Подведение итогов практики. Критерии оценки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подведение итогов практики. Критерии оценки



 

Подведение итогов и защита практики проходит на заседаниях круглого стола с участием преподавателей факультета журналистики, журналистов, студентов. Организуется обсуждение практики. Акцентируется внимание на актуальности тем, особенностях их разработки, а также проблемах, возникших при прохождении практики. Преподаватель анализирует итоги предыдущих практик студента, чтобы проследить динамику профессионального роста. По усмотрению преподавателя практика может быть рассмотрена в порядке индивидуальных бесед.

Практика студента оценивается по следующим критериям:

· количество и качество авторских материалов, их жанровая принадлежность, тематика, полнота раскрытия тем и др.;

· активность участия в работе редакции;

· характеристика из редакции;

· оформление папки с документами после прохождения практики (правильность написания отчета и др.)

· общее выполнение программы практики.

Первая (учебно-ознакомительная) практика оценивается по двухбалльной системе («зачтено», «не зачтено»). Оценка «не зачтено» ставится в том случае, когда студент не выполнил программу практики, не получил положительной характеристики, не проявил инициативу, не представил материалы, не проявил склонностей и желания к работе журналиста, не представил необходимую документацию.

Производственная практика оценивается по десятибалльной системе (от 4 до 10 баллов) и учитывается при подведении итогов общей успеваемости. Основными критериями оценки являются профессиональный и литературный уровень написанных авторских материалов, выполнение обязательного минимума заданий, творческая характеристика.

Получение неудовлетворительной оценки влечет за собой те же последствия (в отношении перевода на следующий курс, права на получение стипендии и т.д.), что и неудовлетворительная оценка по одной из теоретических дисциплин учебного плана.

Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине (болезнь, смерть близких родственников, форс-мажорные обстоятельства и прочие случаи, подтвержденные документально), направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность.

В ноябре на факультете журналистики Института журналистики традиционно организуется День практики. Проходят творческие презентации студентов, получивших высокие оценки за практику, выступают известные белорусские журналисты, которые руководили практикой студентов, организуются мастер-классы. Из материалов студентов, подготовленных во время практики, выделяются наиболее содержательные, глубокие, актуальные, профессионально выполненные работы, авторы которых представляются к поощрению. Лучшие практиканты отмечаются почетными грамотами, ценными подарками, денежными премиями. По результатам практики готовится специальный выпуск факультетской газеты.

Каждому студенту необходимо вести творческое досье (портфолио), к которому постоянно прилагать материалы, опубликованные им в СМИ (за весь период обучения). После окончания обучения в университете творческое досье предоставляется в государственную экзаменационную комиссию. Итоги практики подводятся на государственном экзамене, во время которого проходит защита творческого досье.

Творческое досье (портфолио) студента включает:

1. Сводный отчет по результатам профессиональной деятельности, а также ежегодные отчеты о прохождении практики.

2. Подборку материалов, опубликованных студентом в течение всего периода обучения.

3. Характеристики из редакций, в которых студент проходил практику.

На государственном экзамене комиссия выносит итоговую оценку результатов практики студента.

 

III. ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

Программа учебно-ознакомительной практики студентов II курса

 

Продолжительность практики – 4 недели (сентябрь, в некоторых случаях практика может быть перенесена на июль, август); базы практики – многотиражные, ведомственные, городские, районные, областные, издания.

Цель практики: формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для журналистской деятельности; закрепление теоретических знаний в области функционирования СМИ.

Задачи практики: знакомство с организацией работы редакции, процессом выпуска и оформления газеты; изучение опыта работы редакции с письмами читателей, авторским (внештатным) активом; выполнение редакционных поручений; знакомство с творчеством наиболее опытных журналистов, постижение секретов их мастерства; приобретение первых навыков самостоятельной работы по подготовке журналистских материалов в информационных жанрах; расширение и углубление полученных знаний по системе и типологии прессы.

Объем практики. При прохождении учебно-ознакомительной практики студент должен (в случае прохождения практики в газете):

· подготовить к печати собственные материалы (не менее 2), написанные в информационных жанрах (несколько заметок, интервью, отчет, репортаж и др.) по заданию редакции или по собственной инициативе;

· изучить периодическое издание (концепцию и тематическое содержание, проблематику, особенности оформления и др.);

· познакомиться с организацией и планированием работы газеты (в ходе беседы с главным редактором, его заместителями);

· познакомиться с процессом выпуска издания, начиная со сбора информационного материала журналистами, его обработки в отделах редакции, верстки газетных полос номера и заканчивая технологическим процессом печати тиража газеты;

· изучить структуру редакции, секретариата, отделов;

· присутствовать на заседаниях редакционной коллегии;

· принимать участие в летучках, планерках, «круглых столах»;

· научиться выбирать тему, собирать и обрабатывать материал;

· посетить вместе со штатным журналистом пресс-конференцию, брифинг и т.п.

· по возможности редактировать материалы внештатных авторов, письма читателей;

· по возможности сделать корректуру нескольких полос газеты.

При прохождении учебно-ознакомительной практики студенту важно получить представление об издании и его задачах, о структуре и отличительных чертах организации работы редакции, о читательской аудитории. Во время практики студент выполняет все требования руководителя практики от редакции, подчиняется режиму рабочего дня. Исходя из возможностей и потребностей редакции, студент может быть привлечен к выполнению обязанностей одного из сотрудников (как правило, корреспондента).

Практика должна дать студентам II курса представление о разнообразии журналистского труда, о видах деятельности сотрудников редакции, творческой атмосфере редакционных коллективов. Учебно-ознакомительная практика может стать началом контактов студентов с тем или иным СМИ для внештатного сотрудничества, прохождения здесь в дальнейшем производственных практик.

По результатам прохождения учебно-ознакомительной практики выставляется зачет/незачет.

 

Программа первой производственной практики студентов III курса

 

Продолжительность практики – 4 недели (сентябрь; в некоторых случаях практика может быть перенесена на июль, август); базы практики – городские, районные, областные и республиканские издания, информационные агентства.

Цель практики: повышение уровня профессионального мастерства; закрепление навыков подготовки публикаций в информационных жанрах; знакомство с аналитическими жанрами.

Задачи практики: закрепление теоретических знаний, полученных на I-II курсах; подготовка и публикация материалов в информационных жанрах; детальное знакомство с обязанностями корреспондента; выработка умения работать с авторами и читательским активом; проявление и развитие творческой инициативы.

Объем практики. При прохождении первой производственной практики студент должен (в случае прохождения практики в газете):

· подготовить к печати не менее 5 авторских материалов в информационных жанрах (заметки, репортажи, интервью, отчеты и др.);

· по возможности подготовить 1-2 публикации в аналитических жанрах (корреспонденции, статьи);

· организовать и подготовить материал рекламного характера;

· по возможности опубликовать несколько фотографий;

· выезжать в командировки;

· поработать в секретариате, сделать макеты нескольких полос;

· по возможности выполнить корректуру номера газеты;

· дежурить по номеру, принимать участие в вычитке материалов;

· регулярно принимать участие в редакционных планерках и летучках;

· готовить к печати подборки писем читателей или делать обзор редакционной почты.

· участвовать в организационно-массовой работе редакции (рейд, «круглый стол» или других массовых мероприятиях).

 

При прохождении первой производственной практики студенту важно получить системные знания о работе корреспондента районной, областной или республиканской газеты. При этом работу практиканта курирует либо руководитель отдела, либо другой работник редакции (журналист, сотрудник секретариата), который помогает ему советами, делится секретами будущей профессии.

При написании творческого отчета важно акцентировать внимание на трудностях, возникавших во время прохождения первой производственной практики. Рекомендуется представить также развернутые творческие истории подготовки своих публикаций. В них содержатся важные элементы формирующегося профессионального опыта.

По результатам прохождения первой производственной практики выставляется оценка по десятибалльной системе.


Программа второй и третьей производственной практики студентов IV-V курсов

Продолжительность практики на IV курсе – 4 недели (сентябрь; в некоторых случаях практика может быть перенесена на июль, август), на V курсе – 8 недель (сентябрь-октябрь; в некоторых случаях практика может быть перенесена на июль-август, август-сентябрь); базы практики – городские, районные, областные и республиканские издания, информационные агентства.

Цель практики: з акрепление профессиональных навыков студентов в рамках выбранной специализации; повышение уровня профессионального мастерства; специализация по определенному тематическому направлению; формирование навыков подготовки публикаций в аналитических и художественно-публицистических жанрах; проявление студентом способностей к самостоятельной деятельности, деловых и нравственных качеств, заинтересованности в журналистском труде.

Задачи практики: закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных на III и IV курсах при изучении специальных дисциплин; подготовка и публикация авторских информационных, аналитических, расследовательских, рекламных материалов в соответствии с избранной тематической специализацией; знакомство с обязанностями заведующего отделом; освоение опыта организации редакционного аппарата; углубление знаний в области производства и оформления газет, рекламы и PR.

Объем практики. При прохождении второй и третьей производственной практики студент должен (в случае прохождения практики в газете):

· подготовить к печати не менее 8 публикаций (IV курс), не менее 10 публикаций (V курс) в соответствии с избранной специализацией, из которых 3-5 должны иметь проблемно-аналитический характер;

· участвовать в качестве обозревателя в редакционной летучке;

· регулярно дежурить по номеру газеты;

· организовывать и редактировать авторские выступления (корреспонденции, статьи, тематические подборки, отклики, предложения, реагирования на критические выступления);

· принимать участие в создании и редактировании рекламных текстов;

· готовить оригинал-макеты отдельных полос и номера, делать компьютерную верстку;

· по возможности опубликовать фотоматериалы в разных жанрах (фоторепортаж, 3-5 фотоинформаций);

· участвовать в перспективном планировании деятельности редакции, разработке, организации и проведении рекламных и PR-кампаний.

 

При прохождении второй и третьей производственной практики у студентов должны сформироваться профессиональные журналистские качества, проявиться творческие наклонности. Это время пробы сил в публикациях по специализированной тематике и расширения жанровой палитры своих публикаций.

Необходимо, чтобы студент прошел стажировку в одном из ведущих творческих отделов редакций, а также в секретариате. В ходе практики в отраслевом отделе (экономики, политики, социальных проблем и др.) студент знакомится с профилем отдела, его проблемно-тематическими направлениями, с недельными, месячными, квартальными планами работы, со структурой отдела, функциями его сотрудников. Под руководством заведующего отделом практикант составляет свой план работы на весь период практики. Этот план должен отвечать задачам редакции, вписываться в общую тематику планов отдела.

Работая в секретариате редакции, практикант должен освоить макетирование газетных полос, компьютерную верстку, попробовать себя в дизайне и оформлении периодического издания. При этом он может совмещать секретарскую работу с литературной, редакторской, выполняя задания различных отделов редакции.

При написании отчета о практике важно акцентировать внимание на трудностях, возникавших во время профессионального становления. Особо выделяются и высоко оцениваются опубликованные аналитические, расследовательские материалы.

По результатам прохождения второй и третьей производственной практик выставляется оценка по десятибалльной системе.

 

Программа преддипломной практики студентов V курса

 

Продолжительность практики – 4 недели (февраль); базы практики – районные, областные и республиканские издания, информационные агентства.

Цель практики: формирование у студентов профессиональных качеств журналиста; выявление степени подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной работе по специальности; полное проявление студентом своих способностей к самостоятельной журналистской деятельности; специализация по определенному тематическому направлению.

Задачи практики: закрепление и углубление теоретических знаний, полученных за годы обучения; проверка умения студентов использовать их в реальной деятельности редакций СМИ; приобретение устойчивых практических навыков в будущей профессии; сбор информации для написания дипломной работы.

Объем практики. При прохождении преддипломной практики студент должен (в случае прохождения практики в газете):

· работать в корреспондента, специального корреспондента, фотокорреспондента, обозревателя;

· подготовить к печати не менее 8 публикаций в соответствии с избранной специализацией, большинство из которых должны иметь аналитический характер;

· редактировать материалы штатных и внештатных сотрудников редакции;

· организовывать выездные приемные, дни подписчика, «круглые столы», встречи с читателями и др.;

· принимать участие в текущем и перспективном планировании деятельности редакции;

· выступать в качестве обозревателя на редакционных летучках;

· участвовать в разработке стратегии рекламной и PR-деятельности редакции;

· собирать эмпирический материал для написания дипломной работы.

Преддипломная практика, как правило, проводится по месту будущего распределения. Во время прохождения преддипломной практики студент должен, определив тему выпускной квалификационной работы, собрать материал и подготовить основные разделы дипломного сочинения.

По результатам прохождения преддипломной практики выставляется оценка по десятибалльной системе.

 

Программа практики студентов заочного отделения

Практика в СМИ является составной частью учебного плана студентов заочного отделения.

Предусматриваются следующие виды практик:

· Учебно-ознакомительная практика (II курс, 4 семестр, 2 недели, май).

· Первая производственная практика (III курс, 6 семестр, 2 недели, май).

· Вторая производственная практика (IV курс, 8 семестр, 2 недели, май).

· Преддипломная практика (V курс, 10 семестр, 4 недели, декабрь).

Студенты заочного отделения самостоятельно ищут место прохождения практики. Основные принципы организации практики и требования по выполнению программы совпадают с требованиями, предъявляемыми к студентам дневного отделения. В связи с разной продолжительностью практики у студентов заочного и дневного отделения, объем практики (в данном случае, количество опубликованных, подготовленных к печати материалов) может быть сокращен.


IV. ПРИЛОЖЕНИЯ

Памятка для редакции периодического издания

Студент-практикант обязан:

· подготовить для издания несколько своих материалов (по заданию редакции или по своей инициативе), неся при этом ответственность за достоверность и точность изложенных в текстах фактов;

· выполнять требования, предъявляемые к нему в редакции, относительно режима рабочего дня, соблюдения правил внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности.

 

Для студента важно получить представление:

· об издании и его задачах;

· о структуре и особенностях организации работы редакции (редколлегии, секретариата, отделов, рекламных служб и др.);

· о технике и технологии оформления и выпуска номеров;

· о читательской аудитории.

В период практики студент, исходя из возможностей и потребностей редакции, может быть привлечен к:

· выполнению обязанностей одного из сотрудников (как правило, корреспондента), участию в редакционных планерках и летучках;

· работе с письмами читателей, организации и редактированию материалов внештатных авторов;

· подготовке макетов номеров, корректуре, дежурству по номеру;

· организационно-массовой работе редакции (подготовка рейда, «круглого стола» и др.).


План-схема отчета по практике

По окончании практики студент пишет творческий отчет, в котором должны быть освещены следующие моменты:

· место и время прохождения практики (название газеты/журнала/агентства, учредитель, местонахождение редакции, фамилия главного редактора);

· краткий анализ комплекта номеров печатного СМИ (тип издания, учредитель, издатель, адрес редакции, цена, периодичность, тематика, формат, особенности оформления, тираж, сведения о распространении, количество полос, основные рубрики и др.);

· кто руководил практикой от редакции (фамилия и должность);

· в каком отделе и кем работал практикант;

· был ли составлен план практики в соответствии с программой или спецификой отдела или редакции, как он выполнен;

· какие материалы подготовлены (по заданию редакции и по собственной инициативе), сколько из них опубликованы;

· в каких организационно-массовых мероприятиях редакции участвовал (рейд, круглый стол и проч.);

· в какие командировки выезжал по заданию редакции;

· какие методы сбора информации использованы при подготовке к печати авторских материалов;

· особенности работы практиканта с письмами читателей;

· профессиональные навыки, приобретенные за время практики, конкретные виды помощи, которые оказывали работники редакции;

· затруднения, которые встретились при прохождении практики;

· как выполнены план и программа практики (отметить, что не выполнено и почему).

· подведение итогов и предложения относительно организации очередной практики.

Образец титульного листа

 

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Институт журналистики

Факультет журналистики

 

 

Название кафедры

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.124.8 (0.064 с.)