолюбивый патриарх надеялся, что царь пойдет с ним на диалог и предложит продолжить служение. Никон просчитался. В 1666–1667 гг. был собран церковный собор, в работе которого приняли участие представители греческих православных церквей. Собор осудил Никона и лишил его сана. Опальный церковный деятель был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологду. Однако его реформы были сохранены. 20. Эпоха дворцовых переворотов в истории России (1725 – 1762 гг.). По образному выражению В.О. Ключевского, период со смерти Петра I до воцарения Екатерины II получил название “эпохи дворцовых переворотов”: за это время шесть монархов занимали русский трон, получая его в результате сложных дворцовых интриг или переворотов при непосредственном участии гвардии. В 1722 г. Петр I отменил порядок престолонаследия по завещанию или соборным назначением, заменив его личным назначением. Но назначить преемника он не успел. После смерти Петра I часть придворных и гвардия совершили дворцовый переворот в пользу его вдовы Екатерины I. При ней фактически правил А.Д. Меншиков. Был создан Верховный тайный совет, чтобы разгрузить от лишних дел сенат. После Екатерины царём стал внук Петра Пётр II. А. Д. Меншикова сослали. В 1730 г. Пётр II умер, Верховный тайный совет предложил трон племяннице Петра I Анне Ивановне, но с ограничениями в пользу совета. Дворянский съезд в Москве высказался за неограниченную монархию. Совет был распущен, многие его члены арестованы. При Анне Ивановне (1730-1740) увеличилось число иностранцев в верхах, за нее правили ее фаворит Э. Бирон («бироновщина»), канцлер А. Остерман, фельдмаршал Б. Миних. Недовольные русские дворяне подвергались репрессиям (казнь А. Волынского). Но это была борьба за теплые места, а не идеи. Однако управление было компетентным, а дворяне получали послабления в службе. В 1740 г. Анна умерла, ее сменил годовалый внучатый племянник Иван VI Антонович при регентше матери Анне Леопольдовне. В 1741 г., опираясь на гвардию, их свергла дочь Петра I Елизавета 1(1741-1761). Она удалила иностранцев из высших эшелонов власти. Почти прекратились репрессии. Усилилась власть дворян над крестьянами, были снижены налоги. В 1761 г. Елизавета умерла, на престол вступил внук Петра I по женской линии Пётр III. Он издал в 1762 г. Манифест о вольности дворянской, освобождавший дворян от обязательной службы. Пётр, преклоняясь перед Пруссией, вернул ей все, что захватила Россия в Семилетнюю войну, пытался ограничить влияние гвардии. В 1762 г. он был свергнут заговорщиками во главе с его женой Екатериной и вскоре убит. В результате дворцовых переворотов выросла роль дворянства. 19.Реформы Петра I. Главная цель государственной деятельности Петра (1696-1725) заключалась в том, чтобы превратить Россию в мощное современное государство. Петр ставил перед собой основные задачи: 1.создание крупного производства (мануфактуры), 2.развитие торговли (особенно морской), 3.Создание мощных армии и флота, 4.развитие науки, просвещения и образования. Для решеня первой проблемы требовались капиталы и свободные рабочие руки. Ни того, ни другого ресурса в стране не было. Единственно свободной рабочей силой в стране являлись гулящие (члены общества, потерявшие связь с к.-н. его частью), но их число болы очень мало. Из-за границы привозилось множество ученых для разработки горных богатств и для обучения русских горному делу. Настойчивые усилия Петра увенчались успехом, железо и медь вывозились даже за границу. При Петре возникло много полотяных, парусных, суконных фабрик, а также заводы по производству товаров народного потребления. Способы, которыми Петр обеспечивал создание в России крупного производства, были различны: призыв иностранных специалистов, освобождение фабрикантов от повинностей, позволялось покупать к заводам деревни, была возможна постройка фабрик средствами казны и их сдача частным компаниям, давались казенные ссуды и субсидии, разрешался привоз из заграницы материалов и инструментов, была введена защита от иностранной конкуренции таможенными пошлинами. Так как торговля могла быть только сухопутной, Петр заботился об улучшении путей сообщения. Великим делом Петра было создание регулярной российской армии. Для комплектования армии солдатским составом были введены рекрутские наборы (1- 1705г.). Для подготовки офицерского состава было учреждено несколько специальных школ. Указ от 26.02. 1714г. запрещал производить в офицеры дворян, которые не служили солдатами в гвардейских полках. В конце царствования Петра численность регулярного сухопутного войска достигла 200 тысяч. Одной из задач было создание морского флота. В итоге военный флот состоял из 48 линейных кораблей, 800 галер и иных судов. 1720г.- морской устав. Не менее выжны были реформы по преобразованию государственного управления. Высшим учреждением петровской администрации был сенат, сменивший боярскую думу. Петр произвел коренную перестройку органов центрального управления. В 1717-18г.г. были учреждены 9 коллегий: воинская, адмиралтейская, иностранных дел, юстиц- коллегия, камер-коллегия (ведомство гос.доходов), ревизион-коллегия, штатс-коллегия (ведомство гос. расходов), комерц-коллегия, берг-, мануфактур- коллегия. Коллегия состояла из 11 членов. В конце 1708г. Петр издал указ о разделении России на 8 губерний. Губернии делились на провинции, провинции – на дистрикты. Он провел церковную реформу. Утвердил духовный регламент: ликвидация автономии церкви и подчинение её государству, для управления учредение духовной коллегии (синод), упразднение патриаршества. Положение сословий. Табель о рангах. Дворянство. Дворянство при Петре далеко не было тем привилегированным сословием. В ысших должностных лиц центрального и областного управления Петр назначал, совершенно не считаясь с их происхождением. Служебная повинность всего дворянского сословия при Петре не только не облегчилась, а, наоборот, стала более тяжелой, чем она была в Московском государстве. Дворяне при Петре обязаны были с 15 лет поступать в регулярные солдатские полки. Они должны были служить в армии до старости или до потери трудоспособности. С другой стороны, всякий солдат, дослужившийся до офицерского чина, получал потомственное дворянство. Таким образом, доступ в дворянское сословие, через военную службы был открыт всем классам населения. Прежние московские служебные “чины”, зависевшие от происхождения служилых людей, были отменены Петром. Изданная им “табель о рангах” разделяла всю массу государственных служащих, военных и гражданских, на 14 чинов, или “рангов”, по которым должен был продвигаться каждый офицер и гражданский чиновник. Кроме служебной повинности Петр возложил на дворянство совершенно новую, учебную повинность. Всех дворянских детей мужского пола ведено было учить грамоте, арифметике и геометрии. В то же время Петр ограничил права дворян в распоряжении их имениями. Указом о единонаследии Петр запретил землевладельцам делить имения между всеми сыновьями и приказал завещать недвижимое имение лишь одному сыну. Крестьянство. Законодательство Петра не вмешивалось прямо и непосредственно в отношения между крестьянами и помещиками и не регулировало этих отношений. Но введение “подушной” подати — способствовала ухудшению положения крепостного крестьянства. Подушная подать была положена одинаково на крестьян и холопов.Городской класс. Петр старался поднять социальный уровень торгово-промышленного класса. Петр хотел также, чтобы русские ремесленники по образцу западноевропейских организовались в цехи. Цеховая организация не должна была носить принудительный характер. Попытка Петра насадить в России городское самоуправление и цеховой строй не увенчались успехом.
23.Внешняя политика России в XVIII в. (Северная и Семилетняя войны, внешняя политика Екатерины II и Павла I). Укрепление позиций России, явившееся результатом ее участия в Семилетней войне, повлекло за собой резкое обострение отношений с Францией, которую русский двор традиционно считал одним из главных своих противников. Изменение европейской обстановки привело русские правящие круги к поискам новых средств для решения очередных внешнеполитических задач. Результатом этих поисков явился план создания " Северной системы ", разработанный Н.И. Паниным.Во второй половине ХVIII в. Россия вела две войны с Турцией: первая – 1768–1774 гг., вторая – 1787–1791 гг. В ходе двух русско-турецких войн с блеском проявились высокая боевая выучка и моральный дух русской армии и флота, а также полководческое дарование П.А. Румянцева и А.В. Суворова, незаурядный талант флотоводцев Г.А. Спиридова и Ф.Ф. Ушакова. Первая русско-турецкая война закончилась заключением в июле 1774 г. Кючук-Кайнарджийского мира, по условиям которого Россия приобрела выход к Черному морю и могла строить здесь флот. В нарушение договора Турция пыталась вернуть Крым в сферу своего влияния. Соперничество двух держав закончилось в 1783 г. включением Крыма в состав России.В том же 1783 г. был заключен Георгиевский трактат с Восточной Грузией, согласно которому царь Картли и Кахети отвергал владычество Ирана и признавал власть России (но сохраняя право внешних сношений и самостоятельность во внутренних делах). Обе стороны обязались оказывать помощь вооруженными силами.Не смирившаяся с поражением Османская империя в августе 1787 г. вновь объявляет войну России. Началась Вторая русско-турецкая война, длившаяся до 1791 г. Потерпев ряд поражений, шведы были вынуждены заключить в Вереле в 1790 г. мир с Россией на условиях сохранения довоенных границ. В результате условия Ясского мира 1791 г. были довольно умеренными. Границы России по этому договору были продвинуты до Днестра. Договор подтвердил присоединение к России Крыма и Кубани, еще более ослаблял власть Турции над Молдавией и Валахией, предоставлял льготы русской торговле. Итальянская политика Екатерины II была связана также с ее стремлением ослабить позиции Франции, Австрии и Турции, добиться расширения влияния России в районе Средиземноморья. Защита Россией интересов неаполитанского короля определялась традиционной уверенностью ее правящих кругов в том, что устройство итальянских дел тесно связано со спокойствием Европы и частными интересами Российской империи.Вступивший на престол в 1796 г.сын Екатерины II Павел I (1796–1801) вначале не собирался вмешиваться в европейские дела. 1798 г. Россия, присоединившаяся ко второй антифранцузской коалиции, приняла участие в военных действиях, отправив А.В. Суворова с армией в Италию и черноморскую эскадру под командованием Ф.Ф. Ушакова в Средиземное море.Предательское поведение Англии и Австрии, не проявивших должной заботы о русских войсках, явилось причиной, по которой Павел I в начале 1800 г. разорвал отношения с Англией и Австрией, отозвал русские войска из Европы. И только дворцовый переворот 1801 г. и приход к власти Александра I положил конец конфликту с Англией. В 1801 г. был подписан мирный договор и с Францией.Итак, вторая половина ХVIII в. – период активной внешней политики России, которая определялась как объективными причинами, так и субъективными, агрессивными настроениями. Россия вместе с Пруссией и Австрией участвовала в несправедливом акте ликвидации национальной независимости Польши.
21.Эпоха «просвещенного абсолютизма» Екатерины II (1762 – 1796 гг.) Политика просвещенного абсолютизма при Екатерине II. Прежде чем говорить о политике, надо подумать над задачами политики.
24. Внутренняя политика правительства Александра I (1801 – 1825 гг.). В начале XIX в. в России продолжала господствовать самодержавная система правления на основе феодально-крепостнической экономики, структура которой была архаична. Помещичьи хозяйства, базировавшиеся на подневольном крепостническом труде, обладали низкой производительностью. Все попытки интенсифицировать сельскохозяйственное производство осуществлялись за счет усиления крепостнических форм эксплуатации: увеличения барщины и оброка.Вместе с тем набрали силу новые хозяйственные отношения, не свойственные феодально-крепостнической системе, что свидетельствовало о ее кризисности и начале разложения.Рост внутренней и внешней торговли в начале XIX в. стимулировал строительство новых путей сообщения. В северо-западном регионе в 1810–1811 гг. открылись Мариинская и Тихвинская системы каналов. В местах пересечения торговых потоков устраивались ярмарки.В промышленном отношении в целом лидировали Петербург, Москва, Тула, Ярославль, а горно-металлургическая промышленность была сосредоточена на Урале, Алтае и в Забайкалье.Постепенно (со второй трети XIX в.) в России начинается промышленный переворот, о чем свидетельствует появление первых железных дорог, спуск на воду паровых пароходов, применение на фабриках и заводах машинного труда.Социальные отношения дореформенной России основывались на сословности. Общество делилось на сословия, обладающие разными юридическими правами и обязанностями, которые передавались по наследству. К привилегированным сословиям относились дворяне, занимавшие главенствующее положение и являвшиеся опорой самодержавия. Они владели землей и крепостными, были освобождены от налогов и обязательной службы.Духовенство представляло собой замкнутое сословие, привилегированность которого определялась доминирующим положением Русской православной церкви в государстве и его духовной сфере.Ряд существенных привилегий имело купечество. Оно было освобождено от некоторых налогов и имело право сословного самоуправления. Купцы 1-й гильдии освобождались от рекрутской повинности и телесных наказаний.Полупривилегированным (особым) сословием считалось казачество. Казаки владели землей, освобождались от податей, пользовались казацким самоуправлением. Их главной обязанностью была воинская служба со своим снаряжением.Непривилегированные сословия (податные) составляли большинство населения страны.В мещанство записывались городские жители: ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники. Они платили высокие налоги и несли рекрутскую повинность.Самое многочисленное сословие представляло крестьянство, которое подразделялось на государственных, удельных и помещичьих. Государственные крестьяне владели землей на общинном праве, имели крестьянское самоуправление, платили подати и несли рекрутскую повинность. Удельные крестьяне принадлежали царской семье и несли все повинности. Помещичьи крепостные крестьяне выполняли все обязанности как собственность дворян (барщина, оброк и др.), несли также в полном объеме рекрутство и платили подушную подать.В целом население России в начале XIX в. составляло 43,7 млн. человек.
26.Отечественная война 1812 г. Венская система международных отношений и образование Священного союза. Внешняя политика Александра: В самом начале его царствования был заключен мир, а затем “конвенция о дружбе” с Великобританией (в июне 1801г). В 1804г Персия объявила России войну, которая продолжалась до 1813г. (война закончилась заключением мирного договора, по которому Персия уступила России Грузию, Имеретию, Гурию, Мингрелию, Абхазию, Дагестан и Азербайджан). В 1805г.Австрия решила выступить против Наполеона, Александр присоединился к ней и начал войну с Францией. Война пошла неудачно для союзников, и при Аустерлице русские и австрийские войска были наголову разбиты Наполеоном. Австрия вынуждена была заключить мир, но Александр решил продолжать борьбу. В 1806г. против Наполеона выступила Пруссия, прусские войска потерпели полное поражение, Наполеон взял Берлин. Война была перенесена в Восточную Пруссию, русская армия потерпела ряд поражений и, оставив Пруссию, отступила на правый берег Немана. Александр был вынужден склониться к миру летом 1807г. В декабре 1811г. Кутузов одержал над турками победу, и весною 1812г. Турция согласилась на мир, по которому Турция уступала России Бессарабию. Война со Швецией (1808-1809) была успешна для России. По мир. договору Швеция уступала России всю Финляндию и Аландские острова. В войне Наполеона с Австрией в 1809г. Россия должна была выступить на стороне Наполеона. После победы над Австрией Россия получила в 1810г. восточную часть Галиции. Весною 1812г. Александр потребовал вывода франц. войск из Пруссии. Наполеон признал это требование для себя оскорбительным и решил начать войну. В июне 1812г. заранее подготовленная Наполеоном “великая армия” вступила в пределы России. 26 августа 1812г. произошло генеральное сражение при с. Бородино, обе стороны понесли огромные потери; русская армия удержала свои позиции, но Кутузов дал приказ об отступлении. 2 сентября французы заняли Москву, оставленную русскими войсками и почти всеми жителями. Снабжение французской армии испытывало величайшие затруднения, русские войска уничтожали отряды, посылаемые за провиантом. 7 октября Наполеон дал приказ об отступлении и выехал из Москвы по старой смоленской дороге. После уничтожения “великой армии” Александр взял на себя задачу освобождения Европы от ига Наполеона и двинул свои войска в Германию. Пруссия, Австрия примкнули к нему и начали общими силами борьбу против Наполеона. В мае 1814г. союзники заключили с Францией мир, по которому Франция отказалась от своих завоеваний в Европе и возвратилась к границам 1792г. 1825г. – смерть Александра 1, на престол вступил Николай 1. 22. Военно-полицейский абсолютизм Павла I (1796 – 1801 гг.).В отличие от царствования Екатерины II (1762-1796) в политическом курсе Павла I (1796-1801), на первый взгляд, отсутствуют цельность и системность; его курс как бы распадается на отдельные мало связанные и противоречащие друг другу мероприятия. Именно крайняя непоследовательность внутренней и внешней политики позволила ряду исследователей говорить о феномене Павла I. Преподаватели часто испытывают затруднения с приведением разрозненных и непоследовательных мероприятий Павла I в определенную логическую систему, без которой вряд ли возможно успешное усвоение материала учащимися В павловское царствование понес наказание за те или иные проступки каждый десятый дворянин, служивший по гражданскому или военному ведомству. Отставленным после 1796 г. военным запрещалось баллотироваться по дворянским выборам. Установка на наиболее полную мобилизацию дворянства на государственную службу и повышение служебной дисциплины подчеркивала высокую степень зависимости высшего сословия от престола, которую Павел пытался восстановить вразрез с устремлениями дворянства. Четырехлетнее правление Павла I пришлось на эпоху, когда в результате революции во Франции абсолютизм в Европе оказался перед смертельной угрозой. Внутренняя и внешняя политика Павла в обстановке крайней нестабильности на континенте была нацелена на устранение этой угрозы и на укрепление российского самодержавия. Отвергнув концепцию просвещенного абсолютизма, сын Екатерины Великой пытался проводить политику «железной лозы» с явными атрибутами деспотизма. Попытка распространить жесткую политику на дворянство вызвала его сопротивление, что привело к свержению Павла I.Россия не хотела и не требовала гибели «романтического императора». История в системе социогуманитарных наук. “История” в переводе с греческого означает повествование, рассказ о том, что известно. Еще со времен античности наука о прошлом становится самостоятельной. Но сама история сложилась значительно позже (в России – примерно с начала 18 века). В настоящее время история как научная дисциплина делится на две историю Природы и историю Человечества. История человеческого общества – это наука, изучающая развитие цивилизаций и человечества. История включает в себя всемирную историю и историю отдельных стран, народов и цивилизаций. Существуют две концепции рассмотрения исторического процесса: 1. Линейное развитие. Гегель, Маркс. Вся история развивается в одном направлении, проходя целый ряд этапов, единых для всех, по прямой. 2. Цивилизационное развитие. 19 век. Данилевский, Тойнби. Прошлое человечества это совокупность замкнутых цивилизаций, каждая проживает свою историю, проходя стадии рождения, становления, рассвета, упадка и гибели. Но в основе всех исследований лежит изучение исторических фактов. Исторические источники – это все, что отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. такие источники, которые непосредственно связаны с деятельностью человека и дошли до нас в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, устного творчества, элементов нравов, обычаев и языка. Существует 6 видов источников: 1. Письменные: а. Эпиграфические (официальные надписи, законы). б. Граффити (надписи и рисунки, не носящие официального характера). в. Документы, рукописи.г. Печатные материалы (с 15 века). 2. Вещественные (оружие, украшения, посуда, одежда) 3. Этнографические (быт, нравы) 4. Фольклерные (легенды, устное народное творчество) 5. Лингвистические (письмена, названия) 6. Кино-фотодокументы.До сих пор для историков самыми важными являются письменные.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1026; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.224 (0.021 с.) |