Поклонение Божествам: пуджа и арати 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поклонение Божествам: пуджа и арати



Этот аспект преданного служения довольно сложен и до­статочно объемен, поэтому я приведу лишь краткое его опи­сание. Представленная здесь информация главным образом предназначена для тех, кто поклоняется Господу у себя дома (она скорее будет полезна тем, кто поклоняется изображению Господа, а не установленным Божествам).

Вовсе не обязательно и даже нежелательно, чтобы каждый следовал усложненному стандарту поклонения. Лучше всего придерживаться упрощенного варианта пуджи, уделяя основ­ное внимание юга-дхарме, т.е. повторению святых имен Гос­пода. Безусловно, поклонение Божествам — важный аспект преданного служения, но для того, чтобы поклонение было эффективным, необходимо совмещать его с киртаном. Повто­рение святых имен — основной метод осознания Бога в эту эпоху. Желающим более детально изучить процесс покло­нения Божествам советую обратиться к опубликованной в

 


ИСККОН книге Pancaratra-pradipa, которая подробно осве­щает данный вопрос.

Согласно "Хари-бхакти-виласе" и другим авторитетным писаниям, стандарт поклонения Божествам может варьиро­ваться в зависимости от обстоятельств. Поэтому преданным, живущим дома, целесообразно поклоняться Господу в соот­ветствии со своими возможностями. Совсем не обязательно поклоняться домашним Божествам так же пышно, как в круп­ном храме.

По сути надлежащий стандарт заключается в следующем: необходимо установить Божества по всем правилам и покло­няться Им в строгом соответствии с указаниями священных писаний. Однако далеко не все преданные к этому готовы. Многие просто не имеют такой возможности. Именно для них и предназначены данные рекомендации.

Следует также отметить, что писания не дают одного, чет­ко сформулированного метода поклонения. Поэтому я опишу наиболее простые моменты, которые сможет легко освоить ка­ждый. Например, дома вполне нормально, что женщина про­водит пуджу и арати, хотя это недопустимо ни в одном из известных храмов Индии. Тем не менее даже дома женщины не должны непосредственно поклоняться Божествам во время менструации.

Всё, что находится в комнате Божеств, и все предметы, используемые в поклонении, должны содержаться в идеальной чистоте. Божества, изображения, украшающие алтарь ткани, раковины, платки, предлагаемые во время аратщ пол и стены комнаты Божеств — всё это требует регулярного ухода. Как только вы заметили, что одежды Божеств слегка обветшали или износились, смените их. Бронзовые и медные предметы должны быть всегда начищены до блеска. Цветы, предложен­ные во время аратщ лучше всего вечером убирать с алтаря.

Перед тем как проводить арати или предлагать пуджу (и даже перед тем, как готовить, если вы поклоняетесь устано­вленным Божествам), необходимо совершить омовение и на­деть чистую одежду. Поклоняться Божествам лучше всего в одежде из шелка или хлопка. Шерсть, согласно строгим прави­лам поклонения, не подходит для этой цели, хотя и считается

 


чистой. Любые синтетические ткани непригодны для покло­нения Божествам. Преданный, совершающий поклонение, дол­жен быть одет в вайшнавскую одежду (см. главу "Внешний вид вайшнава"), а не в одежду западного образца.

Хотя стандарт поклонения домохозяев может быть невы­соким, не нужно скупиться, поклоняясь Господу. Если у вас есть хоть какие-то средства, постарайтесь по крайней мере предлагать Божествам красивые, свежие цветы и качествен­ные благовония.

Кришна живет в деревенской атмосфере Вриндавана, и Ему очень нравятся цветы. Подношение из душистых цветов радует Кришну больше, чем подношение из золота и драгоцен­ных камней. Ему в особенности нравятся белые благоухающие цветы.

Церемония арати

На специально используемый для этой цели поднос поме­стите предметы, которые понадобятся вам во время арати. Предметы собираются вне комнаты Божеств. Когда всё го­тово, поставьте поднос на столик у алтаря. Предметы с 9 по 12 должны всегда находиться в комнате Божеств.

 


Предметы, используемые во время арати (см. рис.4).

1) Раковина, звук которой оповещает о начале и об окон­
чании арати.

2) Сосуд со свежей водой и ложечкой (для ачамана).

3) Благовония (три палочки, в крайнем случае — одна).

4) Панчапрадипа — светильник с пятью фитильками, про­
питанными топленым маслом (вместо него можно ис­
пользовать светильник с одним фитильком).

Раковина для предложения воды и подставка для нее.

Сосуд, в который сливается предложенная вода.

7) Платок. Для этой цели можно использовать носовые
платки без надписей. Лучше всего иметь два или три
платка специально для этой пели. Платок должен быть
чистым и аккуратно сложенным.

Тарелочка с цветами.

Масляный фитиль или свеча (со спичками).

10) Чамара (опахало).

Веер из павлиньих перьев.

Колокольчик.

Перед тем как войти в комнату Божеств, пуджари кланя­ется и совершает ачаман следующим обраизом: взяв ложечку в левую руку, он помещает три капли воды на правую ладонь, выпивает их, после чего произносит "ом кешавая намах". Про­цедура повторяется еще дважды. Но после того, как вы выпили воду во второй раз, повторите "ом нараяная намах", а после третьего раза — "ом мадхавая намах". Сосуд для ачамана ис­пользуется на протяжении всего арати. Водой из него вы бу­дете очищать предметы перед тем, как предлагать их Господу. Для этого достаточно трижды окропить при помощи ложечки тот или иной предмет. Кроме того, перед тем, как предлагать предмет, необходимо очистить тремя каплями волы и правую

Руку.

Совершив ачаман, окропите водой раковину (которую сле­дует хранить рядом с алтарем), возьмите её в правую руку и

 


трижды протрубите в нее. Снова очистите раковину водой из сосуда для ачамана, а также правую руку, войдите в комнату Божеств и, звоня в колокольчик, откройте занавес.

Как только занавес открывается, все присутствующие пре­данные кланяются Божествам, затем встают и начинают кир-тан. Пуджари очищает благовония (трижды окропляя их ос­нование водой из сосуда для ачамана) и зажигает их от ма­сляного светильника или от свечи, которые, в свою очередь, зажигаются при входе в комнату Божеств. Масляный светиль­ник может гореть постоянно. Благовония можно зажечь и при помощи спичек.

Затем очистите водой обе руки и колокольчик, возьмите его в левую руку, а благовония — в правую и начинайте арати. Последовательно предлагайте предметы, звоня в колокольчик.

Согласно опубликованному в ИСККОН руководству по по­клонению Божествам, предметы во время арати предлага­ются следующим образом. Вначале подношение следует по­казать Шриле Прабхупаде (или, если вы уже приняли при­бежище у одного из гуру ИСККОН, своему духовному учи­телю и затем Шриле Прабхупаде). Мы не можем предлагать что-либо непосредственно Кришне. Сначала мы должны пред­ложить это своему духовному учителю. Таким образом, мы должны предлагать предметы подношения Господу, сознавая себя слугой Шрилы Прабхупады и всех гуру парампары. Пред­лагая тот или иной предмет, мы плавно описываем им по часо­вой стрелке сначала вокруг стоп Господа, затем вокруг головы и, наконец, вокруг всего тела. Таким же образом предложите данный предмет вначале Шримати Радхарани, затем Господу Чайтанье, Господу Нитьянанде и далее всем гуру парампары от старшего к младшему, заканчивая своим духовным учите­лем. Мы предлагаем Шримати Радхарани то, что было пред­ложено Кришне, а Господу Чайтанье — то, что предложено Радхе и т. д. В некоторых писаниях говорится, что, предлагая тот или иной предмет, необходимо описывать им определенное число кругов.

Предметы во время арати предлагаются в следующем по­рядке.

 


Благовония.

Лампада.

3. Вода в маленькой раковине*.

Платок или ткань.

Цветы.

6. Чамара.

Павлиний веер.

Предлагая воду, понемногу сливайте её в специальный со­суд по мере предложения Божествам и далее духовным учи­телям ученической преемственности. Завершив предложение, слейте оставшуюся в раковине воду в специальный сосуд, возь­мите его в левую руку; повернувшись к преданным, налейте немного воды в правую ладонь и разбрызгайте её над их го­ловами. Повторите несколько раз, чтобы каждому попало на голову хотя бы несколько капель. Предлагая цветы, кладите по одному или по несколько цветов к лотосным стопам Божеств и гуру-парампары, а остальные раздайте присутствующим пре­данным.

Чамару и веер предлагают не описывающими движениями, а омахивая тех, кому вы поклоняетесь. Не следует предлагать веер зимой, поскольку воздух и без того достаточно прохла­ден. После предложения того или иного предмета не забы­вайте очищать водой руку. Перед тем как предлагать предмет, также окропите его водой.

Арати длится около двадцати минут. После его завершения пуджари трижды трубит в раковину, киртан прекращается, ведущий киртана повторяет према-дхвани (см. главу "Песни и молитвы"). Предложенные во время арати предметы выно­сят из комнаты Божеств для последующей чистки и мойки. Протрубив в раковину по завершении арати, пуджари пред­лагает Божествам ароматическое масло. Для этого следует об­макнуть ватный тампон в ароматическое масло и предложить его лицам Божеств. После этого палочка в качестве прасада

* Не путать с раковиной, в которую вы трубили перед началом арати (Прим. перев.).

 


отдается преданным, которые смазывают маслом верх правой ладони и вдыхают аромат. Заметьте, что Божествам нельзя предлагать масла, приготовленные на спиртовой основе.

Во время арати пуджари должен полностью сосредото­чить свое внимание на Верховном Господе, поклоняясь Ему с чувством глубокого почтения и благоговения.

Иногда во время арати Божествам предлагают только бла­говония, цветы и чамару. Такое подношение называется дхупа-арати. Но во время утреннего (мангала-арати) и вечернего арати (сандхья-арати) должны предлагаться все семь пред­метов, приведенных выше.

Пуджа

В шастрах описываются различные методы пуджи, при­чем все они весьма сложны. Поэтому здесь я приведу лишь основные принципы, так как не каждый сможет проводить пуджу в её усложненном варианте. Тому, как совершать пу­джу, необходимо обучаться после получения второй инициа­ции. Однако даже начинающие преданные, стремящиеся еже­дневно совершать несложную пуджу в домашних условиях, могут осуществить свое желание, следуя этим простым ре­комендациям. Данные рекомендации предназначены тем, кто поклоняется изображению Господа. Если же вы поклоняетесь Божествам из дерева, металла, мрамора или меди, вам лучше обратиться за советом к опытному пуджари.

Пуджа проводится рано утром после мангала-арати, после того как вы привели в порядок алтарь, протерли все изобра­жения и убрались в комнате Божеств. Согласно священным писаниям, во время пуджи следует предлагать пять, десять, шестнадцать или шестьдесят четыре упачары (предмета по­клонения). Основные пять упачар — это гандха (ароматиче­ская смесь), цветы, благовония, лампада и найведья (пища).

Сначала пуджа предлагается духовному учителю, затем Гаура-Нитай и только потом Радха-Кришне. Совершив пуджу духовному учителю, обратитесь к нему с молитвой, чтобы он позволил вам поклоняться Гаура-Нитай и Радха-Кришне.

 


Ниже приводится описание пуджи с предложением пяти пред­метов.

Приготовьте гандху (пасту из древесины сандалового де­рева и камфоры; при этом используйте розовое сандаловое дерево, а не ярко-красное). Сядьте на коврик в комнате Бо­жеств и поставьте перед собой на столик изображение своего духовного учителя. Умастите лоб духовного учителя гандхой. Затем возьмите свежий лист туласи и при помощи гандхи при­крепите его к правой руке гуру (помните, что туласи можно предлагать лишь лотосным стопам Божеств, относящихся к вишну-таттве; вы же помещаете лист туласи на руку духов­ного учителя для того, чтобы он предложил его лотосным сто­пам Кришны). После этого предлагайте благовония, светиль­ник и цветы (так же как во время арати). Предложив цветы, положите их к лотосным стопам духовного учителя. Теперь украсьте изображение гуру гирляндой из свежих цветов (де­лать гирлянду может либо сам пуджари, либо любой другой член вашей семьи). Далее точно так же предложите пуджу Панча-таттве, затем — Радха-Кришне. После этого предло­жите найведью (пищу). Это могут быть как свежие фрукты, сладости, молоко, так и вареные блюда. Итак, пуджа закон­чена, и вы можете проводить арати.

Во время пуджи следует повторять соответствующие ман­тры, прославляющие духовного учителя, Гаура-Нитай и Рад-ха-Кришну.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 893; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.015 с.)