Инвентаризация, ее роль и значение в бухгалтерском учете. Порядок проведения инвентаризации и отражение в учете ее результатов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инвентаризация, ее роль и значение в бухгалтерском учете. Порядок проведения инвентаризации и отражение в учете ее результатов.



Проводиться с целью обнаружения расхождений м\у учетными и фактическими данными.

Одно из важнейших требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету - требование реаль­ности его показателей. Отвечая этому требованию, данные бухгалтерского учета должны полно­стью соответствовать действительности. На практике они могут расходиться с действительно­стью. Это бывает по следующим причинам: 1. Естественным - привес, усушка, распыл, порча насекомыми и грызунами и т.д. 2. Неточ­ности при приемке или отпуске - пересортица, промеры, просчеты. 3. Ошибки в учете - описки, арифметические ошибки, неверные корреспонденции счетов. 4. Злоупотребления - хищения, об­меры, обвесы Все это не может быть выявлено в момент совершения операции- они не поддаются учету, так как не охватываются документацией. Поэтому для обеспечения соответствия фактических данных данным документов проводят инвентаризации. инвентаризация - пересчет средств в нату­ре. Она является обязательным дополнением документации. В зависимости от полноты охвата средств инвентаризация бывает полной - охватывающей все средства предприятия и частичной - охватывающей один вид средств. По своему характеру инвентаризация бывает плановой и внезапной. Инвентаризация проводится комиссией, назначаемой руководителем предприятия. К началу ее проведения в местах хранения заканчивают обработку первичных документов, выводят остат­ки. С материально-ответственных лиц берут расписку о том, что оно не имеет претензий к комис­сии и все ценности проверены в его присутствии. Инвентаризацию проводят по каждому матери­ально ответственному лицу и месту хранения средств в отдельности. Все материальные ценности подсчитывают, взвешивают, обмеряют. Данные заносят в инвентаризационные описи. По окончании проверки инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию. Там их данные сравнивают (сличают) с данными документов и составляют на основании этих сличительные ведомости, Выявленные отклонения - недостачи и излишки - регулируются. Комиссия выяв­ляет причины, виновников и дает распоряжения о том, что должно быть сделано для регулирова­ния отклонений, так называемых инвентаризационных разниц. Излишки приходуют как обычное поступление с уменьшением затрат на производство. Недостачи в пределах норм естественной убыли по распоряжению руководства списывают на за­траты производства. Недостачи сверх норм - за счет виновников, а если они не установлены - спи­сание на затраты (или на убытки) по распоряжению руководства. Все это комиссия отражает в Акте инвентаризации, каждая страница которого подписы­вается каждым членом инвентаризационной комиссии.

5. Счета бухгалтерского учета, их строение и содержание. Классификация счетов бухгалтерского учета. Планы счетов бухгалтерского учета.

Счет - это способ экономической группировки изменений средств и источников средств для контроля за ними. Счет делят на две части: левая -Дебет, правая - Кредит. Это делается для того, чтобы показать на разных сторонах счета операции по увеличению средств или их источников от операций по их уменьшению, чтобы было легче подсчитать их. Сумма операций по увеличению счета или его уменьшению за месяц называются оборотом счета за месяц по Дебету или Кредиту. Разница между суммами на одной стороне счета и суммами на другой стороне называется остатком или сальдо. Остаток на начало месяца называют начальным остатком (сальдо). Остаток на конец месяца называют конечным остатком (сальдо). В начале месяца счета открывают, в конце закрывают.

Все счета делятся на активные, пассивные., активно-пассивные Активные счета открываются по Активу баланса и на них учитываю средства организации, а также хозяйственные процессы. Пассивные открывают по Пассиву баланса и на них учитывают источники средств организации. Активные и пассивные счета имеют разное строение. В активных счетах сальдо записывают по Дебету, операции по увеличению записывают по Дебету, операции по уменьшению по Кредиту. В пассивных счетах сальдо записывают по Кредиту, операции по увеличению записывают по Кредиту, операции по уменьшению по Дебету. Операции по увеличению активных и пассивных счетов всегда записывают на той стороне счета, где записывают начальный остаток. Для того, чтобы закрыть активный счет надо к начальному остатку прибавить оборот по Дебету и вычесть из этой суммы оборот по Кредиту. Для того, чтобы закрыть пассивный счет надо к начальному остатку прибавить оборот по Кредиту и вычесть из этой суммы оборот по Дебету. К активно-пассивным счетам относятся счета, по которым допускается как дебетовый, так и кредитовый остаток. Данные счета можно подразделить на две группы: Счета с односторонним сальдо - счета, на которые в результате арифметических расчетов остается остаток либо по Дебету, либо по Кредиту; Счета с развернутым сальдо - счета, на которых допускается остаток одновременно и в Дебете, и в Кредите.

Счета БУ класс-ся по след признакам: Классиф счетов- распределение счетов по группам, в соответствии с их целевым назначением. Для отражения деят-ти предпр-я исп. большое кол-во счетов. При этом надо знать особ-ти и возм-ти кажд.счета. В б.у. счета классифиц-ся по эк. сод-ю, по назнач-ю и структ-е, по степени обобщ-я, по отн-ю к балансу.

1. по отношению к балансу: -балансовые –забалансовые балансовыми наз-ся счета отражающие состав имущества(акт счета) источники имущества (пас счета). На забалансовых счетах учитывается имущество не принадлежащее п/п, но временно находящееся в распоряжении организации (арендованные осн средства, материальные ценности на отв-ом хранении, бланки строгой отчётности). Забалансовые счета не вступают в корреспонденцию с др счетами.

2.по полноте содержания запичей: --синтетич –аналитич. Счета, на которых средства организации и их источники показываются только в их обоб­щенном виде называют счетами синтетического учета или синтетическими сч етам и. Они ведутся

только в денежном выражении. Однако данных этих счетов недостаточно детальны, поэтому для детализации данных синтетических счетов к ним открывают аналитические счета. Например, к синтетическому счету "Материалы" открывают аналитические счета по каждому виду материалов. Аналитические счета могут вестись в денежном, а также в денежном и натуральном выражении. Анали тическ и е счета открывают к конкретному синтетическому счету. Начальные остатки анали­тических счетов должны в сумме быть равны начальному остатку их синтетического счета. То же касается оборотов по дебету, кредиту и конечных остатков. Субсчет - это дополнительная группировка аналитических счетов в пределах синтетического

3. в зав-ти от структуры или назначения:

а) для учёта им-ва и его источников: --инвентарные –денежные –фондовые –расчётные –регулирующие.

б) счета для учёта хоз процессов: --калькуляционные –собирательно-распр-ые –операционно-результ-е –финансово-результативные.

Инвентарные счета предназначены для учёта имущества п/п, они всегда активные и след-но имеют только дебитовые сальдо, эта группа включает счета: 01 «основные средства» 04 «нематер активы» 43 «готовая продукция»

Фондовые счета предназначены для отражения ист-ов имущества, они всегда пассивны и имеют кредитовое сальдо, 80 «уставный капитал» 82 «резервный капитал» 83 «добавочный капитал».

Расчётные счета предн-ны для учёта расчётов п/п с различными юр и физ лицами (дебиторами и кредиторами). На акт РС отражается дебиторская задолженность: счёт 62 «расчёты с покупателями и заказчиками». На пассивных РС отражается кредиторская задолженность: счета 60 «расчёты с поставщиками и подрядчиками» 68 «расчёты по налогам и сборам».

Регулирующие счета служат для уточнения и корректировки оценки имущества или его источников: счёт 02 «амортизация осн средств» 05 «аморт нематер активов» 97 «расходы будущих периодов».

Калькуляционные счета это счета предназначенные для учёта фактич затрат, связанных с осуществлением какого-либо процесса. В них все затраты собираются по дебиту, и по кредиту отражается фактич ст-ть произвед-й продукции, законченных работ: счета 08 «вложения во внеоборотные активы» 20 «основное пр-во» 23 «вспомогат пр-во».

Собирательно-распределительные счета – сущ-ют для предварит группировки отдельного вида затрат с послед распр-ем их по назначению на др счета, затраты собираются по дебиту этих счетов, а распр-ся по кредиту: счета 25 «общепроизв-е расходы» 26 «общехоз расходы»

Операционно-результативные счета по дебиту и Кт утих счетов отражается одна и та же хоз операция, но в различной оценке. По дебиту этих счетов показывают расходы данной операции, а по кредиту доходы по операции. Сопоставление дебитового и кредитового оборотов позволяет определить фин результат от хоз операции: счета 90 «продажи» 91 «прочие доходы и расходы».

Финансово-результативные счета исп-ся для учёта конечных фин рез-ов всей деят-ти п/п. счёт 99 «прибыль и убытки» в дебите счёта отражаются убытки, в Кт прибыль и доходы

План счетов БУ

Планом счетов называется система­тизированный перечень счетов, определяющий построение всей системы бухгалтерского учета на предприятиях, в организациях и учреждениях. Он разрабатывается на основании экономической классификации счетов и утверждается Министерством финансов РФ. Этот план типовой, то есть применяется во всех сферах экономики, кроме бюджетной и кредитной. Использование для отражения однородных хозяйственных операций, хозяйственных средств и денежных обязательств соответствующих бухгалтерских счетов дает возможность оперативно обрабатывать информацию о финансовом и имущественном состоянии предприятия и проводить экономический анализ его деятельности. В настоящее время действует План счетов, утвержден­ный П риказом Минфина от 31.10.2000 г. N 94н.(ред. приказа 34н от 07.05.2003) План счетов включает в себя разделы, синтетические счета, их номера (шифры) и суб­счета. Он подразделяется на 9 разделов по экономическому содержанию счетов, в них содержа­щихся. Это: раздел - Внеоборотные активы (01- 09) раздел - Производственные запасы (10-19) раздел - Затраты на производство (20 - 39) раздел - Готовая продукция и товары (40 - 49) раздел - Денежные средства (50 - 59) раздел - Расчеты (60 - 79) раздел - Капитал (80-89) раздел - Финансовые результаты (90- 99) раздел - Забалансовые счета



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.007 с.)