Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свобода — это четкое понимание всех причин, заставляющих нас принимать то или иное решение, и осознанное претворение этого решения в жизнь.

Поиск

• Если мы знаем, почему поступаем именно так, если все скрытые мотивы даже самого слабого нашего желания или незначительного поступка нам известны, — мы свободны.

• Если, принимая решение, мы находимся под влиянием неосознаваемых мотивов, комплексов, страхов, — мы в тюрьме. Наши решения уже не являются нашими, а продиктованы теми, кто вызвал у нас эти эмоции, комплексы и т. п.

Осознание причин дает силы для претворения решения в жизнь. Нас уже не смогут сбить с курса случайные помехи, так же как океанский лайнер не сносит с курса слабый ветерок. Это связано с тем, что понимание всех причин делает наш выбор однозначным и единственно верным. Мы твердо знаем, что альтернатив у нас просто нет, а значит, нет и причин колебаться.

Говоря словами Дона Хуана: «Воин может колебаться до принятия решения. После принятия он не колеблется и выполняет его любой ценой».

На первый взгляд может показаться, что, говоря о единственно возможном решении, мы как раз отрицаем свободу. Но следует помнить, что выбираем мы по-прежнему из бесчисленного множества вариантов. Только если раньше мы выбирали вслепую, зачастую не осознавая, чем руководствуемся, то теперь перед нашим взором остается лишь тот путь, который ведет нас точно к намеченной цели.

Свобода подразумевает возможность выбора. Но если мы не знаем истинных причин нашего выбора, то становимся слепыми игрушками в руках неосознаваемых сил. Решение принимают уже они, а не мы. Подобно крысе на дудочку, мы идем к пропасти на зов неосознанных желаний и подсознательных побуждений.

Личность и система

Теперь мы знаем, что моральные критерии оценки определяются только системой отсчета, из которой мы их рассматриваем. Мы знаем, что наши желания и поступки имеют под собой скрытую основу, которую мы можем вычислить и учесть при принятии решения. Но каким образом это поможет нам стать счастливыми и свободными, если мы по прежнему остаемся в рамках системы, которая на каждом шагу навязывает нам правила и нормы поведения?

Миллионы людей задавались этим вопросом. Достаточно вспомнить движение хиппи, которое поставило своей задачей выйти за рамки системы и достичь абсолютной свободы, или панков, демонстративно «будирующих» обывателей своим внешним видом и поведением. Отказ от общепринятых норм поведения, нарочитое игнорирование социальных условностей со стороны действительно могут произвести впечатление свободы и даже вызывать зависть. Мы уже говорили об этом, когда обсуждали героев «блокбастеров».

Усмешка нашего мира заключается в том, что нарочитое игнорирование одних норм немедленно приводит к появлению других. Человек просто переходит из одной системы в другую, но не становится от этого свободнее. Тот, кто продел кольцо в нос, покрыл себя татуировками и «принципиально» отказывается от ношения костюма с галстуком, так же несвободен, как и любой клерк, не снимающий этот костюм. Все различие между ними в том, что каждый находится в своей системе. Но никто из них не находится вне всяческих систем.

Как справедливо заметила группа «Телевизор»: «Куда ни плюнь — системы, и ты уже как-то назван». Какая разница, кто и как тебя «назовет», если это закроет для тебя часть путей. А для панка свободных путей ничуть не больше, чем для законопослушного бухгалтера.

Настоящая свобода заключается не в отбрасывании одной системы ради другой. Такая свобода — это свобода перехода из одной тюрьмы в другую.

Настоящая свобода — это возможность жить сразу во всех системах. При этом человек по своему желанию осознанно переходит из системы в систему и так же легко возвращается обратно. Если на выходные вы без всяких проблем можете присоединиться к байкерам или, повязав голову цветным платком, весь отпуск прожить среди хиппи, а потом так же легко вернуться к работе в банке, — вы свободны по-настоящему.

Одно важное условие. При переходе из системы в систему необходимо полностью и без насилия над собой принимать ее ценности. В коммуне хиппи вы хиппи до мозга костей. В банке вы стопроцентный банкир. Переход должен быть абсолютно органичным и естественным. Ни одна система не должна выглядеть более важной, чем другая.

Мы вплотную подошли к формулировке дона Хуана: «ты знаешь, что все в мире равнозначно и поэтому ничто не имеет значения. Но это не мешает тебе выполнять свои действия с полной самоотдачей. Так, как если бы они были неизмеримо важны».

Когда ты понимаешь, что ни одна система не может быть важнее другой, то нормы любой из них превращаются всего лишь в правила игры, которую ты выбираешь в этой жизни. Правила игры — это не ограничение свободы, а лишь упорядочивание игрового пространства. А игру мы всегда выбираем сами.

На этом месте вы можете остановиться и задать вопрос: «Чуть раньше мы осуждали всяческие сценарии. А сейчас приходим к их полному оправданию и даже ставим в основу идеи свободы. Как такое может быть?»

Мы осуждали сценарии, которые управляют нами без нашего желания. Которым мы подчиняемся, не понимая, что заставляет нас делать это.

Если выбор сценария находится целиком в нашей власти, то сам сценарий власти над нами уже не имеет. Если мы захотим — мы придем на работу в банк в шортах и бандане и не почувствуем при этом внутреннего дискомфорта. Но сейчас мы не хотим, так как органично играем по правилам выбранной нами системы. При этом мы полностью отдаем себе отчет, что это не больше чем придуманные кем-то правила. Мы свободны в нашем выборе.

Об экстриме

При долгом пребывании в какой-то одной системе человек склонен полностью ассоциировать ее со всем возможным миром. Проблемы и ценности этой системы приобретают в его глазах поистине вселенскую значимость.

Мир замыкается в рамках отдельной организации, семьи, школьного класса и т. п. В случае возникновения тупиковой ситуации в данной системе зачастую невозможно бывает найти из нее выход. Невозможно просто потому, что человек подсознательно не допускает мысли о наличии других систем, где он может успешно существовать. В этой простом заблуждении причина многих настоящих трагедий.

Как пример могу привести одну знакомую женщину, которая работала на почте и хотела покончить с собой из-за незначительных проблем, возникших на работе. Любому здравомыслящему человеку ясно, что это не повод для суицида, но двадцать лет работы на одном месте сделали свое дело. Женщина просто не допускала мысли, что может быть существование вне системы «почта». Разумеется, после увольнения все произошедшее стало выглядеть в ее глазах смехотворным. Но сколько человек не смогли выйти из системы и выбрали другое, страшное решение?

Ценности каждой системы во многом являются искусственными и надуманными. Они призваны обеспечить существование конкретной, очень маленькой, структуры и не больше. В рамках структуры более высокого уровня они зачастую вызывают недоумение. Но для того чтобы осознать их нелепость, необходимо взглянуть с высоты высшей системы. В обыденной жизни это сделать не так просто, так как жизнь рядового человека редко связана с системами наивысших уровней (государство, человечество…).

В связи с этим становится понятным увлечения многих людей экстремальными видами спорта. Многие говорят, что им нравится получать адреналин. Позволим себе усомниться в том, что все сводится только к выбросу в кровь некоего химического вещества.

При занятиях экстремальными видами спорта человек автоматически переходит в структуру самого высокого уровня, связанную с биологическим выживанием. Ценности этой структуры являются настолько безотносительными и всеобщими, что, столкнувшись с ними, человек автоматически переосмысливает свое отношение к ценностям всех систем более низкого уровня.

Уверяю вас: за минуты свободного падения с парашютом или погружения на большую глубину вы поймете, что главное в этой жизни вовсе не деньги или запись в трудовой книжке, а купол над вами или запас воздуха.

Пребывание в системе, где единственными ценностями являются ценности наивысшего уровня, меняет человека навсегда. С этой минуты, где бы он ни был, он всегда будет ощущать рядом с собой нечто большее, что делает неважными и разрешимыми любые проблемы обыденной жизни. Это знание дает ощущение, сравнимое с возможностью дышать полной грудью. В плане решения проблем такое ощущение снимает шоры, сужающие «поле зрения». Я говорил о них в предыдущих главах.

Возвращаясь к Кастанеде, можно вспомнить слова: «Когда ты научишься постоянно видеть смерть за своим правым плечом, ты поймешь, что единственное, что имеет значение в этом мире, — это ее прикосновение».

Более продвинутые итоги

При подведении предварительных итогов мы выяснили, что все в мире зависит от нас, но мы практически никогда не воспринимаем адекватную картину мира, а значит, и не можем принимать по настоящему правильных решений.

Задачей второго этапа было научиться видеть мир со стороны и понимать, что все в нем относительно и равнозначно.

Ни одно мнение не может быть лучше другого, потому что достаточно сделать шаг в сторону — и все изменится. Ни одна система не может претендовать на звание «свободной» просто потому, что требует отрицания других систем. Само понятие «свободы», по определению, не может быть связано с отрицанием. Свобода подразумевает только принятие. Каждое отрицание чего-либо сужает наши горизонты, а, значит, уменьшает свободу. Поэтому же ни одна система не может претендовать на обладание единственно правильной моралью. И только очень немногие нравственные оценки, затрагивающие масштабы всего человечества и земного шара, могут претендовать на универсальность.

Поняв это, можно принять ценности всех систем сразу и увидеть их достоинства и недостатки без привычных шор на глазах. Это значительно обогащает внутренний мир и позволяет находить общий язык с людьми, которых вы раньше совершенно не могли воспринимать из-за различных точек зрения. Теперь вы сможете выбирать точку зрения по своему желанию, так как сможете понять и принять любую.

Больше того. Принимая ценности и точку зрения других систем, вы сознательно принимаете их моральные ценности. Отныне мораль любой системы, кроме наивысшей, для вас относительна.

Анализируя любые моральные установки, вы вправе сами решать, являются ли они необходимыми для вас или просто отражают давно забытые нормы, которые только сковывают ваши действия. Будет ли их нарушение иметь фатальные последствия, или они не больше чем возведенный в ранг морали предрассудок. Обычно мы настолько загипонотизированны словами «мораль» и «нормы общества», что часто не можем видеть за ними просто старые догмы, мешающие нам жить.

И не надо подобно страусу прятать голову в песок и ужасаться получившемуся выводу. Он следует с такой же неизбежностью, как таблица умножения. Мы просто так привыкли к запрету обсуждения норм морали, что наша защитная реакция срабатывает автоматически при приближении к этой теме.

Не будем забывать, что мораль общества формировалась на протяжении тысячелетий. Мы же не будем платить налоги по законом, принятым в древнем Вавилоне. Так почему мы тогда считаем, что правила, зародившиеся на заре человечества или искусственно придуманные достаточно недалекими людьми, по-прежнему должны довлеть над нами?

Когда в 19 веке на улицу Парижа впервые вышла женщина в брюках – ее немедленно арестовали за нарушение нравственности. Вам смешно? Но ведь очень часто мы сами оказываемся на месте этой женщины.

Трезвое отношение к «морали» не означает ее полное неприятие. Оно всего-лишь позволит нам подходить к любым нормам с точки зрения разумного человека, а не слепой машины, запрограмиированной на выполнение определенных правил.

Наверняка, вы, как и я, испытывали странное чувство, читая Достоевского. Сожительство Настасьи Филипповны с Тоцким, являющееся чуть ли не основой сложного психологического построения и трагедии, в нашем обществе превращается в свою противоположность. То, что категорически осуждалось 100 лет назад, сейчас превращается не просто в норму поведения, но в приоритетное направление. Сколько молодых девочек видят себя только в роли куртизанок и это не вызывает никакого осуждения в обществе.

Спросим себя: «Если совсем неплохая мораль, незыблемая на протяжении стольких веков, оказалась настолько непрочной, то может быть и то, что мы сейчас считаем незыблемым - является столь же эфемерным и не соответствует никаким реалиям современной жизни?».

Сделанный вывод вовсе не является безнравственным и беспринципным соглашательством. Ведь, как бы широко ни простиралось ваше поле восприятия, абсолютные ценности, тем не менее, остаются неизменными.

Зная, что каждое ваше действие имеет проекцию на связанные системы, вы воздержитесь от действий, которые могут привести к выбросу вас из других, значимых для вас слоев реальности.

Какую бы часть времени вы ни проводили в параллельных системах, вы все равно выбираете для себя постоянное место пребывания в одной из них. Там, где находится ваш основной источник подпитки энергией, ваша семья, работа, друзья.

Основа вашего настоящего «Я» останется неизменной. Ведь ее в принципе ничто не может изменить. Научившись понимать истинные ценности, вы просто приобретете дополнительные силы и гибкость восприятия. Получите в распоряжение бесконечное количество миров вместо одного.

Согласитесь, что такой результат стоит любых затраченных усилий.

В конечном итоге вы сможете стать по-настоящему свободным, оставаясь, при всей свободе выбора, глубоко человечным. Гораздо более человечным, чем большинство обывателей, которые свято блюдут супружескую верность и рассуждают о любви, но не поднимут пьяного, замерзающего на морозе.

Принять ценности всех систем — значит, видеть человека в каждом, а не только в представителе своего класса, своей страны или нации. Принять мораль любой системы — значит, иметь возможность творить добро не только для соседей по подъезду, а для любого. Слово «брат» перестанет быть просто вежливым обращением.

Умение оценивать обстановку сразу с нескольких, часто противоположных, направлений позволит вам увидеть все пути, которые возможны для решения проблемы. Увидеть и органично выбрать наилучший, не насилуя себя. Любую сложную ситуацию вы сможете оценить с точки зрения сразу всех ее участников. А значит, сможете понять и предложить пути выхода из кризиса, устраивающие всех.

Постоянно тренируясь в определении системы, с точки зрения которой вы сейчас воспринимаете действительность, вы постепенно научитесь видеть «вещи в себе». Вы сможете оценивать обстановку с точки зрения сразу всех систем. А это будет практически равносильно видению абсолютной реальности. Для вас откроются все возможности окружающего вас мира.

Часть 3. Если мы знаем, как это все делается, то почему бы не попробовать сделать самим, или Создаем свой мир

Мы так часто обсуждали реальность, воспринимаемую человеком, и ее отличие от абсолютной реальности вне всяких оценок, что теперь мысль о том, что мир каждого человека является абсолютно обособленным и мало связанным с абсолютной реальностью, не должна вызывать удивления. При этом каждый человек в глубине души убежден, что его видение мира абсолютно адекватно и отражает истинную картину.

Мы с вами находимся в пространстве, где существует бесчисленное множество «миров». При этом практически все они созданы искусственным путем.

Попробуем применить на практике теоретические выводы, к которым мы пришли, рассматривая вопрос о морали и оценке.

Сразу оговоримся, что это не прямое изменение реальности усилием мысли, о котором мы говорили вначале. Это просто упражнения на осмысление математической модели мира.

Вы уже умеете легко переходить из системы в систему, живя в каждой полноценной жизнью. Но до сих пор вы только выбирали системы из имеющегося «набора».

Теперь я предлагаю вам рассмотреть следующий шаг. Хочу сразу предупредить, что он далеко не бесспорен и может вызвать серьезные возражения. Если вы почувствуете, что предлагаемая идея не подходит для практической реализации, — просто рассмотрите описываемую возможность как математическую задачу в психологическом пространстве. Попробуйте найти ее опровержение, не привлекая для этого морально-этические категории систем не высшего порядка. Другими словами, не рассматривайте ее только с одной точки зрения.

Мы считаем, что системы создаются взаимопроникающими координатами (понятиями). Преобладание того или иного понятия определяет характер рассматриваемой системы. Система деловых отношений, система личных отношений, система дружбы, любви, система криминальных «понятий» — все они складываются из определенного набора, в котором преобладают те или иные направления.

Попробуйте проанализировать свою жизнь и определить, в каких системах вы обычно находитесь. Каким будет ваше поведение для каждой из них? Насколько оно соответствует «направлению развития» каждой системы?

После проведенной инвентаризации ваших личных реальностей вы получите свой обобщенный образ, включающий оттенки поведения в каждой из них. Этот образ будет достаточно многогранен, но, тем не менее, легко узнаваем. Кроме того, действия в каждой из систем, как правило, затрагивают остальные системы. Если вы задерживаетесь на работе — это отражается на семье, если вы любите слишком часто пить пиво с друзьями — рано или поздно это скажется на работе, и т. д.

Теперь спросите себя: возможно ли создать реальность, обособленную настолько, чтобы ваши действия в ней не имели проекций во всех остальных?

Иными словами: можно ли вести отдельную жизнь, о которой никто не будет знать и которая будет так же насыщенна, как ваша обычная?

Вопрос не настолько умозрительный, как может показаться. В качестве примера можно рассмотреть действия разведчиков, которые десятилетиями ведут жизнь добропорядочных обывателей, имеют семьи, работают и все это время выполняют задания, подчас предназначенные для Джеймса Бонда. Еще раз повторю — это не умозрительный вопрос и не подсознательная тяга к романтике. Как более «приземленный» пример, можно еще раз вспомнить влюбленную пару, о которой мы говорили выше. На этих примерах мы видим, что своими действиями человек может сознательно создать отдельный мир, ни по одному параметру не пересекающийся с остальными слоями его реальности.

Если быть более точным, такие пересечения наверняка имеются, так как, например, выполнение шпионских заданий или ухаживание за второй семьей требует времени. В первой семье или на работе надо будет объяснить, куда было потрачено это время.

Обособленность этого отдельно созданного мира заключается в том, что векторы, имеющие для его развития основополагающее значение, в проекции на все остальные миры становятся близки к точке. Действия в этом мире не сказываются значимым образом на всех остальных мирах.

Вывод кажется почти невероятным, но только до тех пор, пока не поймешь, в чем разница между точкой зрения обычного человека и человека, владеющего умением рассматривать обособленные системы координат.

Обычный человек изначально считает, что он живет в одном мире. Да, этот мир имеет различия в зависимости от ситуаций, но тем не менее он остается единым. В этом случае любое действие не может не распространяться в той или иной степени на все ситуации.

Мы же с вами считаем, что единого пространства нет по определению. Есть набор взаимопроникающих пространств, перекрывающихся в той или иной степени. Слипшиеся мыльные пузыри, стенки которых в той или иной степени проникают внутрь друг друга.

Тогда логична мысль, что возможно наличие пространства, не имеющего общих значимых направлений со всеми остальными. Практически полностью обособленной реальности. Действия, предпринятые в ней, могут не иметь проекций во всех остальных, так как будут отсутствовать сами координаты, по которым их можно отобразить.

Мы вправе создать свою систему, ценности которой не будут объективным злом ни для одной из систем. Мы вправе жить своей жизнью как захотим, если это не мешает значимым для нас структурам. Разумеется, речь идет не о том, что мы все должны немедленно заводить вторые семьи. Просто, на этом, достаточно распространенном и показательном примере, можно увидеть все «подводные камни» данного вопроса.

Из-за постоянной уверенности, что ошибки неизбежны и невозможно удержать что-либо в тайне, человек не может рассмотреть ситуацию как обычную логическую задачу. Он начинает допускать просчеты и банально не просчитывает все до конца, будучи заранее убежден в провале. Между тем, ситуация может быть полностью контролируема годами и десятилетиями. Все зависит только от вас, от того, насколько вы сможете рассчитать несовпадение ваших миров и предусмотреть возможные случайности, заготовив сценарии по их нейтрализации.

Как видим, с точки зрения математики нет ничего невозможного в создании отдельной реальности, в которой мы сможем жить жизнью, недостижимой для всех остальных.

Больше того. Поскольку наши действия в этой реальности уникальны и не имеют отображений в остальных, мы с полным правом можем говорить о появлении нового отображения нашего «Я». Совершенно непривычного и неповторимого. Новой ипостаси нашей личности, раскрывающей уникальные, ранее не востребованные возможности.

Помните фильм «Давайте потанцуем» с Р.Гиром? Немолодой уже адвокат в тайне от семьи учится танцам. Это просто потребность его души, тяга к самовыражению. В процессе обучения он меняется внутренне, и даже его семейная жизнь приобретает новое звучание.

Подобное заявление обычно вызывает единственное возражение: недопустимость таких упражнений с моральной точки зрения. Обычный довод: «Это слишком похоже на обман. Живя своей обособленной жизнью, я фактически буду обманывать всех знающих меня людей».

Собственно никакого обмана здесь нет, т.к. обман подразумевает причинение вреда обманываемому. В данном же случае мы просто «выращиваем» новую сторону своей личности и не хотим демонстрировать ее, пока она «не созрела». Возвращаясь к тому же Гиру – он открылся жене, когда уже мог прекрасно танцевать, и это позволило ей увидеть привычного мужа с новой, яркой и необычной стороны. Ну и,кроме того, мы с вами уже столько раз говорили о морали, что вопрос, с точки зрения какой системы оценивать подобное действие, представляется чисто риторическим.

Созданная система так же равноправна, как и все остальные. Если действия в ней не являются «злом» с точки зрения остальных систем, то есть не приводят к уменьшению их стабильности, то ничего аморального в самом факте ее существования нет.

Аморальность появляется только тогда, когда человек позволяет, чтобы действия в одной системе затрагивали другую. Это происходит, если он чересчур увлекается игрой, неправильно рассчитывает свои возможности или хронологию событий, позволяет проекциям событий становиться значимыми и т. д. Если бы тот же Гир, «затанцевавшись» с красивой партнершей, бросил семью – мы бы оценивали его действия совсем по-другому. Но, согласитесь, что это вопрос дисциплины и правильного расчета, не имеющий отношения к самой сути идеи.

Читая первую часть, вы пробовали примерить на себя другую личность, чтобы ощутить себя по-другому. Сейчас мы всерьез обсуждаем настолько коренное изменение вашей личности, что ее действия не будут иметь с вашей обычной жизнью ничего общего. Мы обсуждаем создание для вас отдельной, независимой жизни, которую вы целиком устроите так, как сочтете нужным, не оставляя ничего на слепой случай.

Часть 4. Откуда взять силы

Как же все это работает, или Разговор об энергии

До сих пор мы рассматривали наш мир как математическую модель, состоящую из вложенных, на разных уровнях, систем координат, совпадающих по тем или иным параметрам. Совпадающие параметры могут быть как локальными (и тогда системы очевидно зависят друг от друга), так и глобальными (и тогда, чтобы понять взаимосвязь систем, требуется подняться на высший уровень). Это было очень удобно для анализа как самих систем, так и личностей внутри системы.

Теперь настала пора усложнить задачу и рассмотреть систему реальности как физический объект.

Мы говорили, что каждая система старается избавиться от любой структуры внутри себя, вектор развития которой противоположен ее собственной. Такая неугодная структура может быть как отдельным человеком, так и достаточно сложной организацией. Вспомним нацизм в рамках системы «человечество» или ковбоя в мире интеллигентов.

Но ведь для того чтобы произвести действие по выбросу «неугодной» структуры за пределы своих координат, система должна обладать запасом энергии. Да и само развитие системы, поддержание стабильности также подразумевает активные действия, требующие энергии.

Возникает вопрос, откуда берется эта энергия? Ведь вырабатываться внутри сама по себе она не может, в силу термодинамического запрета на существование вечных двигателей. Ее можно только получить извне или из внутренних источников, но опять-таки задействующих, в свою очередь, внешнюю энергию.

Если для геосферы мы можем указать внешний источник энергии (Солнце), то при рассмотрении, например, социальной структуры напрашивается вывод, что источником энергии могут быть только люди, ее составляющие.

Разумеется, в данном случае речь идет об особом виде энергию, которую нельзя напрямую отождествить ни с электричеством, ни с солнечной энергией, ни с каким-либо другим, известным науке видом.

Китайцы называли ее Ци, индийцы праной. Это то, что лежит в основе существования нашего мира и чем все мы, в конечном итоге, и являемся. Вас может удивить мысль, что мы все являемся лишь видом энергии, но это так. Во второй книге мы увидим, как энергия психики образует нашу личность. Можно соглашаться или не соглашаться с самой идеей существования такой «тонкой» энергии — это ничего не изменит. Еще Фрейд, которого никак нельзя считать сторонником ненаучной мистики, считал, что неврозы возникают из-за блокирования нервной энергии и невозможности разрядить ее вовне. Согласитесь, что неважно, как мы ее будем называть: нервная энергия или Ци. Суть не изменится.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.18 (0.019 с.)