Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Так, может, стоить сделать его более светлым и жить в этом радостном, устроенном именно для нас мире.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ничего мистического в этом утверждении нет. Если вокруг нас тысячи путей и возможностей, то их выбор целиком зависит от нас. А ведь под «миром» мы обычно как раз и понимаем совокупность выбранных дорог, ведущих либо к победе, либо к поражению. Кто «Я»? Выполняя упражнения из первой главы, вы пробовали «влезть в шкуру» другого человека. Если они прошли успешно, то вы должны были ощутить эмоциий, обычно несвойственные вам в рассматриваемых ситуациях. Все это позволяет сказать, что фактически, на время упражнения, вы перевоплотились в другого человека, стали им. Если бы вы смогли проделать такое «перевоплощение» в реальной обстановке – ваши действия, на основании новых эмоций и оценок, были бы настолько несвойственны вам, что мы могли бы с полным правом говорить о другой личности, совершившей их. Это утверждение вовсе не является таким неожиданным, каким может показаться с первого взгляда. В процессе нашей жизни нам приходится постоянно играть сотни, зачастую не связанных между собой, ролей. Роль «родителя» и «работника», «начальника» и «подчиненного», «супруга(и)» и «любовника(цы)», «покупателя» и «продавца»…... Все мы понимаем, что в каждой из этих ролей представляем из себя, фактически, отдельную личность с совершенно различным поведением и установками. Но почему-то редко кто может сделать следующий шаг и понять, что если мы уже играем сотни ролей, то тогда какие-то роли, еще не опробованные нами, совсем не являются невыполнимыми. Ведь это всего лишь роли, а наши способности к «игре», как мы видим на повседневных примерах – практически безграничны.
Во время войны в одной из нацистских тюрем в камеру к подпольщикам был посажен талантливый провокатор. По легенде он был одним из руководителей подполья. Его задача как провокатора, была понятна. Но никто не учел способности этого человека к перевоплощению. Вынужденный вжиться в роль идейного борца с нацизмом и поддерживаемый в этой роли окружающими, бывший провокатор предпочел лучше пойти на смерть в роли «подпольщика», чем предать. Да и была ли здесь уже роль? Любители фантастики вспомнят потрясающую «Двойную звезду» Р.Хайнлайна, в которой актер-неудачник волей обстоятельств должен играть роль крупного политического лидера. Игра заканчивается тем, что он становится этим лидером. А теперь задумаемся. Если нам так несложно, просто сидя в кресле, перевоплотиться в другую личность, включая весь богатый спектр ее духовных и эмоциональных составляющих, то что же тогда представляем собой мы? Мы как «самость». Где наше настоящее, неизменное «Я» и что же собой представляет то «я», за которое мы обычно так держимся, которое холим и лелеем? Мы привыкли отождествлять себя с набором эмоций, представлений, мыслей и чувств, которые испытываем в тех или иных стандартных ситуациях. Никто из нас не сможет на самом деле сказать, кто он. Мы неизбежно начнем оперировать набором внешних понятий («муж», «начальник», «работник», «сосед») или комплексом ощущений, которые испытываем в той или иной обстановке. Но вдруг оказывается, что этот набор имеет к нам достаточно опосредованное отношение и мы, без особого труда, можем взять другую «потребительскую корзину». Врач в фильме «Управление гневом» снова и снова говорит пациенту: «Я не спрашиваю, кем ты работаешь, я спрашиваю: кто ты? …Я не спрашиваю про твою зарплату, я спрашиваю: кто ты?…Мне не интересны твои увлечения, я просто хочу знать: кто ты?» А кто вы? Если вам мало этих доводов, вспомните профессиональных актеров и спросите себя: «Кто же реально сейчас находится на площадке: актеры или их герои? И если там герои, то где находится „Я” актеров в это время и есть ли оно вообще?» Ведь многие актеры и в реальной жизни начинают вести себя подобно своим персонажам. Изменение поведения может быть настолько серьезным, что даже их супруги не могут понять, с кем имеют дело. А кто реально находился в камере тюрьмы в примере, приведенном выше? В старой суфийской сказке глупец должен был заночевать в комнате, где уже находилось много людей. Чтобы не потерять себя в этой толпе, глупец привязал к ноге тыкву. Ночью какой-то шутник отвязал тыкву от его ноги и привязал к ноге другого человека. Утром перепуганный глупец начал трясти этого человека со словами: «Если ты – это я, то где же тогда я и кто я?!» Эта сказка совсем не так смешна, как может показаться. Каждый из нас «привязывает к ноге» свою «тыкву»: служебное положение и запись в трудовой книжке, количество денег и уровень образования. Список можно продолжать бесконечно. Именно с этой «тыквой» мы связываем себя, не замечая, что на самом деле представляем собой гораздо большее. А самое страшное происходит, если шутник-судьба, отвязывает от нас нашу тыкву, когда мы не готовы к этому….
ГДЕ «Я»? Шрек из мультфильма сказал, что великаны подобны луковице. Они многослойны. Мы все подобны луковице. Давайте попробуем добраться до ее сердцевины, чтобы понять, где же мы настоящие, а где просто внешняя шелуха, которую можно если уж не выбрасывать, то, во всяком случае, не придавать ей особого значения. С большой долей приближения мы можем сказать, что первый, внешний слой составляет наш разум. Логическое мышление целиком является порождением нашей цивилизации и поэтому имеет к нашей истинной внутренней сущности достаточно отдаленное отношение. Изначально разум был предназначен для решения чисто математических задач. Определение положения добычи, которая двигается с определенной скоростью, и прогнозирование опасности, исходя из набора имеющихся данных – вот основное первоначальное предназначение разума. В дальнейшем понятие «добыча» расширилось, включив в себя «успех, преуспевание, любовь…», но сущность разума, сводящаяся к операциям в системе физических координат, осталась. Итак, мы «настоящие» не можем определяться только нашим разумом. Тогда, может быть, наша сущность — это подсознание? То, что кроется под тонким слоем нашего дневного сознания и что и дает, собственно, наши эмоции, чувства, и большинство истинных мотивов нашего поведения. (подробно мы обсудим подсознание и истинные мотивы наших чувств во второй книге). Это утверждение уже ближе к истине, но за одной оговоркой. Да, наше подсознание способно намного эффективнее, чем разум, улавливать внутреннюю сущность событий. Но само подсознание также в значительной мере засорено внешними напластованиями. Всевозможные комплексы, страхи, неосознаваемые установки — все они коренятся именно там и сбивают восприятие. Значит, и подсознание не может быть нашим истинным «Я».
Ориентиры постепенно уходят из-под ног. Самое время сесть, расслабиться и проделать ряд упражнений. Начнем с эмоций. Представим, что мы выходим за пределы тела, которое испытывает в данный момент какие-то эмоции, и смотрим на него стороны. Ощутите, что эмоции принадлежат не вам, а этому телу. Они есть, но вне вас. Это очень хорошее упражнение для расслабления и успокоения, а также для анализа обстановки, когда вы чувствуете, что эмоции захлестывают вас, мешая воспринимать мир. Но, выполняя его, вы, как обычное «Я», почти не изменились. Разве что стали спокойнее и смогли оценить неважность большинства своих тревог. Теперь медленно и глубоко вдохните несколько раз и попытайтесь остановить внутренний диалог. Напрягите на вдохе мышцы живота и сконцентрируйтесь. Это очень сложно, но если успокоиться и постараться, то можно поймать момент кристальной ясности, когда мыслей нет. Ощущение уже ближе к потере своей привычной личности но, тем не менее, вы как «самость» еще присутствуете. Более подробно мы поговорим об остановке внутреннего диалога также во второй книге, а пока просто попробуйте проделать это упражнение, корни которого уходят в практику Дзена и «путь воина» японских самураев. И, наконец, последнее упражнение. Представьте, что вы проснулись с абсолютной потерей памяти. Вы не помните, кто вы, где живете, где росли, кто ваши родители. Вы не помните ни одного эпизода из детства и ни к кому не привязаны. Вы — чистый лист бумаги. Ощутить это крайне сложно и мы, обычно, можем только догадываться о том, что может чувствовать человек в таком состоянии. Но даже этого интуитивного знания будет достаточно. Где теперь ваши привычные оценки, эмоции, суждения? Им просто не на чем больше базироваться. Это состояние будет максимально приближено к вашему истинному «Я». К тому, с чем вы пришли в этот мир и что в дальнейшем было покрыто бесчисленными слоями внешних напластований. Мы не будем сейчас давать оценку этим напластованиям, говорить, плохие это слои или хорошие. Это неважно на данном этапе, да и сами определения «хорошо-плохо» — тоже всего лишь слой. Сейчас эти напластования интересуют нас только с одной точки зрения. Они мешают нашему истинному «Я» смотреть на этот мир. Как мир теряет абсолютную гармонию, когда мы воспринимаем его через призму своих эмоций и стандартных представлений, так и мы не можем знать, какие же мы настоящие и чего мы хотим. Не можем, потому что наше истинное «Я» искажено многочисленными внешними слоями. Как есть абсолютно гармоничный мир вне нас, так же и глубоко внутри нас скрывается наше абсолютно гармоничное, настоящее «Я». Оно всегда в ладу с собой и со всем миром. Его желания — это действительно то, что принесет нам радость, а его выбор пути будет безукоризненным и приведет нас именно туда, куда мы и должны были прийти. Это то, что мы ищем всю жизнь и зачастую находим слишком поздно, когда поймем, что прожили чужую жизнь. Кто нас сделал или о карнавалах, чатах и купе поезда. Что же формирует внешние слои нашей «луковицы»? Дон Хуан требовал от Кастанеды стереть личную историю, потому что без нее даже сам человек не сможет сказать, кто же он. Следовательно, он не будет ограничен в выборе действий стандартными стереотипами. Любое его действие и желание будут абсолютно гармоничным, так как их просто не с чем будет сравнивать. Когда люди знают, кто мы – они вольно или невольно своими ожиданиями навязывают нам линию поведения. Вы устраиваетесь на работу, принося трудовую книжку, и от вас ожидают поведения в контексте прежних мест работы и должностей. Вы приносите характеристику, и от вас ожидают поведения, описанного в ней. Вы приходите домой, и от вас ожидают поведения, которого вы придерживались годами совместной жизни. Именно личная история и формирует нашу личность. В фантастическом фильме «Вспомнить все» Шварценегер живет благополучной жизнью рабочего-строителя только потому, что не знает о реальных событиях своей жизни. Воспоминания изменяют все, и на сцену выступает другая личность. Вы можете сказать, что все это лишь фантазия сценариста. Но представьте, что завтра вам принесут неоспоримые документы, доказывающие, что ваша жизнь придумана, а на самом деле вы другой человек, с другой историей. Просто представьте себе на мгновение эту ситуацию и спросите себя: «Что тогда останется от прежнего меня?» Вам все еще кажется, что это чисто умозрительный пример? Тогда давайте поговорим немного о карнавалах, чатах и купе поезда. Вы никогда не задумывались, почему карнавалы и их теперешний аналог – чаты и форумы интернета, пользуются такой популярностью? Ведь речь идет не просто об интересе или о возможности поразвлечься. Каждый, кто участвовал в этих «мероприятиях», подтвердит, что внутреннее ощущение на карнавале или в чате, где ты неузнанный можешь позволить себе практически все – эти ощущения отличаются особенной глубинной и почти гипнотизирующим воздействием. Все дело в том, что, надевая маску или беря «ник» – мы отрекаемся от себя прежних и становимся, наконец, настоящими. На первый взгляд утверждение, что мы становимся настоящими, надевая маску, вызывает удивление. Но только на первый взгляд. На самом деле мы носим маски постоянно. В реальной жизни мы вынуждены непрерывно скрывать свое настоящее «Я» под теми или иными личинами, навязанными нам обществом и близкими людьми. Это, разумеется, не плохо и не хорошо – это просто есть. Это типовой сценарий взаимоотношений, облегчающий контакты между людьми. Совсем другое дело, когда на карнавале мы надеваем маску, уже не боясь быть узнанными. В этот момент мы, наконец, можем позволить себе роскошь быть настоящими. У нас больше не остается личной истории и нас нельзя судить, потому что суждение подразумевает сравнение. А сравнивать больше не с чем. В эти мгновения «отречения от себя» мы получаем возможность создавать не только свою личность, но и свой мир. Именно в этом завораживающая сила чатов, заставляющая многих подростков (и не только подростков) буквально жить в интернете. Ведь ник чата – это та же самая маска. Наша тяга к обретению свободы настолько велика, что перевешивает потребности физического тела, и человек может забывать про еду и сон. Как забавный побочный эффект карнавала вспомним «Летучую мышь». Очень умная женщина прекрасно понимала, что если муж, будучи, наконец, самим собой, влюбляется в нее снова – значит именно она и есть его настоящая любовь. Не придуманная, не симитированная в угоду морали, а та, что поднимает человека и дает ему крылья на всю жизнь. «А при чем здесь купе поезда?» - спросите вы. Но, находясь среди людей, которые не знают вас и никогда больше не увидят – вы точно так же, как и на карнавале, можете позволить себе скинуть обычные маски и стать собой. Именно в этом причина предельно откровенных «дорожных» разговоров и мимолетных, завораживающих романов на 2-3 дня. В купе поезда не остается вашей личной истории. Поскольку вас никто не знает – никто и не может «навязать» вам линию поведения. Вы можете быть таким, каким хотите быть, а не таким, каким вас хотят видеть окружающие. Вы — это бесчисленные воспоминания и «привязка к местности». Вы помните, кто ваши родители, вы помните все наставления и запреты, которыми вас пичкали с раннего детства. Вы помните вашу школу и друзей, мнения которых так много значили для вас. Учителей, объясняющих вам картину мира, и любимых, ожиданиям которых вы стремились соответствовать. Был ли хоть один момент в жизни, когда вы видели мир и себя незамутненными глазами, не пользуясь при этом чужими определениями и ожиданиями? В качестве самого простого примера картины мира, навязанной внешними установками, можно привести картины мироздания, принятые в древности. Земля, покоящаяся на китах, черепахах, земля-куб, земля-шар и прочие бесчисленные представления. Звезды, размещенные на небесных сферах, и звезды как огоньки костров небесных охотников. Все эти представления когда-то принимались большой частью людей как единственно правильные и возможные. Как видим, наши привычные убеждения могут иметь очень мало общего с истиной. С младенчества нас одевали в слои чужих мнений, представлений, картин мира и пр. с тем, чтобы вписать нас в стандартные рамки. Это нельзя назвать плохим. В конце концов, мы все живем среди людей, и нам жизненно необходимо уметь соответствовать ожиданиям других. В противном случае общество нас отторгнет. Просто представим мир, в котором никогда не знаешь реакцию собеседника на самую невинную реплику, и ужаснемся. При всех своих недостатках типовые сценарии и взгляды несут очень важную социальную нагрузку. Они позволяют заранее просчитывать ожидаемое поведение других людей. Это облегчает взаимодействие между людьми и делает жизнь более безопасной и комфортной. Но надо уметь проводить границу между необходимостью и избыточностью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.198 (0.009 с.) |