Харе кришна, харе кришна, кришна кришна, харе харе, харе рима, харе рама, рама рама, харе харе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Харе кришна, харе кришна, кришна кришна, харе харе, харе рима, харе рама, рама рама, харе харе.



Бхакти Викаша свами

Первые шаги

К Кришне

(Практическое руководство)

 


Посвящение

Эта книга посвящается читателям. Если

она поможет вам совершенствоваться в

сознании Кришны, пожалуйста, не

забудьте благословить её автора, чтобы и

он мог надеяться на духовное

продвижение.

 


Предисловие

Человеческая жизнь предназначена не для того, чтобы бес­печно тратить её на прихоти и каприэы ума или чувств, она дана нам для осознания Бога. Кришна — это Верховная Лич­ность Бога, и осознать Его можно, следуя процессу бхакти (преданного служения). Наиболее авторитетный метод бхак­ти для нынешнего века вражды и лицемерия (Кали-юги) ука­зан Господом Чайтаньей Махапрабху.

Господь Чайтанья — это Сам Кришна, воплотившийся в образе Своего преданного. В этом воплощении Господь учил людей самому простому методу самоосознания — повторению Харе Кришна маха-мантры:

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рима, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Господь Чайтанья предсказывал, что повторение этих свя­тых имен Бога выйдет за пределы Индии и распространится по всему миру. Воплотить в жизнь эти слова было суждено Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанте Свами Пра-бхупаде. Именно он распространил процесс повторения Харе Кришна маха-мантры по всему земному шару. Руководству­ясь наставлениями Господа Чайтаньи, Шрила Прабхупада в 1966 г. основал в Нью-Йорке Международное общество созна­ния Кришны*, которое активно действует и продолжает раз­виваться даже после того, как в 1977 г. Шрила Прабхупада оставил этот мир.

* Сокращенное название (ИСККОН) является транслитерацией ан­глийского акронима ISKCON (International Society for Krishna Conscious­ness).

 


С каждым днем всё больше и больше людей проявляют ин­терес к сознанию Кришны. Читая книги Шрилы Прабхупады и общаясь с членами ИСККОН, многие из них решают прив­нести сознание Кришны и в свою жизнь.

Метод сознания Кришны несложен, однако осваивать его следует под опытным руководством. Из-за недостаточного об­щения с преданными многие из тех, кто хотят практиковать сознание Кришны, не знают, как делать это должным обра­зом. (Недостаточное общение может быть обусловлено раз­личными обстоятельствами, например, отдаленностью пропо­веднического центра ИСККОН от места проживания).

Именно для тех, кто столкнулся с этой проблемой, и пред­назначено данное руководство. По сути, эта книга предста­вляет собой сборник практических советов о том, как пра­вильно повторять святые имена, поклоняться Господу дома, наносить тилаку, отмечать вайшнавские праздники и т.д. Большая часть материала, изложенного в настоящем руковод­стве, будет полезной для всех преданных, но некоторые его разделы в особенности посвящены тем, кто живет дома.

Первым шагом для тех, кто хочет всерьез практиковать сознание Кришны, является повторение Харе Кришна маха-мантры на четках. Кроме того, им настоятельно рекомен­дуется общаться с преданными. Также очень важно читать книги Шрилы Прабхупады и слушать записи его лекций и бх-аджанову в особенности, если вы лишены возможности часто общаться с преданными.

Тем не менее эта книга не сможет заменить личного руко­водства старших преданных, которое совершенно необходимо начинающим для успешного духовного развития и достижения трансцендентного уровня. Шрила Прабхупада пишет: "Тот, кто не прошел обучения под руководством истинного духов­ного учителя, не способен даже приблизиться к осознанию Кришны" ("Бхагавад-гита" 11.54, комм.). Так что данное ру­ководство следует рассматривать не более чем дополнение к наставлениям старших преданных. Хотя в этой книге и описы­вается, как наносить тилаку, проводить киртан и т. п., лучше всего обучаться этому, наблюдая за опытными преданными.

 


Советы, содержащиеся в книге, основаны на методе духов­ной практики, которому следуют члены Гаудия-вайшнава сам-прадайи (ученической преемственности, берущей начало от Господа Чайтаньи), и который описан в таких авторитетных священных писаниях, как "Хари-бхакти-виласа", "Бхакти-ра-самрита-синдху", "Шри Упадешамрита" и др.

Приведенные здесь рекомендации, в частности, основаны на наставлениях Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиве-данты Свами Прабхупады. Ни на шаг не отклоняясь от ачарьев прошлого и не внося никаких изменений в неподвластные вре­мени священные писания, Шрила Прабхупада преподнес со­знание Кришны в форме, наиболее доступной и понятной для современного человека.

Наряду с описанием основных аспектов духовной практики вайшнавов в книге содержится информация, представляющая особый интерес для начинающих преданных. При этом, од­нако, автор не останавливается на подробном разборе фило­софских вопросов, поскольку все они обстоятельно рассма­триваются в книгах Шрилы Прабхупады. Данное руководство представляет собой сборник практических советов для тех, кто уже в достаточной мере изучил философию, убедился в её истинности и хочет применять её в своей повседневной жизни. (Для того, чтобы успешно следовать описанным здесь методам духовной практики, читателям настоятельно рекомендуется ежедневно посвящать, часть своего времени изучению книг Шрилы Прабхупады).

В этой книге приведены духовные стандарты, которые наи­более оптимальны для начинающих преданных. Возможно, на первый взгляд следование им покажется не таким уж легким делом. Однако не стоит беспокоиться: от вас не требуется, чтобы вы приняли все рекомендации сразу. Вы можете де­лать это постепенно. Но если, сделав один шаг, вы видите, что вам по силам другой, сделайте его. Деятельность в со­знании Кришны приносит удовлетворение душе. Поэтому лю­бой искренний человек, вставший на путь сознания Кришны, будет естественным образом чувствовать вдохновение совер­шенствоваться всё больше.

 


Следуя этому простому методу сознания Кришны, любой человек, независимо от его возраста, пола, социального поло­жения и образования, уже очень скоро сможет сделать свою жизнь совершенной, развить чистую любовь к Богу и вы­рваться из ужасного круговорота рождения и смерти, вернув­шись в вечное царство Бога. Движение санкиртаны Господа Чайтаньи Махапрабху предоставляет сегодня эту удивитель­ную возможность каждому.

Поэтому автор этой книги обращается к читателям со сми­ренной просьбой всерьез заняться практикой сознания Криш­ны.

Господь Чайтанья взывает: "Проснитесь, спящие души! Сколько еще вы будете спать в объятиях ведьмы по имени Майа? Я принес вам лекарство, которое вылечит вас от бо­лезни материального существования. Это чудодейственное средство — повторение святых имен Господа:

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе".

 


Зачем практиковать сознание Кришны?

Мы — не тело, а духовная душа. Наше тело существует лишь в течение определенного времени, но душа (дживатма), находящаяся в каждом материальном теле, вечна.

У каждой души, у каждого из нас, есть свои вечные, испол­ненные блаженства и разнообразия взаимоотношения с Выс­шей Душой, Верховной Личностью Бога, Кришной. В действи­тельности мы созданы не для того, чтобы прозябать в ма­териальном мире; наше естественное состояние — жизнь в духовном мире, с Кришной.

Духовным миром управляет непосредственно Кришна. Там Его окружают многочисленные слуги, любовь и преданность которых абсолютно чиста. Все они совершенные души, и их единственное желание — удовлетворить Кришну. Их сердца полностью свободны от материальных устремлений, похоти, жадности и гнева.

В духовном мире всё — земля, деревья, постройки, вода и т. д. — духовно по природе, обладает сознанием и исполнено блаженства. Там нет печали и скорби, есть только счастье, но не то однообразное и обманчивое счастье, которое доступно в материальном мире, а настоящее духовное блаженство об­щения с Кришной. Господь, окруженный Своими преданными, вечно наслаждается различными удивительными играми. На­ходясь в обществе Кришны, преданные Господа поют, тан­цуют, играют и пируют. Этот вечный праздник не преры­вается ни на мгновение.

Однако те души, которые, потеряв разум, начинают пи­тать вражду к Кришне, попадают в материальный мир. Ма-


 


термальный мир подобен тюрьме, куда помещают преступни­ков, для того чтобы они смогли исправиться; Заточенные в тюрьму материального мира, обусловленные души страдают от повторяющихся рождения и смерти, воплощаясь в телах 8.400.000 форм жизни. Попавшая под влияние майи (иллюзии] и обезумевшая от тщеславия обусловленная душа мнит себя счастливой, даже находясь в теле свиньи, поедающей испраж­нения. В действительности же материальный мир, от самой высшей его планеты до самой низшей, подобен огромному оке­ану страданий.

Кришна не хочет, чтобы мы вечно страдали в материаль­ном мире. Он зовет нас вернуться к Нему и обрести вечное счастье. Разумный человек прислушивается к словам Кришны (приведенным в "Бхагавад-гите как она есть") и старается разрешить проблему повторяющихся рождения и смерти. Та­кой человек начинает заниматься преданным служением, для того чтобы пробудить свое дремлющее сознание Кришны и вернуться обратно к Богу.

Чтобы учить людей сознанию Кришны в нынешнюю эпоху, называемую Кали-юга, Кришна нисшел на эту планету в Сво­ем самом милостивом воплощении Чайтаньи Махапрабху. Гос­подь Чайтанья положил начало движению санкиртаны, кото­рая является самым простым и радостным способом пости­жения Бога. иКевала-ананда-канда" — процесс санкиртаны приносит счастье и радость.

Сознание Кришны вовсе не скучный и догматический ри­туальный культ. Жизнь преданных насыщена и интересна: они повторяют святые имена Господа, весело танцуют, насла­ждаются вкусом кришна-прасада, общаются с возвышенными преданными, служат Верховной Личности Бога в форме Боже­ства, любуются Его удивительной красотой, изучают глубо­кую философию, слушают повествования о могуществе и раз­влечениях Господа, а также рассказывают другим о Его вели­чии. Сознание Кришны — это жизнь, пронизанная атмосфе­рой духовного мира; жизнь, полная всевозрастающей радости; это путь, встав на который, можно в конечном итоге воочию увидеть Кришну и получить возможность лично общаться с Ним.

 


Сознание Кришны — это проверенный и авторитетный метод, позволяющий достичь совершенства жизни. Многие в прошлом, следуя этому методу, очистили свое сознание и до­стигли лотосных стоп Кришны.

Тот, чей духовный разум не дремлет, способен по достоин­ству оценить небывалую милость Господа Чайтаньи, который каждому дает возможность принять участие в Его движении санкиртаны. Такой человек искренне посвящает себя предан­ному служению Господу, твердо решив никогда больше не ро­ждаться в материальном мире.

В том, кто занимается преданным служением Господу, раз­виваются все лучшие качества. Он становится добрым, тер­пеливым, смиренным, умиротворенным, уравновешенным и привлекательным. Более того, сознание Кришны предлагает людям решение их экономических, социальных, политических, психологических, философских и религиозных проблем. Обо всем этом подробно говорится в книгах Шрилы Прабхупады.

Поэтому любому здравомыслящему человеку следует не­медленно принять сознание Кришны всем сердцем и душой.

Значение Шрилы Прабхупады

Почетного титула "Прабхупада" удостаиваются поистине великие духовные наставники, внесшие своими литературны­ми произведениями или проповеднической деятельностью вы­дающийся вклад в мировую духовную культуру. Среди них: Шрила Рупа Госвами Прабхупада, Шрила Джива Госвами Пра­бхупада и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Праб­хупада.

 


Для преданных ИСККОН имя "Прабхупада" связано, пре­жде всего, с Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведан-той Свами Прабхупадой. И это не случайно, поскольку он за­нимает уникальное положение в мировой истории религии.

В "Шримад-Бхагаватам" (1.5.11) Вьясадева утверждает, что назначение этого произведения — "совершить переворот в неправедной жизни сбившейся с пути цивилизации". Ученые-вайшнавы считают, что это утверждение Вьясадевы относит­ся к проповеднической деятельности Шрилы А. Ч. Бхактиве­данты Свами Прабхупады. Это он, спустя пять тысяч лет по­сле того, как Шрила Вьясадева составил Бхагаватам, напи­сал свои комментарии к этому произведению — комментарии Бхактиведанты. Эти комментарии стали важнейшим вкладом в невиданный доселе процесс духовного возрождения всего че­ловеческого общества, заблудшего во тьме материализма.

Господь Чайтанья говорил, что повсюду в мире, в каждом городе и деревне, люди услышат Его святое имя. Ачарьи, при­надлежавшие к сампрадайе Шри Чайтаньи, предсказывали, что широкое распространение сознания Кришны ознаменует собой начало Золотого Века, который наступит прямо посреди тьмы века Кали и продлится десять тысяч лет. Кроме того, Лочан Даса Тхакур пишет в "Чайтанья Мангале" о приходе великого сенапати (генерала), который будет активно пропо­ведовать послание Господа Чайтаньи. Это сокровенная мис­сия — распространить сознание Кришны по всему миру — была возложена на Его Божественную Милость А. Ч. Бхакти-веданту Свами Прабхупаду.

иШри Чайтанья-чаритамрита" подтверждает, что лишь тот, кого Кришна наделил особыми полномочиями, сможет разжечь сознание Кришны в сердцах многих людей. Живший в конце девятнадцатого века выдающийся ачарья-вайшнав, Бхактивинода Тхакур, предсказывал: "Очень скоро появится великая личность, которая распространит сознание Кришны по всему миру". Совершенно очевидно, что эта личность — Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Праб-хупада.

Бхактивинода Тхакур также говорил, что величие вайш-нава можно определить по тому, сколько неверующих благо­даря ему стали преданными. Очень сложно привести к созна-

 


нию Кришны даже достойного человека. Однако Кришна на­делил Шрилу Прабхупаду такими полномочиями, что он ты­сячами превращал в преданных представителей гедонистиче­ской молодежи Запада, т.е. тех, кто меньше всего подходил для этого. Никто не в силах до конца оценить тот невероят­ный труд, который проделал Шрила Прабхупада. Он в оди­ночку жил среди молодых людей, не имеющих ни малейшего представления о нормах ведической культуры, воспитанных в обществе, которое открыто поощряло мясоедение, недозволен­ные половые отношения, азартные игры и употребление одур­манивающих средств. Эти люди и понятия не имели, как вести себя с садху. Большинство из них абсолютно не подходило на роль кандидатов для духовной жизни.

Шрила Прабхупада не только жил среди таких людей, но со временем обучил многих из них таким образом, что сейчас их признают образцовыми вайшнавами и проповедниками, спо­собными нести сознание Кришны другим.

Несомненно, в Индии было много вайшнавов, обладающих преданностью, ученостью и отрешенностью. Однако факт остается фактом, что лишь Шрила Прабхупада был доста­точно компетентен, чтобы распространить сознание Кришны по всему миру. Чтобы попытаться распространить сознание Кришны за пределами Индии, требовалась непоколебимая ве­ра в наставления Господа Чайтаньи, указания своего духов­ного учителя и святое имя Кришны. Лишь Шрила Прабху­пада имел такую веру. Только он был настолько сострадатель­ным и обладал таким видением, что принес послание Господа Чайтаньи тем, кто наиболее нуждался в нем. Лишь один из самых возвышенных и приближенных к Кришне преданных способен на такое. Благодаря своим непревзойденным дости­жениям Шрила Прабхупада занимает уникальное положение в истории вайшнавской традиции.

Шрила Прабхупада был уполномочен распространить со­знание Кришны в той простой и практичной форме, которую бы смогли принять современные люди. Не внося в философию сознания Кришны никаких изменений, он сделал так, что её эзотерические истины стали понятны как ученому, так и че­ловеку неискушенному.

 


Шрила Прабхупада лично наблюдал за расширением и раз­витием ИСККОН. Это он был инициатором тех программ, которые составляют сейчас основу развития Движения: пу­бликация и распространение трансцендентной литературы, группы харинама-санкиртаны, храмы, ашрамы, распростра­нение прасада, трансцендентные фермерские общины, гуру-кулы, проповедь ученым и т. д.

Шрила Прабхупада дал подробные указания по каждому аспекту деятельности в сознании Кришны: как поклоняться Божествам, как соблюдать садхану, как проповедовать, как носить дхоти,как готовить для Кришны, как повторять ман­тры и т.п. Вот почему Шрила Прабхупада является ачарьей- основателем Международного общества сознания Кришны. Это он установил все стандарты в ИСККОН. Все предписа­ния, которым мы следуем, исходят также от него. Таким обра­зом, Шрила Прабхупада навсегда останется главным шикша-гуру и ачарьей ИСККОН.

Священные писания и религиозная традиция предлагают различные подходы к сознанию Кришны. Однако последова­тели Шрилы Прабхупады практикуют сознание Кришны так, как этому их научил Прабхупада, поскольку они понимают, что, будучи верным последователем своего гуру и предыдущих ачарьев, Шрила Прабхупада дал сознание Кришны в форме, наиболее приемлемой для нашего времени.

Шрила Прабхупада установил определенные правила, сле­довать которым должен каждый серьезный преданный. На­пример, Прабхупада настаивал на том, чтобы инициирован­ные преданные вставали до четырех часов утра, посещали мангала-арати ежедневно повторяли, по крайней мере, шест­надцать кругов маха-мантры и строго соблюдали четыре ре­гулирующих принципа.

Члены ИСККОН обязаны следовать всем стандартам, ко­торые установил Шрила Прабхупада. Те, кто хотят стать ис­тинными последователями Шрилы Прабхупады, должны стро­го выполнять все его указания. Не следует пытаться изменять или по-своему толковать те или иные предписания, поскольку Шрила Прабхупада дал совершенный метод духовного возро­ждения всего человеческого общества, и этот метод действе-

 


нен не только в настоящее время, но и на протяжении после­дующих десяти тысяч лет.

Гуру и духовное посвящение

Чтобы осознать свою истинную сущность, недостаточно просто читать книги. Вырваться из оков майи совсем не про­сто. На этом пути неизбежны трудности и испытания. Тот, кто полагается лишь на свои собственные силы, никогда не сможет войти в царство Бога. Поэтому все священные писа­ния особо подчеркивают, что обязательным условием успеха в духовной практике является принятие прибежища у истинного духовного учителя.

"Духовный учитель, — говорил Шрила Прабхупада, — ру­ководит каждым шагом в жизни своего ученика. Поэтому ду­ховный учитель должен быть совершенной личностью. Иначе как он сможет указать вам правильный путь? Поскольку уче­нику запрещено пренебрегать указаниями своего гуру, сле­дует принять такого духовного учителя, чьи наставления не позволят вам сбиться с выбранного пути. Если же вы станете учеником какого-нибудь мошенника, то погубите свою жизнь. Примите такого духовного учителя, чьи указания позволят вам достичь совершенства жизни. Такова суть взаимоотно­шений ученика и духовного учителя. Духовное посвящение — не формальность, это огромная ответственность" ("Шрила Прабхупада-лиламрита", т. 2, Сатсварупа Дас Госвами).

В настоящее время в ИСККОН любой ученик Шрилы Пра-бхупады, утвердившийся в духовной жизни и получивший спе­циальное разрешение, может принимать учеников. Тот, кто желает встать на путь сознания Кришны, может обратиться к одному из них с просьбой о духовном посвящении.

Слова "утвердившийся в духовной жизни" означают, что в течение долгого времени этот человек следовал четырем ре­гулирующим принципам, ежедневно повторял на четках не менее шестнадцати кругов Харе Кришна маха-мантры, вста­вал рано утром и посещал утренние программы в храме, ста­бильно занимался преданным служением, что он правильно

 


понимает философию сознания Кришны и действует в рам­ках Международного общества сознания Кришны, руковод­ствуясь указаниями Управляющего Совета ИСККОН (Джи-Би-Си).

Согласно "Хари-бхакти-виласе", тому, кто хочет получить духовное посвящение, надлежит, по крайней мере, в течение одного года регулярно слушать повествования о Кришне из уст продвинутого преданного. За это время между гуру и уче­ником должны установиться взаимоотношения, основанные на служении и желании ученика постичь трансцендентное зна­ние. Затем, если ученик уверен в своем выборе и точно знает, что перед ним именно тот человек, которому он сможет до­вериться и который приведет его к Кришне, он может обра­титься к выбранному духовному учителю, моля о прибежище и духовном посвящении.

Процедура духовного посвящения в Международном обще­стве сознания Кришны соответствует указаниям священных писаний и в то же время удовлетворяет потребностям та­кой крупной организации, как ИСККОН, где духовным учи­телям приходится много путешествовать и проповедовать по всему миру. Священные писания не рекомендуют принимать духовное посвящение в спешке. Поэтому, чтобы оградить как гуру, так и ученика от возможной ошибки, существует опреде­ленная система подготовки к духовному посвящению, которая включает в себя испытательный срок, а также тестирование кандидата.

Если, познакомившись с преданными ИСККОН, человек чувствует божественное вдохновение всерьез практиковать сознание Кришны, то сначала ему рекомендуется следовать наставлениям Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада явля­ется главным шикша-гуру (духовным учителем, дающим на­ставления) и ачарьей для всех преданных ИСККОН, и нович­кам следует принять его в качестве своего духовного учителя и поклоняться ему. Предлагая Кришне поклоны или пищу, эти преданные должны повторять пранама-мантру Шрилы Праб­хупады.

Преданный, который следует основным правилам духовной жизни — ежедневно повторяет шестнадцать кругов джапы

 


и соблюдает четыре регулирующих принципа, — уже через шесть месяцев может обратиться к одному из инициирующих гуру ИСККОН с просьбой дать ему духовное посвящение.

Принимать духовного учителя не следует "механически". Обращаясь к гуру за духовным посвящением, человек должен обладать знанием и верой. Чтобы понять, каковы качества ис­тинного духовного учителя, начинающий преданный должен изучать книги Шрилы Прабхупады и задавать вопросы стар­шим вайшнавам.

Тот, кого вы избрали своим духовным наставником, должен вдохновлять вас на преданное служение Господу. Вам надле­жит быть полностью уверенным в том, что этот преданный — верный последователь Шрилы Прабхупады и что его наста­вления полностью соответствуют указаниям Шрилы Прабху­пады.

Если вы обладаете такой убежденностью и верой в своего духовного учителя, вы можете обратиться к нему с прось­бой дать вам духовное посвящение. Тому, кто сомневается в своем выборе, для принятия окончательного решения может потребоваться более продолжительный (нежели шесть меся­цев) срок. С принятием духовного учителя не стоит спешить, так как принятие гуру — самое важное из решений, которое человек принимает за миллионы жизней.

Кого бы из инициирующих гуру ИСККОН вы ни приняли своим духовным учителем, он попросит вас следовать тем принципам, которые были установлены Шрилой Прабхупадой: вставать рано утром, ежедневно повторять шестнадцать кру­гов маха-мантры и т. д. Однако тот, кого вы примите духов­ным учителем, будет соединять вас с парампарой, поэтому желающим получить духовное посвящение настоятельно ре­комендуется отнестись к этому со всей серьезностью. Вы мо­жете обращаться за советом к старшим преданным, но, пре­жде всего, вам самим следует тщательно изучить характер того, кого вы хотите принять своим духовным учителем.

Критерием оценки истинного духовного учителя является то, насколько он обуздал шесть телесных побуждений, в ка­кой степени в нем развиты шесть положительных качеств и насколько он свободен от шести недостатков (более подробно

 


об этом можно узнать в книге "Нектар наставлений", тексты 1-3). Гуру должен быть сведущим в писаниях и обладать от­речением. Даже имея достаточные материальные средства для служения Кришне, он не должен испытывать привязанности к комфорту или богатству.

Помимо этого в процессе наблюдения ученику надлежит определить, насколько выбранный им духовный учитель посвя­тил себя преданному служению и проповеди сознания Криш­ны. При этом следует отметить, что высокое положение и большое количество учеников не являются критериями духов­ного развития человека в сознании Кришны или свидетель­ством того, что он способен воспитать в своих учениках пре­данность Верховной Личности Бога.

В идеале между учителем и учеником должны установиться близкие личные взаимоотношения. Поэтому, выбирая того, кто станет вашим духовным наставником, и кому вы будете поклоняться, следует принять во внимание и ваше личное от­ношение к этому человеку. Все истинные духовные учителя дают одни и те же наставления, но каждый гуру — неповтори­мая личность, и, кроме того, каждый духовный учитель имеет свой подход к обучению учеников. Например, некоторые гуру принимают всего несколько учеников и лично следят за ду­ховным развитием каждого из них; другие дают посвящение большому числу учеников, поручая заботу о них другим стар­шим преданным.

Следует быть осторожным, чтобы не принять посвящение против своей воли, под давлением чересчур назойливых уче­ников какого-либо гуру. Те, кто присоединяются к ИСККОН, могут просить посвящение у любого члена Общества, имею­щего право давать инициацию и обладающего необходимыми качествами духовного учителя.

Приняв духовного учителя, преданный продолжает, как и прежде, практиковать сознание Кришны. Однако он должен поклоняться не только Шриле Прабхупаде, но и своему гуру- Теперь, выражая почтение гуру или предлагая пищу Кришне, ему следует повторять пранама-мантру своего духовного учи­теля. Хотя он еще не прошел церемонии посвящения, он уже принял прибежище определенного гуру и поэтому должен вы­ражать ему подобающее почтение.

 


Ученик, принявший прибежище у духовного учителя, мо­жет получить духовное посвящение по истечении как мини­мум шести месяцев. Перед тем как инициировать, гуру ИСК-КОН должен получить рекомендацию от президента храма, где выполняет служение его ученик. Рекомендация выдается на основе:

1) результатов устного и письменного теста, проверен­
ного президентом храма (цель теста — выяснить, понимает
ли преданный, в чем смысл принятия духовного учителя, в чем
заключаются обязанности ученика, что значит быть членом
ИСККОН и другие важные философские моменты);

2) личного подтверждения президентом храма, что желаю­
щий получить инициацию ежедневно повторяет не менее шест­
надцати кругов маха-мантры, строго следует четырем регу­
лирующим принципам и решительно настроен практиковать
сознание Кришны на протяжении всей своей жизни.

Во время инициации гуру дает ученику духовное имя. Если ученик продолжает неуклонно следовать принципам предан-ного служения, то через шесть месяцев (или спустя более про­должительный срок), пройдя процедуры, подобные тем, что описаны выше, он сможет получить брахманическое посвяще­ние и мантры гаятри.

Не следует принимать инициацию в спешке, однако надолго затягивать решение этого вопроса также не рекомендуется. Как правило, те, кто начинают следовать четырем регулиру­ющим принципам и ежедневно повторять шестнадцать кругов маха-мантры (в особенности, если они заняты постоянным служением в храме), получают духовное посвящение в тече­ние одного-двух лет.

Инициированный преданный должен служить и принимать наставления не только своего духовного учителя, но и других (в особенности старших) преданных ИСККОН. Вполне есте­ственно, что ученик будет питать особую привязанность и доверие к своему духовному учителю, но этикет вайшнавов гласит, что духовным братьям гуру следует оказывать такое же почтение, как своему духовному учителю.

Если вы уже приняли посвящение у человека, который, со­гласно писаниям, не является настоящим вайшнавом, его не-

 


обходимо отвергнуть и принять вместо него истинного ду­ховного учителя. Те, кто уже получили посвящение у таких "гуру", подчас боятся их оставить, но беспокоиться тут не о чем. Указания священных писаний, запрещающие отвергать духовного учителя, не относятся к случаям со лжегуру, на­против, шастры говорят о необходимости отказа от такого "учителя". Те, кто принимают прибежище у истинного гуру- вайшнава, находятся под непосредственной опекой Кришны (подробное освещение этого вопроса вы найдете в "Шримад-Бхагаватам", Песнь 8, гл.20, текст 1, комм.).

Прежде чем принять посвящение, преданному рекоменду­ется внимательно изучить книгу The Spiritual Master and the Disciple, которая представляет собой сборник посвященных этому вопросу цитат из книг Шрилы Прабхупады.

Киртан

харер нама харер пама харер намаива кевалам калау части эва насти эва насти эва гатир аньятха

"В этот век раздоров и лицемерия достичь освобождения можно, лишь воспевая святые имена Господа. Нет иного пути. Нет иного пути. Нет иного пути" ("Брихан-нарадия Пурана").

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе харе рама харе рама рама рама харе харе ити шодашакам нампам кали-калмаша нашапам натах паратаропаях сарва-ведешу дришьяте

 


"Эти шестнадцать имен, состоящие из тридцати двух сло­гов, — единственный способ противостоять порочному влия­нию Кали-юги. Все Веды единодушно утверждают, что нет иного способа пересечь океан неведения, кроме повторения святых имен Господа" ("Калисантарана Упанишад").

В Кали-югу повторение святых имен Господа Хари явля­ется юга-дхармой, предписанным для данной эпохи методом духовного самоосознания. Повторение святых имен — чрез­вычайно важный процесс. Каждый должен посвящать ему как можно больше времени.

Повторять святые имена можно двумя способами: их мож­но петь, как правило, под аккомпанемент барабанов-мридаиг и каратал (это называется "киртаном") или тихо повторять на четках (такой способ называется "джапой").

Петь киртан несложно. Один преданный "ведет" киртан, т. е. поет первым, затем остальные преданные хором повто­ряют за ним мантру на тот же мотив. Обычно в киртаие используется простой мотив, чтобы каждый смог легко запо­мнить его и повторять за ведущим.

Наиболее важная мантра — это маха-мантра: Харе Криш­на, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, что означает: "О Кришна, о энергия Кришны, пожалуйста, позвольте мне служить Вам". Харе — это обращение к внутренней энергии Кришны, Хара (Шримати Радхарани). Кришна и Рама — это два главных имени всепривлекающей Верховной Личности Бога, источника вечного наслаждения.

Согласно наставлениям Господа Чайтаньи Махапрабху, ос­новное время в киртане необходимо отводить пению маха-мантры. Однако перед тем, как петь маха-мантру, следует повторить пранама-мантру Шрилы Прабхупады (см. главу "Песни и молитвы"), а также Панча-таттва маха-мантру: шри-кришна-чайтанья прабху нитьянанда шри-адвайта га-дадхара шривасади-гаура-бхакта-вринда.

Повторяя Панча-таттва мантру перед пением Харе Криш­на маха-мантры, мы призываем милость Господа Чайтаньи и его спутников, что помогает избавиться от оскорблений, ко­торые мы можем совершить при повторении Харе Кришна маха-мантры.

 


Существует также много других мантр и бхаджанов, на­писанных великими преданными Кришны. Пение этих молитв усиливает чувство нашей любви и преданности к Господу, по­этому преданным рекомендуется выучить наизусть хотя бы несколько из наиболее важных вайшнавских бхаджанов, в осо­бенности из тех, что включены в книгу "Песни ачарьев-вай-шнавов", опубликованную издательством "Бхактиведанта Бук Траст".

Джапа

Рис. 2.

Хранить джапа-малу нужно в специальном мешочке. В нем должно быть отверстие для указательного пальца, что позво­лит держать его снаружи и не касаться им четок (см. рис.2).

 


Сверху к мешочку пришивается тесемка, для того чтобы его можно было носить на шее (см. рис.2). Где бы ни находи­лись преданные, они всегда носят с собой четки, чтобы в сво­бодную минуту иметь возможность повторять Харе Кришна маха-мантру. Следите за тем, чтобы четки и мешочек всегда были чистыми. Не следует заносить четки в туалет.

Чтение духовной литературы

Чтение является одним из аспектов слушания — в процессе чтения человек также получает знание. Вайшнавская литера­тура представляет собой неисчерпаемую сокровищницу свя­щенных писаний, самые важные из которых были переведены на английский язык Его Божественной Милостью А.Ч. Бхак-тиведантой Свами Прабхупадой. И хотя Шрилы Прабхупады уже нет рядом с нами, тем не менее каждый может лично об­щаться с ним, читая его книги.

Получив от Кришны особые полномочия, Шрила Прабху-пада так искусно перевел на английский язык священные писа­ния, что все тонкости вайшнавской философии стали доступны для понимания современного человека.

Поэтому, если вы хотите понять суть философии сознания Кришны, читайте книги Шрилы Прабхупады. В этих книгах содержится всё необходимое для того, чтобы обрести созна­ние Кришны.

 


По словам самого Шрилы Прабхупады, наиболее важными из переведенных им книг являются "Бхагавад-гита как она есть", "Шримад-Бхагаватам", "Учение Господа Чайтаньи" и "Нектар преданности". В этих произведениях подробно объ­ясняются все аспекты духовной философии.

Новичкам рекомендуется начинать знакомство с книгами Прабхупады с "Совершенных вопросов, совершенных отве­тов", "Источника вечного наслаждения" и "Науки самоосозна­ния". Еще одной превосходной книгой для начинающих, как, впрочем, и для всех остальных, является "Прабхупада" — био­графия Шрилы Прабхупады, написанная Сатсварупой Дасом Госвами.

Прочитав эти книги, вы можете приступать к изучению "Бхагавад-гиты как она есть", "Шри Ишопанишад", "Нектара наставлений" и "Нектара преданности". При этом "Бхагавад-гиту" неплохо прочитать хотя бы два раза. Затем переходите к "Учению Шри Чайтаньи". Это произведение Шрила Праб­хупада называл "величайшим даром всему человеческому об­ществу".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.094 с.)