На определенном этапе вы рискуете перестать быть собой и можете стать просто ходячим ответом на ожидания других людей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На определенном этапе вы рискуете перестать быть собой и можете стать просто ходячим ответом на ожидания других людей.



 

ЧТО ЖЕ МЫ ЧУВСТВУЕМ.

Обычно не вызывает возражения мысль, что, как правило, наши действия навязаны нам извне и ограничены рамками принятых правил. Мы все знаем, что являемся частью той или иной системы. Но продолжение этой мысли и утверждение, что и наши чувства примерно на 80% тоже навязаны нам извне, не столь привычно.

Между тем, в этом нет ничего удивительного. Эмоции и чувства — всего лишь внутренняя реакция на соответствие внешних раздражителей нашей внутренней картине мира. Немного тяжеловесная формулировка, поэтому приведу пример.

Если человек, которого мы знаем и уважаем, внезапно выступает против нас — мы испытываем чувство обиды. Оно связано с несоответствием поступка человека нашему ожиданию. Если бы против нас выступил абсолютно незнакомый человек — обижаться было бы не на что (разве что мы заранее не считаем, что все должны нас любить). В случае с незнакомцем мы испытаем не обиду, а агрессивность, и это тоже будет соответствовать внутренней картине мира, которая подразумевает отпор в случае внезапной угрозы.

Если нас увольняют с работы — мы испытываем страх и все прочие сопутствующие эмоции, так как в нашей картине мира мы жестко привязаны к этой работе. Но рядом с нами по своей воле увольняется человек и испытывает только облегчение.

Картина мира, которую мы воспринимаем, каждый раз оказывается преломленной через многочисленные слои, заложенные в нас начиная с раннего детства. Но если восприятие картины мира зависит от внешних слоев, значит, и эмоции по ее оценке также в той или иной мере навязаны нам извне. Фактически, наши эмоции отражают не реальный внешний мир, а то, каким мы его привыкли видеть. Именно поэтому вокруг так много вечно недовольных, агрессивных людей, убежденных, что все стараются их уколоть и «наехать». Их эмоции соответствуют «их» миру, а не реальным взаимоотношениям между людьми.

Мы неосознанно пользуемся этим свойством психики каждый раз, когда так или иначе манипулируем людьми. Наше поведение в этом случае вызывает у объекта манипуляции нужные эмоции, которые заставляют его произвести нужные нам действия. Все вроде бы замечательно, но спросите себя: «Кто тогда вызвал у меня эмоции, которые я испытываю, и в чью пользу я совершаю свои действия?»

Предположим, нам с детства будут внушать, что главное — это хорошие отношения со всеми людьми и надо всеми силами стараться поддерживать их. В таком случае не будет ничего удивительного, если уже взрослый человек начнет испытывать сильнейший дискомфорт при любом социальном конфликте. Разумеется, в данном случае отрицательные эмоции полностью являются порождением точки зрения, навязанной родителями. К истинному «Я» человека они могут иметь самое отдаленное отношение.

В более сложном случае человек, подпадая под «общепринятые» ценности общества, начинает оценивать свою жизнь с их позиций. Например, он уже не помнит, что рожден художником или музыкантом. «Принимая» чуждые ценности «общества потребления», он пытается сделать карьеру в крупной бюрократической структуре и мучается от осознания своей бессильности на выбранном пути. При этом такой человек даже не замечает, что использует чуждые оценки. Ему кажется, что он, как и все «борется за место под солнцем». Как результат таких действий, следует неизбежная депрессия Иначе просто не может быть, поскольку социальный статус такого человека, находящегося «не на своем месте», не соответствует типовому образу успешного «Победителя». При этом несостоявшийся художник может совершенно не обращать внимания на то, что другим, более важным для его истинного «Я», показателям — он удачливая, состоявшаяся личность. Преобладающим для оценки будет оставаться количество денег и (или) запись в трудовой книжке. Особенно это актуально для современной России с ее лихорадочной погоней за материальными благами в ущерб духовности.

Между тем общепринятый образ «Победителя» может не иметь ничего общего с понятием настоящего счастья, которое этот образ стремится заменить собой. Больше того. Ценности, навязанные обществом, могут настолько не соответствовать настоящим нуждам конкретной личности, что даже при достижении внешнего успеха человек будет чувствовать себя опустошенным и глубоко несчастным. При всех внешних плюсах он будет жить не своей жизнью, каждый день «насилуя» себя «настоящего».

Я думаю, вы сможете привести немало примеров внешне успешных и даже знаменитых людей, попавших в эту ловушку.Если такая ошибка свойственна даже «знаменитостям», то что уж тогда говорить о «обычных» людях, которые в своей жизни реализуют цели и желания родителей или супругов, о подростках, подгоняющих свои действия под ожидания компании в соседнем подъезде, и т. д. и т. п.

Как мы видим - не только поступки и чувства, но даже само определение цели и выбор направления движения к ней могут не соответствовать нашим истинным желаниям. Мы настолько стремимся отвечать ожиданиям других, что, в конце концов, забываем, что же на самом деле нужно нам.

Итак, если наши действия, чувства и даже желания в большей мере навязаны нам извне, то как же понять, что нужно нам настоящим? Что нужно тому «Я», которое задыхается под слоем внешней шелухи и мечтает обрести свободу и быть услышанным? Ведь следование чуждым ориентирам только уводит нас от счастья и обретения себя.

Отследить происхождение наших желаний не так сложно, как может показаться.

Если какое-либо действие или чувство вызывает у нас чувство дискомфорта и производит впечатление навязываемого извне, скорее всего, так оно и есть. Как правило, наше подсознание всегда настороже и если не немедленно, то уж в течение двух-трех дней наверняка даст знать о попытке грубой манипуляции. В этом случае, достаточно спокойно сесть и, расслабившись, заглянуть внутрь себя. Просто спросите себя, как постороннего человека, почему это вам не нравится, и посмотрите, какой ответ всплывет из глубины вашего сознания.

Каждое возникновение ощущения внутреннего разлада показывает, что вы уклонились от верного пути. Это сигнал, посылаемый из нашего подсознания, трезво оценивающего обстановку. Мы еще коснемся этого вопроса, когда будем говорить об изменении реальности, а более подробно разберем его во второй книге, посвященной обретению своего Пути в этом мире.

Замечу, что здесь очень важно провести четкую границу и «не вылить с водой ребенка». Да, наши эмоции в большинстве своем навязаны нам извне. Да, наши обычные действия являются типовыми сценариями. Невольно появляется желание сразу же отказаться от всех привычных действий и резко изменить свою жизнь. Но сразу полностью отказаться от всех привычных действий и эмоций — значит фактически совершить самоубийство. Ведь ваша личность как раз и создана их набором. Отказавшись от него, вы немедленно уничтожите свои привычное «Я». Обратим внимание, что хотя речь идет лишь о привычном, а не об истинном «Я» - это не облегчает ситуацию. Вы ведь еще не знаете себя «настоящего» и вам нечем заполнить образовавшуюся пустоту. Потеряв «привычное Я», не обретя предварительно «настоящее» - вы просто исчезнете.

Упоминание самоубийства здесь не является просто красивым словцом. Редкий человек может выдержать внезапное разрушение привычного мира и утрату своего «Я».

Наша задача состоит в том, чтобы постепенно научиться воспринимать адекватно окружающий мир, не упуская из вида всех возможностей, которые он предлагает. При этом мы должны четко отслеживать происхождение всех наших оценок и желаний, чтобы при необходимости игнорировать их. Но личность от этого должна стать только более гармоничной, не теряя своих основных положительных качеств.

И перестаньте, наконец, себе лгать

Самая страшная ошибка большинства людей заключается в уверенности, что обмануть их можно только извне. На самом деле основная и самая опасная ложь кроется внутри нас. Мы лжем себе на каждом шагу.

Когда нас обсчитывают в магазине – мы теряем, в худшем случае, несколько рублей. Когда нас обманывают мошенники – потери уже значительнее. Но самую страшную потерю мы несем, когда обманываем сами себя. Обманываем непрерывно, начиная с раннего детства. В этом случае мы теряем свою жизнь.

Например, мы принимаем похоть за любовь, но не можем признаться себе в этом. Причина проста. Признаться себе в похоти — значит снизить самооценку. Защитные механизмы психики не позволяют такое, и мы благополучно лжем себе о любви. То, что эта любовь почему-то проходит вскоре после постели, нас не очень удивляет. «К сожалению, это не мой идеал», — вздыхаем мы. «А жаль. Ведь так хочется большой настоящей любви»… и круг повторяется снова. Не правда ли, очень удобно? Как мы вырастаем в своих глазах, претендуя на возвышенные чувства!

Матери, калечащие детей чрезмерной опекой и объясняющие это заботой о них. Алкоголики с принципом: «Я пью, только когда есть, а нет — ну и не надо».

Начальники, убежденные, что дела не идут только из-за непроходимо тупых подчиненных.

Подчиненные, непрерывно пьющие чай и жалующиеся, что начальство почему-то не замечает их «титанических» усилий.

Все они выглядят в своих глазах почти идеальными личностями.

Основная причина, по которой мы лжем себе, была уже названа. Это наша самооценка. Чтобы удержать личность от распада, мы должны поддерживать соответствующую самооценку. Признание, что ты лентяй, алкоголик и подонок, неизбежно вызовет разрушение личности. Психика старается защитить нас от этого и постоянно подкидывает оправдания. «Да, я пью, но только по поводу», «Да, я предал этого человека, но он был такой мерзавец…»

Самое страшное, что пока мы не осознаем истинных мотивов своих действий - мы не можем предвидеть результат, к которому они приведут. Снова и снова мы будем играть по нелепым правилам игры, которую не знаем. Стоит ли удивляться, что результат такой «игры», под названием «жизнь», зачастую будет далек от ожидаемого.

На первый взгляд кажется, что избавиться от внутренней защиты и назвать действия своими именами достаточно сложно. Но на самом деле любые определения что-то значат для нас только до тех пор, пока мы не поймем, что находимся вне любых определений. Оценка меня как мужа имеет значение только до тех пор, пока я связываю себя с системой «семьи». Мнение моих друзей имеет для меня значения только потому, что они мои друзья.. Любой ценой мы стараемся сохранить ту оценку, которая бы позволила бы нам остаться внутри выбранной системы («семья», «друзья», «работа») и «сохранить лицо». Выйдя, даже мысленно, за пределы этой системы, мы сможем назвать свои поступки как угодно — это уже не будет иметь для нас значения. Скоро вы поймете, о чем идет речь.

Как только вы поймете, что любые оценки являются относительными, — анализ собственных поступков уже не будет представлять сложности. Это будет всего лишь определение хода на шахматной доске жизни. Цвет фигур тут значения не имеет.

Я знаю одну организацию, в которой верхом «доблести» и «корпоративной культуры» считается «съедание» любого неугодного начальству работника. На него ополчаются все сослуживцы, искренне считая при этом, что они делают нужное и важное дело. Еще бы. Ведь именно это нашептывает им «корпоративный дух». Если бы эти работники могли выйти за рамки системы «организация» и увидеть свои действия глазами постороннего человека – они бы сразу смогли дать им совершенно четкую, нелицеприятную оценку. И это определение не вредило бы их самооценке, уже не связанной с, изначально порочной, системой. Но пока что каждый из этих людей забывает, что он, прежде всего, человек, а потом уже «работник».

И в заключение маленькая цитата, чтобы проиллюстрировать то, к чему может привести оправдание себя в собственных глазах.

«Славная история наших войск никогда не будет написана. Ваше величие в том, что, шагая по колено в крови, вы, несмотря на это, сохранили чистоту души. Вы понимали, что ваша работа нужна отечеству» (из речи Гиммлера перед офицерами СС).

Так что же нам нужно в этой жизни?

Давайте проведем мысленный эксперимент.

Представим, что мы вступаем в контакт с незнакомцем. Мы не знаем, кто он, откуда, чего от него можно ждать, и без разочарования и удивления воспримем от него любое действие. Мы пока только лишь узнаём этого человека.

Позже, на основании его поступков, слов и прочих — подчас неуловимых — нюансов (вплоть до выражения лица), мы составим свое мнение о нем. Впишем его в наш реестр «типовых» личностей и будем привычно ожидать от него «типовых» действий.

Если человек нарушит наши ожидания, то самое меньшее, что мы можем испытать, — это замешательство. Любое такое нарушение будет разрушать наше представление о нем, и мы будем вынуждены снова и снова привязывать его к нашему набору «типовых» личностей.

Дальше начинается самое забавное. В конце концов при таком поведении человека мы поймем: он нестандартен настолько, что ему нет места в нашем «реестре». Тогда мы или назовем его сумасшедшим, или… решим, что он неизмеримо выше и сильнее нас. Вспомните, что большинство героев книг и кинофильмов как раз и отличаются таким нестандартным поведением, ломающим общепринятые нормы. (Печорин, вечные герои-одиночки американских блокбастеров и т.д.)

Выбор «определения» мы будем производить, исходя из результатов, достигнутых этим человеком. Если он просто «будирует» окружающих, не получая выгоды, — он идиот. Если же своим нестандартным поведением он прокладывает себе путь к нужной цели — он гений.

В нашем представлении, только сильный человек может себе позволить держаться вне рамок обычных сценариев и норм, а сила привлекательна для любого из нас. Точнее не сама сила, а свобода, которую она несет.

Как видим, внутри каждого из нас живет неосознанное желание избавиться от навязанных извне стереотипов. Мы рождены, чтобы быть свободными, и это единственное, к чему мы стремимся всю свою жизнь.

Эта мысль не кажется очевидной. Можно предположить, что многие ищут успеха, денег, власти. При чем тут свобода? Но спросите себя: «Для чего мне деньги?» Разве не для того, чтобы удовлетворять все свои желания? «Для чего мне власть?» Разве не для того, чтобы ни от кого не зависеть и полностью контролировать свою жизнь?

Это стремление находит выражение в образах многих литературных героев, которые при всей своей неуживчивости и, зачастую, асоциальности вызывают, тем не менее, скрытую симпатию. Мы завидуем их внутренней свободе.

Единственное, что отделяет нас от таких людей, — это неумение отслеживать внешние напластования внутри нас. Действовать, исходя из наших истинных желаний и целей. Понимать, где наши истинные мотивы и чувства, а где навязанные извне.

Прошу понять меня правильно. Слепое подражание героям «блокбастеров» и следование только своим желаниям — недопустимо. Самое точное определение такому человеку — «отмороженный». Поступая таким образом, мы неизбежно и заслуженно отторгаемся обществом. Но уметь четко отделять свои мысли и чувства от навязанных извне — жизненно необходимо.

Именно такое отслеживание даст вам ощущение внутренней свободы и силы для выполнения любого решения. Даже если решение внешне будет казаться навязанным вам, но вы будете знать все скрытые причины, приведшие к нему, — оно станет не больше чем правилами игры. Правила же существуют не для порабощения, а для упорядочивания.

Придерживаться этих правил вы будете до тех пор, пока они приближают вас к выбранной цели. В дальнейшем, если вам потребуется, вы введете свои правила игры, которые будут более эффективны. Разумеется, они не должны угрожать стабильности значимых для вас систем. Впрочем, об этом в следующей главе.

Предварительные итоги

Попробуем подвести предварительные итоги.

1. Наше поведение зависит от наших установок и практически не зависит ни от наших физических данных, ни от реальной обстановки.

2. Оценить реальную обстановку мы можем, только через наш противоречивый внутренний мир. Следовательно, получить полностью адекватную картину внешнего мира мы не в состоянии. Она всегда будет искажена из-за пропускания через нашу личность.

3. Мир, который мы постоянно создаем вокруг себя, является точным отражением нашего внутреннего состояния. Это связанно с невозможностью воспринимать реальность иначе, чем через нашу личность,.

4. В то же время сама наша личность не является чем-то независимым. Она представляет собой набор вложенных в нас извне установок и мироописаний. Эти установки мешают нам понять, где наши собственные желания и чувства, а где навязанные извне.

5. Все вместе заставляет нас жить в мире, который часто выглядит абсолютно абсурдным и не сулит радужных перспектив. Мы считаем это свойством мира вообще, не замечая, что на самом деле это мы делаем его таким. Для людей с другой установкой этот же мир является воплощением удачи и радости.

6. Пребывая в этом мире, мы непрерывно лжем сами себе, подгоняя мотивы своих поступков под общепринятые ценности.

7. Все вышеперечисленное не может не вызывать чувства внутреннего протеста и тяги к обретению свободы. Мы все мечтаем о возможности контролировать правила игры под названием «Жизнь».

Что и говорить, картина получается удручающая. Наша оценка реальности похожа на то, как если бы плохо видящий человек в черных очках пытался в темной комнате укрыться от преследующего его чудовища. Человек даже не замечает, что на самом деле комната залита солнцем, а чудовище есть только в его воображении.

Надеюсь, это не вызвало у вас сильного замешательства. Мы ведь для того и начали наш разговор, чтобы попытаться понять, «почему дела идут не так, как нам хочется». Согласитесь, что знать причину проблемы — значит наполовину решить ее.

Если мы знаем, что наши беды заключаются в неумении правильно оценить мир, — нам остается только научиться воспринимать его адекватно. Если мы принимаем желания других людей за свои — нам надо просто научиться отличать одни от других.

О том, как это сделать, и пойдет дальнейший разговор в этой и последующих книгах.

Часть 2. Очень много философии и, как ни странно, еще больше математики

О системах координат

Давайте теперь для удобства анализа выйдем за пределы эмоций и рассмотрим «миры» отдельных людей как уникальные системы координат.

Мы уже затронули этот вопрос, когда говорили об организации, в которой все «заклевывают» неугодного работника. Каждый из нас, наверняка, знаком с подобными ситуациями. Слишком многим людям легко поверить и принять мелкие правила маленькой структурки, которые на время заслоняют собой правила человечности.

Вообще, как это ни странно, но применение четкого математического языка для анализа таких трудно уловимых вещей, как человеческие эмоции и моральные категории, очень облегчает понимание их истинной сущности.

Мы с вами уже согласились с тем, что наши оценки и эмоции имеют достаточно типовую основу и относительно легко предсказуемы., Выразим теперь каждую из них в виде вектора в многомерном пространстве координат. Достаточно трудно представить себе многомерное пространство? Помните школьную систему координат из 3-х направляющих осей? Добавьте к ней еще энное количество осей и вы получите то, о чем мы говорим. Пространство координат будет отображать абсолютную (подчеркиваю, абсолютную, то есть не зависящую от нас) реальность, в которой мы пребываем.

Образно можно представить это пространство в виде мыльного пузыря, который способен растягиваться только в одну сторону - в сторону увеличения координат.

Координат очень много, и сюда входит все, что позволяет нам точно идентифицировать внешний мир: физические условия и менталитет нации, ценности общества и уровень экономики. Перечислять можно бесконечно. Нам же сейчас важно одно. Координаты находятся вне нас и не зависят от нас. В совокупности они образуют реальность, в которой мы существуем.

В ответ на любой внешний раздражитель, принадлежащий системе, мы оцениваем его, выплескиваем свои эмоции и предпринимаем определенные действия. Другими словами, если мы получили извне определенный набор раздражителей, наша реакция также будет совершенно определенной. Если у вас спросят: «Который час?» вы не накинетесь на человека с кулаками, а если сослуживец на работе прикрикнет на вас: «Почему ты не сделал это?!» - он получит совершенно однозначный ответ. Как говорится: «Каков привет – таков и ответ».Можно сказать, что определенному набору параметров внешнего воздействия будет соответствовать конкретный вектор нашей реакции.

Напомню, что изображение вектора похоже на стрелу. Он характеризуется направлением и величиной.

Что мы в итоге имеем. Внешний раздражитель рождает вектор нашей реакции. Другой раздражитель рождает другой вектор. Ясно, что эти векторы будет отличаться друг от друга, так же как наш вежливый ответ на вопрос о времени, отличается от ответа распоясавшемуся хулигану. И все эти вектора-реакции исходят от нас. Наша личность, таким образом, будет сосредоточена в точке начала всех наших векторов. Морской еж в иглах эмоций и оценок, в центре которого находится наше «Я».

У каждого вектора будет свое направление и длина. Можно считать, что под длиной мы подразумеваем силу реакции, а под направлением — ее соответствие тому, что можно расплывчато назвать «путем развития мира». Или, если точнее, «увеличением стабильности системы», ее глобальным вектором развития.

Чтобы яснее представить себе это понятие, примем во внимание, что каждая система стремится сохранить свое равновесие и «поощряет» процессы, направленные на увеличение своей стабильности. Крупная бюрократическая структура не приемлет расхлябанности. Семья не приемлет пьянства и мотовства. Вот это направление развития каждой системы и будет являться ее глобальным вектором.

Если говорить о пространстве как о пузыре, растягивающемся только в одну стороны, то это как раз и будет направление глобального вектора. Любое движение в эту сторону приветствуется миром, так как увеличивает его стабильность и не прокалывает стенку «пузыря».

Чем более четко вы следуете инструкциям – тем более ценным работником вас считают в любой бюрократической системе. И тем менее ценным вы будете являться для любой рок-тусовки. Глобальные вектора этих систем противонаправленны. Ниже мы обсудим, почему такое происходит. Пока же обратим внимание на то, насколько разнятся поощряемые вектора реакций у этих систем.

Разумеется, внутри каждой системы есть как стабилизирующие, так и дестабилизирующие процессы, но подробно мы рассмотрим их в третьей книге, посвященной функционированию структур. Пока же поговорим о системах, как цельных объектах.

Вектор нашей реакции, идущий в сторону увеличения координат и совпадающий с глобальным вектором, будет работать на систему. В обратную сторону — дестабилизировать ее.

Оглядимся кругом. Совсем рядом с нами, в выбранной системе, находится еще один человек-«еж». Наши реакции почти совпадают. Соответствующие векторы направлены в одну стороны и равны. Мы чувствуем к такому человеку симпатию, поскольку его взгляды и оценки идентичны нашим. Фактически это наше «второе Я».

Далеко в стороне разместился «еж», соответствующие иглы которого прямо противоположны нашим. С таким человеком мы не сойдемся ни по одному вопросу и вряд ли сможем ужиться в одной комнате.

А теперь, глядя на всю эту картину с высоты существа, видящего в нашем мире не больше чем систему координат, спросим себя: «На основании чего я могу сказать, что именно мои взгляды являются верными? Ведь они не больше чем моя реакция на набор раздражителей». У другого человека другая реакция, а все вместе это лишь набор формально описываемых параметров.

Это очень серьезный вопрос, так как его логическим продолжением будет вопрос о добре и зле, о морали и допустимости тех или иных действий. Слишком велик соблазн разрешить все, если любой поступок — не больше чем вектор в абстрактной математической модели. Мы недаром упоминали о направлении вектора и устойчивости системы. В любой системе устанавливаются моральные ценности, которые позволяют дать четкое определение «добра». «Добро» — это то, что способствует увеличению стабильности системы.

В советское время позорным считалось спекулировать и копить, так как это разрушало государственную систему тотального регулирования экономики. Казалось бы, какое отношение может иметь экономика к понятию «стыд». Но, я думаю, многие еще помнят, как стыдно было признаться в «вещизме».

Сменились экономические условия, и для стабильности новой системы необходимо участие каждого в рыночных отношениях. Признаком «лоха» становится уже игнорирование «вещизма» и неучастие в общей гонке за «преуспеванием».

В коммуне хиппи «положителен» дарящий любовь, а на зоне — умеющий подчинить себе.

Таким образом, можно сказать, что мораль и нравственные понятия напрямую связаны с поддержанием устойчивости рассматриваемой системы и не имеют ценности сами по себе.

В осознании этой несложной истины кроется самый большой соблазн и самая большая возможность для духовного роста. Возможность для роста потому, что, понимая истинную цену определению «добра» в рамках отдельных системы – мы не опустимся до «скотства» и не позволим «запудрить себе мозги» придуманными ценностями. А соблазн, потому что, осознав относительность добра, слишком много людей захочет отрешиться от любых моральных принципов.

Серийный убийца, считающий себя «Терминатором». Убивал всех, встречающихся на его пути, включая грудных младенцев. Гордился тем, что мог отрешиться от обычных человеческих чувств и увидеть в человеке просто объект для страшной охоты, находящийся вне его «системы».

 

Все, что работает на рассматриваемую систему, воспринимается как «добро». Все, дестабилизирующее ее, — это «зло». (При этом следует всегда помнить, что под понятием «система» мы не имеем в виду только государство или политический режим.)

Из приведенного примера с советским и постсоветским пространством видно, что изменение системы координат создает новый мир, с новыми ценностями. Ясно, что таких миров может быть бесконечно много, так же, как бесконечно много координат, определяющих эти миры. Система «тоталитарное государство» и «демократическая страна», система «моя семья» и «семья соседа», система «работа» и система «дом». Список бесконечен.

Немного забегая вперед, скажем, что не все координаты, составляющие систему, одинаково важны. В системе «государство» можно, в принципе, пренебречь координатой «семья дяди Вани». Но мы никогда не можем заранее сказать, к чему, в дальнейшем, приведет изменение самой незначительной координаты. А значит, с полным правом можем считать, что мир с измененной даже самой незначительной составляющей – это другой мир. Вспомним, что, по словам нашего президента, в начале 90-х годов он подумывал заняться частным извозом. А теперь подумаем, кто же тогда останавливается рядом с нами, когда мы «голосуем» на дороге? Подробнее об этом мы поговорим в главе, посвященной изменению реальности и во второй книге.

Вместо одного мыльного пузыря мы теперь имеем множество взаимопроникающих сфер. Вы же знаете, что мыльные пузыри могут проникать друг в друга так, что стенки одного окажутся внутри другого. При этом все они сохранят свою «индивидуальность», в сумме, однако, образуя совершенно новую форму. Даже относительно простая система «организация» складывается из множества систем «работники», на которые в свою очередь влияют системы «семья». А сумма систем «организация» даст систему «экономика». Маленькие «пузыри» сливаются, образуя фигуру неопределенных, но, тем не менее, достаточно четких очертаний.

Заметим, что пока мы говорим о реальных системах, существующих в рамках нашего физического мира. В каждую из этих систем мы можем попасть, просто пройдя по улице или сев в самолет. Этим подобные системы отличаются от других, вероятностных миров, о которых пойдет речь в главе, посвященной изменению реальности.

В каждом из этих реальных миров наши векторы реакций будут выглядеть по-разному. Как шар в проекции на плоскость выглядит кругом, так и длина (направление) одного и того же вектора в разных системах будут различными. Другими словами, то, что приветствуется в одной системе, может быть недопустимо в другой. Даже восприятие силы нашей реакции будет различным в разных системах.

Просто в качестве забавной иллюстрации представим себе мир рафинированно-утонченных интеллигентов, в котором любая вспышка эмоций будет восприниматься как кощунство. Соответствующий этой вспышке эмоциональный вектор в данной системе будет иметь очень большую длину.

Но этот же вектор в проекции на безудержный мир «дикого Запада» будет казаться немногим больше точки. Наши эмоции будут там просто незамечены из-за их слабости. А вектор, являющийся длинным даже по меркам «дикого Запада», просто выйдет за пределы системы координат мира интеллигентов. Представьте себе ковбоя, пришедшего в пансион благородных девиц. Зайдя в отрицательную область, он настолько дестабилизирует систему, что его обладатель будет немедленно выброшен из ее пространства и станет маргиналом. Образно говоря, стенка мыльного пузыря нашей реальности будет проколота, и, чтобы не допустить разрушения, он вытеснит из себя опасный объект.

А вот более сложный случай, блестяще проиллюстрированный Булгаковым в «Белой гвардии».

Как можно дать оценку поведению солдат различных воющих сторон? С точки зрения каждой стороны противник изверг и в корне неправ. Как же ответим на этот вопрос мы, стоя вне обеих систем координат?

В «Белой гвардии» Най-Турс, попав в рай, видит комнату, в которой находятся и красные и белые. Он спрашивает Бога, как такое может быть. Бот отвечает: «Все вы для меня в бою убиенные».

Я думаю, после таких слов все уже понятно.

Каждая система имеет свои собственные моральные критерии. Они могут быть противоположны критериям другой системе, но обе системы ценностей оказываются одинаковыми в пространстве координат более высокого уровня.

Вот о различных уровнях координат и стоит теперь поговорить.

Поднимемся выше

Мы рассматривали систему, которую можно приблизительно сопоставить с государством. Но как государство состоит из структурных образований (городов, учреждений, семей), так и наша система координат будет включать в себя более мелкие системы. В свою очередь, она сама входит составляющей частью в более глобальную систему (человечество, геосфера).

Все системы вложены друг в друга и взаимопроникают, так как используют ряд общих координат. Разумеется, для различных систем количество таких общих координат будет разным. На первый взгляд кажется, что система «семья» жителя России и система «семья» во Франции являются полностью непересекающимися. (Именно с этой точки зрения мы чуть ниже будем рассматривать подобные локальные системы) Но не будем забывать, что системы, подобные «семье», «работе», «друзьям» «городу», являются именно локальными, т.е. расположенными далеко друг от друга в едином пространстве общих координат. Они не пересекаются только на уровне их собственных системообразующих и достаточно мелких параметров. На более высоком уровне локальные системы имеют общие координаты.

Представим себе единую глобальную систему «человечество». Она состоит из достаточно крупных систем «государство», каждое из которых, в свою очередь состоит из множества более мелких структур, вплоть до структуры «семья» и «личность».Ясно, что составляющие моей или вашей семьи (муж, жена, дети) не имеют никакого отношения к таким же составляющим семьи во Франции. На этом уровне мы вполне можем считать эти системы изолированными. Но обе системы «семья» «вложены» в систему «человечества» и «геосфера». На этом — верхнем — уровне «человечества» пересекаются абсолютно все системы Земли. Когда одна из составляющих системы «семья» на Украине изменила настройки реактора в Чернобыле, это очень остро почувствовали на себе составляющие всех прочих систем «семья» в ближайших странах. Таким образом, абсолютно все системы являются вложенными и взаимопроникающими, хотя пересекаться они могут по различным и, на первый взгляд, неочевидным параметрам.

В зависимости от объема совпадающих координат мы будем воспринимать «миры» либо как похожие (те, где действуют одинаковые системы ценностей), либо же как совершенно непривычные. Возвращаясь к нашему предыдущему примеру — это страны социалистического лагеря и капитализм.

На самом высоком уровне, включающем в себя абсолютно все системы и координаты, будут находиться абсолютные ценности. Такие ценности будут признаваться всеми людьми, независимо от страны проживания, этноса и даже религии.

Мы уже говорили, что добро и зло не имеют ценности сами в себе. Теперь мы вплотную подошли к тому, чтобы дать определение практически абсолютных добра и зла.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.073 с.)