Учебная практика по организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебная практика по организации



УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ДОКУМЕНТООБОРОТА

Программа и методические указания

по прохождению практики

для студентов всех форм обучения

 

Б.5.02

Направление подготовки 080100 - Экономика

 

Профиль подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

Квалификация (степень) - бакалавр

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

 

Составитель

ст. преп. В.Ю. Сергушенкова

 

Подготовлено на кафедре

Бухгалтерского учета и аудита

 

 

Одобрено научно-методическим советом факультета

Предпринимательства и финансов

 

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

 

© СПбГИЭУ, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения……………………….………………….……...4

2. Цель и задачи учебной практики….. ………………………..……4

3. Место дисциплины в учебном процессе................................……5

4. Методические указания к прохождению учебной практики по организации документооборота....…………………………..………6

5. Объем часов по дисциплине.................. …....................9

6. Содержание разделов и тем учебной практики….. …………….11

7. Перечень тем практических занятий……………………...…......12

8. Методические указания к выполнению отчета по учебной практике по организации документооборота...........................................12

9. Требования к оформлению отчета по учебной практике…........13

10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины …..…..…….14

11. Образовательные технологии ………………………………….16

12. Материально-техническое обеспечение учебного процесса...16

13. Контроль знаний студентов ……………………………………17

Приложение 1. Пример оформления титульного листа отчета по учебной практике……………………………….……………..…….18

 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Согласно Постановлению Госстандарта России от 27.02.98 № 28 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. ГОСТ Р 51141-98» документ (от латинского documentum – поучительный пример, способ доказательства) – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Документ является носителем юридической и экономической информации, отражающей динамику собственности (сведения о движении материальных ценностей и денежных средств). На основании документов производятся все записи в бухгалтерских регистрах. При налоговой проверке бухгалтерские документы имеют значение как письменное свидетельство о факте совершения хозяйственной операции либо о праве на ее совершение и служат одним из средств проверки правильности и достоверности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете. Неграмотное составление и оформление любых документов может привести к серьезным проблемам с работниками предприятия, контрагентами, контролирующими органами, учредителями и т.д.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Основной целью практики является углубление теоретических и практических знаний по организации документооборота на предприятии.

Основными задачами учебной практики являются:

· изучение существующих видов виды документов;

· изучение требований к оформлению документов, способов исправления в документах;

· изучение порядка составления графика документооборота, правил хранения и уничтожения документов;

· освоение основных аспектов документирования трудовых отношений.

Основные задачидисциплины направлены на формирование следующих компетенций:

умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Дисциплина «Учебная практика по организации документооборота» относится к циклу Б.5 «Учебная и производственная практики» Б.5.02.

Основные положения данной практики используются в дисциплинах: «Бухгалтерский учет и анализ», «Бухгалтерский финансовый учет».

В результате прохождения практики к обучающимся, как к будущим экономистам предъявляются следующие требования.

Студент должен:

- иметь системное представление об организации документооборота на предприятиях;

- обладать знаниями о структуре различных видов документов;

- знать законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие составление документов и организацию документооборота на предприятии;

- представлять схему движения документов на предприятии;

- определять требования к составлению первичных учетных документов.

- работать со специальной литературой в области документирования бухгалтерского учета и аудита.

Во время прохождения учебной практики по организации документооборота студенты приобретают необходимые теоретические знания по организации документооборота и практические навыки по составлению и оформлению различных видов документов, необходимые для дальнейшей работы на предприятиях по соответствующей специальности.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОКУМЕНТООБОРОТА

Приступая к учебной практике, следует ознакомиться с нормативно-правовыми основаниями документирования. Основные нормативные акты приведены в списке рекомендуемой литературы. Необходимо прочесть перечисленные документы в последней редакции. С этой целью следует обратиться к справочно-правовым системам «КонсультантПлюс», «Кодекс», «Гарант» и др.

Далее следует подготовить бланки первичных учетных документов, необходимые для практических занятий. Образцы бланков приводятся в альбомах типовых унифицированных форм первичной учетной документации.

Программа практики предусматривает заполнение и обработку следующих первичных учетных документов по учету труда:

приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (Т-1);

личная карточка работника (Т-2);

приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику (Т-6);

приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (Т-8);

приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (Т-9);

командировочное удостоверение (Т-10);

служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (Т-10а);

Бланки первичных учетных документов должны быть распечатаны и подобраны по темам до начала практических занятий. Допускается выполнение практических заданий с использованием компьтера и последующей распечаткой выполненных и оформленных заданий.

Студенты очной формы обучения заполняют первичные учетные документы в аудитории на основе исходных данных, предложенных преподавателем, и выполняют домашние задания. Для студентов очно-заочной и заочной формы обучения предпочтительным является выполнение заданий на основе практического материала предприятий.

Форма графика документооборота приводится в Положении о документообороте в бухгалтерском учете (Утв. Минфином СССР 29.07.1983 г. №105). Он имеет следующий вид (табл. 1).


Таблица 1

Пример графика документооборота по предприятию, учреждению

Утверждена приказом № _______ от ________________

Наиме-нование доку-мента Создание документа Проверка документа Обработка документа Передача в архив
Кол-во экз. Ответ-ствен-ный за выписку Ответ-ствен-ный за оформ-ление Ответ-ствен-ный за испол-нение Срок испол-нения Ответ-ствен-ный за провер-ку Кто пред-ставляет Порядок представления Срок представления Кто испол-няет Срок испол-нения Кто испол-няет Срок переда-чи
Требо-вание…   цех ОМТС бухгал-терия Склад ежед-невно (до… часов) бухгал-терия 1 экз.- цех 2 экз. - склад при отчете при реестре ежед-невно (до… часов) бухгал-терия ежед-невно бухгал-терия ежед-невно

 


ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Общая трудоемкость по дисциплине составляет 1 зачетную единицу, 36 часов.

В таблице 2 представлен объём часов учебной работы студента по формам обучения, по видам учебных занятий и самостоятельной работе.

 

 


Таблица 2

Объём часов учебной работы студента по формам обучения и по видам учебных занятий

 

Наименование раздела Наименование темы дисциплины Всего часов Формируемые компетенции Аудиторные занятия по формам обучения в том числе Самостоятельная работа по формам обучения
лекции практические занятия Лаб. раб. и ДИ для всех форм обучения
очная заочная очно-заочная очная заочная очно-заочная очная заочная очно-заочная очная заочная очно-заочная
1   2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1. Основные понятия делопроизводства   ОК-5 ОК-9 ОК-11 ПК-1   0,5 0,5   0,5 0,5              
2. Понятие и виды документов     0,5 0,5   0,5 0,5              
3. Правила оформления документов     1,5 1,5   0,5 0,5              
4. График документооборота   ОК-9 ОК-11 ПК-11   1,5 1,5   0,5 0,5              
5. Регистрация документов   ОК-5 ОК-9 ОК-11 ПК-1         0,5 0,5   0,5 0,5        
6. Хранение документов           0,5 0,5   0,5 0,5        
7. Документирование трудовых отношений   ОК-5,9,11                          
Всего часов                              
Зачет с оценкой     3 сем. 3 сем. 2-1 -     -       -    

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Учебная практика включает изучение следующих разделов и тем:

Основные понятия делопроизводства

История делопроизводства. Нормативно-правовая база делопроизводства. Унификация и стандартизация в делопроизводстве. Ответственность за отсутствие в организации обязательных видов документов.

Понятие и виды документов

Документ и его функции. Классификация документов. Характеристика основных типов документов.

3. Правила оформления документов

Размеры бумаги. Размеры полей. Нумерация страниц. Обязательные реквизиты. Оформление дат, чисел, физических величин, математических формул, таблиц в документах. Способы исправления в документах.

График документооборота

Прохождение и порядок исполнения входящих, исходящих, внутренних документов. Порядок составления графика документооборота.

Регистрация документов

Понятие и системы регистрации документов. Формы и порядок регистрации документов. Организация справочно-информационной службы на предприятии.

Хранение документов

Подготовка дел к архивному хранению. Правила формирования и ведения дел. Сроки хранения документов бухгалтерского и налогового учёта. Порядок оформления дел постоянного, долговременного сроков хранения и по личному составу. Составление описей дел. Порядок сдачи дел в архив организации.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Выполненные задания предоставляются в письменном виде в форме отчета. Отчет должен быть выполнен на листах формата А4, сброшюрованных скоросшивателем, и иметь содержание и список используемой в ходе работы литературы.

При составления графика документооборота студент должен согласовать информацию о предприятии с преподавателем.

При работе над документальным оформлением заданной трудовой ситуации студент должен составить документ самостоятельно с использованием условных данных. Задания, выполненные не по своему варианту, не принимаются.

При написании отчета не следует применять в тексте сокращения, затрудняющие чтение (кроме общепринятых). Отчет предоставляется преподавателю на итоговом зачете.

Отчет по учебной практике по организации документооборота печатается на одной стороне листа формата А4. Все страницы текста должны быть пронумерованы. Отчет по учебной практике должен содержать следующие разделы:

Титульный лист со всеми подписями (приложение 1).

Оглавление представляет собой перечень имеющихся в контрольном задании документов с указаниями страниц.

Исходные данные, содержащие информацию о предприятии, необходимую для составления графика документооборота.

Список используемой литературы, включая нормативные акты.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

10.1. Рекомендуемая литература

10.1.1. Нормативные правовые акты

1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года.

2. Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» № 125-ФЗ от 22.10.2004 г.

3. О первичных учётных документах. Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 г. №835.

4. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете. Утверждено Минфином СССР 29.07.1983 г. № 105 по согласованию с ЦСУ СССР.

5. Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичной учётной документации. Постановление ГК РФ по статистике от 24.03.1999 г. №20.

6. Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) №299. Утвержден постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 г.

7. Основные правила работы архивов организации. Одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 г.

8. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. Утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 г. №1.

9. ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. – М.: Изд-во стандартов, 1998.

10. ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – М.: Изд-во стандартов, 2003.

 

10.1.2. Основная литература

1. Березина Н.М. Кадровое делопроизводство/ Н.М.Бере-зина, М.М.Бахарева.- 2-е изд..- СПб.: Питер, 2009.- 224 с.

2. Ленкевич Л.А. Делопроизводство: Учебное пособие.- М.: Академия, 2007.- 224 с.

3. Делопроизводство в Российской Федерации: Сборник нормативных документов.- М.: ГроссМедиа, 2006.- 351 с.

4. Документооборот предприятия.- 2-е изд., доп. и перераб..- М.: ПРИОР, 2002.- 385 с.

 

10.1.3. Дополнительная литература

1. Басаков М.И. Делопроизводство в кадровой службе./ Сост. Басаков М.И..- Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2002.- 222 с.

2. Борискин В.В. Официальное делопроизводство: виды и формы документов: Учебно-практическое пособие/ В.В.Борис-кин, Н.М.Поликарпов.- М.: Омега-Л, 2006.- 196 с.

3. Быкова Т.А. Делопроизводство: Учебник для вузов/ Т.А.Быкова, Л.М.Вялова, Л.В.Санкина.- 2-е изд..- М.: МЦФЭР, 2006.- 558 с.

4. Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете/ Под ред.Г.Ю.Касьяновой.- 8-е изд., перераб. и доп..- М.: АБАК Том 1.- 2006.- 531 с.

5. Климова М.А. Документооборот в бухгалтерском учете.- М.: Налоговый вестник, 2002.- 239 с.

6. Рогожин М.Ю. Делопроизводство в кадровой службе: Учебно-практическое пособие.- М.: ТК Велби; ПРоспект, 2006.- 776 с

 


Интернет-ресурсы

- www.consultant.ru

- www.klerk.ru

Образовательные технологии

Активных методов обучения

Информационно справочные правовые системы: «Консультант плюс», «Гарант», «Кодекс», для проверки информационной базы экономического управления предприятием, изучения форм первичной учетной документации.

Презентации MS Power Point. Сеть Internet.

 

О Т Ч Е Т

Документооборота

 

 

Выполнил: студент _______________

Ф.И.О.

 

 

Проверил: руководитель __________ _______________

должность Ф.И.О.

 

 

Санкт-Петербург

20__

 

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ДОКУМЕНТООБОРОТА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.071 с.)