ТОП 10:

Норманнская теория: за и против



Политика Владимира I.

После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями, когда удельный древлянский князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен во рву падавшими лошадьми, а Владимир при этом известии бежал к королю Норвегии Хакону Могучему. Всей Русью стал править Ярополк Святославич.

Тем временем Владимир в Скандинавии набрал с Добрыней варяжское войско и в 980 году вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.

Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью варяжского правителя города Рогволода. Его дочь Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Затем с большим варяжским войском осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родня, запугав мятёжом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

 

По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова («Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века) это случилось 11 июня 978 года.

Языческое правление

Новый князь киевский (величался также хазарским титулом каган) принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества также есть сведения, что князь ввёл, подобно скандинавам, практику человеческих жертвоприношений богам.Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг Крещение

Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии.

Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому».

В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну с попами. Отправившись в Константинополь, Владимир вместе со своей дружиной прошел обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев.

В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным — в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове.

Военные походы

В 981 году (по другой версии, исходящей из более ранней даты вокняжения Владимира и политической обстановки в Польше — 979) Владимир воевал с польским княземМешко I за приграничную Червенскую Русь. Завоевание Червена и Перемышля.

В 981—982 Владимир совершил поход на вятичей, который закончился обложениемданью.

В 983 Владимир покорил балто-литовское племя ятвягов и установил контроль над Судовией, что открывало путь к Балтике.

В 984 Владимир совершил поход на радимичей, чьи земли лежали между Киевом и Новгородскими землями. Покорение радимичей объединило северные и южные регионы Руси.

В 985 Владимир воевал с «болгарами». Некоторые исследователи идентифицируют их с дунайскими болгарами, однако по «Памяти и похвале» противником Владимира были «серебряные», то есть волжские булгары. Одержав победу, Владимир заключил с булгарами мир на выгодных для Руси условиях. В том же 985 он обложил данью Хазарию.

В 988 году Владимир предположительно покорил земли Таманского полуострова и посадил своего сына Мстислава (Храброго) на княжение в Тмутаракани.

В 988—989 осада Корсуня в Крыму. По ПВЛ город сдался после длительной осады, когда русские перекопали трубы, по которым в город поступала вода из колодцев. Затем византийские императоры прислали свою сестру Анну замуж за Владимира, после чего он вернул город Византии и по возвращении в Киев приступил к крещению народа.

В 991 году поход в днестровские земли против белых хорватов.

В 992 успешная война с Польшей за Червенскую русь.

В 994—997 Владимир повторил поход против волжско-камских булгар и двинулся на Северный Кавказ.

Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были: Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый (король Польши), Болеслав II (король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии).

Проблемой Руси оставались постоянные набеги печенегов: в 990, 992 на Переяславль, 993, в 996 состоялась битва у Василево, в997 нападение на Киев, в 1001, в 1013 состоялось польско-печенежское вторжение на Русь. Воспоминания о печенежской войне уже век спустя приняли эпические формы (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и др.). Для обороны от печенегов был построен ряд крепостей по южному рубежу Киевской Руси, а также сплошная стена (частокол) на земляной насыпи, называемыйЗмиевы валы. По южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. По свидетельству византийского императораКонстантина VII Багрянородного, печенеги кочевали на расстоянии одного дня пути от Руси.

аконодательство и чеканка монеты

Владимир начал также чеканку монеты — золотой («златников») и серебряной («сребреников»), воспроизводившей византийские образцы того времени.

Златники и сребреники стали первыми монетами, выпущенными на территории Руси. Только на них сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира, человека с небольшой бородой и длинными усами.

По монетам известен и княжеский знак Владимира — знаменитый трезубец, принятый в XX в. Украиной в качестве государственного герба. Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями — Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, — а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя.

Культурно-социальная политика

Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с Крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы в земле Русской, проводилась она насильственно:

Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары, в том числе учившиеся на Афоне. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Иларион.

При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси, хотя первые сохранившиеся постройки относятся ко времени его сына Ярослава. Заложены города Владимир-на-Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.) и многие другие.

Политика Ярослава Мудрого.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Итак, в 1019 году Ярославокончательно утвердился в Киеве. Можно по-разному относиться к его приходу к власти. Был ли он братоубийцей или сам стремился отомстить за смерть братьев, вопрос очень сложный. Однако кем бы он ни был, его последующее правление действительно стало временем расцвета Руси. Свое прозвище Мудрый своим правлением Ярослав,безусловно, заслужил.

Остановимся на основных направлениях его внутренней политики.

1. укрепление государственного единства. Со смертью Святополкаспокойствие на Русь не пришло. Еще один брат - Мстислав, правивший в далекой Тмутаракани, не вмешивался в начавшуюся междоусобицу, давая Святополку иЯрославу возможность самим разобраться друг с другом. Теперь же, когда победитель был известен, Мстислав напомнил о себе. Правда, он показал себя достаточно «скромным» братом. Не претендуя на Киев, он потребовал «лишь» половину государства с центром в Чернигове. С этого времени Чернигов становится вторым по значимости городом на Руси, после Киева. Между братьями вспыхнула война, апофеозом которой стала битва под городом Листвен в 1024 году. Мстислав одержал победу, и Ярославу пришлось согласиться с его условиями. Русь была разделена между братьями. После этих событий братья жили достаточно мирно, даже осуществляли совместные походы против соседей (об этом речь пойдет далее). Так продолжалось до 1036 года. В этом году умер Мстислав,не имея наследников,иЯрослав вновь стал единоличным правителем. Однако, умирая, Ярослав повторил поступок своих предков – разделил государство между сыновьями, заложив, тем самым, предпосылки для будущих междоусобиц.

2. укрепление православия.Во время правления Ярослава был построен ряд церквей и храмов, из которых самый замечательный – храм Св. Софии в Киеве. Он был построен как аналог самому известному на тот момент православному храму в мире – храму Cв. Софии в Константинополе. К правлению Ярослава необходимо отнести и зарождение монашеской обители в пещерах над Днепром – будущей Печерской обители, современной Киево-Печерской лавры. Также было устроено первое на Руси книгохранилище (библиотека). При Ярославе Мудром появился и 1-й русский митрополит – Илларион (1051 г.). До этого времени все митрополиты на Руси были из числа приезжих греков (византийцев).

3. подавление восстания в Суздале (1024 г.). В тот год в Суздальской земле случился неурожай и начался голод. Тогда большинство местного населения, при подстрекательстве языческих волхвов, подняли восстание против зажиточного населения, обвинив их в колдовстве, что те «задерживают изобилие». Для волхвов это была попытка вернуть себе утраченные с принятием христианства позиции. Тем более что в этом регионе христианство было еще очень непрочным. Народ пошел по селам, истребляя местных богачей как колдунов. Восстание достигло таких размеров, чтоЯрославу пришлось самому прибыть для подавления мятежа. Восстание было подавленно, но что характерно – Ярослав карал не за веру, а за уголовное преступление. Однако после этого началось активное внедрение христианства в данном регионе (строились церкви, отправлялись в те земли проповедники и т. п.).

4. активное градостроительство. При Ярославе Русь стала покрываться новыми городами, такими как Ярославль, Юрьев (Дерпт), Волок Ламский (будущийВолоколамск) и др. Шло активное строительство и в уже существующих городах, особенно в Киеве. Он вообще становится одним из крупнейших европейских городов того времени. Когда дочь ЯрославаАнна приехала в Париж, то он ей показался маленьким городишкой по сравнению с русской столицей. Чего только стоили знаменитые Золотые ворота, построенные в Киеве именно при Ярославе.

5. начало создания летописного свода – «Повести временных лет». Летопись – запись событий по годам («летам»). Авторство первой русской летописи приписывают монаху Нестору. Видимо это не совсем верно. Летопись явно создавала целая группа монахов, Нестор же ее либо возглавлял, либо его имя просто единственное из дошедших до нас соавторов этой работы. Кстати, первоначальный вариант ПВЛ до нас не дошел, мы располагаем лишь ее поздними копиями. Это дает основание ряду историков вообще отрицать достоверность текста летописи. Однако, зная трепетное отношение тогдашнего человека к книжному слову, мы вряд ли имеем дело с позднейшей фальшивкой. Другое дело, что переписываемые копии несут на себе всевозможные описки и неточности, что естественно при переписывании текста вручную. Поэтому к этому источнику необходимо относиться осторожно, но не в коем случае не отказываться от его дальнейшего изучения.

6. создание первого письменного сборника законов на Руси – «Русской Правды». Законы естественно были и раньше. Однако они не были записаны, были ориентированны на традицию, так называемое «устное право». С усложнением государственного управления появилась необходимость в законах письменных. Этот процесс был свойственен всей тогдашней Западное Европе, там появляются свои письменные своды законов («варварские правды»: «Салическая Правда»франков,«Саксонская Правда» и т. п.). К середине XI века дело дошло и до Руси. «Русская Правда» во многом отражала старые обычаи славян. Однако это не была простая фиксация норм «устного права». Во-первых, в новом законе был ограничен обычай кровной мести. Пока еще речь не идет об его отмене, настолько он укоренился в русском праве (как и в других «варварских» правах). Однако теперь кровная месть была ограниченна только кругом ближайших родственников. Уже сыновья и внукиЯрослава начали активную борьбу с этим обычаем. Во-вторых, «Русская Правда» не вводила за совершенные преступления жестокие меры наказания, ограничиваясь штрафами, которые назывались «виры». В-третьих, текст законов отражает существующее социальное расслоение в обществе, которое с усложнением государства, только прогрессировало. К примеру, «вира» за преступления против одних социальных слоев отличалась от «виры» за преступление против других слоев. Таким образом, на основе «Русской Правды» мы можем делать выводы о социально-экономическом развитии Руси в данный период.

Внешняя политика Ярослава Мудрого. Теперь перейдем к основным направлениям внешней политики Ярослава Мудрого.

1. укрепление династических связей.Ярослав, сам женатый на дочери шведского короля, стремился устроить брачные дела своих детей с иноземными монархами.

2. Польша.Мы уже останавливались на роли поляков во время междоусобицы1015-1019 гг.После ее окончания возникла проблема возвращения «Червенских городов». В 1031 году Ярослав и Мстислав предприняли совместный поход против поляков, в ходе которого «Червенские города» были возвращены Руси. Однако в дальнейшем взаимоотношения между Русью и Польшей меняются. Польша, испытывая мощное давление со стороны Германской империи и Чехии, стала искать союза с Русью. Союз был заключен и укреплен династическими браками (см. таблицу выше). В дальнейшем Ярослав оказывал помощь польскому королю Казимиру I в войнах с Чехией и прибалтийскими славянскими языческими племенами.

3. степь. Отношения Руси с печенегами продолжали оставаться довольно напряженными. Хотя после окончания междоусобицы они вроде бы не беспокоилиЯрослава, но удар можно было ожидать в любой момент. И он наступил. В 1036 году, после смерти Мстислава, Ярослав отправился в Новгород. Этим воспользовались печенеги. Они совершили набег на Киев и осадили его. Ярослав вернулся, снял осаду с Киева и нанес сокрушительное поражение печенегам, от которого они так и не смогли оправиться. Несколько десятилетий Русь жила спокойно. Однако «свято место пусто не бывает». Как в свое время печенеги сменили хазар, так и теперь на место ослабленных печенегов пришли новые кочевники – половцы. Уже сыновьям Ярославапришлось столкнуться с новыми кочевниками в южнорусских степях (об этом речь пойдет в следующей лекции).

4. Византия. После длительного периода мира между Русью и Византией последовала новая, последняя война между этими государствами. Поводом послужило убийство нескольких русских купцов в Константинополе. Вновь были затронуты торговые интересы Руси, и Ярослав в 1043 году начал войну. Война в целом для Руси была неуспешной, однако и греки понесли серьезные потери. Мирный договор был подписан в 1046 году. Он был скреплен династическим браком (см. таблицу выше). От этого брака в 1053 году был рожден будущий великий киевский князь Владимир Мономах, речь о котором пойдет в следующих лекциях.

Таким образом, за годы правления Ярослава Мудрого международный престиж Руси резко возрос. С ее политикой считались ведущие европейские державы того времени.

Ярослав Мудрый умер в 1054 году в возрасте 76 лет. Умирая, он вновь разделил Русь между оставшимися в живых сыновьями: Изяславу достался, на правах старшего в роду, Киев, Святославу – Чернигов, Всеволоду – Переяславль, а Вячеславу – Смоленск. В результате предпосылки для новых междоусобиц были созданы.

Реформы «Избранной Рады».

Около 1549 г. вокруг молодого Ивана IV сложил-

ся совет близких к нему людей, получивший название «Избранная

рада». Так назвал его на польский манер А. Курбский в одном из сво-

их сочинений. Состав Избранной рады не совсем ясен. Ее возглавлял

А. Ф. Адашсв, происходивший из богатого, но не очень знатного рода.

В работе Избранной рады участвовали представители различных

слоев господствующего класса: князья Д. Курлятев, А. Курбский,

М. Воротынский, московский мифополит Макарий и священник

Благовещенского собора Кремля (домашней церкви московских ца-

рей), духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Виско-

вагый. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между

различными слоями господствующего класса. Избранная рада просу-

ществовала до 1560 г.; она проводила преобразования, получившие

название реформ середины XVI в. Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государст-

венного управления, а также управления отдельными территориями

стали поручаться («приказываться», как тогда говорили) боярам. Так

появились первые приказы — учреждения, ведавшие отраслями госу-

дарственного управления или отдельными регионами страны. В сере-

дине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском),

Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная па-

лата (Арсенал). Иностранными делами управлял Посольский приказ,

финансами — приказ Большой приход, государственными землями,

раздаваемыми дворянам,— Поместный приказ, холопами — Холопий

приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями, на-

пример приказ Сибирского дворца управлял Сибирью, приказ Казан-

ского дворца — присоединенным Казанским ханством.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк — крупный государст-

венный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов

и судом. С усложнением задач государственного управления число

приказов росло. Ко времени петровских преобразований в начале

XVIII в. их было около 50. Оформление приказной системы позво-

лило централизовать управление страной.

Стала складываться единая система управления на местах. Ранее

там сбор налогов поручался боярам-кормленщикам, они были факти-

ческими правителями отдельных земель. В их личное распоряжение

поступали все средства, собранные сверх необходимых податей

в казну, т. е. они «кормились» за счет управления землями.

В 1556 г. кормления были отменены. На местах управление (сыск

и суд по особо важным государственным делам) было передано

в руки губных старост (губа — округ), избиравшихся из местных

дворян, земских старост — из числа зажиточных слоев черносошного

населения там, где не было дворянского землевладения, городовых

приказчиков или излюбленных голов — в городах. Таким образом,

в середине XVI в. сложился аппарат государственной власти в, фор-

ме сословно-представительной монархии.

Судебник 1550 г.Общая тенденция к централизации страны вы-

звала необходимость издания нового свода законов — Судебника

1550 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители нового Су-

дебника внесли в него изменения, связанные с усилением централь-

ной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев

день и была увеличена плата за «пожилое». Феодал теперь отвечал

за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от

господина. Впервые было введено наказание за взяточничество госу-

дарственных служащих.

Еще при Елене Глинской была начата денежная реформа, по ко-

торой московский рубль стал основной денежной единицей страны.

Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Насе-

ление страны было обязано нести тягло — комплекс натуральных

и денежных повинностей. В середине XVI в. была установлена еди-

ная для всего государства единица взимания налогов — большая

соха. В зависимости от плодородия почвы, а также социального по-

ложения владельца земли соха составляла 400—600 десятин земли.

Военная реформа.Ядро армии составляло дворянское ополче-

ние. Под Москвой была посажена на землю «избранная тыся ча»—1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя,

должны были смагь его опорой. Впервые было составлено Уложение

о службе. Во1чинник или помещик мог начинать службу с 15 лет

и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли и боярин,

и дворянин должны были выставлять одного воина и явля!ься на

смотры «конно, людно и оружно».

В 1550 I . было создано постоянное стрелецкое войско. На пер-

вых порах стрельцов набрали 3 тыс. человек. Кроме тою, в армию

стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно.

Была усилена аршллсрия. Для несения пограничной службы привле-

калось казачество.

Бояре и дворяне, сое являвшие ополчение, назывались «служилы-

ми людьми по отечеству», i. e. по происхождению. Другую группу

составляли «служилые люди но прибору» (т. с. по набору). Кроме

стрельцов туда входили пушкари (артиллеристы), городская стража,

близки к ним были казаки. Тыловые работы (обоз, строительство

фортификационных сооружений) выполняла «посоха» — ополчение

из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей.

На время военных походов ограничивалось местничество. В сере-

дине XVI в. был составлен официальный справочник — «Государев

родословец», упорядочивший местнические споры.

Стоглавый собор.В 1551 г. по инициативе царя и митрополита

был созван Собор русской церкви, получивший название Стоглавого,

поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения

церковных иерархов отразили перемены, связанные с централизацией

государства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы

Ивана IV. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных рус-

ских землях, был составлен общерусский список.

Упорядочивалась и унифицировалась обрядность на всей терри-

тории страны. Даже искусство подлежало регламентации: предписы-

валось создавать новые произведения, следуя утвержденным образ-

цам. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретен-

ные ею до Стоглавого собора. В дальнейшем церковники могли

покупать землю и получать ее в дар только с царского разрешения.

Таким образом, в вопросе о монастырском землевладении утверди-

лась линия на его ограничение и контроль со стороны царя.

Реформы 50-х годов XVI в. способствовали укреплению Россий-

ского централизованного многонационального государства. Они уси-

лили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального

управления, укрепили военную мощь страны.

Семибоярщина

Семибоярщина - «седьмочисленные бояре», правительство, образовавшееся в России в июле 1610 г. и формально просуществовавшее до избрания на трон царя Михаила Романова. Состояло из членов Боярской думы – князей Ф. И. Мстиславского, И. М. Воротынского, А. В. Трубецкого, Б. М. Лыкова, а также И. Н. Романова, Ф. И. Шереметева. В начале работы правительства в ней принимал участие и князь В. В. Голицын. Главой Семибоярщины был избран князь, боярин, воевода, влиятельный член Боярской думы с 1586 г. Федор Иванович Мстиславский (?-1622). В истории его политической деятельности он трижды отказывался от выдвижения на русский трон (1598, 1606, 1610 гг.), и согласился быть лишь главой объединенного боярского правительства в 1610 г.

Идея избранного боярского правительства неоднократно возникала в русской истории XVI-XVII вв., в том числе при Иване Грозном (Избранная рада) и Феодоре Ивановиче (в 1585 г. в подобное правительство входили Ф. И. Мстиславский, Н. Р. Юрьев, С. В. Годунов, князья Н. Р. Трубецкой, И. М. Глинский, Б. И. Татев, Ф. М. Троекуров), однако в полной мере реализовалась лишь в период Смуты.

История ее избрания связана с отречением царя Василия Шуйского. 17 июля 1610 г. бояре и дворяне во главе с воеводой Захарием Ляпуновым, ворвались в царский дворец и потребовали от Шуйского отречься от престола. В тот же день его насильно постригли в монахи. Одной из побудительных причин подобных действий был распространившийся слух о возможности объединиться с русскими сторонниками Лжедмитрия II, низложить его вместе с ними и совместно избрать нового царя, пока же прекратить междоусобную войну, избрав коалиционный орган управления из 7 бояр. 24 июля польские войска во главе с С. Жолкевским подошли к Москве. Боясь искать опоры и помощи внутри страны (в стране полыхала крестьянская война под руководством И. И. Болотникова, московские бояре решили обратиться к полякам с предложением найти компромисс. В начавшихся переговорах представители Семибоярщины дали обещание, несмотря на протесты русского патриарха Гермогена, не избирать царём представителя русских родов.

17(27) августа 1610 г. поляки дали согласие правительству Семибоярщины подписать договор. Согласно ему, правителем Семибоярщины русским царём признавался сын польского короля Сигизмунда III – королевич Владислав, который призывался на русский престол. Ограждая свои привилегии, аристократическое правительство добилось включения статей, ограничивавших права Владислава (необходимость принятия им православия ещё в Смоленске, обязательство жениться только на русской, ограничение количества приближённых лиц из Польши, сохранение всех прошлых порядков с неизменным крепостным правом и т.п.). С. Жолкевский, понимая, что подписание договора может быть негативно воспринято польским королем, направил к тому посольство в составе князя В. В. Голицына и митрополита Филарета Никитича Романова (отца Михаила Романова). Приняв посольство, Сигизмунд III потребовал, чтобы не его сына, а его самого Семиборящина признала царем России. По его требованию С. Жолкевский привез в Польшу низложенного царя Василия Шуйского, в то время как правительство Семиборящины в ночь на 21 сентября 1610 г. тайно впустило в Москву польские войска, стоявшие в непосредственной близости от Поклонной горы под селом Дорогомиловым. В российской историографии этот факт рассматривается как акт национальной измены.

Наместник Владислава (так как королевичу было всего 15 лет) Александр Гонсевский, получивший чин боярина, стал самовластно распоряжаться в стране. С октября 1610 г. реальная власть в столице и за ее пределами сосредоточилась в руках военных руководителей польского гарнизона (А. Гонсевского и С. Жолкевского). Не считаясь с русским правительством из семи бояр, он щедро раздавал земли сторонникам Польши, конфискуя их и у тех, кто оставался верен стране. Это изменило отношение самих членов правительства Семибоярщины к призванным ими полякам. Воспользовавшись растущим недовольством, патриарх Гермоген начал рассылку грамот по городам России, призывая оказывать сопротивление новой власти. За это он был взят под стражу и впоследствии казнен.

Семибоярщина номинально функционировала вплоть до освобождения Москвы Народным ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского. В польской историографии ее оценка разнится с российской. Она считается избранным правительством, на законной правовой основе (договор от 17 августа 1610 г.) пригласившим иностранцев управлять Московией.

Восстание Степана Разина

С. Т. Разин происходил из домови-

того казачества: к казацкой верхушке принадлежали, вероятно, сю

предки в первом поколении. Как сообщает один из современников,

«вид его (Разина.— Авт.) был величественный, осанка благородная,

выражение лица гордое, роста он был высокого, лицо имел рябова-

тое. Он обладал способностью внушать страх и любовь». С. Т. Ра-

зин хорошо знал положение и нужды народа. С казацким посольст-

вом он бывал в Москве. Дважды прошел через всю Россию от Дона

до Соловецких островов в Белом морс. Возглавлял отдельные казац-

кие походы. Не случайно о личности С. Т. Разина были сложены

многочисленные легенды, песни, сказания.

В 1667 г. под руководством С. Т. Разина голутвенные (неиму-

щие) казаки, отправившись в поход за зипунами, захватили Яицкий

городок (современный Уральск) и сделали его своим опорным пунк-

том. В 1668—1669 гг. они подвергли опустошительному набегу Кас-

пийское побережье от Дербента до Баку, разбив флот иранского

шаха. С богатой добычей через Астрахань и Царицын С. Т. Разин

и его войско вернулись на Дон, обосновавшись в Кагальницком го-

родке. Этот поход не выходил еще за рамки обычного казацкого по-

хода за добычей.

Восстание 16701671 гг.Весной 1670 г. С. Т. Разин начал но-

вый поход на Волгу. Этот поход имел открыто антиправительствен-

ный характер. В нем приняли участие крепостные крестьяне, казаче-

ство, посадское население, мелкие служилые люди, бурлаки, работ-

ные люди. Наряду с русскими и украинцами в походе участвовали

многие представители народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары,

мордва и др.

Среди народа распространились «прелестные (от слова "прель-

щать") письма» С. Т. Разина, в которых излагались требования воеставших: истреблять воевод, бояр, дворян, приказных людей, «измен-

ников вывалить и мирских кравапивцев вывалить». Как писал один

иностранец — современник событий, С. Т. Разин «повсюду обещал

уничтожение рабства, освобождение оч ига .... бояр или дворян ...»

Среди восставших был силен наивный монархизм. Крестьяне верили

в доброго царя. Распространялся слух, что вместе с С. Т. Разиным

на Москву идут якобы сын царя Алексея Михайловича — Алексей

(умерший в 1670 г.) и опальный патриарх Никон.

Весной 1670 г. С. Т. Разин овладел Царицыном. Чтобы обеспе-

чить свой тыл, летом того же года разницы заняли Астрахань, чер-

ный люд которой открыл восставшим ворота города. Армия восстав-

ших двинулась вверх по Волге. Без боя сдались Саратов и Самара.

Надо отметить, что разинцы в духе того времени не щадили своих

противников — иыгки, жестокие казни, насилие «сопровождали» их

действия во время походов. На время затянувшейся осады Симбир-

ска приходится наивысший подъем движения. Восстание охватило

громадную территорию — от низовьев Волги до Нижнего Новгорода

и от Слободской Украины до Заволжья.

Осенью 1670 г. царь Алексей Михайлович произвел смотр дво-

рянского ополчения, 30-тысячная армия двинулась на подавление

восстания. В октябре 1670 г. осада Симбирска была снята, 20-тысяч-

ное войско С. Т. Разина разбито, а сам руководитель восстания, тя-

желораненый, был вывезен в Кагальницкий городок. Зажиточные ка-

заки обманом захватили С. Т. Разина и выдали его правительству.

Летом 1671 г. мужественно державшийся во время пыток С. Т. Ра-

зин был казнен на Красной площади в Москве. Отдельные отряды

повстанцев сражались с царскими войсками до осени 1671 г.

Подавив восстание, правительство принудило казаков Дона при-

нять присягу, что они не будут давать приют царским недругам; а в

1667 г. казаки впервые принесли общую для всех подданных прися-

гу на верность царю. Казачество все больше внимания стало уделять

хлебопашеству.

Восстание С. Т. Разина заставило правительство искать пути ук-

репления существующего строя. Была усилена власть воевод на мес-

тах, проведена реформа податной системы (с 1679 г. перепит к под-

ворному обложению), усилился процесс распространения крепостни-

чества на южные окраины страны. Оно подтолкнуло правительство

к преобразованиям, которые были проведены в конце XVII — первой

четверти XVIII в.__

Крестьянский вопрос

В его царствование проводились заседания комиссий, призванные облегчить положение крепостных крестьян; так был введён запрет ссылать на каторгу крестьян, продавать их поодиночке и без земли, крестьяне получили право выкупаться из продаваемых имений. Была проведена реформа управления государственной деревней и подписан «указ об обязанных крестьянах», ставшие фундаментом отмены крепостного права. Однако полного освобождения крестьян при жизни императора не состоялось.

Вместе с тем, историки — специалисты по русскому аграрному и крестьянскому вопросу: Н.А.Рожков, американский историк Д.Блюм и В. О. Ключевский указывали на три существенных изменения в данной области, произошедшие в царствование Николая I:

1. Впервые произошло резкое сокращение численности крепостных крестьян — их доля в населении России, по разным оценкам сократилась с 57-58 % в 1811—1817 годах до 35-45 % в 1857—1858 годах и они перестали составлять большинство населения[25]. Очевидно, немалую роль сыграло прекращение практики «раздачи» государственных крестьян помещикам вместе с землями, процветавшей при прежних царях, и начавшееся стихийное освобождение крестьян.

2. Сильно улучшилось положение государственных крестьян, численность которых ко второй половине 1850-х годов достигла около 50 % населения[26]. Это улучшение произошло в основном благодаря мерам, предпринятым графом П. Д. Киселёвым, отвечавшим за управление госимуществом. Так, всем государственным крестьянам были выделены собственные наделы земли и участки леса, а также повсеместно были учреждены вспомогательные кассы и хлебные магазины, которые оказывали крестьянам помощь денежными ссудами и зерном в случае неурожая. В результате этих мер не только выросло благосостояние госкрестьян, но и доходы казны с них увеличились на 15-20%, недоимки по податям уменьшились вдвое, а безземельных батраков, влачивших нищенское и зависимое существование, к середине 1850-х годов практически не осталось, все получили землю от государства[27].







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.226.179 (0.046 с.)